Научная статья на тему 'Стилистическая раскрепощенность как типологический признак еженедельника (к проблеме методики преподавания основ журналистской этики)'

Стилистическая раскрепощенность как типологический признак еженедельника (к проблеме методики преподавания основ журналистской этики) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1028
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ / ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК / ТАБЛОИД / "ЖЕЛТАЯ ПРЕССА" / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЭТИКА / СТИЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александров Леонид Геннадьевич

Статья посвящена специфике российского провинциального еженедельника «выходного дня», то есть того сегмента системы периодической печати, который отвечает преимущественно за развлекательную функцию журналистики. В его стилистику попадает сомнительная лексика, а его этические критерии в отношениях с аудиторией весьма спорны. Объектом повышенного внимания для данной статьи послужили еженедельные издания Калининграда, Костромы, Челябинска, Томска, Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилистическая раскрепощенность как типологический признак еженедельника (к проблеме методики преподавания основ журналистской этики)»

УДК 070; 37

Л. Г. Александров

Челябинский государственный университет, Челябинск

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ КАК ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ

ПРИЗНАК ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА (К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ)

Статья посвящена специфике российского провинциального еженедельника «выходного дня», то есть того сегмента системы периодической печати, который отвечает преимущественно за развлекательную функцию журналистики. В его стилистику попадает сомнительная лексика, а его этические критерии в отношениях с аудиторией - весьма спорны. Объектом повышенного внимания для данной статьи послужили еженедельные издания Калининграда, Костромы, Челябинска, Томска, Владивостока.

Ключевые слова: типология, еженедельник, таблоид, «желтая пресса», провинциальная пресса, этика, стилистика.

Еженедельник в системе современной прессы - издание промежуточное между газетой и журналом, он вбирает в себя их типологические признаки и вырабатывает своеобразный стиль, узнаваемый и достаточно раскрепощенный. У еженедельника достаточно оснований для включения его в категорию массовой прессы, серьезный, качественный еженедельник является, скорее, исключением, чем правилом. Научные исследования данного объекта весьма редки, а его изучение уместно в дисциплинах медиаобразования «Теория СМИ», «Типология СМИ», «Журналистская этика» и др.

Стиль еженедельника «вытекает» из самой периодичности издания, которая отражает естественный ритм активности человека, настраивающегося на «газету выходного дня». Его моральные принципы сомнительны, в сравнении с относительно серьезной и ответственной качественной прессой - как ежедневной, так и еженедельной. Популярный еженедельник нацелен на удовлетворение потребностей досуга, и поэтому стоит в одном ряду с такими явлениями, как бестселлер и кинематограф. Он нацелен на тематику определенного свойства, которая, с одной стороны, охватывает все возможные сферы жизни человека, а с другой стороны, достаточно облегчена по содержанию и свободна по форме.

Еженедельники чаще употребляют двусмысленный стиль, ведущий к сенсации, и вступают в гонку за лидерами «желтой прессы» [18. С. 10]. Культуре отдыха и досуга противостоит грубоватая циничность и разнузданность, чрезмерно вольный способ интерпретации фактов и явлений. Не случайно первые «персональные» Постановления ЦК КПСС о «перегибах» касались отечественной еженедельной прессы. В одном из них отмечалось, что «важнейшие хозяйственные и культурные задачи, выдвигаемые партией и правительством, в журнале освещаются поверхностно» и «не раскрывается в яркой увлекательной форме пафос коммунистического строительства», что редакция много места отводит «путевым заметкам и очеркам о заграничных поездках», а также случайным, не имеющим эстетической и воспитательной ценности произведениям:

«Серьезные недостатки имеются также в художественном оформлении журнала. Редакция утратила чувство меры, публикуя без всякой надобности многие десятки фотоснимков на зарубежные темы и не проявляя необходимой инициативы и художественного вкуса в подборе иллюстраций о советской жизни. В работе редколлегии, на ее заседаниях не бывает глубокого критического разбора материалов, намечаемых к печати, не вскрываются недостатки в деятельности редколлегии» [13. С. 508].

