Научная статья на тему 'Стилевой подход как способ реализации индивидуальной познавательной деятельности студентов вуза физической культуры'

Стилевой подход как способ реализации индивидуальной познавательной деятельности студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INDIVIDUAL COGNITIVE STYLE / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING MOTIVATION / РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ / REPRESENTATIVE SENSOR SYSTEMS / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / LEVEL OF KNOWLEDGE / БИОПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ИНДИВИДА / BIOPSYCHIC ACTIVITY OF THE INDIVIDUAL / РЕФЛЕКСИВНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ / ОРИЕНТАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / REFLEXIVE AND COMMUNICATIVE / ORIENTATION-EVALUATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко Е.Г., Леонова И.В.

Современные условия показывают, что неотъемлемой частью всех этапов жизненного и профессионального пути становится учение. Поэтому приобретает значимость формирование личностной значимости образования, способствующей самореализации человека. Целью проведенного исследования стало выявление и теоретическое обоснование педагогических условий формирования индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности. в ходе исследования использовались следующие методы: анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, нормативных и методических документов, предметное и психологическое тестирование студентов, анкетирование преподавателей вуза. Индивидуальный познавательный стиль студентов в своей структуре предполагает наличие следующих компонентов: информационно-поискового, рефлексивно-коммуникационного и ориентационно-ценностного. Составляющими успешного обучения являются уровень сформированности мотивационной сферы студентов, ведущая репрезентативная сенсорная система, а также уровень знаний в динамике учебного процесса. Экспериментальная работа со студентами, проведенная в соответствии со структурой индивидуального познавательного стиля, показала, что у 30 % студентов экспериментальной группы сформированы отдельные составляющие рефлексивно-коммуникационного компонента индивидуального познавательного стиля; у 29 % респондентов мы отмечаем сформированность ориентационно-ценностного компонента индивидуального познавательного стиля. выявлены специфические особенности мотивационной сферы студентов, а также ведущие репрезентативные сенсорные системы. Внедрение стилевого подхода в процессе профессиональной подготовки студентов в физкультурном вузе является перспективным. Категорией стиля охватываются наиболее значительные личностные проявления студента как субъекта получения профессионального образования, а именно: различия студентов в способах восприятия и переработки информации, приемы самоорганизации, проявление волевых ресурсов, характер отношений с другими участниками образования и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенко Е.Г., Леонова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC APPROACH AS A PROCESS OF IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL COGNITIVE ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

The current conditions show that learning is an integral part of all stages of life and professional career. Therefore, it is essential to form individual importance of education conducive to personal fulfillment. The aim of the study is to identify and describe the pedagogical conditions of formation of students' individual cognitive style in the process of teaching and research activities. The introduction of stylistic approach in the course of professional training of sportshigh schoolstudents is quite promising. The category of style covers the most significant manifestations of the student's personality as a subject of professional education, e.g. students' differences in perception and information processing, methods of self-organization, volitional resources, the nature of relations with the other members of education, etc.

Текст научной работы на тему «Стилевой подход как способ реализации индивидуальной познавательной деятельности студентов вуза физической культуры»

УДК 378:796

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е. Г. Костенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, И. В. Леонова, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: kostenko_e_g@mail.ru; irileonova@mail.ru

Современные условия показывают, что неотъемлемой частью всех этапов жизненного и профессионального пути становится учение. Поэтому приобретает значимость формирование личностной значимости образования, способствующей самореализации человека. Целью проведенного исследования стало выявление и теоретическое обоснование педагогических условий формирования индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности.

в ходе исследования использовались следующие методы: анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, нормативных и методических документов, предметное и психологическое тестирование студентов, анкетирование преподавателей вуза.

Индивидуальный познавательный стиль студентов в своей структуре предполагает наличие следующих компонентов: информационно-поискового, рефлексивно-коммуникационного и ориента-ционно-ценностного. Составляющими успешного обучения являются уровень сформированности мотивационной сферы студентов, ведущая репрезентативная сенсорная система, а также уровень знаний в динамике учебного процесса.

