Д.А. Смирнов, магистрант
Научный руководитель — Н.П. Журин, профессор Научный руководитель — О.Б. Свешникова, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
D. Smirnov, MA student
Scientific advisor N. Zhurin, Professor
Scientific advisor O. Sveshnikova, Associate Professor
Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Архитектурная стилистика общественных зданий (1950-1960 гг.) г. Омска в творчестве архитектора А.И. Юмакаева
Architectural stylistics of public buildings (1950-1960s) in Omsk in the work of the architect A. Yumakaev
Анализируется архитектурно-культурный и социально-политический контекст развития архитектуры советского модернизма в СССР и г. Омске. Рассматриваются итоги совещания строителей от 7 декабря 1954 года и постановление № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года. Подводятся итоги обсуждения проектной документации на строящиеся объекты на архитектурно-градостроительном совете г. Омска от 26 января 1956 года, которые повлияли на дальнейшее развитие архитектуры, обозначив тенденции зарождения советского модернизма в г. Омске. Приводится биография архитектора А.И. Юмакаева, как одного из представителей архитекторов-универсалов, освоившегося в новом архитектурном стиле. Анализируется архитектурная стилистика зданий Педагогического института и Дома союзов, как характерных представителей архитектуры сталинского ампира и советского модернизма. В заключении обобщается приведённая информация и делается вывод в соответствии с поставленными задачами.
Ключевые слова: общественные здания, архитектурная стилистика, Юма-каев, советский модернизм, сталинский ампир, Омск, Педагогический институт, Дом Союзов
The article analyzes the architectural, cultural and socio-political context of the development of Soviet modernism architecture in the USSR and Omsk, which influenced the formation of the architectural style of public buildings. The results of the meeting of builders on December 7, 1954 and the decision № 1871 "About the elimination of excesses in the design and construction" on November 4, 1955 are considered. The results of the discussion of design documents for buildings under construction on the architectural and urban planning council of Omsk on January 26, 1956, which influenced the further development of architecture, indicating the tendency of the birth of Soviet modernism in Omsk. The biography of the architect A. Yumakaev is given as one of the representatives of universalist architects who
mastered the new architectural style. The architectural stylistics of the building of the Pedagogical Institute and the House of Unions, as typical representatives of the Stalin Empire and Soviet Modernism architecture, are analyzed. The conclusion summarizes the above information and draws a conclusion made in accordance with the tasks set.
Keywords: public buildings, architectural style, Yumakaev, Soviet modernism, Stalinist Empire style, Omsk, Pedagogical Institute, House of Unions
Введение
В СССР после выхода постановления № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» произошла резкая смена архитектурного стиля. Это произошло настолько стремительно, что можно говорить о революционном характере данного процесса. Поэтому особый интерес для исследователей представляет момент стилистического перехода из сталинского ампира в советский модернизм, а также в сравнении зданий — представителей двух архитектурных стилей, в результате которого лучше очерчиваются хронологические, типологические рамки и признаки стиля.
Актуальность данной работы обуславливается возрастающим интересом исследователей к советскому модернизму (1955-1991 гг.), который, в сравнении с авангардом и сталинским ампиром, является наименее изученным стилем XX века. В настоящее время сохраняется возможность непосредственной работы с первоисточниками: личными архивами архитекторов, воспоминаниями, сохранившимися практически в первозданном виде постройками. На архитекторов-исследователей, историков, краеведов ложится задача — донести до общества ценность этого сложного, интеллектуального и непонятого пласта нашей культуры с целью популяризации и сохранения зданий и сооружений как архитектурного, исторического наследия, а также важного социокультурного компонента коллективной идентичности стран бывшего СССР.
Объектом исследования является общественные здания г. Омска (19501960 гг.). Предметом исследования — стилистика архитектуры общественных зданий г. Омска (1950-1960 гг.).
Цель исследования — изучить изменение архитектурной стилистики общественных зданий, спроектированных архитектором А.И. Юмакаевым, вследствие выхода постановления ЦК КПСС № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Задачи:
1. проанализировать архитектурно-культурный и социально-политический контекст развития архитектуры советского модернизма в СССР и в г. Омске;
2. выявить стилистические особенности (объёмно-планировочные и архитектурно-художественные приёмы) в архитектуре общественных зданий (1950-1960 гг.) г. Омска, спроектированных архитектором А.И. Юмакаевым.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые анализируются и сравниваются стилистические особенности общественных зданий периода сталинского ампира и советского модернизма на примере г. Омска.
