УДК 78.071.1 DOI: 10.52469/20764766_2022_02_76
Е. С. МИРОНЕНКО
Академия музыки, театра и изобразительных искусств (Кишинев, Молдова)
РОЖДЕНИЕ НОВОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ИМЕНИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНА - МЕТАМОДЕРНА: МИХАИЛ РОТАРЬ ИЗ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Музыкальная культура рубежа ХХ-ХХ1 веков представляет собой очень сложное, противоречивое, мозаичное пространство, в исследованиях которого используется термин «культурная парадигма». При этом понятие музыкального постмодерна как парадигмы достаточно откристаллизовалось и устоялось в научном музыкознании, тогда как вопрос: что же такое метамодерн в музыке? - до сих пор ожидает ответа. Представляется вполне закономерным, что к феномену метамодерна исследователи-музыковеды в настоящее время проявляют особый интерес. Данная статья посвящена рассмотрению дискуссионных проблем музыкального метамодернизма и их индивидуального разрешения в новейших композиторских опусах. В центре внимания автора - симфоническая поэма «Camera оbsшra» молодого композитора М. Ротаря (р. 1996), фактического ровесника музыкального метамодернизма, автора «посткультурных» сочинений, не раз отмечавшихся жюри композиторских конкурсов в странах СНГ. По мнению исследователя, аналитическое рассмотрение данного произведения может способствовать осмыслению важнейших аспектов музыкальной поэтики метамодернизма. Исходя из этого, начальный раздел статьи связан с наиболее дискуссионными вопросами изучения актуального феномена музыкального метамодернизма, естественно возникающими в рубежный период «межпарадигмальности» (термин Т. Сидневой) и перехода от постмодерна к метамодерну. Следующий раздел кратко представляет творческий портрет М. Ротаря - композитора из Молдовы, с выявлением глубинных истоков художественной концепции данного сочинения. Третий, аналитический раздел призван содействовать выявлению параллелей между музыкально-выразительными средствами «Camera оbscura» и музыкальной поэтикой метамо-дернизма («новая простота», «новая искренность», «новая эмоциональность», реализуемая в «ме-тамодернистском аффекте», «кризис идеи развития» и др.).
Ключевые слова: культурная парадигма, постмодернизм, метамодернизм, музыкальная поэтика, композитор Михаил Ротарь, «Camera оbscura».
Для цитирования: Мироненко Е. С. Рождение нового композиторского имени в контексте постмодерна - метамодерна: Михаил Ротарь из Республики Молдова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2. С. 76-85.
DOI: 10.52469/20764766_2022_02_76
E. MIRONENKO
Academy of Music, Theatre and Fine Arts (Kishinev, Moldova)
THE BIRTH OF A NEW COMPOSER IN THE CONTEXT OF POSTMODERNISM -METAMODERNISM: MIKHAIL ROTAR FROM THE REPUBLIC OF MOLDOVA
Musical culture of the turn of the 20th - 21st centuries is a complex, controversial, mosaic space, which is called by researchers "culture paradigm". However, if the notion of postmodernism in music as a paradigm is fairly established, the notion of metamodernsim in music is still unidentified and waiting to be clarified by musicologists. Nowadays, the phenomenon of metamodern is under close consideration of musicology. The author discusses the issues of metamodernism in music and composers' approaches to it. The article presents the analysis of symphonic poem "Camera Obscura" by the young composer M. Rotar (1996), being almost a peer to the new space of metamodernism in music and the fast internet, he was praised for his postculture pieces by the jury of composition competitions in the CIS countries. The purpose of the article is to comprehend the poetics of metamodernism in music on the example of the named work. The article consists of three sections. The first one is devoted to the debatable issues of the
phenomenon of metamodernsim in music. The second section briefly portray the composer, showing the background of the composition "Camera Obscura". The third section contains an analysis of this opus, which is aimed at finding synchronization of the musical and expressive means of composition with the poetics of metamodernsim.
Keywords: cultural paradigm, postmodernism, metamodernism, musical poetics, composer Mikhail Rotar , opus "Camera Obscura".
