Научная статья на тему 'Массовая пресса на печатном рынке Санкт-Петербурга: проблемы самоидентификации'

Массовая пресса на печатном рынке Санкт-Петербурга: проблемы самоидентификации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1765
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МАССОВОЙ ПРЕССЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕССЫ / ТИПОЛОГИЯ МАССОВЫХ ИЗДАНИЙ / ST.-PETERSBURG MARKET OF MASS PRESS / SELF-IDENTIFICATION OF PRESS / TYPOLOGY OF MASS PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павлушкина Наталья Анатольевна

В статье рассмотрены различные типологические подходы к определению массовой прессы, проведен анализ массовой периодики на рынке периодической печати Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass Press

In the article various typological approaches to definition of mass press are considered, the analysis of mass newspapers in the market of periodicals of St. Petersburg is carried out.

Текст научной работы на тему «Массовая пресса на печатном рынке Санкт-Петербурга: проблемы самоидентификации»

Н. А. Павлушкина

МАССОВАЯ ПРЕССА НА ПЕЧАТНОМ РЫНКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Массовая пресса в рыночной структуре периодической печати является, пожалуй, самым прибыльным и стремительно развивающимся сегментом. Ориентированная на широкую аудиторию, разные слои населения, она привлекает рекламодателей. До сих пор не было единого мнения в вопросе, какую прессу считать массовой. Некоторые исследователи массовую прессу приравнивают к бульварной, к прессе, которая апеллирует прежде всего к человеческим страстям. Другие относят массовую печать к прессе информационной в самом широком значении данного термина.

В типологии прессы отмечается несколько различных подходов к определению и идентификации категории массовой газеты. Так, московская исследовательская группа среди взаимодействующих признаков в типологии прессы выделяет характер аудитории, целевое назначение, которое включает реализацию коммуникативных функций всех основных видов социальной деятельности, а также характер информации. Это и коммуникативный результат, отражающий фактор взаимодействия информируемых и информирующих1. В данной типологии разводятся понятия качественной, массовой и бульварной прессы. И главным критерием здесь является аудиторный признак. Они выделяют универсальные или специализированные по функциям и тематике массовые издания. Их аудитория включает значительную часть населения, проживающего на всей территории страны. «Качественные» издания адресованы представителям бизнес-элиты и лицам умственного труда. Издания, специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве и в других отраслях производства, предназначены представителям различных профессий. В их числе и активно развивающиеся корпоративные печатные СМИ. Пресса бульварного типа ориентируется в значительной мере на психологию толпы, ее потребности, интересы, на более низкие уровни массовой психики2.

Типологическая модель массовой газеты в системе СМИ по типологии Я. Н. Засурского3 ограничивается двумя своеобразными осями координат. По характеру аудитории массовая печать адресуется общественным группам, образуемым на основе разделения труда. Это не только профессиональные группы, но и группы умственного и физического, организаторского и исполнительского труда (например, элитарные и массовые издания). По характеру передаваемой информации массовые газеты представляют собой универсальные издания, отражающие все основные сферы жизни общества. Иными словами, тип массовой прессы можно определить как универсальный, предназначенный, главным образом, для людей физического исполнительского труда. Этот тип распознаваем по малому числу изданий, стандартному набору ценностей и информации4.

Типология А. И. Акопова строится на основе десяти основных типоформирующих признаков: издающий орган, читательская группа, задачи и программа, авторский состав, внутренняя структура, жанры, оформление, периодичность, объем одного номера, тираж5. При этом каждый из названных признаков, в свою очередь, разбивается на несколько

© Н. А. Павлушкина, 2009

составляющих. В совокупности все эти признаки дают полное представление о типе издания. Но суперпризнаком исследователь считает все же «читателя». Это главное понятие в определении основного деления. Не менее важными признаками выступают тематическое направление и целевое назначение. Отсюда и две соответствующие классификации. Они дополняют друг друга в характеристике изданий. Массовая пресса определяется в первую очередь своим целевым назначением, наряду, к примеру, с общественно-политической, научной и профессиональной6.

