Научная статья на тему 'СТИЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СТИЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стилизация / народная хореографическая культура / сохранение / современность / интеграция / адаптация / современный танец. / stylization / folk choreographic culture / preservation / modernity / integration / adaptation / modern dance.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Гермус Д.К.

в статье проанализирована роль стилизации в сохранении и передаче ценностей народной хореографической культуры. Стилизация, понимаемая как процесс создания нового художественного материала путем смешения стилей и движений, является ключевым инструментом для передачи сути народного танца современной аудитории. Путем синтеза традиционных и современных элементов стилизация не только сохраняет культурное наследие, но и способствует его эволюции. В статье рассмотрены различные методы стилизации, включая интеграцию элементов народного танца в классический танец, адаптацию традиционных костюмов и декораций, а также использование музыкальной стилизации, чтобы прояснить их эффективность в обогащении современной хореографической практики. В заключении отмечается, что стилизация является той силой, которая связывает прошлое с настоящим, оживляя народную хореографию и при этом соответствуя современным вкусам, ожиданиям аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Гермус Д.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLIZATION AS A FACTOR IN THE PRESERVATION OF FOLK CHOREOGRAPHIC CULTURE

the article analyzes the role of stylization in preserving and transmitting the values of folk choreographic culture. Stylization, understood as the process of creating new artistic material by mixing styles and movements, is a key tool for conveying the essence of folk dance to a modern audience. By synthesizing traditional and modern elements, stylization not only preserves cultural heritage, but also contributes to its evolution. The article discusses various stylization methods, including the integration of folk dance elements into classical dance, the adaptation of traditional costumes and decorations, as well as the use of musical stylization to clarify their effectiveness in enriching modern choreographic practice. In conclusion, it is noted that stylization is the force that connects the past with the present, reviving folk choreography and at the same time meeting modern tastes and expectations of the audience.

Текст научной работы на тему «СТИЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-4 УДК 793.3

СТИЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гермус Д. К.

Тюменский государственный институт культуры

Аннотация. В статье проанализирована роль стилизации в сохранении и передаче ценностей народной хореографической культуры. Стилизация, понимаемая как процесс создания нового художественного материала путем смешения стилей и движений, является ключевым инструментом для передачи сути народного танца современной аудитории. Посредством синтеза традиционных и современных элементов, стилизация не только сохраняет культурное наследие, но и способствует его эволюции. В статье рассмотрены различные методы стилизации, включая интеграцию элементов народного танца в классический танец, адаптацию традиционных костюмов и декораций, а также использование музыкальной стилизации, чтобы прояснить их эффективность в обогащении современной хореографической практики. В заключение отмечается, что стилизация является той силой, которая связывает прошлое с настоящим, оживляя народную хореографию и при этом соответствуя современным вкусам, ожиданиям аудитории.

Ключевые слова: стилизация, народная хореографическая культура, сохранение, современность, интеграция, адаптация, современный танец.

STYLIZATION AS A FACTOR IN THE PRESERVATION OF FOLK CHOREOGRAPHIC CULTURE

Diana K. Germus

Tyumen State Institute of Culture

Abstract. ^e article analyzes the role of stylization in preserving and transmitting the values of folk choreographic culture. Stylization, understood as the process of creating new artistic material by mixing styles and movements, is a key tool for conveying the essence of folk dance to a modern audience. By synthesizing traditional and modern elements, stylization not only preserves cultural heritage, but also contributes to its evolution. The article discusses various stylization methods, including the integration of folk dance elements into classical dance, the adaptation of traditional costumes and decorations, as well as the use of musical stylization to clarify their effectiveness in enriching modern choreographic practice. In conclusion, it is noted that stylization is the force that connects the past with the present, reviving folk choreography and at the same time meeting modern tastes and expectations of the audience.

Keywords: stylization, folk choreographic culture, preservation, modernity, integration, adaptation, modern dance.

Введение. Сохранение народной хореографической культуры является важным аспектом культурного наследия, который подвергается влиянию различных факторов современности. Одним из таких факторов является стилизация. Стилизация играет ключевую роль в сохранении и передаче народной хореографической культуры, поскольку позволяет современным исполнителям и аудитории увидеть ее ценность и красоту через призму современного восприятия.

Актуальность темы обусловлена несколькими важными факторами.

Во-первых, в современном мире существует угроза исчезновения многих народных традиций

и культурных практик под воздействием глобализации и коммерциализации. В этой связи, стилизация представляет собой средство сохранения и продвижения уникальных элементов народной хореографии, позволяя им адаптироваться к современным реалиям.