Культуроформирующие и рекреативные функции журналистики, согласно теории, дополняют друг друга. Один из исторических лозунгов журналистики - «развлекая, просвещай» - вполне характеризует потребности среднего потребителя массовой информации. Но как типологическое направление «желтая пресса» в России появилась только в 90-е годы с появлением таких изданий, как «СПИД-Инфо» или «Мегаполис-экспресс». По ряду признаков «Коммерсантъ» относится к

респектабельным газетам, но ее репутация «пошатнулась» с момента публикации скандальной непроверенной сенсации о презентации телекомпании «ВИД».

Во многие жанры и функции современной печати проникает элемент рекреативности, обусловленный необходимостью «психологической разрядки». Еженедельное «чтиво», таким образом, - одно из самых доступных и безобидных удовольствий современного массового общества. Данное функциональное смешение современной прессы определяется у современных исследователей понятием «инфотейнмент», что означает развлечение посредством информации [10. С. 99].

Формула успеха еженедельника у публики составлена из «острых» тем и «жареных» фактов, эффектных языковых и стилистических приемов, факторов персонификации, ситуативности и драматизации. Стандартный набор для издания такого типа: конфликт и триумф, катастрофы и знаменитости, чрезвычайность и прагматичность [5. С. 57]. Разыгрывая все эти «козыри», еженедельная пресса не стесняется в средствах - сенсаций много не бывает. И пока экономические отношения между СМИ и аудиторией не станут ведущими в механизме действия информационного рынка, СМИ будут грешить скандальностью и маргинальностью как беспроигрышными способами повышения рейтинга.

Потребитель развлекательных еженедельников интеллектуально умерен и не оригинален, а потребности его всегда соответствуют тому, что общепринято. Массовая аудитория «впитает» все, что не требует личной позиции, логичного объяснения, нравственного усилия. Г. Лебон так трактовал эту особенность: «В массе самое странное вот что. Какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают, поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы» [7. С. 24]. Другие исследователи, например, М. Маклюэн усматривали в этом и позитив для СМИ, которые представлялись неизбежным результатом развития культуры эскейпизма, уводящей сознание от гнетущей реальности в удивительные параллельные миры [8].

Заигрывая с массовым читателем, подстраиваясь под его вкусы, журналист уже не заботится о таких моральных принципах, как достоверность или ответственность, а актуальность вполне может спутать с сенсационностью. Таким образом, мы говорим о намеренном «снижении» культурно-стилистического и морально-психологического уровня журналистского творчества.

Е. Сазонов выделяет следующие особенности «желтой прессы»: эпатирующее освещение та-буированной тематики; сенсационность; тематический эклектизм; доминирование визуальной составляющей над текстовой [6]. По ряду параметров это совпадает с понятием «таблоида» — особым типом верстки формата А3, со значительным числом иллюстраций, малым объемом статей для быстрого чтения, броскими крупными заголовками, активным использованием цвета, возможным наличием эротических фотографий. В типологических исследованиях важно совмещение и содержательных, и дизайнерских признаков.

Содержательно-тематическая модель еженедельного издания требует соответствующего дизайна - яркого, броского, «кричащего». У регионального еженедельника эти возможности меньше, чем у столичного, но зато в содержательной части провинциальная «желтая пресса» ничем не уступает центральной. Ей проще найти доверие массового читателя и быть ближе к его непритязательным интересам. Еженедельная пресса столицы - это поле мощной полемики, крупных сенсаций и ярких звезд, провинциальному еженедельнику достаются мелкие «фишки», легкая критика и человеческий фактор.

Разница масштабов аудитории все больше нивелируется в массовом обществе. Так достигается определенный паритет разных типов прессы в единой медиасистеме: «Чем больше разнообразных и противоречащих друг другу влияний, давлений, воздействий будут испытывать российские медиа, тем ближе они подойдут к социальной гармонии» [3. С. 85]. Должен быть в палитре местной прессы и кто-то, кто идет к читателю через стилистические риски и этические коллизии, рассматривая их как выразительные средства.

Для развлекательного еженедельника нет закрытых зон и запретных тем. Политика, бизнес, криминал, культура, спорт, быт, семья, мода - вся структура «газеты выходного дня» подчинена главной задаче проведения досуга с пользой, но без напряжения. Лингвистическая и этическая неоднозначность провинциальных еженедельников обусловлена тем, что они используют язык

публицистики как своеобразную прагматико-эстетическую систему, основывающуюся на единстве двух полярных тенденций - экспрессии и стандарта [2. С. 69].

