Концессии в области недропользования — это передача концедентом концессионеру прав на поиск, разведку и добычу природных ресурсов.
Концессии в области инфраструктуры — это передача концедентом концессионеру прав на владение и пользование объектами инфраструктуры, находящимися в собственности государства или муниципального образования. К таким объектам могут относиться объекты коммунальной и дорожной инфраструктуры, объекты систем образования и здравоохранения и прочие объекты, заключение концессионных соглашений в отношении которых допускается нормами российского законодательства.
Договор коммерческой концессии регулируется главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и представляет собой самостоятельный вид договора. Целью коммерческой концессии является продвижение на рынке новых товаров, работ, услуг. Эта форма концессии позволяет использовать опыт и положительные результаты деятельности предпринимателей, уже имеющих определённых имидж на рынке.
По типу концессионного соглашения (контракта) можно выделить следующие типы концессий:
ВОТ — строительство, управление, передача;
FBOOT — финансирование, строительство, владение, передача;
BOL — строительство, управление (эксплуатация), лизинг;
DBOM — проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт;
DBOT — проектирование, строительство, эксплуатация, передача;
BOD — строительство, эксплуатация, поставки;
BOOST — строительство, владение, эксплуатация, субсидирование, передача;
BRT — строительство, аренда, передача;
BTO — строительство, передача, эксплуатация [6, с. 7].
Анализ методологических основ применения концессии в качестве механизма реализации инновационной политики позволяет сделать следующие выводы: эффективность использования концессионного механизма для внедрения инноваций в инфраструктурных отраслях обусловлена тем, что концессионер, стремясь снизить издержки при реализации концессионного проекта, ищет пути повышения эффективности функционирования объекта концессии и труда работников за счёт применения наиболее эффективных технических решений, внедрения инновационных технологий.
Литература
1. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнёрство. — М.: ИМЭМО РАН, 2009. В 2-х т. Т. 1 — 312 с.
3. Ведель Ж. Административное право Франции. — М.: Прогресс, 1973 — 474 с.
4. Глинкин Е.А. Вместе весело шагать... Проблемы реализации концессионного механизма как формы государственно-частного партнёрства // Международная экономика. — 2009 — № 10 — С. 35-42.
5. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010 — 284 с.
6. Кондратьев В.Б. Концессии в экономике: страна, регион, город. — М.: ИМЭМО, 2001 — 95 с.
7. Лебедева М.Ю. Проблемы применения закона «О концессионных соглашениях» в аэропортах Российской Федерации // Транспортное право. — 2006. — № 3. — С. 24-29.
8. Матвеев Д.Б. Государственно-частное партнёрство: зарубежный и российский опыт. — СПб.: Наука, 2007 — 171 с.
9. Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика — М.: Нестор академик Паблишерс, 2002 — 251 с.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР
Г.П. Беляков,
профессор, советник губернатора, заместитель председателя президиума КНЦСО РАН, заместитель председателя совета ректоров (г. Красноярск),
доктор экономических наук
Э.В. Степанова,
доцент кафедры экономики и менеджмента Сибирского Федерального университета (г. Красноярск), кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматривается инновационная система региона, субъекты инновационного развития. Дается определение инновационного кластера, раскрываются особенности формирования инновационного кластера на начальном этапе, а также стимулирование кластерных инициатив. Определены основные направления развития инновационного кластера.
Ключевые слова: инновационная система, инновационный кластер, стимулирование кластерных инициатив, интеграция
УДК 334 ББК 65.04
Развитие инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений развития в Российской Федерации. При этом Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются практически все условия для активного развития инновационной сферы.
Инновационное развитие региональной экономики предполагает кластеризацию экономики, создание на территории
региона «точек инновационного роста» и формирование элементов инновационной системы.
Структура экономики края, сегодняшнее состояние промышленности и предпринимательства, характеризующиеся сырьевой направленностью и высокой степенью физического или морального износа производственных мощностей, потерей рынков высокотехнологичной продукции и переходом на им-
портозамещение, требует немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе. Необходимость внедрения новаторства в регионе в настоящее время имеет острейшую актуальность, задержка в развитии инновационной деятельности может привести край к переходу к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградации региона в целом.
