Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА А. ХИНАСТЕРЫ'

СТИЛЕВЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА А. ХИНАСТЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
379
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГЕНТИНСКАЯ КУЛЬТУРА / "АРГЕНТИНИДАД" / ГАУЧЕСКО / RENOVACION / МАЛАМБО / ГАТО / ТРИСТЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ / ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОРТЕПИАННЫЙ РЕПЕРТУАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Брахман Евгений Семенович, Кононец Елена Сергеевна

Цель данной публикации - ввести в русскоязычный научный обиход творческое наследие аргентинского композитора ХХ века Альберто Хинастеры. Авторы обобщают и кратко излагают его биографические данные, выявляют жанровые и стилевые особенности музыки, доказывают, что истоком композиторской самобытности является органичное объединение национальных фольклорных традиций и опыта европейской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА А. ХИНАСТЕРЫ»

БРАХМАН Е. С., КОНОНЕЦ Е. С.

СТИЛЕВЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА А. ХИНАСТЕРЫ

Стилевые истоки творчества А. Хинастеры

Брахман Евгений Семенович

Заведующий кафедрой специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор

E-mail: ebrakhman@gmail.ru

Кононец Елена Сергеевна

Ассистент-стажер кафедры специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: lena.kononets@mail.ru

Цель данной публикации — ввести в русскоязычный научный обиход творческое наследие аргентинского композитора ХХ века Альберто Хинастеры. Авторы обобщают и кратко излагают его биографические данные, выявляют жанровые и стилевые особенности музыки, доказывают, что истоком композиторской самобытности является органичное объединение национальных фольклорных традиций и опыта европейской культуры. Ключевые слова: аргентинская культура, «аргентинидад», гауческо, Renovacion, маламбо, гато, тристе, национальная школа, творческий путь, фортепианное творчество, фортепианный репертуар

По ряду причин (исторических, политических, географических и многих других) музыка Латинской Америки не так часто звучит на академической сцене в России. В связи с этим сложился стереотип о ее развлекательной направленности, который не соответствует реальности. Латинская Америка в XX веке прошла трудный путь становления государств, независимых от Запада, что привело к становлению множества национальных культур и появлению ряда школ и выдающихся композиторов, таких как Карлос Чавес в Мексике, Эйтор Вилла-Лобос в Бра-

зилии и Альберто Хинастера в Аргентине.

Альберто Хинастера (1916— 1983) — один из выдающихся композиторов ХХ века, добившийся мирового признания. Он имел звания почетного доктора Йельского университета, почетного члена Бразильской академии музыки и Американской Академии наук и искусств, члена Чилийской Ассоциации композиторов, Национальной Академии изящных искусств Аргентины и Интернационального музыкального совета при ЮНЕСКО. Это лишь часть заслуг композитора. При жизни он был

13

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

14

активным общественным деятелем, инициировал создание Лиги композиторов Аргентины, которая позже стала секцией Международного общества современной музыки. Хинастера писал музыку на протяжении всей жизни — период его активной композиторской деятельности охватывает почти 50 лет. За это время композитор выработал свой собственный профессиональный узнаваемый стиль письма, который непрерывно претерпевал изменения, но сохранил свою самобытность и неповторимость. Альберто Хинастера стал одним из немногих ярких представителей национальной академической композиторской школы Аргентины.

На данный момент о творчестве Хинастеры существуют лишь краткие энциклопедические статьи и не издано ни одной монографии на русском языке. Основной источник, на который опираются многие современные исследователи, — монография, написанная доктором музыковедения Полой Суарес-Уртубе, знавшей композитора лично. Многое в этой книге было записано со слов самого Хинастеры. Еще один важный источник — информационный путеводитель по творчеству композитора, составленный современным исследователем Деборой Швартц-Кейтс. Представляет интерес книга Сесилии Скали-зи, созданная на основе личной переписки Альберто Хинасте-ры и его дочери — Джеорджи-ны Хинастеры. Кроме того, творчество композитора освещается в иноязычных диссертациях и статьях, существуют путеводитель по сонатному творчеству и каталог работ Хи-настеры, выпущенный правообладателем всего его наследия, компанией Boosey and Hawkes.

Таким образом, целью данной статьи является создание целостного творческого облика композитора, что позволяет ввести в русскоязычный научный обиход его музыкальное наследие и, что немаловажно, привлечь к нему внимание исполнителей.