В центре практического анализа автора данной статьи - публикации в еженедельной прессе нескольких городов России от Калиниграда до Владивостока. Большинство объектов - многоцветные еженедельные издания газетного типа формата А3. Они могут позиционировать себя как «газета выходного дня», «газета для дома и семьи», «телегазета», «общественно-политическая газета», «рекламно-информационная газета». В число исследуемых таблоидов попали «Страна Калининград», «Костромские ведомости», «Городской дилижанс» и «Синегорье» (последние два - Челябинск), «Буфф-сад» и «Томская неделя» (Томск), «Дальневосточные ведомости» и «Ежедневные новости» (Владивосток).

Медиагруппа «Западная пресса» функционирует в холдинге, содержащем несколько еженедельных изданий, включая местные версии «АиФ», «КП» и «МК». По этому же принципу работают и в холдинге «Дальпресс», лидере издательского рейтинга Приморья, принципом которого становится совмещение в одной системе качественной и массовой прессы. В 2006 году с новым для Владивостока форматом бесплатного телегида - еженедельником «Миллионка» - на медиа-рынок вышел ИД «Бизнес Кейс». Одной из причин востребованности разнотипных изданий Е. Воронежцева называет местный менталитет: «Наш читатель более политизирован, чем жители средней полосы России, поэтому его интересует не только интервью со звездами эстрады, но и экономическая жизнь страны и края» [14].

Компаративный анализ относительно небольшого массива текстов в вышеуказанных провинциальных изданиях позволяет выделить характерный перечень жанрово-тематических и морально-этических особенностей стиля еженедельника. В целом, этот стиль нейтральный или разговорный, не выходящий за пределы нормы. Но есть и специфические, достаточно провокационные способы усиления экспрессивности текста, а темы, где эти приемы используются, варьируются от «гламура» до «криминала».

Среди лидеров «вольного словоупотребления» можно назвать жаргонизмы - возрастные («молодежный стиль»), профессиональные (политические, музыкальные, компьютерные), социально-бытовые (уголовные, студенческие) и др. Если следовать культурологической концепции Й.Хейзинги, язык - это самая популярная и общедоступная игра человечества. [17, с. 8] И эту идею поддерживает добрая половина исследуемых изданий. Эффективно используется в еженедельниках прием контрастного смешения стилей, например, официально-делового и уголовно-жаргонного:

«Вернуть в бюджет лишние деньги Томскэнерго не торопилось. Впрочем, и Белый дом не по-нужал... Ему еще предстоит держать ответ. Остается надеяться, что только в зале заседаний облдумы, а не в других, менее уютных кабинетах... Нам же, томичам, важна не столько показательная порка, сколько ответ на вопрос: законно ли нас поставили на счетчик?» [11. С. 7].

Юмористического эффекта достигает тот же прием при сопряжении, например, официального и молодежного лексикона:

« - Я призываю вас, депутаты, не голосовать за этот вопрос. Нельзя резать овцу, которая несет золотые яйца... - По-моему, в цитируемой уважаемым директором поговорке упоминалась какая-то иная зверушка. То ли хомячок, то ли поросенок, то ли вообще мышь... Кто их разберет? В общем, дареному коту в зубы не смотрят» [4. С. 12].

Порядка 60 % изданий используют при выражении своей критической позиции одиозный карикатурный стиль, в журналистской среде определяемый как «чернуха». Предметом «очернения» могут быть как элементы прошлого, так и современные реалии. Около 40 % изданий используют этот политический лексикон в тематике, связанной с решением экономических, бытовых, семейных или национальных вопросов, что представляется чрезвычайно неуместным и приводит к непоправимым последствиям, как это случилось с несчастным французским «Шарли».

Свободный, тусовочный, ёрнический стиль распространен в еженедельниках «Синегорье, «Буфф-сад» и многих других. Характерная сниженная, полуцензурная лексика если не используется, то обсуждается в еженедельной прессе, применительно к соответствующим темам:

«Если запикать в песнях Шнурова маты, результаты можно сравнить со звуками из мышиной норы в момент появления потомства. Уж точно: запиканный Шнур - удовольствие весьма сомнительное. Он по-русски ядрено перечислил все физиологические подробности мужского и

женского организмов, простебал вонючие ноги, футбольные матчи, менеджеров среднего звена, русскую попсу, проституток, пьяниц и тунеядцев...» [12. С. 15].