Перевод экономики России на инновационный путь развития требует создания инновационной системы в регионах. Важную роль в построении инновационной системы территории выполняют технопарки, бизнес-инкубаторы, создающие условия для инновационного развития субъектов региона. На территории края создан и функционирует Региональный инновационный центр. Концепция «Регионального инновационного центра» базируется на идее бизнес-акселератора, в свою очередь основанной на создании и развитии быстрорастущих инновационных предприятий. В течение трех лет планируется создание более 30 абсолютно новых предприятий, ведущих инновационную деятельность. Проект «РИЦ» предполагает комплексный подход к процессу создания, поддержки и развития инновационного бизнеса в регионе. «РИЦ» осуществляет сопровождение инновационных проектов от точки «поиска проекта» до точки «продвижения и сбыта инновационной продукции на рынке». Реализация проектов строится на принципе частно-государственного партнерства. Одним из возможных вариантов взаимодействия бизнеса и органов государственной власти является софинан-сирование реализации проекта за счет средств федерального и/или краевого инвестиционных фондов.
Основные направления деятельности центра:
— поиск и внедрение новых технологий и разработок;
— аудит и подготовка проектов к коммерциализации;
— привлечение инвестиций;
— софинансирование инновационных проектов;
— трансфер инновационных технологий и проектов.
Краевой инновационно-технологический бизнес-инкубатор
(КРИТБИ) является элементом инновационный системы края. Главная задача бизнес-инкубатора — коммерциализация и внедрение научно-технических разработок. Учреждение предоставляет инновационным предприятиям помещения в аренду, оказывает консультационные, бухгалтерские, юридические услуги, помогает подготовить бизнес-план, оценить потенциальный рынок инновационного продукта, привлечь финансирование, защитить интеллектуальную собственность, лицензировать готовый продукт.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Приоритетными направлениями в нашей стране являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. Разработка этих направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных, международных и региональных программ и проектов.
Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Эффективной формой развития инновационного потенциала территории являются инновационные кластеры, получившей распространение в большинстве развитых стран в США, Германии, Италии, Франции и т.д.
Мы определяем кластер как интегрированную структуру со множеством взаимосвязей и взаимозависимостей. Важным элементом кластера является инфраструктура как совокупность экономических субъектов и механизмов, обеспечивающая эффективное взаимодействие производителей и потребителей продукции кластера в процессе её создания и распространения. Структура кластера кроме производителей и потребителей включает посредников, инвесторов, информационную инфраструктуру, государственные организации, инфраструктуру меж-
дународных связей. Совокупность элементов и связей между субъектами можно рассматривать как источник влияния на внешнюю среду. Изменения внешней среды приводят в свою очередь к изменениям экономических интересов субъектов кластера: к возникновению, исчезновению, изменению. Необходимо направить изменения на инновационный путь развития для повышения конкурентоспособности кластера и региона в целом.
Тенденции развития кластерных структур мирового промышленного производства имеют инновационную направленность. В условиях нестабильности внешней среды возникает необходимость обеспечения постоянной мобильности производственных процессов и предполагает определение четкой стратегии кластера. Участники кластера — это множество юридических лиц, которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера для удовлетворения своих интересов. Потребности рынка ориентированы на инновационную продукцию. Для этого необходимо обеспечить управляемость участников кластера, разделяющих общую миссию инновационной направленности. Условиями для формирования общей миссии кластера и дальнейшей разработки стратегии участниками кластера являются:
— совместная деятельность в рамках общей структуры управления промышленных и научных организаций;
— тесная взаимосвязь перспективных маркетинговых исследований;
— наличие единых инновационных и инвестиционных программ;
— проведение НИОКР НИИ, КБ по основным стратегическим направлениям бизнеса;
— компьютеризация и информатизация управленческих процедур совместной деятельности науки и производства;
— использование систем стимулирования творческой активности персонала;
— защита собственных «ноу-хау», обеспечение экономической и технологической безопасности.
Кластерная модель является более предпочтительной для инновационного развития территорий, так как имеет следующие преимущества:
— обеспечение концентрации разрозненного промышленного и научно-технического потенциала на основных направлениях стратегического развития кластера;
— оптимизация затрат на НИОКР за счет единой направленности производственной и товарной стратегии кластера;
— создание условий для государственного регулирования, путем привлечения государственных средств;
— привлечение инвестиций к финансированию коммерчески эффективных НИОКР и создания на этой базе производств;
— использование франчайзинговых отношений, аутсорсинга, субконтрактных отношений между участниками кластера.
