УДК 75.03 DOI 10.53115/19975996_2024_01_106_112
ББК 85.143(2)6
А.Ю. Капинус
СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЖИВОПИСИ ВОСТОКА И ЗАПАДА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНИСТА В.И. ШИЛЯЕВА
Миру хорошо известно наследие великого И.К. Айвазовского, несколько в меньшей степени произведения других маринистов России: А.П. Боголюбова, Л.Ф. Лагорио, Р.Г. Судковского, С.Ф. Щедрина, Н.Н. Гриценко, Э.Я. Магдесяна, А.К. Беггрова. Однако каждый из них, начиная с Ф.Я. Алексеева (1753-1824), внёс свою лепту в развитие жанра морского пейзажа, демонстрируя особенности техники собственной манеры живописи. В наше время, на рубеже XX и XXI вв., тщательно изучив труды русских и зарубежных маринистов, их достижения, собрав это в своём творчестве, дальневосточный маринист В.И. Шиляев (1948-2017), не только воспел живописью подвиги российских первопроходцев в морях Тихого океана, но и продолжил совершенствование художественной визуализации морской волны. Его новаторство в развитии современной маринистики стало заметным, а произведения известны не только в нашей стране, но и за её рубежами. В ряде статей искусствоведы показали особенности творчества художника, описали его виртуозную технику, тонкую интуицию, индивидуальную манеру, основанную на преемственности традиций русской и европейской живописи. В данной статье раскрывается ещё одна отличительная черта смешанной импровизационной техники визуализации морской волны мариниста В.И. Шиляева. Удивительно животрепещущее восприятие его произведений и специалистами, и неподготовленными зрителями объясняется синергией художественных средств живописи Востока и Запада, вызывающей всплеск ощущений при осознании гармонии формы и содержания безупречно представленного движущегося объёма прозрачной морской волны на плоскости холста. Автор предлагает вниманию читателей разгадку феноменально виртуозного живописного мазка мариниста, создающего реальную иллюзию присутствия наблюдателя среди морских волн.
Ключевые слова:
жанр марина, морской пейзаж, синергия художественных средств, техника живописи, художественный образ, художник-маринист.
Капинус А.Ю. Синтез художественных средств живописи Востока и Запада в творчестве мариниста В. И. Шиляева // Общество. Среда. Развитие. -2 0 24, № 1. - С. 106-112. - DOI 10.53115/19975996_ 2 0 24 _01 _106J12
© Капинус Александр Юрьевич - соискатель, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; e-mail: [email protected]
О
В наши дни всё более и более ощущается настоятельная необходимость очищения, освобождения от всего наносного во всех сферах жизнедеятельности Человека, в том числе и в искусстве. Некоторые эксперты уже утверждают, что «приходит эпоха острого чувства настоящего» [9]. Неспроста центральные художественные музеи России в последние годы всё чаще обращаются к экспонированию произведений великих: И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, А.И. Куинджи. Для жителей Дальнего Востока России, да и не только для них, таким значимым, возвращающим к ценностным истокам реализма и на его основе создавшим полотна, наполненные современным психологизмом, стал художник-маринист В.И. Шиляев.
Ещё в молодости, посещая Феодосию, работая в запасниках её художественного музея, он, уже освоив манеру великого мариниста, задавал себе вопрос «Что нового я могу привнести в маринистику?» [18]. Поиск этого «нового» был не в том, чтобы
выделиться особой манерой среди коллег, это, кстати, в те годы и не было особо трудным. В стране поощрялось творчество, правда многие это понимали по-своему, оригинально. Задача для него состояла в том, чтобы найти свою художественную гармонию в соотношении формы и содержания морского пейзажа, найти ещё более убедительные способы передачи искушённым зрителям наиболее впечатляющие художественные образы моря в своей естественной, как он говорил: «божественной красоте», направить к возможно всё более широкому приобщению их к её исцеляющей эстетике, к её поэзии.
