Научная статья на тему 'Стили разрешения конфликтов в массовом студенческом спорте'

Стили разрешения конфликтов в массовом студенческом спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ФУТБОЛ / ВОЛЕЙБОЛ / БАСКЕТБОЛ / БАДМИНТОН / КОНФЛИКТ / СИСТЕМА "ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН" / STUDENT''S SPORTS / SOCCER / VOLLEYBALL / BASKETBALL / BADMINTON / CONFLICT / COACH ATHLETE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Карпов Владимир Юрьевич, Гусев Алексей Витальевич, Сибгатулина Фаиля Равильевн, Алиходжин Рустам Рашитович

Студенческий спорт одно из самых сложных и насыщенных явлений в жизни студентов-спортсменов. В связи с насыщенностью, во время соревновательной деятельности и подготовки к ней, между тренером и спортсменами могут возникать конфликтные ситуации. В данной статье, авторами предпринята попытка исследования стилей разрешения конфликтов в системе «тренер-спортсмен» у студентов, занимающихся различными видами спорта (футбол, волейбол, бадминтон, баскетбол) и их тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Карпов Владимир Юрьевич, Гусев Алексей Витальевич, Сибгатулина Фаиля Равильевн, Алиходжин Рустам Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Styles of conflicts resolution in mass student's sports

Student's sports one of the most difficult and saturated phenomena in life of the students athletes. Due to this saturation, during competitive activity and preparation for it, between the coach and athletes there can be conflict situations. In this article, the author made an attempt of research of the styles of resolution of the conflicts in “coach-athlete” system at the students, who are engaged in different types of sports (soccer, volleyball, badminton, basketball) and their coaches.

Текст научной работы на тему «Стили разрешения конфликтов в массовом студенческом спорте»

Психологические науки

УДК 796.077:159.9

СТИЛИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МАССОВОМ СТУДЕНЧЕСКОМ

СПОРТЕ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет; Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

Студенческий спорт - одно из самых сложных и насыщенных явлений в жизни студентов-спортсменов. В связи с насыщенностью, во время соревновательной деятельности и подготовки к ней, между тренером и спортсменами могут возникать конфликтные ситуации. В данной статье, авторами предпринята попытка исследования стилей разрешения конфликтов в системе «тренер-спортсмен» у студентов, занимающихся различными видами спорта (футбол, волейбол, бадминтон, баскетбол) и их тренеров.

Ключевые слова: студенческий спорт, футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, конфликт, система «тренер-спортсмен».

STYLES OF CONFLICTS RESOLUTION IN MASS STUDENT'S SPORTS

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor ofpedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chairman, Moscow State University of Psychology and Education; Failya Ravilievna Sibgatulina, the candidate ofpedagogical science, senior lecturer, Russian University of Transport; Rustam Rashitovich Alihodjin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow

Annotation

Student's sports - one of the most difficult and saturated phenomena in life of the students - athletes. Due to this saturation, during competitive activity and preparation for it, between the coach and athletes there can be conflict situations. In this article, the author made an attempt of research of the styles of resolution of the conflicts in "coach-athlete" system at the students, who are engaged in different types of sports (soccer, volleyball, badminton, basketball) and their coaches.

Keywords: student's sports, soccer, volleyball, basketball, badminton, conflict, coach athlete system.

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологической науке конфликт принято рассматривать как рутинную и неизбежную часть межличностного взаимодействия [6]. Грамотное разрешение конфликта может способствовать улучшению отношений между людьми и положительно сказывается на их деятельности [3]. В тоже время неразрешенный конфликт может привести к тяжелым последствиям [5]. В спортивной деятельности неразрешенный конфликт оказывает серьезное негативное влияние на психологическое состояние спортсмена и, как следствие, на результаты его деятельности. Особенно глубокие последствия имеют конфликты между спортсменом и тренером [1, 5, 7, 8]. Конфликты разрушают систему взаимоотношений, вызывают неудовлетворенность спортсменов и тренера выполняемой работой, снижая

при этом сплоченность спортивной команды, сковывают инициативу ее участников, отрицательно сказываются на психологическом климате [2].

