Научная статья на тему 'Вчерашняя газета'

Вчерашняя газета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА / ГОСПОДДЕРЖКА / ДОСТАВКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

Опираясь на зарубежный опыт, автор обосновывает недостаточность государственной поддержки отечественной печатной прессы в ситуации экономического кризиса и экспансии новых медиа. В статье приводятся меры, которые принимаются с этой целью в европейских странах. Их недостаточность в современной России ведет, по его мнению, к искусственно ускоренному выпадению из общественной жизни страны печатной прессы, которую автор считает наиболее надежной основой общественного мнения, отдавая ей приоритет перед другими средствами массовой информации и новыми медиа. Подтверждение идеи о важности общественного мнения он находит в русской истории. Статья формулирует риски, связанные с преждевременным уходом печатной прессы из общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вчерашняя газета»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И КРИТИКИ

УДК 656.881.33

Б. Н. Киршин

Челябинский государственный университет, Челябинск ВЧЕРАШНЯЯ ГАЗЕТА

Опираясь на зарубежный опыт, автор обосновывает недостаточность государственной поддержки отечественной печатной прессы в ситуации экономического кризиса и экспансии новых медиа. В статье приводятся меры, которые принимаются с этой целью в европейских странах. Их недостаточность в современной России ведет, по его мнению, к искусственно ускоренному выпадению из общественной жизни страны печатной прессы, которую автор считает наиболее надежной основой общественного мнения, отдавая ей приоритет перед другими средствами массовой информации и новыми медиа. Подтверждение идеи о важности общественного мнения он находит в русской истории. Статья формулирует риски, связанные с преждевременным уходом печатной прессы из общественной жизни.

Ключевые слова: печатная пресса, господдержка, доставка, общественное мнение.

Данные агентства Роспечать о состоянии печатной прессы России: после отмены в 2014 году государственной субсидии ФГУП «Почта России» на доставку подписных изданий их тиражи сократились более чем на 42 процента. Падение рынка продаж периодики за 2016 год составило 14 процентов. Объем рекламы в газетах и журналах за период с 2008 по 2016 год уменьшился почти в три раза - с 57,6 млрд руб. до 19,7 млрд рублей [6].

Подобный провал в любой другой отрасли неминуемо привел бы к серьезным оргвыводам и чрезвычайным мерам, призванным улучшить положение. Журналисты ждали их от государства, которое контролирует 20 процентов федеральных и 80 процентов региональных печатных изданий [4]. Однако в печатной прессе - тишина, даже элементарной озабоченности не видно, не то, что признаков чрезвычайщины.

В том же ежегодном докладе Роспечати [6] перечислены немногочисленные шаги в этом направлении, которые, скорее, имитируют, а не несут реальную помощь печатным средствам массовой информации. Это, например, закон об увеличении до 45 процентов разрешенного объема рекламы в печатных СМИ. Он щедро разрешает использовать то, чего нет. На фоне случившегося падения печатной рекламы закон выглядит по меньшей мере странно: была бы реклама, и разрешенных ранее 40 процентов было бы достаточно для того, чтобы обеспечить прессе безбедную жизнь.

Минфин по поручению Президента освободил от казначейского сопровождения выделяемые газетам субсидии. Это в какой-то степени облегчило их жизнь, но субсидий от этого не стало больше - дополнительной финансовой помощи пресса не получила.

По сути, единственную реальную помощь российская пресса, прежде всего региональная, получает от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, которое на конкурсной основе поддерживает социально значимые проекты в печатных СМИ. И средства немалые (в 2016 году 318,5 млн руб.), и принцип их распределения эффективный: поддержка актуальных газетных начинаний повышает авторитет изданий, включает их в процесс решения важных государственных и общественных проблем. Но удержать российскую прессу на плаву она не в состоянии. Этих денег не хватит даже для того, чтобы компенсировать неуклонно растущую стоимость бумаги и полиграфических материалов, услуг по распространению, возрастающие год от года различные сборы, уравнивающие прессу с более доходными отраслями.

Почему же она осталась без существенной государственной помощи? Логику тех, кто принимал судьбоносное для нее решение, реконструировать несложно. В условиях экономического кризиса и западных санкций, когда деньги позарез нужны на медицину, образование, пенсии и другие животрепещущие нужды, распорядитель кредитов обязан задуматься о целесообразности

бюджетных трат. При этом затраты на поддержку прессы, которую очень серьезно редуцирует Интернет, которой смертельно угрожает цифровая революция, очень легко признать нецелесообразными. Вот и решили на нее не тратиться. По сути, выбросили ее из нашей жизни, как выбрасывают в мусорную корзину скомканную вчерашнюю газету.

