Ю.Е. Руденко, магистрант
Научный руководитель — Н.П. Журин, профессор Научный руководитель — Е.А. Груздева, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
Yu. Rudenko, MA student
Scientific advisor N. Zhurin, Professor
Scientific advisor E. Gruzdeva, Associate Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Стилистический переход в архитектуре дворца культуры им. Малунцева в г. Омске (1950-1960-е гг.)
Stylistic transition in the architecture of the Maluntsev Palace of Culture in Omsk (1950-1960s)
Проводится анализ стилистического перехода от сталинского ампира к советскому модернизму (1955-1991 гг.) в архитектуре Дворца культуры имени Малунцева в городе Омске. Исследование основано на данных об изменениях проектной документации и актов приёмки выполненных работ здания, воспоминаниях современников и материалах фотофиксации. Анализ содержит выдержку стенограммы заседания архитектурного Совета 1956 года, на котором были приняты принципиальные решения об изменении архитектурного облика объекта исследования и условия согласования проекта. В статье проводится сравнение двух зданий — омского Дворца культуры имени Малунцева и Дворца культуры рижского завода ВЭФ, который является прототипом первого, а также анализ, что и как изменилось в архитектурном облике ДК им. Малунцева. В выводах содержится обобщение полученных результатов в форме тезисов основных достижений проведённого исследования. В заключении приводится оценка проявления двух стилей в архитектурном облике ДК им. Малунцева обозначаются вопросы, требующие дальнейшего научного изучения.
Ключевые слова: стилистический переход, сталинский ампир, советский модернизм, дворец культуры, Омск
The article analyzes the stylistic transition from the Stalin Empire to the Soviet Modernism (1955-1991) in the architecture of the Palace of Culture named after Maluntsev in Omsk. The research is based on the changes in the project documentation and acts of acceptance of the completed building, memoirs of contemporaries, and materials of photofixation. The analysis contains an extract of the transcript of the 1956 meeting of the Architectural Council, at which decisions in principle were made to change the architectural appearance of the research object and the conditions for approving the project. The article compares two buildings - the Maluntsev Palace of Culture in Omsk and the Palace of Culture of Riga's VEF plant, which is the prototype of the former, and analyzes what and how it has changed in the architectural appearance of the Maluntsev Palace of Culture. The findings contain a summary
of the results in the form of abstracts of the main achievements of the study. The conclusion provides an assessment of the manifestation of the two styles in the architectural appearance of the Maluntsev Palace of Culture, and identifies issues requiring further scientific study.
Keywords: Stylistic transition, Stalinist Empire, Soviet modernism, Palace of Culture, Omsk
Введение
С середины 1950-х гг. в архитектурной среде многих советских городов, в том числе и Омска, начинают происходить существенные изменения, связанные со сменой курса стилистического направления сталинского ампира в сторону советского модернизма (1955-1991 гг.). Перемены связаны с выходом 4 ноября 1955 года постановления № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Постановление 1955, с. 1].
Это историческое событие повлияло не только на будущее архитектуры СССР, но и на настоящее — строительство повсеместно приостанавливалось, а проекты пересматривались. Одним из примеров изменённого проекта стал Дворец культуры им. Малунцева в г. Омске. Масштаб перемен настолько велик, что затронул снос возведённого архитектурного элемента в стиле сталинского ампира — портика с колоннами.
В открытых информационных источниках и некоторых исследованиях события, вызвавшие изменения облика ДК им. Малунцева, называют «легендой» или «мифом» [Жидченко 2011, с. 44]. Попытки мистификации реальных фактов вводят в заблуждение. Важно донести до общества подлинные сведения об архитектурном и историческом наследии г. Омска.
Актуальность исследования обусловлена недостатком достоверной информации сведений и научных публикаций, отражающих целостную картину формирования архитектурного облика ДК им. Малунцева. Изучение архитектуры омских ДК и освещение проблемы в научных и общественных кругах позволят повысить их ценность для города.
В поисках достоверной информации следует обратиться к трудам сибирских исследователей. Об особенностях архитектурной среды Омска 19501960-х годов пишет Ю.Р. Горелова. Изучением омского городка Нефтяников занимались А.В. Жидченко и В.И. Кочедамов. С.Д. Петренко исследует монументально-декоративное искусство общественных зданий городов Западной Сибири в 1960-1980-е годы.
