Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как форма финансовой поддержки инновационой деятельности строительных предприятий'

Государственно-частное партнерство как форма финансовой поддержки инновационой деятельности строительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ / MECHANISM OF STIMULATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE PROJECTS / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / CONSTRUCTION COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Абакар Габибуллаевич

Рассмотрены особенности и преимущества использования государственно-частного партнерства в стимулировании инновационной деятельности строительных предприятий, предложены конкретные формы и варианты реализации партнерских отношений между государством и бизнесом, обеспечивающие финансовую поддержку инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM OF FINANCIAL SUPPORT OF CONSTRUCTION COMPANIES INNOVATIVE ACTIVITY

Some characteristics and advantages of public and private partnership use for stimulation the construction companies innovative activity have teen observed, and some concrete forms and variants of the partner relationships realization between a state and a business have been proposed as well, that provide financial support of innovative provide financial support of innovative projects.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как форма финансовой поддержки инновационой деятельности строительных предприятий»

Развитие строительного комплекса

МАГОМЕДОВ А.Г.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ФИНАНСОВОЙ ПОДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены особенности и преимущества использования государственно-частного партнерства в стимулировании инновационной деятельности строительных предприятий, предложены конкретные формы и варианты реализации партнерских отношений между государством и бизнесом, обеспечивающие финансовую поддержку инновационных проектов.

MAGHOMEDO V A. G

PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM OF FINANCIAL SUPPORT OF CONSTRUCTION COMPANIES INNOVATIVE ACTIVITY

Some characteristics and advantages of public and private partnership use for stimulation the construction companies innovative activity have teen observed, and some concrete forms and variants of the partner relationships realization between a state and a business have been proposed as well, that provide financial support of innovative provide financial support of innovative projects.

Ключевые слова: финансовая поддержка, механизм стимулирования, инновационная деятельность, государственно-частное партнерство, инновационные проекты, строительные предприятия.

Keywords: financial support, mechanism of stimulation, innovative activity, public and private partnership, innovative projects, construction companies.

Для обеспечения эффективной инновационной деятельности строительных предприятий необходимо поступление большого объема долгосрочных инвестиционных ресурсов. Решение этой задачи предполагает не только прямое бюджетное финансирование, но и привлечения частных инвестиций, хотя последнее осложняется высокими рисками и долгосрочностью инновационных проектов.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» в качестве возможных вариантов решения проблем финансовой поддержки инноваций на государственном уровне рассматривается государственно-частное партнерство (ГЧП), при реализации которого осуществляется привлечение новых инве -сторов, частного бизнеса в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений. Государственно-частное партнерство представляет собой

объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг.

Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации, которые разделяют полномочия и ответственность; совместно затрачивают время и ресурсы; разделяют инвестиции, риски и выгоды; поддерживают отношения в течение определенного срока; имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ.

Преимуществами такого варианта являются: расширение круга инновационно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации проводимых исследований и разработок, рациональность выбора направлений исследований. ГЧП позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - «провалов рынка». Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный) и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов.

Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в инновационный проект. Участие предпринимательского сектора в совместных инновационных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некото -рых объемов финансовых ресурсов.

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей и форм реализации партнерских отношений между государством и бизнесом:

1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.

3. Концессия является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распро -странение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

На наш взгляд, из всех форм ГЧП концессии объективно являются наиболее привлекательными для строительного предприятия, поскольку они предоставляют ему гораздо большую административно-хозяйственную свободу, чем, например, совместные предприятия или аренда.

Концессии выгоднее и для государства, так как оно перестает заниматься несвойственной ему производственной деятельностью, а в то же время оставляет за собой стратегические вопросы, функции регулирования и контроля, закрепленные в законах и конкретных договорах концессий. В концессионную деятельность вовлечены разные экономические агенты: государство, частные строительные, финансовые, инвестиционные, консультационные фирмы, подрядчики, субподрядчики. Все они связаны системой отношений в рамках конкретных концессий.

Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный характер прав, предоставляемых государством концессионеру, заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.

Государство в партнерстве с частным бизнесом организует свою регулирующую деятельность в строительстве в трех основных направлениях. Во-первых, оно вырабатывает стратегию и принципы, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью. Во-вторых, оно формирует институциональную среду для разработки и реализации инновационных проектов. В-третьих, оно непосредственно занимается органи-

зацией и управлением ГЧП, разрабатывает формы и методы, а также его конкретные механизмы.

В практике строительства объектов используются разные формы концессий, предполагающие разную степень участия частного капитала в реализации прав собственности. Нами предложена концессионная модель реализации партнерских отношений между государством и бизнесом, стимулирующая инновационную деятельность строительного предприятия. Принципиально новой чертой модели является то, что концессионер несет расходы не только по сооружению объектов, но и на всех этапах жизненного цикла инноваций строительного предприятия: инициация инноваций - проектирование — строительство — финансирование — владение — эксплуатация.

В России уже сложилась определенная практика ГЧП. Проекты реализуют главным образом на региональном уровне. Во-первых, это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры. А во-вторых, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализаций соответствующих программ. При этом открываются возможности значительной экономии бюджетных средств за счет сокращения непосредственного участия государства в производстве общественных услуг, за счет передачи его в руки частного партнера.

