Научная статья на тему 'Стили педагогического общения и их характеристика'

Стили педагогического общения и их характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6403
887
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
общение / педагог / ученик / отношения / взаимодействие / стиль педагогического об-щения / communication / teacher / student / relationships / interaction / style of pedagogical communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Екатерина Константиновна

В статье рассмотрены стили педагогического общения и их характеристики. Подробно расписано влияние каждого из стиля на личность ученика, его успехи и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION AND THEIR CHARACTERISTIC

The article discusses the styles of pedagogical communication and their characteristics. The influence of each style on the student’s personality, his success and behavior is described in detail.

Текст научной работы на тему «Стили педагогического общения и их характеристика»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#17î41),2©19 / EARTH SCIENCES

49

УДК 371.33

Николаева Екатерина Константиновна,

студент 3 курса бакалавриата ВШППиФК САФУ имени Ломоносова, г.Архангельск, Россия Научный руководитель: Суриков Ю.Н. к.п.н., доцент кафедры педагогики ВШППиФК DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10563 СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Nikolaeva Ekaterina Konstantinovna,

3 year undergraduate student VShPPiFK NArFU named after Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

Scientific adviser: Surikov Yu.N.

Ph.D., Associate Professor, Department of Pedagogy Higher School of Economics and Education

STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION AND THEIR CHARACTERISTIC

Аннотация

В статье рассмотрены стили педагогического общения и их характеристики. Подробно расписано влияние каждого из стиля на личность ученика, его успехи и поведение. Abstract

The article discusses the styles ofpedagogical communication and their characteristics. The influence of each style on the student's personality, his success and behavior is described in detail.

Ключевые слова: общение, педагог, ученик, отношения, взаимодействие, стиль педагогического общения.

Key words: communication, teacher, student, relationships, interaction, style of pedagogical communication.

Под педагогическим общением понимается общение между учителем и учеником, включающее в себя усвоение знаний и становление личности в процессе учебно - воспитательной деятельности. Система методов и приемов, которые используются при взаимодействии с учениками называется стилем педагогического общения. Стиль обычно является показателем и отражением коммуникативных качеств преподавателя.

Стиль проявляет отношение педагога к ученикам. Также хорошим показателем является и эмоциональная ситуация, в которой происходит общение. Выделяют такие виды отношений учителя к учащимся, как:

1. Устойчиво - отрицательное (грубое отношение к ученикам, много унизительных и обидных фраз, нарушение правил этики педагога)

2. Пассивно - положительное (завышенная требовательность, такой педагог пытается строить формальные дружеские отношения, но они являются губительными для творчества учеников)

3. Ситуативно - негативное (зависит от ситуации и состояния педагога, очень меняется в зависимости от этого)

4. Активно - положительное (благоприятно сказывается на отношениях с учениками, педагог стремится к неформальному общению, свободно помогает, старается создать атмосферу доверия)

Именно отношение педагога лежит в основе его стиля педагогического общения. Для начала разберем общепринятую систему стилей:

1. Авторитарный

Основными методами воздействия на учеников являются приказ, поучение. Такой педагог всегда сам, в жесткой форме, проверяет выполнение своих поручений, от учащихся требует беспрекословного подчинения. Такие люди холодны в эмоциональном плане, со стальным характером. От контакта с таким преподавателем учащиеся замкнуты, пассивны и конфликтны, падает успеваемость и мотивация к учебе. Чаще всего педагоги такого стиля недовольны своей работой и своим профессиональным уровнем. Преподаватели и ученики отдаляются от таких педагогов.

2. Демократический

Такие педагоги добры, дружелюбны, общительны, терпеливы и открыты к новым контактам. Стараются по возможности создавать деловую, рабочую среду, совмещая это с теплой атмосферой своих уроков, что является успехом в развитии личности ученика. К ученикам отношение, как к равным партнерам и коллегам в общении. Педагог уважает и слушает мнение учащихся, выводит на беседу, привлекает к решению проблем. Методами общения таких преподавателей являются просьба и совет. Ученики таких учителей довольны учебой, стремятся к самообразованию, уверены в себе. Также и учителя стремятся к самообразованию и самосовершенствованию, работают над свои ошибками. Основой демократического стиля является любовь к детям.

