Балабан А.Д. студент 3 курса бакалавриата Социально-психологический факультет Костенко А.А., к.псх.н.
доцент
ФГБОУВО «Армавирский государственный педагогический университет» Россия, г.Армавир
СТИЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация: в данной статье рассматриваются различные стили взаимоотношения в семье и их влияния на формирование гармоничной личности человека. Также рассматривается наиболее благоприятный период жизни несовершеннолетнего для формирования личности.
Ключевые слова: личность, семья, взаимоотношения.
Balaban A.D.
3rd year bachelor Faculty of Social Psychology Kostenko A.A., PhD in Psychology associate professor FSBEI HE "Armavir State Pedagogical University "
Russia, Armavir
STYLES OF RELATIONSHIPS IN THE FAMILY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A CHILD'S
PERSONALITY
Annotation: this article discusses various styles of relationships in the family and their influence on the formation of a harmonious personality of a person. The most favorable period of a minor's life for the formation of personality is also considered.
Key words: personality, family, relationships.
Семья является неотъемлемой частью жизни общества, особую роль она играет в формировании личностных качеств и характера человека.
Семья - вид социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [4].
А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Он выделяет такие важные черты социально -правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы [6].
Семья — это первая среда, в которой оказывается только что родившийся человек. То, что ребёнок приобретает в семье, сохраняется с ним на всю жизнь. Исследование окружающего мира происходит через семью.
Ребёнок усваивает навыки коммуникации и общения, моральные ценности, в процессе семейного воспитания у него формируются индивидуальные и общественные нравственные устои, он познаёт культуру своей страны, обучается бытовым навыкам.
Рассматривая роль семьи в становлении личности человека, стоит отметить главную функцию развития психологических составляющих, которые представляют ценность для общества [1].
Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка реализуется через пример поведения родителей. Правильные реакция и действия в различных ситуациях — лучший метод воспитания.
Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель. З. Фрейд подчёркивал абсолютное непреложное влияние родителей в раннем детстве на последующее развитие личности [5].
Можно выделить несколько типов взаимоотношения в семье:
1. Авторитарный стиль взаимоотношений в семье представляет собой тотальное подавление и игнорирование интересов и мнения ребёнка взрослыми. Зачастую при таком стиле взаимоотношения в семье происходит и подавление одного из супругов. Основными методами воздействия на ребенка являются приказы и насилие, при которых подавляется всякая самостоятельность, инициативность, чувство собственного достоинства. Подобное отношение вызывает противодействие и сопротивление со стороны ребенка. Это выражается в лицемерии, обмане, грубости, ненависти.
2. Гиперопекающий стиль взаимоотношений в семье представляет собой максимальное удовлетворение потребностей ребенка, ограждение его от всех забот и трудностей, с которыми может встретиться человек. Последствиями являются блокировка процесса подготовки ребёнка к реальной жизни. Отсутствие бытовых навыков, искажённые представления о настоящей жизни, неумение примириться с неудачами, неприспособленность к жизни в коллективе. Такой стиль способствует тому, что такой ребёнок будет иметь трудности в создании собственной
семьи. Человек становится несамостоятельной, безынициативной личностью.
3. Отчуждённый стиль взаимоотношений в семье представляет собой невмешательство родителей в жизнь ребёнка. Дети одеты, обуты, накормлены — на этом ответственность родителей заканчивается. Независимое сосуществование детей и взрослых предполагает удовлетворение только физиологических потребностей ребёнка, когда эмоциональная жизнь несовершеннолетнего никого особо не волнует. Успехи ребёнка не получают отклика в виде похвалы или награды. Формирование заниженной самооценки, недовольства собой и своими действиями - естественный исход такого стиля взаимоотношений между детьми и родителями. Также это влияет на поведение ребёнка, оно не контролируется, возникает ситуация, когда он предоставлен сам себе и может делать, что хочет. Отсюда велика вероятность, что со временем он окажется в плохой компании, приобретет вредные привычки и наклонности.
А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы [2].
4. В основе демократического стиля взаимоотношений в семье лежат умение идти на компромиссы и отсутствие эгоизма. Это наиболее благоприятный стиль для гармоничного формирование личности человека. В такой семье проблемы решаются сообща, уважаются интересы и желания близких, члены семьи доверяют и поддерживают друг друга. Подростковый возраст является наиболее сензитивным в развитии личности человека через стиль взаимоотношений в семье. Этот возраст — бурный и сложный период в жизни. Половое созревание, изменения гормонального фона и внешности, личностная нестабильность. Борьба противоположностей, которая сказывается на характере и поведении.
Как уже и говорилось ранее из описанных моделей наиболее благоприятное влияние взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка имеет форма сотрудничества. При таком взаимодействии взрослые предоставляют подростку самостоятельность в решении многих вопросов. Но при этом требуют от него соблюдения дисциплины и выполнения определенных обязанностей, не ущемляя прав. Контроль за действиями подростка основан на понимании особенностей возраста, разумной заботе и любви, поэтому не раздражает ребенка.
Чтобы добиться гармоничного развития маленькой личности, родители должны сами находится в спокойном эмоциональном состоянии, так как ребенок все чувствует и ему важно какие взаимоотношения царят в семье [3].
Гармоничные отношения с подростком, которые создаются при сотрудническом стиле взаимоотношений в семье, позволяют свести к минимуму возможности формирования у подростка вредных привычек — пристрастия к наркотикам, алкоголю, курению, какие могут проявится при нейтральном стиле.
Отдельного внимания для изучения заслуживают взаимоотношения в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Рождение нездорового малыша — это проверка семьи на прочность и испытание для родителей. Многие семьи подобного испытания не выдерживают.
Растить и воспитывать ребенка, имеющего аномалии в развитии, — это тяжелый труд. Но если родители смогли сберечь теплые чувства друг к другу, им удается преодолеть все трудности. Вследствии правильных действий родителей, поддержки докторов и реабилитационным мерам, нарушения в развитии получается свести к минимуму. Ребенок, невзирая на некоторые особенности, хорошо адаптируется в коллективе, вырабатывает навыки, которые даются ему лучше всего и вырастает гармонично образованной личностью.
Взаимоотношения в семье выступают как важное условие формирования ребенка. В семье определяются жизненные ценности и ключевые свойства личности. Поддержка семьи важна любому независимо от возраста. собственно вследствие нее человек, попав в трудную ситуацию, сможет скорректировать свою жизнь к лучшему.
Использованные источники:
1. Земская М. Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс».
2. Лоуэн, А. Любовь и оргазм: пер. с англ / А. Лоуэн. - М.: АСТ, 1998. - 428 с.
3. «Педагогика» под ред. Бабанского Ю. К., М.1983г., изд. «Просвещение».
4. Словарь русского языка / под ред. Г. И. Князькова. - М.: Изд-во ин. и нац. слов, 1958. - 583 с.
5. Фрейд, З. Я и оно: психология бессознательного / З. Фрейд. - М., 1989. -439 с.
6. Харчев, А.Г. Брак и семья. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979.- 367 с.