Научная статья на тему 'ИСПАНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. МОШКОВСКОГО'

ИСПАНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. МОШКОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
451
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
M. MOSZKOWSKI / SPANISH THEME / FLAMENCO / PIANO MINIATURE / М. МОШКОВСКИЙ / ИСПАНСКАЯ ТЕМАТИКА / ФЛАМЕНКО / ФОРТЕПИАННАЯ МИНИАТЮРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миц Оксана Романовна

. Статья посвящена роли испанской темы в творчестве выдающегося польского композитора, пианиста, дирижера и педагога Морица Мошковского (1854-1925). Рассматриваются его «Испанские танцы» ор. 12 и ор. 65, Испанский альбом ор. 21, Испанское каприччио ор. 37, «Гитара» ор. 45, опера «Боабдиль, последний король Мавров» ор. 49, фортепианная транскрипция «Песня цыганки» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Доказывается, что М. Мошковский сделал весомый вклад в развитие испанской фортепианной музыки практически в то время, когда испанские композиторы - основатели национальной школы И. Альбенис и Э. Гранадос - только начинали свою деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPANISH THEME IN THE WORKS OF MORITZ MOSZKOWSKI

The article is devoted to the role of the Spanish theme in the works of the prominent Polish composer, pianist, conductor and teacher Moritz Moskowski (1854-1925). The author of the article has made a review of “Spanish Dances” op. 12 and op. 65, Spanish album op. 21, Spanish Capriccio op. 37, “Guitare” op. 45, the opera “Boabdil, der letzte Maurenkönig” op. 49, transcription for piano “Gypsy song” from the opera “Carmen” by J. Bizet. The study proves that M. Moszkowski made a significant contribution to the development of Spanish piano music almost at a time when the Spanish composers - the founders of the national school I. Albenis and E. Granados - were just starting their music path.

Текст научной работы на тему «ИСПАНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. МОШКОВСКОГО»

https://doi.org/10.29013/EJA-20-1-58-62

Mits Oksana Romanovna, Postgraduate Student, Department of Interpretation

and music analysis, Kharkiv I. P. Kotlyarevsky national University of Arts E-mail: pianokisa@gmail.com

SPANISH THEME IN THE WORKS OF MORITZ MOSZKOWSKI

Abstract. The article is devoted to the role of the Spanish theme in the works of the prominent Polish composer, pianist, conductor and teacher Moritz Moskowski (1854-1925). The author of the article has made a review of "Spanish Dances" op. 12 and op. 65, Spanish album op. 21, Spanish Capriccio op. 37, "Guitare" op. 45, the opera "Boabdil, der letzte Maurenkonig" op. 49, transcription for piano "Gypsy song" from the opera "Carmen" by J. Bizet. The study proves that M. Moszkowski made a significant contribution to the development of Spanish piano music almost at a time when the Spanish composers - the founders of the national school I. Albenis and E. Granados - were just starting their music path.

Keywords: M. Moszkowski, Spanish theme, flamenco, piano miniature.

Миц Оксана Романовна, аспирантка кафедры интерпретологии и анализа музыки Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского

E-mail: pianokisa@gmail.com

ИСПАНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. МОШКОВСКОГО

Аннотация. Статья посвящена роли испанской темы в творчестве выдающегося польского композитора, пианиста, дирижера и педагога Морица Мошковского (1854-1925). Рассматриваются его «Испанские танцы» ор. 12 и ор. 65, Испанский альбом ор. 21, Испанское каприччио ор. 37, «Гитара» ор. 45, опера «Боабдиль, последний король Мавров» ор. 49, фортепианная транскрипция «Песня цыганки» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Доказывается, что М. Мош-ковский сделал весомый вклад в развитие испанской фортепианной музыки практически в то время, когда испанские композиторы - основатели национальной школы И. Альбенис и Э. Гра-надос - только начинали свою деятельность.

Ключевые слова: М. Мошковский, испанская тематика, фламенко, фортепианная миниатюра.