И. П. Лысакова к типологически значимым признакам газетного издания относит язык и стиль. Японские языковеды, например, повышение эффективности воздействия прессы связывают с изучением в первую очередь, «языкового существования» людей разных социальных слоев. В России ведутся исследования разговорной речи, но они пока не имеют прикладного значения и широкого распространения, а их результаты не связываются с изучением аудитории различных СМИ. В то же время известно, что в речи любого человека всегда отражаются его социально-классовая принадлежность, пол, возраст, образование, род занятий, место жительства, канал коммуникации, обстановка, тема, форма, цель, характер общения7.

Таким образом, исходя из этой типологии, можно сделать вывод, что массовая пресса — это пресса, доступная по своему стилю и содержанию простому читателю, написанная разговорным языком. К примеру, в 20-е годы прошлого столетия к такой прессе относились «Крестьянская газета» и «Беднота». Учитывая разный образовательный уровень трудящихся, власти решили издавать прессу, рассчитанную на массовую аудиторию рабочих и крестьян, в большинстве своем малограмотных. Вопрос о популярном языке в газете ставился как политический. Критиковались длинные скучные материалы, взамен которых предлагалось писать короткие заметки и статьи. Доступность языка проверялась путем читки газеты на собрании крестьян в деревнях и избах-читальнях8. Редакции массовых газет с помощью опросов и писем читателей учились делать газету живой, простой и интересной. Это в значительной мере укрепляло связи с аудиторией. Вряд ли современные газеты используют этот метод.

Характерная особенность массовой прессы того времени — вес читательского слова. Так, редакция «Бедноты» в номере от 4 июня 1919 г. писала: «Сами товарищи крестьяне делают ее популярной, заполняя всю вторую страницу газеты своими письмами». О популярности прессы говорит стремительный рост тиража: за год он увеличился в 12 раз9.

В. В. Тулупов в качестве особых типологических признаков выделяет графический дизайн и рекламу. Дизайн газеты, по мнению исследователя, напрямую зависит от типа СМИ. А содержание и характер рекламы влияет на содержание и характер газеты10. Зарубежный опыт демонстрирует, что типологизация прессы осуществлялась по пяти основным признакам. В частности, по характеру отражения действительности и по социальному предназначению — деление на массовые (популярные), качественные (или элитарные) и смешанные (качественно-массовые)11.

По мнению некоторых исследователей, ряд российских газет несколько лет назад путем изменения политики издания приобрели черты качественно-массовой прессы с целью привлечения аудитории. К таким газетам можно отнести «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Известия», включающие как серьезные информационные и аналитические блоки, так и разделы, рассчитанные на широкие массы читателей, позволяющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу

и широкий набор рекламодателей12. Однако в плане строгого употребления терминов под качественной газетой, относящейся к деловой прессе, подразумевается суперэлита газетной периодики мирового уровня (это всегда общенациональное издание, политически независимое, существующее исключительно в гражданском обществе и имеющее безупречную репутацию). Редакция подобной газеты — это аналитический центр глобального значения, причем обладающий возможностью независимого выражения взглядов и мнений, располагающий сетью собственных корреспондентов в ведущих зарубежных странах. Качественное издание сохраняет консерватизм в отношении своих содержательно -тематической и композиционно-графической моделей. Тематически оно структурировано обычно следующим образом: политическая жизнь, социальная сфера, экономика, культура, спорт, тематические выпуски (наука, образование, туризм и т. д.).

Качественные газеты представляют собой особый тип ежедневной газетной периодики, образованный вследствие длительного эволюционирования лучших деловых изданий мира. Тип «качественно-массовой» прессы, т. е. сочетающей в себе признаки делового издания и массового, несет в своей основе противоречие. В России пока нельзя выделить издания, которые бы по своим типологическим характеристикам безусловно относились к качественным.

