Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
255
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СТИЛЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АВТОР - ИСПОЛНИТЕЛЬ - СЛУШАТЕЛЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ЦИТИРОВАНИЕ / ЭКЛЕКТИЧНОСТЬ / МИНИМАЛИЗМ / ИННОВАЦИИ / ИГРА / ПУАНТИЛИЗМ / СОНОРИСТИКА / ТИШИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нескоромный Кирилл Павлович

В современной науке важнейшей остаётся проблема интерпретации художественных (музыкальных) образов, созданных в культуре постмодерна. Это напрямую связано с отсутствием единого стиля в рамках этого направления. Статья посвящена анализу особенностей музыкальной культуры постмодерна. Показано, что ключевыми из них можно считать: деконструкцию, смерть автора, нарушение целостности произведения, цитатность, коллаж, направленность на современные компьютерные технологии, эклектику стилей, минимализм, визуальный контент, пространственность. Методология исследования опиралась на проблему единства стилеобразования музыкальной культуры. Отмечается, что разнообразие приемов создания музыкального произведения - от классических до тишизма и т.д., делает искусство постмодернизма соответствующим ключевым трендам глобализации, так как создаваемые им образы универсальны и понятны любому человеку. Заключается, что рассмотрение произведений данного направления перспективно в плане расширения исследовательской задачи - изучения трансформации художественного образа в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF POSTMODERN MUSIC CULTURE

In modern science, the most important problem remains the interpretation of artistic (musical) images created in postmodern culture. This is directly related to the lack of a single style within this trend. The article attempts to trace the process of postmodern musical culture’s features. It is demonstrated that the key ones can be considered as: deconstruction, author’s death, violation of artwork integrity, citationality, collage, focus on modern computer technologies, eclecticism of styles, minimal art, visual content, spatiality. The research methodology relied on the problem of unity of musical culture style formation. It is emphasized that the variety of techniques of creating a musical work - from classical to tishism, etc., makes the art of postmodernism corresponding to the key trends of globalization, as the images created by it are universal and understandable to any person. Conclusion dwells upon the fact that the consideration of the works of this direction is promising in terms of expanding the research task - the study of the transformation of the artistic image in dynamics.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА»

Научная статья УДК 7.038.6

https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.19

Стилевые особенности музыкальной культуры постмодерна Кирилл Павлович Нескоромный

Крымский университет культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия, [email protected]

Аннотация. В современной науке важнейшей остаётся проблема интерпретации художественных (музыкальных) образов, созданных в культуре постмодерна. Это напрямую связано с отсутствием единого стиля в рамках этого направления. Статья посвящена анализу особенностей музыкальной культуры постмодерна. Показано, что ключевыми из них можно считать: деконструкцию, смерть автора, нарушение целостности произведения, цитатность, коллаж, направленность на современные компьютерные технологии, эклектику стилей, минимализм, визуальный контент, пространственность. Методология исследования опиралась на проблему единства стилеобразования музыкальной культуры. Отмечается, что разнообразие приемов создания музыкального произведения - от классических до тишизма и т.д., делает искусство постмодернизма соответствующим ключевым трендам глобализации, так как создаваемые им образы универсальны и понятны любому человеку. Заключается, что рассмотрение произведений данного направления перспективно в плане расширения исследовательской задачи - изучения трансформации художественного образа в динамике.

Ключевые слова: постмодерн, постмодернизм, стиль, музыкальная культура, автор - исполнитель -слушатель, музыкальный образ, деконструкция, восприятие музыки, цитирование, эклектичность, минимализм, инновации, игра, пуантилизм, сонористика, тишизм

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Нескоромный К.П. Стилевые особенности музыкальной культуры постмодерна // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 130-134. https://doi.Org/10.24158/fik.2023.7.19.

Original article

Stylistic Features of Postmodern Music Culture

Kirill P. Neskoromnyy

Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russia, [email protected]

Abstract. In modern science, the most important problem remains the interpretation of artistic (musical) images created in postmodern culture. This is directly related to the lack of a single style within this trend. The article attempts to trace the process of postmodern musical culture's features. It is demonstrated that the key ones can be considered as: deconstruction, author's death, violation of artwork integrity, citationality, collage, focus on modern computer technologies, eclecticism of styles, minimal art, visual content, spatiality. The research methodology relied on the problem of unity of musical culture style formation. It is emphasized that the variety of techniques of creating a musical work - from classical to tishism, etc., makes the art of postmodernism corresponding to the key trends of globalization, as the images created by it are universal and understandable to any person. Conclusion dwells upon the fact that the consideration of the works of this direction is promising in terms of expanding the research task - the study of the transformation of the artistic image in dynamics.

