Научная статья на тему 'Анализ институциональных факторов инновационного развития региона'

Анализ институциональных факторов инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / REGIONAL INNOVATION POLICY / REGIONAL INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIONS / INSTITUTIONS / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинова Татьяна Павловна

Ключевая роль институтов в формировании эффективной среды инновационной деятельности определяется тем, что существует прямая зависимость между качеством институциональной среды и уровнем инновационной активности региона. В статье показано, что социально-экономические условия инновационной деятельности и научно-технический потенциал региона во многом зависят от деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют реализацию государственных и федеральных целевых программ. В то же время параметры инновационной деятельности предприятий и качество региональной инновационной политики определяются исходя из приоритетов, управленческих навыков и ресурсов самих регионов. Поэтому для стимулирования инновационной активности в регионах необходимо повышение качества региональной инновационной политики, направленной на создание наиболее благоприятных рамочных условий для инновационной деятельности. В статье анализируются институциональные факторы инновационного развития региона, к числу которых относится развитая инфраструктура, включая институты создания, внедрения и масштабирования инноваций, обеспечивающие интеграцию и согласование действий основных участников этого процесса. В качестве анализа выбрана Нижегородская область, которая вошла в группу сильных регионов-инноваторов и занимает 8 место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России 2018г. Автором исследуются факторы, сдерживающие инновационное развитие региона и предлагаются механизмы и инструменты минимизации их влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INSTITUTIONAL FACTORS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The key role of institutions in shaping an effective innovation environment is determined by the fact that there is a direct relationship between the quality of the institutional environment and the level of innovative activity in the region. The article shows that the socio-economic conditions of innovation and the scientific and technical potential of the region largely depend on the activities of federal executive bodies that implement state and federal targeted programs. At the same time, the parameters of the innovation activities of enterprises and the quality of regional innovation policy are determined on the basis of priorities, management skills and resources of the regions themselves. Therefore, in order to stimulate innovation activity in the regions, it is necessary to improve the quality of regional innovation policy aimed at creating the most favorable framework conditions for innovation activity. The article analyzes the institutional factors of the innovation development of the region, including a developed infrastructure, including institutions for creating, implementing and scaling innovations that ensure integration and coordination of actions of the main participants in this process. As an analysis, the Nizhny Novgorod Region was selected, which was included in the group of strong innovation regions and ranked 8th in the 2018 Association of Innovative Regions of Russia ranking. The author examines the factors constraining the innovative development of the region and suggests mechanisms and tools for minimizing their influence.

Текст научной работы на тему «Анализ институциональных факторов инновационного развития региона»

экономические науки

Логинова Татьяна Павловна АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ...

УДК 332.025

DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0054

АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

© 2019

Логинова Татьяна Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и методологии Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (603950 Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина,23; e-mail: taanya1@yandex.ru)

Аннотация. Ключевая роль институтов в формировании эффективной среды инновационной деятельности определяется тем, что существует прямая зависимость между качеством институциональной среды и уровнем инновационной активности региона. В статье показано, что социально-экономические условия инновационной деятельности и научно-технический потенциал региона во многом зависят от деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют реализацию государственных и федеральных целевых программ. В то же время параметры инновационной деятельности предприятий и качество региональной инновационной политики определяются исходя из приоритетов, управленческих навыков и ресурсов самих регионов. Поэтому для стимулирования инновационной активности в регионах необходимо повышение качества региональной инновационной политики, направленной на создание наиболее благоприятных рамочных условий для инновационной деятельности. В статье анализируются институциональные факторы инновационного развития региона, к числу которых относится развитая инфраструктура, включая институты создания, внедрения и масштабирования инноваций, обеспечивающие интеграцию и согласование действий основных участников этого процесса. В качестве анализа выбрана Нижегородская область, которая вошла в группу сильных регионов-инноваторов и занимает 8 место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России 2018г. Автором исследуются факторы, сдерживающие инновационное развитие региона и предлагаются механизмы и инструменты минимизации их влияния.

Ключевые слова: региональная инновационная политика, региональная институциональная среда, инновации, институты, инновационная активность.