Вопрос типологизации вообще очень сложен. Так, нарекания может вызвать типология прессы, осуществленная в Швейцарии. С 2004 г. там используется специально разработанная типологическая модель. Критерием типологизации выступает внешняя форма. Но решающее значение имеет содержательный аспект, исходя из которого, выделяют четыре сектора: 1) ежедневная, региональная еженедельная и воскресная пресса; 2) публичная, финансовая и экономическая пресса; 3) специализированная пресса; 4) отраслевая пресса. Данные секторы делятся, в свою очередь, на отдельные сегменты, а последние — далее на группы. В этих группах по характеру распространения различают продаваемые и бесплатные издания. Наиболее близки к типу массовой прессы издания, входящие в сегмент «ежедневной» и «публичной» прессы. К этой группе причисляются газеты, которые публикуют материалы, содержащие универсальную информацию о текущих событиях, политике, экономике и спорте, постоянно обращающиеся к широкой аудитории и доступные для каждого. Ежедневная газета выходит в свет, по меньшей мере, четыре раза в неделю. Публичная пресса подразделяется на четыре группы: пресса «иллюстрированная, общих тем»; пресса «новостная и тематическая»; пресса «программная» и «женская». Издания, относящиеся к публичной прессе, выпускаются еженедельно или реже, ориентированы на широкую целевую аудиторию и обладают максимальной доступностью13.

По германской версии типологии прессы, в соответствии с качественносодержательными признаками выделяют прессу массовую и прессу мнений. К первой принадлежат, прежде всего, газеты, продаваемые на улице, или бульварные, а также различные рекламно-информационные и развлекательные издания14. Более весомой представляется пресса мнений. Г азета должна высказывать мнение, взгляды ее должны быть обоснованы и преподноситься убедительно. К прессе мнений относится целый ряд аналитических изданий: партийная пресса, профессиональные издания, экономическая пресса.

Близка к этой типологии и типологическая модель массовой прессы в разработке Санкт-Петербургских исследователей. Печатные СМИ они так же делят в связи с их основными качественными и функциональными характеристиками на две достаточно отчетливые, хотя иногда и взаимопроникающие группы — аналитическую прессу, или прессу мнений (условно элитарную), и информационную прессу, или популярную (условно

массовую). Их можно выделить в два подкласса15. В свою очередь информационная пресса подразделяется на несколько родов. Под «прессой факта» исследователи подразумевают те издания, в публикациях которых содержатся в основном сообщения о тех или иных событиях без комментариев. Информация может носить острый социальный характер, и у нее нет тематических ограничений. Преобладают материалы информационных жанров. Возможно появление аналитических публикаций — приблизительно до 10 %.

Среди информационных СМИ выделяют универсальные общественно-политические издания. Тематика их содержания не имеет никаких ограничений: они освещают все аспекты жизни и взаимодействия различных социальных групп, духовные, нравственные, демографические, этнические и тому подобные стороны бытия. Эти издания чаще всего имеют общенациональный или региональный статус. Отдельную группу представляют таблоидные (бульварные, развлекательные) издания. Они обращены к аудитории, не склонной к рефлексии, ищущей легкие формы репрезентации материала. К таблоидным изданиям исследователи относят бульварные издания (это издания именно журналистские, которые, несмотря на сенсационность и экстравагантность подачи материала, могут поднимать и социально острые проблемы), а также развлекательные издания (не журналистские, состоящие исключительно из развлекающего материала — анекдотов, пикантных историй и т. д.). На последней позиции—рекламно-информационные издания. К журналистике они не имеют непосредственного отношения. В основе их содержания — рекламные объявления. Данные издания могут быть ориентированы тематически: например, автомобильная, строительная, медицинская, ресторанная тема16.

