Научная статья на тему 'Культурные процессы в зеркале российских СМИ: политологическое измерение'

Культурные процессы в зеркале российских СМИ: политологическое измерение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4233
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болховитина Т. С.

Автор поднимает актуальную проблему освещение вопросов культурной жизни в различных средствах массовой информации. Дает характеристику рынка информационных изданий о культуре. Предлагает пути повышения эффективности культурной политики, учитывающей многообразие субкультур в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурные процессы в зеркале российских СМИ: политологическое измерение»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327

Т.С. Болховитина, канд. полит. наук, директор, (4832) 74-96-32,

info@bforags.brk.ru (Россия, Брянск, Брянский ф-л ОРАГС)

КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ СМИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Автор поднимает актуальную проблему - освещение вопросов культурной жизни в различных средствах массовой информации. Дает характеристику рынка информационных изданий о культуре. Предлагает пути повышения эффективности культурной политики, учитывающей многообразие субкультур в современном российском обществе.

Ключевые слова: культура, средства массовой информации, культурная политика.

О проблемах жизни страны, своего региона, событиях культурной жизни человек узнает из средств массовой информации, в том числе печатных. Культурная тематика адресована достаточно широкой аудитории граждан. В целом она удовлетворяет культурные запросы, хотя некоторым слоям населения (например, в сельской местности и маленьких городах) все еще остается недоступной качественная пресса.

Выделим некоторые особенности освещения культурных процессов в российских СМИ. Прежде всего эта тематика находит выражение в специализированных изданиях - «Литературной газете» и газете «Культура». Оба издания объединяют вокруг себя творческую интеллигенцию, в основном старших поколений.

В газете «Культура» в дискуссиях о проблемах развития культуры принимают участие известные мастера искусств, популярные телеведущие, президенты медиахолдингов и т.д. Это позволяет разностороннее и объективнее представить современный культурный процесс.

«Литературная газета» наряду с освещением литературного творчества большое внимание уделяет социальной проблематике. Она отражается в хрониках, анонсах, аннотациях, актуальных интервью, полемических статьях, колонке комментатора, репликах. Основная тема дискуссий на

страницах «Культуры» и «Литературной газеты» - ответственность художника перед обществом.

Еженедельник «Книжное обозрение» делает очевидную ставку на раскручивание брендов (автора, издательства) и встает в один ряд с коммерчески ориентированными журналами «В мире книг», «Читаем вместе» и др. Книжные новинки здесь ранжируются по рейтингам редакции, магазинов и интернетовских продаж.

О культуре рассказывают общественно-политические газеты, такие, как «Газета», «Российская газета», «Известия». Аудитория этих газет имеет достаточно высокий социальный статус. Это люди активной жизненной позиции. Для бизнес-элиты, управленцев, успешной творческой и технической интеллигенции престижно быть в курсе всех значительных культурных событий в стране. Выбранные ими издания стремятся сохранить респектабельность и качественное ведение разделов культуры. Это газеты с широким диапазоном информации. Они освещают все важнейшие международные и российские фестивали, всероссийские смотры и культурные акции, престижные премьеры театра, кино и концерты, заметные музейные выставки, издание книг, появление новых телевизионных фильмов и телесериалов, которые смотрит широкая аудитория в прайм-тайм, а также такие общекультурные проблемы, как сохранение архитектурного, исторического наследия. Центральной проблемой освещения в этих СМИ становится реализация творческого потенциала страны.

«Российская газета» публикует нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу общественных отношений, поднимает социально значимые социокультурные проблемы. Так, принятый Госдумой закон об ав-тономизации учреждений культуры и новый порядок финансирования культурных проектов ведут к тому, что многие филармонические оркестры, хоры и другие коллективы могут перестать существовать. Вся концертная жизнь в регионах разом обеднеет, будет сведена к гастролям звезд и отдана в руки шоу-бизнеса. Невозможны станут просветительские программы. Издание обращает внимание органов власти на эту актуальную проблему.

«Известия» свою постоянную полосу «Культура» посвящают, как правило, новым событиям в искусстве. Рубрики «Только в «Известиях», «Свой взгляд», «Наше кино», «Спецрепортаж» достаточно устойчивы. Творческим судьбам видных деятелей культуры отводится страница «Персона». Выразительны фоторепортажи о состоянии памятников истории и культуры. Здесь можно прочитать блиц-опросы и др.

Газета «Газета» имеет разнообразный набор жанров (интервью, рецензии, обозрения) по освещению проблем культур ы В ней р еуляр ю обозреваются новые СБ, книги об Интернете и сетевой литературе.

