Перспективы использования в России механизма ГЧП для инвестирования инновационной деятельности
А. Н. Плотников,
д. э. н., профессор, заведующий кафедрой
a.n.plotnikov@mail.ru
Д. А. Плотников,
к. э. н., доцент
dapsstu@mail.ru
В. Ю. Тюрина,
д. э. н., профессор
vut@sstu.ru
Кафедра прикладной экономики и управления инновациями, Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина
Весьма актуальными на данный момент времени являются вопросы развития и совершенствования форм и способов инвестирования инновационной деятельности предприятий с учетом расширения потенциальных возможностей привлечения частного капитала. С развитием инструментов инвестирования инновационных проектов государственно-частного партнерства повысится эффективность государственных инвестиций и взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации инновационной политики. Нормативные акты о порядке реализации ГЧП-проектов должны в первую очередь обеспечивать активизацию различных форм государственно-частного партнерства и единую процедуру реализации подобных проектов. Развитие и совершенствование механизма гЧп будет способствовать прозрачности использования капитала при реализации инновационных проектов, ускорению их реализации, увеличению качества инновационных продуктов, услуг, технологий, развитию отечественного финансового рынка на основе появления инновационного финансового инструмента, а также на привлечение иностранного капитала.
Ключевые слова: инвестирование, инвестирование инновационной деятельности, наукоемкие высокотехнологичные предприятия, создание и коммерциализация хай-тек-продуктов, механизм государственно-частного партнерства.
Введение
Опыт стран - лидеров с развитой экономикой свидетельствует, что основополагающим источником инвестирования инновационных проектов реализуемых на базе наукоемких высокотехнологичных предприятий является фондовый рынок, а значимыми частными инвесторами капитала в инновационные предприятия и высокотехнологичную хай-тек-продукцию, являются институциональные и корпоративные кредитно-финансовые инвесторы: пенсионные фонды; банки; инфраструктурные фонды; страховые компании; транснациональные корпорации, глобальные корпорации, крупные промышленные предприятия.
Средства институтов, перечисленных выше, могли бы стать значительными инвестиционными ресурсами для инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий с целью создания и коммерциали-
зации хай-тек-продукции в Российской Федерации. В этой связи, государству необходимо обеспечить всем участникам инвестиционного рынка доступ к системе венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий.
Составным элементом системы может являться механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере. Инновационные проекты, реализуемые с помощью ГЧП на базе наукоемких высокотехнологичных предприятий повысят уровень доверия между участниками инвестиционно-инновационного процесса [1].
Вышесказанное, приведет к увеличению инновационных проектов и развитию наукоемкого предпринимательства, а доля капитала инвестируемого на фондовом рынке, которая затмевает перспективу свободных «длинных» страховых и пенсионных средств, уменьшится. Среди множества моделей и форм
государственно-частного партнерства, особенностями которых является распределение ответственности, правомочий и рисков между бизнесом, государством и частными инвесторами, существуют механизмы, которые могли бы совершенствовать и развивать процесс инвестирования инноваций создаваемых на базе наукоемкого высокотехнологичного предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Основная часть
Проекты создания продукции хай-тек являются весьма сложными объектами. В них невозможно обособленно осуществлять творческую деятельность поиска идеи, воплощением ее в реальность в виде инновационного продукта, затем — его массовость и коммерциализацию. В случае реализации масштабных, капиталоемких проектов инвестиционно-инновационные риски могут повлечь за собой значительное увеличение затрат, сроков или даже поставить под сомнение реализацию проекта в целом. Риски на каждом этапе жизненного цикла инновационного проекта управляются недостаточно эффективно. В итоге ответственность возлагается на государство. Схема венчурного инвестирования изображена на рис. 1. Концептуальные основы построения системы венчурного инвестирования представлены на рис. 2.
Также эффективным способом реализации проекта в жестких временных рамках, с высоким уровнем качества, с привлечением передового управленческого и технологического опыта, а также частных инвестиций (объемом до 90%), является использование механизмов государственно-частного партнерства, которые наиболее применимы к наукоемким инновационным проектам. Таким механизмом является контрактная форма государственно-частного партнерства.
Данный механизм основан на том, что государство на основании конкурса заключает с частным партнером контракт на строительство, проектирование и эксплуатацию объекта в период жизненного цикла объекта. Оплата по проекту осуществляется равными долями после ввода объекта в эксплуатацию.
Частный инвестор предоставляет в публичное пользование, реконструирует или строит объект, то есть оказывает услуги, в соответствии с действующим законодательством. Государство оплачивает услуги частного инвестора по предоставлению объекта в пользование.
При осуществлении контрактной формы государственно-частного партнерства (КФГЧП) частный партнер ответствен за весь жизненный цикл проекта: он строит, проектирует, эксплуатирует, а также осуществляет финансирование создания инфраструктуры объекта. При осуществлении проекта на основе контрактной формы государственно-частного партнерства государство получает качественные услуги, современную инфраструктуру. Частный партнер также получает развитую инфраструктуру и платежи.
В рамках КФГЧП государство, как правило, производит выплаты провайдеру инфраструктуры за доступность объекта на стадии его эксплуатации. Но помимо этого государство может участвовать непосредственно в финансировании создания инфраструктуры. На данный момент времени тенденции рынка капитала, частично обусловлены отголоском влияния финансового кризиса. Так до 50% от объема капитальных вложений по инвестиционным проектам с внушительной капиталоемкостью финансируются за счет средств государства. Весомая часть инвестиционных проектов предполагает использование квазигосударственного капитала в акционерном и заемном виде. В Российской Федерации, в первую очередь это средства Внешнеэкономического банка, Сбербанка. В Европе это средства Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития.
Преимущества и достоинства, а также проблемы использования КФГЧП перед другими формами в Российской Федерации необходимо аргументировать с позиций привлечения и использования частного капитала в инновационных проектах.
Сферой применения КФГЧП являются муниципальная и региональная общественная инфраструктура (учреждения образования, медицины, услуги в социальной сфере), бесплатные автомобильные до-
ю
о с^
со о сч
СП
Рис. 1. Схема венчурного инвестирования
ю
о с^
со о N
СП
=г <
со О
Государственный партнер
Рис. 2. Концептуальные основы построения системы
венчурного инвестированиянаукоемких высокотехнологичных инновационных предприятий
роги регионального и муниципального уровня, другие объекты, не приносящие прибыль за счет конечного потребителя.
