МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 75.047 DOI 10.53115/19975996_2024_01_077_086
ББК 85.147
Ли Юе, Г.В. Алексеева
СТИЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ В МОРСКОМ ПЕЙЗАЖЕ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье рассматривается художественно-стилевая специфика воплощения образа моря в творчестве российских и китайских живописцев в контексте тенденций мирового искусства. Морской пейзаж занимает важное место в творчестве российских и китайских художников и продолжает свою современную эволюцию под влиянием актуальных арт-те-чений. Сравнительный анализ современных особенностей позволяет выявить сходство в отношении поэтики морского пейзажа, а также обнаружить и охарактеризовать различия в плане отражения образа моря, применения выразительных средств и стилевых приемов. В ходе исследования установлено, что для маринистов из Китая характерен синтез приемов и образности традиционной и западной живописи, а также смешанная техника исполнения. Пейзажисты из России или западных стран, в отличие от китайских художников, предпочитают воплощать пейзажи в романтическом духе, но при этом экспериментируют в плане стилистики, материалов и инструментов создания.
Ключевые слова:
западная марина, китайская, русская, современное искусство, сочетание традиционных и современных стилевых приемов.
Ли Юе, Алексеева Г.В. Стилевые приемы в морском пейзаже китайских и российских художников в контексте развития современного искусства: сравнительный анализ // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 1. - С. 77-86. - DOI 10.53115/19975996_2024_01_077_086 ©Ли Юе - аспирант, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет; e-mail: [email protected] © Алексеева Галина Васильевна - доктор искусствоведческих наук, профессор, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет; e-mail: [email protected]
В современных условиях тесного взаимодействия культуры России и Китая актуализируются исследования, связанные со сравнительным анализом явлений в художественных мирах двух стран, в особенности тех, что происходят на современном этапе. В мире российской науки все чаще появляются труды, связанные с изучением творчества художников конца XX и начала XXI в. Они сопоставляют те тенденции, которые наблюдаются в различных видах, течениях и жанрах изобразительного искусства. Например, к числу таких работ необходимо отнести книгу про современное китайское искусство М.А. Неглинской [10, 11, 12] или статьи Ли Чжисюань [7, 8], В.А. Литвинова [8], А.И. Капинуса [1-4], исследовавших марину в творчестве современных русских и (или) китайских художников. В российский научный оборот введены публикации, посвященные мари-
не в современном китайском искусстве, в частности М. Ли [6], И. Яна [17, 18], Ц. Лу [9], С. Чжао [15], Ч. Чжэн [16]. В России исследователи сосредотачивают свое внимание, прежде всего, на анализе творчества отдельных пейзажистов или же особенностях региональных школ пейзажа, в том числе морского, например, в Дагестане, Перми, на Дальнем Востоке и т. д. Ученые также склонны рассматривать деятельность современных маринистов России в призме развития пейзажной школы страны в целом, ее эволюции.
В свете разрозненности и фрагментарности картины существования рассматриваемой разновидности пейзажа в арт-про-цессе начала XXI в., где взаимодействуют национальные школы морского пейзажа, актуализируется тема настоящего иссле- § дования. Его задача заключается в том, со чтобы сопоставить на уровне выбора и ^
о
специфики воплощения образов, средств художественной выразительности и стилевых приемов специфику бытования жанра морской картины в творчестве современных российских и китайских художников на фоне тенденций мирового искусства.
Марина в художественном мире России - это разновидность пейзажного жанра, которая начала развиваться на рубеже XVIII-XIX вв. и продолжает свою эволюцию уже в контексте актуальных арт-те-чений. Это гораздо позже, чем в Западной Европе. Для Китая морской пейзаж - сравнительно новое явление, так как море как объект творческого внимания китайских художников проявилось поздно, только во второй половине XX в. Между тем, в стране существовала давняя образная система, связанная с изображением озер и рек, текущих среди туманных гор и холмов. Воду как таковую китайцы практически не изображали, оставляя на ее месте «пустоту», которая время от времени могла покрываться легкой рябью.