Альберто Хинастера (во многих источниках Гинастера, Джи-настера) родился 11 апреля 1916 года в Буэнос-Айресе в семье европейских эмигрантов. Его мать была итальянкой, а отец каталонцем. Композитор был очень горд своим происхождением и на протяжении всей жизни предпочитал каталанское произношение его фамилии — Джинастера. В 1935 году с золотой медалью окончил композиторский факультет консерватории имени Уильямса в Буэнос-Айресе. Будучи ещё студентом, Хинастера заслужил репутацию многообещающего композитора. Его выпускная работа — одноактный балет «Панамби», который был поставлен в этом же году в театре Колон. В 1942 году композитор получает грант Гуггенхайма и в 1945 году, воспользовавшись им, по политическим обстоятельствам покидает Аргентину и едет на стажировку в США. Там посещает все значимые школы США и укрепляет творческие связи с Аароном Коплендом. По возвращении в Аргентину в 1948 году руководит музыкальным факультетом Католического университета Аргентины и позже, с

1962 года, Центром музыкальных исследований Торкуато ди Телло с грантом фонда Рокфеллера. Это время экспериментов и сотрудничества с передовыми мастерами европейского авангарда (Л. Ноно, Я. Ксенакисом, О. Мессианом и другими). С

1963 года композитор активно работает с крупнейшими оркестрами и музыкальными сообществами мира, обретает все-

общее признание и становится востребованным музыкантами и публикой. В 1971 году женится на виолончелистке Авроре На-толе и мигрирует в Швейцарию, где проведет остаток жизни до 1983 года.

Анализируя истоки творчества Хинастеры, можно отметить «многослойность» слияния традиций Запада с культурой народов, населявших Латинскую Америку. Современная аргентинская культура основана на объединении традиций древних южноамериканских цивилизаций и европейской культуры, принесенной на континент колонистами. Синтез этих двух линий присутствует в творчестве всех латиноамериканских композиторов. Альберто Хина-стера относится к четвертому поколению профессиональных музыкантов.

Специфика национальной культуры Аргентины отражена в понятии «аргентинидад» или «argentineness». Ее ключевым компонентом является культура гаучо — пастуха, ковбоя, вольного землепашца, живущего в сельской местности — эстан-сии. Именно он стал идеализированным национальным символом сильной и независимой от Испании Аргентины, его образ многократно встречается в живописи, музыке и литературе.

Музыкальный репертуар, главным образцам которого будут подражать первые поколения композиторов, богат и разнообразен. Его основным атрибутом является гитара. Образный мир этой музыки — меланхолическое повествование о сельской жизни под звуки гитары или мужские сольные танцы, такие как «ухаживающий» танец гато или соревновательный танец маламбо в размере 6/8. В музыке Хинастеры национальная традиция отразилась в вокальной музыке (цикл из

БPAХМAH Е. С., KOHOHEö Е. С.

СТИЛЕВЫЕ ИС^КИ TBOPЧECTBA А. XИHACTEPЫ

пяти популярных аргентинских песен), инструментальной пес-не-тристе, что в переводе с испанского означает «грустно» (Triste pampeano для гитары), цикле «12 американских прелюдий», повествовательной III части сонаты № 1. Танцы Гато и маламбо ярко прослеживаются в творчестве Хинастеры в знаменитом финале балета «Эстансия», в «Маламбо» для фортепиано ор. 7, Финале сонаты № 1 и во множестве других сочинений.

Профессиональная музыкальная культура Аргентины достаточно молода. Она начала зарождаться только в конце XIX века. Альберто Уильяме (1862-1952) и Джулиан Агир-ре (1868-1924) — иммигранты, получившие образование в Европе, — стали первыми профессиональными композиторами Аргентины. Второе поколение представлено именами Карло-са Лопеза Бучардо (1881-1948), Фелипе Боэро (1884-1948) и Флоро Угарте (1884-1975). Они продолжают начинания Уильям-са и Агирре, активно используя их систему кодификации национальных представлений. Третье поколение композиторов во главе с Хосе Марией Кастро (18921964), Хуаном Хосе Кастро (1895-1968) и Хуаном Карлосом Пасом (1901-1972) дистанцировалось от фольклора. Композиторы объединились в группу, известную как Renovacion, чтобы сформировать новую эстетику и новый музыкальный язык. Нельзя сказать, что они полностью абстрагировались от наследия гауческо и культурных выводов предшественников, однако теперь ориентация была на европейские образцы и новые техники композиторского письма. Большой интерес у них вызывали новые техники композиции, такие как додекафония, стилевые направления

неоклассицизма и джаза. Хинастера был со студенческих лет связан дружбой с Хуаном Хосе Кастро и являлся младшим членом группы Renovacion.

Европейская культура постепенно проникала в сознание латиноамериканских композиторов, соединяясь с национальной первоосновой. Хинастера творил на этапе зрелости аргентинской культуры, когда она уже прошла долгий путь становления, национального поиска и сопротивления, что позволило ему действительно органично синтезировать национальное наследие композиторов-предшественников, фольклор, классические музыкальные каноны и современные европейские тенденции, выработав при этом свою композиторскую идентичность.

В разные периоды жизни влияние на Хинастеру оказывало творчество Игоря Стравинского, Белы Бартока, Альбана Берга и Антона Веберна, Клода Дебюсси, Артюра Онеггера, Мануэля де Фальи и других композиторов.