При использовании «типовой» схемы КФГЧП государство не инвестирует капитал в инновационный проект на начальной стадии. Государство ждет, пока предприниматель наукоемкого высокотехнологичного предприятия за свой счет произведет инициацию, создаст опытный образец и апробирует инновационный продукт хай-тек. После этого государство произведет оплату не за созданный инновационный продукт, а за работу наукоемкого высокотехнологичного предприятия, в течение всего его жизненного цикла. Конечно, государство должно гарантировать предпринимателю, что в случае успешного создания высокотехнологичного продукта оплата будет регулярной.
В схеме КФГЧП государство начинает оплату инновационной деятельности по созданию продукта хай-тек с момента, когда продукт уже создан. Оплата производится ежегодно при выполнении в обязательном порядке простых и легко измеряемых критериев функциональности наукоемкого высокотехнологичного предприятия.
Важнейшая особенность КФГЧП — создание у предпринимателя правильной мотивации на: • максимальное использование высокотехнологичных линий производства: в данном случае вся экономия хозяйственной деятельности предприятия
Кредиторы
Инвесторы
Частный партнер
Предприниматель инновационной сферы
Пользователи
Наукоемкий высокотехнологичный продукт
Инновационный проект
Рис. 3. Схема контрактной формы государственно-частного партнерства
от использования современных технологий заслуга предпринимателя и его прибыль. К тому же, у предпринимателя в руках — вся цепочка создания высокотехнологичного продукта хай-тек: инициация — опытные и промышленные образцы — выход на рынок;
• скорейший выход на рынок наукоемкого продукта: ведь инвестирование начинается только с момента создания инновационного продукта и его успешно проведенных испытаний;
• высокое качество инновационной деятельности: ведь в случае неудачи рынок и потребители не воспримут новый продукт, в результате чего, наукоемкое предприятие и инвесторы понесут, только убытки. Государство остановит инвестирование. Действительно, предприниматель, будучи полностью избавлен от рисков спроса на высокотехнологичный продукт, мотивирован только на качество продукта хай-тек. Отсутствие риска спроса позволяет предпринимателю привлечь дешевые заемные средства.
Государство в результате получает возможность:
• добиться существенного снижения стоимости необходимых инвестиционных ресурсов инновационного проекта по созданию продукта хай-тек на базе наукоемкого высокотехнологичного предприятия;
• минимизировать все проектные и технологические риски;
• уменьшить количество персонала, задействованного в приемке инновационного проекта создания высокотехнологичного продукта, тем самым избавиться от нерационального расходования средств;
• исключить непредсказуемость будущих затрат на поддержку и при необходимости создания инфраструктуры связанной с созданием высокотехнологичного инновационного продукта. Эффективное распределение рисков между государством и предпринимателем наукоемкой сферы, охватывает весь жизненный цикл создания инновационного продукта (от 3 до 7 и более лет), объединяя в единый комплекс инициацию — создание опытных и промышленных образцов — выход на рынок инновационного продукта хай-тек. Контрактная форма государственно-частного партнерства обеспечивает значительную оптимизацию и сокращение расходов на реализацию наукоемкого высокотехнологичного проекта. Это доказано международным опытом развитых и развивающихся стран и применением контрактной
Таблица 1
Сравнительная характеристика контрактных форм государственно-частного партнерства
Признак Концессионный контракт Контракт жизненного цикла
Срок действия ~3-7 и более лет ~3-7 и более лет
Мотивация Заработок любой ценой Создать качественный конкурентоспособный инновационный продукт
Надежность входа инвестиционного капитала для предпринимателя/концессионера Низкий уровень надежности. Зависит от конъюнктуры инвестиционного и инновационного рынка и будущих изменений. Весьма опасная схема на длительных сроках Высокий уровень надежности гарантируется государством и зависит только от качества работы инновационного предпринимателя
Качество поддержки инновационного продукта Средний уровень поддержки. Нет мотивации на поддержку и повышение качества Высокий уровень поддержки. Качество, проверяется по очевидным высокотехнологичным функциям инновационного продукта
Выгода для государства Только краткосрочная, так как инновационный продукт стоит дешевле. В долгосрочной перспективе развитие экономики стагнируется дополнительными поборами монополиста-концессионера Долгосрочная - за счет эффективной коммерциализации инновационного продукта и высокого темпа экономического развития подключенных к наукоемкому высокотехнологичному продукту контрагентов
формы государственно-частного партнерства, схема которой изображена на рис. 3.
Существует две КФГЧП, а именно, концессионный контракт и контракт жизненного цикла. Они имеют ряд существенных отличий. В табл. 1 представлена их сравнительная характеристика.
По сферам ответственности КФГЧП близка к концессиям и зачастую классифицируется как один из видов концессионного соглашения. К примеру, в Нидерландах понятие «концессия» включает в себя контрактную форму государственно-частного партнерства. На сегодняшний момент в Российской Федерации контрактная форма государственно-частного партнерства может осуществляться с большим количеством упрощений посредством применения концессионного законодательства. В этой связи, экономическая суть концессий и контрактной формы государственно-частного партнерства различна.
Государство Российской Федерации в понимании концессии привлекает частного партнера с целью передачи ему части собственных функций. Они, в основном связанны с предоставлением конечным пользователям услуг. Формирование доходов концессионера происходит за счет сбора с конечных пользователей оплаты за оказанные услуги. Платой концессионера «за вход в бизнес» является инвестирование средств в развитие инфраструктуры. Либо концессионер выплачивает концеденту определенную сумму средств за пользование объектом концессии.
Согласно условиям КФГЧП, государство нанимает, для развития инфраструктуры и на ее основе предоставления высококачественных услуг, с высоким уровнем доступности для потребителей, частного партнера. Формирование дохода частного партнера основывается на государственных платежах за доступность инфраструктуры. В результате, государство фактически является клиентом инновационного проекта. Компенсация расходов по платежам за доступность потребителям ресурса, может осуществляться государством за счет сбора платы за пользование данным ресурсом. Последние тенденции основаны на привязке небольшого платежа за доступность по контрактной форме государственного частного партнерства к потоку клиентов. В этой
связи, с одной стороны, происходит дополнительная мотивация провайдера инфраструктуры, что приводит к значительному улучшению качества произведенной инновационной продукции и услуг. С другой стороны происходит обеспечение компенсации расходов связанных эксплуатацией результатов инновационных проектов, увеличением интенсивности использования инфраструктурных объектов.
КФГЧП также применяется для декомпозиции крупных инновационных проектов на более мелкие, а также отделения операционной деятельности от инфраструктуры, к примеру: для пользования объектом инфраструктуры высокого качества, включая оборудование и коммуникации необходимые для реализации инновационных проектов, отделено непосредственно от предоставления инновационных услуг или продукта.
