Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ: ВАЖНЫЕ ОТЛИЧИЯ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ: ВАЖНЫЕ ОТЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
748
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ: ВАЖНЫЕ ОТЛИЧИЯ»

данной формы стимулирования является вынесение благодарности за достижение результатов, поздравление персонала с днем рождения, а также доска почета лучших сотрудников года и другие.

Таким образом, совершенствование мотивации персонала основывается: во-первых, на материальном стимулировании, которое предоставляет возможность широкого спектра в «обратной связи» и реакцию сотрудников на повышение результативности организации; во-вторых, на нематериальном стимулировании, которое предоставляет возможность повлиять на эффективность предприятия в целом.

Использованные источники:

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / О. С. Виханский. - М.: Гардарика, 1998. - 528 с.

2. Глухов, В. В. Менеджмент: учебник / В. В. Глухов. - СПб.: Питер, 2009. -608 с.

3. Левина, С. Ш. Практикум по курсу "Менеджмент": практикум / С. Ш. Левина, Р. Ю. Турчаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 320 с.

4. Тебекин А. В. Управление персоналом / А. В. Тебекин. - М.: КНОРУС, 2009. - 624 с.

Безматерных А. О. преподаватель междисциплинарной кафедры ФГБОУ ВПО Российский экономический университет имени В.Г. Плеханова Россия, г. Иркутск СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ: ВАЖНЫЕ ОТЛИЧИЯ. При всей схожести между мотивацией и стимулированием есть определённые отличия. Именно они и накладывают отпечаток на эффективность действий руководителя по отношению к персоналу.

Какая основная цель руководителя? Чтобы человек, а чаще группа людей, выполняла поставленные задачи. В итоге руководитель получит результат для компании.

Управление мотивацией.

Мотивация, прежде всего, касается внутреннего мира человека, его потребностей, интересов. Внешняя мотивация также присутствует. Руководитель, коллеги, близкие или друзья могут выступать внешними факторами мотивации. Например, друг достиг хороших результатов в карьере. У человека появляется интерес проявить себя и победить в этом негласном соревновании.

Задача руководителя в управлении мотивацией достаточно обширная. С одной стороны важно выбрать главный фактор. Для кого-то это деньги, для другого деньги и признание. Для третьего деньги и хороший коллектив (общение, эмоции). Руководитель также обязан заинтересовывать работника самой задачей.

Даже если идёт воздействие внешних факторов на мотивацию, всё равно они проходят через внутреннюю призму. Человек задаётся вопросом, соотносит с тем насколько ему это интересно или выгодно. Причём выгодно с позиций удовлетворения потребностей.

Как можно видеть мотивация достаточно сложный и глубокий процесс. Управлять мотивацией даже в небольшом коллективе сложно. Поэтому большинство руководителей поступают проще.

Стимулирование.

Стимулирование более простой механизм. Он не требует от руководителя глубокого изучения своих сотрудников. Тут применимо понятие «среднестатистическая модель». В принципе у каждого человека есть физиологические, социальные и эмоциональные потребности. Просто у каждого человека степень важности этих факторов разная. И вместе со статусом, доходом это соотношение может меняться. Отслеживать такие процессы это тонкая психологическая работа, на которую не всегда находится время.

Стимулирование это процесс внешнего воздействия на сотрудника с целью получить от него результат или выполнение какой-то части работы. Не зря слово стимул происходит от латинского названия палки, которой погоняли рабочий скот. Теоретически стимулирование это дополнительный инструмент для управления персоналом. Но на практике он часто становится основным, а то и единственным.

Например, не всегда есть возможность поставить перед сотрудником интересную задачу. Или ваш сотрудник освоил эту профессию по одной простой причине, ВУЗ близко к дому был. В общем, сотрудник имеет недостаточный интерес к выполнению поставленной задачи. Конечно, внутри у него мотивация присутствует, но недостаточная. Например, он понимает, что невыполнение задачи или её ненадлежащее выполнение приведёт к потере в зарплате. При первой же возможности он предпочтёт отказаться от задачи, чем выполнит её. Особенно если ему удастся сохранить размер зарплаты или уменьшить её незначительно.

Также стимулирование имеет смысл, когда параметры задачи отклоняются от привычных. Например, нужно сделать работу в кратчайший срок, съездить в далёкую командировку, выполнить другие повышенные требования.

В таких случаях руководителю приходится обращаться к стимулированию. Как правило, стимулирование это дополнительный рычаг воздействия на работника. Самым распространённым примером стимула является доплата. Обычно в виде премии, только за конкретный результат. Например, сотрудник качественно выполнил работу за 3 дня, а не за 5. То есть затратил дополнительные усилия.

Стимулы бывают материальные и нематериальные. Материальные стимулы направлены на социальную составляющую человека. Например,

фотография на доске почёта, почётный знак, похвала перед другими сотрудниками. Это всё нематериальные стимулы.

Нередко можно видеть, как стимулы выдаются авансом. Например, руководитель может сказать «Я верю, что ты можешь сделать невозможное» и даже выплатить авансом премию «Ты уж постарайся в следующем месяце».

Почему стимулы не всегда работают?

Первая и основная причина у человека нет мотивации. Ни внутренней, ни внешней. В этом случае действие стимулирования может иметь незначительный эффект или не иметь вообще. Именно поэтому в большинстве случаев стимулирование не работает.

Вторая причина «непопадание». Сотруднику может быть неинтересно признание его заслуг, и он был бы рад маленькой премии. Хотя не редко бывает и наоборот. Незначительная премия никак не отображается на благосостоянии, в то время как похвала, признание перед коллективом было бы кстати. Или стимул в виде оплаченного вечера в боулинг-клубе вряд ли сработает для заядлого игрока в бильярд.

Третья причина — привыкание. Рано или поздно люди привыкают к стимулам. Премия начинает представлять собой не стимул, а само собой разумеющуюся доплату. Любая попытка руководителя «закрыть лавочку» ведёт к тихому, а то и открытому бунту. Люди быстро привыкают к хорошему отношению.

Четвёртое это отсутствие системы. Например, совершенно непонятно, как руководитель измерил, дополнительные усилия и перевёл их в денежный или нематериальный эквивалент. Особенно часто проявляется, когда речь идёт об усилиях нескольких сотрудников. Например, они могут выражать недовольство тем, что «я работал больше, а премия одинаковая».

Руководителю нужно чувствовать эти моменты и умело обращаться со стимулами. Также важно обращать внимание на мотивацию. Каким бы не было сложным управление мотивацией, оно имеет более долгосрочный и позитивный эффект. Результат от применения стимулов краткосрочный, а часто применение ведёт к привыканию.

Бикметов Р. Ш., к с. н.

доцент

Стерлитамакский филиал

БашГУ

Россия, г. Стерлитамак

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Кризис как объект управления - явление системное и многомерное. Некоторые полагают, что о кризисах можно говорить применительно к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.