Таким образом, массовую газету можно определить как газету информационного характера по содержанию. Она относится к «прессе факта» , публикующей материалы «человеческого интереса» без присутствия в них комментариев и аналитики, не имеющей тематических ограничений. Это газета для всех и обо всем. С точки зрения аудитории массовая газета ориентирована на широкий круг читателей. Язык и стиль прост, ведь массовая пресса призвана быть понятной каждому читателю. Массовую прессу отличает доступная цена. Графический дизайн построен на контрасте, наблюдается большое количество иллюстраций с целью оживить информационный материал, крупные шрифты. Для массовой периодики характерны высокие тиражи. Некоторые исследователи считают именно тираж основным показателем популярности газеты.

«Типологическая модель массового издания как бы застыла в своем развитии. Сохранится ли эта тенденция — покажет время», — считает С. М. Виноградова17. Массовую газету часто полностью отождествляют с бульварной прессой, понимая под этим лишь «желтые» скандальные издания примитивного уровня, хотя это и не правомерно, так как «бульварная» — категория типологическая, а «желтая» — сугубо этическая и нравственная. Увеличение количества массовых изданий, несомненно, ведет к обеднению тематической палитры и снижению уровня осмысления многих актуальных общественных проблем. «Неполнота, неадекватность, необъективность, информативное, без глубокого анализа, отражение действительности в публикациях, поставляемых аудитории, увлечение сенсационными, крикливыми, бульварными, криминальными материалами трансформирует многие типы изданий, делая их некомпетентными, лишенными доверия читателей, поверхностными, “желтыми”»18. Однако реальность показывает, что изданий, соответствующих критериям массовой прессы, на петербургском рынке не так-то много.

По результатам исследования «Разработка теории и практики функционирования массмедиа российского мегаполиса. Современная типологическая модель печатных СМИ»,

проведенного группой исследователей факультета журналистики СПбГУ в первой половине 2008 г., выяснилось, что в Санкт-Петербурге по типологическим признакам наблюдается перенасыщенность информационными универсальными общественно-политическими СМИ. Другими словами, по результатам экспертного интервью среди 400 главных редакторов печатных СМИ Санкт-Петербурга большая часть из них идентифицирует себя как универсальное общественно-политическое издание, т. е. издание массовое.

Качественный анализ показывает иную картину. Из 400 изданий около 35 % составляют газеты. Среди 142 газет Санкт-Петербурга 81 относит себя к информационной, т. е. более половины всего газетного рынка потенциально считает себя массовой прессой, «прессой факта». К примеру, ежедневная городская газета «Вечерний Петербург» с содержательной стороны охватывает широкий круг тем от социальных проблем, культуры до спорта. На страницах газеты преобладают материалы информационных жанров, характер информирования — безоценочный. Но тираж издания составляет всего 10 225 экз., поэтому оно не может относиться к массовым изданиям. По-настоящему тиражная газета должна выходить тиражом не менее 200 тыс. экз. ежедневного выпуска. По европейским меркам для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, это было бы 1,5 млн экз. Хотя, если учитывать, что тираж общероссийских изданий не превышает 2 млн. экз.19, то эта цифра в реальности намного ниже. Та же ситуация с газетой «Смена». Будучи наполненной материалами на разнообразную тематику, но имея тираж как оценку популярности в 11 тыс. экз., она не может претендовать на массовость.