For citation: Mironenko E. The birth of a new composer in the context of postmodernism - metamodernism: Mikhail Rotar from the Republic of Moldova // South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 2. Pp. 76-85.
DOI: 10.52469/20764766_2022_02_76
— -■ ^ « --— n
Феномен метамодерна чрезвычайно интересен для современного музыкознания. Он располагает к дискуссиям, поскольку само понятие уже не воспринимается как «абракадабра», а основывается на весьма богатом теоретическом и культурологическом дискурсе - манифестах, научных статьях, монографиях, включая книгу Настасьи Хрущевой «Метамодерн в музыке и вокруг нее» [1], а также материалах специальных сайтов в социальных сетях как фактическом продолжении истории метамодерна. Однако в этой истории пока больше вопросов, чем ответов. Например, размытость самого определения, включающего на данный момент десятки терминов. Какой же из них можно считать основным, смыслообразующим? Или вопрос о границе между постмодерном и метамо-дерном как с временной точки зрения, так и в аспекте различий музыкальной поэтики... Вопрос начала и конца постмодернизма в музыке совершенно открыт. Одни исследователи объявляют о его смерти, а вместе с ней - и «смерти автора». Другие считают, что постмодернизм еще жив и долго еще будет жить. Процитирую, например, фрагмент из бесед А. Амраховой с В. Тарнопольским: «А. А. Так все-таки вопрос: постмодернизм скончался? - В. Т. В условиях такого броуновского движения, я думаю, все это будет еще возрождаться. На Ваш вопрос я бы ответил так: думаю, что это будет еще долго» [2, с. 227]. Действительно, если исследователи включают постпостмодернизм в список определений метамодернизма, то уже на этом основании можно заключить: постмодернизм продолжает жить в одной из позднейших разновидностей. В таком смысле представляется условной и граница между знаковыми на сегодня культурными парадигмами постмодерна и ме-тамодерна. Обращаясь же к анализу постклассических музыкальных опусов, следует учитывать новую дефиницию межпарадигмальности, предложенную Т. Сидневой: «Межпарадиг-мальность - это и есть многоликий процесс конструирования актуального творческого опыта и его рефлексии» [3, с. 31].
Интересная «суперкультурологическая» и в чем-то провокативная книга Н. Хрущевой «Метамодерн в музыке и вокруг нее», изданная в 2020 году, располагает к вопросу о хронологической границе метамодерна. Автор ссылается на манифест голландцев Темотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера, появившийся в 2010 году, но рассматривает и анализирует композиторское творчество 70-х годов прошлого столетия Валентина Сильвестрова, Арво Пярта и др., утверждая, что это и есть самый ранний период метамодерна. Однако, если углубиться в историю, то знаковое определение «новая простота», с подачи Сергея Прокофьева, было в ходу уже на рубеже 1930-х годов. Приведем выдержку из интервью великого композитора, данного в Лос-Анджелесе перед выступлением с Третьим фортепианным концертом: «.я эволюционирую в сторону простоты формы, к менее сложному контрапункту и к большей мелодичности стиля; все это я называю "новой простотой". [...] Она также предполагает и меньшую усложненность эмоционально-психологических состояний, что, естественно, ведет к меньшему использованию диссонансов, которые будут применяться лишь в качестве специфического средства выразительности. Стравинский в это лето говорил мне в Париже, что стремится к простоте стиля и мечтает о создании произведения всего для двух голосов. Я намеренно очень прост в моем новом сочинении - Дивертисменте для классического состава оркестра и тромбонов» (опубл. 19 февраля 1930 г.; цит. по: [4, с. 91]). В любом случае Н. Хрущева заключает, что метамодерн «.в контекст искусствоведения и музыковедения в частности до сих пор не вошел - и это, кстати, вполне в духе метамодер-на: в отличие от постмодернизма, он не играет с категориями массового и элитарного, а полностью размывает их» [1, с. 10]. Факт «размывания» и стирания границ между академическими и массовыми метамодернистскими опусами признают и другие исследователи, но здесь, по моему мнению, нужен индивидуальный подход в анализах каждого конкретного арт-объекта.
