Научная статья на тему 'Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства'

Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и искусство
ВАК
Область наук
Ключевые слова
живопись / морская картина / марина / методология / морской пейзаж / китайское искусство / живопись Китая / гохуа / пейзажная живопись / духовная сущность / marine / landscape painting / Guohua / Chinese painting / Chinese art / seascape / methodology / marine painting / painting / spiritual essence

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Юе

Статья "Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства" исследует эволюцию и специфику морского пейзажа в китайской живописи, в контексте духовной и культурной жизни Китая. Жанр морского пейзажа в китайском искусстве начал формироваться относительно поздно, в конце 20 века, и стал значимым для современной пейзажной живописи. Особое внимание в статье уделяется редкости изображения моря и океана в традиционной китайской живописи, обусловленной философскими и эстетическими основаниями. Анализируются изменения в восприятии морской стихии, которые отражают коренные трансформации в мышлении китайского общества. И сследование охватывает исторический период с конца X X века до начала X X I века, выявляя вклад отдельных авторов и влияние западного искусства на развитие жанра. Представленный анализ демонстрирует, как через изучение морской живописи раскрывается уникальное сочетание традиционной китайской и западной эстетики, формируя новый художественный язык и подход к восприятию природы и морской стихии. В статье используется комплексный подход, включающий историкосравнительный анализ, стилистическую интерпретацию, чтобы исследовать эволюцию морского пейзажа в китайской живописи и его духовное и философско-эстетическое содержание. Статья исследует духовную сущность китайского морского пейзажного искусства, описывая его развитие как позднее явление в сравнении с западным искусством и как важный элемент в современной живописи Китая. Особое внимание уделяется переосмыслению традиционных художественных методов и подходов к изображению моря, рассматривая это как свидетельство кардинальных изменений в духовной жизни китайского общества. Статья обсуждает, как морской пейзаж отражает философско-эстетические изменения, особенно в последней трети X X и начале X X I веков. Авторы анализируют работы китайских художников, стремящихся найти уникальные художественные языки, интегрируя традиционные и западные элементы. Новизна исследования заключается в глубоком анализе влияния социокультурных изменений на становление и развитие морского пейзажа в китайской живописи, что позволяет лучше понять уникальность и динамику этого жанра в контексте глобальных художественных и культурных течений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spiritual essence of Chinese seascape art

The article "The Spiritual Essence of Chinese Seascape Art" explores the evolution and specifics of seascape in Chinese painting, in the context of the spiritual and cultural life of China. The genre of seascape in Chinese art began to form relatively late, at the end of the 20th century, and became significant for modern landscape painting. The article pays special attention to the rarity of the depiction of the sea and ocean in traditional Chinese painting, due to philosophical and aesthetic grounds. The changes in the perception of the sea element are analyzed, which reflect the fundamental transformations in the thinking of Chinese society. The research covers the historical period from the end of the XX century to the beginning of the XXI century, revealing the contribution of individual authors and the influence of W estern art on the development of the genre. The presented analysis demonstrates how, through the study of marine painting, a unique combination of traditional Chinese and W estern aesthetics is revealed, forming a new artistic language and approach to the perception of nature and the sea element. The article uses an integrated approach, including historical and comparative analysis, stylistic interpretation, to explore the evolution of the seascape in Chinese painting and its spiritual and philosophical and aesthetic content. The article explores the spiritual essence of Chinese seascape art, describing its development as a late phenomenon in comparison with W estern art and as an important element in modern Chinese painting. Special attention is paid to rethinking traditional artistic methods and approaches to depicting the sea, considering it as evidence of fundamental changes in the spiritual life of Chinese society. The article discusses how the seascape reflects philosophical and aesthetic changes, especially in the last third of the 20th and early 21st centuries. The authors analyze the works of Chinese artists seeking to find unique artistic languages by integrating traditional and W estern elements. The novelty of the research lies in a deep analysis of the impact of socio-cultural changes on the formation and development of the seascape in Chinese painting, which allows for a better understanding of the uniqueness and dynamics of this genre in the context of global artistic and cultural trends.