Редакции информационных газет идентифицировали себя следующим образом: информационно-аналитические издания — «МК в Питере», «Утро Петербурга», «Невское время», «10 минут от метро», «Шанс-Петербург»; информационные — «Петербургский дневник», «Вечернее время», «Аргументы и факты в Петербурге», «Комсомольская правда в Петербурге», «Пульс СПб.», «Дневник», «24 часа»; развлекательные — «Апельсин», «Мир смеха», «Вокруг смеха», «Коллекция сканвордов» и др.; таблоидные — «Твой день», «Жизнь»; рекламно-информационные — «Метро»; информационно-деловые — «Петербургский час-пик», «Санкт-Петербургский вестник», «Российская газета»; «Аргументы недели»; рекламные — «Привет, Петербург», «Реклама-Шанс», «Работа и обучение», «Из рук в руки», «Заработай», «Асток-Пресс» и др. В этом распределении по родам есть некоторые неточности, которые связаны по большей части с незнанием редакторами специфики своих газет, с поверхностным знакомством с типологической системой и с проблемами самоидентификации. К примеру, представители группы газет отнесли свои издания к роду информационно-аналитических. Это выражение очень популярно у практиков. Но в присутствии на страницах газет аналитических подходов в освещении явлений и событий как раз и заключается принципиальное отличие аналитической прессы от информационной, т. е. в прессе либо есть аналитика (тогда ее можно считать аналитической, причем информация в ней будет всегда), либо ее нет (тогда ее можно считать информационной). А у категории «информационно-аналитической», несмотря на внешнюю красивость, смысла очень мало.

Еще один предмет ошибочного самоопределения: газета «10 минут от метро» тиражом 300 тыс. экз. редактором в ходе экспертного интервью обозначена так же как «информационно-аналитическое издание». Качественный анализ материалов показывает, что газета является информационно-рекламной по своей сути: обилие рекламных материалов, объявлений, интервью с представителями бизнес-сферы, рассказывающих о своих предприятиях и приглашающих к сотрудничеству. «24 часа. Новости. Обзор отечественной

и зарубежной прессы» — эту газету можно было бы отнести к массовой, но издание представляет собой дайджест новостных заметок из различных газет. Содержание основано на вторичной информационной базе.

Из всех информационных изданий лишь «Невское время» отнесло себя к общественно-политическому. Также на рынке в сегменте «прессы факта» присутствует 9 развлекательных газет, 26 рекламных, 2 познавательно-развлекательных, одна информационнорекламная. Газеты «Городок-инфо», «Петровский курьер» также принадлежат к роду информационно-рекламных газет, но определили свою специфику неверно. По периодичности выхода группу ежедневных газет составили всего 8 изданий, еженедельных — 66,3 раза в неделю выходит 6 газет и 2 раза — 7 изданий. По территории распространения — 86 газет в Санкт-Петербурге, 35 — в Ленобласти.

Исходя из критерия тиражности массовой прессы как признака популярности среди широкого круга читателей, можно выделить следующие издания: «Метро» (400 тыс. экз.), «Российская газета» (340 тыс. экз.), «Петербургский дневник» (300 тыс. экз.), «Аргументы и факты в Петербурге» (180 тыс. экз.), «Утро Петербурга» (150 тыс. экз.). Стоит заметить, что «Российская газета», массовая по тиражу и с безоценочным информированием, массовой по типу не является. Это издание, скорее, сочетает в себе признаки аналитической общественно-политической прессы. В газете наблюдается преобладание аналитических жанров: рецензии, корреспонденция, аналитический отчет, комментарии, обозрения. По разнообразию тематики к массовым газетам условно можно отнести газеты с относительно небольшими тиражами: «МК в Питере» (тираж 72 тыс. экз.), «Пульс СПб.» (71 тыс. экз.), «Комсомольская правда в Петербурге» (51 тыс. экз.).

С чем связаны низкие тиражи массовых по содержанию газет? Как следует из доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития» за 2007 г., первые позиции в рейтинге газет по аудитории читателей в России занимают «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Жизнь», «Моя семья»20. В Санкт-Петербурге эти издания не столь популярны, как в целом по стране.

