8. Tevosyan A.T. Otkrovenie i blagovestvovanie Alemdara Karamanova [Revelation and Gospel of Alemdar Karamanov]. Alemdar Karamanov. Muzyka, zhizn', sud'ba. Vospominaniya, stat'i, besedy, issledovaniya, radioperedachi [Alemdar Karamanov. Music, life, fate. Memoirs, articles, conversations, studies, radio broadcasts]. Moscow, Classics-XXI Publ., 2005, pp. 56-66. (In Russ.).
9. Kholopova V.N. Kompozitor Alfred Shnitke [Composer Alfred Schnittke]. Chelyabinsk, Arkaim Publ., 2003. 253 p. (In Russ.).
10. Kholopov Yu.N. Autsayder sovetskoy muzyki: Alemdar Karamanov of Soviet music: Alemdar Karamanov]. Muzyka iz byvshego SSSR. Sbornik statey [Music from the former USSR. Digest of articles]. Moscow, Composer Publ., 1994, iss. 1, pp. 120-138. (In Russ.).
11. Cherednichenko T.V. Galina Ustvolskaya. Alemdar Karamanov [Galina Ustvolskaya. Alemdar Karamanov]. Muzykal'nyy zapas. 70-e. Problemy. Portrety. Sluchai [Musical reserve. 70s. Problems. Portraits. Cases]. Moscow, New Literary Review Publ., 2002, pp. 354-380. (In Russ.).
12. Schnittke A.G. V poiskakh svoego puti [In search of their own way]. Alemdar Karamanov. Muzyka, zhizn', sud'ba. Vospominaniya, stat'i, besedy, issledovaniya, radioperedachi [Alemdar Karamanov. Music, life, fate. Memoirs, articles, conversations, studies, radio broadcasts]. Moscow, Classics-XXI Publ., 2005, pp. 29-34. (In Russ.).
13. Shulgin D.I. Gody neizvestnosti Alfreda Shnitke. Besedy s kompozitorom [The years of obscurity Alfred Schnittke. Conversations with the composer]. Moscow, Direct-Media Publ., 2014. 160 p. (In Russ.).
УДК 788.43
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-125-133
СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МУЗЫКИ ЭЖЕНА БОЗЗА НА ПРИМЕРЕ КАМЕРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПРЕЛЮДИЯ И ДИВЕРТИСМЕНТ» ДЛЯ АЛЬТ-САКСОФОНА (ИЛИ КЛАРНЕТА) И ФОРТЕПИАНО
Янборисов Тимур Рашидович, курсант V курса, Военный университет имени князя Александра Невского, Министерство обороны Российской Федерации (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
Локотьянова Диана Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки, Военный университет имени князя Александра Невского, Министерство обороны Российской Федерации (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
Творчество выдающегося французского композитора XX века Эжена Бозза весьма обширно: его перу принадлежат три оперы, два балета, вокально-хоровые произведения (три оратории, три кантаты, три мессы, реквием и др.), оркестровые (пять симфоний, пять концертов, семь концертино, симфониетта, сюита, увертюра и др.). Широкую известность ему принесли камерные сочинения для духовых инструментов (свыше 150 опусов), в числе которых произведения для солирующего инструмента (свыше 100 опусов), четырнадцать дуэтов, три трио, шесть квартетов, одиннадцать квинтетов и семь больших ансамблей [7]. Однако в русскоязычном музыкознании на сегодняшний день крайне мало научных трудов о творческом наследии этого плодовитого музыканта. Круг музыковедческих работ представлен несколькими статьями таких отечественных исследователей, как А. М. Понькина [4; 5], Ф. А. Ревенко [6], О. В. Дедюхина [1].
Между тем сочинения Бозза отличаются художественной глубиной и композиционно-техническим своеобразием. Произведения его все чаще привлекают внимание музыкантов-исполнителей. Этим фактом обусловливается актуальность данной работы. Прожив практически весь XX век, Бозза оказался ровесником различных музыкальных направлений, течений, техник, учений (экспрессионизм, футуризм, объективизм, сериализм, минимализм и др.). Одна из ярких примет «композиторского почерка» состоит в том, что музыка европейского мастера вбирает в себя различные художественные традиции и
новации, воссоздающие в оригинальном композиторском претворении новую «палитру красок» французской музыкальной культуры XX века. В этой связи в статье поставлена цель осветить стилевое своеобразие музыки Эжена Бозза на примере одного из широко исполняемых камерных сочинений композитора - «Прелюдии и дивертисмента» для альт-саксофона (или кларнета) и фортепиано.