Текст научной работы на тему «Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства»

Культура и искусство

Правильная ссылка на статью:

Ли Ю. Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства // Культура и искусство. 2024. № 3. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.3.70121 EDN: IKUSPS URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=70121

Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства

Ли Юе

ORCID: 0009-0002-0744-2613 аспирант, Школа искусств и гумманитарных наук 690922, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Аякс, 10П

И [email protected] Статья из рубрики "Искусство и искусствознание"

DOI:

10.7256/2454-0625.2024.3.70121

EDN:

IKUSPS

Дата направления статьи в редакцию:

13-03-2024

Дата публикации:

20-03-2024

Аннотация: Статья "Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства" исследует эволюцию и специфику морского пейзажа в китайской живописи, в контексте духовной и культурной жизни Китая. Жанр морского пейзажа в китайском искусстве начал формироваться относительно поздно, в конце 20 века, и стал значимым для современной пейзажной живописи. Особое внимание в статье уделяется редкости изображения моря и океана в традиционной китайской живописи, обусловленной философскими и эстетическими основаниями. Анализируются изменения в восприятии морской стихии, которые отражают коренные трансформации в мышлении китайского общества. Исследование охватывает исторический период с конца XX века до начала XXI века, выявляя вклад отдельных авторов и влияние западного искусства на развитие жанра. Представленный анализ демонстрирует, как через изучение морской живописи раскрывается уникальное сочетание традиционной китайской и западной эстетики,

формируя новый художественный язык и подход к восприятию природы и морской стихии. В статье используется комплексный подход, включающий историко-сравнительный анализ, стилистическую интерпретацию, чтобы исследовать эволюцию морского пейзажа в китайской живописи и его духовное и философско-эстетическое содержание. Статья исследует духовную сущность китайского морского пейзажного искусства, описывая его развитие как позднее явление в сравнении с западным искусством и как важный элемент в современной живописи Китая. Особое внимание уделяется переосмыслению традиционных художественных методов и подходов к изображению моря, рассматривая это как свидетельство кардинальных изменений в духовной жизни китайского общества. Статья обсуждает, как морской пейзаж отражает философско-эстетические изменения, особенно в последней трети XX и начале XXI веков. Авторы анализируют работы китайских художников, стремящихся найти уникальные художественные языки, интегрируя традиционные и западные элементы. Новизна исследования заключается в глубоком анализе влияния социокультурных изменений на становление и развитие морского пейзажа в китайской живописи, что позволяет лучше понять уникальность и динамику этого жанра в контексте глобальных художественных и культурных течений.

Ключевые слова:

живопись, морская картина, марина, методология, морской пейзаж, китайское искусство, живопись Китая, гохуа, пейзажная живопись, духовная сущность

Жанр «морской пейзаж» получил распространение в Китае наравне с изображением других природных ландшафтов значительно позже, чем в западном арт-пространстве, только в конце ХХ века, но оказал сильное влияние на развитие современной пейзажной живописи страны. Его формирование как самостоятельного жанра требовало от китайских художников переосмысления тех художественно-изобразительных методов и приемов, которыми пользовались предшествующие им поколения авторов. Более того, в национальной художественной традиции изображение моря и океана встречалось крайне редко. Почти всегда это были примеры сознательного отступления мастеров «гор и вод» от сложившейся образной системы, где вода зачастую и вовсе не изображалась. Возникновение первых попыток передачи стихии средствами традиционной живописи, а затем марины в изобразительном искусстве XX века стало во многом свидетельством глубинных изменений в духовной жизни китайского общества, существующих философско-эстетических идей. Без обращения к ним, без поисков предпосылок и причин произошедших трансформаций в мышлении трудно понять суть описываемого сложного и непростого явления, которое только складывается и обретает свое своеобразие. Одновременно с этим происходит и выработка общей стратегии к подходам его исследования, способов их проведения, то есть наиболее оптимальной методологии. Данная статья ориентирована на выявление комплекса методов, позволяющих выявлять специфику духовно-нравственного и философско-эстетического содержания морского пейзажа в китайской живописи, в том числе посредством обращения к трудам исследователей, которые прямо или опосредованно занимаются данными вопросами.