Экспериментальная работа со студентами, проведенная в соответствии со структурой индивидуального познавательного стиля, показала, что у 30 % студентов экспериментальной группы сформированы отдельные составляющие рефлексивно-коммуникационного компонента индивидуального познавательного стиля; у 29 % респондентов мы отмечаем сформированность ориентационно-цен-ностного компонента индивидуального познавательного стиля. выявлены специфические особенности мотивационной сферы студентов, а также

ведущие репрезентативные сенсорные системы.

внедрение стилевого подхода в процессе профессиональной подготовки студентов в физкультурном вузе является перспективным. Категорией стиля охватываются наиболее значительные личностные проявления студента как субъекта получения профессионального образования, а именно: различия студентов в способах восприятия и переработки информации, приемы самоорганизации, проявление волевых ресурсов, характер отношений с другими участниками образования и другие.

Ключевые слова: индивидуальный познавательный стиль; мотивация обучения; репрезентативные сенсорные системы; уровень знаний; биопсихическая активность индивида; рефлексивно-коммуникационный; ориентационно-ценностный.

Состояние современного общества устанавливает жёсткие требования при подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту, востребованных на рынке труда [4, с. 3]. Современный человек живет в условиях, когда учение становится неотъемлемой частью всех этапов жизненного и профессионального пути. В связи с этим приобретает значимость формирование индивидуального познавательного стиля студентов, мотивации обучения и учет каналов восприятия новой информации, обеспечивающих личностную значимость образования и способствующих самореализации человека [2, с. 85; 4, с. 4].

Индивидуальный познавательный стиль студентов в своей структуре предполагает наличие следующих компонентов: информационно-поискового, обусловленного биопсихической активностью индивида; рефлексивно-коммуникационного - связанного с

влиянием социальной среды познания и ориентацион-но-ценностного - характеризующегося нравственными и волевыми усилиями студента как субъекта познания [1, с. 86]. Анализ цепочки психологической формулы успешного обучения [4, с. 10] позволяет определить перечень психофизиологических и педагогических характеристик, составляющих основу профессиональной подготовки. Таковыми являются ведущая репрезентативная сенсорная система, уровень сформированно-сти мотивационной сферы студентов, а также уровень знаний в динамике учебного процесса, позволяющий оценить степень осознанности изученного учебного материала, объем его запоминания и формирования навыков практического применения в профессиональной деятельности [4, с. 9-11].

В исследуемых категориях «стиль», «познание», «индивидуальность» именно категория «стиль» указывает на индивидуальные различия в осуществлении познавательной деятельности индивида, имеет междисциплинарный характер и обнаруживает себя в социологии, философии, в педагогике.

Связь стилевого подхода с познанием как предметом когнитологии очень важна для педагогики [3, с. 10-11], кроме того, одним из факторов успешного обучения является учет ведущей сенсорной системы обучаемого. Определяя познание, ученые рассматривают его как логическую деятельность мышления, осуществляемую в формах понятий, суждений, умозаключений, индукции, дедукции, анализа, синтеза. В научной литературе сложилось понимание стиля как целостной инвариантной психологической структуры базовых свойств реагирования, обеспечивающих предрасположенность субъекта к тем или иным способам познания [3, с. 10]. Познавательный стиль можно рассматривать в единстве индивидульно-своеобразных способов познания человеком окружающей действительности, способов его интеллектуальной самореализации и коммуникации с другими субъектами познания [3, с. 11].

Современные исследования показали, что в основе структуры деятельности человека лежит мотивация: - совокупность наиболее сильных и устойчивых побуждающих причин - мотивов, которые формируются на основе потребности в чем-либо или в ком-либо [4, с. 9]. В настоящее время существует много классификаций мотивов деятельности как в отечественной, так и в зарубежной литературе, отличающихся критериями и подходами в систематизации. В системе профессионального образования большое значение имеет развитие познавательных мотивов деятельности как основы успешного обучения и готовности к самообразованию [4, с. 3]. Выявлено, что у студентов с высокой успеваемостью преобладают познавательные и профессиональные мотивы, внутренние по отношению к учебной деятельности, со слабой успеваемостью - внешние, утилитарные мотивы [4, с. 12].