Во второй половине XIX - начале XX века Будучи выходцем Новой Академии музыки в Бер-

значительное место в истории занимает творче- лине Теодора Куллака и непосредственно его уче-

ство польского пианиста, дирижера, композитора ником, М. Мошковский был очень популярным

и педагога Морица Мошковского (1854-1925). композитором своего времени. Его композитор-

ское наследие очень многогранно, оно охватывает огромное количество миниатюр для фортепиано, скрипки, виолончели, произведения для симфонического оркестра, концерты для солирующих инструментов с оркестром, песни, транскрипции и парафразы, этюды различной тяжести, а также новаторскую «Школа двойных нот», которую М. Мошковский пропогандировал в своей педагогической деятельности. Все они были очень известными в свое время, и имели огромный успех.

Среди более чем 200 фортепианных произведений композитора выделяется значительная группа фортепианных миниатюр, представляющих различные «национальные» культуры. Их можно условно назвать пьесами-картинками мира: сюита «Со всего мира» ор. 23 с пьесами Россия, Германия, Польша, Италия, Венгрия в четыре руки, которые он аранжировал также для оркестра; Венгерский танец ор. 11; Немецкие танцы ор. 25; Итальянская мелодия ор. 38; Польские народные танцы ор. 55; Российские танцы ор. 68; Неаполитанская песня ор. 83; а также такие миниатюры как Gondoliera op. 41, Trois Morceaux poetiques op. 42 (Romanse, Siciliano, Momento giojoso) посвященные Италии.

Но наибольшее количество в этой панораме занимают пьесы с испанской тематикой: «Испанские танцы» ор. 12, Болеро для скрипки с оркестром ор. 16, Испанский альбом ор. 21, Испанский каприс ор. 37, пьеса Гитара с ор.45, опера «Боабдиль, последний король Мавров» ор. 49 и транскрипция на темы из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Чем именно была вызвана заинтересованность к музыке Испании польського композитора - представителя австро-немецкой школы, ответить однозначно нельзя. М. Мошковский никогда не посещал страну музыка которой так его привлекала.

Следует отметить, что испанская музыка в то время в Европе была мало известна. Можно предположить, что для М. Мошковского первое знакомство с ней произошло за годы обучения в Ака-

демии музыке у пианиста, композитора и педагога Теодора Куллака. В его композиторском наследии присутствуют транскрипции и романсы на немецкие, испанские и русские мелодии. Также общение М. Мошковского с испанским скрипачем и композитором Пабло де Сарасате не могло не отразиться на взглядах молодого польського музыканта. В течение всей жизни он обращался к танцевальным мелодиям фламенко, с их чарующими ритмами, неповторимыми, терпкими гармониями и контрастными противопоставлениями.

В диссертации Фернандеса Милдрида, посвященной испанскому композитору и пианисту Хоакин Нин Кастелланос есть сведения, что М. Мошковский с 1902 года являлся преподавателем Хоакина, который «специализировался на понимании испанской музыки через эталон салонной виртуозности» [4, 3]. Также среди учеников М. Мошковского был испанский пианист, композитор и дирижер Хоакин Турина Перес.

Композитор впервые обратился к музыке Испании в 1876 году, когда ему было 22 года. Он написал фортепианный цикл «Испанские танцы» ор. 12, состоящий из пяти пьес. Произведение было написано для исполнения в четыре руки и посвящено его брату Александру Мошковско-му. Сам композитор считал танцы одним из произведений, которое впервые принесло ему известность в музыкальном мире. М. Мошковский не использовал оригинальные народные мелодии, его собственные темы были проникнуты самобытным испанским колоритом.

«Испанские танцы» ор. 12 имели огромный успех у публики, по популярности не уступая «Славянским танцам» А. Дворжака и «Венгерским танцам» Й. Брамса. Яркие зажигательные ритмы, элегантная мелодия, блестящие пассажи, изящная мелизматика, красочность тембрального и гармонического языка покоряли сердца слушателей. Богатый ассоциативными образными параллелями фортепианный цикл не просто представлял несомненный интерес для пианистов, но

и открыл новые возможности для развития творческой фантазии исполнителя, и, как следствие, обогатил новыми качествами фортепианно-ис-полнительское искусство своего времени.