Методы и материалы
В работе применены следующие методы исследования:
И \ V V
1) анализ методической и теоретической литературы по соответствующей тематике;
2) натурный анализ архитектуры Педагогического института и Дома союзов г. Омска;
3) анализ проектной документации Педагогического института и Дома союзов г. Омска.
Результаты и обсуждение
Контекст развития архитектуры советского модернизма в СССР.
В 1953 году сразу после смерти И.В. Сталина в Москве назревает важнейшая дискуссия о принципиальном отказе от неоклассицизма. 7 декабря 1954 года на совещании строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций, Н.С. Хрущёв поднимает вопросы типизации проектирования, индустриализации и стоимости строительства [Сарабьянов 1979, с. 126]. Подвергаются резкой критике архитекторы, желающие создать себе «рукотворный» памятник, построенный по индивидуальному проекту. Данное совещание не имело директивного характера, поэтому «пышность» зданий, их богатое декорирование и сформированная архитектурная стилистика остались практически на прежнем уровне.
Однако уже 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Постановление Центрального Комитета КПСС, 1955, с.1]. По всему СССР происходит переход к новому архитектурному стилю. Повсеместно устраняются архитектурные излишества, как на этапе рабочего проектирования, так и на возведённых зданиях [Казакова 2010, с. 43]. В архитектурной среде возникло неформальное понятие «обдирные дома», которым называли монументальные здания, лишённые карнизов, лепнины, ордеров и т. п. Однако, несмотря на радикальность постановления № 1871, в плане смены архитектурного стиля сохранялась определённая инерция [Хмельницкий 2005, с. 2].
Контекст развития архитектуры советского модернизма в г. Омске. В
Омске ситуация развивалась в соответствии с политикой постановления. 26 января 1956 года на архитектурно-градостроительном совете Отделом по делам строительства и архитектуры Горисполкома были обсуждены итоги рассмотрения проектной документации на строящиеся объекты. Сохранилась стенограмма выступлений, которая позволяет понять, каким образом будет осуществляться проектирование и строительство новых объектов, а также выясняется судьба строящихся зданий с наличием архитектурных деталей.
Так, например, Л.И. Розенберг поднимает вопрос приостановки работ по отделке главного фасада техникума резиновой промышленности в связи с ликвидацией портика, пока проектная организация переработает проект фасада.
П.В. Пшеничный говорит о том, что по вопросу строительства башен, запрошенного у Москвы, был получен ответ о необходимости наличия башен на тех объектах, где они предусмотрены как мероприятие МПВО (местной противовоздушной обороны). С.М. Глазер сообщил, что отдел по делам строительства и архитектуры предложил полностью перепроектировать здание общественных организаций ввиду превышения принятых объёмов на 6300 м3 относительно новых нормативов [ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 1. Д. 153. Л. 26-29].
Исходя из перечисленных выше высказываний членов архитектурно-градостроительного совета, опираясь на натурный анализ архитектуры г. Омска периода 1955-1960 гг., можно выделить тенденции зарождения советского модернизма в г. Омске:
1. устранение фасадных излишеств (портиков, лепнины);
2. недопустимость строительства башен;
3. уменьшение нормативных площадей и объёмов зданий.
В контексте развития нового архитектурного стиля, первыми с новыми реалиями столкнулись именно архитекторы, которым предстояло пересмотреть свои взгляды на архитектуру в связи с директивными положениями постановления. Часть группы омских архитекторов того времени не смогла перестроиться на рельсы новой архитектуры, другие же благополучно утвердились в архитектуре модернизма. С этой точки зрения представляет интерес личность омского архитектора А.И. Юмакаева, который успешно освоился как в неоклассическом стиле, спроектировав такие знаковые здания, как 155-квартирный жилой дом по ул. Серова, Педагогический институт и т. д., так и в советском модернизме, при этом воспитав огромное количество учеников (последователей нового стиля) за годы преподавания в СибАДИ и работы в Омскграждан-проекте. Среди его модернистских построек можно выделить такие, как Дом союзов, Главпочтамт, Киноконцертный зал, Цирк и т. д.