Необычное сочетание традиции и новаторства в творчестве Альберто Хинастеры, вдохновленное разными источниками, такими как национальный фольклор, креольские танцы, культура древних цивилизаций, нововенские композиторские изобретения, сфера электронной музыки и многое другое — привели к многоэле-ментности его музыкального языка, что расширяет возможности интерпретации этой музыки исполнителями и дает исследователям почву для дискуссий относительно единства стиля композитора.

Наследие Альберто Хина-стеры составляет 54 опуса. Это 3 оперы — «Дон Родриго», «Бомарцо» и «Беатрис Ченчи», 2 балета — «Панамби» и

«Эстансия», сочинения для оркестра (наиболее известны Концертные вариации ор. 23 и Пампеана № 3 ор. 24), инструментальные концерты для фортепиано (№ 1, 2), скрипки, виолончели (№ 1, 2), камерная и камерно-вокальная музыка, сочинения для голоса с оркестром, кантаты, сочинения для органа, гитары, виолончели соло.

Значительное место в этом списке занимает фортепианная музыка. Это десять опусов и несколько авторских переложений тем из собственных балетов и опер, два фортепианных концерта, три сонаты, три аргентинских танца ор. 2, 3 пьесы ор. 6, Маламбо ор. 7, двенадцать американских прелюдий ор. 12, сюита «Креольские танцы» ор. 15, Рондо на детские аргентинские темы ор. 19. К этому списку можно добавить фортепианный квинтет, Пампеану № 1 для скрипки и фортепиано, Пампеану № 2 для виолончели и фортепиано и камерно-вокальное творчество. Неосуществленным остался замысел написания сюиты «Золушка» для двух фортепиано и аргентинского концерта для фортепиано с оркестром.

Музыка для фортепиано становится для Хинастеры своеобразной творческой лабораторией, в которой он совершает свои композиторские открытия, использованные позже в сценических или симфонических произведениях. К таковым можно отнести кластеры, интервальные пассажи, ости-натность ритма, токкатность, экстремальную контрастность динамики, использование до-декафонных методов, политональности.

Самым уникальным из выработанных Хинастерой приемов является «гитарный аккорд», как фирменный отличительный знак, подобный по значимости

1S

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

16

монограмме BACH в музыке И. С. Баха или вагнеровскому тристан-аккорду. Он представляет собой ход по открытым струнам испанской гитары (e-a-d-g-h-e) и является семантической отсылкой к культуре гаучо. Данный прием используется во многих сочинениях. Это и аргентинские танцы, и Маламбо ор. 7, и Концертные вариации ор. 23, Соната № 1 для фортепиано ор. 22 (II часть) и гитарная соната ор. 47.

Первое крупное фортепианное сочинение Хинастеры — соната № 1. В таком же ключе написан и первый фортепианный концерт. Более поздние фортепианные сочинения отличаются запредельной виртуозностью, поэтому лишь немногие пианисты включают их в свой репертуар. Пианизм Хинастеры близок к листов-скому типу, с предпочтительным использованием крупной техники: кластеров, октавных пассажей, аккордов, двойных нот, глиссандо, всех видов арпеджио.

Особой теплотой обладает лирика в фортепианных сочинениях. Показателен пример циклов из 12 американских пре-

людий ор. 12, а также креольских танцев ор. 15, лирические части которых наполнены пасторальной колористичностью, выраженной в длинной мелодической линии с аккомпанементом простого гармонического склада. Использование длинной колористической педали, удерживающей «пряные» интонации и диссонирующие интервалы, взятые в крайних регистрах фортепиано, оказывают особое воздействие на слушателя, погружая его в медитативный транс. В лирических частях особенно заметно влияние импрессионизма и стиля Мануэля де Фальи, в то время как в подвижных, динамических частях с их токкатно-моторным движением стилистически превалирует экспрессионизм.

Эстетика и специфика творчества композитора со временем может получить разную трактовку. При всей неполноте исследований, отсутствии библиографических источников на русском языке, с исполнительской точки зрения творческое наследие Альберто Хинастеры является благодатной почвой для формирования яркого и самобытного репертуара.

Литература

1. История зарубежной музыки ХХ век. М.: Музыка, 2005. 576 с.

2. Ginastera: Catalogue of works with introduction of D. Schwartz-Kates, Boosey & Hawkes, Inc.. New York, 2013. 23 p.

3. Latinoamerica-musica [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. latinoamerica-musica.net (дата обращения: 16.12.2019).

4. Nissman B. Remembering Ginastera // Piano today. London, 2007. P. 4-5.

5. Scalisi C. De padre a Hija. Cartas de Alberto Ginastera a su Hija Georgina, Sudamerica. Buenos-Aires, 2012. 328 p.

6. Schwartz-Kates D. Alberto Ginastera. A research and information guide, Routledge, NY, 2010, 249 p.

7. Schwartz-Kates D. Alberto Ginastera, Argentine Cultural Construction and the Gauche sco Tradition // The Musical Quarterly. Oxford University press. June 2002. 34 p.

8. Suarez Urtubey P. Alberto Ginastera en cinco movimentos. Buenos-Aires, 1972. 111 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.