Изменчивое, непостоянное море не перекликалось с философско-мировоз-зренческими основаниями китайской живописи, стремящейся к гармонии. Если и были некоторые картины с изображением моря, такие как «Мираж» Юань Яо из династии Цин (1636-1911), «Картина с водой» Ма Юаня из династии Сун (960-1279), «Восемь бессмертных, пересекающих море» и другие работы, - они всё-таки далеки от настоящего образа моря. При этом сейчас марина стала востребованным и бурно развивающимся жанром в Китае, а контакты с российской и западной культурной средой обусловливают и наличие некоторых общих моментов. Их поиск, а также характеристика национального своеобразия морской картины в современной живописи России, Китая и западных стран начала XXI в. и станет объектом анализа.
В Китае начала XXI в. активно работают художники-маринисты, например, такие, как Хуан Вэйли, Лу Шаохуа, Чжоу Чжихуэй и Син Фанбинь. Их творчество востребовано среди местных и иностранных коллекционеров, а также ценителей искусства. Они используют различные техники и стили, чтобы выразить величественный импульс и очарование движущегося моря. Их предшественники - У Гуаньчжун и Линь Фэнмянь когда-то тоже создавали картины, написанные тушью и (или) маслом, с изображением морских пейзажей. В то же время восточный вариант марины, сходный с западным пониманием такого пейзажа, или, как его называ-
ют китайцы, «сюаньхуа», возник только в 1986 г. Самая ранняя работа в этом жанре в технике масляной живописи, созданная китайцем, - это морской пейзаж Сюэ Сю-аньлинь 1987 г. под названием «Звук волн» (ил. 1). Подобные произведения стали образцами для последующих поколений авторов, демонстрируя возможности западной реалистической живописи маслом в совершенно новом для Китая жанре. Современные художники-маринисты, ориентируясь на них, к началу нового столетия добились немалых успехов в изучении обширной художественной концепции в отношении образа моря.
Ключевой фигурой в процессе становления китайской марины как самостоятельной разновидности пейзажного жанра стал Гао Цюань (1936-2014) - маринист, писавший маслом, а также автор таких популярных картин, как «Сянхай», «Морской бой 86», «Душевная волна», «Оплот», «Переправа через Хуанхэ» и др. Он также написал огромную океанскую панораму «Песнь Великого прилива» для Зала Госсовета. Художник писал следующее: «Море в моем сознании - это мать, герой, идол и духовная опора, которой я поклоняюсь, и иногда я бессознательно изливаю свои эмоции на волны и прибой, чтобы достичь неудержимой силы их движения. Море мое бурное, ликующее, взволнованное, наступательное, иногда бунтующее, гневное, ревущее, полное дикой первобытности, всецело выражающее величавую и величественную атмосферу силы духа, а также возможность единения с человеком» [14, с. 67]. Море в исполнении Гао Цюань полно борьбы и жизненных сил. Главным выразителем мощи стихии для автора является волна. В рамках более 200 марин мастер показывает то, какой разной может быть она, и как по-разному она влияет на живописный строй произведения. Если в 70-80-е гг. Гао Цюань предпочитал масляную живопись с использованием выразительных возможностей лессировок, то к началу нового столетия - смешанную технику в синтезе масла и туши.
Одни из самых красивых морских пейзажей современного Китая в смешанной технике создаются художниками провинции Гуандун, имеющей выход к морю. Эта местность характеризуется высокими волнами, которые бьются о прибрежные скалы, облаками, сливающимися с туманом и водной поверхностью. По сути, силами Ассоциации художников Гуандуна, местной Академии живописи и Ассоциации китайской живописи Гуандуна в настоящее
время формируется и развивается художественная школа морской живописи Китая [5, с. 34].