Сокращение читателей печатных версий газет сегодня является очевидной реальностью. С распространением цифровых технологий аудитория «переместилась» в виртуальное пространство, где наблюдается, напротив, ее наращивание. Это, в частности, подтверждает опыт издательского дома «Комсомольская правда», который одним из первых упразднил электронные кальки печатных версий газет «Комсомольской правды», заменив их самостоятельными продуктами. На новом сайте газеты стали публиковаться новости и статьи, специально написанные для интернет-ресурса, а также был размещен архив с материалами и фотографиями печатных номеров. Главное отличие электронной «Комсомольской правды» от традиционной — акцент на новости. С появлением новостной ленты она стала конкурировать не только на рынке печатных СМИ, но и среди интернет-изданий. По данным «TNS Gallup Media», сейчас сайт «Комсомольской правды» является абсолютным лидером по посещаемости21. На третьем месте — сайт газеты «Твой день», позиционирующей себя как таблоид. Что касается сохранения высокого тиража «Аргументов и фактов в Петербурге», то, возможно, это связано с успешностью проекта книжной коллекции, запущенной в феврале 2008 г. Редакция предоставляет своим читателям возможность получить собрание произведений авторов, признанных во всем мире. Первый том коллекции читатели газеты получили бесплатно.

В отдельную группу стоит выделить бесплатные газеты, каждая из которых имеет значительные тиражи по сравнению с прессой продаваемой. Среди них — еженедельное издание правительства Санкт-Петербурга «Дневник» тиражом 300 тыс. экз. Еженедельная городская газета «Петровский курьер» (215 тыс. экз.) представляет собой рекламноинформационное издание: наряду с объявлениями в ней содержатся небольшие заметки

о городских событиях, о здоровье, кино, написанные на вторичной информационной базе и призванные развлечь читателя. «Утро Петербурга» выходит три раза в неделю. Учредителем газеты является комитет по печати и связям с общественностью администрации Санкт-Петербурга, что сказалось на специфике отбора и подаче материала, и рекламноинформационное агентство «Ленинград». На страницах издания освещается политика, финансовые вопросы, обсуждаются проблемы карьеры и образования, спорта и отдыха, культуры, помещены афиши событий, кроссворды и гороскопы — стандартный набор массовой газеты. Материалы перемежаются сообщениями об официальных распоряжениях администрации. В целом газета представляет собой попытку синтеза прессы властных структур и рекламного агентства с ориентацией на широкую читательскую аудиторию.

Рекламно-информационная газета «Метро» тиражом 400 тыс. экз. являет собой образец успешного информационного универсального массового издания. Она стала самой крупной в мире, по данным Книги рекордов Г инесса. Распространяется в 23 странах мира. Неограниченная тематика от политики до моды и советов по домоводству нацелена на развлечение читателей, проводящих свое утро в метро. Полтора года назад появился бесплатный телегид «Metro-TV» (тираж 300 тыс. экз.) и женский журнал «Metro Beauty» (тираж 250 тыс. экз.). Новый проект газеты — «Редакторы дня», в роли которых выступают известные люди кино, искусства, спорта. Они сами формируют содержание номера и отдают его на суд читателям. Городская потребительская газета «Шанс-Петербург» выходит три раза в неделю. В каждом номере — основные городские события, мнения горожан о качестве жизни в Санкт-Петербурге, работе городских служб, новости и тенденции рынков, аналитика, мнения экспертов. Рынок бесплатной прессы в России растет опережающими темпами, а сама пресса становится все более востребованной потребителями и интересной для рекламодателей.

На рынке таблоидных изданий Санкт-Петербурга нет по-настоящему тиражной газеты. Г азета «Твой день», которая позиционирует себя как главный таблоид страны и в последнее время развернула агрессивную рекламную кампанию со слоганом «“Твой день” раздает» и изображением сжатого кулака, скрывает свои реальные тиражи. Проследить за какой-либо тенденцией увеличения популярности газеты не представляется возможным. В электронной версии издания ежеминутно обновляется новостная лента, за счет чего сайт вышел в лидеры по посещаемости. С одной стороны, газета затрагивает по тематике действительно острые политические и социальные вопросы, активно развивается спортивное направление, а с другой — специфическая подача материалов, одержимость порой раздутыми сенсациями, упрощенный, заведомо огрубленный стиль изложения вызывает неприятие у читателей. Т акже на сайте публикуются рейтинги материалов по версии читателей, показывающие непритязательный вкус аудитории этого издания. Поэтому можно сделать вывод, что в этом сегменте медийное поле дезинтегрировано, и таблоидная пресса в основном представлена развлекательными изданиями с нежурналистскими материалами (анекдоты, кроссворды и т. д.).