Многолетние, в течение тринадцати лет, наблюдения непосредственно с борта кораблей, рыбацких и транспортных судов, широкий кругозор, пытливый ум художника позволили найти «спокойное в явлении», уяснить совокупное взаимодействие факторов, формирующих волну в природе, с тем чтобы выработать своеобразную конструкцию её визуализации
на плоскости холста. Особенности творческой манеры художника, её генезис раскрыты в статьях искусствоведов Л.И. Варламовой [1; 2], О. И. Зотовой [3-5]. С их оценками и выводами о творчестве мариниста автор полностью согласен и в свою очередь продолжил их исследования [6; 8].
Вместе с тем необходимо отметить ещё одну характерную черту в творчестве В.И. Шиляева. Он, создавая образ волны, добивался её объёмности и подвижности в восприятии зрителем. Это «волшебство», на взгляд автора, детерминировано особенностью живописной техники мариниста, которую он постиг и выработал, учась у предшественников и у природы.
Глядя на неспокойное море, глаз художника, переходя от общего восприятия к более конкретному, ищет и выхватывает из трепещущего многообразия в первую очередь контур волны. Но не только. При создании её образа участвует разнохарактерный процесс восприятия. На основе увиденной зрением стихии в сознании мариниста формируются, и контур, и, обо-гащённая переливающимся цветом с тончайшей игрой оттенков богатейшей палитры, вся просвечивающаяся светоцветовая гамма. Вот именно эту одномоментность явления, импровизационно неповторимо и психологически достоверно, по мнению автора, и удалось визуализировать маринисту В.И. Шиляеву в своих произведениях. В первую очередь в основу живописной техники мариниста был положен опыт И.К. Айвазовского, когда по акварельному растягиваются не корпусные краски с использованием прозрачного лака. Кроме того, сюда была добавлена разработанная В.И. Шиляевым уникальная техника, которая «заключается в микромазке» [18]. Он то и «строит микроволну импровизационно, динамично и прозрачно», и в свою очередь такие «микроволны-микрообразы формируют большую макроволну-макрообраз», что автором уже подробно описано [6; 8].
Но не только в этом разгадка индивидуальной техники художника. Следует отметить совмещение им в его оригинальной живописной манере двух совершенно противоположных традиционных техник живописи маринистики, при использовании, и европейского красочного пятна, формирующего объём волны, со всем разнообразием его оттенков, и чёткий по-восточному её линейный контур. Воспитанник европейской школы живописи В.И. Шиляев не только смог понять, что «традиционная китайская живопись представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве,
резко отличаясь от западноевропейской живописи по фундаментальным принципам, тематике, изобразительным методам и средствам» [13], но и вник в суть «поиска китайскими художниками "внутренней реальности" в их живописи» [14, с. 214].
К выше упомянутому добавим, что на пленэре глаз наблюдателя, пытающегося разглядеть детали естественного волнения водной поверхности, выхватывает из представившейся ему картины моря контур волны, но и замечает её многоцветье в переливающихся оттенках, которые все вместе, и контур, и цветовая гамма создают соответствующее настроение: при штиле - спокойствие, умиротворённость, и наоборот, в ураган - страх и даже ужас. Тем самым форма волны, её объём-контур, и её цвет, формирует адекватное ей содержание, воспринимаемое реципиентом. Любым неравнодушным человеком эта природная картина безошибочно считывается. Но для художника создание такого образа волны, чтобы он также легко и точно был воспринят, - неимоверно трудная задача, которая немногим удавалась. Совместить на одном полотне в живописной технике маринистики традиционные, и европейское красочное пятно, и восточный линейный контур волны были предприняты, на взгляд автора, ещё в XIX веке русскими маринистами. Среди них: И.К. Айвазовский в ранней работе «Кронштадтский рейд», А.В. Ганзен в картинах «Монитор «Стрелец», «Эскадренные миноносцы «Финн» и «Новик». Более чёткие контуры волн изобразил в своих работах А.П. Боголюбов в полотне «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года», представленном на рис. 1. Эти контуры-мазки хорошо видны на фрагменте этой картины (рис. 2). Однако в этих попытках все-таки чувствуется некая нарочитость. Живописная техника Шиляева в этом отношении более изысканна, утончённа. Ему удалось найти более изящный и проникнутый большей силой убеждения приём. Попробуем разобраться в чём тут существо проблемы, в чём загадка.