Во-вторых, стилизация открывает новые возможности для творческого развития народной хореографии, позволяя объединять традиционные элементы с современными хореографическими техниками и стилями. Этот процесс способствует не только сохранению, но и обогащению народной культуры, делая ее более доступной и привлекательной для современной аудитории [2].

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Материалы и методы исследований.

Существует значительное количество литературы, посвященной различным аспектам стилизации народных танцев и их роли в сохранении культурного наследия. Однако, вопросы, связанные с конкретными методами стилизации, их эффективностью, влиянием на современную хореографическую практику, а также адаптацией традиционных элементов к современным танцевальным трендам остаются открытыми и требуют изучения.

Результаты. Обсуждение.

Начнем с определения стилизации. Стилизация является производным понятием от стиля и трактуется в двух формах:

1. Первая предполагает намеренное подражание или свободное использование художественного языка, характерного для определенного создателя, направления, школы или культурной традиции.

2. Вторая включает в себя процесс, при котором объекты или фигуры эстетически визуализируются с помощью набора традиционных техник, изменяющих их форму, объем и цветовые соотношения.

Стилизация - художественный прием в изобразительном искусстве; она служит методом творческого синтеза нашего понимания и созерцания мира, отходя от строгого реализма.

Творческая стилизация воплощает художественное видение с очевидной выразительностью и декоративным талантом, часто привнося новые элементы через интерпретацию реальности художником [1, с. 72].

Стилизацию можно разделить на три типа в зависимости от степени изменения первоначальной формы:

1. Поверхностная стилизация, также известная как имитация, предполагает тонкую корректировку и упрощение существующих моделей.

2. Декоративная стилизация - подразумевает намеренное упрощение или изменение форм, при этом обходясь без несущественных элементов изображаемого объекта для достижения эстетического эффекта.

3. Абстрактная стилизация - направлена на замену реалистичных деталей фигуративными элементами, полностью отказываясь от точности изображения [3].

Стилизация служит средством для улавливания и передачи сути исторического и культурного контекста, позволяя создавать многогранные художественные образы. Она может значительно повысить выразительность художественных произведений.

В области хореографического искусства стилизация приобретает особую интерпретацию по сравнению с другими видами искусства. Она выходит за рамки простого подражания или репликации существующих стилей; вместо этого, она включает в себя создание совершенно нового лексического материала путем смешивания движений из различных стилистических источников.

В хореографии понятие «стиль» включает в себя смешение двух различных танцевальных форм в единую танцевальную композицию. Часто, это слияние принимает форму интеграции народного танца с современными танцевальными стилями [6].

Безусловно важным применением стилизации в хореографическом искусстве является характерный танец. Исследование его истоков применительно к различным танцевальным формам выявляет не только единство, но и противоречия, а также степень близости или расхождения на разных этапах хореографической эволюции.

Используя такие элементы, как визуальные принципы и характер, характерный танец воплощает в себе суть народных мотивов, выходя за рамки простого воспроизведения фольклора. Он поэтично и аутентично воплощает национальный дух, обогащая и расширяя атрибуты, присущие его истокам [4].

Значение стилизации народного танца было подчеркнуто Ж.Ж. Новером в 18 веке. Он рассматривал стилизацию не только как средство обогащения танца дополнительными формами, но и как метод возрождения устоявшегося танцевального канона. Следовательно, он выступал за дальнейшее включение народных элементов в танец.

Одним из проявлений стилизации является включение элементов народного танца в классический танец. Здесь элементы народного танца органично вплетены в ткань классического танца, что отражает внутреннюю связь между этими двумя танцевальными традициями.

Исторически народный танец сыграл ключевую роль в формировании классического танца, причем последний со временем ассимилировал элементы первого, обогащая свой репертуар языком народного танца и придавая ему отличительные черты.

Создание стилизованного спектакля, в значительной степени, зависит от изучения фольклорных и этнографических источников, владения композиционными принципами и, что немаловажно, острого чувства стиля. Все эти элементы, в совокупности, способствуют созданию желаемого художественного образа или эмоционального выражения, отражая уникальный национальный характер, образ жизни и мышление народа.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Другим важным методом является стилизация костюмов и декораций. Использование традиционных нарядов, узоров и украшений помогает создать атмосферу определенной эпохи или народной культуры, обогащая визуальный образ представления. Это особенно актуально в народных и этнических тематиках, где костюмы и декорации играют ключевую роль в передаче настроения и аутентичности [5, с. 23].

