Научная статья на тему 'Стилевые особенности прелюдии и фуги ре минор С. Слонимского'

Стилевые особенности прелюдии и фуги ре минор С. Слонимского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1017
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. М. СЛОНИМСКИЙ / S. M. SLONIMSKY / И. С. БАХ / J. S. BACH / Д. Д. ШОСТАКОВИЧ / D. D. SHOSTAKOVICH / ПОЛИФОНИЯ / POLYPHONY / ХРОМАТИЗМ / CHROMATICISM / ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ / ОТВЕТ / ANSWER / СТРЕТТА / СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / MODERN POLYPHONIC ART / COUNTERSUBJECT / STRETTO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слонимская Раиса Николаевна, Цзы Ин Линь

В музыке XX в. наблюдаются поиски и эксперименты в различных областях мышления. Причем, в каждом конкретном случае индивидуализируется и проявляется фантазия композитора. Так, полифония составляет одну из основ стиля творчества С. Слонимского. Изучение его полифонических произведений (в данном случае на примере Прелюдии и Фуги ре минор) дает возможность осознать глубинные связи современности с древней музыкальной традицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Style features Preludes and Fugues in d minor S. Slonimsky

The music of the XX century there are searches and experiments in various areas of thinking, is not limited to modern trends, and in each case is individualized and show imagination of the composer. Polyphony is one of the foundations of style creativity S. Slonimsky. Studying his polyphonic compositions provides an opportunity to realize the deep connection between modern with the ancient musical tradition. On the example d-moll preludes and fugues S. Slonimsky revealed stylistic features of the author.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности прелюдии и фуги ре минор С. Слонимского»

УДК 780.8:780.616.432

Р. Н. Слонимская, Цзы Ин Линь

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ РЕ МИНОР С. СЛОНИМСКОГО

Музыкальная культура XX в., в которой полифония занимает одно из ведущих мест, отличается многосоставностью и моноуровневостью. Значение полифонического письма в творчестве современных авторов резко возрастает. Полифонические жанры и формы возрождаются и трансформируются в творчестве многих современных композиторов. Так, в «ЬыШ 1опа\1з» П. Хиндемита, целом ряде циклов: 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича, А. Флярковского, Р. Щедрина, различных сборниках, в частности, Полифонических тетрадях А. Хачатуряна и А. Пирумова органично преломляются современные приемы. В музыкальном искусстве конца ХХ — начала XXI вв. полифония остается одним из важнейших стилевых элементов музыкального мышления. Реновация полифонического письма достигается новым образно-интонационным наполнением. Музыкальный язык усложняется, преобразуется тематический материал, часто в связи с нетрадиционными способами применения современной ак-кордики. Использование полиритмики и политональности, разнотемной фактуры, сонористики и алеаторики (в виде многослойности пластов) порождает в композиции, драматургии и оркестровке полифонию высшего порядка (X. Кушнарев).

Концентрацией полифонического письма в творчестве С. Слонимского отмечен цикл «24 прелюдии и фуги». Он написан в 1994 г. и посвящен памяти Александра Наумовича Должанского, выдающегося исследователя полифонического стиля Д. Шостаковича. Цикл Слонимского выстроен по восходящему хроматизму, из чередующихся мажорных и минорных тональностей. Как отмечает А. Гусева: «Выстраивание цикла по хроматизму вверх, где каждая ступень ряда от звука "с" представлена в двух вариантах — мажорном и минорном, сразу же отсылает нас к традиции баховской эпохи»2 [1, с. 295]. Пьесы субцикла Слонимского исполняются без перерыва, аПасса, так же, как у И. С. Баха и Д. Д. Шостаковича. Как подчеркивает А. Гусева: «Слонимский находит новые тональности в драматургии тональных структур и создает свою, глубоко оригинальную композиционную стратегию исторических перекрестных связей» [1, с. 296].

Проследим особенности реновации полифонического письма Слонимского на примере й-тоИ'ной прелюдии и фуги № 6. Форма Прелюдии представляет собой тему с 3-мя вариациями (таблица 1). Ее гармоническая и фактурная составляющая генетически восходят к пассакалии Генделя (рисунок 1 А). Натурально-

2 См. также: Печерская Э. В. 24 прелюдии и фуги С. Слонимского / Вольные мысли к 70-летию композитора. СПб.: Композитор, 2003. С. 457-466.

ладовая основа мелодики прелюдии опирается на хорально-гармоническую вертикаль и изложена в <1-шо11'е, с ярким миксолидийским повторением следующей фразы в F-dur'e. Секвентное развитие в восходящей третьей А-йыт'ной фразе, второе предложение, торжественно завершается кульминацией в кадансе, где выделяется каждая доля хоральной вертикали. Контрастное противопоставление двух элементов хорально-маркированной вертикали и акцентированного баса суммируется в завершении экспозиционного построения темы разомкнутого 9 тактного периода. Характер пассакалии выделен также динамическим противопоставлением первого (ma.rca.to,/) и второго (/) предложений, в расширенном кадансе возвращающего изложение темы к основной тонике (рисунок 1 В).