Известное заявление Редьярда Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и им не сойтись никогда» практическими действиями лидеров политики и искусства уже почти два века не только подвергается сомнению, но и конкретикой утверждается противоположное. Действительно, «две цивилизации, развивавшиеся почти параллельно друг другу, фундаментально различаются во многом - в том
о
числе, и в отношении к живописи» [11; 13]. Это точно сформулировал Чэн Хэнло: «Западная живопись - это живопись взгляда; китайская живопись - живопись идеи» [11]. Тем не менее ещё «Кацусика Хокусай соединил несовместимое - искусство Востока и Запада» [10]. Дело в том, что основой восточного изобразительного искусства является линия, базирующаяся на древней идее «линеарных контуров» [14, с. 246]. «Китайской живописи свойственна линейность, чем не отличается европейская живопись маслом, где основными средствами выражения являются объемные формы, подчеркнутые тенью и светом... В китайской живописи преобладает лаконичность. Контуры - четкие и выразительные» [19]. Веками вырабатывался основополагающий метод китайской живописи «гун-би» («тщательная кисть») - это «метод, основанный на тончайшей графической проработке деталей ясно читаемой линии» [12].
Вернёмся к Хокусаю, рисунки которого «строились на ритме разнообразно сплетающихся острых, колючих или плавно перетекающих друг в друга линий. Линия -главное средство художественной выразительности произведений Хокусая. Даже в его цветных гравюрах линейная основа всегда оставалась ведущей» [17]. «От школы Кано Хокусай унаследовал мастерство владения линией как главное средство, способное передать внутреннюю динамику процесса и становления явления, а также влечение к большим просторам и широким обобщениям» [10]. Его цветная гравюра «Большая волна в Канагава» из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» убедительно это подтверждает.
Можно предположить, что общение В.И. Шиляева, пусть и дискретное, но на протяжении почти двух десятилетий с японскими, а затем и китайскими художниками, «насмотренность» их картин, а также его многолетние личные наблюдения за морскими волнами с палуб гражданских судов и военных кораблей, рассуждения о взаимовлиянии формы и содержания художественного произведения, помогли выработать основы для сопряжения двух противоположных живописных техник в мари-нистике, тем самым создать резонанс психологического восприятия «живой» волны на полотне. Здесь следует подчеркнуть, что это не просто слияние или «арифметическое» сложение двух живописных традиций, двух разных типов творческих фантазий. Поздние произведения дальневосточного мариниста - это даже не алгебра, а высшая математика взаимовлияния фор-
мы и содержания, воспроизведённого на двухмерном холсте многомерного, по сути, психологического восприятия, образа морской волны. Сегодня уже нет возможности установить случайно, интуитивно или осознанно художник пришёл к такому решению, однако явные признаки этого, вышеописанного, художественного приёма легко читаются в его лучших маринах. Особенно это наглядно в его работах последних лет, когда он виртуозным полу-прижатием мастихина, одним его движением умудрялся обозначить, и контур «микроволны-микрообраза», и отобразить различие цветовых оттенков в её глубину, при этом не упуская воздействия гравитации и проникновения света, а в целом и интегрирования этими микроволнами своей большой уникальной «шиляевской» морской «волны-макрообраза», которая действительно для многих «пахнет солью». Всё это в полной мере демонстрируют большинство произведений мариниста, в том числе, к примеру, полотно «ПЗ1 "Капитан Ефремов" в Охотском море», представленное на рис. 3, и ещё лучше это видно при рассмотрении фрагмента данной работы (рис. 4). Этим приёмом он фактически продолжил опыт древних китайских художников, которые «изобрели новый метод варьирования толщины проводимых кистью контуров, стремясь не воспроизводить наглядно, а лишь обозначать пластичность формы» [14, с. 246].
