УДК 159.922.8
ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ
Т. В. Белинская, М. К. Волкова
Для цитирования
Белинская, Т.В. Исследование склонности к виктимному поведению подростков с разным отношением родителей/ Т. В. Белинская, М. К. Волкова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3 (44). -С. 94-102.
Аннотация. В статье обращается внимание на смещение акцента с провоцирующей роли жертвы в совершении преступления на рассмотрение повышенной уязвимости личности (виктим-ности). Отмечается необходимость исследования проблемы виктимности для обеспечения психологической безопасности личности. Авторы выделяют три наиболее перспективных направления в исследовании виктимности: выявление личностных коррелятов виктимности; построение индивидуально-психологических профилей личности, склонной к разным формам виктимного поведения; исследование связи виктимных проявлений с конкретными социально-психологическими условиями на разных возрастных этапах развития.
Приведены результаты исследования взаимосвязи склонности подростков к виктимному поведению и особенностей детско-родительских отношений в их семьях.
© Белинская Т. В., Волкова М. К., 2018
В исследовании приняли участие 43 подростка в возрасте от 14 до 15 лет. При проведении исследования были использованы методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним (ADOR)» E. Шафера и «Склонность к виктимному поведению» О. О. Андронниковой.
По результатам исследования авторы сделали вывод о наличии связи между склонностью к отдельным видам виктимного поведения и оценкой подростком поведения родителя. Оценка производилась по трем факторным переменным: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль.
Более половины выявленных связей относится к эмоциональной составляющей оценки подростком поведения родителей. Обнаруженные связи между склонностью к конкретному виду вик-тимного поведения и оценкой подростком поведения родителя имеют специфику для мальчиков и девочек.
Ключевые слова: виктимность, склонность к виктимному поведению, виды виктимного поведения, подростковый возраст, детско-родительские отношения.
Одним из важных постулатов в развитии виктимологии как комплексного
направления считается утверждение о том, что жертва вносит определенный вклад в сложившуюся ситуацию, она отчасти ответственна за произошедшее [10]. Она провоцирует преступника или ведет себя беспечно. В настоящее время акцент с понимания провоцирующей роли жертвы смещен в сторону рассмотрения повышенной уязвимости личности к различным формам агрессии, обозначаемой как виктимность. Разностороннее исследование данного явления представляет интерес для обеспечения психологической безопасности личности.
Виктимность как склонность становиться жертвой преступления возникает в результате использования личностью закрепившихся моделей поведения [8]. Это происходит на фоне определенного сочетания личностных характеристик, социально-психологических условий на разных возрастных этапах развития. На основе этих и других признаков часто производяттипизацию жертв [4, 5].
На наш взгляд, в исследовании вик-тимности сегодня представляют интерес такие направления, как:
выявление личностных коррелятов виктимности;
построение индивидуально-психологических профилей личности, склонной к разным формам виктимного поведения;
исследование связи виктимных проявлений с конкретными социально-психологическими условиями на разных возрастных этапах развития.
В настоящем исследовании проанализирована взаимосвязь склонности к виктимному поведению подростков и особенностей детско-родитель-ских отношений в их семьях.
Успешность решения личностью задач конкретного возрастного этапа развития отражается в поведении. Признание этого факта, а также специфика содержания возрастных задач, особенности социальной ситуации развития позволяют предположить, что существуют возрастные периоды, наиболее сензитивные для проявления виктимного поведения. Одним из таких периодов, по нашему мнению, является подростковый.
С одной стороны, в этот период более четко оформляется и становится устойчивым Я-образ, с другой - изменяются когнитивная и аффективная составляющая конструкта Я. Расширение сферы социального взаимодействия и разнообразия реализуемых форм деятельности подростка сочетается с постоянной необходимостью совершать выбор. Самосознание наполняется конфликтными смыслами. Собственные личностные свойства, осуществленные выборы и модели поведения утрачивают для подростка непротиворечивость [6].