Среди печатных изданий выделяется группа газет, пропагандирующих постмодернистский взгляд на культуру. Аудитория таких газет,

как «Новые Известия», «Независимая газета», «Русский курьер», «Время новостей», еженедельника «Московские новости», во взглядах на культуру имеет более выраженные либеральные пристрастия, чем читатели других изданий. По этим газетам можно проследить эволюцию взглядов постсо-ветсткой интеллигенции.

Выбор журналистами тем, язык и стиль многих текстов, жанровые трансформации несут в себе характерные черты того, что может быть названо постмодернизмом в журналистике. Такой подход рассчитан на узкий круг публики.

Массовые газеты («Труд», «Вечерняя Москва», «Московская правда») ориентируются на самую широкую читательскую аудиторию. В освещении вопросов культуры они занимают срединное место между качественной прессой и той, где процессы «массовизации» и «желтизна» зашли достаточно далеко. В центре внимания этих изданий - запросы читателей, и потому газеты исследуют наболевшие проблемы состояния библиотек, музеев, культурных центров в городе.

В отличие от этих газет «Московский комсомолец» со своими рубриками «Тусовка», «Богема», «Светская жизнь» определяют лицо газеты как издания, отмеченного «желтизной».

Типичным набором полос массовой газеты: «Светская жизнь», «Из жизни звезд», «Кумиры», «Киномания», «Дамское чтиво», «Телевизор КП» оснащена «Комсомольская правда». Ее фирменный стиль - краткие тексты, максимально приближенные к простому разговорному языку.

Газеты «Мир новостей», «Твой день», «Экспресс-газета» и множество других, упрощая понимание жизни, относятся к типу бульварных. В них ощущается существенные дефицит информации о реальности, в том числе о культурной действительности. Одни и те же имена персонажей, частная жизнь артиста, художника, деятеля культуры эксплуатируются для создания сенсаций и скандальной славы изданию.

Проблемы культуры находят достойное отражение в региональных СМИ. Журналисты публикуют интервью со звездами и мастерами культуры - артистами, писателями и художниками. Ставятся вопросы финансирования учреждений культуры, рассматриваются различные аспекты совершенствования культурной политики [1].

Среди печатных СМИ имеются издания о народном творчестве, архитектуре, изобразительном искусстве, театре, балете, музыке, кино (среди них - «Декоративное искусство», «Музей», «Наше наследие», «Театральная жизнь», «Экран» и др.). В качестве главных проблем нынешнего времени коллективы редакций этих изданий видят сохранение классического наследия. Их основные жанры - рецензии на новые произведения искусства, творческие портреты, обозрения, аналитические статьи, эссе, интервью. Журналы ведут также хронику новостей культуры, публикуют анонсы [2].

Для данных изданий характерны преимущественно эстетический подход к проблемам искусства и рельефно выраженный интерес к творческой личности. Они никогда не выстраивали рейтингов, но всегда считалось престижным для художника, если репродукцию его картины воспроизведет журнал «Искусство»; для режиссера, актера, сценографа, если их спектакль отрецензируют «Театр» или «Театральная жизнь»; для киностудии, если о фильме напишет «Экран». К сожалению в силу ряда причин, прежде всего дороговизны, эти издания массовому читателю малодоступны.

То же можно сказать и о научно-популярных журналах «Традиционная культура», «Живая старина», «Народное творчество», «Творчество народов мира», которые выходят небольшими тиражами (1 тыс. экз.). если мы хотим, однако, чтобы культура развивалась в оптимальном режиме, нужно, чтобы достояние народной культуры становилось известным широкой массе читателей. Вед это формирует духовный склад личности.

В последние 10-15 лет особую привлекательность для молодежи составила интернетовская литература, в которой налицо избыток трэш-культуры (безвкусицы, графомании) и информационного шума. Она тиражируется на многомиллионную аудиторию, будучи практически неподконтрольной обществу, законодательно не урегулированой нормами права

[3].

В обширном списке литературно-художественных журналов, издающихся по стране малыми тиражами, по-прежнему авторитетны, такие, как «Дружба народов», «Нева», «Звезда», «Новый мир», «Новая юность» и др. Это журналы поэтические, литературно-критические, литературноисторические, литературные дайджесты. Они по-прежнему остаются своеобразной лабораторией слова. Литература, книги ими рассматриваются не как товар, а как продукт эстетической деятельности. Журналы культивируют художественно-публицистические жанры, критический диалог, полемические реплики, библиографические заметки.

В последнее время появилось немало интеллектуальных журналов, в частности, «Человек», «Дискурс», «Вопросы культуры», «Полигнозис», «Свободная мысль». Они отводят значительное место истории русской гуманитарной мысли, проблемам интеллектуальной свободы, социокультуре, политической культуре, моральному дискурсу в политике [4].

Почти все «журналы для интеллектуалов» принадлежат различным общественным фондам, закрытым акционерным обществам и частным издателям.

