Научная статья на тему 'Концессии и кластеры: аспекты взаимодействия'

Концессии и кластеры: аспекты взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CONCESSION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CLUSTER / CLUSTER POLICIES / INNOVATIONS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Надежда Германовна

В статье рассмотрены как формирование концессионного взаимодействия власти и бизнеса, так и основные тенденции применения ориентированной на кластеры промышленной политики в развитых странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnerships and clusters: aspects of the interaction between

The article considers both the cooperation of authorities and businesses and the main tendencies of the use of industrial policies oriented towards clusters in developed countries.

Текст научной работы на тему «Концессии и кластеры: аспекты взаимодействия»

КОНЦЕССИИ И КЛАСТЕРЫ:

АСПЕКТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Проблема повышения национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах становится одной из основных целей государственной политики. Чтобы быть эффективной, она все чаще опирается на кластерные образования.

В России развитие кластеров становится ключевым элементом федеральной и региональной промышленной политики. Стоит задача, используя опыт различных стран, адаптировать его к российским условиям. Международная практика показывает, что взаимосвязанные группы компаний, компактно расположенные и составляющие основу кластера, определяют конкурентоспособность региона.

Наряду с моделями кластеров в экономике развивается концессионная форма взаимодействия власти и бизнеса, так как при реализации социально значимых, инфраструктурных, инвестиционных, инновационных, национальных проектов и программ данная форма взаимовыгодного сотрудничества способствует ускорению экономического роста и регионального развития.

Активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства осуществляет весьма широкий круг стран. Мировыми лидерами в области реализации подобных проектов признаны США, Великобритания, Франция и Германия. По данным аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers1, в 2008-2009 гг. в мире было заключено свыше 200 сделок государственно-частного партнерства на сумму порядка $62 млрд. Из них 152 проекта стоимостью $32 млрд пришлось на Европу.

При реализации средних и крупных инфраструктурных проектов в странах Европы и США наиболее распространенным типом государственно-частного партнерства является концессия. На концессии приходится от 60 до 80% партнерских договоров между государством и бизнесом2. Особенно велика роль концессий в реализации дорогостоящих и крупных проектов в области развития транспортной инфраструктуры.

Что касается развития кластеров в экономике, то можно выделить три мировых центра: азиатский, западноевропейский и североамериканский.

США

В США опыт концессионных схем имеет более чем 20-летнюю историю. Для реализации проектов государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях был создан Нацио-

нальный совет по государственно-частному партнерству3. Он информировал бизнес о возможностях совместной с государством деятельности и о повышении ее эффективности.

Концессии как форма государственно-частного партнерства активно развиваются на местном уровне. В стране отсутствует специальное законодательство об инфраструктурных концессиях на федеральном уровне. Концессионные отношения фактически регулируются общими гражданско-правовыми нормами, содержащимися в единообразном торговом кодексе США, и аналогичных законодательных актах штатов.

Активное расширение сферы использования концессий связано с реформой межбюджетных отношений, проведенной Администрацией Р. Рейгана в начале 1980-х гг. По итогам данной реформы рамки ответственности местных властей резко расширились. Однако объем помощи, поступающей из бюджетов других уровней, напротив, сократился. Лишенные достаточных средств для осуществления капитальных вложений местные власти были вынуждены широко использовать механизмы ВОТ (Build-Operate-Transfer — Строительство-управление-передача) и ВОО (Build-Own-Operate — Строительство-владение-управление) для развития территорий. При активном участии частных компаний создавались или модернизировались необходимые муниципальным образованиям объекты инфраструктуры. Бизнес получал возможность компенсировать свои издержки за счет эксплуатации таких объектов.