После публикации «Испанские танцы» М. Мошковского долгое время были востребованными в репертуаре, а их нотные издания постоянно раскупались. Пианистическое удобство и запоминающаяся мелодика способствовала их широкому распространению. Пьесы были изданы для различных составов и в многочисленных аранжировках: в четыре руки, для двух роялей, для камерных ансамблей и салонного оркестра. «Испанские танцы» для фортепиано в две руки принадлежат Альберту Ульриху / Albert Ulrich / Каталог Карла Саймона / Carl Simon / перечисляет обработки для одиннадцати различных составов.

После «Испанских танцев» ор. 12 М. Мош-ковський продолжил создавать произведения испанской тематики в такой последовательности: в 1878 году - Болеро для скрипки с оркестром ор. 16 (Болеро для скрипки с оркестром ор. 16 было исполнено Пабло де Сарасате с Берлинским филармоническим оркестром 28 января 1889 года), затем в 1879 году был издан Испанский альбом ор. 21 / Album espagnol / в четыре руки для фортепиано, состоящий из четырех непрограммных пьес. Также как танцы ор. 12, они приобрели популярность и были изданы для различных составов.

«Шуточно-балаганный характер виртуозности Мошковского» [1, 68] продолжает Испанский каприс ор. 37 (1885), который обрел славу благодаря исполнению его ученика, выдающегося пианиста Йозефа Гофмана. Произведение построено на репетиционной технике, его скерцоз-но-игровую стихию подчеркивают контрастные динамические противопоставления. Подобно скрипичным каприсам Н. Паганини композитором представлена пьеса, демонстрирующая вершину виртуозного искусства: используются не только характерные для испанской музыкальной культуры ритмы, но и требующие большой паль-

цевой оснащенности музыкальные приемы, как например, репетиции и двойные ноты и т.д.

В 1888 году была написана фортепианная пьеса «Гитара», вошедшая в цикл миниатюр ор. 45. Аранжировка для скрипки и фортепиано и ее первое исполнение принадлежит П. Сарасате. Легкость и полет наделяют эту музыку особым очарованием, что достигается с помощью динамических градаций, которые не выходят при этом за пределы p - mp. М. Мошковский создает звуковой образ испанского народного инструмента гитара, используя эффектную ритмо-интонаци-онную формулу фанданго, подчеркивая образный контраст: скерцозность и драматическую экспрессивность. В поисках нового, органичного развития национально-самобытного музыкального материала, композитор обращает внимание на вариационность и импровизационность, требующих своеобразных приемов использования фортепианной техники.

В том же году композитор начал плодотворную работу над своей первой и единственной оперой «Боабдиль, последний король Мавров» ор. 49. Либретто трехактной оперы принадлежит Карлу Виттковському, другу детства М. Мошковского, три стихотворения которого он положил на музыку создав вокальный цикл ор. 26. Опера основана на реальных исторических событиях и описывает историю Мухаммеда XII Абу Абдал-лах, последнего эмира Гранады, который взошел на престол в 1482 году. Премьера оперы состоялась в Берлинском оперном театре 21 апреля 1892 как 100-й спектакль сезона. М. Мошковско-му неоднократно аплодировали на сцене, а после второго действия он трижды выходил перед занавесом. Боабдиль также был сыгран в Мюнхене в сезоны 1892 и 1893 годов, в Праге, в Будапеште, Кенигсберге, в Петербурге в Мариинском театре и Нью-Йорке.

М. Мошковский аранжировал некоторые мелодии из своей оперы для фортепиано. В частности, очень популярной была «Малагенья» /

Malagueña / - одна из традиционных песен фламенко и «Мавританский марш» в четыре руки. Впоследствии, когда интерес к опере начал ослабевать, можно было услышать лишь отдельные балетные номера и аранжировки, созданные М. Мошковским для выступлений пианистов и салонных оркестров.