Также, важным методом стилизации является использование музыкальной стилизации. Выбор музыкального сопровождения, аранжировка и переосмысление традиционных музыкальных композиций помогают создать уникальное звуковое оформление, соответствующее духу и эстетике произведения [6].

Эффективность этих методов определяется их способностью передать ценности и эстетику народной культуры, а также воздействием на зрителей. Они обогащают современную хореографическую практику, сохраняя и передавая традиции, адаптируясь к современным танце-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

вальным трендам и соответствуя современным вкусам и ожиданиям аудитории.

Заключение.

Таким образом мы выяснили, что стилизация — это многогранный подход к сохранению и обогащению народной хореографической культуры в наше время.

Сочетая традиционные и современные элементы, стилизация оживляет народный танец, делая его актуальным для современной аудитории и сохраняя при этом его культурное наследие.

Интеграция народных элементов в классический танец, адаптация традиционных костюмов и декораций, а также использование музыкальной стилизации способствует динамичному развитию хореографической практики.

Стилизация служит маяком, направляющим нас к сохранению и популяризации нашего богатого культурного наследия для будущих поколений.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Гермус Д.К. Стилизация - как способ сохранения и развития народного танца / Д.К. Гермус Т.Н. Цепля-ева // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-14. С. 70-73.

2. Ишкин Б.С. Проблемы сохранения традиционной русской танцевальной культуры / Б.С. Ишкин // Вестник ЧГАКИ. 2006. № 2(10). URL : https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-sohraneniya-traditsionnoy-rus skoy-tantsevalnoy-kultury (дата обращения 15.04.2024).

3. Кабдусова Д.Е. Сохранение традиций танцевальной культуры России // EESJ. 2017. №8-2 (24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sohranenie-traditsiy-tantsevalnoy-kultury-rossii (дата обращения: 15.04.2024).

4. Скрынников А.А. Стилизация народного фольклора: от истоков до современности / А.А. Скрынников // Научные высказывания. 2024. № 7(54). URL : https://nvjournal.ru/article/Stilizatsija_narodnogo_folklora_ot_ istokov_do_sovremennosti (дата обращения 15.04.2024).

5. Стати М.А. Русские народные танцы как бесценный источник культурного наследия России и необходимое средство воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей / М.А. Стати // Образование и воспитание. 2022. № 4(40). С. 21-25. URL : https://moluch.ru/th/4/archive/ 231/7524/ (дата обращения 15.04.2024).

6. Шимохина И.В. Особенности стилизации народного танца в условиях творческого хореографического коллектива. Методические рекомендации / И.В. Шимохина // Открытый урок. URL : https://urok.1sept.ru/ articles/676079 (дата обращения 10.04.2024).

References:

1. Hermus D.K. Stylization as a way to preserve and develop folk dance / D.K. Hermus, T.N. Tseplyaeva // Trends in the development of science and education. 2020. № 62-14. P. 70-73.

2. Ishkin B.S. Problems of preserving traditional Russian dance culture / B.S. Ishkin // Bulletin of CHGAKI. 2006. № 2(10). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-traditsionnoy-russkoy-tantsevalnoy-kul tury (date of application 04/15/2024).

3. Kabdusova D.E. Preservation of the traditions of Russian dance culture / D.E. Kabdusova // EESJ. 2017. № 8-2 (24). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-traditsiy-tantsevalnoy-kultury-rossii (date of application 04/15/2024).

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

4. Skrynnikov A.A. Stylization of folk folklore: from the origins to the present / A.A. Skrynnikov // Scientific statements. 2024. № 7(54). URL : https://nvjournal.ru/article/Stilizatsija_narodnogo_folklora_ot_istokov_do_sovre mennosti (date of application 04/15/2024).

5. Stati, M.A. Russian folk dances as an invaluable source of Russia's cultural heritage and a necessary means of educating children and adolescents on the basis of basic national values / M.A. Stati // Education and upbringing. 2022. № 4(40). P. 21-25. URL : https://moluch.ru/th/4/archive/231/7524 (date of application 04/15/2024).

6. Shimokhina I.V. Features of the stylization of folk dance in the conditions of a creative choreographic team. Methodological recommendations / I.V. Shimokhina // Open lesson. URL : https://urok.1sept.ru/articles/676079 (date of application 04/10/2024).

Информация об авторе

Гермус Диана Кристьяновна

магистр,

старший преподаватель кафедры,

Тюменский государственный институт культуры

germus.diana@bk.ru

Diana K. Germus

Master,

Senior Lecturer of the Department, Tyumen State Institute of Culture germus.diana@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.