В 1990-е гг. концессионные механизмы кроме инфраструктурных проектов, где были необходимы существенные первоначальные инвестиции, стали распространяться на сферу управления существующими муниципальными службами. Особенностью американского опыта является то обстоятельство, что привлечение частного сектора в сферу управления коммунальным хозяйством преследовало цель повысить эффективность действующих муниципальных служб, а не только передать объекты инфраструктуры в частные руки. Согласно данным Национального совета по государственно-частному партнерству США, реализуются тысячи проектов в сфере водоотведения и водоснабжения, транспорта, развития городских территорий и в социальной сфере. В среднем из 65 видов услуг, оказываемых муниципалитетами, 23 оказываются городскими властями в сотрудничестве с бизнесом. Так, на концессионных принципах в штате Виржиния построено порядка 30 школ4.

В последние несколько десятилетий на территории США сформировались инновационные и промышленные кластеры — комплексы предприятий, исследовательских центров, научных учреждений и других организаций на базе территориальной концентрации специализированных производителей и поставщиков, связанных технологической цепочкой.

Важнейшую роль в формировании кластеров в США играют территориальная привязка и высококвалифицированный персонал. Американский опыт показывает, что наиболее динамично развиваются те регионы, в которых сформировались промышленные, в т.ч. инновационные, кластеры — комплексы, объединяющие промышленные компании, исследовательские центры, научные учреждения, органы государственного управления и профсоюзы. Территориальные промышленно-инновационные кластеры опираются на совместную научную базу, поскольку имеют в основе устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции, т.н. технологическую сеть. Формирование и укрепление региональных инновационных кластеров входит в число важнейших национальных приоритетов5.

Эксперты признают, что ведущим центром кластерного развития является Силиконовая долина, на долю которой приходится треть всех венчурных капиталовложений в США6. Силиконовая долина — кластер, который объединяет 2,5 млн человек. Заработная плата специалистов около $150 тыс. в год. В 2000 г. половина инженеров и ученых — иммигранты. С каждым годом этот показатель растет. К 2006 г. доля иммигрантов повысилась до 25% по сравнению с 7% в 1998 г. На сегодня в экономике США почти 32% занятых обеспечивают кластеры (без бюджетного сектора7).

Сотни городов и регионов имеют собственные кластерные стратегии. Штаты Аризона, Вашингтон, Калифорния, Коннектикут, Миннесота, Огайо, Орегон, Северная Каролина и Флорида возглавили процесс формирования кластеров, разрабатывая соответствующие программы. Венчурные вложения по состоянию на 2005 г. составили $68,8 млрд (в 1995 г. — $2 млрд)8.

Создание кластеров в США, как и в Японии, происходит в наиболее современных научно-технических направлениях — в разработке и производстве больших интегральных схем, нанотехнологиях и робототехнике. Особое значение придается смешанным отраслям — биопроизводству, биоинформатике.

США раньше других стран начали заниматься развитием региональных экономик, используя кластерный подход. Создавались комиссии, которые на основе аналитических заключений и рекомендаций выступали инициаторами в создании кластеров, реализуемых под эгидой научных центров и университетов. Эти комиссии определяли круг будущих участников кластеров, помогали им преодолевать возникающие финансовые и организационные трудности, а также способствовали развитию и укреплению действующих кластеров. Для этих целей администрации штатов выделяют первоначальный капитал, а затем привлекают средства частного сектора.

Поскольку единой модели для определения необходимой и целесообразной структуры формирующихся кластеров нет, федеральное правительство организует и финансирует обширные исследования по выявлению кластерных образований. Характерным для американских кластеров является то, что их деятельность основана на принципах партнерства и конкуренции, ориентирована на коммерциализацию НИОКР и инновационную деятельность в целях повышения конкурентоспособности. Процесс создания кластеров в США можно представить следующим образом. Комиссия по инициированию подает заявку на финансирование в органы государственной или муниципальной власти, которые осуществляют привлечение частного капитала и научного сообщества. Научные центры, университеты и научно-исследовательские организации отслеживают решения комиссии по инициированию.

