ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
A.Е.Зубков
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: индивидуальный стиль, педагогическая деятельность, структура, детерминация, индивидуальность, интеграция.
Аннотация: В статье впервые исследуются связи разнообразных стилевых характеристик педагогической деятельности учителя физической культуры (таких, как склонность к эмпатии, к контролю, к творческим методам, к оценочным действиям, методичность, импровизационность, особенности психологической защиты, поведения в конфликтных ситуациях и ряда других) с системой разноуровневых свойств индивидуальности, со стажем работы и уровнем педагогического мастерства учителей физической культуры. Исследованием установлено, что проявления стиля деятельности учителя физической культуры связаны со специфическими симптомокомплексами индивидуальных свойств. Экспериментально обнаружены такие разновидности стиля деятельности учителя физической культуры, как «бескомпромиссный», «методичный оценивающий», «мягкий», «позитивный одобряющий», «уступающий», «пассивный эмоциональный», «энергичный рациональный» и другие, сопряженные с различными сочетаниями индивидуальных особенностей учителя. Особенностью стиля педагогов-мастеров является обусловленность их стилей деятельности преобладанием таких свойств индивидуальности, как уравновешенность, активность, психический темп и уверенность в себе.
Переход российской школы к личностно-развивающей парадигме обучения и воспитания ставит перед учителем новые задачи, требует от него постоянного профессионального роста. Проблемы становления и развития компетентности педагога и его самореализации не обходятся стороной на страницах педагогических изданий [1, 6]. Достижение учителем педагогического мастерства невозможно без умения работать с учетом своих индивидуальных особенностей, без овладения эффективным индивидуальным стилем деятельности (ИСД). Р.М. Асадуллин рассматривает формирование ИСД как процесс взаимосвязанного развития ключевых, базовых и специальных компетентностей педагога, создающего стиль как определенную целостность, интегративную личностную характеристику [1]. Автор выделяет в числе важнейших компетентностей педагога умение понимать себя [1], что предполагает осознанное отношение к формированию ИСД как системе эффективных индивидуально своеобразных приемов и способов работы, педагогических взглядов и установок, обусловливающих оригинальный подход к решению задач, особенную манеру педагогической деятельности. В русле этих проблем - развития компетентности, самореализации, рефлексивных способностей педагога - находится и наша работа.
Как показали исследования В.С. Мерлина [4], Е.А. Климова [2] и других ученых, выработка индивидуального стиля деятельности основывается на использовании психологических механизмов адаптации, компенсации и системообразования, что содействует наиболее полной реализации способностей педагога. Наше экспериментальное исследование направлено на изучение структуры стиля деятельности учителя физической культуры как целостного образования, детерминированного системой разноуровневых свойств индивидуальности - нейродинамических, психодинамических и личностных.
Цель настоящего исследования, проведенного в 2009-2011 годах, - выявление связи разнородных стилевых характеристик педагогической деятельности с системой разноуровневых свойств индивидуальности, со стажем работы и с уровнем педагогического мастерства учителей физической культуры.
В качестве методологической основы исследования нами избрана предложенная
B.С. Мерлиным [4] и развитая его последователями Б.А. Вяткиным и М.Р. Щукиным [1] концепция интегральной индивидуальности как один из наиболее разработанных в психологии вариантов системного подхода к познанию человека. Экспериментальную выборку составили 85 учителей физической культуры городских школ Пермского края. С целью изучения
нейро- и психодинамических особенностей педагогов нами использовались опросники А.И. Щебетенко; для исследования личностных свойств - опросники Р. Кеттелла, С.Р. Пантелеева - В.В. Столина и Дж. Роттера; для исследования креативности - опросник К. Девиса. Для выявления стилевых характеристик педагогической деятельности использовались методики А.К. Марковой [3], О.И. Моткова, Ю.С. Шведчиковой [5], для изучения стиля разрешения конфликтов - опросник К. Томаса, а для анализа психологических особенностей защитного реагирования - методика Х. Келлермана - Р. Плутчика. Полученный нами эмпирический материал был обработан методами корреляционного и факторного анализов.
Материалы исследования свидетельствуют о том, что существуют статистически значимые связи показателей педагогического стиля с комплексом разноуровневых свойств индивидуальности учителей физической культуры. Данные корреляционного анализа показывают наличие связи авторитарного стиля с такими личностными характеристиками педагогов, как эмоциональность (0,23), подозрительность (0,27), небогатое воображение и отсутствие склонности к оригинальности (-0,23), зависимость от группы (-0,20) и напряженность (0,20). Показатели стиля эмпатийного сотрудничества сопряжены с подвижностью нервных процессов (0,21), низкой психодинамической тревожностью (-0,22), высокой пластичностью (-0,28) и такими личностными свойствами, как общительность (0,32), мягкость (0,21), опти-мистичность (0,28), доверчивость (-0,22), непосредственность (-0,22) и спокойствие (-0,20). Авторитарные педагоги более подвержены фрустрации в напряженной ситуации по сравнению с педагогами, предпочитающими стиль эмпатийного сотрудничества (соответственно 0,20; -0,20).