С целью определить место морского пейзажа в пространстве китайской живописи последней трети XX и первых десятилетий XXI века необходимо выявить и отметить круг тех авторов, которые обращались к образу моря до обозначенного периода, провести анализ причин возникшего интереса и манер исполнения, причем во взаимосвязи с

социокультурными особенностями современной им эпохи. Представляется, что для этого необходим сравнительно-исторический анализ, а также составление типологии. Последняя дает возможность посредством изучения и сопоставления изобразительных приемов и техник, мотивов изображения выявить существовавшие до второй половины XX столетия разновидности жанра морской картины. Данный метод также может применяться для систематизации подобных картины в традиционной и современной китайской живописи.

Пейзаж всегда занимал ключевое место в иерархии жанров, принятой в китайском искусстве. Особого расцвета он достиг во время правления династии Тан. В тот период мировоззрение, этику и эстетику элиты формировали конфуцианство и духовные практики даосизма, а также начавший набирать популярность буддизм. Например, в соответствии с конфуцианским учением, постигая мир природы, человек познает

«небесные принципы» и высшие этические законы -Ш. Для всех данных философско-религиозных направлений природные силы становились источником и средством совершенствования и становления благородных качеств в человеке. Естественно, что такое восприятие и понимание природы послужило мощным стимулом для развития пейзажной живописи. Более того, трансформации данных концепций приводили к изменениям во внутреннем содержании образов в живописных картинах. На картинах той эпохи и многим позже с будто бы высоты птичьего полета представлены ландшафты гор, рек и озер внутреннего, а не прибрежного Китая. Данные произведения не являются точным изображением уголков природы. Это идеально организованный и опоэтизированный мир, в котором существуют темные очертания земли в гармоничном единстве с почти необозначенными небесами и водами, где царствует неизменный порядок. Хаос и непостоянство морской стихии не вписывались в такую картину мира. Кроме того, играла роль и ограниченность средств художественного выражения и цветовой палитры, которые не позволяли передавать изменчивую красоту и необъятность таких вод. Даже если изредка и встречаются картины с изображением моря, то они создавались с помощью традиционных линейных рисунков, и часто были связаны с необходимостью воспроизведения эпизодов странствия различных персонажей, в особенности мифологических, по неизведанным морям. Примером может служить эскиз Ся Гуя «Осенний прилив в Цяньтане», «Водный дом Лунгун» Чжу Юя, созданный в период правления династии Юань, «Четыре бессмертных Гуншоу Ту» Шан Си, «Карта погружения в морской дом» и «Три горы на море» Юань Цзяна династии Цин, «Страна чудес Пэнлай» и «Карта наблюдения за приливами» Юань Яо, «Водные картины» Ма Юаня, которые превратились в набор схем изображений разных состояний морской стихии в соответствии с возможностями пера и туши, и др. Тем не менее, как отмечает Ли Хайтао, «большинство культурных центров было сосредоточено в столице, а она располагалась в глубине страны. Большинство прибрежных районов представляли собой малонаселенные территории, море виделось недоступным о опасным, поэтому прибрежные районы находились на политической, экономической и культурной периферии. Все это тормозило развитие морской живописи. С точки зрения техники постоянно меняющаяся природа моря была для древней живописи сложно выполнимой

задачей, и не было готовой теории и приемов, которые могли бы дать стимул»

С.Н. Воронин Чжан Шао ^ и Ю. Линь ^ в России, а также Ван Боминь Ли Юй ^ Цзун Байхуа Юй Цзяньхуа и др. в Китае освещают развитие пейзажного искусства в КНР через призму трансформаций в культуре страны. В контексте развития пейзажного искусства Поднебесной, а точнее символической и художественной системы «гор и вод», изображения воды, пусть и опосредованно, но рассматривали такие исследователи, как

Е.В. Виноградова [101, В.Л. Сычев1111, С.Н. Соколов-Ремизов1121, Е.В. Завадская1131, Л.И. Кузьменко 1141 и М. Цяомин -1151.