Биография А.И. Юмакаева. Юмакаев Анвербек Исматулович родился 17 февраля 1913 г. в деревне Большое Труево Кузнецкого района Пензенской области, в семье крестьянина. В 1923 г. поступил учиться в Бийскую национальную школу. Проучившись четыре года, перешёл в русскую школу и в 1931 г. окончил 7 классов. После окончания школы в этом же году поступил на работу в Бийский инвентаризационный геодезический отряд «Геосекции», проработал до 1932 г. в качестве инвентаризатора. В 1932 г. поступил на работу в Бийский заготпункт «Союзмаслопрома» на должность статиста, одновременно учился в вечернем строительном техникуме при комбинате рабочего образования. Проработал в «Союзмаслопроме» до 1933 г. С 1933 г. по сентябрь 1935 г. работал в Бийском государственном музее в качестве художника.
В сентябре 1935 г. поступил на учёбу в Новосибирский инженерно-строительный институт на архитектурно-строительный факультет. Преподавателями А.И. Юмакаева были такие личности, как архитектор А.Д. Крячков, преподаватель архитектурного проектирования Н.С. Кузьмин, преподаватель рисования И.А. Беляев, профессор по истории архитектуры Р.В. Кутепов, архитектор, и. о. доцента Н.В. Фризель, архитектор В.С. Масленников. В 1940 г. А.И. Юмакаев
окончил институт и получил квалификацию архитектора, был направлен на работу в г. Уфа Башкирской АССР, работал в «Башгоспроекте» в качестве архитектора. 28 сентября 1940 г. был призван в РККА, прослужил в Советской армии до 1947 г. После демобилизации из армии поступил на работу в Бийскую про-ектно-сметную группу при «Алткрайпроект» на должность архитектора, проработал до 1 ноября 1948 г. 4 декабря 1948 г. поступил на работу в «Проекттрест» г. Омска, где проработал до 1967 года. С 1963 года начинает совмещать проектную деятельность с преподаванием «основ архитектуры» в СибАДИ на факультете «Промышленное и гражданское строительство». С 1967 года на постоянной основе преподаёт на кафедре «Архитектура», вплоть до 1978 года. В 1978 году за многолетнюю работу удостоен звания «Заслуженный архитектор РСФСР» [Автобиография Папка «Юмакаев»]. На рис. 1 приведена фотография А.И. Юмакаева на фоне кульмана с чертежом.
Рис. 1. А.И. Юмакаев на фоне авторского проекта, выполненного по заказу Омского обкома ВКП(б). 1952. Источник: Автобиография. Папка «Юмакаев А.И.» // Музей истории
института «Омскгражданпроект»
В перечне авторских проектов А.И. Юмакаева за годы работы в Омске можно насчитать 198 наименований: 35 генпланов микрорайонов, улиц и скверов, 22 проекта административных зданий, 18 зданий учебных заведений, 48 жилых домов, 16 объектов связи, 40 зданий проектов культурно-зрелищных, торговых и спортивных зданий.
Для анализа стилистики архитектуры общественных зданий 1950-1960 гг., спроектированных А.И. Юмакаевым, рассмотрим здание Педагогического
института, выполненного в сталинском ампире и здание Дома союзов, исполненного в советском модернизме.
Педагогический институт. Из диссертации В.С. Кузеванова известно, что «в 1950 г. архитектором Л. Либготтом и супругой арх. Е.О. Либготта, был разработан проект в створе между кинотеатром «Художественный» до ул. К. Либкне-хта здания Педагогического института им. М. Горького. В архитектурно-планировочном задании отмечалось: «Главное учебное здание Омского педагогического института запроектировать в соответствии с программным заседанием Министерства просвещения РСФСР с учётом полного состава помещений». Также при исполнении задания предписывалось учесть высоту рядом стоящих зданий и увязать здание с окружающей застройкой — «проработать в фасадных развёртках по улицам Партизанской и К. Либкнехта» [Кузеванов 2016, с. 151]. Однако данное решение не было реализовано, и в 1953 г. А.И. Юмакаев приступил к разработке своего варианта.
