Бархатова Е.В. студент-магистрант 1 курса Восточно-Европейский Интститут Психоанализа
Россия, г. Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКА
В статье рассматриваются причины формирования агрессивного поведения подростков. Уделено внимание объектным отношениям. Затронуты стили семейного воспитания, практикуемые родителями подростков с агрессивным поведением. Проведен анализ некоторых исследований, связанных с изучением причин формирования агрессивного поведения у подростков.
Ключевые слова: агрессивное поведение; объектные отношения; стили родительского воспитания.
E. V. Barkhatova student-master's student 1 course, East European Institute of Psychoanalysis
Russia, Saint-Petersburg FEATURES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS THAT INFLUENCE THE FORMATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF A
TEENAGER
The article discusses the reasons for the formation of aggressive behavior in adolescents. The attention is paid to object-relationships. Affected the styles of family education, parents of teenagers are practicing aggressive behavior. The analysis of some research related to the study of the causes of the formation of aggressive behavior in adolescents.
Keywords: aggressive behavior; object relations; styles of parenting.
Проблема агрессии у детей является актуальной во всем мире. Поскольку познание мира и формирования отношения к нему начинается с семьи, то и искать истоки агрессивности следует начинать в детско-родительских отношениях.
Семья - это особая социальная среда со своими правилами и нормами поведения, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания и видит первую реакцию людей на свои поступки. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке -все родом из детства.
Исходя из теории объектных отношений формирование отношения человека к окружающему миру тесно связано с ранними отношениями между матерью и ребенком. Объектные отношения подразумевают отношения как к миру в целом, так и к его отдельным частям и являются фундаментом, на котором формируются основы становления личного опыта
субъекта и формы взаимодействия с другими, в том числе с особенно значимыми для него людьми, к которым относятся родители и близкие родственники. Из-за нарушения детско-родительских отношений у ребенка может сформироваться неправильное отношение с окружающим миром, способствующее становлению агрессивного поведения.
Дети усваивают агрессивное поведение, наблюдая за родителями, которые проявляют его путем применения наказания к ребенку либо в процессе выяснения отношений друг с другом. Наказывая ребенка, родитель демонстрирует агрессивное поведение по отношению к нему и опыт, сформированный ребенком, исходя из наблюдения за родителем, присваивается им, как предпочтительная форма поведения в ситуации недовольства или фрустрации. Для ребенка его семья - есть любовь, а родители, в раннем детстве, являются объектом для подражания, следовательно, при проявлении своего недовольства или невозможности справиться с ситуацией, ребенок демонстрирует усвоенные у родителей формы поведения.
Согласно Песковой В.С. семья может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности ребенка. При положительном воздействии ребенок растет в любви и заботе, при отрицательном воздействии ребенок постоянно испытывает негативные эмоции, переживание которых наносит непоправимый вред, оказывающий влияние на всю дальнейшую жизнь человека [2].
Усвоению уроков агрессивного поведения способствует характер семейных взаимоотношений. Невозможно переоценить важность полноценного общения матери с ребенком с первых дней его жизни, т.к. резкое отлучение ребенка от материнской груди с минимизацией общения с матерью ведет к формированию тревожности, жестокости и агрессивности у ребенка.
Исходя из данных некоторых исследований формированию агрессивного поведения у детей способствуют:
- постоянные семейные ссоры, скандалы, драки между родителями, вражда между супругами;
- практикуемый в семье стиль семейного воспитания.
В семьях, где родители пьют, где агрессия является нормой отношений, ребенок усваивает деструктивные способы поведения и переносит их на общение с окружающими. Агрессивная реакция является самым простым и доступным способом самозащиты для ребенка из неблагополучной семьи.
Наиболее распространенными стилями воспитания, способствующими формирования агрессивного поведения, согласно полученным в ходе исследований данным, являются такие типы воспитания как гиперпротекция (чрезмерная забота о детях), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (выражение недовольства воспитательными методами другого супруга, при этом каждого интересует не столько то, как воспитывать
ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах), предпочтение женских качеств и предпочтение мужских качеств (отношение родителя к ребенку обуславливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще женщинам» или «вообще мужчинам»).
Сопоставление данных исследований позволили установить, что наиболее часто у детей с практикуемыми в семье стилями воспитания по типу гиперпротекции, вынесения конфликта супругов в сферу воспитания, предпочтения женских качеств и предпочтения мужских качеств, встречаются проявления физической и вербальной агрессии, при этом эти подростки склонны проявлять подозрительность и демонстрировать косвенную агрессию.
Выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у подростков, а недостаточный контроль и присмотр за подростками зачастую сопровождается с их стороны агрессивным поведением.
Исследование умственно отсталых детей демонстрирует точно такую же тенденцию, как и у детей с сохраненным интеллектом.
В семьях подростков с девиантным поведением, как правило, присутствует нарушение гармоничных детско-родительских отношений. На проявление агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением влияет сочетание таких факторов, как непринятие подростка родителями, непоследовательность родительского воспитания, высокая строгость и враждебность родителей.
Проявление агрессии определяется многими факторами. Используемые родителями в процессе воспитания стили являются одним из основных факторов способствующих возникновению агрессивного поведения ребенка.
В целях профилактики формирования агрессивного поведения необходимо не только отслеживать проявление агрессивного поведения у ребенка, но и при помощи коррекционных мероприятий учить его проявлять свою агрессию не через деструктивное поведение, а социально приемлемым способом.
Так же очень важно вести разъяснительную работу с родителями -воспитывать воспитателей, обучая их справляться с собственными агрессивными проявлениями.
Использованные источники:
1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., Эксмо-Прес, 2000. -510с.
2. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте Диссертация [Электронный ресурс] http://www.nauka-shop.com/.
3. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникотт. - М.: Класс, 2013. - 80 с.
4. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С.Дурас, И, Романов, Э.Джонс, П Хайманн, С. Айзекс, Д. Райвери — М.:Академический проект, 2001 - 512 с.
5. Пескова В.С. Семья - основа основ в формировании личности ребенка [Электронный ресурс] http://nsportal.ru - статья в интернете.
6. Особенности агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания Выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс] www.bestreferat.ru.
7. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением Диссертация [Электронный ресурс] http://www.childpsy.ru/.
8. Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования [Электронный ресурс] www.psyedu.ru - статья в интернете.
Бахарова А.И.
4 курс Остапенко Е.А., научный руководитель, доцент Ставропольский государственный аграрный университет
Россия, г. Ставрополь ВНУТРЕННИЙ АУДИТ И ОЦЕНКА РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Современная коммерческая организация - это сложная система, которая в процессе своего функционирования постоянно находится под воздействием различных факторов риска. Проявление таких факторов, как правило, порождает ситуацию неопределенности, при которой, с одной стороны у предпринимателя есть реальные шансы получения прибыли, однако с другой стороны неизбежно существует и угроза возможных потерь.
Поскольку риск имеет объективную основу вследствие непосредственного воздействия внешней предпринимательской среды и субъективную вследствие принятия внутренних для самого предприятия решений, то в целом успехи и неудачи коммерческой организации следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов. По отношению к конкретной компании одни из них являются внешними, другие -внутренними.
Под внешними факторами следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.
Внешние факторы можно разделить на две группы:
- факторы прямого воздействия (налоговая система, взаимоотношения с хозяйствующими партнерами, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, конкуренция предпринимателей).
- факторы косвенного воздействия (состояние экономики,