Представителем гуандунской школы морского пейзажа является Хуан Вэйли, который в своей творческой деятельности руководствуется принципом «использовать прошлое для открытия настоящего». Он следует традиции, которой до него следовали другие гуандунские пейзажисты. Время от времени они обращались вместо классических гор и рек, в частности Жемчужной реки, к прибрежным видам, которые располагаются к югу от горных пиков. Такие работы есть и у его наставника - пейзажиста Ван Мэнци. Тот застал время, когда марина как жанр западного искусства только внедрялся в китайскую культуру, а художники весьма осторожно к нему относились. Обращение к находкам данных мастеров стало основой для серии картин, написанной в духе китайской живописи. Она называется «Морская линия» и связана с изображением прибрежных пейзажей провинции Гуандун.
М.А. Неглинская писала: «Внимание Хуан Вэйли к морскому пейзажу обусловлено его убеждением в том, что образы Хуаншань, Лушань и других древних и востребованных живописцами гор и рек так часто воплощались на бумаге, шелке, холстах, что как темы уже исчерпали себя, да и наследие старых мастеров превзойти сложно. Современное искусство требует новых объектов. Для него - это море. Десятилетиями путешествуя вдоль побережья провинции Гуандун, а именно по окрестностям Наньшу, Чжухай, Тайшань, Шаньтоу и т.д., художник делал наброски и этюды в технике тушевой и масляной живописи. В то же время он старался воплощать новые мотивы и делал это иначе, чем в древности. Если в отношении материалов и инструментов он использовал достижения традиционной живописи, то изображения выполнял в духе западной масляной живописи» [11, с. 831]. Он, с одной стороны, учитывает приемы, которые показал Ма Юань в знаменитой «Водной карте», для изображения разных состояний морской стихии, но, с другой, - находит новый прием, изображая стык бурной водной поверхности и суши, наполненной разнообразными объектами. Так, в работе «Прилив» Хуан Вейли уловил черты побережья провинции Гуандун, подчеркнув художественную образность этой местности облаками и туманом, окутывающим воду и здания (ил. 2). Кроме того, он весьма смело меняет ракурс. Он не стои т, как
художник в прошлом, на берегу реки или озера, а осматривает воду как бы сверху, с моста или высотной постройки. В этом чувствуется неумолимое дыхание современной жизни.
Серия «Морская линия» - это не изображение с натуры, как принято в русской и западной живописи. Эти образы одухотворены впечатлениями и чувствами автора, что в традиции китайского искусства. Сам автор говорит об этом следующее: «Гуандун близок к морю и ветру, здесь есть горы и моря, а на береговой линии много потрясающих изменений и историй. Тема и творческая концепция, которую я хочу выразить, подобны древности, но классика гор и морей уже не подходит» [13, с. 89]. Его образы моря -это явь и сон, в которых чувствуется дыхание прошлого и текущий момент. Хуан Вэйли в серии «Шань хай цзин» исследует интеграцию современной жизни и природы и ищет новый путь воплощения новых для Китая ландшафтов. Гао Цзяньфу, родоначальник школы живописи Линнань, чтобы показать дыхание современности, внедрял в картины самолеты и пушки. Интегрировать современные городские пейзажи, такие как самолеты, корабли и высотные здания, в традиционные ландшафты - сложная задача. Хуан Вэйли также ищет, как синтезировать новые элементы в пейзаже и пытается ответить на вопрос, как человеческая жизнь может протекать в гармонии с природой. Он не рисует слишком реалистично, оставляя немного места, чтобы образ слился с естественной атмосферой, и добавляет облака, чтобы современные объекты казались полуреальными.