В статье «Самопринятие и осознание социального аспекта Я-образа у подростков» представлены интересные результаты. Авторы приходят к выводу о том, что подростки с аутодеструктив-ными тенденциями (соответствует активному типу виктимного поведения), потенциально готовые реализовать зависимое (соответствует пассивному типу) или девиантное поведение, имеют глобально негативное самоотношение. Непринятию себя сопутствует внутренняя несогласованность Я-образа. Подростки мало осознают: каково их Я в представлении других, ощущают противоречие между презентуемым и подлинным Я. Процессы рефлексии развиты слабо или подавляются [6].
Психические состояния подростка характеризуются выраженностью эмоционального компонента, который существенно влияет на значимые отношения, динамические и семантические характеристики психических процессов. Оценка происходящего часто искажена и отражает собственное субъективное видение ситуации, а появляющееся чувство взрослости обостряет авантюризм, влечение к экстремальному. Подросток может намеренно или неосознанно нарушать нормы, при этом недостаточно адекватно понимая и оценивая характер, значение и последствия нарушений.
В поведении подростка появляется стремление к противостоянию, сопротивлению. Особенно это выражено в отношениях со взрослыми, использующими стиль поведения контролирующего, критикующего родителя. Понятия «стиль семейного воспитания» и «стиль родительского поведения» недостаточно разведены в современной науке [3], в том числе в нашем исследовании используются как близкие по смыслу.
Особенности взаимодействия внутри семьи, ее структура, характеристики каждого члена семьи участвуют в формировании личности ребенка, самосознания, самооценки, в том числе как жертвы, степени виктимности, способов поведения [9]. На сегодняшний день подтверждена связь детско-роди-тельских отношений и ранних деструктивных схем поведения личности [7].
Значимость и одновременно обостренность, конфликтность взаимоотношений с родителями позволяют утверждать, что особенности этих отношений и их восприятие подростком, отражаются на его склонности к вик-тимному как протестному поведению.
Понимание особенностей психологии самого подростка и специфики его социального взаимодействия определили цель данного исследования: изучить взаимосвязь склонности подростков к виктимному поведению и особенностей детско-родительских отношений в их семьях (так, как видят их дети).
В исследовании приняли участие 43 подростка(30 мальчиков и 13 девочек) в возрасте от 14 до 15 лет. Все участники исследования воспитываются в полных семьях и обучаются в 9-м классе общеобразовательной школы одного из областных центров Калужской области. При проведении исследования были использованы две методики:
1. Методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним (ADOR)» E. Шафера (модифицированный вариант З. Матейчика и П. Ржичана в адаптации сотрудников лаборатории клинической психологии Института имени В. М. Бехтерева Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной) [2].
Опросник ADOR изучает родительские установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Методика Е. Шафера основывается на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать по трем факторным переменным: принятие - эмоциональное отвержение;
психологический контроль - психологическая автономия;
скрытый контроль - открытый контроль.
Данная методика позволяет сделать выводы о степени выраженности следующих тенденций (шкал): позитив-
ного интереса, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности.
2. Методика «Склонность к виктимному поведению» О. О. Андроннико-вой [1].
Методика является стандартизированным тест-опросником и предназначена для измерения предрасположенности подростков к различным формам виктимного поведения:
склонности к агрессивному виктимному поведению (агрессивный тип потерпевшего);
склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению (активный тип потерпевшего);
склонности к гиперсоциальному поведению (инициативный тип потерпевшего);
склонности к зависимому и беспомощному поведению (пассивный тип потерпевшего);
склонности к некритичному поведению (некритичный тип потерпевшего); реализованной виктимности. Все участники проходили процедуру обследования по двум методикам одновременно. Каждому опрошенному был предоставлен текст опросника и бланк ответов. Для соблюдения анонимности бланки были зашифрованы. Примерное время тестирования составило 40 минут. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия в программе SPSS - коэффициента ранговой корелляции Ч. Спирме-на. Коэффициент корреляции рассчитывался по выборке в целом, отдельно в группе мальчиков и в группе девочек. Выделение групп является принципиальным, принимая во внимание разное влияние отца и матери на воспитание мальчика и девочки подростков.