Проблематика исследования заключается в том, что стилистический поворот в архитектуре омских зданий переходного периода — от сталинского до хрущёевского времени — недостаточно изучен. Поиск подлинных сведений об архитектуре омских ДК, в том числе и ДК им. Малунцева, составляет трудность для общества.
Объект исследования — дворец культуры им. Малунцева.
Предмет исследования — стилистический переход в архитектуре дворца культуры им. Малунцева в г. Омске в 50-60-е годы XX века.
Цель исследования — описать стилистический переход в архитектуре ДК им. Малунцева в г. Омске в 50-60-е годы XX века.
Задачи:
1. описать историю возникновения советского округа и городка Нефтяников, в котором располагается ДК им. Малунцева;
2. описать историю строительства ДК им. Малунцева на основе анализа архивной документации и воспоминаний современников;
3. осуществить сравнительный анализ здания ДК им. Малунцева и его прототипа — здания ДК завода ВЭФ (г. Рига);
4. проанализировать изменение архитектурного облика ДК им. Малунцева.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые анализируется история строительства и ход изменения архитектурного облика ДК им. Малунцева, сравниваются черты проектного и реализованного варианта.
Методы и материалы
К методам исследования относятся анализ литературных источников, архивной документации и фотографий, метод сравнительного анализа и качественного описания двух зданий по фотографиям, а также обобщение полученных результатов.
Исследование основано на следующих материалах:
1. научные статьи сибирских исследователей;
2. протоколы заседаний архитектурного совета, которые касаются событий второй половины 50-х годов XX века и изменений, вносимых в этот переходный период в омской архитектурной среде;
3. акты приёмки выполненных работ в строительстве ДК им. Малунцева;
4. воспоминания современников, наблюдавших за изменениями архитектурного облика ДК им. Малунцева;
5. фотографии омского ДК им. Малунцева и рижского ДК завода ВЭФ.
Результаты и обсуждение
История советского округа города Омска, в котором расположен ДК им. Малунцева, связана со строительством нефтехимического комплекса. 30 июля 1949 г. Совет министров СССР распоряжением № 11734 обязал Министерство нефтяной промышленности начать проектно-строительные работы по строительству в районе Омска нефтезавода мощностью 3 млн тонн нефти в год [Жид-ченко 2011, с. 43]. Над проектированием и строительством городка Нефтяников, в котором должны были жить работники Нефтезавода, работали институты Мосгипрогор и Ленгипрогор.
Городок нефтяников — пример уникального советского жилого района 1950-60-х гг., на котором отразились многие нововведения в области строительной и культурной практики. По духу — это воплощённый в жизнь соцгород и город-сад. В 50-х годах Омск, в том числе и городок Нефтяников, утопал в зелени, в обширных парковых зонах, дворах и бульварах. «Городок Нефтяников — типичный для того времени значительный жилой массив, построенный по типовым проектам, — не производит впечатления однообразия» [Кочеда-мов 1960, с. 63].
Проект городка — творение архитектурно-проектной мастерской им. Академика В.А. Веснина. В проектировании принимали участие архитекторы М.Н. Слотинцева, А.П. Слободняк, С.А. Маслих, а также омские специалисты — М.А. Мискевич, Г.И. Первушина и другие.
Проект мастерской предусматривал планировку в виде «трезубца» или равнобедренной трапеции. Основанием для трапеции должен был стать проспект Мира. Боковые части — симметрично расположенные улицы Нефтеза-водская и Химиков, а центральный зубец — проспект Культуры. Проспект Культуры — главная градообразующая ось социокультурного пространства, ось симметрии в планировке городка [Жидченко 2011, с. 43]. Его делит пополам ДК им. Малунцева: одна половина проспекта ведёт к больничному городку, другая — к Парку культуры и отдыха.
Дворец Культуры Нефтяников (с 1964 г. переименован в ДК им. Малунцева в честь первого директора Омского нефтезавода) — центр сосредоточения всей культурной жизни городка Нефтяников. Его местоположение было определено на пересечении двух главных улиц городка Нефтяников — проспекта Мира и проспекта Культуры. Дворец является архитектурной доминантой жилого района.
Проект ДК им. Малунцева является типовым. Мария Николаевна Слотинцева выполнила привязку к условиям строительства в городе Омске проекта Дворца культуры Рижского электротехнического завода. Её имя указано в графе «главного архитектора проекта» чертежа 1955 г. [ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 2. Д. 125, с. 102].
