Научная статья на тему 'Встреча на берегах Рейна: о 35-м Европейском конгрессе ерта в Дюссельдорфе'

Встреча на берегах Рейна: о 35-м Европейском конгрессе ерта в Дюссельдорфе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
35-Й КОНГРЕСС ЕРТА В ДЮССЕЛЬДОРФЕ / ПИАНИСТ И ДВИЖЕНИЕ / ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО / АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПИАНИСТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / 35TH EPTA CONGRESS IN DUESSELDORF / PIANIST AND MOTION / PIANO WORK / ENSEMBLE MUSIC-MAKING / DANCE MUSIC / METHODICAL CONSTRUCTION / PIANISTIC VEHICLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слонимская Раиса Николаевна, Черная Марина Радославовна

Содержится информация о 35-м Европейском конгрессе ЕРТА в Дюссельдорфе, где выступили с лекциями-концертами два профессора из Санкт-Петербурга, чьи впечатления отражены в предлагаемом тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meeting on bank of Rhine: 35 th Congress of European Piano Teachers Association (

The article deals with the information on the 35th Congress of the European Piano Teachers Association where 2 professors from Saint-Petersburg gave lectures-recitals, their impressions are mirrored in the introduced text.

Текст научной работы на тему «Встреча на берегах Рейна: о 35-м Европейском конгрессе ерта в Дюссельдорфе»

УДК 786:061.3(4)

Р. Н. Слонимская, М. Р. Черная

Встреча на берегах Рейна: о 35-м Европейском конгрессе ЕРТА в Дюссельдорфе

Содержится информация о 35-м Европейском конгрессе ЕРТА в Дюссельдорфе, где выступили с лекциями-концертами два профессора из Санкт-Петербурга, чьи впечатления отражены в предлагаемом тексте.

Ключевые слова: 35-й конгресс ЕРТА в Дюссельдорфе, пианист и движение, фортепианное творчество, ансамблевое музицирование, танцевальная музыка, методическая организация, пианистический аппарат

Raisa N. Slonimskaya, Marina R. Chernaya

Meeting on bank of Rhine: 35th Congress of European Piano Teachers Association (ЕРТА) in Duesseldorf

The article deals with the information on the 35th Congress of the European Piano Teachers Association where 2 professors from Saint-Petersburg gave lectures-recitals, their impressions are mirrored in the introduced text.

Keywords: 35th EPTA Congress in Duesseldorf, pianist and motion, piano work, ensemble music-making, dance music, methodical construction, pianistic vehicle

Дюссельдорф встретил весенним цветением и романтической атмосферой Старого города, узкими улицами, колокольным звоном под куполами древних костелов и - неожиданно для нас - бурлящим Рейном. Особое очарование пейзажу придавали два вантовых моста, обнимающих излучину реки. С набережной мы свернули в лабиринт улиц, по мостовым которых бродили Роберт и Клара Шуман, а несколько поодаль, казалось, следует Иоганнес Брамс.

Европейская ассоциация преподавателей фортепиано отметила свое 35-летие проведением Международного конгресса на берегах Рейна в Дюссельдорфе с 9 по 12 мая 2013 г. Основателем ассоциации является Карола Гринда, английский преподаватель фортепиано и методист. Ее идея объединить «вокруг фортепиано» энтузиастов исполнительства, педагогики и методики реализовалась в конце 1970-х гг. созданием международной организации. Стало традицией проведение ежегодного конгресса в одной из европейских стран, при этом каждый раз в новом месте.

Центром проведения нынешнего весеннего конгресса была выбрана музыкальная школа, носящая имя Клары Шуман, великой немецкой пианистки и жены выдающегося композитора-романтика. Чета Шуманов жила в Дюссельдорфе, куда Роберт Шуман в 1850-1853 гг. был приглашен генерал-музик директором.

Около 160 участников из трех десятков стран мира представили свои доклады, презентации, концертные программы и мастер-классы. От России были приглашены два профессора из Санкт-Петербурга. Для гостей форума была

предложена культурная программа, куда, в частности, входило посещение Оперного театра на Рейне, где в XIX в. за пультом стоял Феликс Мендельсон-Бартольди. Постановка «Тангейзера» Р. Вагнера была связана с 200-летием композитора и именно в этом театре, в эти дни вызвала скандальную реакцию. Режиссёр Буркхард Кос-мински предложил свое видение вагнеровского детища, где оформление вызывало непрозрачные ассоциации с жизнью в концентрационном лагере. Негодование музыкальной общественности по поводу данной постановки превзошло все ожидания, тем более что Р. Вагнер никак не мог отвечать за ужасы Холокоста и действия нацистов. В результате возникшего конфликта уже спустя 4 дня после первого представления опера шла в концертном варианте.