Стилистическое раскрепощение журналиста - это сознательная или подсознательная готовность нарушить табу, сделать удар «ниже пояса», преодолеть психологический барьер «белого и пушистого» в надежде заполучить статус «акулы пера». В местных телегидах острым стилем орудуют журналисты, занимающиеся закулисьем звезд экрана, тем самым входя в одну из самых очевидных зон нравственного риска современных СМИ. В некоторых изданиях эта тенденция перерастает в культ любознательности, граничащий с доктриной «трех Э»: эксперимент, экстрим, эпатаж [1. С. 57]. Сами жанры телевидения уже давно располагают к смакованию интимных подробностей различных историй такого типа:

«Два парня из Владивостока стали участниками нового экзотического реалити-шоу на телеканале «Пятница». Хоккеист Филипп Кострубов и баскетболист Борис Спрыгин планируют построить любовь на проекте «Экс на пляже». Вечером в понедельник, 7 ноября, в эфир телеканала вышел первый выпуск нового шоу. Восемь молодых людей - 4 девушки и 4 парня - собрались на острове Занзибар в Индийском океане. Молодые люди расположились на огромной вилле, где намерены найти себе пару. Главная задумка авторов проекта в том, что время от времени на остров приезжают бывшие возлюбленные участников. В проекте принимает участие сразу два парня из Владивостока. В первом же выпуске землякам понравилась одна и та же девушка - модель Юлия Данченко. Между собой парни договорились, что не променяют дружбу на отношения с противоположным полом. При этом сама конкурсантка не против, чтобы за нее поборолись» [9].

В центре внимания популярного еженедельника вечный вопрос человеческой любви, отождествляемой с понятиями «секс», «интим» и «эротика». Преуспевает в этом направлении, например, костромской «Хронометр» и челябинское «Синегорье». Тема излагается и в семейно-бытовом, и в криминальном, и в научно-медицинском аспектах. Когда это сопряжено с криминальной тематикой, никаких стилистических упражнений не требуется, для эффекта достаточно простой детализации:

«В Калининграде перед судом предстанет 32-летний мужчина, из-за ревности насмерть забивший своего знакомого. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры. По версии следствия, в августе обвиняемый устроил у себя дома застолье. Помимо него, в нём участвовали его супруга и пришедший в гости приятель. В какой-то момент хозяин дома вышел из комнаты, а вернувшись, обнаружил свою жену в объятиях другого. Его товарищ обнимал и целовал неверную супругу. В гневе обманутый муж набросился на соперника и как минимум 26 раз ударил его. Одна из травм живота оказалась смертельной» [16].

Когда же эта тема присутствует не на первых, «страшных», а на последних, «смешных» полосах еженедельника, можно и поупражняться в соответствующей стилистике, характерной для КВН (источники подобного рода журналисты всегда могут найти в Интернете). Стоит ли говорить, что провинциальные журналисты в своей стилистической раскованности даже проигрывают столичным. Ведь уровень социальной ответственности прямо пропорционален масштабу аудитории того или иного издания.

Как бы то ни было, за провинциальным развлекательным еженедельником закреплены устойчивые позиции в общей системе прессы, оправданные, как политико-экономическими, так и социально-культурными факторами [15]. В качестве вывода относительно творческого и нравственного уровня данной категории изданий в результате текстового и контекстного анализа можно констатировать их интеллектуальную ущербность, моральную раскрепощенность, нарочитую экспрессивность и содержательную упрощенность, характерные для типа массовой прессы.

Список литературы

1. Александров, Л. Г. Особенности лексического строя популярной российской «толстушки» [Текст] / Л. Г. Александров // Речевая агрессия в современной культуре: сб. науч. трудов / под ред. М. В. Загидуллиной. - Челябинск: ЧелГУ, Энциклопедия, 2005. - С. 48-59.

2. Бондаренко, Г. В. Социальная специфика аудитории и особенности организации текстов в различных видах периодической печати [Текст] / Г. В. Бондаренко, Т. Б. Крючкова // Язык и массовая коммуникация: социолингвистическое исследование. - М.: Наука, 1984. - С. 60-74.

3. Вартанова, Е. Л. Современная медиаструктура [Текст] / Е. Л. Вартанова // Средства массовой информации постсоветской России. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 303 с.