В условиях быстрого инновационного развития возникает необходимость в высоком уровне инновационной активности участников кластера для достижения общих стратегических целей. Производство и инновация не всегда интегрируются. Для обеспечения инновационного развития кластера необходим механизм, направляющий взаимодействие участников кластера по инновационному пути развития. Инновационное развитие кластера определяется стадиями жизненного цикла. На каждой стадии жизненного цикла срабатывает определенный механизм, обеспечивающий эффективность кластера в зависимости от степени вовлечения в деятельность его участников.
Механизм функционального обеспечения инновационной деятельности кластера необходим для создания условий эффективного взаимодействия его участников: инновационное обеспечение, инвестирование с целью коммерциализации инновационных разработок, внедрение в производство и финансовое обеспечение. Механизмы, позволяющие осуществить инновационный процесс, составляют систему инновационных механизмов и включают следующие группы:
механизмы организации инновационной деятельности;
механизмы разработки и внедрения инноваций;
механизмы финансирования и стимулирования инновационной деятельности;
механизмы технологического трансферта;
механизмы интеллектуальной собственности.
Система инновационных механизмов обеспечивает эффективный инновационный процесс на макро, мезо и микро
уровнях. Система инновационных механизмов деятельности кластера относится к мезоуровню и является составной частью инновационной стратегии развития региона.
Кластер является гибкой и подвижной структурой, благодаря разнообразию экономических интересов взаимодействующих субъектов кластера. Экономическая заинтересованность предприятий кластера, как интегрированной структуры, определяется в следующих направлениях:
— ограниченность ресурсов;
— привлечение инвестиций в бизнес;
— эффект специализации (экономия, возникающая при сосредоточении материальных и трудовых ресурсов на конкретном виде деятельности);
— распределение рисков;
— налоговые льготы;
— стабильность, либо развитие хозяйственной деятельности.
Мотивы интеграции предприятий разделяются на 4 группы.
1) Стратегические:
— приспособление к конъюнктуре существующего рынка (потребители, продукты, технологии);
— освоение новых рынков.
2) Организационно-экономические:
— собственная единая инфраструктура;
— оптимизация бизнес-процессов;
— экономия на транзакционных издержках;
— взаимная заинтересованность;
— возможность реализации взаимовыгодных проектов;
— получение синергетических затрат.
3) Социальные:
— сохранение рабочих кадров;
— дополнительные рабочие места;
— формирование потенциального слоя предпринимателей;
— снижение социальной напряженности.
4) Технико-экономические:
— желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал;
— альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологии. [1]
Определим основные выгоды для бизнеса от развития кластера, которые могут состоять из повышения эффективности и снижении издержек в текущей деятельности, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий и рынков. Предприятия могут получить подобные выгоды посредством:
— повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих;
— доступности и качества специализированного сервиса;
— доступа к различного рода финансовым ресурсам;
— доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;
— доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;
— построение сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
— создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера.
Инновационный процесс направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.
Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.
К этим элементам относятся:
• инициация инновации;
• маркетинг инновации;
• выпуск (производство) инновации;
• реализация инновации;
• продвижение инновации;
• оценка экономической эффективности инновации;
• диффузия (распространение) инновации.
Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).
После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.). Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
Сложным этапом инновационного процесса является начальный этап, инициация инновации. Возникает необходимость в создании особой структуры, объединяющей участников инновационного процесса. Опыт развитых стран показывает эффективность развития инновационного процесса в кластерной форме организации предприятий.
На начальном этапе формирования инновационного кластера большую роль играют инициаторы интеграции предприятий в кластер. Опыт показывает, что наиболее влиятельными участниками этого процесса являются промышленные лидеры, администрация региона и инновационные структуры. Кластерные инициативы стали центральной чертой активизации роста и повышения конкурентоспособности кластеров. Данный подход приобрел наибольшую популярность в области создания и укрепления кластеров.