Син Фанбинь (1970-) - еще один известный художник-маринист, который предпочитает работать с тушью и акварелью. На примере «Морского пейзажа» видно, что автор вписывает изображение моря в композицию, характерную для традиционной китайской живописи (ил. 3). Это вертикально ориентированный формат, в котором сосуществуют три стихии. На переднем плане - сложная фактура прибрежных скал, затем - пучина, а далее ровная полоса неба. Автор использует выразительные средства, характерные для марин, написанных маслом, но выполняет их тушью с включением акварели. Белые участки - это не белила, а цвет грунта на незакрашенном холсте. Художник работает с линиями и пятнами черного цвета, то сгущая, то делая красочный слой практически прозрачным. Он опирается на кон-
о
траст динамизма и статики, отводя первое на откуп морской стихии.
Автор увлекся морской темой благодаря своим познаниям в области китайской и западной живописи. Он считает, что морской пейзаж должен обладать силой и способен заставить зрителя почувствовать «мускулы, кости и плоть» моря [5, с. 51]. В частности, лепя волны, он достигает сочетания десятков техник рисования, таких как разбрызгивание чернил и красок, сосредоточия красочной массы и текстур, света и тени. Береговая линия, скалы изображаются мастером монохромно и плоско в лучших традициях традиционной китайской живописи. Они словно служат обрамлением для разбушевавшейся стихии, воплощая в себе постоянство и основательность, что подчеркивает изменчивость и энергичность масс воды.
Син Фанбинь изучал пейзажную живопись у своего отца Син Цзяньцзюня, а позже учился у Конга Вейке, Дин Нинюа-ня, Цао Хэпина и других известных мастеров. В течение 30 лет он использует море в качестве основного мотива для своих картин. Например, в работе «Море вмещает сто рек» (ил. 4) он постоянно изменял характеристики мазков в зависимости от состояния морских элементов: от гладких и плавных до быстрых и прерывистых. Он создал величественные работы, наполненные морским духом.
Главным объектом картины является бурное море, на поверхности которого волны вздымаются, словно непрерывно дышат. Волны нарисованы техникой традиционной китайской чернильной живописи, цвет чернил переходит от густого к светлому, демонстрируя текучесть воды и динамическую красоту волн. Каждая волна изображена с мельчайшими деталями, сочетание глубины чернил и скорости потока воды идеально сливаются вместе. Вдалеке, там, где море сливается с небом, контуры намечены нечетко, слабый туман кажется сливающимся с морской водой, затрудняя различение границы между небом и морем. Такой подход усиливает ощущение глубины картины и отражает эстетику китайской живописи «оставления пустого пространства»1, позволяя
1 Оставление пустого пространства является обычным приемом в создании китайских художественных произведений, что означает намеренное оставление соответствующего пустого пространства в искусстве живописи и каллиграфии, чтобы сделать композицию и устройство всего произведения более гармоничными и изящными, оставляя пространство для воображения.
воображению зрителя свободно парить в этом пустом пространстве. Для художника море и облака словно представляют собой стихии, которые выражаются схожими средствами живописи. В этом чувствуется влияние традиционных эстетико-фило-софских представлений о слитности неба и воды.
В нижней части картины находятся несколько выступающих скал, очерченных сухой кистью, которые своими необычными формами придают бурному морю ощущение стабильности и спокойствия. Летающие над морем птицы как бы разбросаны по картине, придавая ей жизненную энергию. В центре картины, созданной в свободном стиле, также находится маленький домик, нарисованный в западной реалистичной манере с использованием перспективы и светотени. Автор успешно соединил элегантность и динамичность восточного искусства с реалистичностью западного. Он создал уникальный стиль живописи, вдохновляясь техниками и элементами акварельной живописи, фрески и гравюры, чтобы более глубоко передать уровни и детали моря и волн. С помощью этого разнообразного художественного подхода он создал живописные изображения волн, которые выглядят легкими и прозрачными, выполненными в тонком стиле, и успешно демонстрируют величие и глубину моря. Его произведения не только захватывают динамическую красоту моря, но и точно передают его мощную силу и бесконечное очарование, позволяя зрителю почувствовать мощь бурных волн и тонкие изменения волнения, представляя величественный вид моря и его глубокий смысл в полной мере.