КФГЧП, результатом которой являются инновационные проекты по созданию инновационных продуктов или предоставлению услуг в высокотехнологичной сфере, может стать одним звеном в создании добавленной стоимости продуктов и услуг для конечного потребителя. Осуществление контроля технологического соответствия — является прерогативой государственного партнера. Управление рисками в сфере стандартизации осуществляется на начальной стадии инновационного проекта. Государственный партнер, анализируя весь проект целиком, определяет для каждого из этапов проекта свои технологические стандарты. Ключевые характеристики контрактной формы государственно-частного партнерства, применяемой в Российской Федерации: т-
• данный контракт охватывает все этапы жизненного с^ цикла инновационного проекта, ^
• частный партнер по контрактной форме ^ государственно-частного партнерства самостоя- ^ тельно принимает все проектные и технические ре- ^ шения, связанные с реализацией инновационного ^ проекта, в том числе и технической его стороны, и ^ несет все технические и проектные риски, ^
• в лице специальной проектной компании, частным со партнером осуществляется первоначальное при- ® влечение капитала в инновационный проект, I
ю
о с^
со о N
СП
=г <
со О
• платежи по инновационному проекту со стороны государственного партнера осуществляется только после создания инновационного продукта,
• оплата по проекту зависит от выполнения функциональных требований по контракту и является ежегодной или ежеквартальной. В случае не выполнения предъявленных требований проектной компании предъявляются штрафы, ранее оговоренные в контракте,
• контрактная форма государственно-частного партнерства не занимается сбором платы за пользование объектами инфраструктуры,
• оплата осуществляемая государством оказывает непосредственное влияние на качество инновационного продукта или услуги,
• специфика конкретного проекта, обуславливает права собственности на объект, которые могут возникнуть у государства так и у частного партнера,
• государственный партнер обязуется гарантировать плату за создание инновационных продуктов и услуг на весь период контракта.
Сегодня в Российской Федерации созданы условия для развития инновационной сферы, способствующей выхода страны в целом на новый качественный уровень. В недавнем прошлом в странах Европы получили распространение КФГЧП. Для Российской Федерации они могут стать возможностью для реализации потенциала в инновационной сфере и структурированию проектов государственно-частного партнерства.
К тому же КФГЧП имеет ряд преимуществ описанных ниже:
• для развития культуры стабильных партнерских отношений, необходимо между государством, частным бизнесом и финансовыми институтами установить сотрудничество на долгосрочный период,
• установление партнерского сотрудничества, построенного на поддержке, доверии и осмысленном распределении рисков,
• стимулирование выработки эффективных стандартов для дальнейшего осуществления инновационных проектов государственно-частного партнерства,
• стимулирование предпринимателей инноваторов к творческой деятельности по созданию наукоемких высокоэффективных технологий, продуктов и услуг.
В итоге КФГЧП является неотъемлемой частью инвестиций в инновационной сфере.
Перечислим принципы и достоинства КФГЧП. 1. Общественная полезность.
В основу КФГЧП заложен принцип общественной полезности создаваемого инновационного продукта, услуги, технологии. Отличительной особенностью контрактной формы государственно-частного партнерства от стандартных механизмов является то обстоятельство, что государственная сторона нуждается в конкретной услуге, которая будет полезна обществу. Проявление услуги — созданный инновационный продукт, услуга, технология. В этом заложена основная суть преимущества контрактной формы государственно-частного партнерства. Партнер осуществляет часть функций приближающих всех к единой желаемой
цели. Данное преимущество можно рассмотреть на примере различных инфраструктурных объектов. Эксплуатация множества подобных объектов экономически не выгодна, в заданные сроки осуществить возврат вложенного капитала невозможно. В то же время важность таких объектов чрезвычайно высока. В Российской Федерации такие примеры встречаются часто, в связи с инфраструктурной недостаточностью. В рамках существующего и растущего дефицита бюджетов всех уровней в Российской Федерации развитие инновационной инфраструктуры является для государства едва ли реализуемой задачей. Контрактная форма государственно-частного партнерства является наиболее эффективной и удобной для решения задач государственной важности в инновационной сфере.
2. Минимизация рисков некачественного проектирования.
Иное достоинство контрактной формы государственно-частного партнерства заключается в том, что государственный партнер не осуществляет разработку инновационного проекта — это обязанность частного партнера. Т. е. государство перекладывает все инновационные риски на частного партнера. Государство, в свою очередь, лишь устанавливает главные функциональные и технические показатели инновационного продукта, услуги, технологии и обеспечивает контроль за их соблюдением.
3. Отсутствие разрыва ответственности частного партнера за результаты инновационного проекта по созданию наукоемкого высокотехнологичного продукта, услуги, технологии.
Согласно традиционной схеме государственного контракта отдельно выбирается исполнитель, который занимается разработкой инновационного проекта на основании специально созданного конкурса и исполнитель, который воплощает инновационный проект в продукт, услугу, технологию. В этой связи, контрактная форма государственно-частного партнерства несколько отличается от государственного контракта. При ГЧП, согласно одному единственному конкурсу, частный партнер осуществляет все работы по созданию инновационного продукта, начиная от идеи заканчивая конкретным продуктом. Таким образом, частный партнер стремиться выполнить работы наиболее качественно, так как он отвечает за все этапы реализации инновационного проекта и риск разрыва ответственности сведен к минимуму.
4. Оплата по контракту только в случае достигнутого уровня требований по инновационному продукту, услуге, технологии.
Так как предметом контрактной формы государственно-частного партнерства являются не только работы по инициации и созданию наукоемкого высокотехнологичного продукта, но и поддержание его многофункциональных характеристик на высоком уровне, партнер в лице государства осуществляет выплаты по инновационному проекту только с момента удовлетворения всех интересующих его наукоемких характеристик. Объем выплат может сократиться, в случае если частный партнер не выполняет в полном объеме возложенные на него функции. Подобная схема является весьма выгодной для государственного
партнера, в связи с тем, что она не подразумевает за собой экономических рисков.
5. Оплата по контракту «в рассрочку». Существенным преимуществом государственного партнера при применении контрактной формы государственно-частного партнерства в отличии от традиционных государственных закупок, является то, что у государства нет необходимости резервировать в бюджете большую сумму средств, так как оплата осуществляется небольшими суммами в определенные временные периоды.