Keywords: postmodern, postmodernism, style, musical culture, author - performer - listener, musical image, deconstruction, music perception, quotation, eclecticism, minimal art, innovations, play, pointillism, sonorism, tischism

Funding: independent work.

For citation: Neskoromnyy, K.P. (2023) Stylistic Features of Postmodern Music Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 130-134. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.7.19 (In Russian).

Постмодерн - явление, которое затронуло все сферы жизни человека, включая и культуру. Этот термин введен в научный оборот в 50-ых гг. прошлого столетия французским философом Жаном-Франсуа Лиотаром. Хотя в научном мире и существуют разные трактовки постмодерна, все они имеют общее понимание того, что этот этап в развитии культуры предполагает своего рода отказ от духовного и научного прогресса в пользу потребительского общества.

Основные признаки постмодерна - разнородность, фрагментарность, разрушение целостности всякой системы, отказ от единообразия, идеала красоты, высокой культуры, предпочтение функциональности и прагматизма, опора на коммерциализацию и готовую форму в искусстве.

Многие исследователи рассматривают постмодерн как разрушение человеческих ценностей, идей, духовных устремлений. Тем не менее есть и его приверженцы, считающие, что это одно из самых ярких и интересных явлений в культуре, которые создали возможность включения

© Нескоромный К.П., 2023

в произведения искусства множества различных временных эпох и художественных стилей, обязательно приводящих к неким интересным, новационным результатам.

Для постмодернистов глобальные вопросы о природе реальности и нашем месте во Вселенной не имеют смысла. Нет никаких истин; есть только зыбкие предложения, которые не являются ни реальными, ни ирреальными. Различия между добром и злом, прекрасным и уродливым, истинным и ложным больше нет. Нет ни хороших книг, ни плохих. Никто не имеет права выносить подобные суждения. Следовательно, никаких канонов нет и быть не может.

Главный постулат постмодернизма - искусство есть всё, и каждый может быть его творцом. В отличие от модернизма с его обращением к элитарной публике, искусство постмодернизма адресовано всем слоям населения, стирая грань между элитарной и массовой культурой. В нем нивелируется роль автора, произведение живёт само по себе.

Важной проблемой становится и интерпретация произведения искусства, так как происходит переосмысление художественного образа. В понимании последнего мы будем руководствоваться определением А. Бергера, согласно мнению которого «образ - это набор символов, каждый из которых имеет особое значение; в некоторых образах существует множество разных уровней значений и взаимодействия между ними» (Бергер, 2005: 69).

Музыкальный образ, на наш взгляд, является самым невербальным из всей параллели художественных образов. Он играет основополагающую роль при создании и интерпретации музыкальных произведений, и его исследование представляет собой сложную задачу. Тем не менее в научной литературе отражены непрекращающиеся попытки понять природу музыкальных образов и их роль в культуре в целом.

Музыкальный образ - существенно более сложное понятие: он «лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка близка архитектуре огромной значимостью ритма и формы, далекой от самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно ее сердцевины и духа»1.

О. Шпенглер писал: «В музыке Моцарта, Бетховена, Вагнера за чувственными впечатлениями мы переживаем целый мир иных, в которых только и проявляется вся полнота и глубина произведения и о которых только и можно говорить переносными образами, - так как гармония чарует нас светлыми, коричневыми, темными, золотыми красками, сумерками, вершинами далеких гор, грозой, весенними ландшафтами, потонувшими городами и странными ликами. Неслучайно Бетховен писал свои последние произведения, будучи глухим. Его глухота развязала последние узы его гения. Для этой музыки зрение и слух в равной мере суть только мост к душе, не больше» (Шпенглер, 1993: 300).