В России, в отличие от Китая, морской пейзаж является востребованным жанром среди художников с конца XVIII в. Достаточно вспомнить полотна С.Ф. Щедрина (1791-1830), И.К. Айвазовского (1817-1900), А.П. Боголюбова (1824-1896), А.И. Феслера (1826-1885), Р.Г. Судковского (1850-1885), К.Ф. Богаевского (1872-1943), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.И. Куинджи (1842-1910), Н.М. Штукенберга (18801937), П.П. Куянцева (1912-1997), В.И. Ши-ляева (1948-2017) и др. Их трудами формировалась русская школа живописной маринистики, а также ее региональные ответвления. Мастера в течение столетий создавали полотна с величественными морскими баталиями, образы, прославляющие победы России, ее флот, отдельные суда, но в большей степени их интересовало глубокое смысловое прочтение мор-
ского пейзажа [2, с. 353]. Эта же тенденция сохранилась и в наши дни.
А.В. Панюков (1963-) - известный и востребованный художник из России. Его полотна отличаются колористическим богатством, тончайшими валерами (ил. 5). Он умело создает ощущение бесконечной свежести морских просторов, предпочитая холодные тона с включениями мазков теплой краски. Подобно многим своим предшественникам - русским маринистам, он сосредотачивается на изображении тонкой связи между морем и небесами, покрытыми движущимися облаками. Вместе они образуют полный жизни и эмоций целостный образ. Автор изображает морские дали в состоянии перед закатом или в момент рассвета, т. е. в пограничном состоянии.
Совершенно по-другому видит море московский художник А.А. Аронов, который отдает предпочтение гиперреализму с элементами экспрессионизма. Ему нравятся контрастные сочетания, когда ярким лучом света выхватывается определенный мотив, например, корабль или скала, а окружение затемнено. Д. Пирожников также тяготеет к изображениям бурных морских волн или штиля маслом и акварелью, акрилом и другими материалами, но отвергает использование кисти. Он предпочитает другие инструменты, как, например, пластиковую карту. Это придает его работам абстрактные черты, так как они представляют собой наслоения полос краски разного цвета (ил. 6). Разводы и вкрапления создают эффект морской пены. Оба автора неизменно ориентируются на увиденное с натуры, но перерабатывают это, получая весьма интересные решения. И. Лаубе предпочитает изображать северные края на основе сочетания синего и умбры холодных тонов. М.М. Зотова фокусируется на разных по характеру волнах, используя выразительные сочетания цветов, контрасты.
В Санкт-Петербурге продолжается традиции искусства марины в творчестве членов Мастерской военных художников-маринистов Военно-Морского Флота. В своих полотнах такие авторы, как И.Н. Дементьев, А.А. Алешин, М.В. Петров-Масла-ков, А.А. Тронь, обращаются к портретам моряков, истории морского флота и образам современных кораблей и гаваней. Выпускники Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина и художественно-графического факультета Санкт-Петербургского государственного педагогического института им. А.И. Гер-
цена тяготеют к реалистическому изображению стихии в разных состояниях. Поскольку источником вдохновения для них служат преимущественно северные моря, то в колористическом строе преобладают свинцово-серые тона, а над достаточно спокойными водами нависает низкое небо, по которому бегут облака. При передаче даже исторических событий, свидетелями которых авторы не были, они неизменно обращаются к своим впечатлениям от натуры, что позволяет передавать им живые, подвижные, наполненные силой образы.