Европа

Значительное развитие кластеры и концессии получили в Европе. Великобритания, Франция и Германия (наряду с США) признаны мировыми лидерами в области применения схем государственно-частного партнерства, в том числе создания концессионных механизмов, способствующих кластерным образованиям9.

Правовая база для развития кластеров в Европе начала разрабатываться в 1968 г., когда был образован Генеральный директорат по региональной политике. В 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития. В 1988 г. Европарламент принял хартию регионализма, одновременно начал функционировать Совет местных и региональных сообществ10.

Странами ЕС обеспечивается экономическое развитие и повышается инновационный потенциал на средне- и долгосрочную перспективу. В рамках поддержки кластеров разрабатываются программы промышленной и региональной политики, политики по развитию науки и технологий. Тенденция развития таких программ показывает, что кластеры имеют высокий приоритет в европейском научном региональном и промышленном развитии. На данный момент в Европейском союзе функционирует порядка 1100 кластерных образований, охватывающих 38 категорий — от аэрокосмической промышленности до логистики и туризма. Конкурентоспособность кластеров в регионах и ускорение их роста обеспечивают различные формы государственно-частного партнерства11.

В последние десятилетия в Европе также наблюдается тенденция к включению механизмов партнерства для привлечения частных компаний к долговременному финансированию и управлению объектами общественной инфраструктуры, здравоохранения, образования и т.д. В 1990-2011 гг. было реализовано 1452 проекта государственно-частного партнерства на сумму

272 млрд евро. Только в 2010 г. было осуществлено 112 проектов, общей стоимостью 18,3 млрд евро, из которых 6,5 млрд пришлось на образование и здравоохранение12.

Динамика развития проектов партнерских проектов государственного и частного секторов в Европейском союзе неуклонно росла вплоть до 2007 г. Однако мировой кризис значительно снизил активность взаимодействия частных компаний с госструктурами. Но уже по результатам 2010 г. можно было судить о том, что европейцы готовы к восстановлению докризисных объемов в предельно короткие сроки (2007 г.) — 29,6 млрд евро, а в перспективе — к их увеличению13.

В Европе безусловным лидером по числу партнерских соглашений между государством и бизнесом является Великобритания, на экономику которой, по итогам 2010 г., приходилось из 112 общеевропейских проектов 44. Второй результат по стоимости и численности государственно-частных соглашений в общем объеме Евросоюза за тот же период продемонстрировала Испания. На третьей позиции Франция, в которой было реализовано 19 проектов на сумму 1,8 млрд евро14.

Франция

В 2005 г. правительство приняло Общенациональную программу действий в области научно-технологического развития, направленную на повышение роли инновационной и научно-технологической сфер страны. Основным инструментом новой политики стало формирование полюсов конкурентоспособности — специальных региональных кластеров.

Во Франции действует 66 таких полюсов, причем производство на территории 6 из них находится на мировом уровне, 10 полюсов осуществляют сотрудничество с международными партнерами и имеют все шансы быстро выйти на мировые рынки, остальные кластеры связаны с промышленной специализацией различных территорий15.

Функционируют специальные фонды по финансированию науки — Агентство по промышленным инновациям и Национальное агентство по научным исследованиям. Именно через них проходит значительная часть государственных средств, которые направляются на поддержку совместных проектов между органами власти, научными учреждениями и промышленными предприятиями16.

Мировая практика реализации проектов государственно-частного партнерства показывает, что именно французские компании создали одну из базовых моделей концессии, основой которой является недопущение приватизации концессионером передаваемого по соглашению государственного имущества, а также комплексный характер концессии — начиная от разработки проекта и заканчивая проведением мероприятий по ее реализации17.

Предметами концессионных договоров в основном становятся объекты инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Все они после строительства передаются муниципалитету. Именно он несет ответственность перед гражданами, поэтому руководство и организация работ ведется исключительно через муниципалитет.