Интеллектуальные журналы дискуссионны. Они выдвигают новые концепции, уточняют границы публичного диалога в современном обществе: как велики разногласия и каковы перспективы в достижении общественного согласия, в частности в вопросах культуры.

Позитивная примета нашего времени - расширение рынка просветительских журналов. Возродились журналы для семейного чтения. Вырос интерес к этнографии, краеведению. Журналы «для всех» в большей мере, чем другие издания, проявляют ценностные ориентиры общества, во всяком случае его читающего слоя. Это издания широкого спектра информации. Просветительские журналы расширяют культурные горизонты читателя, дают возможности самообразования.

К сожалению, некоторые журналы «для всех», стремясь привлечь внимание читателя, много пишут о символических ключах в культуре, о разгадке различных кодов и тайн истории. К этой группе примыкают эзотерические журналы, но к собственно просветительским они не могут быть отнесены. Здесь сказывается экспансия международных издательских домов и международных общественных фондов.

В обществе пустили корни развлекательные рекламно-стилевые журналы (глянец). Они публикуют интервью с кинозвездами, миллионерами, фотомоделями. Самая многочисленная группа журналов Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Elle, Vogue, Grazia, «Домашний очаг» и др. обращена к читательницам 20-35 лет. Журналы рекламируют высокую моду, косметику, стиль жизни современной женщины. Читатели журналов Playboy, Maxim, Esquire, Men’s Health, FHM (For Him Magazine) - это делающие успешную карьеру, уверенные в себе мужчины старше 25 лет. Серия изданий меньшего объема и формата предназначена более молодым читательницам [5].

К сожалению, «Глосси-журналы» не столько воспитывают эстетические вкусы, пропагандируют новый стиль жизни, сколько навязывают образцы поведения.

Одной из самых массовых групп изданий, поставляющих новости о культуре, стали журналы-гиды, развлекательные и информационнорекламные еженедельники. Это «ТВ-Парк», «7 дней», «Антенна», «Кинопарк», «Отдохни» и др. Панорама культуры и досуга предстает в них достаточно полной.

Еще одна разновидность культурных печатных изданий - развлекательные таблоиды. Среди таблоидов заметны «Все звезды», «Мы Плюс -US Weekly», «OK - Русское издание», «Ровесник» и др. Они издаются относительно большими тиражами, публикуют постеры, выстраивают рейтинги звезд.

С учетом того, что в отечественной культуре в данный период присутствуют все известные субкультуры мира: от романтически эскапистских групп молодежи (хиппи, толкиенисты и др.) до экстремистской левацкой культуры, от мрачных готов до гедонистически развлекательных мажоров, рэперов и др., то и печатные СМИ стараются удовлетворить потребности различных представителей субкультур.

Несмотря на обилие культурных печатных изданий, понятие культурной бедности, как и бедности социальной, остается актуальным для

нашей страны. Самое первое требование к культуре сегодня - ее доступность для человека. Миллионы людей, в том числе и в современной России, не имеют возможностей в полной мере реализовать неотъемлемые права на приобщении к культурным ценностям, на достойное образование, творчество и культурную деятельность. Современное государство признает, что оно ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Но декларации далеки от реального воплощения. Выдающиеся деятели науки и культуры давно говорят о разрушительных тенденциях в культуре, о необходимости ускорения реформ.

Уровень развития сферы культуры зависит и от того, как экономически станут развиваться территории, регионы страны и как будет улучшаться качество жизни населения. Защита интересов граждан в образовании, культурной сфере - стратегическая задача органов власти всех уровней. Нашему обществу необходимо признание приоритетности культуры, повышение эффективности культурной политики. Культура нуждается в финансовой, материальной, кадровой, правовой, информационной поддержке государства.

Библиографический список

1. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: Обычаи. Обряды. Занятия. Фольклор. СПб: Паритет, 2005.

2. Панорама культурной жизни Российской Федерации. Информационный сборник. Вып. 1-4. М.: Российская государственная библиотека, 1999-2003.

3.Молодежная культура и СМИ: сб. статей. М.: Серебряные нити,

2006.

4. Михалкович В.И. Поколения средств массовой коммуникации // Поколение в социокультурном контексте ХХ века / отв. ред. Н.А. Хренов. М.: Наука, 2005. С. 566-587.

5.Журнал «Обсерватория культуры». Вып. за 2004-2007 гг.

T.S. Bolchovitina

Cultural processes in the mirror of Russian mass media: politological dimension

The article touches upon the actual problem of covering the issues of cultural life in mass media. It also characterizes the market of periodicals abaut culture and offers the nays to raise the efficiency of cultural policy tacing into account the diversiti in the modern Russian society.

Получено 25.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.