ANALYSIS OF INSTITUTIONAL FACTORS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

© 2019

Loginova Tatyana Pavlovna, сandidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of economic theory and methodology National Research Lobachevski State University of Nizhni Novgorod (603950, Russia, Nizhny Novgorod, 23 Gagarin Ave.; e-mail: taanya1@yandex.ru)

Abstract. The key role of institutions in shaping an effective innovation environment is determined by the fact that there is a direct relationship between the quality of the institutional environment and the level of innovative activity in the region. The article shows that the socio-economic conditions of innovation and the scientific and technical potential of the region largely depend on the activities of federal executive bodies that implement state and federal targeted programs. At the same time, the parameters of the innovation activities of enterprises and the quality of regional innovation policy are determined on the basis of priorities, management skills and resources of the regions themselves. Therefore, in order to stimulate innovation activity in the regions, it is necessary to improve the quality of regional innovation policy aimed at creating the most favorable framework conditions for innovation activity. The article analyzes the institutional factors of the innovation development of the region, including a developed infrastructure, including institutions for creating, implementing and scaling innovations that ensure integration and coordination of actions of the main participants in this process. As an analysis, the Nizhny Novgorod Region was selected, which was included in the group of strong innovation regions and ranked 8th in the 2018 Association of Innovative Regions of Russia ranking. The author examines the factors constraining the innovative development of the region and suggests mechanisms and tools for minimizing their influence.

Keywords: regional innovation policy, regional institutional environment, innovations, institutions, innovation activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Обязательным условием устойчивого социально-экономического развития России в условиях глобализации, обостряющейся международной конкуренции, турбулентности внешнеэкономической конъюнктуры является наращивание и эффективная реализация инновационного потенциала страны, результативное стимулирование государством инновационной деятельности организаций. Инновационные исследования и разработки являются одним из ключевых факторов экономического роста от которого, в свою очередь, зависит решение комплекса экономических и социальных задач, таких как, повышение темпов роста экономики, снижение уровня заболеваемости населения, создание новых рабочих мест, структурная перестройка экономики, снижение загрязнения окружающей среды. Поэтому активизация инновационной деятельности как на национальном, так и на региональном уровне является обязательным условием повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Анализом современного состояния и направлений инновационного развития российских регионов по таким показателям, как социально-экономические условия инновационной деятельности, научно-технический потенциал, инновационная деятельность и качество инновационной политики занимались такие авторы, как Головина О.Д., Воробьева О.А., Поляков Ю.Н. [1]. Бурак П.И., Рождественская И.А., Петросян Д.С. [2] анализируют инновационную деятельность в российских регионах на основе рейтингов инновационного развития, показателей выпуска инновационной продукции, затрат на технологические инновации и инжиниринг.

Вопросы создания институциональной среды в регионе, способной максимально полно удовлетворить требования субъектов инноваций, распределить функциональные обязанности и права между различными институтами, обеспечить устойчивость инновационной среды региона рассматриваются Кузнецовой Е.И. [3], Царук В.Ю. [4].

Объектом внимания Пахомова Н.В., Ткаченко Д.С. [5] является совокупность организационных институтов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для эффективной инновационной деятельности. К таким институтам авторы относят научные, научно-технологические и научно-производственные парки, инновацион-

Loginova Tatyana Pavlovna ANALYSIS OF INSTITUTIONAL ..

economic scnincns

ные кластеры, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, бизнес-инкубаторы.

Влияние системы региональных институтов развития на уровень инновационного роста региона исследуют Бондаренко В.В., Чакаев Р.Р., Лескина О.Н., Танина М.А., Юдина В.А., Харитонова Т.В. [6]. Исследование Терещенко Д.С. [7], подтверждающее влияние институциональных параметров функционирования региона на его инновационное развитие, основано на количественном анализе этого влияния. Автор рассматривает влияние институтов на инновации как самостоятельный процесс со своей спецификой.

Нижегородцев Р.М. [8] подчеркивает, что институциональные решения, создающие условия для продвижения инноваций, могут быть достаточно разнообразны, но они должны быть увязаны единой логикой развития региона с учетом его места в страновом и мировом разделении труда. Проанализировав регионы РФ по уровню их инновационного развития и выявив серьезные различия в уровнях их инновационных возможностей, Маевская Л.И. [9] предлагает разработать дифференцированную инновационную территориальную модель развития, учитывающую степень подготовленности региона к восприятию и развитию инновационного бизнеса.