Ключевые слова: Бозза, саксофон, музыкальная культура Франции, барокко, классицизм, импрессионизм, джаз.
THE STYLISTIC ORIGINALITY OF EUGÈNE BOZZA'S MUSIC ON THE EXAMPLE OF THE CHAMBER WORK PRELUDE AND DIVERTISSEMENT FOR ALTO SAXOPHONE (OR CLARINET) AND PIANO
Yanborisov Timur Rashidovich, 5th Year Cadet, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Lokotyanova Diana Evgenyevna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of Theory and History of Music, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The work of outstanding French composer of the 20th century Eugene Bozzа is very impressive: operas (three), ballets (two), vocal and choral compositions (oratorios (three), cantatas (three), masses (three), requiem, etc.), orchestral compositions (symphonies (five), concertos (five), concertino (seven), symphonietta, suite, overture, etc.). He became widely known for his chamber compositions for wind instruments (over 150 opuses), among which there are works for solo instrument (over 100 opuses), duets (fourteen), trios (three), quartets (six), quintets (eleven) and large ensembles (seven) [7]. However, there are very few scientific works on the creative heritage of this prolific musician in Russian musicology today. The circle of musicological compositions is represented by several articles by such domestic by A.M. Ponkina [4; 5], F.A. Revenko [6], O.V Dedyukhina [1].
Meanwhile, Bozzа's compositions are distinguished by artistic depth and compositional and technical originality. His writings are increasingly attracting the attention of performing musicians. This fact distinguished the relevance of this work. Having lived almost the entire 20th century, Bozza turned out to be the same age as various musical trends, techniques, teachings (expressionism, futurism, objectivism, serialism, minimalism, etc.).
One of the striking features of his composer's handwriting is that the European master incorporates various artistic traditions that recreate in the original composer's implementation a new palette of colors of the French musical culture of the 20th century. In this regard, the aim of the article is to highlight the stylistic diversity of Eugene Bozzа's music by the example of one of the composer's widely performed chamber compositions - Prelude and Divertissement for alto saxophone (or clarinet) and piano.
Keywords: Bozza, saxophone, musical culture of France, baroque, classicism, impressionism, jazz.
Жизнь и творчество Эжена Бозза (04.04.190528.09.1991) - французского композитора, скрипача и дирижера, одного из мэтров французской музыки - приходятся на пестрый XX век, прошедший под знаком глобального синтеза [8]1. Одна из
1 В русскоязычном музыкознании фамилия французского композитора употребляется в двух вариантах - Бозза и Боцца. В данной статье представлен первый вариант перевода фамилии.
тенденций этого времени - «диалог» различных художественных традиций, что можно обнаружить и в творчестве французского композитора. Музыка Бозза создавалась как бы на пересечении академических традиций и новых экспериментальных идей, витавших в музыкальном искусстве Франции: в ней слышны связи с искусством барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма, джаза, с музыкальными экспериментальными идеями XX века.
Бозза родился в семье музыканта (отец Ум-берто Бозза был скрипачом), получил начальное образование как скрипач. В 1915 году он вместе с отцом переехал в Италию во избежание последствий и страшных событий Первой мировой войны. Там он учился играть не только на скрипке, но и на фортепиано, изучал сольфеджио в Национальной академии Св. Цецилии. В 1919 году получил диплом профессора скрипки. В 1922 году Эжен вернулся во Францию и поступил в Парижскую консерваторию. Обучение происходило у таких мастеров, как А. Бюссе, А. Рабо, игре на скрипке Бозза обучался у Э. Надо. В 1934 году Бозза стал победителем конкурса композиторов «Гран-При-де-Рим» (Prix de Rom). Награда - поездка в Рим, проживание на вилле Медичи в течение четырех лет.