4. Демидова, Д. Здесь был Вася [Текст] / Д. Демидова // Северная правда - неделя. Костромская областная газета. - 2004. - 8 декабря. - С. 12.

5. Дэннис, Э. Беседы о масс медиа [Текст] / Э. Деннис, Дж. Мэррил; пер. с англ. - М.: Рос-амер. информ. пресс-центр: Вагриус, 1997. - 86 с.

6. «Желтая пресса» [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D 1%91%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0 %B0 (дата обращения: 01.10.2016).

7. Лебон, Г. «Эра толпы» [Текст] / Г. Лебон; пер. с фр. // Акценты: альманах. - Воронеж, 1999.

- С. 20-25.

8. Мак-Люэн, М. Галактика Гутенберга [Электронный ресурс] / М. Мак-Люэн; пер с англ.

- URL: http://yanko.lib.ru/books/media/mcluhan=galaktika_gutenberga.pdf (дата обращения: 01.10.2016).

9. Новости: сайт РИА Восток-Медиа - Приморский край [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.vostokmedia.com/r2/08-11-2016/n304248.html (дата обращения: 01.10.2016).

10. Олешко, В. Журналистика как творчество [Текст] / В. Олешко. - Екатеринбург: УрГУ, 2002.

- 188 с.

11. Перковская, Ю. На счетчике у депутатов [Текст] / Ю. Перковская // Томская неделя. - 2004.

- 30 сентября. - С.6-7.

12. Поручиков, С. Шнур украл философию у московского рок-коллектива? [Текст] / С. Поручиков // Вечерка: информационно-развлекательное приложение к газете «Вечерний Томск». - 2004.

- 29 сентября - 6 октября. - С. 15.

13. Постановление комиссии ЦК КПСС «О серьезных недостатках в содержании журнала «Огонек» [Текст] // Справочник партийного работника. - Вып. 2. - М.: Политиздат, 1959. -С. 507-508.

14. Пресса Владивостока [Электронный ресурс]. - URL: http://www.omn.ru/?p=6971 (дата обращения: 01.10.2016).

15. Система средств массовой информации России [Электронный ресурс] / под ред. Я. Н. За-сурского. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text/63.htm (дата обращения: 01.10.2016).

16. Страна Калининград [Электронный ресурс]. - URL: https://klops.ru/news/ proisshestviya/142924-kaliningradets-do-smerti-zabil-priyatelya-potselovavshego-ego-zhenu (дата обращения: 01.10.2016).

17. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня [Текст] / Й. Хейзинга; пер. с нидерландского В. В. Ошиса. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

18. Шостак, М. И. Еженедельник как тип издания: учеб.-мет. пособие [Текст] / М. И. Шостак.

- М.: Изд-во МГУ, 1986. - 52 с.

STYLISTIC EMANCIPATION AS WEEKLY TYPOLOGICAL FEATURES

(ON THE PROBLEM OF THE METHODOLOGY OF TEACHING THE BASICS OF

JOURNALISTIC ETHICS)

Alexanderov L. G., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, leonalex42@mail.ru

The article is devoted to the specifics of the Russian provincial weekly, that is, that segment of the periodical press system, which is responsible mainly for the entertainment function ofjournalism. His style gets the dubious vocabulary, and its ethical criteria in the relationship with the audience are very controversial. The object of attention for this article is based on the weekly publication of Kaliningrad, Kostroma, Chelyabinsk, Tomsk, Vladivostok.

Keywords: typology, a weekly tabloid, «yellow press», the provincial press, ethics, style.

References

1. Aleksandrov, L. G. (2005), "Osobennosti leksicheskogo stroya populyarnoy rossiyskoy «tols-tushki»" [=Features of the lexical structure of the popular Russian «fatty»], in: Rechevaya agressiya v sovremennoy kul'ture: sb. nauch. Trudov [=Speech Aggression in Contemporary Culture: Sat. sci. Tru-dov], ed. by M. V. Zagidullina, Chelyabinsk, ChelGU, Entsiklopediya, pp. 48-59. (In Russ.).