Вопросы эффективности механизмов и инструментов инновационной системы субъектов РФ исследуются Мирошниченко И.В. , Терешиной М.В.[10].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Основной целью исследования является анализ институциональной среды стимулирования и поддержки инновационной деятельности в регионе, что даст возможность целенаправленно формировать правила и механизмы хозяйственной деятельности для генерации, передачи и внедрения инноваций посредством разрабатываемой и реализуемой региональной политики. Под региональной институциональной средой понимается «совокупность политических, правовых, экономических и социальных факторов, продуцируемых формальными и неформальными институтами и их взаимодействиями в локализованном пространстве региона» [4, С.173].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Ключевая роль институтов в формировании эффективной среды инновационной деятельности неоспорима. Качественные институты предоставляют бизнесу благоприятные инфраструктурные условия для создания, производства, применения и распространения инноваций — технических, технологических, продуктовых, маркетинговых, социальных, сервисных. Однако, институты, стимулирующие инновационную активность в одних регионах, не дают желаемого результата в других, что обычно объясняется «несоответствием» институтов местным условиям. Поэтому роль региональных органов власти состоит в создании такой институциональной среды, которая будет способствовать инновационной активности региона.

Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» разработал систему рейтинговых оценок для анализа инновационного развития российских регионов - «Рейтинг инновационного развития субъектов РФ» [11]. Российский региональный инновационный индекс (РРИИ) рассчитывается на основе системы из 37 показателей, сгруппированных в четыре тематических блока «Социально-экономические условия инновационной деятельности», «Научно-технический потенциал», «Инновационная деятельность» и «Качество инновационной политики».

Значение Нижегородской области в 2015 г. в итоговом индексе РРИИ составило 0,4981, что позволило ей занять 4 место среди субъектов РФ. Сравнение показателей инновационного развития Нижегородской области в 2014 и 2015 гг. представлено на рис.1._

Оценка показателя социально-экономических условий инновационной деятельности, представляющего собой агрегированную оценку экономического, образовательного и информационного потенциала региона и демонстрирующего базовые возможности для создания, адаптации, освоения и реализации инноваций в Нижегородской области составила 0,4649, при среднем значении по России - 0,4397. 13 место среди субъектов РФ по этому показателю обусловлено значительной долей занятых в высокотехнологичных и среднетехно-логичных отраслях промышленного производства и в наукоемких отраслях сферы услуг (выше, чем в среднем по России). Однако, в 2014 г. по этому индексу Нижегородская область занимала 10 место. Основными факторами, ослабляющими положение региона стали устаревание основных фондов и снижение числа студентов высших учебных заведений.

Рисунок 1 - Сравнение показателей инновационного

развития Нижегородской области в 2014 и 2015 гг.

Источник: составлено автором по [11].

По показателю научно-технического потенциала Нижегородская область, поднявшись на одну позицию, заняла 2 место со значением 0,5312 (среднее значение индекса по России - 0,3826). Область характеризуется наивысшими показателями ресурсной обеспеченности науки: доля объема внутренних затрат на исследования и разработки к ВРП более чем в пять раз превышает аналогичную величину по стране в целом, а удельный вес численности занятых НИОКР в среднегодовой численности занятых в экономике региона - более чем в два раза выше общероссийского показателя. Также высок удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет и число передовых производственных технологий, разработанных в регионе. Резервы для роста научно-технического потенциала лежат в сфере человеческого капитала. Область «проваливается» по показателям удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, число статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ и число патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент. Это подчеркивает важность института защиты прав интеллектуальной собственности, который оказывает непосредственное влияние на стимулы к созданию инноваций: чем выше барьеры для незаконного использования интеллектуального продукта, тем сильнее стимулы у экономических агентов к инновациям. Низкое качество института, наоборот, может привести к распространению моделей поведения, связанных с оппортунизмом в сфере инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.