По содержанию и уровню обобщенности формы учебно-профессиональной мотивации различают по

отношению к профессии, учебной деятельности, учебному процессу, изучаемым дисциплинам. Другими факторами, влияющими на формирование профессиональной мотивации обучения, являются: выделение профессионально значимых качеств личности, самооценка, индивидуально-типологические свойства студента, характер общения студентов.

Согласно герменевтическому подходу, понимание мира осуществляется индивидуально и по-своему неповторимо. Сфера социального, где максимально раскрывается деятельностная природа стиля, позволяет говорить о познавательном стиле индивида как о стиле деятельности. Психолого-педагогические аспекты индивидуального познавательного стиля предполагают наличие трёх основных уровней организации личности: физиологический, социальный и духовный [1, с. 84]. На физиологическом уровне решающее значение имеют свойства нервной системы, сенсорных систем и физиологической активности мозга. Отражение внешнего материального мира осуществляется с помощью анализаторов - сенсорных систем. Сложная функциональная система, состоящая из рецептора, афферентного проводящего пути и зоны головного мозга, куда проецируется данный вид чувствительности, называется сенсорной репрезентативной системой. Специально приспособленный орган - рецептор - легче, чем другие нервные волокна поддается раздражению, обладая большой чувствительностью. Все рецепторы специализированы, то есть приспособлены к определенному виду раздражителя. Всего в организме человека различают восемь сенсорных систем, однако в процессе обучения задействованы в основном три: визуальная, аудиальная и кинестетическая [5, с. 735].

Поступление в центральную нервную систему комплекса афферентных импульсов через сенсорные системы, а через эфферентные нервы импульсов к исполнительным органам представляет собой нервные процессы, лежащие в основе различных видов памяти. Самостоятельными компонентами памяти являются восприятие информации, поступающей из разных сенсорных систем; переработка и синтез этой информации; запоминание и хранение результатов переработки информации; извлечение из памяти нужной информации; программирование ответных реакций.

В процессе обучения прием информации осуществляется с помощью всех органов чувств человека, но наиболее значимыми являются три сенсорные системы: визуальная, аудиальная и кинестетическая. При этом человек избирателен в способах получения информации и работы с ней, выделяя среди трех основных сенсорных репрезентативных систем одну, наиболее часто и тонко используемую, и поэтому она считается ведущей. В поведении, речи люди опираются на свою ведущую сенсорную систему, а мыслят соответственно ей. Психологическую форму успешного обучения можно охарактеризовать так мотивацию плюс прием информации, ее осознание, запоминание и применение.

Каждый человек владеет всеми видами сенсорного опыта, однако одна из трех систем восприятия обычно развита лучше других. Поэтому, чтобы запомнить важную информацию, необходимо перевести ее сначала в ведущую сенсорную систему данного человека. Но для этого ее сначала надо определить. По преобладанию ведущей сенсорной системы всех студентов можно разделить на три основных типа: визуалов, аудиалов и кинестетиков. Существуют группы студентов, у которых в равной мере могут быть развиты две или все три указанные выше сенсорные системы. Чем больше сенсорных систем в равной мере развито у человека, тем легче ему воспринимать информацию, тем более он коммуникабелен.

На социальном уровне решающее значение имеют процессы, в ходе которых врожденные способности индивида вырастают в личную компетентность посредством практики и образуют устойчивые ментальные структуры познания. На духовном уровне познание становится достоянием личности лишь под влиянием ее субъективпо значимых мотивов и ценностей. Следовательно, структура индивидуального познавательного стиля сиудента может быть представл ена тремя компонентами: информационно-поисковым (детерминирован биопсихической активнастью индивида), рефлексивно-коммуникационным (детерминирован влияниями социальной среды познания) и ориентаци-онно-ценныстным (детерминирован нравственными п волевыми усилиями субъекта познания).