6. Отсутствие непредсказуемых будущих затрат на поддержку инновационной инфраструктуры. Одним из основных преимуществ контрактной
формы государственно-частного партнерства перед государственным контрактом является то, что после создания инновационного продукта ответственность за соответствие техническим характеристикам лежит на частном партнере. А соответствие техническим характеристикам в полном объеме зависит от качества выполненных работ.
Преимущества частного партнера:
1. Возможность подписания крупного контракта с участием государства на инновационную деятельность по реализации проекта, с целью получения гарантированных платежей из бюджета (при выполнении всех необходимых условий контракта).
2. Широкий выбор технических и проектных решений.
Исходя из того, что схема контрактной формы государственно-частного партнерства подразумевает под собой разработку инновационного проекта частным партнером, то он не ограничен в выборе технических и проектных решений.
3. Возможность привлечения новых источников финансирования на более выгодных условиях. Так как частный партнер имеет гарантии выплат
по проекту от государства на определенную сумму, согласно контрактной форме государственно-частного партнерства, то это позволяет ему привлечь заемный капитал на более выгодных условиях.
4. Низкий уровень риска спроса.
Одним из главных достоинств контрактной формы государственно-частного партнерства можно отметить то, что частный партнер не рискует спросом на продукт, услугу, технологию, которую он создает. Все доходы от коммерциализации наукоемкого высокотехнологичного продукта получает государство. Обязательства частного партнера состоят в высоком уровне качества и достижения уровня требуемых технических характеристик создаваемого инновационного продукта. В этом случае он получает стабильные и в полном объеме выплаты для реализации инновационного проекта от государственного партнера. При этом доходы от реализации продукта, технологии, услуги конечному потребителю поступают государству.
5. Повышение качества инновационного проектирования и использование современных технологий способствующих уменьшению затрат на создание высокотехнологичного продукта.
Частный партнер является исполнителем всех этапов инновационного проекта, в связи с этим, он
может внедрять различные оптимизирующие процесс решения.
Проекты контрактной формы государственно-частного партнерства предоставляют право пользования инновационным продуктом государству. В этой связи, концентрация внимания фокусируется на государстве, а не на конечном потребителе. Поэтому, коммерческие, макроэкономические, финансовые риски должны быть в полной мере учтены государственным партнером.
Опираясь на факты исследования участников контрактной формы государственно-частного партнерства в инновационной сфере, необходимо отметить, что существует высокий спрос на капитал. В этой связи стоит полагать, что контрактная форма окажется весьма востребованной и удобной для всех партнеров.
Ограничений на осуществление контрактной формы государственно-частного партнерства в законодательстве Российской Федерации не имеется. Помимо этого, от двух и более частных субъектов могут осуществлять контрактную форму государственно-частного партнерства на основе гражданского законодательства. Для осуществления контрактной формы государственно-частного партнерства с участием публичного элемента требуется соответствующая конкурсная процедура. По мнению большинства экспертов, для этого, может быть применена концессионная схема. Соответственно, необходимо внести изменения, провести развитие и совершенствование в первую очередь Федерального закона «О концессионных соглашениях» и бюджетного законодательства Российской Федерации [2].
Для заключения контрактов между двумя и более частными партнерами законодательных изменений не требуется. А вот модель государственно-частного партнерства на основе контрактов на сегодняшний момент не реализуема в рамках существующего законодательства Российской Федерации. Для заключения контрактов по реализации инновационных проектов в рамках правоотношений государственно-частного партнерства (где одна сторона — государство, а право собственности на инновационный высокотехнологичный объект принадлежит публичной стороне) необходимо наличие четко установленной процедуры заключения контрактов такого типа.
Относительно поправок законодательства РФ необходимо отметить следующее, что они должны затрагивать только инновационные проекты, реализуемые с помощью государственно-частного партнерства с участием публичного элемента.
Нижеприведенные направления изменений законодательства Российской Федерации не являются исчерпывающими и содержат в себе перечень минимально необходимых поправок. Основания предлагаемых поправок — возможность реализации контрактов в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Тщательное изучение материалов «Вегас-лекс» (юридической фирмы) и мнений экспертно-профессионального сообщества, позволило предложить внести в Федеральный закон «О концессионных
ю
о с^
со о сч
СП
ю
о с^
со о N
СП
=г <
со О
соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ ряд поправок [2]:
1. Возможность заключения контрактов относительно объектов инновационной деятельности.
В Федеральном законе «О концессионных соглашениях» нужно учесть возможность заключения контрактов в отношении объектов, за пользование которыми плата с конечного потребителя не взимается. Действующая редакция Федерального закона предусматривает реконструкцию или создание объектов, за использование которыми, в обязательном порядке, будет взиматься плата.
2. Отказ от принципа обязательного использования типовых концессионных договоров.
В результате использования типовых концессионных договоров, могут существовать сложности в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях» со структурированием контрактов.
В Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г., в свою очередь, предлагается внести следующие поправки:
1. Существование возможности заключения концессионных договоров на время превышающее срок действия утвержденных лимитов бюджетных ассигнований и обязательств.
Для успешного воплощения в жизнь концессионных проектов очень важно допустить вероятность заключения концессионных договоров сверх срока действия утвержденных лимитов ассигнований и бюджетных обязательств. Ведущий распорядитель бюджетных средств выполняет расходные обязательства в границах установленных лимитов ассигнований и бюджетных обязательств.
2. Следует устранить вероятность уменьшения размеров бюджетных ассигнований в области концессионных соглашений в рамках долгосрочных целевых программ.
3. В список потенциального обеспечения обязательств принципала при предоставлении государственной либо муниципальной гарантии имеет смысл добавить залог прав концессионера согласно концессионному соглашению, в случае если соглашением учтено, что концедент берет на себя часть или общий объем затрат по концессии [3].
Если основываться на международной практике, то в целях эффективного внедрения контрактной формы государственно-частного партнерства особенно значимыми компонентами выступают:
1. Утверждение конкретного и публично объявленного решения о запуске этапов программы принятия контрактной формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации.
2. Внесение изменений в законодательство. В зарубежных странах имеется практика внедрения контрактной формы государственно-частного партнерства без внесения изменений в законодательство, однако сам по себе факт внедрения законов ориентированных на данную форму партнерства предоставляет всем участникам крепкую уверенность в необратимости и прочности процесса, что несомненно весьма немаловажно для инвесторов. В нашей стране просто необходимы
внесения поправок в налоговом и бюджетном законодательстве, а также усовершенствование системы стандартов. 3. Вслед за первыми успешными проектами контрактной формы ГЧП нужно будет сформировать специальные центры, основанные на ГЧП-центрах, создающие образовательную поддержку предпринимателей инноваторов, госзаказчиков и банков для безболезненного и продуктивного внедрения проектов данного типа в практику [4]. Исходя из этого, в нынешних экономических условиях представители органов власти считают контрактную форму государственно-частного партнерства как один из наилучших инструментов ГЧП. Такого же рода позиции держатся профессиональное сообщество и частные российские инвесторы.