Анализ корреляционных связей педагогических стилей по А.К. Марковой со свойствами индивидуальности выявил наличие специфических симптомокомплексов индивидуальных свойств. Так, педагогов с эмоционально-методическим стилем характеризуют слабость процесса возбуждения (-0,40), эмоциональность (0,21), низкая резистентность (-0,25), тревожность (0,30) и интровертированность (0,25). Преподавателей эмоционально-импровизационного стиля отличают подвижность нервных процессов (0,26), низкая тревожность (-0,20), гипертимность (-0,28), доверчивость (-0,24) и нонконформизм (0,25). Показатели рассуждающе-методического стиля связаны с низкой подвижностью нервной системы (-0,28), низкими показателями реактивности (-0,22), психодинамической общительности (0,20), замкнутости (-0,20), депрессивности (0,31) и жесткости (-0,24). Показатели рассуждающе-импровизационного стиля связаны с низкой резистентностью (-0,21), доминантностью (0,25), консерватизмом (-0,23), нонконформизмом (0,21) и с отсутствием склонности к оценочным действиям (-0,34). У педагогов, культивирующих импровизационные стили, отмечается отсутствие связи со склонностью к авторитарным методам руководства (-0,22; -0,36) и наличие связи с показателями позитивного самоотношения (0,20). Исследование показало, что коррелятами креативности являются психодинамическая активность (0,36) в сочетании с радикализмом (0,40). Выявлено, что показатели эмоционально-импровизационного и рассуждающе-методического стилей противоположным образом связаны с беспокойностью (0,28; 0,31). Исследование выявило отрицательную корреляцию между показателем стратегии приспособления и фактором доминантности (-0,26). Обнаружена положительная связь стажа педагогической работы с показателями, характеризующими творческое (0,27) и проблемное (0,31) обучение. Нами обнаружена отрицательная связь стажа с показателями рассуждающе-методического стиля (-0,35) и положительная - с показателями рассуждающе-импровизационного (0,21) и эмоционально-импровизационного (0,43) стилей. В некоторой мере полученные нами факты идут вразрез с традиционным представлением о склонности многоопытных педагогов к привычным приемам работы. Вместе с тем, если принять во внимание, что средний стаж педагогов-стажистов в нашей выборке составляет 26 лет, что соответствует хронологическому возрасту 45-50 лет, который вряд ли можно отнести к периоду упадка способностей учителя, то склонность опытных учителей к творчеству и импровизации не кажется нам необъяснимой. Возможно, оказывает влияние и специфика
преподавания физической культуры - двигательные нагрузки, поддерживающие педагога «в тонусе», защищающие от эмоционального выгорания и препятствующие профессиональному окостенению.
Применение факторного анализа позволило интерпретировать выделенные симптомоком-плексы как разновидности ИСД. В первый фактор, наряду с отрицательным показателем склонности к стратегии компромисса (-0,58), вошли нейро- и психодинамические свойства: слабость процесса торможения (-0,49), подвижность нервных процессов (0,54), реактивность (0,43), а также высокая напряженность (0,57). Этот фактор можно условно обозначить как фактор «бескомпромиссного» поведения. Во второй фактор вошли показатели эмоционально-импровизационного (-0,54), рассуждающе-методического (0,43) стилей и оценочных действий (0,43) в сочетании с такими личностными свойствами, как подозрительность (0,59), авторитарность (0,45) и отсутствие зависимости от группы (-0,54). Исходя из содержания компонентов этого фактора, его можно интерпретировать как проявление «методичного оценивающего» стиля педагогической деятельности. Третий фактор включает отсутствие склонности к порицающим действиям (-0,68) в соединении с такими личностными свойствами, как чувствительность (0,44), общительность (0,49), податливость (0,54) и мечтательность (0,52). Это сочетание признаков можно обозначить как проявление «мягкого» стиля педагогической деятельности. Четвертый фактор включает отсутствие склонности к порицающим действиям (-0,68), рефлексивность (0,43) наряду с психодинамической активностью (0,40) и такими личностными свойствами, как общительность (0,41), выдержка (0,57), ответственность (0,43), социальная смелость (0,57), а также креативность (0,47). Такой комплекс мы обозначили как «позитивный одобряющий» стиль деятельности педагога. В пятый фактор вошли показатели склонности к стратегии приспособления в конфликтной ситуации (0,40) в сочетании с показателями конкретности мышления (0,54), самоконтроля (0,42), низкого уровня самоуважения (-0,59) и низкого уровня субъективного контроля (-0,39). Поскольку «приспособление», в понимании К. Томаса, - это принесение в жертву собственных интересов ради другого, то мы интерпретировали данный фактор как стиль «уступающего поведения».