Кластерные инициативы это организованные региональные отраслевые сети, объединяющие экономических партнеров и нацеленные на улучшение инновационной деятельности и международной конкуренции. Кластерные инициативы это инструмент реализации кластерной политики региона. Практика реализации кластерной политики в разных странах показала выгоды кластерных инициатив. Перспектива получения компаниями и регионами потенциальных выгод от реализации кластерных инициатив побуждает правительства регионов и другие государственные структуры к запуску политик кластерного стимулирования. Поощрение кластерных инициатив осуществляется на основе трех важных видов деятельности:
— повышение производительности (путем использования специализированных видов ресурсов, доступа к информации, синергизма, и доступа к государственным товарам);
— ускорение инновационной работы (посредством проведения совместных исследований и более интенсивной конкуренции);
— формирование новых предприятий (занятия ниш и расширения границ кластерной карты).
Кооперация участников кластерной инициативы является основой дальнейшего развития. Следствием роста зависимости конкурентоспособности регионов от инновационной способности целых предприятий и отраслей (а не от отдельных компаний) становится повышение важности кооперации для увеличения упомянутой способности. Реализация совместных проектов способствует не только возможному использованию синергетического потенциала отдельных фирм, но и решительному и систематическому укреплению экономической структуры в целом.
Компании целевой группы часто характеризуются наличием повышенной заинтересованности в совместных проектах с участием других фирм или учреждений, выполняющих НИОКР. Упомянутые проекты могут осуществляться в следующих областях:
— НИОКР — Подготовка специалистов;
— Производство — Организация;
— Маркетинг — Информационные технологии;
— Логистика — Интернационализация;
1)Инициирование и поддержка кооперативных проектов
Задачей кластерной инициативы является выдвижение,
стимулирование и обеспечение сотрудничества между компаниями, университетами, а также учреждениями-исполнителями НИОКР.
2) Кооперация с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и образовательными учреждениями и специализированными сервисными центрами
Важным элементом обеспечения высокой степени надежности инновационных проектов является привлечение к участию в них научно-исследовательских, опытно-конструкторских и образовательных учреждений, а также специализированных организаций сервисного обслуживания.
3) Разработка специальных схем поддержки для кооперативных проектов
Для привлечения компаний к сотрудничеству важно разработать соответствующие основы для поддержки указанной деятельности. Следует сформулировать основные направления вспомогательных программ, обеспечивающих распределение грантов, ориентированных на покупателя.
4) Поддержка сотрудничества
Сотрудничество с кластерными инициативами из других регионов является важным для сохранения конкуренции и высоко инновационного характера кластерной инициативы.
Для оценки эффективности формирования кластера необходимы основные индикаторы кластерных инициатив. Проведению оценки кластерной инициативы должно предшествовать определение измеримых индикаторов. Данные показатели обеспечивают качество оценки и могут быть использованы в качестве основных рубежей для сравнения с другими инициативами.
Для каждой кластерной инициативы должны быть определены следующие индикаторы:
1) Ключевые цифры:
Количество партнерских компаний в кластерной инициативе;
Совокупный товарооборот партнерских компаний кластерной инициативы;
Совокупное количество персонала партнерских компаний в кластерной инициативе
2) Квалификация:
Количество мероприятий, организованных в рамках кластерной инициативы;
Количество участников этих мероприятий;
Количество совместных проектов в кластерной инициативе;
3) Совместные проекты:
Количество компаний, участвующих в этих проектах в кластерной инициативе
Уровень кластерной инициативы (грант, сопоставленный с инвестиционными затратами)
В категорию прочих показателей могут быть включены:
— доля МиСП в кластерной инициативе;
— количество посещений фирм в кластерной инициативе;
— количество лиц/организаций, участвующих в кластерной инициативе;
— доля государственного финансирования совместных проектов в кластерной инициативе;
— доля государственного финансирования кластерной инициативы;
— количество анализов, удовлетворяющих покупателя и выполненных в течение года в рамках кластерной инициативы.
Успех инновационного кластера в значительной степени зависит от способов осуществления финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационных кластеров могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные
фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.
Источники и формы финансирования инноваций можно классифицировать по следующим характеристикам:
По видам собственности источники финансирования делятся на:
• государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
• инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
• собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
• привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;
• заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
На уровне предприятия источниками финансирования являются:
• собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
• привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
• заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
Кластерная форма организации промышленного производства сочетает кооперацию и конкуренцию, создает особый режим осуществления инновационной деятельности, благоприятные институциональные условия функционирования и направлена на достижение синергетического эффекта (инфраструктурного, кооперационного, агломерационного) для предприятий, участников кластера.
