Научная статья на тему 'СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА'

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маткаримова К.А.

В статье показаны корреляционные взаимосвязи, отражающие влияние стилей семейного воспитания на личность подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА»

К.А. Маткаримова

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

В статье показаны корреляционные взаимосвязи, отражающие влияние стилей семейного воспитания на личность подростка.

Ключевые слова: стили семейного воспитания, психологическое благополучие, развитие личности, механизмы поведения подростка, воспитательная практика родителей, личность подростка, корреляционные взаимосвязи.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению подростка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Многие отечественные психологи отмечают амбивалентный, противоречивый характер личности подростка, способствующий нарушению их взаимоотношений с родителями [1].

Наиболее важным с точки зрения влияния стилей семейного воспитания на личность и поведение ребенка является подростковый возраст, называемый критическим периодом. Именно в это время подросток полностью перестраивает систему взаимоотношений с окружающим миром.

Аспект стилей семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес педагогов, психологов, - это характер действия родителей, имеющий своей целью «наставить подростков на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно позволяют подростку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое поведение). Иногда родители невзначай поощряют за ассоциальное поведение и наказывают за принятое поведение в обществе. Одни родители часто жестоко требуют от подростка выполнения всех поручений, наказывают за мельчайшую оплошность. Другие же наоборот, закрывают глаза и предоставляют подростку большую свободу. Все это и определяет стили семейного воспитания. [3, с. 46].

Очень важно, изучить стили воспитания подростков с учетом личностных особенностей, а также для коррекции последствий возможного деструктивного стиля воспитания.

Цель исследования выражается в выявлении и экспериментальной проверке влияния стилей семейного воспитания на личностные особенности подростка и его конфликтность.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностический метод:

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR - сокращенно «подростки о родителях») (Вассермана Л.И., Горьковой И. А., Ромициной Е.Е.)

Методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томас).

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П.А. Ковалёв);

- метод математической обработки данных (корреляционный анализ, непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена; сравнение выборок, критерий Манна-Уитни).

Исследование проводилось в течение двух этапов.

На первом этапе был проведен анализ научной литературы по обозначенной проблеме, определены цели и задачи исследования.

© К.А. Маткаримова, 2023.

Научный руководитель: Аманова Индира Камбарбековна - кандидат психологических наук, ассоциированный профессор, Казахстан.

На втором этапе осуществлены анализ, систематизация, обобщение, проверка результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации, оформлены материалы экспериментальной работы.

Объект исследования - учащиеся подростки 8-х и 9-х классов. Для установления взаимосвязи стиля родительского воспитания и благополучия личности подростков, были отобраны подростки из полных семей в количестве 30 человек: 15 мальчиков-подростков и 15 девочек-подростков (в возрасте от 14 до 16 лет). Исследование проводилось в школе «Tarlan School»

Гипотеза исследования: деструктивный стиль семейного воспитания предопределяет повышенный уровень конфликтности подростков.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях психологами и педагогами, родителями подростков, а также студентами психологических отделений вузов..

В ходе исследования автором использовались методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (К.Н. Томас), методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалёв) и опросник Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR - сокращенно «подростки о родителях») (Вассермана Л.И, Горьковой И.А., Ромициной Е.Е.).

Результаты исследования были обработаны в статистическом пакете SPSS с использованием ранговых корреляций критерий Спирмена и для сравнения выборок - критерий Манна-Уитни.

В результате проведения корреляционного анализа данных было выявлено, что имеется прямая положительная связь между враждебным отношением родителей к подростку, непоследовательностью как стилем родительского воспитания и вспыльчивостью (r=0,42) подростков, обидчивостью (r=0,58), подозрительностью (r=0,42), наступательностью (r=0,38), конфликтностью (r= 0,43).

Изучение влияния семьи на развитие личности подростка выявило зависимость между характером протекания внутриличностного конфликта и особенностями состава, а также психологического климата родительской семьи. Факторами, способствующими развитию конфликтного поведения у подростков, являются высокий уровень родительской дисциплины; эмоциональное непринятие, непоследовательность, противоречивость родительского воспитания и отсутствие сотрудничества родителей с подростками; неудовлетворенность агрессивных подростков и родителей (агрессивных матерей и умеренно агрессивных подростков) детско-родительскими взаимоотношениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что враждебное отношение к подростку со стороны его родителей и непоследовательность как стиль воспитания способствуют повышению подозрительности и вспыльчивости подростка, его конфликтности, стремления атаковать и нападать на собеседника, желания взять инициативу в свои руки, стремления активно отстаивать свои взгляды и интересы, склонности к настойчивому переубеждению собеседника, не считаясь с его мнением; выраженности повышенной чувствительности к действительности или несправедливости, болезненного отношения к критике и замечаниям со стороны окружающих, реакции на недостаточное внимание и признание личных достижений.

Библиографический список:

1. Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, A.A. Реан, Д.И. Фельдштейн

2. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА // cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 24.04.2023).

3. Фрейд А Психология и защитные механизмы /Перев. с англ. А.Р. Гинзбурга. - М.: Педагогика, 2018. - 144 с.

МАТКАРИМОВА КАМИЛЛА АСКАРОВНА - бакалавр, Университет «Туран», Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.