Строительные работы над ДК им. Малунцева начались в 1954 году, но после постановления ЦК КПСС и Совета Министров «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и последовавшего затем постановления о первоочередном строительстве жилья, возведение Дворца культуры было законсервировано в 1956 году. К этому времени были поставлены колонны, почти полностью завершена кирпичная кладка внутренних и наружных стен (см. рис. 1).
26 января 1956 года на архитектурно-градостроительном совете Отделом по делам строительства и архитектуры Горисполкома были обсуждены итоги рассмотрения проектной документации на строящиеся объекты. Сохранилась стенограмма выступлений, которая позволяет понять, как пересматривались проекты филиала и непостроенные объекты строительства ОНПЗ ввиду исполнения постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Рис. 1. Строительные работы над ДК им. Малунцева, 1956 г. Источник: https://omsk.com/85406-istoriya-i-fotografii-gorodka-neftyanikov-50-80gg-0570
Материалы свидетельствует, что при проведении заседания архитектурного Совета Отдела по делам строительства и архитектуры г. Омска были установлены условия принятия проекта. По делу дома Культуры Нефтеперерабатывающего завода с залом на 900 человек повторного применения, разработанного латвийским проектом, привязанного архитектурной Мастерской им. Веснина, постановили, проект согласовать при условии выполнения следующих замечаний:
1. По боковым фасадам переработать выступы лестничных клеток, согласившись с предложением мастерской о ликвидации боковых портиков. В архитектуре фасадов приблизить по формам выступы лестниц к облику главного фасада.
2. Заменить предусмотренный проектом внутренний отвод воды внешним, в связи с чем необходимо переработать карнизы в сторону упрощения.
3. Рекомендовать в связи с переработкой карнизов и боковых фасадов в части лестничных выступов доработать детали колоннады портика [ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 1. Д. 307. Л. 4].
Материалы протоколов дают понять, что в 1956 г. начался процесс упрощения архитектурных элементов.
Сведения о проведении строительных работ обрываются в журнале работ на 1957 г. [ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 2. Д. 125, с. 362]. Это связано с тем, что строительство ДК им. Малунцева в это время было законсервировано.
Из воспоминаний первого директора «Омскнефтехимпроекта» Григория Фёдоровича Олифирова (1924-1995): «Когда в Омск приехал Н.С. Хрущёв, то
строящийся Дворец в документах фигурировал как клуб, проект его был взят в Риге. Согласно проекту, по фасаду Дворца были колонны. К приезду Хрущёва колонны были уже выложены, так как они являлись несущей конструкцией... После заседания в обкоме, на котором присутствовал Н.С. Хрущёв, Малунцев (директор Омского нефтезавода. — А.Л.) звонит мне домой: «Завтра к полудню чтобы был проект Дворца без колонн, иначе с нас снимут деньги». Колонны ночью тракторами растащили. Наш архитектор Михаил Абрамович Мискевич представил проект, по которому несущие опоры, уже железобетонные, были спрятаны за витражи. Таким образом, Дворец культуры был сохранён» [Лейфер 2012, с. 217].
Из воспоминаний Музы Петровны Цупровой, архитектора и ветерана «Омскнефтехимпроекта»: «Проект городка Нефтяников, — пишет она, — существовал в полном объёме, он был выполнен проектной мастерской им. Веснина в Москве. Но наступило такое время, когда началась борьба со всякого рода «излишествами», в том числе и с архитектурными».
«Обиднее всего, — продолжает М.П. Цупрова, — было за Дворец культуры «Нефтяник» в центре городка. Это был прекрасный, повторно применяемый проект Дворца культуры рижского завода ВЭФ — с мощной колоннадой на главном фасаде и изобилием других «излишеств». Но поступило указание убрать колонны, и архитекторы под руководством главного архитектора Михаила Абрамовича Мискевича нашли решение, которое сделало Дворец современным, не испортив его величественности: два панно в стиле «сграффито» омского художника Михаила Слободина украсили его обеднённый фасад» [Лейфер 2012, с. 218].
Воспоминания современников заполнили недостающий фрагмент истории строительства ДК. Обнаружился важный факт, объясняющий обстоятельства ликвидации портика главного фасада. Решение о сносе было принято в связи с приездом Н.С. Хрущёва. Тогда же сменился главный архитектор проекта. Им стал омский архитектор Михаил Абрамович Мискевич.