По результатам математико-стати-стической обработки данных по методикам «Склонность к виктимному поведению» и ADOR установлено наличие связи между значениями:
1. По шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» и шкалам:
- по выборке в целом автономность со стороны мамы,
rs = 0,330, p < 0,05;
непоследовательность со стороны папы, rs = 0,342, p < 0,05;
фактор критики со стороны папы, rs = 0,353, p < 0,05;
- в группе мальчиков: непоследовательность со стороны
папы, rs = 0,391, p < 0,05;
фактор критики со стороны папы (директивность папы - автономность папы), rs = 0,377, p < 0,05.
Две значимые связи, обнаруженные по выборке в целом («склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» и «непоследовательность со стороны папы и фактор критики со стороны папы»), также выявлены в группе мальчиков. Значимость связей в группе мальчиков выше, чем по выборке в целом. Это позволяет нам утверждать, что непоследовательность воспитательных мер папы препятствует пониманию, что повлечет за собой наказание, а что нет; жесткое доминирование в сочетании с безразличием к интересам и потребностям подростка, критика могут быть рассмотрены как условие формирования склонности осуществлять самоповреждающие действия именно у мальчика-подростка (активный тип виктим-ного поведения). В группе девочек никаких значимых связей не выявлено.
По выборке в целом значимой является связь между склонностью к са-
моповреждающему и саморазрушающему поведению и автономностью со стороны мамы. В то же время она не выявлена как значимая ни в группе мальчиков, ни в группе девочек. Автономность проявляется в формальном отношении к воспитанию ребенка, отсутствии интереса к его увлечениям.
2. По шкале «склонность к агрессивному виктимному поведению» и шкалам:
- по выборке в целом:
фактор близости со стороны мамы (позитивный интерес мамы - враждебность мамы), п8 = -0,454, р < 0,01;
враждебность со стороны мамы, п8 = 0,383, р < 0,05;
позитивный интерес со стороны папы, п8 = -0,454, р < 0,01;
- в группе мальчиков: позитивный интерес папы,
п8 = -0,472, р < 0,01;
- в группе девочек: позитивный интерес мамы,
п8 = -0,683, р < 0,05;
фактор близости со стороны мамы (позитивный интерес мамы - враждебность мамы), п8 = -0,767, р < 0,01.
На основе полученных данных можно утверждать, что в формировании склонности к агрессивному поведению у мальчиков большую роль играет отсутствие позитивного интереса папы, а у девочек - отсутствие позитивного интереса мамы. Позитивный интерес родителя предполагает принятие и уважение подростка. Соотношение позитивного интереса и враждебности, рассматриваемое в методике как фактор близости, является значимым для формирования склонности к агрессивному поведению у девочек применительно к одному родителю - маме.
Подростки с выраженной склонностью к агрессивному поведению мо-
гут попадать в опасные или неприятные для жизни и здоровья ситуации в результате их собственной агрессии, проявленной в форме провокации или прямого нападения на других. Они намеренно провоцируют или создают конфликтную ситуацию, могут реали-зовывать свою антиобщественную направленность, нарушать социальные нормы, не принимать правила и этические ценности социума. Такие подростки легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, нетерпеливы, вспыльчивы, доминантны.
3. По шкале «склонность к зависимому и беспомощному поведению» и шкалам:
- по выборке в целом: директивность со стороны мамы,
п8 = 0,369, р < 0,05;
непоследовательность со стороны мамы, п8 = 0,447, р < 0,01;
- в группе мальчиков: непоследовательность мамы,
п8 = 0,507, р < 0,01;
- в группе девочек: позитивный интерес мамы,
п8 = -0,587, р < 0,05;
фактор близости со стороны мамы (позитивный интерес мамы - враждебность мамы), п8 = -0,568, р < 0,05.
