Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова И.А.

Статья посвящена исследованию стилевых проявлений психологической компетентности в педагогической деятельности. Приведен краткий теоретический анализ феномена индивидуального стиля деятельности и его компонентов, дан перечень ведущих стилевых характеристик психологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

ему выбрать подходящую форму для создания тестовых заданий, основываясь на методических рекомендациях, равно как и нужном объекте контроля.

Егорова И.А., к.с.н.

доцент

кафедра теоретической и прикладной психологии Таганрогский институт управления и экономики Российская Федерация, г. Таганрог СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Статья посвящена исследованию стилевых проявлений психологической компетентности в педагогической деятельности. Приведен краткий теоретический анализ феномена индивидуального стиля деятельности и его компонентов, дан перечень ведущих стилевых характеристик психологической компетентности.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, психологическая компетентность педагога.

Разрабатывая проблему психологической компетентности педагога, исследователи часто сталкиваются с вопросами о том, в каких конкретных действиях проявляется данный феномен, как именно должен вести себя педагог в той или иной ситуации, чтобы быть психологически компетентным, какие модели поведения можно посоветовать начинающим педагогам и педагогам, стремящимся повысить свою психологическую компетентность. Большинство этих вопросов связано с определенным нормативным представлением о том, что для каждой ситуации педагогического взаимодействия существует эталон психологически компетентного поведения ее субъектов, своего рода «правильный» способ поведения, а все остальные способы поведения не являются компетентными. Такое технологическое по своей природе представление о психологической компетентности диктует необходимость детальных исследований структуры, факторов, критериев и конкретных проявлений психологической компетентности, комплексного и сравнительного анализа отдельных ее блоков и элементов. Тем не менее, педагоги, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства, имеющие авторитет среди коллег как наиболее компетентные представители своей профессии, во многих случаях по-разному ведут себя в сходных педагогических ситуациях, добиваясь успешного их разрешения различными способами. Эти способы оказываются индивидуализированными на основе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и других психологических свойств каждого конкретного педагога.

Данное противоречие позволило выдвинуть проблему индивидуально-специфичных стилевых характеристик психологической компетентности педагога.

Интерес к индивидуально-специфичным проявлениям личности в профессиональной деятельности возник в отечественной психологии труда и выразился в разработке понятия индивидуального стиля деятельности. Данное понятие было предложено Е.А.Климовым [2], который определил его как обусловленную индивидуальными особенностями устойчивую систему приемов и способов деятельности, обеспечивающую наилучшее осуществление деятельности. Исследователи отмечают также, что индивидуальный стиль деятельности представляет собой уникальную и индивидуальную систему психологических средств, которая может формироваться как сознательно, целенаправленно, так и стихийно [5]. Психологические средства, составляющие индивидуальный стиль деятельности, понимаются чрезвычайно широко - в эту систему входят конкретные предметные действия, ориентировка в ситуации и собственных возможностях, познавательные процессы и процессы регуляции деятельности. Все перечисленные индивидуально-специфические

психологические средства служат, согласно теоретическим представлениям, для уравновешивания психологических свойств и особенностей личности с объективными предметными условиями деятельности, а также ситуацией деятельности в целом.

Развитие идей об индивидуальном стиле применительно к профессиональной деятельности педагога связано с представлением об индивидуальном стиле педагогической деятельности как системы способов, приемов и форм профессиональной работы педагога, отражающей своеобразие его индивидуальности [3, 4].

К показателям индивидуального стиля педагогической деятельности различные ученые относят содержательные характеристики направленности на процесс или результат, интуитивный или рефлексивный характер деятельности, особенности планирования учебного процесса, динамические характеристики поведения в неожиданных или меняющихся ситуациях, эмоциональную устойчивость, локус контроля, а также характеристики результатов деятельности - разброс уровня знаний учащихся, степень сформированности их учебных навыков, выраженность их интереса к изучаемому предмету.

Мы полагаем, что психологическая компетентность педагога, так же, как и педагогическая деятельность в целом, имеет свои стилевые особенности - индивидуально-психологические свойства, формы и средства деятельности, которые обеспечивают психологически компетентное поведение педагога.

Согласно нашим данным, полученным в результате эмпирических исследований психологической компетентности педагогов, индивидуально-специфическими стилевыми особенностями психологической компетентности педагога можно считать гностическую, коммуникативную и праксическую направленность личности, особенности рефлексии и волевой саморегуляции деятельности, различные способы преодоления трудных педагогических ситуаций (принятие ответственности, самоконтроль, планирование решения проблемы, положительная переоценка, поиск социальных контактов и поддержки), ориентацию на компромисс, принятие и адекватность восприятия собеседника [1].

Для того, чтобы психологически компетентно выстроить и реализовать свою деятельность, педагогу нет необходимости обладать сразу всеми перечисленными свойствами. Достаточно иметь комплекс некоторых свойств, хорошо сбалансированных с ситуацией и особенностями деятельности, позволяющих находить адекватные средства и приемы деятельности, обеспечивающих эффективность поведения в конкретных ситуациях педагогического взаимодействия.

Таким образом, нормативных образцов, эталонов и универсальных рецептов психологической компетентности педагога не существует. Эффективность педагогической деятельности определяет адекватность стилевых особенностей каждого конкретного педагога объективным и субъективным условиям, составляющим суть ситуаций педагогического взаимодействия.

Ведущую роль среди стилевых особенностей психологической компетентности педагогов играет направленность личности. Нами установлено, что наиболее компетентные педагоги ориентированы на познание, на взаимодействие либо на практическое использование знаний и навыков. Стилевыми факторами психологической компетентности являются особенности регулятивных процессов: высокий уровень рефлексивности, развитая волевая саморегуляция, интернальный локус контроля. Особое место в системе стилевых особенностей психологической компетентности принадлежит психологическим средствам разрешения трудных ситуаций педагогической деятельности: принятию личной ответственности, планированию решения проблемы, положительной переоценке, принятию собеседника и адекватности переработки социальной информации.

Использованные источники:

1. Егорова И.А. Структура и факторы психологической компетентности // Вестник Таганрогского института управления и экономики. №1 (19). 2014. -С. 58-62.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.

3. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. - № 5. - С. 40-48.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

5. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.; Педагогика, 1986.

Ежова Е.А. студент 4 курса Финансовый факультет РЭУ им Г.В. Плеханова Россия, г. Москва АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния малого и среднего предпринимательства на примере города Москвы, выявлены основные проблемы его развития в данном городе и определены финансовые инструменты поддержки со стороны государства для решения данных проблем.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, бюджетные инструменты государственной поддержки, государственные финансы

Москва - крупнейший в общегосударственном масштабе финансовый центр и центр управления значительной частью экономики страны. Она является крупным центром машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станкостроения, судостроения, приборостроения; чёрной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов), химической, лёгкой, полиграфической промышленностей. Москва входит в первую группу инвестиционной привлекательности IC1. [5]

В современных условиях московские предприятия малого и среднего бизнеса испытывают ряд серьезных проблем: трудности при получении кредитов, высокая арендная плата и плата за электроэнергию, трудности при привлечении высококвалифицированного персонала, юридические сложности. В результате доля убыточных предприятий достаточно высока как в Москве, так и по России в целом. В 2012 году 17, 7 % средних предприятий в РФ были признаны убыточными. Наиболее убыточными оказались такие отрасли, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (38,7%), связь (26,5%) и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (25,7%). Доля убыточных малых предприятий так же составила 17,7%, причем наиболее убыточными отраслями оказались добыча полезных ископаемых (30,5 %), рыболовство и рыбоводство (29,4%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (28,6%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.