Одной из возможностей привлечения инвестиций в проекты государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики выступают инструменты долгового инвестирования, которые позволяют обширнее пользоваться частной инициативой, а также инвестициями, реализующими государственные задачи. Данные инструменты могут найти решение в проблеме привлечения «длинных» денежных средств под низкую процентную ставку, а также имеют возможность разработать основу механизма инвестирования инноваций в проектах ГЧП и быть отличной альтернативой, по части банковских вкладов, продолжительностью более года. На эти инструменты предполагается появление спроса со стороны процветающих банков и управляющих фирм.
Не смотря на то, что у нас такой механизм применяется впервые, во множестве стран он используется довольно давно и плодотворно. И в нашей стране, несомненно, этот инструмент даст возможность привлечь долговременное финансирование по благоразумной цене с целью воплощения в жизнь наиболее важных инновационных проектов малого и среднего масштабов.
Предлагается найти решение вопросу нехватки «длинных» денежных средств в целях реализации инновационных проектов с возможностью предоставления доступа к данным проектам средств страховых фирм, пенсионных фондов и институциональных инвесторов. Однако, препятствием для многих инвесторов являются законодательные ограничения и риски, которые связанны непосредственно с инновационными проектами. Очень важно минимизировать риски инновационных проектов, в таком случае денежные средства институциональных инвесторов являлись бы источниками финансирования, так как они имеют в распоряжении значительные денежные средства в местной валюте на долгосрочное время. К тому же, они заинтересованы в размещении денежных средств в доходных и длинных ценных бумагах [5].
В Российской Федерации существует жесткая потребность в появлении нового инструмента, которому доверял бы частный бизнес, особенно потенциальные инвесторы, а также государство. Должен быть создан механизм инвестирования малых и средних по объему инновационных проектов, который бы сочетал в себе длительные сроки и специально индивидуально раз-
работанный график погашения задолженности. Необходимо учитывать вероятность валютных рисков и финансовых потерь связанных с ними, риск уменьшения нормы прибыли при изменении процентной ставки доходности проекта, а также инновационные риски непосредственно связанные с реализацией наукоемкого высокотехнологичного проекта. Достичь этого можно с помощью механизмов ГЧП, например, такой его формы, как проектное финансирование с государственной поддержкой. В данном случае концессионер проекта делает привлекательным государственно-частное партнерство посредством выпуска под государственные гарантии квазиинфраструктурных проектных облигаций.
Область применения данных проектов — весьма велика. Возможна их реализация практически в любых отраслях, где существует заинтересованность инвесторов, производителей и потребителей продукции и конечно же, в инновационной сфере. Если происходит реализация частного проекта, то его осуществление может проходить в классическом формате заемного финансирования, а также через корпоративные облигации. В случае, если инновационный проект включает высокий уровень публичного интереса, реализуется в формате государственно-частного партнерства или с государственными гарантиями, то в рамках действующего или потенциального законодательства по данному проекту могут быть выпущены облигации с индексируемым доходом. Характеристики облигаций, должны быть привлекательнее инвестирования в государственные ценные бумаги как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе [6].
Квазиинфраструктурные облигации индексированные в соответствии с инфляцией — это облигации инновационного проекта, разновидность долговых бумаг. Их номинальная стоимость корректируется в соответствии с инфляционным индикатором. Квазиинфраструктурные облигации обеспечены, потоками денежных средств от реализуемых проектов, под которые они были выпущены. Квазиинфраструктурные облигации аналогичны активно развивающимся сегодня инфраструктурным облигациям. На данный момент индексируемые с учетом инфляции проектные облигации были бы надежными и привлекательными для потенциальных инвесторов, обеспечивая более высокие процентные ставки доходности по сравнению с другими банковскими продуктами.
Квазиинфраструктурные облигации (revenue bonds) — это облигации обеспеченные, потоками денежных средств от реализуемых проектов. Они весьма схожи с инфраструктурными облигациями, и являются разновидностью секьюритизированных долговых бумаг.
Перечислим основные особенности выпуска и обращения инфраструктурных облигаций относительно традиционных корпоративных облигаций:
• средства, полученные от размещения инфраструктурных облигаций, используются для реализации долгосрочных проектов развития инфраструктуры,
• выпуск инфраструктурных облигаций осуществляется, как правило, в рамках концессионного
договора между предприятием-концессионером выступающим эмитентом облигаций и государством или местными органами власти,
• возврат вложенного капитала осуществляется за счет доходов от эксплуатации объекта инфраструктуры,
• главными инвесторами, направляющими капитал в инфраструктурные облигации, являются, как правило, консервативные инвесторы (страховые компании, пенсионные фонды и т. д.),
• обращения инфраструктурных облигаций осуществляется на долгосрочный период,
• обеспечение государственными гарантиями инфраструктурных облигаций. Такими гарантиями могут быть: банковские поручительства и гарантии, страхование рисков, иные обеспечивающие гарантия [7].
Они выпускаются определенной проектной организацией, имеют особое назначение, обеспечены потоками ожидаемой прибыли либо иными доходами от реализации инновационных проектов, под которые они выпускаются в пределах проектного финансирования.
Проектное финансирование это финансирование инвестиционных, в конкретном случае, инновационных проектов, при этом сам проект способен обслуживать долговые обязательства. Возврат кредита происходит за счет потока средств от реализации инновационного проекта. Проектное финансирование предназначено для привлечения необходимого объема денежных средств, которые превышают текущие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также, если наукоемкий высокотехнологичный проект реализуется на базе нового созданного предприятия [8].
В этой связи возможен и нижеприведенный способ функционирования проектных облигаций. Выпуск осуществляется концессионером или собственником на интеллектуальный объект. Следующим этапом является выкуп банками, страховыми компаниями и пенсионными фондами проектных облигаций. Позднее на этапе коммерциализации наукоемкого высокотехнологичного инновационного проекта, облигации выходят на рынок и осуществляется их продажа инвесторам. Инвесторы, в свою очередь, получают высокую норму прибыли на вложенный капитал в инновационный продукт, услугу, технологию, за счет успешно проведенной коммерциализации.