Вся сфера городского хозяйства находится в ведении коммуны — наиболее устойчивой и одновременно наименьшей по размеру административно-территориальной единицы страны, обладающей при этом большим числом обязанностей и полномочий. В основе функционирования такой формы лежит договор концессии, в соответствии с которым эксплуатацию предприятий коммунальной сферы проводят частные фирмы. Оказание услуг осуществляется за счет концессионера, но он имеет право взимать с потребителей платежи за предоставление этих услуг.

Помимо вопросов градостроения и строительства коммуна решает проблемы в муниципальном хозяйстве, касающиеся повседневной жизни граждан, реализуемые также на условиях договора концессии. К таким вопросам относятся водоснабжение, вывоз и переработка бытовых отходов, канализация, работа городского транспорта, техническое обслуживание и освещение большинства улиц и дорог, управление некоторыми социальнокультурными учреждениями, обеспечение общественного порядка и безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Германия

Германия приступила к активной разработке партнерских проектов с 2003 г. На базе имеющегося международного опыта, в том числе европейского, она в короткие сроки стала одним из мировых лидеров в использовании этого механизма (наряду с США и Великобританией).

В Германии государственно-частное партнерство развивалось в рамках инициативы федерации Quelle: Bundesministerium fbr Verkehr, РРР Task Force, Bau una Stadtentwicklung. В апреле 2001 г. Федеральный канцлер созвал Рабочую группу, а в июле 2002 г. был создан Руководящий комитет по вопросу «Государственно-частное партнерство в государственном надземном строительстве», который представил в 2003 г. федеральное экспертное заключение по государственно-частному партнерству. В декабре того же года были разработаны Практические рекомендации по рамочным условиям и получено со стороны конференции министров строительства и федеральных земель согласие на использование этого механизма18.

Традиционными сферами реализации проектов на основе государственно-частного партнерства являются наземное строительство и инфраструктура. Концессионная модель в схеме договоров по государственно-частному партнерству охватывает сферу коммунального

хозяйства, включая эксплуатацию сооружений, с частным взиманием платы с пользователей.

В соответствии с Положением о федеральном бюджете считается, что «частные лица могут выполнять ... государственные задачи... также хорошо или даже лучше, чем государство». Главной целевой установкой является доведение уровня публичных инвестиций в форме государственночастного партнерства до 15% по сравнению с 2-4% на настоящий момент. В 2005 г. было учреждено общество Partnerschaften Deutschland, которое призвано способствовать укреплению государственно-частного партнерства. Общество представляет консалтинговую организацию широкого профиля по оказанию качественных услуг вокруг государственно-частного партнерства для государственных учреждений и ведомств. В центре его внимания находится именно стартовая фаза. Однако это не значит, что государственные учреждения в дальнейшем не смогут заключать контракты о заказе консалтинговых услуг на свободном рынке.

Основой всех видов партнерских отношений государственного и частного секторов является сетевой принцип объединения различных органов государственной и муниципальной власти, представителей частного бизнеса и лоббистских групп различных отраслевых союзов. Такой метод является сравнительно новым для Германии. Теоретически он опирается на разработки модели нового государственного управления19. В центре сети всегда находится орган поддержки развития государственно-частного партнерства, основной целью которого является разработка методических рекомендаций, оказание консалтинговых услуг. Одновременно он выступает центром и связующим звеном всех участников сети, т.е. представителей государства, муниципалитетов и частных компаний. Центр посылает новые импульсы к развитию системы, внося накопленную за время деятельности экспертизу в поток обмена информацией. Положительным эффектом такого рода взаимодействия является появление сетевой организационной модели с высокой степенью горизонтальной интеграции всех потенциальных игроков на рынке партнерских отношений. Однако у модели есть недостаток: возможно возникновение конфликтов компетенции между различными государственными и муниципальными структурами из-за отсутствия четкой вертикали внутри самой структуры. Это может негативно влиять на атмосферу организационной модели и тем самым сказаться на готовности игроков при реализации конкретных проектов внедрять концессионные механизмы20.

