Научная статья на тему 'Формы и методы стимулирования инновационной активности строительных предприятий'

Формы и методы стимулирования инновационной активности строительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихалиева Д. С., Колыванов В. Ю., Эсетова А. M.

Рассмотрены формы и методы стимулирования инновационной деятельности строительных предприятий, формирования региональной политики, регламентирующей приоритетные цели и задачи инновационного развития предприятий строительного комплекса региона, на базе системного подхода с использованием методов программно-целевого планирования и управления Ил. 1. Библиогр. 3 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шихалиева Д. С., Колыванов В. Ю., Эсетова А. M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы стимулирования инновационной активности строительных предприятий»

УДК 658.3

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2007 г. Д.С. Шихалиева, В.Ю. Колыеаное, А.М. Эсетова

Как показали результаты проведенных исследований, инновационная активность строительных предприятий до сих пор остается на низком уровне, практически не используется инновационный потенциал российской науки и системы образования. В последнее время правительство предпринимает определенные усилия для формирования у хозяйствующих субъектов стимулов к инновациям, сделаны определенные шаги в направлении укрепления интеграции науки и образования, проведен конкурс мегапроектов, организованный Минпромнауки в 2002-2003 гг. Однако этих мер пока недостаточно, поддержка инноваций должна стать одним из приоритетов государственной политики, что вызывает необходимость разработки механизма и инструментов такой поддержки со стороны государства.

Опыт развитых стран и стран, сопоставимых с Россией по уровню развития, показывает, что участие государства в инновационных процессах необходимо для того, чтобы в частном предпринимательском секторе создать стимулы к инновациям, которые не способна генерировать несовершенная институциональная среда. В этом случае речь идет о стимулах к внедрению новых технологий, выходу на новые рынки и реализации собственных инноваций. В то же время необходимо отметить, что технологические инновации в новых индустриальных странах трактуются намного шире, чем в России. К ним относятся не только высокотехнические отрасли, продукты и услуги, но и совершенствование традиционных «средних» технологий, организационные и экономические инновации, которые дают возможность снизить издержки производства, создавать новые для внутреннего рынка производства [1]. При этом поддерживаются не только собственные разработки, но и копирование технологий. Интересным представляется то, что новые технологии рассматриваются не только в производственном, но и в организационно-управленческом аспекте, что особенно актуально для России. Так, в Чили институциональная структура СОИРО названа в числе успешных инноваций в сфере общественных интересов, улучшающих общие условия функционирования рынков, проекты по сертификации строительного оборудования, разработку системы государственных закупок [2].

Экономика страны складывается из экономики составляющих ее регионов, что свидетельствует о том, что необходима не только действенная федеральная инновационная политика, но и региональная. В основу региональной инновационной политики долж-

ны быть положены организационно-правовые и экономические положения, определяющие и регламентирующие приоритетные цели и задачи инновационного развития регионального строительного комплекса. Поэтому необходимо создание и формирование именно в регионах «институтов развития» и стимулирование инновационной активности предприятий и предпринимателей для обеспечения экономического роста региона и страны в целом. Под «институтами развития» понимаются институциональные структуры, способствующие развитию инновационной деятельности и ее активизации во всех организациях и предприятиях. При этом целью регионального участия в активизации инновационной деятельности является решение стратегических долгосрочных задач с реализацией мероприятий по координации институциональных, инновационных, инвестиционных, производственных и др. процессов, способствующих инновационному развитию региона в целом. Системный подход к этому процессу позволяет выделить основные принципы регионального участия:

- развитие приоритетных направлений региона;

- учет ресурсных ограничений при формировании комплекса задач по регулированию и поддержке инновационной деятельности предприятий;

- функциональная преемственность поставленных задач, предлагающая последовательность, соподчи-ненность и непрерывность их решения;

- формирование инвестиционных резервов, необходимых для обеспечения гибкости системы регионального регулирования на стратегическом и тактическом уровнях.

Система регионального регулирования инновационных процессов обладает сложной структурой и представляет собой совокупность отдельных подсистем, которые также можно характеризовать как самостоятельные системы, отличающиеся по функциональному признаку и использующие различные регулирующие механизмы (рисунок).