2. Bondarenko, G. V., Kryuchkova, T. B. (1984), "Sotsial'naya spetsifika auditorii i osobennosti organizatsii tekstov v razlichnykh vidakh periodicheskoy pechati" [=Social specificity of the audience and features of the organization of texts in various types of periodicals], in: Yazyk i massovaya kommu-nikatsiya: sotsiolingvisticheskoye issledovaniye [=Language and mass communication: sociolinguistic research], Moscow, pp. 60-74. (In Russ.).

3. Vartanova, E. L. (2002), "Sovremennaya mediastruktura" [=Modern Media Structure], in: Sred-stva massovoy informatsii postsovetskoy Rossii [=Mass Media of Post-Soviet Russia], Moscow, Aspect-press, 303 p. (In Russ.).

4. Demidova, D. (2004), "Zdes' byl Vasya" [=Here was Vasya], in: Severnayapravda - nedelya. Kostromskaya oblastnaya gazeta [=Northern truth - a week. Kostroma regional newspaper], 8 December, 12 p. (In Russ.).

5. Dennis, E. and Merrill, Dzh. (1997), Besedy o mass media [=Talks about the mass media], Moscow, Ros. -Amer. inform. Press Center: Vagrius, 86 p. (In Russ.).

6. Zheltaya pressa [=The Yellow Press], available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%96%D1%91%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1 %81%D1%81%D0%B0, accessed 01.10.2016. (In Russ.).

7. Lebon, G. (1999), "Era tolpy" [=The era of the crowd], in: Aktsenty: al'manakh [=Accents: Almanac], Voronezh, pp. 20-25. (In Russ.).

8. McLuhan, M. Galaktika Gutenberga [=Gutenberg's Galaxy], available at: http://yanko.lib.ru/ books/media/mcluhan=galaktika_gutenberga.pdf, accessed 01.10.2016. (In Russ.).

9. Novosti: sayt RIA Vostok-Media - Primorskiy kray [=News: RIA Vostok-Media - Primorsky Territory website], available at: http://www.vostokmedia.com/r2/08-11-2016/n304248.html, accessed 01.10.2016. (In Russ.).

10. Oleshko, V. (2002), Zhurnalistika kak tvorchestvo [=Journalism as Creativity], Yekaterinburg, UrGU, 188 p. (In Russ.).

11. Perkovskaya, YU. (2004), "Na schetchike u deputatov" [=On the counter of the deputies], in: Tomskaya nedelya [=Tomsk Week], 30 September, pp. 6-7. (In Russ.).

12. Poruchikov, S. (2004), "Shnur ukral filosofiyu u moskovskogo rok-kollektiva?" [=Shnur stole the philosophy of the Moscow rock band?], in: Vecherka: nnformatsionno-razvlekatel'noye prilozheniye kgazete «Vecherniy Tomsk» [=Vecherka: informational and entertaining supplement to the newspaper «Evening Tomsk»], September 29-October 6, 15 p. (In Russ.).

13. "Postanovleniye komissii TSK KPSS «O ser'yeznykh nedostatkakh v soderzhanii zhurnala« Ogonek»" (1959), [=Resolution of the Central Committee of the CPSU "On serious shortcomings in the content of the magazine «Ogonek»], in: Spravochnikpartiynogo rabotnika [= Handbook of the party worker], Issue 2, Moscow, Politizdat, pp. 507-508. (In Russ.).

14. Pressa Vladivostoka [=The press of Vladivostok], available at http://www.omn.ru/?p=6971, accessed 01.10.2016. (In Russ.).

15. Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii [=The system of mass media of Russia], available at: http://www.evartist.narod.ru/text/63.htm, accessed 01.10.2016. (In Russ.).

16. Strana Kaliningrad [=Country Kaliningrad], available at: https://klops.ru/news/proissh-estviya/142924-kaliningradets-do-smerti-zabil-priyatelya-potselovavshego-ego-zhenu, accessed 01.10.2016. (In Russ.).

17. Kheyzinga, Y. (1992), Homo ludens. Vteni zavtrashnego dnya [=Homo ludens. In the shadow of tomorrow], Moscow, Progress-Academy, 464 p. (In Russ.).

18. Shostak, M. I. (1986), Yezhenedel'nik kak tip izdaniya: uchebno-metodicheskoye posobiye [=Weekly as a type of publication: educational-methodical manual], Moscow, Izd-vo MGU, 52 p. (In Russ.).

Александров Леонид Геннадьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск. leonalex42@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.