Развитию территорий способствует федеральное устройство страны. Земли имеют большую хозяйственную самостоятельность и осуществляют за счет своих средств собственные программы развития. Большинство федеральных земель имеет на территории автомобильные кластеры. После

объединения страны наметилась тенденция переместить предприятия автомобильной промышленности на территорию Восточной Германии. Это было обусловлено благоприятной инфраструктурой для развития автопрома, а также низкими издержки производства по сравнению с Западной Германией. Ведущую роль в экономике Восточной Германии играют именно малые и средние предприятия с небольшим штатом сотрудников, причем ставка делается на развитие поставщиков автокомпонентов.

В Мюнхене, Г амбурге и Дрездене функционирует три кластера мирового уровня из 7 высокотехнологичных, получивших почетное название «Силиконовая долина XXI в.» 21.

Министерство образования и исследований оказывает поддержку в международном обмене ключевыми инновациями и знаниями в таких отраслях, как биотехнологии, здравоохранение, экология, информационные технологии, транспорт, поддерживает образовательные и научные программы за рубежом.

Проблематика развития промышленно-инновационных кластеров важна для Европы в целом и охватывает максимально возможное число измерений их координации и развития:

1) наднациональный уровень законодательной, стратегической и финансовой поддержки (ЕС в целом);

2) уровень национальных потребностей в развитии полюсов роста (государственные приоритеты по стимулированию развития определенных отраслей или уровня инноваций);

3) региональный уровень. Между регионами существует прямое сотрудничество, образуя трансграничные кластерные структуры, обладающие более масштабным охватом территорий и эффективностью по сравнению с национальными кластерами;

4) координация и сотрудничество на уровне отдельных компаний, в том числе крупного бизнеса, представленного в виде компаний-резидентов и нерезидентов в Европе в полном объеме.

Таким образом, скоординированы четыре уровня развития промышленно-инновационных кластеров, а следовательно, активизирован обмен информацией и развитием инновационной среды.

Япония

К странам, где накоплен немалый опыт использования форм и методов государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики, можно отнести и Японию. Большое значение придается налаживанию кооперации между частными промышленными компаниями, научноисследовательскими, учебными учреждениями, соответствующими государственными организациями в государственной кластерной политике.

Спецификой японской кластерной политики является активная поддержка венчурного бизнеса. Японцы учитывают тот факт, что многие европейские, а также американские крупные кластеры возникли из небольших венчурных предприятий. Процесс создания кластера представляет собой следующую схему. Научные центры, университеты и прочие научноисследовательские организации осуществляют научные разработки, по результатам которых создаются технопарки, в свою очередь вступающие во взаимодействие по вопросам создания кластера с частными компаниями и органами государственной власти. В целом развитие региональных кластеров осуществляется при поддержке государства, однако региональное сообщество все больше проявляет инициативу: им предоставляется возможность внедрять большое число проектов. Правда, региональному сообществу не всегда хватает средств и полномочий для внедрения своих замыслов, поэтому проекты используются по мере появления.

Типичный крупный кластер состоит из относительно большого головного предприятия, которое пользуется услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных в географической близости к нему. Самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием вместо вертикальной интеграции долгосрочными контрактами. Аналогичным образом организованы связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автомобильный кластер фирмы «Тойота» имеет многоступенчатую сеть, состоящую из 122 прямых поставщиков и 36 тыс. субподрядных средних и малых фирм22. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода сообщество с высокими рыночными барьерами для иностранных конкурентов и новичков. Эта мера не только исключают потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку, но способствует оптимизации производства из ценовых соображений при закупке компонентов.

Среди успешных примеров, демонстрирующих особенности японской политики по развитию кластеров, можно выделить Долину Саппоро. Этот кластер — одно из первых крупных научно-производственных объединений в стране, выросших на базе венчурного предприятия.