К 1970-м гг. XX в., с появлением идеи Р. Барта о смерти автора, основанной на отчуждении последнего от произведения, в интерпретации искусства происходят существенные изменения. Классического толкования произведения, предполагающего его непосредственную связь с личностью автора и историей создания, больше нет. «Теперь мы знаем: чтобы обеспечить письму будущность, нужно опрокинуть миф о нем - рождение читателя приходится оплачивать смертью автора...» (Барт, 1994). Сам процесс художественного творчества воспринимается лишь как игра, которая приносит удовольствие читателю, слушателю, зрителю. В этом смысле нарушается связь «автор - исполнитель - слушатель». Каждый из этой цепочки является автором и каждый свободен: автор - от мнения слушателей, исполнитель - от автора, привнося в произведение свой индивидуальный смысл, а слушатель - от мнения и автора, и исполнителя.

В постмодернизме художественный образ становится фрагментарным и размытым, теряя свою цельность и ясность. Он складывается из различных элементов, которые могут быть поняты по-разному. Восприятие художественного образа в постмодернизме является субъективным и зависит от личного опыта слушателя. Музыкальное произведение может быть интерпретировано по-разному в зависимости от того, какую информацию и смысл слушатель добавляет в него в соответствии со своим опытом и представлениями. Однако, несмотря на фрагментарность и размытость художественного образа в музыке постмодерна, он сохраняет свою эмоциональную силу и способность вызвать у слушателя определенные чувства и настроения.

В конечном счете постмодернистская музыка представляет собой своеобразный эксперимент, поиски новых форм и выражения. Она вызывает дискуссии и размышления, позволяет каждому слушателю внести свой вклад в итоговое понимание и оценку произведения. Такая музыка позволяет расширить границы традиционного ее понимания и пересмотреть представления о ее роли в обществе.

1 Борев Ю.Б. Эстетика : учебник. М., 2002. С. 196.

- 131 -

Отметим, что музыка постмодерна - это культурное явление, которое находится на стыке различных стилей и жанров, не имея собственного стилеобразования. Она возникла на Западе в 1960-е гг. XX в., а в отечественной традиции значительно позже - в 1990-е гг. В отличие от классической музыки, где каждый композитор стремится к созданию уникального звучания, музыка постмодерна выступает в качестве синтеза всех доступных стилей и техник.

Основными чертами музыки постмодерна являются нестандартные гармонии, новые техники звучания и неожиданные ритмы, которые воздействуют на восприятие слушателя и способны расширить его эмоциональный опыт. В музыке постмодерна важно использование самых разных элементов - от симфонических оркестров до современных электронных технологий. Многие композиторы постмодернизма задействуют в своих произведениях элементы классической музыки, джаза, рока и других направлений. Одним из примеров такой работы может служить альбом «Symphonie Fantastique», созданный композитором Берже в 1992 г. В нем он объединил элементы классической и техномузыки.

Другим примером может служить работа композитора Джона Адамса «Short Ride in a Fast Machine», написанная для оркестра в 1986 г. В этом произведении использованы элементы минимализма (повторение мелодии и ритмики), который доводит звук до первоэлемента, свободного от системных связей. Последний помещен в систему пространственно-временных координат, далеких от европейской музыкальной традиции. Время для минималистов - объективный, бесконечно длящийся процесс. Важна динамика движения и статика бесконечности1.

Одной из характерных черт музыки постмодерна является её эклектичность. Музыканты постмодерна нередко берут на вооружение элементы классической музыки, жанров рока и поп-музыки, электроники и многих других стилей, чтобы затем смешать их. Это позволяет им создать новый звуковой язык, обогащенный различными эстетическими и стилистическими чертами. Такие эклектичные композиции и аранжировки становятся своеобразной коллажной мозаикой, отражающей широту и многомерность музыкального мира постмодернизма.

Эклектичность последнего можно рассматривать как реакцию на утрату «великих рассказов» и объективности истины, характерных для модернизма. В этом контексте музыка становится площадкой для игры и экспериментов, где жанры и стили сталкиваются, пересекаются и сливаются. Отсутствие явных границ позволяет артистам проявить свою творческую свободу и непредсказуемость, создавая музыку, которая отражает динамичные и разноплановые реалии современного мира.