Цель данной статьи - исследование стилей разрешения конфликтов в спортивной команде и их влияния на отношения в системе «тренер-спортсмен» в зависимости от вида спорта.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты и преподаватели Академии социального управления Гжельского государственного университета (ГГУ), Московского государственного психолого-педагогического университета. Академия социального управления была представлена членами футбольной и волейбольной сборных спортивных команд (12 человек - смешанный гендерный состав, возраст от 17 до 21 года) и тренерами - мастер спорта, заслуженный тренер Российской Федерации, 63 года - футбол; кандидат в мастера спорта, начинающий тренер, 25 лет - волейбол. Гжельский государственный университет был представлен членами сборной спортивной команды по бадминтону (6 человек - смешанный гендерный состав, возраст от 17 до 21 года) и тренер - мастер спорта, действующий чемпион России, практикующий тренер, 41 год. Московский государственный психолого-педагогический университет был представлен членами баскетбольной сборной спортивной командой (6 человек - смешанный гендерный состав, возраст от 17 до 21 года) и тренер - мастер спорта, начинающий тренер, возраст 28 лет.

В исследовании использовался тест Томаса под редакцией Н. В. Гришиной [4], направленный на выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Данный тест проводился с представителями команд по видам спорта и тренерским составом. Проводилась самооценка отношений представителей команды с тренером и тренера с командой (психологический аспект), а также взаимная оценка работы тренера с командой со стороны представителей команд и самого тренера (педагогический аспект), для чего использовалась методика бального шкалирования (от 1 до 10 баллов).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования стилей разрешения конфликтов в студенческом спорте через систему «тренер-спортсмен» у представителей спортивных команд представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты исследования стилей разрешения конфликтов в системе «тренер-спортсмен» (спортсмены)___

Показатели Ведущая стратегия команды Самооценка отношений с тренером Самооценка работы с тренером

X Ме Ех Ав X Ме Ех Ав

Футбол Соперничество 8,5 8,5 -0,3 4,9 8,2 9 3,4 -1,8

Волейбол Сотрудничество/компромисс 9,3 10 6 -2,5 9 10 5,1 -2,3

Бадминтон Сотрудничество/компромисс 7,8 8 0,8 -0,7 9 9 2,5 -1,4

Баскетбол Соперничество 7,7 7,5 -1,6 -0,1 9,3 9,5 -0,3 -0,9

Ведущими стратегиями команд по бадминтону и волейболу являются «Сотрудничество» и «Компромисс» в соотношении 50/50, а у команд по футболу и баскетболу - «Соперничество». Наибольший балл самооценки отношения команд с тренерами (психологический аспект) по среднеарифметическому и медианному показателям выявлен у представителей волейбола и футбола (Х=9,3 и Ме=10; Х=8,5 и Ме=8,5, соответственно). Однако, согласно данным асимметрии и эксцесса, в команде футболистов есть тенденция к меньшим баллам самооценки (As=4,9 и Ех=-0,3), а у волейболистов к достоверно большим (As=-2,5 и Ех=6). Меньшую психологическую удовлетворенность представителей футбольной команды от общения с тренером, по всей видимости, можно объяснить авторитарным стилем общения, наличием большей требовательности со стороны тренера, вследствие более высокой его квалификации. У представителей волейбольной команды, в связи

с более низкой квалификацией тренера, демократическим стилем общения и его более молодым возрастом, присутствует большая психологическая совместимость и удовлетворенность.

Меньшие баллы самооценки показали представители команд бадминтона и баскетбола (Х=7,8 и Ме=8; Х=7,7 и Ме=7,5, соответственно), при этом тенденция у представителей обеих команд наблюдается одинаковая - к большим баллам самооценки (As=-0,7 и Ех=0,8; As=-0,1 и Ех=-1,6, соответственно) во взаимоотношениях спортсменов и тренера. Выраженность отрицательной асимметрии у бадминтонистов и баскетболистов намного ниже, чем у футболистов и волейболистов, что, при среднем уровне квалификации тренера по бадминтону и достаточно низкой у тренера по баскетболу, может говорить о демократическом и либеральном стиле общения, малой силе тенденции - более низким уровнем конфликтности отношений.