«Патриотическим содержанием самоидентификации российских дальневосточников», как отмечает А.Ю. Капинус, наполнены полотна мариниста В.И. Шиляева [2, с. 185]. Художник, чьим домом до самой кончины был Приморский край, посвятил свое творчество образам, связанным с военно-морской славой России. Автора отличала подчеркнутая реалистичность при передаче морской стихии, но в то же время необычайная выразительность. Море или океан у него находились в постоянном движении и изменении. Недаром его любимым мотивом была волна, которая становилась, если не смысловым, то композиционным центром полотен. Благодаря многообразию красок, особому характеру наложения мазка, тонким лессировкам мастеру удавалось создать эффект «живого» волнения водной поверхности при любом освещении и конфигурации волн.
Российские и китайские художники следуют традициям национального искусства, но в то же время впитывают тенденции современного арт-процесса. Внимание к морскому пейзажу сохраняется и среди западных авторов. Последние увлечены романтическими образами стихии, как, например, Чарльз Спарк Пирс (1851-1914, США), Тони Рубино (1980-е гг.-, США), Александра Джокич (1970-, Сербия), Ан-дреас Клауссен (1988-, Германия) и др. Западные авторы предпочитают романтизированные морские пейзажи нередко с кораблями и обязательной морской атрибутикой. Так, Хосе Игера (1940-2014, Испания) фокусируется на изображении беспокойных волн и неба. Ему нравится создавать напряженную водную поверхность, используя достаточно гладкое письмо, сочетания затемненных и светлых участков. Вода у него кажется плотной и тягучей, готовой вот-вот вырваться, полной энергии. Вторят этому и небеса, в которые передается тот же эмоциональный заряд. Мантас Наулицкас (1974-, Литва) (ил. 7) и Питер Ноттротт (1962-, Германия) предпочитают
о
импрессионистическую манеру с нотками эффектной цветовой экспрессии. Авторы гармонизируют морскую и небесную стихии тем, что разноцветные облака, подсвеченные солнцем или луной, отражаются в морской глади. Именно это отражение задает динамизм и водной поверхности, придавая всему целостность.
Интересен опыт Тони Рубино (1980-е гг. -, США), который по-своему осмысляет восточные подходы к изображению морской стихии. Например, в его интерпретации знаменитой литографии «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусая (1760-1849, Япония) вид передан в металлических оттенках белого и черного. Художник в отличие от японского мастера главным мотивом делает не гору или лодки, а именно море, которое приобретает сюрреалистическое звучание. Александра Джокич (1970-, Сербия) отдает предпочтение игре цветовых пятен на поверхности воды. Последняя занимает все полотно. В итоге у художницы получается достаточно абстрактные композиции с яркими, перетекающими друг в друга формами (ил. 8). Ей нравится сочетание зеленых и синих форм, которые элегантно очерчиваются белыми и коричневыми линиями.
Проведенный комплексный анализ современной ситуации в области морского пейзажа показывает, что море не потеряло актуальности в мировом искусстве. Оно по-прежнему сосредотачивает внимание современных художников на своей романтической поэтике. Однако в настоящее время мастера на Западе стремятся изобразить стихию так, чтобы вполне реалистический образ, взятый с натуры, стал более выразительным за счет применения нестандартных подходов к его воплощению. Прежде всего, это тяготение к импрессионистическому, экспрессионистическому, а порой и абстрактному прочтению образа. Волны превращаются у них в главные мотивы, оставляя на втором плане небеса, облака, корабли, линию берега. Динамизм мазков, сочетание цветных пятен они превращают море в живой организм, полный напряжения, энергии, внутренней жизни. Российские художники, как и их западные коллеги, также экспериментируют с выразительными возможностями различных материалов и инструментов для выражения образа моря. Они склоны и к опытам со стилистикой изображения. Русские также стараются сохранить связь с натурой и создать гармоничный образ в слиянии моря, неба и земли. Китайские авторы тяготеют к композиционным приемам, близ-
ким традиционной живописи, которые ранее применялись для изображения вод рек и озер. В то же время они кардинально меняют ракурсы, характер воплощения бурных морских и океанических вод. Для них принципиально важно, как и для мастеров из России, показать воду в соединении с береговой линией. Энергия морской стихии у них находится в балансе с динамизмом жизни на берегу, где вырастают приморские города, снуют корабли. Они более склоны показывать течение современной живописи, чем их западные и российские коллеги.