Рисунок 1 наглядно демонстрирует исслндователн-ское понимание индивидуального познавательного стиля, к которому мы пришли в ходе уточнения его психолого-педагогических аспектов. Применительно к педагогической пра ктике сущность индивидуального

познавательного стиля не может быть ограничена индивидуальными различиями биопсихического плана познания.

Индивидуальный познавательный стиль студентов -это взаимосвязь биологически наследуемых, развиваемых посредством социального опыта и духовно преобразуемых познавательных свойств личности студента. Логика научного исследования диктует необходимость анализа специфики учебно-исследовательской деятельности. Исходным становится деятельностная природа познания, отличающая познание от сознания как такового. В этом ключе мы отмечаем роль практики и опыта, активизирующих основные функции сознания, и переносим полученные научные факты на сущность учения. В учении важно получение субъективно актуальных знаний, формирование индивидуальных умений и навыков, поступательное умственное и духовное саморазвитие личности [1, с. 85-86; 3, с. 12].

Продуктивный! харыктер учения - оннован ие считать учебно-исследовательскую деятельность в широком смысле среднтвом формипованля инвивидуаль-ного познавательного стиля студентов [2, с. 86]. При этом целью учебно-исследовательской деятельности является обретение исследовательского опыта, то есть умения вдполнять нсследовательскую деятельность. Именно учебно-исследовательская деятельность мобилизует творческую инициативу студентов, стимулирует самостсктельное дниженио в информационных полях и генерирует социальный опыт [2, с. 87; 3, с.14].

В учебно-исследовательской деятельности происходит интеллектуальная самореализация студента, что способствует осущестслению всех дцусих иоциально значимых действий (социальная адаптация, социальное и профессиональное самоопределение, духовно-

Рисунок 1 - Структура индивидуального познавательного стиля студентов

"мирт, тчиин

Е i-.ii: от к МН I ш и ни г □ 1Л" / ."-Г-и :■ тги: гплрт.1

т. = I

Б

В^мпм репреиятаптнмгдкорнля сиггела Рисунок 2 - Распределение студентов по видам спорта и ведущей репрезентативной сенсорной системе

нравственное развитие и др.). Смысл учения усиливается, и становится актуальным понимание учения как фактора социализации, как условия связи индивидуального и общественного сознания [3, с. 15].

В ходе констатирующего эксперимента проведены анализ документов и директивных актов, обусловливающих содержание и функции учебно-исследовательской деятельности студентов; анкетирование преподавателей вуза с целью изучения их готовности к формированию индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности; тестирование студентов для выявления сформированности их мотивационной сферы и ведущей репрезентативной сенсорной системы. Проведенный анализ выявил необходимость коррекции и обновления учебно-методического комплекса на нормативно-директивном уровне, в котором на уровне содержания, организационных форм деятельности и контроля должен быть отражен фактор учебно-исследовательской деятельности [3, с. 16].

Согласно результатам проведенного исследования, следует отметить, что у студентов физкультурного вуза в большей мере превалируют личностные мотивы (оценки, благополучия, успеха, самоутверждения), что, возможно, объясняется их я-концепцией, формируемой в процессе занятий спортом: усвоением норм, эталонов, стилей поведения данной социальной общности. Однако высокую степень эффективности учения определяют процессуальные и понимаемые мотивы [4, с. 16-17].

Следующим этапом исследования явилось изучение ведущей репрезентативной сенсорной системы студентов вуза физической культуры в зависимости от вида спорта, квалификации и спортивного стажа. Для этого представителей разных видов спорта по характеру проявления основных физических качеств и метаболическим особенностям обмена веществ разделили на группы: скоростно-силовые, циклические, сложноко-

ординационные, игровые виды спорта и спортивные единоборства. Результаты исследования приведены на рисунке 2.

Как видно из представленных данных, кинестетическая репрезентативная сенсорная система является ведущей у представителей всех спортивных специализаций. Кроме того, с повышением квалификации спортсмена наблюдается положительная динамика числа атлетов с ведущей кинестетической модальностью, а также кинестетической и визуальной одновременно. При этом выявлена отрицательная динамика числа спортсменов с ведущей визуальной или аудиальной репрезентативными сенсорными системами [4, с. 1617].