В 1961 году омскому филиалу «Гипронефтезавода» было поручено изучить старый проект, ознакомиться с эксплуатацией построенного Дворца культуры Рижского электротехнического завода. После поездки в Ригу было установлено, что в проекте есть ряд недоработок.
Авторская группа во главе с архитектором Михаилом Абрамовичем Мис-кевичем выполнила несколько своих вариантов проекта, переработав интерьеры и полностью изменив оформление фасада. Проект был одобрен в 1962 году. 28 апреля 1965 года здание было введено в эксплуатацию [ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 2. Д. 125, с. 41].
Строительство Дворца культуры продолжалось с 1954 по 1965 гг. За это время первоначальный проект ДК им. Малунцева значительно изменился. Визуальное сравнение реализованного здания с его прототипом даёт представление о масштабах перемен (см. рис. 2).
Рис. 2. а) ДК завода ВЭФ, 1965 г. Источник: http://forum.myriga.info/index.php?showtopic=5054 б) ДК им. Малунцева, 1970 г. Источник: https://pastvu.eom/p/213013
Стоит уточнить, что отличием главного фасада омского Дворца культуры от его прототипа, по-видимому, был треугольный фронтон. О его наличии свидетельствует разрез с двускатной кровлей на графическом листе, обнаруженном в актах приёмки строительных работ. Чертёж подписан главным архитектором проекта М.Н. Слотинцевой в 1955 г. [ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 2. Д. 125, с. 102].
В планировочном решении, заимствованном в рижском ДК (см. рис. 3), также произошли изменения. Объём главного фасада ДК им. Малунцева увеличился за счёт новых лестничных клеток (см. рис. 4). Симметричная планировка прототипа имела жёсткую привязку к продольной оси здания. Ввиду новых требований в проектировании этот принцип, по-видимому, можно было игнорировать ради рациональной организации интерьеров здания.
Рис. 3. План ДК завода ВЭФ. Источник: https://www.vefkp.lv/ru/o-dvoree/360-virtualniy-tur/
В 1956 г. архитектурный образ ДК им. Малунцева обладал духом сталинского ампира благодаря мощному высокому портику с колоннами на главном фасаде и портику с пилястрами и поясками на боковых (см. рис. 1 и 4, а). Но
даже лишившись этих образцовых архитектурных элементов, реализованный проект сохранил важную черту сталинского ампира — симметричный остов. На месте ликвидированного атрибута стиля — портика — был возведён трёхэтажный витраж, вертикальные членения которого повторяют шаг восьми утраченных колонн.
I . —- . ... I
кЩ^г: 1
Рис. 4. ДК им. Малунцева на этапе возведения здания: а) 1956 г. Источник: https://pastvu.eom/p/166577 б) 1964 г. Источник: https://pastvu.eom/p/1055214
В 1965 г. архитектурный образ ДК им. Малунцева предстал в упрощённой призматической форме (см рис. 4, б). Её поддерживает плоскость главного фасада, выровненная ликвидированными боковыми ризалитами. На их месте появились монументально-декоративные композиции в технике сграффито, украшенные омским художником Михаилом Исаакиевичем Слободиным (1963-1965 гг.), где светлые участки — серая штукатурка, тёмные — каменная крошка. Панно символизирует единство науки и культуры (см рис. 5, а).
Наличие зеркально-симметричных композиций по бокам здания только подчёркивают его генетическую связь со своим классическим прототипом, тем самым акцентируя пустоту треугольного поля, выступающего в роли античного фронтона, которое также требует полноценной визуальной наполненности [Петренко 2019, с. 504].
Боковые фасады приобрели вертикальные ленточные витражи, освещающие лестничные клетки, появившиеся в ходе изменения проектной документации (см. рис. 4). Но также лишились декора, характерного для сталинского ампира. Сохранился лишь его неизменный стилистический атрибут - арочная форма оконных проёмов на втором этаже ДК. К следам прежней парадности здания следует отнести высокий подъём по широкой лестнице, облицованной гранитом.