В 1970-х годах в Китае появилась группа живописцев, которые использовали традиционную живопись для выражения морской темы, и их работы были хорошо приняты коллегами, учеными и широкой публикой. Сонг Лао, Ли Хайтао, Сюэ Сюаньлинь, Гао Цюань, Ли Дун, Го Вэньвэй и другие авторы предприняли первые попытки найти элементы художественного языка китайской версии марины. Естественно, что влияние на них оказывало западное искусство, которое демонстрировало блестящие примеры маринистики, в особенности в XIX столетии. Однако данные мастера стали искать выразительные средства и духовные основы не только среди иностранных образцов, но и внутри своей национальной художественной традиции. Более того, Ли Хайтао считает, что «после реформ к открытости бурный рост прибрежной экономики закономерно

привел к новому витку развития китайского живописного искусства» 121 Обращение к теме моря, для которой не существовало готовых схем и приемов в национальном искусстве, а также философско-эстетической базы, давал прекрасную возможность для выражения индивидуального художественного стиля художника и всевозможным экспериментам.

М.А. Нежинская1161,1171,1181, Ли Чжисюань 1191, В.А. Литвинов1201, А.И. Капинус 1211,1221,1231,1241, которые изучают современное искусства Китая в творчестве современных русских и (или) китайских художников, отмечают, что возникновение данного жанра связано с переосмыслением китайскими художниками духовных основ традиционной живописи, ее синтез с идеями и образами западного искусства. Ю. Ли и Г.В. Алексеева проводят анализ зарождения и становления марины в пространстве

китайской живописи от древности и до начала XXI века1251. Использованные названными исследователями стилистический и компаративистский методы помогают находить своеобразие в художественном языке российских и китайских маринистов. Отдельной проблематикой становления морского пейзажа в современной китайской живописи в пространстве российской науки занимаются М. Ли 1261, И. Ян 1271,1281, ц. Лу 1291, С. Чжао 1301, Ч. Чжэн 1311 Ли Чжисюань 1321 Ян И 1331 Ли Мэн [341, Г.С. Гультяева 1351 и другие авторы. Они сосредотачивают свое внимание на осмыслении процессов, происходящих в китайской марине конца XX - начала XXI века. Между тем, обращаясь к анализу творчества известных маринистов, названные авторы рассматривают его, прежде всего, в контексте современного искусства, не уделяя внимания связи с художественными и философскими традициями прошлого.

Отдельным вопросом является место марины в контексте развития пейзажного жанра в китайском искусстве. Так, Ч. Ли считает, что морскую картину важно изучать в контексте философско-эстетического содержания «шань-шуй» и следует понимать как его разновидность, так как «широта охвата пейзажного изображения намного превышает иные жанры изобразительного искусства Китая и чаще всего включает в себя все их

элементы» [36, с- 1541. Тем не менее, И. Ян предлагает разное философско-эстетическое осмысление двух ключевых разновидностей марины в искусстве Китая, в то же время, полагая, что и в «традиционной марине», и в «новой марине» проявляет себя одна и та же идея - «единство человека и небес», характерная для старинных пейзажей. Но в первом случае, согласно автору, сильно влияние китайской философии и религиозных

систем, а во втором - имеет место синтез с западными представлениями о природе 1371. Немного отступая от главной темы статьи, напомним, что с конца 1970-х годов, и

особенно после 3-го Пленума 11-го ЦК КПК 1978 г. китайское правительство решило реформировать национальные экономические установки. Государственная политика была направлена на разработку и реализацию политики реформ и открытости внешнему миру. В течение 1980-х годов Китай прошёл несколько этапов, включая создание особых экономических зон, открытие приморских городов и районов для зарубежных инвестиций, формирование открытых внутренних и прибрежных экономических и технологических зон развития. Более 2/3 страны занимают горные хребты, нагорья и плато, пустыни и полупустыни. Сейчас примерно 90% населения живёт всего на 10% площади страны — в прибрежных районах.