В то же время для успешной реализации направлений инновационной деятельности в регионе необходимо использование соответствующих методов управления, адекватных поставленным целям и задачам регионального регулирования развития инновационной деятельности.

Целью экономической политики государства должно быть улучшение среды функционирования бизнеса и предпринимательства, повышение конкурентоспособности комплексов и предприятий региона, для чего необходим существенный рост эффективно-

сти общественных институтов и системы управления на всех уровнях, так как улучшение институциональной среды способствует обеспечению уменьшения: общей неопределенности и рисков, что, в свою очередь, способствует сокращению издержек ведения бизнеса и инновационного предпринимательства.

Система регулирования инновационных процессов

Система косвенной финансовой поддержки

Система приватизации

Система материально-технической поддержки

Структура региональной системы регулирования инновационной деятельности

Опыт развитых стран показывает, что в условиях несовершенства рыночных механизмов кроме общих институциональных реформ и улучшения инвестиционного климата целесообразна ориентация на уменьшение прямых издержек выхода на новые рынки и снижение прямых рисков инновационных проектов. Предпринимательство, особенно в инновационной сфере, связано с большими рисками, поэтому государство должно взять часть рисков на себя и инвестировать значительные средства в инновационные и бизнес-проекты. Недостатками прямой государственной поддержки является то, что часто помимо стимулов к развитию она способствует распространению коррупции. В то же время адресная государственная поддержка часто ведет к выбору неэффективных проектов, которые оказывались не способными привлечь частный капитал и не могли быть реализованы.

Анализ успешного опыта новых индустриальных стран позволяет выделить основные принципы стимулирования инновационной деятельности, которые можно определить так [3]:

- ориентация на партнерство государства с частным сектором, которое дает более эффективные результаты экономического роста;

- ограничение избыточной регламентации инновационной деятельности со стороны государства совместных с бизнесом проектов;

- децентрализация государственной поддержки и формирование сети институтов развития;

- сохранение имеющихся инновационных институтов с их встраиванием в новую систему поддержки инновационной активности;

- реализация функций поддержки через бизнес посредников;

- оказание поддержки косвенными методами, оказывая образовательные, информационные, управлен-

ческие, маркетинговые и др. услуги предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность;

- поддержка и развития кооперации малого и среднего бизнеса с крупными компаниями в области инновационной деятельности.

Инновационное развитие экономики регионов, отраслей, предприятий не может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования, но средства государственной поддержки должны служить катализатором активизации инновационных процессов. В то же время необходимо отметить, что многие государства стимулируют создание частных центров передачи технологий и поддержки сертификации продукции путем софинансирования. Но это не означает, что проекты управляются государством. Принципиально важным является управление проектами самими предпринимательскими структурами или специализированными посредническими организациями.

Для развития и стимулирования инновационной деятельности предприятий необходимо формировать доверие к новым институциональным образованиям, что особенно трудно в условиях неэффективного государства, негативных экономических действий правительства. Формировать такое доверие возможно через имидж управляющего, пользующегося уважением в обществе и деловой среде.

Во многих странах получила распространение такая государственная поддержка, которая осуществляется через бизнес-посредников, что существенно уменьшает риски неэффективного использования инвестиций, риск коррупции. В этом случае целесообразна передача функции по оказанию государственной поддержки частным посредникам, работающим по контракту с правительством (страны Латинской Америки), осуществляющим мониторинг и контроль реализации инновационных программ.

Программы поддержки инноваций, как правило, направлены на малый и средний бизнес, которые более гибки и склонны к рисковым проектам. Однако Россия не располагает сегодня такими финансовыми средствами, поэтому целесообразно оказывать поддержку не отдельным предприятиям, а отраслевым группам и ассоциациям, так, правительство Южной Кореи обеспечивает условия для совместного использования малыми инновационными предприятиями оборудования, имеющегося в распоряжении государственных научно-исследовательских институтах и крупных корпораций. Такой подход позволит снизить расходы бюджета на реализацию инновационных программ и способствует формированию инновационных кластеров, в рамках которых возможны совместное обучение и эффективный обмен опытом между малыми и средними предприятиями.