С 1938 года в течение десяти лет Бозза был дирижером парижского оркестра «Опера-Комик». 1950 год ознаменовался назначением Эжена директором «Национального музыкального общества» (École Nationale de Musique), располагающегося в городе Валансьен. Данный пост Эжен будет занимать до самой пенсии. В этот период композитор трудится над методическими разработками для своей школы (им написано множество работ, в том числе этюды). Выйдя на пенсию в 1975 году, Эжен, оставаясь в Валансьене, продолжает сочинять музыку, но, к сожалению, он подхватывает неизлечимое заболевание, от которого умирает.
Итак, композитор получил начальное образование именно как академический музыкант. И он будет обращаться к достижениям прошлого на протяжении всего творческого пути. Связь музыки Бозза с барочными и классико-романти-ческими традициями можно проследить на уровне жанров, которые встречаются в его творчестве (опера, оратория, кантата, месса, симфония, концерт, концертино, соната, сонатина и т. д.), в названиях многих его сочинений: «Итальянская фантазия» (1939), «Скерцо» (1943), «Баллада» (1944), «Симфоническая поэма» (1945), «Французская сюита» (1967), «В стиле Баха» (1957) и др. Веяния импрессионизма проступают в программных названиях таких опусов, как «Ноктюрн на озере Бурже» (1923), «Образ» (1939), «Двойные оттиски» (1967), «Двойные впечатления»
(1969, 1972), «Атмосферы» (1978), «Эскиз» (1979) [8]. Особенно сильна связь с музыкальными традициями прошлого в первый и во второй периоды творчества композитора2.
Кроме академической музыки на творчество Бозза начиная с 30-40-х годов заметное влияние стал оказывать джаз, что тоже со всей очевидностью можно наблюдать в самих названиях сочинений («Рапсоди Нисуаз» (1944, 1977), «Импровизация по имени Марселя Турнье» (1979), «Ноктюрн-данс» (1967), «Новый Орлеан» (1962), «Рэг-музыка» (1981) и др.), в обращении к популярному в джазе саксофону (более 20 опусов) [3]. Эта связь упрочивается во второй и третий периоды творчества композитора.
Такой беглый взгляд - лишь внешний признак следования той или иной художественной традиции. Между тем, более пристальный музыкальный анализ его творчества показывает, что довольно часто в музыке Бозза встречаются произведения, в которых удивительным образом соединяются и академические традиции, и современные веяния музыкальной культуры Франции XX века. К числу таких сочинений принадлежит одна из «жемчужин» творчества Эжена Бозза -«Прелюдия и дивертисмент» для альт-саксофона (или кларнета) и фортепиано (1960), об истории создания которой, к сожалению, практически ничего не известно.
Это произведение является удивительным примером гармоничного сочетания музыкально-языковых элементов различных эпох, которые, однако, звучат в новом авторском преломлении. Особенно отчетливо это проступает в области жанра, гармонии, мелодики и формы.
Произведение представляет собой двухчастный мини-цикл. Традиция обращения к подобной форме уходит своими корнями в эпоху барокко (вершина жанра - «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха», являющийся высшим выражением его полифонического письма в музыке для клавира). Однако, продолжая барочную традицию, молодой французский композитор заменяет привычную нам «фугу» на «дивертисмент».
2 В данной статье автор придерживается той периодизации творчества Эжена Бозза, которая представлена в статье современного отечественного музыковеда А. М. Понькиной [4].
Прелюдия написана в темпе Modere. Тонально-гармонический план части выдержан в рамках классицистских традиций: начинается в тональности c-moll с модуляцией-переходом в тональность g-moll. Начало прелюдии характеризуется медленным фортепианным вступлением. Именно в нем появляется аккомпанемент, который будет характерен для всей прелюдии под видом разложенных аккордовых фигураций. Уже с первых тактов звучат «терпкозвучные» септаккорды. Так, первая гармоническая функция - это тоника с секстой, которая часто встречается в гармонии импрессионистов (что, в свою очередь, идет от джазовой музыки). За ней следует септаккорд альтерированной двойной доминанты с пониженной V ступенью (DD2b5), после чего снова звучит тоника с секстой). Уже во вступлении возникает красочный колористический эффект (см. Приложение, пример 1).