Подростки, склонные к зависимому или беспомощному поведению, не оказывают противодействия при нападении, в том числе из страха ответственности за собственные противоправные действия. Для таких подростков может быть свойственна установка на беспомощность, нежелание делать что-то самостоятельно. Они имеют ролевую позицию жертвы и для получения поддержки окружающих вовлекают себя в различные проблемные ситуации. Среди личностных качеств таких подрост-
Рис. 1. Кореллограмма по общей выборке: непоследовательность мамы - НМ; активное виктимное поведение - АкВП; агрессивное виктимное поведение - АгрВП; пассивное виктимное поведение - ПВП; некритичное виктимное поведение - НВП; уровень реализованной виктимности - УРВ; автономность мамы - АМ; непоследовательность папы - НП; фактор критики папы - ФКП; фактор близости мамы - ФБМ; враждебность мамы - ВМ; позитивный интерес папы - ПИП; директивность мамы - ДМ
Рис. 2. Кореллограмма по выборке девочек: непоследовательность мамы - НМ; агрессивное виктимное поведение - АгрВП; пассивное виктимное поведение - ПВП; некритичное виктимное поведение - НВП; фактор близости мамы - ФБМ; враждебность мамы - ВМ; инициативное виктимное поведение - ИВП; позитивный интерес мамы - ПИМ; автономность папы - АП; фактор близости папы - ФБП
ков распространены высокая внушаемость, конформность, робость, уступчивость, оправдывание чужой агрессии, склонность всех прощать.
Результаты математико-статисти-ческой обработки позволяют утверждать, что склонность к зависимому и беспомощному поведению у мальчиков связана с непоследовательностью мамы, а у девочек - с отсутствием позитивного интереса со стороны мамы. Таким образом, для девочек более значим в данном случае эмоциональный компонент, а для мальчиков - поведенческий.
По выборке в целом значимой является связь между склонностью к зависимому и беспомощному поведению и директивностью мамы.
4. По шкале «склонность к некритичному поведению» и шкалам:
- по выборке в целом: враждебность со стороны мамы,
п8 = 0,388, р < 0,05;
непоследовательность со стороны мамы, п8 = 0,384, р < 0,05;
- в группе мальчиков: враждебность со стороны мамы,
п8 = 0,370, р < 0,05;
непоследовательность со стороны мамы, п8 = 0,413, р < 0,05;
- в группе девочек: автономность папы, п8 = -0,585,
р < 0,05.
Кданной группе относятся подростки неосмотрительные, неправильно оценивающие жизненные ситуации. Некритичность может проявиться в силу разных причин: низкого интеллектуального уровня, на основе отрицательных личностных черт (например, корыстолюбие и др.), на основе положительных личностных черт(напри-мер, наивность, отзывчивость и др.). Для таких подростков свойственны неосторожность, неспособность пра-
вильно оценивать ситуацию, легкомыслие, неразборчивость в знакомствах, подвижность нравственных ориентиров, ценности - интроекты, склонность идеализировать людей.
Согласно полученным результатам по выборке в целом и отдельно в группе мальчиков значение для формирования склонности к такому поведению имеют враждебность и непоследовательность со стороны мамы. Отсутствие понимания, какие действия расцениваются родителем как допустимые, приемлемые, поощряемые, а какие как порицаемые, и приводит к тому, что подросток не имеет понятных ему ориентиров.
Так же установлено, что чем выше автономия папы, тем ниже склонность девочек к некритичному виктимному поведению. Родители с высокими значениями по шкале «автономность» вмешиваются в жизнь подростка только, когда он сам обращается за помощью.
5. Гиперсоциальное поведение и шкалы:
- в группе девочек:
враждебность со стороны папы,
п8 = -0,612, р < 0,05;
фактор близости со стороны папы, п8 =0,625, р < 0,05.