Инновационные целевые программы должны быть направлены на создание благоприятных социально-экономических и правовых условий для эффективного развития инновационного предпринимательства. Однако их выполнение основано на соблюдении следующих основных принципов:

Система прямой финансовой поддержки

Система льготного налогообложения

Система государственного заказа

- координация деятельности инновационных субъектов, при обеспечении полной их самостоятельности, с учетом целей и задач, стоящих перед региональным, строительным комплексом;

- установление коммуникативных взаимовыгодных связей региональных органов управления с инновационными предприятиями;

- регулирование развития различных видов инновационных предприятий, групп, холдингов, кластеров;

- применение административных методов воздействия с целью упрощения административных процедур.

Региональная инновационная программа предусматривает переработку целевых основ государственной политики в области поддержки инновационной деятельности, последовательность намеченных мероприятий, согласованность основных элементов федеральной инновационной политики с региональной спецификой.

Региональная программа должна иметь четкую направленность на:

- развитие региональной инновационной инфраструктуры;

- организационное и научно-методическое обеспечение регулирования;

- совершенствование нормативно-правовой базы в области поддержки инновационных процессов;

- развитие малых предприятий инновационной деятельности, поддержка их становления и развития;

- подготовка кадров и информационное обеспечение инновационных процессов;

- создание системы льгот для инвестирования инновационной деятельности.

Организационное и научно-методическое обеспечение системы регионального регулирования развития инновационных процессов направлено на научно-обоснованную и эффективную организацию деятельности по реализации целевой программы. Здесь и проблемы координации действий региональных структур, общественных и коммерческих, их взаимодействие с федеральными структурами, и формирование (в научно-методическом отношении) социальной программы по проведению научных тематических семинаров, конференций по проблемам активизации инновационной деятельности; по развитию системы консалтинговых услуг, позволяющих анализировать данные о перспективных тенденциях в инновационных рыночных процессах, формировании эффективных экономических стратегий.

Решая задачи развития региональной инновационной инфраструктуры, необходимо предусмотреть систему государственных и коммерческих организаций, оказывающих инновационным предприятиям услуги технологического, информационного, финансового характера. Среди инфраструктурных объектов можно выделить инновационные центры и агентства поддержки инновационной предпринимательской деятельности и др. объекты регионального характера.

Для обеспечения роста инвестиционно-инновационного потенциала малых и средних предприятий необходимо создание научных, интеллектуальных и инновационных центров на основе принципов интеллектуальной собственности, организационная поддержка продвижения инноваций. Этим создаются условия для повышения конкурентоспособности товаров, расширение ассортимента на базе технического совершенствования уже созданных производств. Инновационная деятельность характеризуется большими капиталовложениями, что осложняет развитие предприятий в этом направлении из-за отсутствия собственных финансовых средств и ограниченности заемных. Поэтому необходимым стимулом развития инновационных процессов является финансово-кредитная поддержка, которая должна сочетать прямой и косвенный характер. Создание благоприятного инвестиционного климата и организация налогового регулирования возможно осуществить следующими мероприятиями:

- активизацией деятельности институциональных структур и страховых компаний по поддержке инновационной деятельности из внебюджетных источников;

- развитием системы льгот для коммерческих банков, обслуживающих инновационные проекты;

- развитием системы кредитных кооперативов;

- предоставлением финансовых гарантий со стороны региональных органов управления для организаций, кредитующих инновационную деятельность предприятий.

В качестве гарантий могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты региональной собственности, недвижимость. В кредитную деятельность следует вовлекать не только крупные, но и мелкие банки, расположенные в регионе. Практика развития инновационных процессов в стране показала низкий уровень подготовки кадров специалистов в области отдельных сфер рыночной экономики собственно по внедрению новаций, по созданию информационных инновационных сетей, по маркетингу, стратегическому управлению и т.д. Это при сравнительно высоком научно-техническом потенциале в стране. Решению этой проблемы будет способствовать расширение сети государственных и негосударственных учебных заведений, обладающих достаточным организационным и интеллектуальным потенциалом для подготовки и переподготовки специалистов, адекватных требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.