Два раздела составляют первую часть малого цикла - прелюдию. Таким образом, форма прелюдии - простая двухчастная безрепризная. Каждый из разделов по мелодико-гармонической структуре может напоминать период. Первый раздел представляет собой разомкнутый период, состоящий из двух предложений с остановкой на тонической функции в первом предложении и на доминантовой - во втором предложении.
На фоне размеренного фортепианного аккомпанемента, заданного в однотактном вступлении, в партии солиста появляется тема прелюдии. Гармонический язык темы так же, как и в однотакт-ном вступлении, усложнен - в его основе звучат те же начальные аккорды. Партия солиста представлена довольно изысканной ритмикой, а мелодика отличается плавностью и гибкостью: для нее характерно волнообразное движение по звукам дважды гармонического минора. Благодаря вышеуказанным средствам музыкальной выразительности создается восточный музыкальный образ, который полон лирики, задумчивости и мечтательности (см. Приложение, пример 2).
Если первый раздел представлен довольно четко в структурном отношении, то второй предстает в достаточно «рыхлом» виде с расширением во втором предложении. Развертывание мелодии происходит на доминантовом органном пункте.
Мелодия обогащается различными украшениями, в ней появляются форшлаги, подчеркивающие ее восточный колорит звучания. Аккомпанемент остается таким же, как прежде, и только с восьмого такта появляются переходы между двумя партиями, имитирующие перекличку - в этом месте звучит нисходящее движение по звукам дважды гармонического минора.
Кульминация первой части малого цикла приходится на 13-й и 14-й такты. На фоне продолжающегося размеренного движения в аккомпанементе в партии саксофона звучит триольный нисходящий ход c ослаблением динамики и замедлением, чему и соответствует одна из ремарок автора (cedez, с фр. - замедляя). В кульминации появляется многоярусная звучность, после чего происходит смена гармонической функции с доминантовой (D35) - на трезвучие третьей ступени (III35) (Es-dur). Это приводит к обогащению традиционной функциональной гармонии. Активность функциональных тяготений, между тем, ослаблена (см. Приложение, пример 3).
За вторым разделом следует переход на органном пункте C-dur, который приводит к каденции Прелюдии. Импровизационное начало, и так присущее жанру прелюдии, здесь проступает особенно отчетливо. В подобном введении элементов концентирования просматриваются связи с джазом. Джазовые влияния обнаруживают себя и в присущей этому разделу мелодико-ритмиче-ской сложности. В каденции встречаются различные типы мелодических движений. Фразы отличаются разной степенью протяженности, в структурном плане они довольно свободны (см. Приложение, пример 4).
Таким образом, с точки зрения музыкально-языковых средств уже в Прелюдии Бозза можно обнаружить следование музыкальным традициям эпох барокко, классицизма, романтизма и импрессионизма, а звучание тембра саксофона и каденция солиста вносят в музыку джазовые черты.
Дивертисмент по отношению к прелюдии вносит образный, темповый и жанровый контраст (подобный контраст присущ малому баховскому циклу). Однако если в баховском малом цикле импровизационная по характеру прелюдия подводила к средоточию музыкальной мысли - фуге, в музыке Эжена Бозза наоборот: после задумчи-
вой первой части звучит яркое и жизнерадостное скерцо (Allegro giocoso). Также стоит отметить, что у французского композитора ни прелюдия, ни дивертисмент не наполнены полифоническими приемами, которые свойственны фугам Баха.
Вторая пьеса цикла написана в простой трех-частной форме (А-В-А1) с наличием в ней динамизированной репризы. Данная форма отсылает к классицистским традициям. На фоне незатейливого аккомпанемента, который представлен чередованием красочных септаккордов (причем с нарочитым выделением параллельных квинт в басу), начинается безостановочное моторное движение шестнадцатыми в партии солиста. Фактура сопровождения гомофонно-гармоническая, что указывает на связь с эпохой классицизма (см. Приложение, пример 5).