Здание Педагогического института занимает угловое расположение на пересечение улиц К. Либкнехта и ул. Партизанской, вписываясь по объёму в отведённый участок за счёт скошенной в плане формы, по архитектуре — за счёт схожей высоты и стилистики архитектурных элементов соседней застройки. На рис. 2 представлена фотография здания. Окружающая застройка представлена в неоклассическом стиле: это бывшее здание товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (1914-1915 гг.), бывшее здание страхового товарищества «Саламандра» (1913-1914 гг.), бывшее здание товарищества Тверской мануфактуры, построенное по проекту А.Д. Крячкова (1914-1915 гг.), а также здание финансово-экономического техникума, построенное позже в 1955 году по проекту А.И. Юмакаева.
Рис. 2. Педагогический институт, фото 1970-1975 гг. Источник: pastvu.com
Угловое расположение здания института поддерживается размещением главного входа, который А.И. Юмакаев намерено запроектировал не по центру, решая градостроительную задачу. Здание является яркими представителем послевоенной неоклассики. Его отличают такие архитектурные элементы, как ру-стовая разбивка нижних этажей, пилястры, мощные карнизы с оформленными дентикулами, сандрики окон первых этажей и т. д.
На рис. 3 приведён фотопроект из личной папки А.И. Юмакаева ведомственного музея Омскгражданпроекта, который содержит разработку фасада по улице К. Либкнехта. По фасаду можно понять, что проект был реализован не до конца. В реализованном здании отсутствуют барельефы между третьим и четвёртым рядом окон, наличники нижних окон, а также многочисленные архитектурные детали. Следовательно, можно утверждать о том, что на деталировку здания повлияло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», вышедшее раньше постройки здания. Тем не менее, здание было построено в 1957 году с высоким соответствием представленному проекту. В настоящее время оно органично вписывается в историческую застройку центральной части города.
I > I П I Г I. XI I X X, * ГЦ* I 1 < II МП М.П [ Ц II I Д I * Г 111.11 Л г Е I г 1 Г I.
Рис. 3. Омский педагогический институт. Фасад по улице Карла Либкнехта. Источник: ООМИИ им.
М.А. Врубеля. Фонд современной графики. Юмакаев А.И. Омский педагогический институт.
Перспектива. 1953. Бумага, карандаш, акварель, кисть. 70,7х109,4. ВХ-28617
Дом союзов. Здание Дома союзов представляет собой Г-образный трёхэтажный объём с цокольным этажом. Здание строилось комплексно, в две очереди строительства, в связи с необходимостью увеличения площадей и перепрофилирования существующих помещений. Третья очередь строительства (проект архитектора А.А. Гаценко, 1975 г.) не была осуществлена. Автором проекта первой и второй очереди является архитектор А.И. Юмакаев. На рис. 4 представлена фотография Дома союзов со стороны ул. К. Маркса.
Рис. 4. Фото главного фасада Дома союзов, 1970-е.
Источник: Музей истории института «Омскгражданпроект»
Проект первой очереди здания Дома союзов выполнен в 1960 г. на основании письма-заказа Областного Совета профсоюзов от 4 февраля 1959 г. и архитектурно-планировочного задания городского отдела по делам строительства и архитектуры № 600-23 от 3 июня 1959 г. [ГИАОО. Ф. Р-1104. Оп. 2. Д. 397. Л. 2, 3]. Строительство было завершено в 1963 году. Проект является индивидуальным, но выполнен с применением типовых деталей и изделий. Здание запроектировано с учётом действующего генерального плана центральной части города и располагается на пересечении ул. К. Маркса и ул. Почтовой. Здание отстоит от красной линии на 15 м, с небольшой сдвижкой относительного фронта застройки, сформированного двумя трёхэтажными домами по ул. К. Маркса, завершает формирование предмостной площади. По ул. Почтовой Дом союзов становится в створе со зданием Областного музея — ныне Музея имени М.А. Врубеля.