Специально созданная организация может выступить эмитентом облигации. Видом деятельности данной организации с преобладанием частного капитала, является реализация наукоемкого высокотехнологичного инновационного проекта. Нужно будет зарегистрировать дочернее предприятие для выпуска проектных облигаций. Данное предприятие будет непосредственно осуществлять работы по реализации инновационного проекта. Важный момент, запрет расходования средств, привлеченных с помощью облигаций, на любые другие цели, кроме как финансирование наукоемкого высокотехнологичного проекта.
Базой для гарантии доходности проектных облигаций является высокотехнологичный проект. При
ю о
CN
со о сч
СП
J <
со О
ю о
CN
со о с^
от
J <
со
о
этом естественно, необходимо максимально распределить риски по проектным облигациям между частным партнером и государством. В этой связи, необходимо строить отношения между эмитентом и государством, обеспечить многоступенчатый контроль над действиями субъектов, не допустить обесценивание проектных облигаций. В связи с этим, необходимо осуществить наделение управленческими и контрольными функциями государственные органы в государственно-частных партнерских проектах с целью минимизации рисков.
Основной вопрос заключается в предоставлении государственных гарантий, подкрепленных проектными облигациями в рамках государственно-частных партнерств. Это значительный критерий кредитного рейтинга проектных облигаций. Схема использования проектных облигаций в государственно-частном партнерстве изображена на рис. 4.
Участие государства в инновационных проектах и готовность предоставлять косвенные и что очень важно, прямые гарантии, осуществляемые на принципах государственно-частного партнерства с использованием проектных облигаций является весьма значительным дополнительным аргументом задействования средств пенсионных фондов в инвестировании инновационных проектов. Поддержкой со стороны частного партнера может быть также страхование проектных рисков банками.
Проектные облигации выпускаются концессионером. В дальнейшем их выкупают банки, пенсионные фонды, а также страховые компании. После создания инновационного наукоемкого продукта проектные облигации продаются банком инвесторам и выводятся на фондовый рынок. Инвестор получает высокую норму прибыли на вложенный капитал, за счет коммерциализации инновационного продукта или иного результата проекта. Эмитентом проектной облигации может выступать Special Purpose Vehicle (специализированная проектная компания). Видом деятельности данной компании является осуществление работ по реализа-
Государственный партнер
Компания специального назначения (SPV, special purpose vehicle)
Наукоемкие высокотехнологичные инновационные проекты
Инвесторы
A. Заключение контракта государственно-частного партнерства.
B. Привлечение инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные инновационные проекты посредством выкупа квазиинфраструктурных облигаций.
C. Реализация наукоемкого высокотехнологичного инновационного проекта, создание продукта, услуги, технологии.
D.Оформление и регулирование прав собственности на наукоемкий высокотехнологичный продукт, услугу, технологию или иные результаты реализации инновационного проекта.
E. Поступление доходов от коммерциализации наукоемкого высокотехнологичного продукта, услуги, технологии.
F. Исполнение обязательств перед инвесторами инновационного проекта
Рис. 4. Схема использования проектных облигаций в государственно-частном партнерстве
ции наукоемкого высокотехнологичного инновационного проекта и создание продукта или получение иного результата.
Проектные облигации выпускаются концессионером. В дальнейшем их выкупают банки, пенсионные фонды, а также страховые компании. После создания инновационного наукоемкого продукта проектные облигации продаются банком инвесторам и выводятся на фондовый рынок. Инвестор получает высокую норму прибыли на вложенный капитал, за счет коммерциализации инновационного продукта или иного результата проекта. Эмитентом проектной облигации может выступать Special Purpose Vehicle (специализированная проектная компания). Видом деятельности данной компании является осуществление работ по реализации наукоемкого высокотехнологичного инновационного проекта и создание продукта или получение иного результата.
Квазиинфраструктурные облигации, имеющие гарантию Правительства Российской Федерации или Внешнеэкономического банка, могут быть выпущены после завершения инновационного проекта через специализированную проектную компанию (SPV), обладающую контрактом государственно-частного партнерства с соответствующим законодательным или банковским органом, включая ВЭБ.
Для осуществления гарантий государство формирует пулы инновационных проектов, где с помощью портфельного подхода включающего оценку эффективности и риска проекта учитывается институциональные инвесторы.
Таким образом, проект государственно-частного партнерства представляет собой организационное и финансовое сотрудничество, форма организации которого позволяет выпускать квазиинфраструктурные проектные облигации имеющие индексированный доход. Предполагается, что применение данного вида сотрудничества позволит увеличить величину дополнительных инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инновационных проектов [9].
Кроме того, ввод квазиинфраструктурных облигаций позволит увеличить долю участия частного капитала в крупных проектах, совместно с государством. Данный вид сотрудничества предполагает выпуск проектных облигаций, которые смогут удовлетворить потребности в инвестициях и будут являться надежной долгосрочной бумагой.
При этом, надежность реализации инновационных проектов, обеспеченных облигациями подтверждается правовыми гарантиями (закон об концессионных соглашениях), гарантией эффективного риск-менеджмента (минимизации рисков проекта, страхования ответственности), а также контролем использования денежных средств, полученных исходя из выпуска проектных облигаций (ориентированных на финансирование инновационных проектов, предоставление банковских гарантий).
Применения данной формы сотрудничества позволяет эффективно распределить риски инновационного проекта между государством и частным сектором. Эффективность данной модели риск-менеджмента объясняется сочетанием обозначенных законом договорных
отношении между участниками государственно-частного партнерства, а также осуществлением многоступенчатого контроля эффективности всех субъектов организационного сотрудничества с целью недопущения дефолта по проектным облигациям.
В связи с чем, наиболее значимым критерием оценки реитинга будущих облигации будут являться предоставленные государственные гарантии по исполнению обязательств. Поскольку данные гарантии являются критерием для оценки кредитного реИтинга будущих периодов облигации.
Важно отметить, распределение гарантии и обязательств участников ГЧП. Роль государства заключается в обеспечении прямых и косвенных гарантии развития ГЧП с помощью предоставления финансирования исходя из средств пенсионных резервов, а также средств накоплении подобных облигации. В то же время, роль частного предпринимательства в ГЧП заключается в привлечении внебюджетных источников финансирования, а также страхования рисков проекта Внешэкономбанком.
По нашему авторскому мнению, важным условием эффективности института проектных облигации является создание финансового механизма ГЧП, учитывающего уровень инфляции, разработанныи в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и инструментам государственных гарантии. Данные изменения позволяют достичь проектным облигациям необходимыи уровень ликвидности на внутреннем рынке, а также увеличить количество потенциальных инвесторов.