С учётом изложенного можно констатировать, что поиск маринистом художественных методов гармонизации формы и содержания в визуализации морской волны дал возможность осознать, что его и микроволны «микрообразы», и морская или огромная океанская волна (зыбь) «макрообраз» сформированы на холсте своеобразными «контурированными пятнами» в которых очень бережно связаны и сохранены особенности традиций «Востока» и «Запада». В то же время это пятно с изменяющейся глубиной тональности цвета очерчено не просто чёткой линией, как на афише А. Тулуз-Лотрека «Труппа мадемуазель Эглантин» [16], а носит характер иногда едва различимой границы, а порой обозначено только контрастным цветовым переходом, почти неуловимым градиентом. Хорошо это заметно на картине «Морские волны в ясные дни» (рис. 5) и на фотографии её фрагмента (рис. 6).
Можно сравнить данный способ визуализации волны с приёмом «воспроизведение с подсказкой», используемым в
1 Плавзавод.
Рис. 1. Боголюбов А.П. Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. 1878. Холст, масло. 155x245. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Источник: https://artchive.ru/artists/66~Aleksej_Petrovich_Bogoljubov/ works/23194~Boj_parokhoda_Vesta_s_turetskim_bronenostsem_FetkhiButlend_v_Chernom_more_11_
1877_goda#sho w
Рис. 2. Боголюбов А.П. Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. Фрагмент. Источник: https://artchive.ru/artists/66~Aleksej_Petrovich Bogoljubov/works/23194~Boj_parokhoda_Vesta_s_turetskim_bronenostsem_FetkhiButlend_v_Chernom_
more_11_ijulja_1877_goda#show
психолингвистике при анализе психологической реальности глубинной структуры восприятия грамматической информации человеком [15, с. 69]. В нашем случае в визуальной информации линия как логико-эмоциональный субъект - используется в качестве «подсказки при воспроиз-
ведении» образа волны зрителем в своём сознании [15, с. 70].
Выработанная таким образом живописная манера позволяет маринисту наряду с другим богатым арсеналом технических приёмов добиваться убедительности в создании разнообразных образов
\о О
к-.
Рис. 3. Шиляев В.И. ПЗ «Капитан Ефремов» в Охотском море. 2010. Холст, масло. 70x100. Источник: Шр://шшш. shilaev. com/photo/galereja/grazhdanskij_flot/11 =576
Рис. 5. Шиляев В.И. Морские волны в ясные дни. 2012. Холст, масло. 50 x 70. Источник: http://www.shilaev.com/photo/kartiny_po_teme/volna/21?photo=352
Рис. 6. Шиляев В.И. Морские волны в ясные дни. Фрагмент.
морской волны, в том числе и необычайно опасных для моряков, что в свою очередь повествует об их отваге и самоотверженности [7, с. 104]
Эти примеры, а также опыт многочисленных персональных выставок работ Шиляева показывают, что особая форма изложения образа морской волны на
плоскости, не только в высшей степени созвучна с эмоционально-логическим содержанием изображённого, но и в такой же мере совпадает с образами, сформированными самими реципиентами на основе 0 их личного опыта, а также воздействия на Е^ них ныне существующей общественной и Ц природной среды. То есть, созданные ма-
о
ринистом уникальные художественные сформированный, как тут же распадаю-
образы находят отклик в душах его почи- щийся, наложенный на многообразие цве-
тателей, так как он сумел найти именно та- товых оттенков прозрачной, светящейся
кую форму своего любимого образа, кото- глубины в своём естестве, воплощён в ту
рая мгновенно считывается его современ- самую семантическую форму, которая ох-
никами, трогает за живое, запоминается ватывает не только эмоциональное, но и
надолго. Это можно объяснить ещё и тем, логически смысловое содержание. Всё это
что менталитет любого, идущего в ногу даёт синергетический эффект сопряжения
со временем человека, представителя лю- художественных средств живописи Восто-
бой национальности, в ком живёт мироо- ка и Запада, резонанс психологического
щущение культуры Востока и Запада, на восприятия живой красоты моря в испол-
подсознательном уровне улавливает этот нении мариниста, творившего на Дальнем
синтез в творчестве художника. Востоке России.