Таким образом, морской жанр в изобразительном искусстве Китая, России и западных стран по-прежнему актуален. Он является пространством приложения творческих сил многих авторов, их экспериментов, прежде всего, с усилением различными средствами выразительности морской стихии. Для выражения персонального отношения автора к изображаемым объектам на морских просторах используются различные стилевые средства. Так, для российских и западных маринистов реалистического толка характерно подробное изображение места действия, внимание к деталям, мазку, расстановке элементов. Морская стихия у них вне зависимости от того, изображен ли штиль или буря, обладает мощной внутренней энергией. Они всеми возможными средствами привлекают внимание зрителя к ней. Стилевые характеристики работ современных художников-пейзажистов Китая развиваются иначе, в том числе благодаря обращению к традиционной китайской культуре. Они стараются сохранить гармонию между сушей и водой, деля между ними энергичность, характерную для двух стихий, а также предпочитают исследовать выразительные возможности акварели или смешанных техник, а не только масляной живописи. Их образы не так конкретны, как у российских или западных коллег. Благодаря приемам, заимствованным из традиционной живописи, им удается создавать загадочную, мистическую атмосферу. Так, им свойственен интерес к изображению одной волны как композиционного и смыслового центра полотна; туманной дымке, скрывающей горизонт; необычным ракурсам, например, сверху; контрастному сочетанию земли и воды, которые изображаются по-разному. Их работы напоминают произведения старых мастеров пера и туши, в определенной степени повторяя их стилистику, но дополненную моделированием света и тени в западном
Ил. 1. Сюэ Сюаньлинь. Звук волн. 1987 г. Холст, масло. Национальный музей Китая. Источник: https://www.baike. com/album/%E6%B5%B7%E6%99%AF %E7%94%BB/7572155864617136318/ img?src=%2F%2Fp3-bk.byteimg.com%2Ftos-cn-i-mlhdmxsy5m%2F17c2552d9611443 bb131f4ea5f5149b7~tplv-mlhdmxsy5m-q75%3A0%3A0.image?detail_id=
Ил. 2. Хуан Вэйли. Прилив. Серия «Шань Хай Цзин». Смешанная техника. 2010-е гг. Частное собрание. Источник: https://zhuanlan.zhihu. com/p/590712384
Ил. 3. Син Фанбинь. Морской пейзаж. Смешанная техника. 2010-е гг. Частное собрание. Источник: https://zhuanlan.zhihu. com/p/590712384
Ил. 4. Син Фанбинь. Море вмещает сто рек. Смешанная техника. 2010-е гг. Частное собрание. Источник: http://p0.itc.cn/images01/20201116/5e8b4aca4f434e8095b3ec8d5b1ff087.jpeg
о
Ил. 5. А.В. Панюков. Морской пейзаж. Холст, масло. 2010-е гг. Источник: https://art-icon.com/ stati/more-v-sovremennoj-zhivopisi/
Ил. 6. Д Пирожников. Морской пейзаж. Холст, масло. 2020-е гг. Источник: https://art-icon.com/ stati/more-v-sovremennoj-zhivopisi/
о
Ил. 7. Мантас Наулицкас Морские горы. Холст, масло. 2022 г. Источник: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/iskusstvo-kotoroe-lubit-more/331777
Ил. 8. А. Джокич. Отражение в воде. 2022 г. Акрил на льняном холсте. Источник: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/iskusstvo-kotoroe-lubit-more/331777
о
духе. Маринисты Поднебесной выбрали а в России и на Западе авторы сохранили оригинальный путь эволюции данной раз- приверженность художественной тради-новидности жанра, обусловленный стиле- ции, даже при обращении к авангардным
вой спецификой национального искусства, приемам и актуальным арт-течениям.