Около 1900 года появляются «Новые Испанские танцы» ор. 65 для фортепиано в четыре руки. В цикл входят три пьесы, последняя -«Хабанера» - была впоследствии аранжирована М. Мошковским для оркестра. В своем письме к Генри Хинриксену композитор отмечал: «<...> "Новые испанские танцы" не включают в себя народные мелодии, а полностью являются моей интеллектуальной собственностью» [1, 312]. Однако ор.65 не имел такого успеха и остался в тени славы боле ранних сочинений. В том же письме полный переживаний композитор с недоумением писал о «Новых испанских танцах»: «кажется, новые сочинения остались до сих пор не достаточно популярными, откровенно говоря что меня действительно оскорбляет, так как я считаю их лучше, чем первые, как я также считаю и "Испанский альбом" значительно ценнее чем Танцы ор. 12» [1, 312]. Композитор был огорчен, размышляя о своем творчестве. Он неоднократно отмечал, что «<...> судьба музыкальных произведений иногда непредсказуема» [1, 312].

В наследии М. Мошковского значительное место занимают пьесы-аранжировки. Одна из них, «Песня цыганки» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, была издана в 1906 году в издательстве Юлия Хай-науера / Julius Hainauer / во Вроцлаве. Сочинение автор посвятил известному австрийскому пианисту Мориц Розенталю, первому исполнителю трансткрипции. М. Мошковский демонстрирует звукокрасочную изобретательность и творческий потенциал, объединив в одной композиции музыку Seguidilla и цыганскую песню, в процессе вариантного развития претворяет приемы инструментального народного исполнительства,

обогащая выразительные возможности фортепиано. Композитор также использует тембровые ресурсы инструмента в поисках оркестрового звучания.

Выводы. Анализируя фортепианные произведения М. Мошковского испанской тематики, надо отметить их чрезвычайное пианистическое удобство. Эта музыка привлекает яркой образностью, она охватывет целый спектр настроений - от мечтательной, лирической и грациозной, проникнутой искренностью высказывания, вниманием к душевным состояниям и внутреннему миру человека; до яркой и смелой, втягивающей в фантастический круговорот зажигательных испанских ритмов.

М. Мошковский внес значительный вклад в становление испанского музыкального, в том числе, и фортепианного искусства. Таким образом, можно констатировать, М. Мошковский сделал весомый вклад в развитие испанской фортепианной музыки практически в то время, когда испанские композиторы - основатели национальной школы И. Альбенис и Э. Гранадос только начинали свою деятельность. В своих сочинениях испанской тематики композитор воплощает национальное начало посредством обогащения фактурных, красочных и выразительных возможностей инструмента. Пианист, исполняющий произведения М. Мошковского должен обладать яркой пальцевой техникой и артистизмом, чувствовать баланс между страстью и интеллектом, темпераментом и сдержанностью.

В течение многих лет произведения композитора были забыты, практически не исполнялись, и только в последние годы наблюдается возрождение интереса к его творчеству. Музыка М. Мошковского привлекает современных музыкантов широким спектром романтических пианистических средств, импровизационностью, опирающаяся на традиции блестящего пианистического стиля исполнения с романтически импульсивным изменением эмоциональных состояний. Это дает

современному исполнителю свойственное ро- дающегося музыканта на создание многих замеча-

мантикам ощущение трансцендентальности, пре- тельных фортепианных произведений, проникну-

имущества над обычным слушателем. Возможно, тых яркостью, эмоциональностью, необычайной

именно поэтому испанская тема вдохновляла вы- энергией и темпераментом.

Список литературы:

1. Assenov В. Moritz Moszkowski - eine Werkmonographie: der Fakultät I - Geisteswissenschaftender Technischen Universität Berlinzur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie / Tag der wissenschaftlichen Aussprache: 04. Februar 2009.- Berlin, 2009.- 525 p.

2. Haddow J. C. Moritz Moszkowski and his piano music: Ph.D. diss.; Saint Louis: Washington University, [USA], 1981.- 78 р.

3. Hodos G. Transcriptions, Paraphrases, and Arrangements: The Compositional Art of Moritz Moszkowski: Ph.D. diss.; New York: City University, [USA], 2004.- 340 р.

4. Mildred F. The violin works ofJoaquin Nin: a catalogue and violinistic perspective (2013): Ph.D. diss.; The University of North Carolina at Greensboro, [USA], 2013.- 78 p.

5. Willard L. Notes, thoughts, and fragments about Morits Moszkovski and some of his music. An informal monograph. - New York, 1975.- 257 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.