В период спада японской экономики в конце 1990-х гг. г. Саппоро испытывал серьезный кризис. Однако индустрия программного обеспечения продолжала демонстрировать устойчивый рост, что побудило губернатора принять решении о разработке проекта создания сверхкластера Хоккайдо. Программа предусматривала комплекс мер по развитию венчурного бизнеса, сотрудничеству между научно-исследовательскими организациями, промышленными компаниями, учебными учреждениями и органами государственной власти в целях налаживания международного научнотехнического и гуманитарного обмена.

В результате Долина Саппоро демонстрирует стабильно растущий совокупный доход, а город в перспективе станет крупнейшим азиатским центром создания программного обеспечения.

Сформирована эффективная система нормативного и законодательного регулирования. Ее структурной особенностью является многоуровневый характер. Закон о частной финансовой инициативе, принятый в 1999 г., стал краеугольным камнем в системе законодательного регулирования государственно-частного партнерства. Закон регламентирует практически все основные вопросы, относящиеся к этой сфере. С конца 1990-х гг. развитие государственно-частного партнерства в форме инициативы частного финансирования в целом происходит высокими темпами. На протяжении последних двух десятилетий число проектов ежегодно возрастало в среднем на 40% и к середине 2010 г. достигло 35223.

Отношения государственного и частного секторов явно преобладают в форме классической концессии — схема «строительство-передача-управление» (Build-Transfer-Operate). По данным на конец 2008 г., она использовалась в 70% проектов. Причем в 2000-е гг. масштаб ее использования возрос втрое. Широко применяется и другая разновидность классической концессии: «строительство-управление-передача» (ВшЫ-Operate-Transfer). На нее приходится около 15% проектов. Используются комбинированные формы названных концессионных схем, которые составляют 8% общего числа партнерств. Несколько реже используются такие схемы, как «строительство-владение-управление» (Build-Own-Operate) и «реконструкция-управление» (Renovate-Operate) — соответственно в 4 и 3% случаев24.

Отраслевой охват японских проектов инициативы частного финансирования включает автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, канализационные системы, водопроводы промышленного и бытового назначения, административные здания, объекты по утилизации отходов, объекты социального обеспечения и здравоохранения, парки, автостоянки, подземные улицы и др. Средний срок действия этих проектов тяготеет к диапазону 25-30 лет.

Японская модель наиболее приемлема для производства технологически сложной продукции, так как разработка продукта требует постоянных высоких издержек, окупаемость которых возможна только при высоком объеме продаж фирмы. В процессе производства организуется взаимодействие большого количества участников в рамках технологической цепочки. Головная фирма осуществляет интеграцию и замыкает цепочку отдельных производителей.

Проведенный анализ опыта отдельных стран свидетельствует, что в мире произошли существенные изменения в системе управления госсоб-

ственностью. Эти изменения затронули многие стороны общественной жизни и практически все сферы деятельности хозяйствующих субъектов. Повсеместно правительства тратят огромные ресурсы на создание и развитие кластеров.

Создание современных технологий должно базироваться на процессах интеграции, в том числе посредством развития кластеров и партнерского сотрудничества власти и бизнеса. Этот опыт особенно актуален для развивающихся государств и стран с переходной экономикой, которые ориентируются на стратегию догоняющего развития.

Особо подчеркнем роль государства в формировании кластерных стратегий. Правительства многих стран стали выращивать кластеры в рамках государственно-частного партнерства, стимулируя и направляя процесс.

Международная практика использования кластерного подхода и концессионных схем взаимодействия государственного и частного сектора в развитых странах мира демонстрирует возможность ее применения в российских условиях с учетом значительной части этого опыта.

Примечания

1 Top industry clusters in 2040 revealed. September 2010. http: //www.pwc.com/gx/en/ consulting-services/see-the-future/assets/see-the-future.pdf

2 Privatization and Regulation of Transport Infrastructure: Guidelines for Policymakers and Regulators. Washington D.C., 2007.