Основной объём 1-го и 2-го этажей занимает концертный зал вместимостью до 900 человек и просторное фойе с колоннадой. Три стороны фойе опоясывает балкон второго этажа. Одну из стен полностью занимает роспись «Покорители Сибири» известного московского монументалиста Бориса Александровича Тальберга (см. рис. 5, б). На 3-м этаже расположен кинозал на 350 мест, стены которого покрыты полированной деревоплитой. Наличие автономного входа в кинозал позволяет одновременно проводить во Дворце Культуры сразу несколько мероприятий. Общая вместимость здания 1700 человек. Сегодня в 87 клубных формированиях ДК занимается более 3000 человек.
а) б) в)
Рис. 5. Монументально-декоративное искусство ДК им. Малунцева: а) Панно на главном фасаде. Левая часть, 2020 г. Источник: https://2gis.ru/omsk/gallery/firm/282003257703579/photoId/ 30258560052621141 ?m=73.278186%2C55.029523%2F19.77 б) Роспись в фойе «Покорители Сибири», 1965 г. Источник: https://pastvu.com/p/1227693 в) Панно на главном фасаде. Правая часть, 2020 г. Источник: https://2gis.ru/omsk/gallery/firm/282003257703579/photoId/30258560052621142?m=73.2781
86%2C55.029523%2F19.77
Изменённый облик ДК им. Малунцева сохранил симметрию сталинского ампира и воплотил упрощение архитектурных элементов зарождающегося нового стиля — советского модернизма (1955-1991 гг.). Находясь в этих условиях ограничений, омские архитекторы и художники предприняли попытки адаптировать архитектурный облик ДК к новым требованиям и реалиям.
Примечательно, что ДК им. Малунцева является одним из малочисленных признанных омских памятников архитектуры в стиле советского модернизма. Статус архитектурного памятника присвоен Дворцу культуры Нефтяников (ныне ДК им. Малунцева) по решению Омского облисполкома от 26.06.80 № 239/10.
Выводы
Описание истории возникновения советского округа и городка нефтяников позволило оценить значение ДК им. Малунцева для жилого района. Будучи доминантой в структуре планировочного каркаса, здание стало центром сосредоточения всей культурной жизни городка Нефтяников по проекту мастерской им. Академика В.А. Веснина. Кроме того, было выяснено, что проект привязки ДК был разработан архитектором М.Н. Слотинцевой.
Описание истории строительства ДК им. Малунцева позволило проанализировать ход изменения архитектурного облика здания. Путём исследования материалов фотофиксации была получена информация о том, что в 1956 г. портик с колоннами действительно был возведён. Анализ протоколов заседаний архитектурного совета 1956 года дал информацию о начале процесса упрощения архитектурных элементов. В материалах воспоминаний современников обнаружился исторический факт: ликвидация портика была вызвана приездом Н.С. Хрущёва.
Сравнительный анализ здания ДК им. Малунцева и его прототипа — здания ДК завода ВЭФ (г. Рига) — позволил передать масштаб изменений омского здания. Архитектурный образ ДК им. Малунцева лишился мощного высокого портика с колоннами на главном фасаде и портиков с пилястрами и поясками на боковых, но сохранил симметричный остов. В результате архитектурный образ ДК им. Малунцева предстал в упрощённой призматической форме, главный фасад которой был выровнен новыми лестничными клетками с вертикальными витражами на месте ликвидированных боковых ризалитов.
Изменения архитектурного облика ДК им. Малунцева не прошли бесследно. Так, на месте ликвидированного портика на главном фасаде был возведён трёхэтажный витраж, вертикальные членения которого повторяют шаг восьми утраченных колонн. Более того, генетическую связь с образцом сталинской ордерной архитектуры сохраняют симметричные панно и пустая плоскость фронтона на главном фасаде. Однако трансформации архитектурного облика ДК им. Малунцева стёрли признаки былой роскоши и обрели плоскостной характер, оживлённый монументально-декоративными композициями в технике сграффито, что следует уже отнести к характерным чертам зарождающегося в 1955 г. советского модернизма. К ним же относится стремление дать больше света через большие витражи на главном фасаде и в лестничных клетках.
Заключение
Строительство дворца культуры им. А.М. Малунцева происходит в переломный период для советской архитектуры. С выходом постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» облик здания начал претерпевать изменения, приведшие к размытию стилевой принадлежности дворца культуры. Его с трудом можно назвать представителем советского модернизма ввиду явных признаков сталинского ампира: наличие строгой симметрии, треугольного фронтона и арочных оконных проёмов. И в то же время в образе ДК считываются приёмы, которыми начинают руководствоваться будущие советские архитекторы-модернисты: применение больших витражей и монументально-декоративного искусства.