Таблица 1

Тема и 3 вариации прелюдии й-твП Слонимского

Тема и вариации A Ai A2 A3

Структурное членение 1-9=9т. 10-17=8т. 18-24=7т. 25-33=9т.

А) Пассакалия Генделя

Б) Прелюдия Слонимского

/1 J? u а -FT Г-Н и

1 > / ¿>: it . h та » * ? >> > rcato ~4 > "7ТТ1 1 $ N г > № > Г I I _-

\ f ь д и ч > l=f ш > J J - > > > л d > -0 >

Рис. 1. Темы Пассакалии Генделя и Прелюдии Слонимского:

В музыке трех вариаций Прелюдии Слонимского в свободно-вариабельной фактуре сочетаются хоральное и арпеджированное изложение. В последней вариации кульминация пьесы подводит к монолиту двух аккордовых пластов, звучащих на fff con forza и завершающих построение Б-йыг'ной тоникой (бахов-ский принцип), торжественно подготавливая появление темы фуги attacca. В процессе развития трех вариаций возникают аллюзии темы пассакалии с инвариантом барочной сарабанды. В двух фактурных вариациях (первой и второй) хоральная монументальность расцвечивается юбиляциями, благодаря которым форма каждой из них сокращается. В первой вариации арпеджированные пассажи триолей при сохранении гармонической вертикали сокращают структуру темы до 8 тактов. Во второй вариации фигурации шестнадцатыми варьировано сжимают форму до 7 тактов. В последней, третьей, репризной вариации на новом уровне возвращается хоральная фактура темы, сохраняя ее 9-тактную структуру.

Фуга двойная 3-х голосная. Контраст тем выявлен не только жанрово, но и структурно, с раздельными экспозициями и двумя свободными частями, в которой совмещается развитием обеих тем. Обе темы состоят из 4 тактов. Экспозиция первой сохраняет структурное единство баховских фуг, а проведение второй темы «квази-серии» ассимилирует шёнберговскую традицию (рисунок 2 А, Б).

А) 1 тема

Б) 2 тема

Рис. 2. Темы фуги d-moll Слонимского

Экспозиция первой темы фуги d-moll демонстрирует жанровое единство с жигой, с ее характерной пунктирной остинатностью и затактным квартовым почином начальной интонации. Тема состоит из звуков натурального минора: d-a-b-g-e-f-c. Экспонирование ее подчеркнуто контрастно. Диатоническая танцеваль-ность первой темы выделена вступлением голосов: сопрано, альт, бас и архитектонически противостоит хроматической поступательности введения второй темы — бас, альт, сопрано, представляя симметричную законченность драматургии двух экспозиций (таблица 2 А, Б).

Тональный ответ первой темы (a moll, 5-8 т.) преломляет баховскую традицию. В контрапункте с неудержанным противосложением все развитие подводит

Таблица 2

Порядок вступления голосов темы 1 и 2 экспозиций

А) 1 экспозиция

Б) 2 экспозиция

к первой интермедии (9-16 т.). В ней преобразуется последний элемент темы (мелодический каданс). Два звена канонической секвенции, в основе которой лежит свободное варьирование противосложения, даны в контрапункте и модулируют в основную тональность (9-12 т.). Третье проведение темы трехголосной фуги проходит в басу с новым противосложением (d-moll, 17-20 т.). Вторая интермедия построена на канонической секвенции, свободно трансформирует подголосочные принципы полифонии Глинки, в которой переосмысляются элементы того же противосложения (21-24 т.) В свободной части тональное проведение первой темы проходит стреттно в двух голосах на mf (25-28 т. тема бас — альт, g moll — B dur). Далее на тихой кульминации (29-33 т.) mp звучит стретта темы в басу и сопрано в Des и B, замыкая первую свободную часть фуги (таблица 3 А, Б).

Таблица 3

Структура фуги d-moll Слонимского

А) Экспозиция 1 темы

Такт 1-4 5-8 9-16 17-20 21-24

Сопрано Тема (d) Противослг Не удерж. Матер. мелодич. Каданса темы И1=8 т. Мат. из противосл г использует св. Канон. Секвен. своб. Контрап. 2 звена, по 2 такта Противослг И2=4 т. на мат. Противосл 1.

Альт Ответ тональный (а) Материал из противосл. , Противослг

Бас Тема (d)

Б) Свободная часть 1 темы

Такт 25-33

Сопрано Тема: 2-х гол. Стретта бас. (g) и альт. (B) 29-33 т. басом (Des) и сопрано (B) (кульмин. Две 2-ные стрет.)

Альт Тема: 25-29 т.

Бас Тема: 25-29 т. Тема: 29-33 т.

Во второй экспозиции тема звучит в басу в виде неполной серии, состоящей из пяти звуков (b, h, c, as, a — 34-37 т.). Одновременно вместе с прямым движением баса в двух верхних голосах (альт, сопрано) даются противосложения. Оба противосложения построены на свободном движении элементов темы. Далее обращение темы в басу звучит одновременно с проведением ее в альту от d и в сопрано от h (38-42 т.) Инверсии в обращении и в ритмическом варьировании даны в последующих тактах баса (от e, a, и des — 43-47 т., 48-49 т., и 51-53 т.). При этом, в верхних голосах предстает свободное интонационное и ритмическое преобразование этих инверсий. Тихая кульминация в верхних голосах (альт, сопрано) отмечена канонической секвенцией на первом, трехзвучном элементе темы в уменьшении (50-53 т.).