Есть еще одно обстоятельство, позволяющее ответственным за российскую прессу людям не особенно волноваться о ее судьбе. В сравнении с другими странами российская пресса избыточна, газет в нашей стране слишком много. Так, в Германии, население которой более 80 млн человек, в 2006 году было немногим более 360 ежедневных газет [8. С. 61]. В Соединенных Штатах, где население в два с лишним раза больше нашего, в это время выходило чуть более 1450 ежедневных газет [8. С. 274]. У нас в 2006 году реально выходили в свет 17-18 тысяч газет (зарегистрировано было 35,5 тысячи). Большая часть из них - ежедневные, еженедельников тогда было много меньше [5].

Это еще один момент, позволяющий не заботиться о нашей прессе, бросить ее на волю рынка: сильные выживут. С таким подходом можно согласиться, если бы отбор был естественным. У нас он иной: проходят его не сильнейшие и далеко не самые лучшие, а те, которые имеют доступ к государственному бюджету. Уходят прежде всего независимые газеты, по-настоящему рыночные издания, поскольку рынок за годы кризиса обескровлен.

Газет стало меньше во всех странах. Цифровая революция никому не гарантирует спокойной жизни, особенно странам, наиболее продвинутым в сфере информационных технологий. Но на Западе печатная пресса по-прежнему остается мощной силой, серьезным фактором общественного мнения. Как раз благодаря государственной поддержке, которой лишена российская пресса.

Практически все национальные модели государственной поддержки прессы в европейских странах, несмотря на имеющиеся различия между ними, предусматривают ту или иную поддержку ее распространения. Дотации почте во Франции и Норвегии, субвенции на распространение изданиям в Финляндии, льготные почтовые тарифы в Австрии... [1] Даже в Германии, где законодатели убеждены, что помощь прессе противоречит принципу ее свободы, регулируются почтовые тарифы на доставку газет [2].

Объяснение очевидно: доставка самое затратное и абсолютно независимое от издателей звено газетного бизнеса. Интернациональный характер убедительное подтверждение верности этого положения. Странно, что наше правительство не посчиталось с ним, не обратив внимания на резкое удорожание подписных тиражей и их обвал.

В Швеции, как и несколько десятилетий до сего дня, предоставляются субсидии газетам, имеющим в регионе второй тираж. В некоторых скандинавских странах субсидируются газеты с самыми низкими в регионе тиражами. В Финляндии экономически слабые газеты освобождаются от налога с оборота, шведские газеты освобождены от налога на добавленную стоимость. Во многих европейских странах стимулируется модернизация газетного производства. Во Франции Министерство образования ежегодно проводит в учебных заведениях «Неделю СМИ» [7]. Это не окончательный список мер по поддержке печатной прессы: помощь газетам оказывается существенная.

Указание на заграницу в нынешних условиях может показаться не убедительным. Между тем, есть свидетельства того, что и нашей стране издавна был присущ подобный взгляд на данную проблему. Вот что писал В. А. Жуковский в наставлении цесаревичу Александру в 1829 году: «Уважай общее мнение: оно бывает просветителем монарха; оно вернейший помощник его, ибо строжайший судья исполнителей его воли; мысли могут быть мятежны, когда правительство притеснительно или нерадиво; общее мнение всегда на стороне правосудного государя» [3. С. 24].

Государственная поддержка печатной прессы - это по сути поддержка «общего» (общественного) мнения. В наше время газеты - самый надежная его основа. Интернет и социальные сети, несмотря на многие явные преимущества, проигрывают им в этом смысле. Присущие им избыточность информации, ее фрагментарность, негарантированная достоверность затрудняют формирование стройного и компетентного общественного мнения. Программы телевидения и радио с их значительной развлекательной составляющей и ярко выраженным пропагандистским настроем также серьезно уступают прессе. Искусственно ускоренное изъятие ее из арсенала средств массовой информации, играющих существенную роль в формировании общественного мнения, приведет к серьезной деформации общественного сознания.

Медиасообщество так определяет желательные направления государственной поддержки российской прессы:

- субсидии почте на доставку подписных тиражей;

- снижение ставки НДС;

- снижение размера страховых взносов по ФОТ;

- увеличение предельного уровня списания нереализованного тиража;

- контроль за стоимостью бумаги;

- поддержка розничного распространения тиражей.