Ведь академический музыкальный метамодер-низм никак не сливается с Монеточкой, Клавой Кокой и т. п. Тот же фильтр необходим и для литературных постклассических явлений. В конце концов, теоретические рассуждения и дискуссии интересны в тех случаях, когда опираются на практику, на композиторское творчество, которое все-таки первично по отношению к проблемам музыкознания. Поэтому в данной статье акцентируется факт рождения нового композиторского имени - Михаила Ро-таря из Республики Молдова - с последующим представлением его новейшего академического постклассического сочинения «Camera оbscura» на фоне краткой творческой биографии автора.
Импульсом для обращения к творчеству Михаила Ротаря послужил тот факт, что он, родившийся в 1996 году, является фактически ровесником метамодерна, т. е. относится к той генерации 25-летних, которые выросли в эпоху «четвертой промышленной революции» и тотально быстрого Интернета. Другой импульс связан с рождением первого профессионального гагаузского композитора, условно, «гагаузского Глинки». М. Ротарь - по национальности гагауз1, родившийся в г. Комрате в интеллигентной семье гуманитариев (его родители - тележурналисты). В Комрате М. Ротарь закончил музыкальную школу по классу фортепиано, затем поступил на подготовительное отделение Академии музыки, театра и изобразительных искусств в Кишиневе, по окончании которого прошел обучение в названной Академии по специальности «композиция» (сначала под руководством Сергея Рошка, а после его отъезда в Германию - в классе доктора искусствоведения, доцента Снежаны Пысларь). В настоящий момент продолжает свое образование в магистратуре этого же вуза и параллельно учится в Высшей школе кино и телевидения «Останкино» в Москве.
Михаил - очень активный, талантливый и трудолюбивый молодой человек, постоянно совершенствующий свое мастерство в образовательных семинарах-форумах для молодых композиторов. В последние 3-4 года М. Ротарь создал целый ряд камерных и симфонических произведений на основе гагаузского фольклора (и не только) в разных жанрах, звучавших на концертах и фестивалях как в Молдове, так и за ее пределами. Автор киномузыки к художественным и анимационным картинам, рекламных роликов, а также поэтических сборников. С 2019 г. - председатель Молдавского отделения Международной гильдии молодых музыкантов (MolOt International Group) при Российском музыкальном союзе.
За последние несколько лет М. Ротарь стал лауреатом целого ряда всероссийских и международных конкурсов за следующие сочинения: «Sabaa» («Утро») для симфонического оркестра -Всероссийский конкурс «Молодые композиторы» в номинации «симфоническая музыка» (Уфа, Россия, 2019, диплом II степени); Вариации для фортепиано ор. 1 на Хорал № 8 И. С. Баха - Всероссийский конкурс «Молодые композиторы» в номинации «камерная музыка» (Уфа, Россия, 2019, диплом I степени); «Gezinti» («Прогулка») для струнного оркестра - VI международный музыкальный фестиваль «Made in Ukraine» в номинации «композиция» (Одесса, Украина, 2019, «Гран-При»); Симфония «Benim Topraam» («Моя земля») - II Международный симфонический конкурс молодых композиторов стран СНГ и Восточной Европы им. М. К. Огиньского (Молодечно, Беларусь, 2020, лауреат III степени); Международный конкурс композиторов им З. Исмагилова среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений и вузов культуры и искусства в номинации «сочинение для оркестра» (Уфа, Россия, 2020, лауреат I степени); «Судьба» для смешанного хора - Международный конкурс композиторов им З. Исма-гилова среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений и вузов культуры и искусства в номинации «хоровые сочинения» (Уфа, Россия, 2020, лауреат I степени); «В ночи» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано - Международный конкурс композиторов им З. Исмагилова среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений и вузов культуры и искусства в номинации «сочинения для камерного ансамбля» (Уфа, Россия, 2020, лауреат I степени); «Мегаполис» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано - I Международный дистанционный конкурс «Music Olymp» (Одесса, Украина, 2020, лауреат I степени); «Camera оbscura» - Международный конкурс «GRAND MUSIC ART» (Россия, Елец, 2022, лауреат I степени); Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» (Москва, 2022, специальный приз).