Второй особенностью музыки постмодерна является цитирование и использование приёма коллажа. Использование фрагментов из произведений других композиторов, популярных мелодий и текстов песен выступает художественным приемом, обогащающим и расширяющим музыкальное произведение. Цитирования как ссылки на уже существующие произведения встречались ещё у композиторов первой половины XX в. У Д.Д. Шостаковича в пятнадцатой симфонии содержится цитата из «Вильгельма Телля» Дж. Россини и «Кольца Нибелунгов» Р. Вагнера. Этот приём позволяет создавать новое, но при этом сохранять связь с прошлым. Например, композиция «West Side Story Suite» Леонарда Бернстайна содержит фрагменты его собственной оперы «Западная сторона». В свою очередь, альбом «The K&D Sessions» дуэта Кравиц и Дорфмайстера включает семплы из различных произведений.

В России признанным композитором - постмодернистом стал Л. Десятников, в его творчестве можно наблюдать отсыл не только к музыкальным эпохам (барокко, соцреализму, русской классике, советским традициям), но и к конкретным авторам - Р. Шуману, А. Адану, И. Стравинскому.

Третьей стилевой чертой музыки эпохи постмодерна можно считать технические сложности музыкального исполнения, использование компьютерных технологий и концепцию игры со зрителями. Достаточно вспомнить творчество одного из основателей компьютерной музыки -Эдгарда Виктора Ахилла Шарля Вареза, применившего в своих произведениях обновлённую эстетику музыкального звучания. «Освободив звук», автор на протяжении всей восьмиминутной пьесы «Электронная поэма» использует шумы.

Г. Брюн, выдающийся композитор-постмодернист XX в., продолжил экспериментировать в области компьютерной музыки. В его пьесах «Futility» (1964) и «Non Sequitur VI» (1966) для создания музыкальной ленты и задействования инструментов используются языки программирования.

Четвертая особенность музыки постмодерна - это упор на визуальный контент. Видеоклипы и концертные выступления музыкантов постмодерна обычно имеют сложную визуальную компоненту и создаются при помощи техник видеомонтажа и компьютерной графики.

1 Бурмистрова О.В. Философия постмодернизма в музыкальной культуре [Электронный ресурс] // Фи-лософско-культурологические исследования. URL: https://fki.lgaki.info/2018/05/02/философия-постмодер-низма-в-музыкал/ (дата обращения: 17.07.2023)

Пятой особенностью можно обозначить пространственность - использование звучания в различных пространственных плоскостях, создание эффекта присутствия внутри музыкального произведения.

Также необходимо отметить параллельно сформировавшиеся в 60-е гг. XX в. сонористику и пуантилизм как направления постмодернизма в музыке. Первостепенно сонористика опиралась на тембр, а не на высоту звука. Например, польский композитор Ю. Лучюк исполняет свои произведения, игнорируя клавиатуру, на струнах и педали рояля. Для пуантилизма характерна разорванность музыкальной ткани, разбросанность ее по регистрам, сложность ритмики и тактовых размеров. Возникает игра исполнителя одним пальцем и даже музыка без звука. В «Пяти пьесах по Давиду Тюдору» С. Буссотти первая пьеса представляет собой 30 с молчания, а третья - 45.

К стилевым особенностям музыки постмодерна можно отнести и тишизм - направление, активно развивающееся в последние десятилетия в современной музыкальной культуре. Тишизм, по сути, является экспериментом с силой простора и звукового вакуума. Основной его принцип заключается в исследовании пространства звука, которое порою оказывается даже более эмоциональным и выразительным, чем сам музыкальный материал. Тишизм в музыке постмодерна не только наполняет пространство звуковой тишиной, но и укореняется в философии эстетического минимализма. В своей основе он рождается из стремления создать гармонию между звуком и его отсутствием, между нотой и паузой. Эта противоречивость становится основой экспериментов с формой, звучанием и восприятием музыки. Предтечей послужило произведение Д. Кейджа «4'33», вызвавшее бурю восторга и негодования среди критиков и зрителей.

Ценность тишизма заключается в его способности переносить слушателя в мир глубоких эмоций и осмысленности, позволяя насладиться моментом, в котором звук вместе с тишиной существуют в абсолютном единстве и гармонии. В этой символической тишине зреет понимание, что музыка - это не только звуковые вибрации, но и мощное орудие самовыражения искусства.

Среди стилевых особенностей музыкальной культуры постмодерна важное место занимает глобальность. Она является одной из особенностей современной музыкальной культуры, которая стала особенно яркой в эпоху постмодерна. Музыканты этого времени стремятся преодолеть границы и стереотипы, объединяя различные музыкальные традиции и стили со всего мира.