Тема конгресса - «Пианисты и движение» - была представлена несколькими направлениями. Проблематика включала вопросы фортепианного творчества композиторов и ансамблевого музицирования; особое внимание уделялось танцевальной музыке; методические вопросы касались организации и владения пианистическим аппаратом.

В демонстрации ансамблей запомнилось выступление квартета «Фортепиано 40» под руководством Нади Лассерсон, востребованного в Европе. Отправной точкой их репертуара послужили произведения Сметаны, Мошелеса и Мошковского, специально написанные для двух фортепиано в 8 рук в XIX в., когда повсеместно в музыкальных салонах использовалась практика исполнения симфонических произведений в облегченных аранжировках. Для этого коллектива

188 Вестник СПбГУКИ • № 4 (17) декабрь • 2013

оригинальные произведения написали 27 современных композиторов. Деятельность ансамбля «Фортепиано 40» способствует ренессансу этого вида музицирования в Европе.

Активное участие и обсуждение злободневных проблем современного исполнительского искусства, образования и культуры проходило в доброжелательной и заинтересованной обстановке. Сообщения часто перерастали в открытые дискуссии, преломляясь в виде содержательных и заинтересованных диалогов. Известные пианисты мира наряду с лекцией исполняли произведения композиторов разных эпох. Часто музыканты подкрепляли свои комментарии и рассуждения интересными интерпретациями музыкальных произведений. Запомнилось выступление пианистки, профессора Доры де Маринис из Аргентины. Она ярко представила фортепианные произведения аргентинского классика ХХ в. Альберто Хинастеры (19161983). В концерте пианистки Марчелы Крудели, председателя ЕРТА Италии, прозвучали произведения итальянских композиторов эпохи барокко, романтиков Шопена и Листа, сочинения композиторов ХХ в. А. Казеллы и С. Каллигариса. Оригинальным было выступление финского пианиста Юкки Никэнена, который демонстрировал собственные транскрипции музыки американских вестернов. Привлекли свободное владение ресурсами инструмента, транслирование и подача риаБиимпровизационного фактурного оформления известного музыкального материала, а также совершенство исполнения.

Заинтересованность и одобрение слушателей получили лекции-концерты, с которыми выступили члены российской делегации. М. Р. Черная, профессор Российского государственного педагогического университета, представила тему «Интерпретация вальсов П. И. Чайковского

для фортепиано», а Р. Н. Слонимская, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - «Танцевальные жанры в фортепианных произведениях Сергея Слонимского». Участники конгресса живо реагировали на исполнение малоизвестных произведений Чайковского пианисткой Мариной Черной, а также были приятно удивлены видеозаписями С. М. Слонимского, исполняющего пьесы из новых детских альбомов. Подкупил импровизированный дуэт русской и аргентинской пианисток М. Черной и Д. де Маринис, задорно исполнивший в 4 руки «Польку» С. Слонимского из музыки к комедии Н. Гоголя «Ревизор».

Спектр направлений и ракурсы темы «Пианисты и движение» вызывали столь непредсказуемые повороты в ее освещении, что каждое выступление участников получало непосредственный отклик в зале.

Внимание и забота устроителей из Германии, открытая доброжелательная обстановка, четкая организационная составляющая конгресса располагали к продуктивному, деловому и плодотворному тону общения. Конгресс завершился дружеской встречей с президиумом ЕРТА. Было принято решение провести следующий форум с 26 по 29 июня 2014 г. в столице Норвегии Осло по теме: «Влияние фольклора на художественное творчество: тенденции и перспективы: 1814-2014 гг.».

Богатство и разнообразие возможной тематики «вокруг фортепиано» позволяет надеяться на плодотворность деятельности ЕРТА в международном масштабе, которая стимулирует развитие исполнительских ресурсов, научно-исследовательскую и методическую работу преподавателей фортепиано, а также способна привлекать внимание слушателей и любителей современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.