Первый раздел (тт. 1-9) в структурном отношении представляет период единого строения. Второй раздел (с 10-го по 32-й тт.) является серединой трехчастной формы (scherzando). Он схож по настроению с первым, являясь его варьированным изложением. Тонально-гармонический план здесь отличается неустойчивостью. Структура раздела - период единого строения.
Во втором разделе сохраняется тип аккомпанемента «бас-аккорд», но пульсация шестнадцатыми длительностями переходит от солиста в партию фортепиано. У солиста мелодия то скачкообразная в пунктирном ритме с акцентами, то снова обогащается хроматизмами при движении шестнадцатыми длительностями. Мы слышим чередование мажорных и минорных гармоний (см. Приложение, пример 6).
Третий раздел (А1) (цифра 8) является динамизированной репризой, расширенной. Завершается произведение триольным восходящим движением на нарастающей динамике. Обрывает это стремительное движение мажорный аккорд с пониженной секстой (A-dur) в партии фортепиано (см. Приложение, пример 7).
Итак, с точки зрения выбора музыкальных жанров, связей с различными художественными традициями в малом цикле «Прелюдия и дивертисмент» для альт-саксофона (или кларнета) и фортепиано Эжена Бозза выявлено следование музыкальным традициям различных эпох: барокко, классицизма, импрессионизма, джаза.
Взяв за основу форму малого барочного цикла, Бозза заменяет привычную фугу на дивертисмент. Опора на классицистские традиции проявляется в четкой структуре музыкальной формы произведения, гомофонно-гармонической фактуре. Часто гармонический язык представлен аккордами, характерными для музыки импрессионизма, джаза (господствует красочно-колористический принцип, функциональные тяготения ослаблены). Мелодика произведения изобилует новаторскими приемами, интонационной остротой. Тонкое внимание к выбору солирующего инструмента, к использованию его возможностей, наличие каденции отсылают к веяниям джазовой культуры.
Композиторская деятельность Эжена Бозза пришлась на годы, когда Франция начала отходить от академизма и импрессионизма в искусстве, подчас отдавая предпочтение смелым, новаторским идеям, вплоть до того, что в сочинения композиторов стали проникать джазовые элементы. Достаточно вспомнить знаменитый французский манифест Жана Кокто «Петух и арлекин» [2].
Стиль Эжена Бозза формировался под влиянием всех этих тенденций, поскольку в его музыке соединяются и традиции импрессионизма, и классицистские традиции, и совершенно новые для того времени музыкальные интонации. Однако чаще всего его творчество музыковеды связывают с неоклассицизмом в искусстве. В этой связи музыкальный стиль французского композитора оказывается ближе всего к музыке русского композитора Игоря Федоровича Стравинского, что проявляется, в первую очередь, в тонком использовании возможностей инструмента.
Литература
1. Дедюхина О. В. Обучение студентов-флейтистов исполнительской интерпретации музыкальных произведений с учетом их стилистических особенностей (на примере пьесы Э. Бозза «Агрестид» для флейты и фортепиано ор. 44) // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5 (90). - С. 207-210.
2. Кокто Ж. Петух и арлекин. - СПб.: Кристалл, 2000. - 864 с.
3. Конен В. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1984. - 312 с., ил.
4. Понькина А. М. Роль Эжена Боцца в эволюции духового исполнительского искусства XX столетия // Вестник магистратуры. - 2015. - № 11 (50), т. 4. - С. 31-36.
5. Понькина А. М. Эжен Боцца: творчество для духовых инструментов // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 11 (1). - С. 13-23.
6. Ревенко Ф. А. Некоторые исполнительские комментарии к прочтению пьесы Э. Бозза «Сельские картинки» для трубы и фортепиано. - Ростов н/Д.: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2017. - С. 9-19.
7. Список произведений Эжена Боззы [Электронный ресурс]. - URL: https://datewiki.ru/wiki/List_of_ compositions_by_Eug%C3%A8ne_Bozza.
8. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1970. - 576 с.
References
1. Dedyukhina O.V. Obuchenie studentov-fleytistov ispolnitel'skoy interpretatsii muzykal'nykh proizvedeniy s uchetom ikh stilisticheskikh osobennostey (na primere p'esy E. Bozza «Agrestid» dlya fleyty i fortepiano or. 44) [Teaching students-flutists of performing light density, taking into account their stylistic features (on the example of E. Bozza's play Agrestide for flute and piano, op. 44)]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2021, no. 5 (90), pp. 207-210. (In Russ.).