Правительством РФ заявлено о расширении применения программно-целевого подхода, где главным элементами являются федеральные программы инновационного развития. В этом случае рациональным является формирование инновационного кластера, как главной цели одной из федеральных программ, которая должна достигаться путем создания у всех экономических субъектов стимулов к инновациям. Причем из основных направлений целевых программ можно

выделить: программу стимулирования развития венчурных предприятий путем создания «фонда фондов», программу поддержки сертификации на соответствие международным стандартам; программу поддержки экспорта образовательных услуг; программу формирования инновационных кластеров в регионах. Последняя программа может быть ориентирована на регионы, обладающие достаточным научным и образовательным потенциалом. Она может включать конкурсный отбор и софинансирование проектов, совместно разработанных муниципалитетами, университетами или академическими группами с участием бизнес-структур.

Интересен опыт Чили, в котором создан Фонд Чили, ориентированный на развитие новых инновационных бизнесов в различных отраслях. Такой фонд создается при паритетном финансировании со стороны государства и частного сектора с активным вовлечением представителей частного сектора в управление фондом [2].

Подобный фонд является частной некоммерческой организацией, специализирующейся на управлении технологическими проектами, оказании технологических услуг, инкубации инновационных компаний в нишах технологий среднего уровня. Источниками финансирования являются: государственный бюджет, средства частных лиц и компаний, собственные ресурсы.

Таким образом, можно использовать уже имеющийся положительный опыт в создании инновационных фондов на основе софинансирования государства и частного сектора, учитывая все негативные стороны и ошибки за время их функционирования.

Главной задачей в рамках инновационных программ возникает также необходимость организации обучения коллектива с помощью вовлечения в деятельность фондов специалистов развитых зарубежных компаний, участие в проектах представителей государственных предприятий в заседаниях советов директоров, которые отвечали бы за выявление и распространение позитивного опыта технологических и организационных инноваций, если они появлялись в процессе реализации инноваций.

Анализируя опыт зарубежных стран, необходимо отметить, что большинство стран в своей инновационной политике отдают предпочтение созданию инновационных сетей и кластеров, которые используют комбинацию традиционных и новых участников инновационного рынка. К традиционным участникам инновационной деятельности относятся производственные комплексы, государственные научно -исследовательские институты, вузы, организации научной инфраструктуры, которые в нашей стране обладают значительным интеллектуальным и инновационным потенциалом и не прекратили инновационной деятельности за время перестройки экономики.

Кластерный анализ позволяет изучить взаимосвязи в навыках, информации, маркетинге и потребительских запросах, характерных для предприятий и

отраслей, которые оказывают влияние на ориентацию и темпы инноваций и конкурентоспособность. В то же время позволяет дать оценку роли частного сектора, государства, НИИ и вузов в рамках участия их в инновационном процессе.

Одним из основных показателей развития инновационной деятельности является конкурентоспособность, оценка которой должна производиться по обобщающим индикатора технологической конкурентоспособности, в связи с чем во многих странах с рыночной экономикой используются следующие синтетические показатели:

- национальная ориентация на достижение конкурентоспособности страны;

- социально-экономическая инфраструктура, необходимая для функционирования современной развитой страны;

- технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность разработки и реализации инноваций;

- производственный потенциал в виде материальных и человеческих ресурсов, обеспечивающих высокоэффективное производство.

По всем указанным показателям Россия имеет слабые позиции, которые по сравнению с 1996 г. еще ухудшились к 2002 г. В последние годы начался подъем экономики, и, несмотря на негативные оценки для нашей страны, можно отметить, что Россия обладает достаточным научно-технологическим и интеллектуальным потенциалом, который может обеспечить формирование современной инновационной системы при рациональной организации управления инновационной деятельностью на всех уровнях, используя положительный и отрицательный опыт инновационного развития зарубежных стран.