В.И. Шиляев создал именно такую фор- Синергия особенностей живописи Вос-
му, гармонизировав её с содержанием, где тока и Запада на примере творческой ма-
художественным образом воссоединились, неры В.И. Шиляева ещё раз показывает
и сюжет, и композиция, и свет, и цвет, и взаимосвязь и взаимозависимость веко-
безусловно хлёсткий точный мазок чару- вых традиций культуры в её развитии в
ющей «живой» волны. Её профиль, едва быстроменяющемся современном мире.
Список литературы:
[1] Варламова Л.И. 70 лет со дня рождения Шиляева Валерия Ивановича (1948 - 14 ноября 2017) // Календарь дат и событий Приморского края на 2018 год / Сост. Н.А. Гаврилова, Н.С. Иванцова. -Владивосток, 2017. - С. 191-200.
[2] Варламова Л.И. Тихий океан и его корабли // Галерея искусств Колизей Арт. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.colisart.ru/pressa/item21.html (23.12.2023)
[3] Зотова О.И. Предчувствие моря, или романтик в эпоху космических скоростей [Электронный ресурс] // Галерея искусств Колизей Арт. 14.12.2011. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www. colisart.ru/pressa/item22.html (23.12.2023)
[4] Зотова О.И. Пленённый морем // Русская галерея - XXI век. - 2007, № 4. - С. 21.
[5] Зотова О.И. Предчувствие моря // Русская галерея - XXI век. - 2009, № 8-9. - С. 16.
[6] Капинус А.Ю. К вопросу о живописной технике мариниста В.И. Шиляева // Известия Байкальского государственного университета. Т. 30. - 2020, № 2. - С. 185-194. - DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(2).185-194
[7] Капинус А.Ю. Психологический реализм жанра марина на примере наследия Л. Бакхёйзена, И.К. Айвазовского и В.И. Шиляева // Вестник культуры и искусств. - 2021, № 2 (66). - С. 100-107.
[8] Капинус А.Ю. Творчество художника-мариниста В.И. Шиляева / Магистерская дисс. - 2019. - 234 с. -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://library.dvfu.ru/viewer/?doc=619803 (20.12.2023)
[9] Карине Геворгян: гей парады, цена России и будущее мира. - Youtube // ЭМПАТИЯ МАНУЧИ, 06.02.2023 -Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dN_ytSIVDbI (22.12.2023)
[10] Медкова Е.С. Соединить несовместимое - Восток и Запад // Искусство. - 2008, № 13. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801307 (23.12.2023)
[11] Отличие восточной живописи от европейской // Клуб восточной культуры «Две империи». - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://dveimperii.ru/articles/zhivopis-zapada-i-zhivopis-vostoka (22.12.2023)
[12] Пин Пинфань. Сопоставительный анализ основ китайской и европейской живописи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 355361. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-osnov-kitayskoy-i-evropeyskoy-zhivopisi (22.12.2023)
[13] Пин Пинфань. Художественная интерпретация традиционной живописи Китая в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга / Дисс. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2009. - 177 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-interpretatsiya-traditsionnoi-zhivopisi-kitaya-v-dekorativnom-ubranstve-i-0/read (26.12.2023)
[14] Роули Дж. Принципы китайской живописи. Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997, 325 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/r/Rowley.html (26.12.2023)
[15] Слобин Дэн, Грин Джудит. Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1976. - 352 с.
[16] Тулуз-Лотрек А. «Труппа мадемуазель Эглантин» // Артхив. - Труппа мадемуазель Эглантин // Живопись, - 1895. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://artchive.ru/henritoulouselautrec/ works/380625~Truppa_mademuazel'_Eglantinn (23.12.2023)
[17] Хокусай и японская гравюра // Культура и искусство. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// culture-ar t.ru/2 016/06/11 (23.12.2023)
[18] Художник-маринист Валерий Иванович Шиляев // Об авторе. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.shilaev.com/index/author/0-2 (22.12.2023)
[19] Чем отличается живопись Китая от европейской живописи // Пурпурный город. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://пурпурный-город.рф/chem-otlichaetsya-kitajskaya-zhivopis-ot-evropejskoj (23.12.2023)