Список литературы:
[1] Капинус А.Ю. Жанр «марина» и его разновидности в творчестве художников Приморского края // ИКОНИ. - 2020, № 4. - С. 63-72.
[2] Капинус А.Ю. К вопросу о живописной технике мариниста В.И. Шиляева // Известия Байкальского государственного университета. Т. 30. - 2020, № 2. - С. 185-194.
[3] Капинус А.Ю. Маринистка в творчестве художников Дальнего Востока: на примере В.И. Шиляева // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: Материалы XXIII научной конференции с международным участием, Владивосток, 22-23 ноября 2017 года. Вып. 23. - Владивосток: Дальнаука, 2017. - С. 311-318.
[4] Капинус А.Ю. Семантика морского пейзажа в творчестве приморских художников // Российское дальневосточное искусство и мир: Международная научная конференция, Владивосток, 8-9 апреля 2021 года. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. - С. 336-344.
[5] Ли Дофэнь. Исследование эстетического направления современной китайской акварельной живописи: дис. ... доктора искусства. - Харбинский педагогический университет, 2015. - 165 с. Э «ФЯ/ШИйФй^ШЯ. 2015: 165).
[6] Ли М. «Марина» в живописи современных китайских художников // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Вып. 7. - Санкт-Петербург: Астерион, 2019. - С. 140-144.
[7] Ли Ч. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В. Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Вып. 7. - Санкт-Петербург: Астерион, 2019. - С. 154-158.
[8] Ли Ч., Литвинов В.А. Морской пейзаж в творчестве современных русских художников // Научный Лидер. - 2021, № 4 (6). - С. 3-6.
[9] Лу Ц. Пейзажная живопись в русском и китайском искусстве XXI столетия: традиции и новаторство // Искусство и диалог культур: Сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: Астерион, 2021. - С. 135-139.
[10] Неглинская М.А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // Общество и государство в Китае. Т. 40. - 2010, № 1. - С. 403-414.
[11] Неглинская М.А. Современное изобразительное искусство // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. IX. - М.: Наука, 2016. - С. 822-835.
[12] Неглинская М.А. Современное искусство Китая: между модернизмом и традицией / Отв. редактор: Ю.В. Любимов. - М.: Спутник+, 2022. - 340 с.
[13] Оу Хунцзюнь. Исследование современного искусства масляной живописи в районе дельты Жемчужной реки провинции Гуандун: дис. ... доктора искусства. - Академия изящных искусств, 2019. - 216 с.
оша г^н^йЕешшиг^дая. и^^ж, 2019: 216).
[14] Первый художник в китайской живописи моря и волн: картины знаменитого китайского художника Гао Цюаня с характерными морскими пейзажами // Массовое искусство. - 2019. - С. 65-68.
<ШША» ФЯИШ^А -ФИ2019: 65-68). - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.sohu.eom/a/318607150_120065965 (29.08.2023).
[15] Чжао С. Жанр «пейзаж» в китайской живописи маслом // Современное художественное образование: путь к успеху: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 21-22 ноября 2019 года / Сост. Н.В. Курбатова, Г.В. Черемных. - Москва: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2020. - С. 75-78.
[16] Чжэн Ч. Концепция «Один пояс и один путь» как движущая сила китайской художественной культуры // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2018, № 7. - С. 169-171.
[17] Ян И. Морской пейзаж в современном искусстве Китая: традиции и новации // Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: Материалы II Международного форума, Мурманск, 29 ноября - 1 декабря 2018 года / Отв. ред. Е.Ю. Терещенко. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. - С. 202-206.
[18] Ян И. Перспективные пути развития архивов китайской морской живописи // Архив - пространство цивилизационного диалога: Материалы архивного фестиваля с международным участием, Самара, 22-23 октября 2019 года / Сост. Г.С. Пашковская. - Самара: Научно-технический центр, 2019. -С. 156-166.