В 2021 году М. Ротарь был приглашен для участия в примечательном проекте - сочинении музыки к балету-фантазии по роману Ф. Достоевского «Идиот», премьера которого состоялась 23 февраля 2022 года в Пермском театре «Балет Евгения Панфилова» (автор проекта и художественный руководитель - Сергей Райник). Поводом для создания экспериментального спектакля, отмеченного глубоким современным прочтением романа, послужил широко отмечавшийся 200-летний юбилей русского классика. Благодаря творческой команде, объединившей
пять пермских хореографов и семь композиторов из Москвы, Минска, Кишинева, Санкт-Петербурга и Перми2, стало возможным осуществить коллективную постановку балета-фантазии в 2 актах и 7 картинах по мотивам гениального романа, представив его с разных точек зрения. Работа над проектом заняла в общей сложности два года; М. Ротарем была сочинена «Сцена в парке».
«Camera оbsшra» - одночастная симфоническая поэма для большого симфонического оркестра, написанная в 2020 году. Впервые опус «Camera оbscura» М. Ротаря прозвучал в исполнении симфонического оркестра компании «Телерадио» в Кишиневе (дирижер Денис Чау-сов), а 22 февраля, за день до премьеры балета-фантазии «Идиот» в Перми, состоялась премьера сочинения в Большом зале Московской консерватории в исполнении Московского академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. Словосочетание camera оbscura» стало, как известно, символом темной комнаты и ситуаций, происходящих в ней, как правило, со знаком минус, что подтверждают многочисленные коннотации с произведениями искусства и литературы (например, с одноименным романом Владимира Набокова). С началом пандемии и вызванным ею режимом жесткой изоляции композитор надолго оказался в закрытом пространстве, где и родилась идея отразить фантомные образы, которые беспрерывно возникают у персонажа - опустошенной меланхолической личности, впавшей в депрессивное состояние. В беседе с автором настоящей статьи композитор пояснил: «В произведении отсутствует даже намек на позитивное чувство; внешний мир приобретает абсурдные формы, затрагивающие тонкие грани психики героя»3. В музыкальной поэтике данного сочинения можно обнаружить общие маркеры с постмодернизмом, например: новое сонорное пространство, работа со звуком, понимаемым в современном аспекте; акцент на сонористику, микрохроматику, полифонию тембров. По словам автора, «каждая оркестровая партия индивидуальна и рассказывает свою историю, при этом нельзя определить функции инструментов, поскольку они все в той или иной степени и похожи, и отличны одновременно»4. В произведении используется смешанная техника с элементами минимализма, сонористики и др.