Наибольшие показатели самооценки работы с тренером (педагогический аспект) по среднеарифметическим и медианным показателям выявлен у представителей команд по баскетболу, волейболу и бадминтону (Х=9,3 и Ме=9,5; Х=9 и Ме=10; Х=9 и Ме=9, соответственно), с достоверной тенденцией к увеличению баллов (As=-0,9 и Ех=-0,3; As=-2,3 и Ех=5,1; As=-1,4 и Ех=2,5, соответственно). Такая же тенденция к увеличению баллов выявлена у представителей команды по футболу (As=-1,8 и Ех=3,4), однако базовые баллы среднеарифметического и медианного показателей у представителей футбола ниже (Х=8,2 и Ме=9). Таким образом, при наличии различных уровней психологической удовлетворенности при самооценке представителями команд, в зависимости от квалификации тренера и стиля управления командой самооценка результативности тренерской работы (взаимодействия с ним) по всем представленным видам спорта, со стороны спортсменов, имеет достоверно высокий уровень. Спортсмены всех представленных видов спорта удовлетворены уровнем полученных знаний в процессе физического воспитания и уровнем реализации знаний в соревновательной деятельности.

Результаты исследования стилей разрешения конфликтов в студенческом спорте через систему «тренер-спортсмен» у тренеров спортивных команд представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Результаты исследования стилей разрешения конфликтов в системе «тренер-спортсмен» (тренеры)__

Самооценка отношений с командой Самооценка работы с командой

X Ме Ех Аз X Ме Ех Ав

8,5 8,5 -1,2 -9,25 7,25 7,5 -1,29 -0,85

Вид спорта Ведущая стратегия тренера

Футбол Соперничество

Волейбол Компромисс

Бадминтон Сотрудничество

Баскетбол Компромисс

Согласно представленным в таблице 2 данным, большинством ведущих стратегий тренерского состава является «Компромисс» (волейбол и баскетбол). В команде по бадминтону ведущая стратегия тренера - «Сотрудничество», а в футболе - «Соперничество».

Согласно данным самооценки тренерами отношений с командами (психологический аспект), существует некоторая доля неудовлетворенности этими отношениями (Х=8,5 и Ме=8,5) с положительной тенденцией к повышению этого показателя (As=-9,25 и Ех=-1,2). Самооценка работы с командами (педагогический аспект) выявил наличие большей степени недовольства тренерами работой с командами, результатами этой работы (Х=7,25 и Ме=7,5) с намечающейся положительной тенденцией (As=-0,85 и Ех=-1,29). Данная неудовлетворенность тренеров взаимоотношениями с командами и результатами педагогической работы может быть объяснена, по всей видимости, любительским уровнем представленных команд. Так как тренеры являются представителями сообщества профессионалов в том или ином виде спорта (в данном случае представленных в исследовании), они всегда ориентированы на достижение положительных результатов своей деятельности (наличие

авторитета, уважения со стороны спортсменов, отсутствие пререканий и т.д.). Спортсмены же, являясь любителями, не ставят достижение положительных результатов на первое место, что естественным образом является одним из ведущих факторов в возникновении конфронтации в системе «тренер-спортсмен».

ВЫВОДЫ

В массовом студенческом спорте у более контактных его видов (футбол/баскетбол) выявляется наличие такого стиля разрешения конфликтов, как «Соперничество», обусловленное более маскулинным (агрессивным) поведением спортсменов, тогда как у менее контактных (волейбол и бадминтон) - более андрогенное (нейтральное) поведение с преобладанием стилей «Сотрудничество» и «Компромисс».

Квалификация тренера имеет большое влияние как на команду в целом, так и на отдельных её представителей, и чем она выше, тем это влияние сильнее, что подтверждается совпадением стилей разрешения конфликтов у всех тренеров и спортсменов команд, кроме команды по баскетболу с несовпадающими стилями поведения в конфликтах в результате невысокой квалификации.

По результатам самооценки психологического и педагогического аспектов системы «тренер-спортсмен», в студенческом массовом спорте, выявляется закономерность меньшей удовлетворенности как взаимоотношениями, так и результативностью работы со стороны тренерского состава, в сравнении со спортсменами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А.С. Развитие личностного потенциала студента в образовательном процессе физической' культуры / А.С. Болдов, А.Л. Волобуев, Е.Э. Ивашкова // Физическое воспитание и детско-юношеский' спорт. - 2016. - № 1. - С. 100-105.

2. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : коллективная монография / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов. - Москва : Перспектива, 2017. - 132 с.

3. Волков, Б.С. Конфликтология : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков. - 3-е изд. - М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2007. - 400 с.

4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. -

544 с.

5. Карпов, В.Ю. Педагогическое воздействие средств физическойкультуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов / В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 12. - С. 49-53.

6. Неверкович, С.Д. Конфликты в спортивно-педагогическом взаимодействии / С.Д. Невер-кович // Спортивный психолог. - 2006. - № 2. - C. 15-24.

7. Пантюхина, Л.В. Психолого-педагогическое исследование значимости мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом студентов высших учебных заведений / Л.Е. Пантюхина, А.С. Махов // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2015. - № 4. - С. 54-64.

8. Boldov, A.S. Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports / A.S. Boldov, A.V. Gusev, V.Yu. Karpov // Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017. - Moscow, 2017. - P. 364-370.

REFERENCES

1. Boldov, A.S., Volobuyev, A.L. and Ivashkova, E.E. (2016), "The development of personal potential of students in the educational process of physical culture", Physical education and youth sport, No. 1, pp. 100-105.

2. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), Formation of interest to sports and recreational activity at students of special medical groups, collective monograph, Perspective, Moscow.

3. Volkov, B.S. (2007), Conflictology: studies. grant for students of higher educational institutions, Academic project, Mir Fund, Moscow.

4. Grishina, N.V. (2008), Psychology of the conflict, Peter, St. Petersburg.

5. Karpov, V Yu. (2004), "Pedagogical influence of the physical culture and sports in foster interpersonal and professional interaction of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 49-53.

6. Neverkovich, S.D. (2006), "The conflicts in sports and pedagogical interaction", The sports psychologist, No. 2, pp.15-24.

7. Pantyukhina, L.V. and Makhov, A.S. (2015), "Psycho-pedagogical research of the importance of motivation for physical exercise and sports activities of university students", Scientists notes Russian State Social University, No. 4, pp. 54-64.

8. Boldov A.S., Gusev A.V. and Karpov V.Yu. (2017), "Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports", Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development "XVII International Social Congress (ISC-2017) ", 30-31 October 2017, Moscow.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2019

УДК 159.9.07

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ

Татьяна Георгиевна Глухова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Владимировна Чучелина, кандидат психологических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения

Аннотация

В статье рассматривается проблема изучения социального доминирования в студенческих группах, межличностных отношений представителей различных национальностей. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей вузов, кураторов студенческих групп.

Ключевые слова: социальное доминирование, межличностные отношения, интолерантность, этноцентризм, несовместимость, сохранение целостности группы, внутригрупповая иерархия, принятие автономности, национальные разногласия.

STUDY THE PHENOMENON OF SOCIAL DOMINANCE IN STUDENT GROUPS

Tatyana Georgievna Glukhova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Chuchelina, candidate of psychological sciences, senior lecturer, Samara State University of Means of Communication

Annotation

The article deals with the problem of studying the social domination in student groups, interpersonal relations of representatives of the different nationalities. The results of the study can be useful for University teachers, curators of student groups.

Keywords: social dominance, interpersonal relations, intolerance, ethnocentrism, incompatibility, maintaining the integrity of the group, intra-group hierarchy, acceptance of autonomy, national differences.

В сложном и противоречивом 21-ом веке проблема формирования позитивных межличностных отношений в различных социально-демографических группах, межнациональных отношений - одна из наиболее острых социально-психологических проблем. Ее значимость определяется тем, что возникают многочисленные конфликты в школах, вузах в связи с интолерантностью детей, подростков, молодежи по отношению к людям другой национальности, вероисповедания, культуры, проявляются тенденции социального доминирования, авторитаризма, непринятия национальных традиций, этноцентризма.

В межгрупповых отношениях у молодого поколения, в частности студенчества, возникают различные негативные факты, как-то: предубеждения, которые влияют на поведение личности в межнациональном пространстве, выявляется тенденция социального доминирования, возникают конфликты, имеющие вербальную и невербальную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.