Сопоставление корреляционных связей в общей выборке и в выделенной посредством экспертных оценок группе «педагогов-мастеров» (27 чел.) показало, что количество связей между стилевыми характеристиками и свойствами индивидуальности у них значительно больше, чем у группы в целом (192 против 98), и они носят более отчетливый характер. В свете концепции В.С. Мерлина эти факты могут быть интерпретированы как проявление более высокой интеграции свойств в структуре индивидуальности педагогов с высоким уровнем педагогического мастерства. Факторизация исследуемых переменных по результатам эмпирического исследования учителей-мастеров позволила выделить три стиля педагогической деятельности. В 1-й фактор со значимыми весами вошли: умение устанавливать отношения сотрудничества (0,53), сила процесса возбуждения (0,80), сила процесса торможения (0,78), низкая тревожность (-0,66), высокая активность (0,49) и резистентность (0,67), эмоциональная устойчивость (0,46), доминантность (0,42), низкая напряженность (-0,73) и высокая креативность (0,60). Мы интерпретировали этот фактор как стиль «креативного сотрудничества». Во 2-й фактор вошли: стремление к углубленной подготовке к занятиям (0,56), склонность к оценочным действиям (0,79) в сочетании с подвижностью нервной системы (0,42), активностью (0,40), психическим темпом (0,42), пластичностью (-0,64) и подозрительностью (0,56). Мы интерпретировали этот фактор как проявление «оценивающего» стиля. В состав 3-го фактора вошли показатели склонности к рассуждающе-методическому стилю (0,76), психодинамической активности (0,48) и психического темпа (0,48), практичности (-0,59), уверенности в себе (0,49), авторитарности (0,61), низкой эмпатийности (-0,41). Данный стиль педагогической деятельности мы обозначили как «конструктивный деловой».
Связь стилевых особенностей психологического защитного реагирования и свойств индивидуальности учителей физической культуры изучалась нами на отдельных выборках: общей выборке (48 чел.) и выборке педагогов-мастеров (21 чел.). При факторизации исследуемых переменных по общей выборке было выделено два фактора, во многом противопо-
ложных по содержанию вошедших в них компонентов. В первый фактор со значимыми весами вошли: показатель эмоционально-методического стиля (0,49), а также слабость процессов возбуждения (-0,57) и торможения (-0,66), эмоциональность (0,62), сензитивность (0,66), низкая резистентность (-0,67), подчиненность (-0,52), низкий показатель самоотношения (-0,55), экстернальность (-0,60), использование психологической защиты в форме регрессии (0,68), проекции (0,59) и реактивных образований (0,51). Этот фактор можно интерпретировать как «пассивный эмоциональный» стиль реагирования, позволяющий учителю физической культуры справиться с состояниями удивления, растерянности, беспомощности (с помощью механизма регрессии), состояниями отвращения (с помощью механизма проекции), блокировать экспрессию социально неодобряемых эмоций (с помощью реактивных образований). Во второй фактор вошел целый ряд особенностей деятельности: стремление к углубленной подготовке к занятиям (0,61), саморегуляция (0,48) и рефлексивность (0,55), склонность к коммуникативным действиям (0,72), склонность к применению методов творческого (0,65) и проблемного (0,61) обучения, использование контролирующих действий с привлечением учащихся (0,79), а также - высокая психодинамическая активность (0,45) и использование психологической защиты в форме отрицания (0,51) и интеллектуализации (0,60). Этот фактор можно идентифицировать как «энергичный рациональный» стиль реагирования, помогающий учителю физической культуры регулировать эмоции на континууме принятие / отвержение с помощью механизма отрицания, а также подчинять эмоции контролю умственной сферы с помощью механизма интеллектуализации.