Процессы структурной перестройки народнохозяйственного комплекса региона происходят одновременно и на фоне процессов структурного преобразования экономики страны в целом, что свидетельствует о том, что трудно активизировать инновационную деятельность в регионе, отрасли, на предприятии в условиях нестабильности развития экономики страны, т.е. очень сильно влияние макроэкономических факторов внешней среды. Однако, несмотря на это, необходимо использовать все имеющиеся инструменты и стимулы для активизации инновационной деятельности: поддержание инновационного потенциала предприятий строительного комплекса, сочетание гибкого государственного регулирования и поддержки с рыночными стимулами, сочетая государственное финансирование с частными инвестициями; программно-целевое планирование и управление, обеспечивая их реализацию в новых условиях хозяйствования. Основой развития должна стать отраслевая комплексная целевая программа инновационной деятельности, которая может являться частью региональной программы экономического развития. Такой подход способствует успешному выполнению программ региона, социальной защите кадров предприятий, со-

хранению научно-технического и инновационного потенциала. В то же время переход на программно-целевое управление является способом выявления организационных способностей работников предприятий, так как часть полномочий по управлению мероприятиями и подпрограммами передается на более низкий уровень, ответственным исполнителям приходится решать сложные задачи. Многие работники не адаптированы к рыночным отношениям, поэтому необходимо создание стимулирующих систем и институциональных образований. Необходима перестройка стиля руководства и поведения работников адекватно новым условиям. При этом исключительно важное значение имеет формирование новой корпоративной культуры, представляющей доминирующий тип мышления управляющих, характер их взаимоотношений между собой и отношений с подчиненными исполнителями, помня, что основу инновационного потенциала образуют люди - ученые, организаторы и специалисты в области системологии и инновации.

Интернет-технологии на сегодняшний день развиваются быстрыми темпами. Поэтому нормативно-правовая и техническая база компьютерной безопасности отстает от потребностей корпоративного заказчика. Данные текущих отчетов по компьютерной безопасности показывают, что за последние три года соотношение между атаками со стороны Интернет (59 %) и внутренними атаками (41 %) изменилось в пользу внешних атак [1].

При построении защищенной системы электронной коммерции (ЭК) необходимо учитывать риски. Анализ рисков включает в себя мероприятия по обследованию безопасности с целью определения того, какие ресурсы и от каких угроз необходимо защищать, а также в какой степени те или иные ресурсы нуждаются в защите. Набор адекватных контрмер выявляется в ходе управления рисками.

Риск определяется вероятностью причинения ущерба и величиной ущерба, наносимого ресурсам защищенной системе ЭК в случае угрозы безопасности [2].

Анализ рисков состоит в том, чтобы выявить существующие риски и оценить их величину. Его можно разделить на несколько последовательных этапов:

- идентификация ключевых ресурсов;

- определение важности ресурсов;

- идентификация существующих угроз безопасности и уязвимостей, делающих возможным осуществление угроз;

Все вышесказанное требует развития рынка интеллектуального труда, инфраструктура которого содействует информационному обеспечению предприятий, подготовке и переподготовке научных кадров, менеджеров для научной сферы и инновационной деятельности, их сертификации, обеспечению эффективной занятости ученых и специалистов.

Литература

1. Нуреев Р. Теория развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. № 9. С. 136-158.

2. ХучекМ. Инновации на предприятиях. М., 1992.

3. Шобельник М.В. Интеллектуальный потенциал как основа формирования и реализации инноваций: Сб. тр. СПб ГТУ. СПб., 2002. С. 140.

2006 г.

- вычисление рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности.

Оценка уязвимостей предполагает определение вероятности успешного осуществления угроз безопасности, наносящего ущерб ресурсам защищенной системы ЭК. Наличие уязвимостей в данной системе обусловливается слабостями защиты. Таким образом, вероятность нанесения ущерба зависит от вероятности осуществления угрозы и степени уязвимости.

Уровень риска определяется на основе стоимости ресурса, уровня угрозы и величины уязвимости. С увеличением стоимости ресурса, уровня угрозы и степени уязвимости возрастает и уровень риска. На основе оценки уровня рисков формулируются требования безопасности.

Задача управления рисками включает выбор и обоснование выбора контрмер, позволяющих снизить уровни рисков до приемлемой величины. Управление рисками включает в себя оценку стоимости реализации контрмер, которая должна быть меньше величины возможного ущерба. Разница между стоимостью реализации контрмер и величиной возможного ущерба должна быть тем больше, чем меньше вероятность причинения ущерба.

Контрмеры могут уменьшать уровни рисков различными способами:

- снижая вероятность осуществления угроз безопасности;

- ликвидируя уязвимости или уменьшая их величину;

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала 24 октября

УДК 658.3

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

© 2007 г. Е.Н. Тищенко, О.А. Строкачева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.