Оценка уровня развития инновационной деятельности в Нижегородской области составляет 0,4296, что ниже, чем у тройки регионов-лидеров (республики Мордовия, Чувашия и Татарстан), но заметно выше среднего значения по России в 0,3087. Седьмое место в рейтинге субъектов Российской Федерации область обеспечила благодаря инициативности малых предпри-

220

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Логинова Татьяна Павловна АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ...

ятий, разрабатывающих и внедряющих технологические инновации и высокой интенсивности текущих и капитальных затрат на разработку и реализацию новых или усовершенствованных продуктов и производственных процессов. Отметим, что в Нижегородской области преобладают процессные инновации, связанные не с выпуском новой продукции, а с нетехнологическими организационно-управленческими и маркетинговыми нововведениями. Область демонстрирует достаточно высокую интенсивность и эффективность кооперационных связей в инновационной сфере, что подтверждается высоким удельным весом организаций, участвующих в совместных проектах по выполнению НИОКР.

По показателю качества инновационной политики Нижегородская область поднялась на 13 позиций в рейтинге - с 28 места в 2014 г. до 15 места в 2015 г. Его оценка в 2015 г. составила 0,5556. Факторами, повышающим качество инновационной политики стали организационное обеспечение инновационной политики и совершенствование нормативно-правовой базы, в частности наличие комплекса мер государственной поддержки развития инновационной деятельности в Нижегородском регионе. Бюджетные затраты на науку и инновации является самым слабым показателем инновационной активности региона.

Необходимо отметить, что показатели социально-экономических условий инновационной деятельности и научно-технического потенциала региона во многом зависят от деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют реализацию государственных и федеральных целевых программ, финансирование научных и образовательных учреждений, управление государственным имуществом и деятельность компаний с государственным участием. В то же время параметры инновационной деятельности предприятий и качество инновационной политики, осуществляемой региональной властью, определяются исходя из приоритетов, управленческих навыков и ресурсов самих регионов. Поэтому для стимулирования инновационной активности в регионах необходимо повышение качества региональной инновационной политики, направленной на создание наиболее благоприятных рамочных условий для инновационной деятельности [12]. К числу данных условий относится развитая инфраструктура, включая институты создания, внедрения и масштабирования инноваций, обеспечивающие интеграцию и согласование действий основных участников этого процесса.

В Нижегородской области созданы действенные институты финансовой и нефинансовой поддержки инноваций:

- Выделение бюджетных средств на научные исследования. В 2017-2018 гг. по объему привлеченных средств из Фонда содействия инновациям Нижегородская область вошла в пятерку регионов-лидеров России. Так, по программе „Умник", направленной на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей, Фондом в 2018 г. поддержано 22 проекта Нижегородской области [13].

- Предоставление предприятиям, осуществляющим исследования и разработки, различных налоговых льгот. Предприятиям, которые реализуют приоритетные инновационные проекты, правительство Нижегородской области предоставляет государственную поддержку в виде налоговых льгот - ставка налога на прибыль снижена до 4,5% и предприятия полностью освобождены от уплаты налога на имущество, используемого для реализации данных проектов. Объем инвестиций в 2017 г. по инновационным проектам, реализуемых предприятиями составил 142 млн. руб., а бюджетный эффект - 112 млн. руб. [14].

- Финансирование создания научных, научно-технологических и научно-производственных парков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, различных видов

кластеров. В Нижегородской области действует 8 бизнес-инкубаторов, создающих благоприятные условия для динамичного развития малых инновационных компаний и содействующих выходу на рынок их проектов [15]. Кроме того, создано два инновационных кластера - Саровский инновационный территориальный кластер и Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии. В 2017 г. в Нижегородской области был открыт Центр инновационного развития медицинского приборостроения (ЦИР) в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Основная цель Центра - создание зоны инновационных разработок в области медицинского приборостроения и высоких биомедицинских технологий. ЦИР был построен по федеральной программе развития фармацевтической и медицинской промышленности в период до 2020 года. На реализацию проекта ННГУ получил почти 1,5 млрд. рублей [16].