Экспериментальная работа со студентами, проведенная в соответствии со структурой индивидуального познавательного стиля, показала, что у 30 % тестируемых сформированы отдельные составляющие рефлексивно-коммуникационного компонента индивидуального познавательного стиля; у 29 % респондентов - сформированность ориентационно-ценностного компонента индивидуального познавательного стиля.

В ходе проведенной работы выделены такие обязательные направления опытной работы, как интеллектуальное воспитание студентов, деятельность по активизации диалоговых технологий во взаимодействии студентов и преподавателей, организация сотрудничества с психолого-педагогической службой вуза, внедрение новых методик проектирования учебных ситуаций, педагогическое сопровождение использования студентами электронных образовательных комплексов.

Таким образом, учебно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как средство формирования индивидуального познавательного стиля студентов на основе учета мотивации профессионального обучения и ведущей сенсорной системы студентов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Костенко Е. Г. Феномен индивидуального познавательного стиля с точки зрения функций учебно-исследовательской деятельности современных студентов / Е. Г. Костенко // Интеграция образования - 2011. - № 3. - С. 84-88.

2. Костенко Е. Г. Формирование индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности / Е. Г. Костенко, М. В. Хутро // XXXV научная конференция студентов и молодых учёных вузов Южного федерального округа: тезисы докладов. - Краснодар, 2010. - С. 86-87.

3. Костенко Е. Г. Формирование индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-

исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. - Кострома,

2015. - 21 с.

4. Леонова И. В. Оптимизация процесса естественнонаучной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (на примере физики): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2006. - 25 с.

5. Мирзоева Е. В., Леонова И. В. Использование современных компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин при подготовке магистров физической культуры // Молодой ученый. -

2016. - № 1(105). - С. 735-740.

STYLISTIC APPROACH AS A PROCESS OF IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL COGNITIVE ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

E. Kostenko, Candidate of Pedagogical Sciencies, Senior Lecturer

I. Leonova, Candidate of Pedagogical Sciencies, Associate Professor

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Contact information for correspondence: kostenko_e_g@mail.ru; irileonova@mail.ru

The current conditions show that learning is an integral part of all stages of life and professional career. Therefore, it is essential to form individual importance of education conducive to personal fulfillment. The aim of the study is to identify and describe the pedagogical conditions of formation of students' individual cognitive style in the process of teaching and research activities.

The introduction of stylistic approach in the course of professional training of sportshigh schoolstudents is quite promising. The category of style covers the most significant manifestations of the student's personality as a subject of professional education, e.g. students' differences in perception and information processing, methods of self-organization, volitional resources, the nature of relations with the other members of education, etc.

Keywords: individual cognitive style, learning motivation, representative sensor systems, the level of knowledge, biopsychic activity of the individual, reflexive and communicative, orientation-evaluative.

References.

1. Kostenko E.G. Phenomenon of individual cognitive style in terms of the functions of teaching and research activities of modern students. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], 2011, no 3, pp. 84-88 (in Russia).

2. Kostenko E.G. Formation of individual cognitive style of students in the process of teaching and research activities. XXXV nauchnaya konferentsiya studentov i molo-dykh uchenykh vuzov Yuzhnogo federal'nogo okruga: Tezisy dokladov [XXXV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District: Abstracts of Papers], 2010, pp. 86-87 (in Russia).

3. Kostenko E.G. Formation of individual cognitive style of students in the process of teaching and research. Extended abstract of candidate's thesis. Kostroma, 2015, 21 p. (in Russia)

4. Leonova I.V. Optimization of the process of natural-science preparation of experts in physical training and sports (on the example of physics). Extended abstract of candidate's thesis. Maikop, 2006, 25 p. (in Russia)

5. Mirzoeva E.V., Leonova I.V. The use of modern computer technology in the teaching of mathematical disciplines in the preparation of Master of Physical Education. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no 1 (105) -pp.735 - 740. (in Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.