3. Либеральный

Такие педагоги нерешительны, отчуждены, неуверены в себе, стеснительны. Не контролирует ход уроков, передает инициативу в руки учеников. По началу знакомства с таким педагогом дети рады и

EARTH SCIENCES / <<Ш1ШМУМ~^©УГМа1>#Щ411)),2(019

50_

довольны свободой, но со временем они нуждаются в наставнике и опоре в учебе. Такие учителя лишь формально выполняют свои функции и обязанности. Придерживаются тактики невмешательства, куда относится равнодушие к проблемам школы и незаинтересованность своими учащимися. Ученики учатся плохо, не проявляют ни к чему интереса.

В реальности, чаще всего используют смешанные стили педагогического общения. У педагога не удается исключить авторитарный стиль, который является эффективным при работе с некоторыми классами или учениками с низким уровнем социально - психологического развития. Даже в таких ситуациях основой должен быть демократический стиль, который ведет к диалогу и взаимодействию с учениками.

Тот стиль, который педагог чаще других использует при общении оказывает влияние на формирование личности учеников, на их познавательные интересы. По данным исследований, в классах с авторитарными учителями высокий уровень заболеваний.

В. А. Кан - Калик выделил следующие стили педагогического общения:

1. Общение - дистанция

2. Общение - устрашение

3. Общение - заигрывание

4. Общение на основе общей творческой или познавательной деятельности

5. Общение на основе дружеских отношений

Еще одной классификацией стилей общения

является классификация Л. Б. Ительсона, который положил в основу воспитательные силы, являющиеся опорой педагога:

1. Эмоциональный (основой является любовь и симпатия)

2. Деловой (достижение целей и задач, стоящих перед учеником)

3. Направляющий (незаметное управление поведением и деятельностью ученика)

4. Требовательный (ставятся высокие рамки выполнения задач)

5. Побуждающий (создание мотивации к достижению целей)

6. Принуждающий (основой является давление)

Основные требования, который предъявляют к личности учителя - четкость его позиций как социальной, так и профессиональной. Под позицией преподавателя понимают систему эмоционально -оценочных отношений к обществу, миру и педагогической деятельности. Социальная позиция прямо отражается на стиле его педагогического общения. Именно поэтому рассматривают стиль общения вместе с общим стилем преподавания.

Существует также и классификация учителей по стилям общения, которые являются предпочитаемыми:

1. Проактивный (такие педагоги становятся инициаторами общения, индивидуально общаются с учениками, понимают свои ошибки и работают над ними для достижения цели)

2. Реактивный (внутренне слабы, с нечеткими целями общения, поведение подстраивают под ситуацию)

3. Сверхактивный (выстраивают сказочные модели общения, которые не сбываются в реальности, делают поспешные выводы еще не узнав ученика, опираются на мнение окружающих)

Такие известные люди, как Песталоцци, Макаренко, Толстой и Дистервег добились успеха в обучении, используя совершенно разные стили педагогического общения. Так, Песталоцци был добрым и общительным, Толстой либералом, Макаренко требовательным, а Дистервег был крайне жестким. Стили общения зависят от воспитательного влияния в зависимости от того, какой результат хотят достигнуть:

1. Общение на фоне совместного творчества, где в основе лежит профессионализм преподавателя.

2. Общение на основе товарищества, когда дружба выступает стимулом для развития отношений между учителем и учениками. Но с соблюдением меры для сохранения статусных позиций.

3. Общение со стратегией дистанцирования, где отношения носит больше формальный характер. В этом случае дистанция должна показывать роль педагога и основываться на его авторитете.

4. Общение с элементами запугивания, что наиболее распространено у начинающих педагогов. У преподавателей не получается продуктивно организовывать общение с учащимися.

5. Общение с элементами заигрывания, также распространено среди молодых педагогов. Они стремятся быстрее влиться в коллектив класса и наладить общение, начинают вести разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями.

Педагог, анализирующий свою деятельность, обращает внимание на то, какие способы общения он чаще использует. Лучший результат достигается тогда, когда учитель уважает личность ученика, прислушивается к его интересам и проблемам, оценивает ситуацию и, в зависимости от этого, прибегает к разным стилям педагогического общения.

Библиографический список

1. Сарбалаева А. Д., Белянкина О. А. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95.

2. Стили педагогического общения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin110.html (Дата обращения: 19.07.2019)

3. Стили педагогического общения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ У/БргауосЬтск. ru/pedagogika/vvedenie_v_pedag ogicheskuyu_professiyu/stili_pedagogicheskogo_obsc heniya/ (Дата обращения: 19.07.2019)

4. Подлиняев О. Л., Иванов С. Е. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 359-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.