Сравнение вложений в проекты ГЧП с другими видами вложении в зависимости от степени риска и доходности демонстрируют их надежность и представлены на рис. 5.
Важно отметить, что потенциальными инвесторами инновационных проектов в рамках ГЧП являются «консервативные инвесторы»: пенсионные фонды, страховые компании и т. д. В рамках россииского законодательства, данные инвесторы обязуются вкладывать финансовые средства в «длинные» ценные бумаги. В связи с чем, выпуск проектных облигации предоставляет даннои группе инвесторов надежную долгосрочную бумагу, финансирование которои направленно на развития инновационного потенциала Российской Федерации.
Рис. 5. Сравнение вложений в проекты ГЧП с другими видами вложений по соотношению риск - доходность
Тем самым применение инструментов ГЧП, в современных условиях экономики позволяют повысить эффективность применения государственных инвестиций и улучшить механизм взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках реализации инновационных проектов.
На наш авторский взгляд, для достижения поставленных целей, необходимо определить проектные облигации инновационных проектов ГЧП к высшей категории А1, что позволит институциональным инвесторам и пенсионным фондам инвестировать свои средства. Кроме того, участники механизма инвестирования ГЧП нуждаются в инструментах управления рисками, в связи, с чем следует разработать эффективный аппарат страхования последствий следующих участников: государство - частное предприятия - Внешэкономбанк. Для успешной реализации ГЧП будет наиболее актуально применить гарантии доходности выше значения инфляции.
Поэтому, использование инфраструктурных или специальных проектных облигаций, сформированных в соответствии с уровнем инфляции, в механизмах концессий в ГЧП проектах может положительно сказаться на развитии инвестирования инноваций, так и на развитии инновационного потенциала России в целом.
Исходя из вышесказанного следует, что на сегодняшний день особое внимание необходимо уделить развитию правового института и организационно-финансового механизма способного привлекать внутренние и внешние инвестиции для развития инновационной деятельности.
Исходя из анализа правовой сферы следует, что сегодня в России не сформирована правовая база способная обеспечить эффективность и надежность выпуска проектных облигаций. Поскольку Российское законодательство по отношении к проектным облигациям находятся в процессе разработки, проанализируем возможные составляющие правового обеспечения ГЧП.
Согласно нашему авторскому мнению, в рамках законодательного обеспечения использования проектных облигаций в инвестировании инновационных проектов необходимо учесть всех возможных участников, а также все возможные операции осуществляемые между участниками ГЧП [10].
Максимальная эффективность использования инструментов управления ГЧП достигается с помощью доработки правовых основ проектных облигаций, их эмитентов, мер направленных на отстаивание интересов частных инвесторов и прав всех участников, инструментов контроля использования внутренних и внешних инвестиций, государственных гарантий и условий погашения облигаций. Данные предложения необходимо разработать в соответствии с правилами концессионных соглашений, в рамках которых будут реализованы инновационные проекты.
В недавнем прошлом в России произошли изменения нормативной базы по котировальным листам, благодаря которым консервативные инвесторы (например, негосударственные фонды и управляющие компании) смогут участвовать в концессионных проектах федерального и регионального уровней с
ю
о с^
со о сч
СП
ю
о с^
со
о ^
от
<
со
о
использованием так называемых «квазиинфраструктурных» облигаций.
В 2008 г. были внесены изменения в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, относительно неприменения ограничений для включения в список А1 облигаций концессионера, а также других облигаций имеющих поручительство или гарантию Внешэкономбанка, гарантию Российской Федерации или ее субъекта. Данное требование объясняется необходимостью пенсионных фондов приобретать ценные бумаги исходя из котировального списка высшей категории (А1). Предполагается, что перечисленные изменения повлияют на спрос среди институциональных инвесторов на приобретение квазиинфраструктурных облигаций. Однако, помимо правовых поправок в рамках развития ГЧП необходимо также решить вопросы выпуска облигаций в рамках инновационных проектов, имеющих комплексный характер угрозы реализации. Риски инновационных проектов разносторонни и представляют сложную матрицу.
В рамках проводимого исследования авторами предлагается схема финансирования концессионного проекта, с характерными условиями облигаций. Согласно нашему авторскому мнению, основные инвестиции должны приходиться на долю институциональных инвесторов включающих негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, такие как ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк и др. Ожидается, что примененная схема инвестирования позволит привлечь инвесторов фондового рынка, тем самым повысить кредитный рейтинг инновационных проектов.
В рамках предложенной схемы, предполагаются, следующие параметры выпуска проектных облигаций:
• ценные бумаги — корпоративные облигации, выпущенные в российской валюте, величина купона рассчитана на долгосрочный период реализации проекта;
• процесс погашения облигаций — предполагает окончание нормативного срока реализации инновационного проекта, исходя из величины окупаемости или амортизации;
• способ размещения — предполагает закрытую либо открытую подписку;
• обеспечение облигаций — предполагается осуществлять выплаты с помощью государственного либо коммерческого банка, а также возможен вариант привлечения средств других коммерческих организаций;
• срок обращения — величина равная сроку эксплуатации концессионного объекта;
• ожидаемая величина купонного дохода — в среднем 12-16%;
• процедуры листинга — применение котировального списка «А».
Кроме того, по нашему авторскому мнению, схема финансирования концессионного проекта должна включать закрытый перечень инновационных продуктов, затраты на создание которых могут финансироваться путем выпуска облигаций. Применение данного
механизма финансирования особенно актуально при реализации сложных инновационных проектов.
Так, сегодня в рамках Федеральной службы по финансовым рынкам России рассматривается специальный законопроект, направленный на подготовку и обеспечения правовых мер для выпуска данных облигаций. Государство фактически выделило данный класс облигаций, предоставляя под них рефинансирование на особых условиях.
Концепция федерального закона об проектных облигациях характеризует данные облигации, как выпускаемые специализированной проектной компанией, имеющей целевое назначение в виде создания инновационного продукта, услуги, технологии, обеспеченные государственной муниципальной гарантией являющейся залогом будущих денежных требований.
Цель закона — расширить возможности консервативных инвесторов по вложению средств в инновационные проекты.
Основы механизма и предполагаемые характеристики данных финансовых инструментов таковы.
Основными инвесторами выступят пенсионные фонды, страховые компании и другие консервативные инвесторы.
Облигации можно будет выпускать только по закрытому перечню инновационных проектов.
Правом выпуска облигаций будут обладать специально созданные акционерные общества.