Реализация даже части, к примеру, первых двух, позиций вдохнет жизнь в российскую прессу, даст ей силы для эффективного служения обществу.

Список литературы

1. Закалюжный, М. Господдержка СМИ: зарубежный опыт. [Электронный ресурс] / М. Закалюжный. - URL: http.//www/publications/zip/national/ua/19/17_1.htm.

2. Литвиненко, А. А. Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации [Текст] / А. А. Литвиненко. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. - 176 с.

3. Полное собрание сочинений В. А. Жуковского в 12-ти томах [Текст] / под ред., с биографическим очерком и примечаниями проф. А. С. Архангельского. - СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1902. - Том 10. - 148с.

4. Роль независимых СМИ как драйвера развития гражданского общества [Электронный ресурс] // ОГФ-2017. - URL: https://civil-forum.ru.

5. Российская периодическая печать, 2007. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2007.html.

6. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017.html.

7. Шарончикова, Л. В. Пресса Франции перед вызовом цифровых технологий [Текст] / Л. В. Шарончикова // Зарубежная журналистика - 2007. Ежегодник. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2008.

8. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Л. Вартанова, М. И. Гутова, В. Л. Иваницкий; под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 319 с.

YESTERDAY'S NEWSPAPER

Kirshin B. N., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, bnknews@yandex.ru

Drawing on foreign experience, the author justifies the inadequacy of state support for the domestic press in the situation of the economic crisis and the expansion of new media. The article contains measures that are taken for this purpose in European countries. Their insufficiency in modern Russia leads, in his opinion, to the artificially accelerated loss of the printed press from the public life of the country, which the author considers the most reliable basis ofpublic opinion, giving it priority over other media and new media. Confirmation of the idea of the importance ofpublic opinion, he finds in Russian history. The article formulates the risks associated with the premature departure of the press from public life.

Keywords: printed press, state support, delivery, public opinion.

References

1. Zakalyuzhny, M. Gospodderzhka SMI: zarubezhnyy opyt [=Government support of the media: foreign experience], available at: http.//www/publications/zip/national/ua/19/17_1.htm, accessed 05.02.2018. (In Russ.).

2. Litvinenko, A. A. (2011) Gazety Germanii v XXI veke: ot krizisa k modernizatsii [=Newspapers Germany in the XXI century: from crisis to modernization], Moscow, 176 p. (In Russ.).

3. Arkhangelsky, A. S. (1902) Polnoye sobraniye sochineniy V. A. Zhukovskogo v 12-ti tomakh [=The complete works of V. A. Zhukovsky in 12 volumes], St. Petersburg, Vol. 10, 148 p. (In Russ.).

4. Rol' nezavisimykh SMI kak drayvera razvitiya grazhdanskogo obshchestva [=The role of independent media as a driver of civil society development], in: OGF-2017 [=OGF-2017], available at: https://civil-forum.ru, accessed 05.02.2018. (In Russ.).

5. Rossiyskaya periodicheskaya pechat', 2017. Sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya [=Russian Periodic Press, 2017. Status, Trends and Development Prospects], in: Federal'noye agentstvo popechati i massovym kommunikatsiyam [=The Federal Agency for Press and Mass Communications], available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2007.html, accessed 05.02.2018. (In Russ.).

6. Rossiyskaya periodicheskaya pechat', 2017. Sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya [=Russian Periodic Press, 2017. Status, Trends and Development Prospects], in: Federal'noye agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam [=The Federal Agency for Press and Mass Communications], available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017.html, accessed 05.02.2018. (In Russ.).

7. Sharonchikova, L. V. (2008) Pressa Frantsii pered vyzovom tsifrovykh tekhnologiy [=Press of France before the challenge of digital technologies], in: Zarubezhnaya zhurnalistika, 2007. Yezhegodnik [=Foreign Journalism, 2007. Yearbook], Moscow. (In Russ.).

8. Vartanova, E. L., Gutova, M. I. and Ivanitsky, V. L. (2006) Entsiklopediya mirovoy industrii SMI: ucheb. Posobiye dlya studentov vuzov [=Encyclopedia of the world media industry: Textbook. A manual for university students], Moscow, 319 p. (In Russ.).

Киршин Борис Николаевич - кандидат филологических наук, декан факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

bnknews@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.