Переходя к выводам, можно подытожить, что китайская морская живопись - сложное и многоаспектное явление, тесно связанное с духовной жизнью китайцев. Как показал анализ существующих исследований и использованной методологии, этот процесс нельзя рассматривать, не учитывая влияния на восприятие и понимание природных стихий традиционной китайской философии, особенно тогда, когда речь идет о редких примерах в творчестве художников, работавших до XX века. В то же время при анализе творческой деятельности современных маринистов, актуальных тенденций в области морской живописи невозможно не учитывать увлечение китайских художников экзистенциализмом, абстракционизмом, структурализмом, реализмом, влияние постмодерна. Однако важно понимать, что в настоящее время марина в китайском искусстве - это пространство экспериментов, направленных на поиски вариантов изображения волны при разном освещении и в разном состоянии, окружении, стремлении передать звучание и вкус стихии.

Названные выше исследования демонстрируют разные подходы к изучению морского пейзажа в китайской живописи, его духовной сущности. Так, применяемый исследователями формальный анализ позволяет выделить в пейзажах прошлого и настоящего признаки, позволяющие отнести произведение к определенному жанру и виду искусства. Выявление определенных черт и даже разновидностей морских пейзажей в современной китайской живописи, позволяет предположить о существовании формирующейся устойчивой изобразительной системы, в рамках которой работают китайские авторы. В то же время ученые отмечают, что для таких изображений не характерна каноничность традиционной китайской живописи, так как стилистические и художественные границы остаются достаточно гибкими и подвижными.

Рождение такого вида пейзажа стало результатом коренной ломки восприятия и интерпретации тех природных элементов, которые ранее существовали в пространстве умозрительной «пустоты», а затем под влиянием изменений в мировосприятии стали воплощаться средствами изобразительного искусства. В ходе анализа рассматриваемых произведений, в особенности развития жанра, исследователи применяют иконографический метод, позволяющий систематизировать и интерпретировать изменяющиеся схемы изображений и стоящие за ними смыслы. Помимо живописных произведений, источником иконографического анализа становится философия и литература, в которых активно проявляет себя тема природы и образ морской стихии. Морской пейзаж в современном искусстве Китая рассматривается сейчас как активно развивающаяся коммуникативная и семиотическая структура, говорящая на особом образном и символическом языке, который строится на сложном синтезе эстетических концепций китайской философии, западном понимании природы и способов ее воплощения средствами живописи. За счет всего этого китайские маринисты в начале XXI века обладают уникальным спектром художественных приемов, которые позволяют передавать дух морской стихии в глазах представителя их древней цивилизации. Марина

ныне - это символ разнообразия современного китайского искусства и свободы художественных поисков.

Библиография

1. Кравцова М. История искусства Китая. СПб.: Лань, 2004. С. 594.

2. ФВШШ 2013 (Фэн Чжицзюнь. Живопись океана: новая тема в китайской живописи // China Culture Daily, 2013). - Режим доступа: https://www.cflac.org.cn/ys/ms/mszx/201304/t20130423_184564.html

3. Воронин, С.Н. Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира : автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения. - Барнаул, 2009. - 19 с.

4. Шао, Ч. Исторический обзор формирования традиционной китайской пейзажной живописи // В сборнике: Искусство и диалог культур. Сборник научных трудов XII Международной межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, 2018. - С. 52-57.

5. Линь, Ю. Китайцы: моя страна и мой народ / Линь Юйтан; пер. с кит. - М., 2010. -335 с.

6. ifSE. 747 (Боминь, В. История китайской живописи. - Издательство Восточно-китайского педагогического университета, 1982. - 747 c.).

7. ФИ^Ж^^Х. МЖс 1984: 6-9 (Ли, Ю. Тезисы по истории китайского изобразительного искусства. Предисловие.- Ляонин: Издательство изобразительного искусства Ляонина, 1984. - С. 6-9.).

8. ^тЙЙ^^Шо 1981: 313 (Байхуа, Ц. Прогулки в области эстетики. - Шанхайское народное издательство, 1981. - 313 с.).

9. ТШ^. 2009: 260 (Цзяньхуа, Юй. История китайского изобразительного искусства. - Нанкин: Издательство Юго-восточного университета, 2009. - 260 с.).

10. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 1972. - 160 с.

11. Сычев, В.Л. Искусство Китая. - М., 1990. - 46 с.