В настоящее время облигации выпускаются под госгарантию и, если инвестор надеется на участие государства, то ему необходимо получить одобрение от правительства, а после этого производить оценку коммерческой эффективности от инвестбанков.
Однако правительство рассчитывает на разделение рисков. По этой причине вопрос о сумме гарантий находится в стадии обсуждения, также рассматривается вопрос о возможности поручительства Внешэкономбанка. Гарантии не будут нужны в случае эмиссии монополий, поскольку обязательства принимаются за счет регулирования тарифов и других источников.
На сегодняшний день проектные облигации как самостоятельный инструмент не регламентированы в российском законодательстве и представляют собой корпоративные облигации, выпускаемые эмитентом-концессионером с целью привлечения финансирования для реализации концессионного соглашения. По этой причине Федеральной службой по финансовым рынкам был предложен к рассмотрению законопроект, в котором содержится правовое определение понятия и признаков проектных облигаций как вида ценных бумаг, а также установлены дополнительные признаки эмитента облигаций по инновационным проектам. В соответствии с данным законом будет осуществляться:
• регулирование процедур и условий предоставления государственных гарантий по инфраструктурному облигационному займу и иных форм обеспечения;
• установление форм контроля целевого использования привлеченных по займу финансовых средств;
• установление условий досрочного погашения облигаций.
В текущих экономических условиях к проектным облигациям интерес проявляет небольшой круг инвесторов. В настоящий момент в рыночной конъюнктуре «длинные деньги» есть у двух категорий инвесторов: страховых компаний и пенсионных фондов. Также ожидается возникновение спроса со стороны крупных коммерческих банков и управляющих компаний. В этой связи для максимально эффективного использования проектных облигаций потребуются внесение изменений в действующее законодательство и доработка правовых основ указанного инструмента. Так необходимо решить ряд вопросов, связанных с тем, что:
• закон не в полной мере защищает интересы частных инвесторов и кредиторов, необходимы меры, направленные на защиту прав всех участников по таким облигациям;
• нормы закона необходимо увязать с действующими правилами концессионных соглашений;
• необходимо уменьшить размер уставного капитала, по причине того, что учредителям необходимо будет большую часть денежных средств внести в формирование уставного капитала, вместо того, чтобы вложить данные средства в реализацию проекта;
• необходимо включить детальную регламентацию деятельности технических аудиторов, указать их права и обязанности, для исключения их аффи-лированности;
• необходимо выработать механизм контроля за проектными компаниями, ограничив одновременно круг лиц, которые могли бы предъявить к ней претензии;
• необходимо более четко проработать механизм госгарантий — в частности, как гарантии будут прописаны в федеральном бюджете в то время, когда он планируется на 1-3 года, а облигации будут выпускаться на более долгий срок;
• отдельный закон о проектных облигациях должен охватывать более широкий круг участников рынка и операций на нем;
• предусмотренные госгарантии по таким облигациям предполагают серьезную нагрузку на федеральный бюджет.
Заключение
Таким образом, с развитием инструментов инвестирования инновационных проектов государственно-частного партнерства через проектные облигации повысится эффективность государственных инвестиций и взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации инновационной политики. Нормативные акты о порядке реализации ГЧП-проектов должны в первую очередь обеспечивать активизацию различных форм государственно-частного партнерства и единую процедуру реализации подобных проектов. В связи с этим принятие закона о проектных облигациях является необходимым и востребованным. Его принятие будет способствовать прозрачности использования капитала при реализации инновационных проектов, ускорению их реализации, увеличению качества инновационных продуктов, услуг, технологий, развитию
отечественного финансового рынка на основе появления инновационного финансового инструмента, а также на привлечение иностранного капитала.
Список использованных источников
1. В. Ю. Тюрина, А.А. Ипполитова. От коммерциализации исследований и разработок до создания инновационного продукта// Инновационная деятельность, № 4, 2014.
2. Интернет ресурс «Вегас-лекс». http://www.vegaslex.ru.
3. А. В. Попов, А. Н. Плотников, Д. А. Плотников. Инновации и риски: монография. Саратов: ИЦ «Наука», 2015.
4. Интернет ресурс «Вегас-лекс». http://www.vegaslex.ru/text/54349.
5. В. Ю.Тюрина, А. А. Ипполитова. Технопарк — важный элемент инфраструктуры инновационной системы//Известия Саратовского университета. Серия «Экономика. Управление. Право», вып. 4, 2014.
6. Д. А. Плотников, А. Н. Плотников, А. В. Попов. Современные трактовки понятий: «инвестиции», «инвестирование», «инвестирование инновационной деятельности предприятий»//Новая наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (14 июня 2015 г., г. Стерлитамак). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015.
7. В. Ю.Тюрина, А. А. Ипполитова. Опыт Саратовской области в коммерциализации объектов интеллектуальной собственности на базе технопарков//Вестник СибАДИ, вып. 1, 2015.
8. Д. А. Плотников, А. Н. Плотников, А. В. Попов. Комплекс факторов системы инвестирования инновационной деятельности// Тенденции развития экономики и менеджмента. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Казань, 2015.
9. Д. А. Плотников, А. Н. Плотников. Современные методы венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных инновационных предприятий: зарубежный опыт//Известия Сарат. ун-та. Сер. «Экономика. Управление. Право». Т. 15, вып. 1. 2015.
10. Д. А. Плотников, А. Н. Плотников. Система венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий// Гетеромагнитная микроэлектроника: сб. науч. тр. Саратов. Вып. 17. Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 2014.
Prospects for use in the russian public-private
partnerships for investment innovation A. N. Plotnikov, Doctor of Economics, professor, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov.
D. A. Plotnikov, PhD, Assistant Professor, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov.
V. Yu. Tyurina, Doctor of Economics, professor, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov.
It is very relevant at this point in time is the development and improvement of forms and methods of innovation investment companies, taking into account the expansion potential of attracting private capital. With the development of innovative investment instruments of public-private partnership will increase the efficiency of public investment and the interaction between government and the private sector in the implementation of innovation policy. Regulations on the procedure for the implementation of PPP projects !;2 should give priority to ensuring the activation of various forms of public-private partnership and a common procedure for ^ implementing such projects. Development and improvement g of the PPP will promote transparency in the use of capital in the implementation of innovative projects, uskoreniyu en their implementation, increase quality innovative products, ^ services, technologies, development of the domestic ^ financial market, based on the emergence of innovative S financial instruments, as well as to attract foreign capital. jj Keywords: investing, investment innovation, CQ knowledge-intensive high-tech enterprises, creation and ^ commercialization of hi-tech products, the mechanism of x state-private partnership. S