Вторая свободная часть построена на совместном развитии двух тем — первой диатонической и второй хроматической (серия). В басу звучит первая тема (d-moll, 54-57 т.). В этот момент дается свободный контрапункт, вариант второй темы, в терцовом дублировании двух верхних голосов. Следующее, производное соединение двух тем, дано в вертикальной перестановке (58-62 т.). Первая тема в d-moll у альта, а в басу и сопрано стретта второй темы. Последующие волны развития — двухголосная стретта первой темы в d-moll (63-67 т.) и кульминационная зона динамической репризы, совмещают проведение двух тем (68-70 т.). Первая волна кульминации (67 т.) — первая тема в сопрано звучит в контрапункте со второй в основной тональности. Здесь в двух голосах дублируется кварто-квинтовое движение (бас, альт). Их связь выявляет свободный вертикально-подвижной контрапункт в виде производного соединения трех голосов (68-70 т.) по отношению к первоначальному (см. 54-57 т.). Вторая кульминационная волна также представлена трехголосным соединением двух тем. Вторая тема звучит в басу в октавном дублировании, а первая противопоставляется в сопрано основной тональности с противосложением (77-80 т.). В заключении, на органном пункте тоники, секвентно проводится противосложение, построенное на последнем элементе первой темы (81-84 т.), которая динамически размыкается к за-

вершающему кадансу всей двойной фуги на / (85-87 т.). В этой свободной части обе темы звучат в контрастном единстве противопоставления как в строении, так и в принципах организации развития на / (таблица 3 В, Г, Д).

В) Экспозиция 2 темы

Такт 34-37

Сопрано Противосл. 2

Альт Зерк. инверсия

Бас Тема (Микросерия): 5 звуков (прямая Ь)

Г) экспозиция 2 темы (продолжение ее развития)

Такт 38-42 43-47 48-49 50-53

Сопрано Тема: прямая стретта Тема: прямое Квартовый орг. пункт (/) Тема: в ум. (g)

Альт Тема: прямое Тема: зеркало Квартовый орг. пункт (с) Тема: в обращ. и ум. (es)

Бас Тема: обращ. (ах) Тема: обращ. (е) Тема: обращ. (а) Тема в обращ. (des)

Д) Свободная часть 2-х тем, реприза с совместными проведением двух тем в стретте:

Такт 54-57 58-62 63-66 67-71 72-76 77-80 81-87

Сопрано Тема2: инверсия (а) Стретта6 Тема2: (/) Стретта Тема1: стретта (d) f marcato Тема2: ритм. Вар. В ув. Тема^ прямое (Ъ // Кода Против.1 соп/огга

Альт Тема2: инверсия (/) Тема^ прямое (<!) Тема1: прямое (d) Стретта8 Тема2: В дубл. (a) Тема2: (а) В ум. ритм. Вар., 2 раза Против.3 Тема2 об-ращ.

Бас Тема^ прямое (Ъ т/ Тема2: зеркальное Тема1: прямое (d) piuf Тема2: f) прямое Тема2: (Я) в обращении Тема2: В ритм. Вар. дул. в октаву Октав. орг. Пункт тоники+ каданс (ДТ)

Таким образом, вся фуга представляет собой двойную, стреттную с раздельными экспозициями форму и двумя свободными частями. Первая свободная часть стреттно развивает тему, преломляя традицию Глинки. Вторая свободная часть представляет собой динамическую репризу-кульминацию двух стреттно звучащих тем. Каждая из них сохраняет свою линеарную целостность монотематического развития, и при этом органично соединяясь между собой по принципу контраста-сопоставления. В целом представляется новый современный тип двойной фуги, репрезентирующей и одновременно развивающей традиции предшествующих эпох с новыми находками в сфере полифонического письма. В ней сочетаются черты стреттно-контрапунктической и тонально-развивающей фуги эпохи барокко с встроенной свободно-адаптированной сериальностью и вариабельностью подголосочного развития, характерного для русской традиции.

Итак, в анализируемой полифонической форме совмещаются черты различных эпох — XVIII и XX вв., органично преломившие индивидуальные черты композиторов Баха, Шёнберга, Глинки, Стравинского и Шостаковича. Создан неповторимый облик полифонического письма композиции С. Слонимского. В этом произведении С. Слонимский вступает в диалог с традицией Баха через обращение к ХТК, а также творчески свободно интерпретирует полифоническое письмо неоклассицизма А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, совмещая его с характерными элементами стиля Д. Д. Шостаковича сквозь собрание его прелюдий и фуг, создавая новый тип современной полифонической формы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева А. В. 24 прелюдии и фуги С. Слонимского: взгляд назад или размышление о будущем / От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: Сб. ст. по материалам международного форума к юбилею С. Слонимского (4-7 апреля 2012 г.). СПб: Lennex Corp., Edinburgh, 2014. С. 294-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.