По оценке исследователей, реально издаваемых в Санкт-Петербурге газет и журналов около тысячи. При этом коммерческих СМИ, которые функционируют как бизнес, не более 150. Как показало исследование рынка печатных СМИ, рост числа изданий

в Петербурге не сопровождается ростом их тиражей и физических продаж. Более того, даже у самых известных изданий число читателей сокращается. Одна из тенденций развития газетного медиа-поля — наличие периодической печати, по типологическим характеристикам являющейся массовой, но, по сути, представляющей собой иной тип прессы. Одна из причин — неправильная самоидентификация газет, в результате чего наблюдается перенасыщенность рынка «прессой факта». Таким образом, для массовой прессы характерны высокие тиражи, отсутствие аналитики, безоценочный характер информирования, широкий круг обсуждаемых проблем, преобладание информационных жанров. Самыми успешными проектами в сегменте массовой прессы можно назвать газету «Метро», «Аргументы и факты в Петербурге», «Утро Петербурга».

1 Типология периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007. С. 5.

2 Наряду с представленными типами по аудиторному признаку также выделяют печать для возрастных групп: детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых; для женщин/мужчин; для родителей; для малых групп (семья, землячество, клуб); для различных групп верующих; для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и др. организаций.

3. См.: Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995.

4 Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995. С. 1Q.

5 Типология периодических изданий / Отв. ред. Е. А. Корнилов. Ростов н/Д., 1984. С. 13.

6 Периодические издания: Учеб.-метод. пособие для студентов-журналистов / Отв. ред. А. И. Акопов. 2-е изд., доп. Ростов н/Д., 1999. С. 46.

7 Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. М., 1978. С. 16Q.

8 ЛысаковаИ. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2QQ5. С. 12Q-121.

9 Лысакова И. П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование. СПб., 2QQ5.

С. 12Q-121.

10 См.: Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. Воронеж, 2QQ1.

11 На службе монополий: Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1977. С. 9Q-91.

12 Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2QQ1. С. 6.

13 См.: Ab 2QQ4 gilt eine neue Typologie der Schweizer Presse. URL: http://www.vsw-assp.ch/d/typo.htm

14 См.: Wilke J., Noelle-Neumann E. Pressegeschichte // Publizistik/Massenkommunikation / Hrsg. von E. Noelle-Neumann, W. Schulz, J. Wilke. Frankfurt am Main, 1997. S. 436.

15 См.: Типология: трудный поиск новой парадигмы // Типология печати: проблемы теории и практики: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая. печать в контексте коммуникативных процессов» (12 марта 1998 г., СПб.) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 1999. С. 3-15.

16 См.: http://www.mediaspb.pu.ru/part6/

17Виноградова С. М. От массовости к «индивидуализированной» тоталитарности (из истории масс-медиа и массовой прессы) // Типология печати: проблемы теории и практики: Материалы науч.-практ. семинара «Современ. период. печать в контексте коммуникативных процессов» (12 марта 1998 г., СПб.) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников СПб., 1999. С. 66-69.

18 Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007. С. 29.

19 Российский рынок периодической печати. 2008 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. ЦРТ: www.fapmc.ru/news/info/ item4945.html. С. 31.

20 Российский рынок периодической печати. 2008 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. ЦРТ: www.fapmc.ru/news/info/ item4945.html. С. 23.

21 Российский рынок периодической печати. 2008 год. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. ЦРТ: www.fapmc.ru/news/info/ item4945.html. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.