Следствием роста зависимости конкурентоспособности регионов от инновационной способности целых предприятий и отраслей (а не от отдельных компаний) становится повышение важности кооперации для увеличения упомянутой способности. Реализация совместных проектов способствует не только возможному использованию синергетического потенциала от-
3 1
дельных фирм, но и решительному и систематическому укреплению экономической структуры в целом.
В современных условиях функционирования промышленности и регионов особую важность приобретает не только открытие новых рынков, но и поиск новых партнеров, и привлечение их к сотрудничеству, разработка и реализация инновационных продуктов.
Преимуществами кластерного подхода на региональном уровне являются следующие аспекты функционирования региональной экономики.
Во-первых, региональные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу.
Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.
В-третьих, важной особенностью инновационно-промышленных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур — малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.
В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям. [4]
Таким образом, ииновационный кластер — это система взаимосвязанных технологической и территориальной общностью предприятий, организаций, инфраструктурных объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающая оптимально функционирование всех структурных элементов на основе инновационных продуктов и технологий.[3]
Основными направлениями развития инновационного кластера региона являются:
1) в области модернизации предприятий базовых отраслей региона:
— привлечение на территорию региона в качестве резидентов технопарков и промышленных парков национальных и международных компаний и ТНК, способных ускорить технологическое перевооружение предприятий региона;
— стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий с использованием инвестиционных налоговых кредитов, гарантий Красноярского края, других налоговых и неналоговых механизмов;
— создание льготного механизма привлечения предприятиями, реализующими программы технического перевооружения, долгосрочных заемных средств
2) в области интеграции инновационной системы Красноярского края в инновационную систему СФО и России:
— создание узнаваемого бренда Красноярского края и широкое представление его на международном уровне, в том числе по вопросам инновационного развития;
— установление взаимодействия различных элементов инновационной инфраструктуры России и СФО через участие края в работе межрегиональных и федеральных консультативносовещательных органах по вопросам развития инновационной деятельности в России и СФО;
— проведение межрегиональных и международных общественно-значимых мероприятий производственно-технической направленности;
Важной характеристикой интеграционных процессов в регионе является совершенствование взаимодействия субъектов инновационной системы с помощью механизма заинтересованности участников инновационного кластера.
11 августа 2011 участники встречи в ходе визита министра инвестиций и инноваций региона Андрея Вольфа в Ресурсный центр Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ) определили необходимость создания кластера инновационных технологий. Кластер инновационных технологий будет включать уже имеющиеся мощности СибГАУ, СФУ и краевого бизнес-инкубатора (КРИТБИ).
«Объединяя компетенции, сосредоточенные в центрах инновационных разработок, мы стремимся к эффекту синергии, когда результат превосходит сумму слагаемых. Космические технологии СибГАУ, наработки их коллег из Сибирского федерального университета и возможности вновь созданной ультрасовременной технологической цепочки краевого бизнес-инкубатора отлично дополняют и усиливают друг друга. Нужно лишь скоординировать их действия, как в реализации проектов, так и в последипломной подготовке кадров», — подытожил Андрей Вольф.
Стороны договорились о совместной разработке программы, в которой найдется также место другим инновационным предприятиям. Одной из целей создания кластера является облегчение целевого финансирования за счет средств федерации, а также кратное увеличение заинтересованности частных инвесторов.
Кластерный подход предлагает эффективные инструменты для стимулирования инновационного развития региона, которое в итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
Литература
1. Беляков Г.П. Интеграционные процессы в экономике: проблемы, поиски, решения. — М.: Изд-во МАИ: Доброе слово. — 2003. — 244 с.
2. Беляков Г.П., Панов И.М. Формирование интегрированных структур лесопромышленного комплекса в регионе. — Красноярск: СибГТУ, 2002. — 129 с.
3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Электнонный ресурс]. — Режим доступа: http: //www/krsu/edu/kg/v3/a15.html.3агл.с экрана.
4. Проскура Д.В., Рогова Е.М. Теоретические аспекты формирования региональной кластерной политики // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 4.