Чем менее враждебен и более близок папа, тем выше склонность девочек подростков к гиперсоциальному поведению - инициативный тип потерпевшего. Такие подростки ведут себя как «спасатели» из благих побуждений.
6. Уровень реализованной виктим-ности и шкалы:
- по выборке в целом:
директивность со стороны мамы,
п8 = 0,370, р < 0,05.
Высокие значения по шкале реализованной виктимности свидетель-
Рис. 3. Кореллограмма по выборке мальчиков: активное виктимное поведение - АкВП; агрессивное виктимное поведение - АгрВП; пассивное виктимное поведение - ПВП; некритичное виктимное
поведение - НВП; непоследовательность папы - НП; фактор критики папы - ФКП; враждебность мамы - ВМ; позитивный интерес папы - ПИП; непоследовательность мамы - НМ
ствуют о том, что подросток часто попадает в опасные ситуации. Причиной такого поведения является внутренняя готовность совершать необдуманные поступки и предрасположенность личности к действиям определенным образом, по конкретным шаблонам. По результатам обработки установлено наличие прямой связи директивности со стороны мамы и реализованной вик-тимности. Таким образом, жесткий контроль подростка со стороны мамы связан со склонностью подростка попадать в неприятные ситуации. Значимых связей отдельно в группах мальчиков и девочек не обнаружено.
Выводы исследования
1. Существует связь между склонностью к отдельным видам виктимного поведения и оценкой подростком поведения родителя по трем факторным переменным:
принятие - эмоциональное отвержение;
психологический контроль - психологическая автономия;
скрытый контроль - открытый контроль.
2. Более половины выявленных связей (61 %) относится к эмоциональной составляющей оценки подростком поведения родителей. Именно сочетания по переменной «принятие - эмоциональное отвержение родителем» обнаруживают связь со склонностью к виктимному поведению.
3. Обнаруженные связи между склонностью к конкретному виду вик-тимного поведения и оценкой подростком поведения родителя имеют специфику для мальчиков и девочек. Так, со склонностью подростка к таким видам виктимного поведения, как самоповреждающее, саморазрушаю-
щее и агрессивное, связаны особенности поведения родителя того же пола, со склонностью к некритичному поведению - особенности поведения родителя противоположного пола, со склонностью к зависимому поведению и у мальчиков, и у девочек подростков связаны особенности поведения мамы.
Библиографический список
1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения вик-тимного поведения подростков. Новосибирск, 2005. 213 с.
2. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицина Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб. : Речь, 2004. 256 с.
3. Взаимосвязь стилей воспитания и ранних дезадаптивных схем / Е. Н. Богданов и др. // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3(40). С. 83-94.
4. Воронин Ю. А. Введение в криминологию : курс лекций / Ю. А. Воронин. М. : Флинта ; МПСИ, 2008. 256 с.
5. Воронин Ю. А. Проявление личностных особенностей и социальных ролей потерпевших в механизме детерминации и осуществления преступлений // Виктимология. 2014. № 1. С. 13-16.
6. Кирякова К. А., Богданович Н. В. Самопринятие социального аспекта Я-образа у подростков // Психология и право. 2014. № 3. С. 56-68.
7. Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схемотерапии / М. В. Галимзянова и др. // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1(42). С. 12-22.
8. Лефтеров В. А., Вакулич Т. М. Психологические особенности виктимно-го поведения женщин в ситуациях домашнего насилия // Психология и право. 2013. № 2. С. 1-9.
9. Пацакула И. И. Социокультурные особенности современной семьи : монография. Калуга : Полиграф - Ин-форм, 2013. 172 с.
10. Шнайдер Г. Й. Криминология / пер. с нем. ; под общ. ред. и с предисл. Л. О. Иванова. М. : Прогресс ; Универс, 1994. 504 с.