На рис. 5, чертеже фасада, можно рассмотреть детали архитектуры данного здания. Внешний облик Дома союзов подчёркнуто функционален и мини-малистичен. Такая упрощённая стилистика позволила вписать здание в сложившуюся историческую среду (рядом находится Генерал-губернаторский дворец-корпус Музея имени М.А. Врубеля и «Дом М.А. Кузнецова и П.А. Липатни-кова» — ныне Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина). Объём здания прорезается оконными проёмами одного типоразмера и разбивается рёб-
рами-пилонами, которые спускаются с широкого карниза кровли, придавая зданию монументальный характер. Тонкий козырёк, расположенный с краю главного фасада, привносит композиции фасада законченный характер и акцентирует угол пересечения улиц.
Рис. 5. Дом союзов. Фасад по ул. Карла Маркса. Фасад по ул. Профессиональная.
Источник: ГИАОО. Ф. Р-1104.0п.2. Д.398. Л.6
Проект второй очереди строительства был выполнен в 1968 г. и представлен в двух вариантах [ГИАОО. Ф. Р-1104. Оп. 2. Д. 534. Л. 1]. В нереализованном варианте пристраиваемый корпус блокировался с юго-западной стороны участка к существующему зданию со смещением, при этом образовывалась небольшая площадка, представляющая собой зону отдыха для сотрудников Дома союзов. Данный вариант был отвергнут в связи с недостаточным количеством полезной площади проектируемого здания и ограниченным размером участка под застройку.
В реализованном варианте второй очереди, здания стыковались без сдвижки, шаги колонн совпадали по осям. В новом объёме разместились такие помещения, как музей в цокольном этаже, вестибюль, буфет, аудитории на первом этаже, зал заседаний на 494 места и фойе на втором этаже, книгохранилище и читальный зал на третьем этаже. Стоит отметить, что фасад пристройки увязывался с архитектурными формами существующего здания за счёт устройства вертикальных членений в виде подобных пилонов-рёбер.
К 1960 году, спустя 5 лет после выхода постановления — сформировались и повсеместно распространились принципы архитектуры советского модернизма, такие как подчёркнутость форм и конструкций, типизация, интернациональный характер, преобладание железобетона [Хан-Магомедов 2013, с. 115-119]. Данные принципы и нашли отражение в архитектуре здания Дома союзов.
Выводы
В статье был рассмотрен архитектурно-культурный и социально-политический контекст развития архитектуры советского модернизма в СССР и г. Омске. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года коренным образом повлияло на формирование советского модернизма в СССР и г. Омске. Принципы советского модернизма в г. Омске сформировались путём устранения фасадных излишеств, запрета на строительство башен, а также через уменьшение нормативных площадей и объёмов зданий.
В статье были выявлены стилистические особенности (объёмно-планировочные и архитектурно-художественные приёмы) зданий Педагогического института и Дома союзов г. Омска. Для здания Педагогического института характерны такие стилистические особенности, свойственные сталинскому ампиру, как рустовая разбивка нижних этажей, пилястры, оформленные карнизы с дентикулами, сандрики. В здании Дома союзов архитектурная стилистика советского модернизма выражена в строгом формообразовании объёмов, в отсутствии декоративного оформления фасадов, а также в чередовании рёбер-пилонов с оконными проёмами.
Заключение
Дискутируя об архитектурно-культурном и социально-политическом контексте развития архитектуры советского модернизма, можно заявить, что в г. Омске ситуация развивалась в соответствии с политикой постановления об устранении излишеств. На архитектурно-градостроительных советах в г. Омске были рассмотрены итоги совещания строителей от 7 декабря 1954 года, была обсуждена проектная документация на строящиеся объекты. С новыми реалиями столкнулись именно архитекторы, которым предстояло изменить свои эстетические предпочтения в архитектуре. Часть группы омских архитекторов 1950-1960 гг. не смогла утвердиться в новом архитектурном стиле, другие же благополучно освоились в архитектуре модернизма. А.И. Юмакаев, обученный классиками архитектуры сталинского ампира, сформировавшийся как профессионал в архитектурной среде неоклассицизма 1940-1950 гг., не только преуспел в новом архитектурном стиле — советском модернизме, но и смог распространить свои принципы, видение среди нового поколения архитекторов и строителей, которые в дальнейшем долгие годы формировали архитектурный облик г. Омска.