То, что произошло с ДК им. Малунцева, следует расценить как акт творческого перевода с языка архитектуры сталинского ампира на язык архитектуры советского модернизма в соответствии с теорией Ю.М. Лотмана [Лотман 1996, с. 15]. Например, вертикальные членения главного витража ДК можно назвать условным эквивалентом или одной из возможных интерпретаций кратных им ликвидированных колонн.
Облик ДК им. Малунцева отражает идеологию и масштаб перемен, происходящих в омской архитектуре 1950-1960-х гг. Снос его портика с колоннами для современников стал утратой, а для города событие стало легендой, которая оставляет в памяти омичей место историческому факту.
Остаются неисследованными графические материалы проекта привязки М.Н. Слотинцевой и изменённого проекта М.А. Мискевича, в том числе и интерьеров, что требует дальнейшего научного изучения.
Список литературы
1. Горелова Ю.Р. Архитектурная среда Омска эпохи развитого социализма // Культура и искусство. 2020. № 1. с. 62-80.
2. Горелова Ю.Р. Динамика архитектурно- планировочной среды Омска XX-начала XXI вв // Инновационное образование и экономика. 2009. № 5. с. 58-74.
3. Жидченко А.В. Архитектурный ансамбль омского Городка Нефтяников как памятник жилищного строительства 1950-60-х гг // Баландинские чтения. 2011. Т. 6. № 1. с. 41-48.
4. Кочедамов В. И. Как рос и строился город. Омск : Омское книжное издательство, 1960. 112 с.
5. Лейфер А.Э. Блог-пост, или Кровь событий: эссе. Омск : Наука, 2012. 270 с.
6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
7. Петренко С.Д., Блинов Е.Н. Мозаичные панно и скульптурный рельеф общественных зданий городов Западной Сибири в 1960-е 1980-е годы // Баландинские чтения. 2019. Т. 14. № 1. с. 503-508.
Список источников
1. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об устранении излишеств в проектировании и строительстве // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.10. М.: Издательство политической литературы, 1985. с. 532-536.
2. ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 1. Д. 307. Л. 1,4
3. ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 2. Д. 125, Л. 41, 102.
References
1. Gorelova Yu.R. Arkhitekturnaya sreda Omska epokhi razvitogo sotsializma. [The architectural environment of Omsk in the era of developed socialism]. Moscow, pp. 62-80.
2. Gorelova Yu.R. Dinamika arkhitekturno-planirovochnoy sredy Omska XX-nachala XXI vv. [Dynamics of the architectural and planning environment of Omsk in the 20th-early 21st centuries]. Omsk, 2009, pp. 58-74.
3. Zhidchenko A.V. Arkhitekturnyy ansambl' omskogo Gorodka Neftyanikov kak pamyatnik zhilishchnogo stroitel'stva 1950-60-kh gg. [The architectural ensemble of the Omsk Town of Oil as a monument of housing construction in the 1950s-60s]. Novosibirsk, 2011, pp. 41-48.
4. Kochedamov V.I. Kak ros i stroilsya gorod. [How the city grew and was built]. Omsk, 1960, 112 p.
5. Leifer A.E. Blog-post, ili Krov' sobytiy: esse. [Blog post, or Blood of events: essay]. Omsk, 2012, 270 p.
6. Lotman Yu.M. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek — tekst — semiosfera — istoriya. [Inside the thinking worlds. Man — text — semiosphere — history]. Moscow, 1996, 464 p.
7. Petrenko S.D., Blinov E.N. Mozaichnyye panno i skul'pturnyy rel'yef ob-shchestvennykh zdaniy gorodov Zapadnoy Sibiri v 1960-ye 1980-ye gody. [Mosaic panels and sculptural relief of public buildings in the cities of Western Siberia in the 1960s-1980s]. Novosibirsk, 2019, pp. 503-508.
Руденко Юлия Евгеньевна, магистрант кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: yuliya_rud@ yahoo.com
Журин Николай Петрович, заведующий кафедрой архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Груздева Евгения Александровна, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Для цитирования | For citation:
Руденко Ю.Е. Стилистический переход в архитектуре дворца культуры им. Малунцева в г. Омске (1950-1960-е гг.) // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 115-126.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 02.12.2021