12. Соколов-Ремизов, С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. - 256 с.

13. Эстетические проблемы живописи старого Китая. - М.: Искусство, 1975. - 439 с.

14. Кузьменко Л.И. Искусство Китая. Путеводитель по постоянной экспозиции Государственного музея Востока в Москве. - М., 1972. - 80 с.

15. Цяомин, М. Образы природы Китая в живописи китайских и российских художников (конец XIX - начало XXI вв.): дис. ... кандидата искусствоведения 17.00.04. - СПб., 260 с.

16. Неглинская, М. А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // Общество и государство в Китае. - 2010. - Т. 40, № 1. - С. 403-414.

17. Неглинская, М. А. Современное изобразительное искусство // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том IX. - Москва : Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр "Наука"», 2016. - С. 822-835.

18. Неглинская, М. А. Современное искусство Китая: между модернизмом и традицией. Ответственный редактор: Ю.В. Любимов. - Москва : ООО «Издательство "Спутник+"», 2022. - 340 с.

19. Ли, Ч. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия : Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Том Выпуск 7. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. - С. 154-158.

20. Ли, Ч. Морской пейзаж в творчестве современных русских художников / Ч. Ли, В. А. Литвинов // Научный Лидер. - 2021. - № 4(6). - С. 3-6.

21. Капинус, А. Ю. Семантика морского пейзажа в творчестве приморских художников // Российское дальневосточное искусство и мир : Международная научная конференция, Владивосток, 08-09 апреля 2021 года. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. - С. 336-344.

22. Капинус, А. Ю. Маринистка в творчестве художников Дальнего Востока: на примере В.И. Шиляева / А. Ю. Капинус // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад : Материалы XXIII научной конференции с международным участием, Владивосток, 22-23 ноября 2017 года. Том Выпуск 23. - Владивосток: Федеральное государственное унитарное предприятие «Издательство Дальнаука», 2017. - С. 311318.

23. Капинус, А. Ю. К вопросу о живописной технике мариниста В.И. Шиляева // Известия Байкальского государственного университета. - 2020. - Т. 30, № 2. - С. 185-194.

24. Капинус, А. Ю. Жанр «марина» и его разновидности в творчестве художников Приморского края // ИКОНИ. - 2020. - № 4. - С. 63-72.

25. Ли, Ю., Алексеева, Г.В. «Формула воды» в иконографии пейзажной живописи средневекового Китая / Ю. Ли, Г.В. Алексеева // Обсерватория культуры. - 2023. -№ 20(5). - С. 550-559.

26. Ли, М. «Марина» в живописи современных китайских художников // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Том Выпуск 7. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. - С. 140-144.

27. Ян, И. Морской пейзаж в современном искусстве Китая: традиции и новации / И. Ян // Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития : Материалы II Международного форума, Мурманск, 29 ноября - 01 2018 года / Отв. ред. Е.Ю. Терещенко. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. - С. 202-206.

28. Ян, И. Перспективные пути развития архивов китайской морской живописи // Архив-пространство цивилизационного диалога : Материалы архивного фестиваля с международным участием, Самара, 22-23 октября 2019 года / Составитель Г. С. Пашковская. - Самара: ООО «Научно-технический центр», 2019. - С. 156-166.

29. Лу, Ц. Пейзажная живопись в русском и китайском искусстве XXI столетия: традиции и новаторство / Ц. Лу // Искусство и диалог культур : Сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 02 апреля 2021 года. - Санкт-Петербург: Центр научно-

производственных технологий «Астерион», 2021. - С. 135-139.

30. Чжао, С. Жанр «пейзаж» в китайской живописи маслом // Современное

художественное образование: путь к успеху : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Москва, 21-22 ноября 2019 года / Составители Н.В. Курбатова, Г.В. Черемных. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2020. - С. 75-78.

31. Чжэн, Ч. Концепция «Один пояс и один путь» как движущая сила китайской художественной культуры // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2018. - № 7. - С. 169-171.

32. Ли, М. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи с взаимодействия : сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции / под научной редакцией С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион». - 2019. -Вып. 7. - С. 154-158.