3 The National Council for Public-Private Partnerships. http: //www.ncppp.org/

4 ООН. Европейская экономическая комиссия. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере ГЧП. http: //www.economy.gov.by/dadvfiles/001956_494172_ Guidebook_.pdf

OON. Evropejskaja jekonomicheskaja komissija. Prakticheskoe rukovodstvo po voprosam jeffektivnogo upravlenija v sfere GChP http: //www.economy.gov.by/dadvfiles/001956_494172_ Guidebook_.pdf

5 Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI в. // Проблемы теории и практики управления. 2008. http://www.inti.kz/

Emel'janov S. Strategija razvitija nauki i tehnologii v SShA v XXI v. // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2008. http: //www.inti.kz/

6 Gromov G. Silicon Valley History. http: //www.netvalley.com/silicon_valley_history.html

7 NetVilley. http: //www.netvalley.com/silicon_valley/news.html

8 Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона. 2009. http: //www.journal.vlsu.ru

Rudneva P.S. Opyt sozdanija strukturnyh klasterov v razvityh stranah // Jekonomika regiona. 2009. http: //www.journal.vlsu.ru

9 Кластеры конкурентоспособности. http: //www.subcontract.ru

Klastery konkurentosposobnosti. http: //www.subcontract.ru

10 Руднева П.С. Указ соч.

Rudneva P.S. Ukaz. soch.

11 OECD (2007), Competitive Regional Clusters:National Policy Approaches, ISBN 978-9264-02708-4. www.oecd.org/publications/Policybriefs

12 ООН. Европейская экономическая комиссия. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере ГЧП. http: //www.economy.gov.by/dadvfiles/001956_494172_ Guidebook_.pdf

OON. Evropejskaja jekonomicheskaja komissija. Prakticheskoe rukovodstvo po voprosam jeffektivnogo upravlenija v sfere GChP. http: //www.economy.gov.by/dadvfiles/001956_494172_ Guidebook_.pdf

13 Там же. Ibidem.

14 Там же. Ibidem.

15 The 2011 Catalog of the French clusters. http: //www.franceclusters.fr

16 Ленчу Е.Б., Власкин ГА. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: Либроком, 2009. С. 52-53.

Lenchu E.B., Vlaskin G.A. Investicionnye aspekty innovacionnogo rosta: mirovoj opyt i rossijskie perspektivy. M.: Librokom, 2009. Ss. 52-53.

17 Финансирование создания и модернизации инфраструктур и объектов коммунального хозяйства. В помощь при организации государственно-частного партнерства. Французский опыт / под ред. Перро Ж.-И., Шателю Г. Париж, 2001.

Finansirovanie sozdanija i modernizacii infrastruktur i ob’ektov kommunal’nogo hozjajstva. V pomosh' pri organizacii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Francuzskij opyt / Pod red. Perro Zh.-I., Shatelju G. Parizh, 2001.

18 Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. № 2.

Varnavskij KG. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Evrope // Sovremennaja Evropa. 2005. № 2.

19 Beck K. Modernisierung von Staat und Verwaltung. Zum Neuen Offentlichen Management. Вольманн. Оценивание реформы государственного управления // Социологические исследования. 2010. № 10.

Vol'mann. Ocenivanie reformy gosudarstvennogo upravlenija // Sociologicheskie issledovanija, 2010. № 10.

20 Public Privat Pratnership in Niedersachsen. http: //www.ppp.niedersachsen.de/portal/live. php?navigation_id=12863&article_id=55917&_psmand=49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Руднева П.С. Указ. соч._

Rudneva P.S. Ukaz. soch._

22 Официальный сайт Канцелярии премьер-министра Японии. http://www8.cao.go.jp

Oficial'nyj sajt Kanceljarii prem'er-ministra Japonii.

23 Там же. Ibidem.

24 Там же. Ibidem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.