Наибольшее же число маркеров в «Camera оbscura» относится к поэтике метамодерниз-ма. Перечислю основные. «Новая искренность», проявившаяся в чуткой и доверительной фиксации разнообразных психологических нюансов, которые сменяются подобно потоку травмиро-
ванного сознания. При первом прослушивании у меня возникла четкая ассоциация со «Школой для дураков» Саши Соколова, но в этом романе преобладает гротескная цитатность постмодернистского толка, а «Camera оbscura» М. Ротаря соткана из «отпечатков» (следов) музыкальных архетипов без всякой конкретизации, что соответствует поэтике метамодернизма. Подобный прием рассматривает Н. Хрущева в своей книге: «Однако именно метамодерн начал создавать из "ошметков", осколков, "жмыха" культуры прошлого не постмодернистский палимпсест, но новую цельную красоту» [1, с. 251]. В сочинении М. Ротаря персонаж словно бы неожиданно перемещается в иную реальность, из которой нет выхода. Это травматическое состояние одного, долго длящегося аффекта расцвечено короткими вспышками различных чувственных нюансов, зачастую наплывающих друг на друга; они отсылают слушателя к простым архети-пическим структурам, совпадающим с «новой простотой» метамодерна. Таковы, например, различные варианты тремолирующих линий, вызывающих напряженный дискомфорт (Пример 1), или сегменты медленно восходящего по-ступенного движения в первой половине опуса (Пример 2), тогда как во второй половине превалируют лексемы нисходящей направленности. Моментами возникают архетипы виртуозных арпеджированных пассажей с угловатой дис-сонантной структурой или слышатся отзвуки грозной поступи, перетекающие в лирически вдохновенные ностальгические сольные фрагменты. Подобные сольные мелодически внятные сегменты «никому не нужной» нежности всплывают несколько раз, напоминая о возвращении мелодии и тональности - конечно, условных, с обертонами пост-иронии (Пример 3). Условную рефренность в композиции приобретают лексемы остинатных круговращений на трех хроматических звуках, вызывая ощущение микроосцилляции (Пример 4), которая, в свою очередь, служит знаком макроосцилляции целостной структуры сочинения. Подобная рефлексия полностью соответствует следующему маркеру метамодерна: «Метамодернистский аффект -это меланхолия и эйфория, сливающиеся в единое осциллирующее целое» [Там же, с. 112].
Необходимо назвать еще один признак музыкального метамодернизма: речь идет о «кризисе идеи развития» как утрате «линейно-пространственной концепции времени», а вместе с ней - и утрате «четкой архитектоники формы» [1, с. 224-225]. Поток музыкального сознания, представленный в сочинении «Camera оbscura», служит примером такой архитектоники без развития. Многочисленные мелкие сегменты,
подобные «мерцающим смыслам», о которых пишет другой исследователь метамодерна, В. Чинаев [5, с. 105], сливаются в одно фантомное марево, которое не имеет конца. Персонаж сочинения М. Ротаря, неожиданно, без предупреждения вошедший в «пандемическую» Camera оbscura, так же неожиданно из нее выходит, когда ситуация постепенно нормализуется. Я на всякий случай спросила композитора, предполагал ли он какой-либо драматургический вывод в конце своего «неосентиментального» опуса? Автор заметил: «Я хотел бы оставить этот вопрос открытым. Каждый слушатель для себя определяет вывод для этого сочинения. Высказать свое - значит указать конкретную позицию и таким образом лишить возможности слушателя самому понять это сочинение». Естественно, «кризис идеи развития» нивелирует и функцию традиционных кульминаций. На вопрос: «Есть ли здесь какие-то кульминационные точки?» -композитор ответил: «Кульминационные точки условны. Любое сильное проявление чувств и
эмоций (переживаний, воспоминаний) условно можно назвать кульминационной точкой в данном произведении»5.
Из всего сказанного об этом сочинении можно сделать вывод о том, что оно соответствует парадигме музыкального академического ме-тамодернизма, в котором объединились многие маркеры, характерные для его музыкальной поэтики: «новая искренность», «новая простота», «новая эмоциональность», возвращение к условной мелодии, тональности, отказ от тех-ноцентризма, элементы «сентиментального» минимализма, постпостмодернизма. При этом сохраняется ментальность посттравматического сознания, характерная для постмодерна. Но это ли главное в знакомстве с новейшим опусом молодого композитора? Мне думается, что не это, а факт осознания того, что родилось еще одно высокохудожественное и профессиональное творение. Значит, академическое композиторское творчество в принципе продолжает жить, в том числе - и в Республике Молдова.
.1 > ПРИМЕЧАНИЯ « ■■
1 Гагаузы - крупнейшее национальное меньшинство в Республике Молдова. Компактно проживают на юге Молдовы, образуя Автономное территориальное образование (АТО) Гагаузия со столицей в г. Комрате. Разговаривают на русском и гагаузском языке, имеющем тюркские корни. Религия - православие. Давние этнокультурные связи сложились с болгарами и турками. Их часто называют болгарами, разговаривающими на турецком языке.