- Гранты. В 2017 г. по грантовым программам из Фонда содействия инновациям нижегородцами было привлечено около 200 млн. руб., а с начала работы регионального представительства фонда, с 2015 г., в Нижегородскую область на развитие 191 инновационного проекта было привлечено порядка 370 млн. рублей. Примечательно, что достаточно часто в грантовых конкурсах побеждают действующие резиденты технопарка «Анкудиновка», и, наоборот, стартапы, получившие гранты Фонда содействия инновациям, впоследствии становятся резидентами данного технопарка [17].

Благодаря целому комплексу институтов поддержки и развития инноваций в 2018 г. Нижегородская область, по данным рейтинга Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), смогла занять 8 место в рейтинге и войти в группу сильных регионов-инноваторов. Индекс инновационного развития Нижегородского региона равен 0,55, что составляет 140,8% от среднего уровня по стране.

Для дальнейшего ускорения инновационного развития Нижегородской области предстоит решить ряд вопросов:

- Для достижения устойчивого долгосрочного результата в сфере инноваций необходимо создать стимулы для коммерциализации инноваций. Формирование у инноваторов и их команд бизнес-компетенций позволит реализовать коммерческий потенциал полученных результатов НИОКР. В связи с этим исследователям и разработчикам важно предоставлять не только финансовую, но и широкий спектр нефинансовой поддержки в виде набора бизнес-компетенций, возможностей и коммерческого опыта профессиональных инвесторов и управленцев. Кроме того, вопрос низкой патентной активности тесно связан с функционированием института защиты прав интеллектуальной собственности. Работа в этом направлении ведется. Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор предоставляет инновационным компаниям на стадии seed содействие в привлечении как материально-технических, так и интеллектуальных ресурсов, необходимых для развития бизнеса, в частности, индивидуальную работу компании с ментором проекта, обучение основам предпринимательской деятельности, помощь в правовом и бухгалтерском сопровождении, услуги по продвижению проекта и др.

- Еще одним фактором, сдерживающим инновационное развитие региона, является низкий спрос российской экономики на товары и услуги инновационной сферы. Решение этого вопроса возможно как путем организации управления проектами НИОКР по запросам высокотехнологичных предприятий региона, так и «стимулируя» крупный бизнес стать потребителем инновационных разработок. Современный мировой тренд состоит в уходе крупных компаний от традиционной системы создания инноваций, когда они сами выращивают новые технологии и проводят научные исследования. Все большее число компаний используют такой инструмент,

Loginova Tatyana Pavlovna ANALYSIS OF INSTITUTIONAL ..

economic sceinces

как «открытые инновации», предполагающий поглощение готовых стартапов и внедрение их в уже существующую производственную цепочку. Это обеспечивает включение науки в сферу производственных интересов бизнеса и усиливает взаимосвязь результатов НИОКР с конечным потребителем.

- Бюрократизм в сфере инновационной деятельности, проявляющийся в большом количестве отчетов, необходимости прохождения множества согласований, дублировании документации для разных ведомств, непрозрачности критериев оценки степени инновационно-сти проекта и принятии решений о его финансировании. [18]. Реализация сервиса «единого окна» в рамках проекта «Формирование и развитие Центра координации и управления научно-технической деятельностью» позволит осуществить эффективную координацию инновационных проектов, начиная от помощи в получении финансирования на научные исследования до содействия в коммерциализации научных результатов (например, за счет обеспечения участия в конгрессно-выставочной деятельности, предоставления расширенного доступа к госзаказчикам) [19].

- Недостаточный уровень финансирования разработок инноваций и запуска инновационных производств. Затруднительный доступ к государственному финансированию является серьёзным барьером для предприятий региона. На стадиях seed и startup инновационные организации находят финансовые средства на свои разработки в виде грантов и субсидий. Однако, для запуска серийного производства финансовых ресурсов явно не достаточно из-за чего часть законченных и готовых к внедрению результатов НИОКР остаются невостребованными, а потом и морально устаревают. Данная проблема может быть решена только при активном участии региональных банков в процессе льготного финансирования инновационных предприятий [20].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В современной экономике из-за растущей скорости изменений роль региональных органов власти важна для развития всех ключевых факторов успеха инноваций: институциональной инфраструктуры, финансирования, спроса на инновации, формирования технологических и бизнес-компетенций, культуры инновационной деятельности. Роль регионального правительства, состоит в создании такой комбинации институтов, которая позволит максимально увеличить отдачу от инноваций во всех секторах экономики. От качества и особенностей институциональной среды, в которой каждый институт выполняет ряд специальных функций, прямо и в значительной степени зависят интенсивность и результативность инновационной деятельности в регионе. Поэтому региональным органам власти необходимо целенаправленно формировать правила и механизмы хозяйственной деятельности для генерации, передачи и внедрения инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головина О.Д., Воробьева О.А., Поляков Ю.Н. Современное состояние и направления инновационного развития региона // Вестник Удмуртского Университета. 2019. Т. 29. Вып. 1. С.13—18.