В постмодернистской музыке можно услышать эклектическое сочетание элементов классики, джаза, рока, электронной музыки, этнических направлений и традиционных стилей различных культур. Музыканты постмодерна позаимствуют ритмы, мелодии, инструменты и композиционные приемы из разных уголков мира, создавая уникальные и оригинальные произведения.

Глобальная направленность в музыке постмодерна отражается в том, что она способна соединить различные культурные традиции и стили, создавая новое музыкальное пространство, где границы стилистических рамок стираются. Это позволяет музыкантам выйти за пределы установленных норм и канонов, экспериментировать и создавать новые звуковые комбинации, которые приводят к появлению новых жанров и поджанров.

В музыке постмодерна глобализация проявляется не только через использование элементов разных культур, но и через распространение и доступность произведений благодаря развитию интернета и цифровых технологий. Человек в любой точке мира может услышать и оценить творчество музыкантов постмодерна, что способствует обмену и взаимопониманию между разными культурами.

Так, искусно использует глобальные элементы в своем творчестве группа <^оп!^». Этот коллектив, созданный в 1998 г. британским музыкантом Дэймоном Албарномом и художником Джейми Хьюлеттом, сочетает различные жанры и стили музыки в своих композициях, включая альтернативный рок, хип-хоп, электронику, регги и даже афробит. <^оп!^» с успехом смешивает культурные влияния и музыкальные традиции разных стран, создавая уникальный и узнаваемый звук.

В музыкальных композициях коллектива можно обнаружить звучание африканских ритмов, азиатских мотивов, латиноамериканских мелодий и многих других. Это создает впечатление музыкального путешествия по миру, где каждый трек представляет собой экскурсию в разные уголки земного шара. Группа «СогШаг» сотрудничает с разными музыкантами со всего мира, что позволяет им дополнять свой звук и эстетику новыми и разнообразными элементами.

Не только отдельные коллективы используют в своем творчестве достижения глобализации. Музыкальные фестивали, такие как «Балиферанги» в Индонезии, «Сантиана» в Мексике и «Вудсток» в США, стали настоящими местами слияния культур и стилей. На этих фестивалях выступают музыканты со всего мира, представляющие разные жанры и подходы к творчеству. Это позволяет публике и исполнителям узнавать о новых музыкальных традициях и открывать для себя новые стили.

Глобальность в музыкальной культуре постмодерна расширяет возможности композитора в плане креативности и творчества, укрепляя связи между разными культурами и народами. Музыка становится универсальным языком, способным преодолеть культурные и географические барьеры. Она объединяет и вдохновляет людей, позволяя им выразить свои чувства и идеи через звуки и мелодии.

Таким образом, проанализировав основные стилевые особенности музыки эпохи постмодерна, можно утверждать, что единого стиля в музыкальной культуре постмодерна не существует. Она демонстрирует множество стилевых особенностей, в том числе: деконструкцию, минимализм, цитирование и самоцитирование, коллаж, ориентацию на современные компьютерные технологии. Происходит переосмысление роли автора - исполнителя - слушателя, трансформируется понятие художественного (музыкального) образа.

В рамках дальнейшего исследования темы музыкальной культуры постмодерна целесообразно изучить трансформацию художественного образа в музыкальном искусстве в динамике.

Список источников:

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. 615 с.

Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005. 288 с. Шпенглер О. Закат Европы / в 2 т. Новосибирск, 1993. Т. 1. 584 с.

References:

Bart, R. (1994) Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow. 615 р. (In Russian). Berger, A. (2005) Videt' - znachit verit'. Vvedenie v zritel'nuyu kommunika-tsiyu [To See Is to Believe. Introduction to Visual Communication]. Moscow. 288 р. (In Russian).

Shpengler, O. (199) Zakat Evropy [The decline of Europe]. Vol. 1. Novosibirsk. 584 р. (In Russian).

Информация об авторе К.П. Нескоромный - аспирант 1 года обучения кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин, специалист 1 категории учебно-методического отдела Крымского университета культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author K.P. Neskoromnyy - 1st year PhD student, Department of Philosophy, Cultural Studies and Humanities, Specialist of the 1 category of Educational and Methodological Department, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.