2 Авторы музыки балета-фантазии «Идиот»: Михаил Бузин, Михаил Ротарь, Виктория Карлов-ски, Вадим Генин, Сергей Горбунов, Елизавета Лобан, Кирилл Архипов.
3 Из беседы композитора с автором статьи (9 марта 2022 г.).
4 Там же.
5 Из беседы композитора с автором статьи (10 марта 2022 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример №1.
М. Ротарь. Camera obscura. Лексема тремолирующих линий
Пример № 2.
М. Ротарь. Camera оbscura. Поступенные восхдящие интонации
f
45
Пример № 4.
М. Ротарь. Сатега оbscura. Лексема микроосцилляций
б
и » ЛИТЕРАТУРА « !■
1. Хрущева Н. А. Метамодерн в музыке и вокруг нее. М.: РИПОЛ классик, 2020. 303 с.
2. Амрахова А. А. Современная музыкальная культура: Поиск смысла: Избранные интервью и эссе о музыке и музыкантах. М.: Композитор, 2009. 304 с.
3. Сиднева Т. Б. Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы современной эпохи: К 125-летию Российской академии музыки им. Гнесиных: материалы Междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. С. 24-33.
4. Прокофьев о Прокофьеве: Статьи и интервью / ред.-сост. В. П. Варунц. М.: Сов. композитор, 1991. 288 с.
5. Чинаев В. П. «Мерцающие смыслы»: видеоклипы и музыкальная классика в условиях метамо-дерна // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы современной эпохи: К 125-летию Российской академии музыки им. Гнесиных: материалы Междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. С. 104-114.
I. > REFERENCES « ..
1. Khrushcheva N. Metamodern v muzyke i vokrug nee [Metamodern in music and around it]. Moscow: RIPOL klassik, 2020. 303 p.
2. Amrakhova A. Sovremennaya muzykal'naya kul'tura: Poisk smysla: Izbrannye interv'yu i esse o muzyke i muzykantakh [Contemporary musical culture: The search of sense: Selected interviews and essays on music and musicians]. Moscow: Kompozitor, 2009. 304 p.
3. Sidneva T. Mezhparadigmal'nost' kak sostoyanie sovremennoy muzykal'noy kul'tury [Inter-paradigmatic as a state of modern musical culture]. In: Muzykal'naya nauka v kontekste kul'tury. Muzykovedenie i vyzovy sovremennoy epokhi: K 125-letiyu Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Music scholarship in context of culture. Musicology and challenges of the contemporary epoch: Towards the 125th anniversary of Gnessins Russian Academy of Music]: materials of the International research conference. Moscow: Gnessins Russian Academy of Music, 2020. Pp. 24-33.
4. Prokof'ev o Prokof'eve: Stat'i i inrterv'yu [Sergey Prokofiev on Sergey Prokofiev. Articles and interviews]. Ed. and comp. by V. Varunts. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1991. 288 p.
5. Chinaev V. «Mertsayushchie smysly»: videoklipy i muzykal'naya klassika v usloviyakh metamoderna ["Flickering Meanings": video clips and musical classics in the conditions of meta-modern]. In: Muzykal'naya nauka v kontekste kul'tury. Muzykovedenie i vyzovy sovremennoy epokhi: K 125-letiyu Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Music scholarship in context of culture. Musicology and challenges of the contemporary epoch: Towards the 125th anniversary of Gnessins Russian Academy of Music]: materials of the International research conference. Moscow: Gnessins Russian Academy of Music, 2020. Pp. 104-114.
Мироненко Елена Сергеевна
доктор искусствоведения, профессор кафедры композиции и музыковедения Академия музыки, театра и изобразительных искусств Молдова, 2009, Кишинев
е1_тиопепко@тай.ги ORCID: 0000-0003-0495-0356
Elena S. Mironenko
Dr. Sci. (Art and Cultural Studies), Professor at the Department of Composition and Musicology
Academy of Music, Theatre and Fine Arts Moldova, 2009, Chisinau
е1_тиопепко@тай.ги ORCID: 0000-0003-0495-0356