2. Kokto Zh. Petukh i arlekin [Rooster and harlequin]. St. Petersburg, Kristall Publ., 2000. 864 p. (In Russ.).
3. Konen V. Rozhdenie dzhaza [Birth of Jazz]. Moscow, Sovetskiy Kompozitor Publ., 1984. 312 p., ill. (In Russ.).
4. Ponkina A.M. Rol' Ezhena Botstsa v evolyutsii dukhovogo ispolnitel'skogo iskusstva XX stoletiya [The role of Eugène Bozza in the evolution of wind performing art of the 20th century]. Vestnik magistratury [Bulletin of the Magistracy], 2015, no. 11 (50), vol. 4, pp. 31-36. (In Russ.).
Ponkina A.M. Ezhen Botstsa: tvorchestvo dlya dukhovykh instrumentov [Eugene Bozza: creativity for wind instruments]. Nauchnaya diskussiya: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii [Scientific discussion: questions of philology, art history and cultural studies], 2015, no. 11 (1), pp. 13-23. (In Russ.).
Revenko F. A. Nekotorye ispolnitel'skie kommentarii k prochteniyu p'esy E. Bozza «Sel'skie kartinki» dlya truby i fortepiano [Some performance comments on the reading of the piece "Country Pictures " by E. Bozz for trumpet and piano]. Rostov on Don, Rostov State Rachmaninov Conservatoire Publ., 2017, pp. 9-19. (In Russ.). Spisok proizvedeniy Ezhena Bozzy [List of compositions by Eugène Bozza]. (In Russ.). Available at: https://datewiki. ru/wiki/List_of_compositions_by_Eug%C3%A8ne_Bozza.
Shneerson G. Frantsuzskaya muzyka XX veka [French music of the 20th century]. Moscow, Muzyka Publ.,1970. 576 p. (In Russ.).
5.
6.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример l (тт. 1-2)
Пример 2 (тт. 3-9)
й —.--
1
Пример 3 (тт. 12-14)
ггггггГГГТГг'
1111 — -
¿Л I .Г?
ИЙ
1 2
Г р Г г Гг
131
npuMep 4 (mm. 27-36)
npuMep 5 (mm. 48-51)
(T) Ailegro giocoio
0 —
i
A]le;ro giocoio
i
V
II f
i Ii f
ff
fU-»nr
№ T r
?-*
npuMep 6 (mm. 56-58)
scber^Qndo
Пример 7 (тт. 90-93)
(V 7 ; ^ ¡1 ! (
УДК 780.6
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-133-138
ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА: ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
Цзи Яньи, аспирант кафедры музыкального образования и воспитания, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). Е-таП: 332911934 @qq.com
Для современного академического музыкального искусства Китая бамбуковая флейта имеет важное значение и занимает особое место в сфере инструментального исполнительства этой страны. Данный музыкальный инструмент, чья история уходит корнями в далекое прошлое, и в настоящее время вызывает к себе интерес как ведущих музыкантов-исполнителей Китая, китайских композиторов, так и исполнителей, и исследователей флейтового искусства всего мира. Повышенное внимание к бамбуковой флейте связано с рядом факторов, среди которых значительная роль отводится широкому спектру исполнительских возможностей.
Несмотря на богатую историю развития профессионального исполнительства на бамбуковой флейте, исследование традиций игры, техник исполнения, методики преподавания, а также различных нововведений и усовершенствований в сложившуюся конструкцию музыкального инструмента и по сей день представляется актуальной задачей как для музыковедов, так и для преподавателей игры на этом инструменте.
Цель данного исследования заключается в определении функционального значения бамбуковой флейты в музыкальной исполнительской практике Китая и шире - ее места в системе современного китайского инструментального искусства. Методология данного исследования базируется на взаимодействии структурно-функционального и типологического подходов.
Ключевые слова: традиционное искусство, музыкальный инструмент, китайская музыка, бамбуковая флейта, исполнительская практика, техника игры.