2. Бурак П.И., Рождественская И.А., Петросян Д.С. Формы и механизмы поддержки и развития инновационной деятельности в российских регионах //Вестник РАЕН. 2018. Т. 18. № 1. С. 56-63.

3. Кузнецова Е.И. Элементы механизма реализации стратегии инновационного развития региона //Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 301-304.

4. Царук В.Ю. Совершенствование механизма инвестирования инновационной деятельности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 141-145.

5. Пахомова Н.В., Ткаченко Д.С. Институты поддержки инновационной деятельности в России: логика формирования и современное состояние // Вестник Санкт-Петербургского Университета. 2014. Сер. 5. Вып. 2. С. 87-105.

6. Бондаренко В.В., Чакаев Р.Р., Лескина О.Н., Танина М.А., Юдина В.А., Харитонова Т.В. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов российской федерации //Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 1 (448). С. 83-100.

7. Терещенко Д.С. Анализ динамики показателей регионального инновационного развития (на примере республики Карелия) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Т. 4. № 2. С. 158-172.

8. Нижегородцев Р.М. Инновации как источник роста российских регионов: институциональные фильтры и барьеры // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 1. С. 72-77.

9. Маевская Л.И. Особенности региональной инновационной политики в условиях выработки новых стратегических подходов в территориальном развитии страны //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 8А. С. 222-234.

10. Мирошниченко И.В., Терешина М.В. Институциональный дизайн региональной инновационной системы: теоретические рамки и российская практика // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 5. С. 117-132.

11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 /Г. И. Абдрахманова, П. Д. Бахтин, Л. М. Гохберг и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУВШЭ, 2017. - 260 с.

12. Лядова Е.В., Логинова Т.П. Роль инфраструктуры в снижении трансакционных издержек экономических субъектов // Экономика: теория и практика. 2019. № 1. С. 31-35.

13. Нижегородская область стала одним из лидеров инновационного регионов России. Портал Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. [Электронный ресурс. — Режим доступа: https://2035.government-nnov.ru/ru-RU/ news/224

14. 39 миллионов рублей получили нижегородские предприятия на развитие инновационных проектов в 2017 году. Сетевое издание «Нижегородская правда». [Электронный ресурс. — Режим доступа: https://pravda-nn.ru/news/39-millionov-rublej-poluchili-nizhegorodskie-predpriyatiya-na-razvitie-innovatsionnyh-proektov-v-2017-godu/

15. Бизнес—инкубаторы Нижегородской области. Официальный сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства. [Электронный ресурс. - Режим доступа: https://minprom. government-nnov.ru/?id=29902

16. Технологии эекпериментальной и ядерной медицины станут доступны нижегородцам. Официальный сайт Городской Думы Нижнего Новгорода. [Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.gorduma.nnov.ru/?id=52503

17. Около 200 млн руб. получили нижегородцы из Фонда содействия инновациям. Сетевое издание «Бизнес News. Время зарабатывать». [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vz-nn.ru/ news/economica/29080/

18. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Проблемы развития инновационной деятельности предприятий Нижегородской области в современ-ныхусловиях// Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 209213.

19. Проект Стратегии Нижегородской области до 2035 года. [Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ngknn.ru/images/ documents/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti.pdf

20. Федосеева В.А. Финансово-кредитная компонента инновационной инфраструктуры регионов России: проблемы функционирования и пути их решения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 1. С. 70—84.

Статья поступила в редакцию 06.05.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

222

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.