Большое значение при стимулировании инновационного развития предприятий строительного комплекса имеет организация системы финансовой поддержки инновационных проектов, цель которой состоит в оказании содействия переходу строительного комплекса на инновационный путь развития на основе повышения востребованности инноваций отечественным производством. Международный и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации инновационных проектов на строительных предприятиях.

В этом случае стимулирование инновационной деятельности строительных предприятий достигается на основе реализации следующих методологических положений:

1. Организационно-экономическая система финансовой поддержки рисковых инновационных проектов должна обеспечивать органическое сочетание между собой экономических интересов участников инновационного процесса на всех стадиях создания, реализации и внедрения инновационных проектов, начиная от финансирования, кредитования, заключения договоров и кончая сдачей объекта.

2. Портфель инновационных проектов должен быть диверсифицирован, т. е. должен включать эффективные проекты различных отраслей строительного комплекса, различающиеся стоимостью, сроками реализации, доходностью и степенью риска. При этом объем инвестиций для реализации инновационного проекта не должен превышать определенную величину, которая в каждом отдельном случае

обсуждается и обосновывается.

3. Система финансовой поддержки инновационных проектов является жизнеспособной и эффективной при условии одновременной реализации в течение календарного года нескольких проектов, так как в этом случае снижается суммарный риск неудачи осуществления единичного проекта и, наоборот, повышается вероятность получения системного (эмерджентного) эффекта, обусловленного комплексной реализацией диверсифицированного портфеля инновационных проектов.

4. Инновационные проекты должны проходить жесткую независимую высококвалифицированную научно-техническую, технико-экономическую и экологическую экспертизу.

5. Система поддержки инновационных проектов основывается на следующей очередности этапов организации рискового финансирования проектов инновационного портфеля: отбор (по определенному алгоритму) инновационных проектов; открытие финансирования инновационных проектов; выполнение НИОКР, создание опытного и головного образцов инновационной продукции; подготовка документации для массового распространения (тиражирования, внедрения образца); организация и начало производства инновационной продукции; ее реализация; массовое внедрение инновационной продукции; возврат инвестиций.

6. Распределение финансового риска, возникающего при реализации инновационных проектов, осуществляется согласно предварительно установленным соотношениям между частным капиталом, головным функциональным (рабочим) органом системы финансовой поддержки и разработчиками инновационных проектов. Распределение дохода от реализации инновационных проектов между участниками системы финансовой поддержки производится в соответствии с распределением финансового риска и с учетом объемов израсходованных финансовых ресурсов, суммарной эффективности проектов, количества проектов.

Важным благоприятным фактором развития ГЧП в строительстве может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования инновационной политики строительных предприятий; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации инновационных проектов. Что касается общей среды, то важным фактором для успешной реализации ГЧП является наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка. Это необходимо для того, чтобы риск, принимаемый партнером из частного сектора, был для него приемлемым (например, эффективность правовой защиты частной собственности, надежность финансовых рынков, устойчивое финансовое положение подрядчика, прозрачность заку-

пок).

Государство оказывает на конкурсной основе безвозмездную поддержку инновационным проектам строительных предприятий на условиях долевого участия. Отобранные проекты поддерживаются бюджетными грантами. При этом государство осуществляет финансирование исключительно НИОКР, а коммерческие партнеры несут иные виды затрат, связанные с инвестициями в оборудование и прочими расходами.

Следовательно, участие государства в инновационных проектах позволяет создать на строительном предприятии необходимые стимулы к инновациям (в том числе для создания и внедрения новых технологий, выхода на новые рынки, создания новых форм организации бизнеса). Кроме того, в настоящее время многие инновации, как технологические, так и институциональные, не осуществляются (либо осуществляются медленными темпами) из-за высоких издержек и высоких рисков начальных стадий реализации таких проектов. Принимая на себя часть издержек и рисков, государство тем самым стимулирует участие строительных предприятий в инновационной деятельности. Участие государства в финансировании инновационных проектов повышает их инвестиционную привлекательность, а также формирует необходимые репутационные стимулы для вовлечения частного бизнеса в инвестиционный процесс.

Однако необходимо отметить, что внедрение ГЧП в России сталкивается с рядом проблем правового (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования ГЧП), экономического (недостаточная развитость рыночных отношений) и управленческого (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами ГЧП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки соответствующих контрактов в данной области) характера.

На возможность использования ГЧП существенное влияние оказывает и российская политическая традиция, когда государство нередко осуществляет вмешательство в автономные сферы жизни общества, в том числе и компетенцию бизнеса, не всегда обосновывая свои действия законодательно. Не способствует внедрению ГЧП в России и коррумпированность некоторых структур государственной власти, что препятствует установлению доверительных и конструктивных отношений с предпринимателями.

Другой партнер, бизнес, в России остается пока во многих отношениях незрелым участником взаимодействия с властью. Бизнес демонстрирует стремление в основном к получению прибыли, перераспределению средств федерального и региональных бюджетов, правительственных фондов, а не к инвестированию или иному участию в инфраструктурных проектах, имеющих особое значение для экономики страны. Это объясняется не только правовыми причинами, отсутствием налоговых льгот и т.д.

_Литература_

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М., 2005, - С.34-37.

2. Осадчая И., Осадчий Н. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. №2.

3. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы». Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

4. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004.- №2.-С.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.