Запроектированные А.И. Юмакаевым здания Педагогического института и Дома союзов удачно вписываются в сложившуюся историческую среду, отличаются только методы, которыми архитектор воспользовался для того, чтобы вписать здания. Внешние архитектурные детали отходят на второй план в сравнении с градостроительными и объёмно-планировочными приёмами. Это говорит о глубоком и комплексном понимании архитектора А.И. Юмакаева вопросов архитектурного проектирования, исторической преемственности архитектуры, а также важности создания сомасштабной человеку городской среды.
Список литературы
1. Казакова О.В. Борьба с излишествами в 1930-1950-е годы // Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления; сост. и отв. ред. Ю.Л. Ко-сенкова. Москва: НИИТИАГ РААСН, 2010. с. 40-48.
2. Кузеванов В.С. Сибирские архитекторы в 1930-е-1950-е гг.: профессиональная деятельность, социальные институты и повседневные практики (на материалах Омска и Новосибирска): дисс. канд. ист. наук: 07.00.02. Омский государственный педагогический университет. Омск, 2016. 272 с.
3. Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства. М.: Высшая школа, 1979. 375 с.
4. Хан-Магомедов С.О. Хрущёвский утилитаризм: плюсы и минусы // Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре / под ред. О.В. Казаковой. М.: РОССПЭН, 2013. с. 110-133.
5. Хмельницкий Д.С. Конец стиля. К пятидесятилетию гибели сталинской архитектуры // «Проект Классика»: Журнал. 2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.projectclassica.ru/school/13_2005/school2004_13_01a.html (дата обращения 24.11.2021).
Список источников
1. Автобиография. Папка «Юмакаев А.И.» // Музей истории института «Омск-гражданпроект».
2. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Электронный ресурс] URL: http://sovarch.ru/postanovlenie55/ (дата обращения 20.11.2021).
3. ГИАОО. Ф. Р-477. Оп. 1. Д. 153. Л. 26-29
4. ГИАОО. Ф. Р-1104. Оп. 2. Д. 397. Л. 2, 3
5. ГИАОО. Ф. Р-1104. Оп. 2. Д. 534. Л. 1
References
1. Kazakova O.V. "Bor'ba s izlishestvami" v 1930-1950-e gody. Arkhitektura sta-linskoi epokhi: opyt istoricheskogo osmysleniya ["The fight against excesses" in the 1930-1950s. The architecture of the Stalin era: the experience of historical understanding] Moscow, 2010, pp. 40-48.
2. Kuzevanov V.S. Sibirskie arhitektory v 1930-e-1950-e gg.: professional'naya deyatel'nost', social'nye instituty i povsednevnye praktiki (na materialah Omska i No-vosibirska). (Kand. dis.) [Siberian architects in the 1930-1950s: professional activities, social institutions and everyday practices: on the materials of Omsk and Novosibirsk. (Cand. Dis)]. Omsk, 2016. 272 p.
3. Sarabyanov D.V. Istoriya russkogo i sovetskogo iskusstva. [History of Russian and Soviet Art.]. Moscow, 1979, 375 p.
4. Khan-Magomedov S.O. Khrushchevskii utilitarizm: plyusy i minusy. Estetika "ottepeli": novoe v arhitekture, iskusstve, kul'ture. [Hrushchev utilitarianism: pros and cons. Aesthetics of the Thaw: New in Architecture, Art, and Culture]. Moscow, 2013, pp. 110-133.
5. Khmel'nitskii D.S. Konets stilya. K pyatidesyatiletiyu gibeli stalinskoi arkhitektury. [The end of the style. On the fiftieth anniversary of the death of Stalinist architecture]. URL: http://www.projectclassica.ru/school713_2005/school2004_13_01 a.html
Смирнов Дмитрий Андреевич, магистрант кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Журин Николай Петрович, кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой ТИАГ НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Свешникова Ольга Борисовна, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры НГУАДИ. E-mail: [email protected]
Для цитирования | For citation:
Смирнов Д.А. Архитектурная стилистика общественных зданий (1950-1960 гг.) г. Омска в творчестве архитектора А.И. Юмакаева // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 127-138.
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 01.12.2021