При факторном анализе данных по учителям с высоким педагогическим мастерством было выделено четыре фактора. В первый фактор вошли: склонность к саморегуляции (0,81), склонность к организационным действиям (0,69), склонность к дидактическим действиям, характеризующим проблемное (0,84) и творческое (0,88) обучение, склонность к невербальным дисциплинирующим действиям (0,81), склонность к контрольным действиям, реализуемым самим учителем (0,54) и реализуемым с привлечением учащихся (0,76), склонность к оценочным (0,84) и рефлексивным (0,78) действиям, склонность к эмоционально-импровизационному стилю (0,89), а также сила процесса возбуждения (0,59). Состав этого фактора отражает уровень активности учителя физической культуры в ряде важных компонентов своей деятельности. Мы интерпретировали данный фактор как стиль «саморегуляции и творческого поиска». Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из показателей защитных механизмов не вошел со значимым весом в данный фактор. Это обстоятельство указывает на то, что психологическая защита (в понимании Плутчика-Келлермана) и активность учителя физической культуры в ряде выделенных нами компонентов педагогической деятельности представляют в структуре индивидуальности относительно независимые образования. Во второй фактор вошли такие особенности деятельности, как склонность к коммуникативным (0,55) и порицающим (0,63) действиям, склонность к сотрудничеству в конфликтной ситуации (0,74), отсутствие склонности к стратегиям компромисса (-0,58) и приспособления (-0,62) в конфликтных ситуациях наряду с нейро- и психодинамическими свойствами - слабостью процесса торможения (-0,61), высокой психодинамической активностью (0,75), низким психическим темпом (-0,61), таким личностным свойством как высокий уровень самоуважения (0,66), а также использованием психологической защиты в формах компенсации (0,60) и замещения (0,59). Такое сочетание признаков может быть обозначено как стиль «сотрудничества и бескомпромиссности», позволяющий учителю физической культуры справиться с эмоциями печали (с помощью механизма компенсации) и гнева (с помощью механизма замещения). В третий фактор вошли: показатели склонности к эмоционально-методическому стилю (0,72) и отсутствия склонности к рассуждающе-методическому стилю (-0,55), преобладание первой сигнальной системы (-0,69), обеспокоенность (0,59), использование психологической защиты в форме регрессии (0,78). Мы интерпретировали такое сочетание признаков, как «эмоционально-иррациональный» стиль реагирования, позволяющий учителю физической культуры справиться с эмоциями удивления, растерянности, беспомощности с помощью психологического механизма регрессии. В четвертый фактор вошли психодинамические и личностные свойства: низкая сензитивность (-0,72), самодостаточность (0,81), интернальность (0,50), а также отсутствие
склонности к использованию психологической защиты в форме отрицания (-0,72). Данный фактор мы обозначили как «уверенный самодостаточный» стиль поведения.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. Стиль деятельности учителей физической культуры представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся специфическими особенностями деятельности и детерминированное системой нейродинамических, психодинамических, когнитивных и личностных свойств интегральной индивидуальности. Проявление стилевых особенностей деятельности учителей физической культуры связано со специфическими симптомоком-плексами индивидуальных свойств.
2. Экспериментально выявлены такие разновидности СПД учителей, как «бескомпромиссный», «методичный-оценивающий», «мягкий», «позитивный одобряющий» и «уступающий», сопряженные с разными сочетаниями свойств индивидуальности учителей физической культуры.
3. Отличительной особенностью СПД педагогов-мастеров является обусловленность их стилей деятельности преобладанием таких свойств индивидуальности как уравновешенность, активность, психический темп и уверенность в себе. Нами выделены следующие стили педагогической деятельности: «креативного сотрудничества», «оценивающий» и «конструктивный деловой», детерминированные системами разноуровневых свойств индивидуальности.
4. Учителя физической культуры обладают репертуаром стилей защитного реагирования («энергичный рациональный», «пассивный эмоциональный», «уверенный самодостаточный» и другие), позволяющих адаптироваться в сложных ситуациях и достигать успешности педагогической деятельности.
5. Склонность учителей физической культуры к применению творческих и импровизационных методов образовательной деятельности сопряжена со стажем работы в школе.
1. Асадуллин, Р.М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза / Р.М.Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2005, № 1. - С. 15-23.
2. Вяткин, Б.А. Психология стилей человека : учеб. пособие / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. - Москва - Пермь : изд-во «Книжный мир», 2013. - 128с.
3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А.Климов - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 378с.
4. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К.Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192с.
5. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256с.
6. Петрова, Н.И. Исследование особенностей самореализации педагогов: мотивационный аспект / Н.И.Петрова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011, № 5. - С. 238-246.
7. Шведчикова, Ю.С. Особенности функциональных взаимоотношений профессиональных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя / Ю.С. Шведчикова // Материалы Всерос. науч. конф. «Активность - индивидуальность - субъект». - Пермь : ПГПУ, 2008. - С. 130-132.