33. Ян, И. Морской пейзаж в современном искусстве Китая: традиции и новации // Креативные индустрии арктического региона: опыт и перспективы развития : материалы II Международного форума / отв. ред. Е.Ю. Терещенко. Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2019. - С. 202-206.

34. Ли М. «Марина» в живописи современных китайских художников // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи с взаимодействия : сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции / под научной редакцией С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион». - 2019. - Вып. 7. - С. 140-144.

35. Гультяева, Г.С. Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры // Обсерватория культуры. - 2021. - Т. 18, № 1. - С. 32-43.

36. Ли, Ч. Морской пейзаж в творчестве современных художников Китая // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия : Сборник научных трудов VII Международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 года / Под научной редакцией С.В Анчукова, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. Том Выпуск 7. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. - С. 154-158.

37. Ян, И. Морской пейзаж в современном искусстве Китая: традиции и новации // Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: Материалы II Международного форума, Мурманск, 29 ноября - 01 2018 года / Отв. ред. Е.Ю. Терещенко. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2019. - С. 202-206.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Культура и искусство» автор представил свою статью «Духовная сущность китайского морского пейзажного искусства», в которой проведено исследование особенностей формирования данного направления под влиянием изменений традиционных философско-эстетических идей в конце ХХ века.

Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что жанр «морской пейзаж» получил

распространение в Китае наравне с изображением других природных ландшафтов значительно позже, чем в западном арт-пространстве, только в конце ХХ века, но оказал сильное влияние на развитие современной пейзажной живописи страны. Его формирование как самостоятельного жанра требовало от китайских художников переосмысления тех художественно-изобразительных методов и приемов, которыми пользовались предшествующие им поколения авторов.

Актуальность исследования определяет тот факт, что своеобразие искусства Китая в настоящее время привлекают к себе большое внимание многих исследователей и любителей из различных стран мира. Научную новизну исследования составляет выявление комплекса методов, позволяющих определять специфику духовно-нравственного и философско-эстетического содержания морского пейзажа в китайской живописи, в том числе посредством обращения к трудам исследователей, которые прямо или опосредованно занимаются данными вопросами. Теоретической основой исследования выступают труды таких российских и китайских искусствоведов как С.Н. Воронин, М. Цяомин, М.А. Неглинская, Ч. Ли, И. Ян и др. Эмпирической базой исследования явились образцы жанра марина современных китайских художников. Соответственно, цель данного исследования заключается в определении места морского пейзажа в пространстве китайской живописи последней трети XX и первых десятилетий XXI века. Для достижения цели автором поставлены следующие задачи: выявить и отметить круг тех авторов, которые обращались к образу моря до обозначенного периода; провести анализ причин возникшего интереса и манер исполнения во взаимосвязи с социокультурными особенностями современной им эпохи. Методологическим обоснованием исследования послужили сравнительно-исторический анализ и метод составления типологии.

Изучив степень научной проработанности проблематики, автор делает заключение, что в научном дискурсе тема пейзажного искусства Китая, в частности морского пейзажа, представлена широко как со стороны российских, так и со стороны китайских искусствоведов. В настоящее время происходит и выработка общей стратегии к подходам его исследования, способов их проведения, то есть наиболее оптимальной методологии.

На основе анализа существующих исследований и методологии (формальный, иконографический анализ), автор предлагает рассматривать процесс формирования жанра морского пейзажа в китайском современном искусстве с учетом влияния на восприятие и понимание природных стихий традиционной китайской философии, особенно тогда, когда речь идет о редких примерах в творчестве художников, работавших до XX века. С другой стороны, при анализе творческой деятельности современных маринистов, актуальных тенденций в области морской живописи необходимо также учитывать увлечение китайских художников такими западными философскими направлениями как экзистенциализм, абстракционизм, структурализм, реализм, постмодерн.

Проведя исследование, автор представляет выводы по изученным материалам. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.

Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение взаимовлияния различных культур вследствие межкультурного взаимодействия и фактов проявления такого взаимовлияния о предметах художественной культуры представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником

дальнейших исследований.

Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 37 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.