Научная статья на тему 'СТИЛЕВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ «РОЗОВОЙ СОНАТИНЫ» Г. МУШЕЛЯ'

СТИЛЕВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ «РОЗОВОЙ СОНАТИНЫ» Г. МУШЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительский анализ / фортепианная интерпретация / музыкальное произведение / performance analysis / piano interpretation / musical composition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильясова Дилором Даниевна

в современной культурной ситуации вопросы исполнительства и связанной с ними интерпретации произведений композиторов Узбекистана приобретают все большое значение. С этой точки зрения весьма актуальным представляется изучение особенностей, раскрытие закономерностей интерпретации фортепианных сочинений Г. Мушеля на примере его «Розовой сонатины». Сонатина в творчестве современных композиторов не уступает место более крупным жанрам яркостью индивидуальных решений. «Розовая сонатина» Г. Мушеля составляют важное звено в эволюции этого жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC INTERPRETATION OF THE WORKS OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN ON THE EXAMPLE OF THE "PINK SONATINA" BY G. MUSHEL

in the modern cultural situation, the issues of performance and related interpretation of the works of composers of Uzbekistan are becoming increasingly important. From this point of view, it is very relevant to study the features and reveal the patterns of interpretation of G. Mushel's piano compositions on the example of his "Pink Sonatina". Sonatina in the works of modern composers does not give way to larger genres by the brightness of individual solutions. The "Pink Sonatina" by G. Mushel is an important link in the evolution of this genre.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ «РОЗОВОЙ СОНАТИНЫ» Г. МУШЕЛЯ»

СТИЛЕВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА НА ПРИМЕРЕ «РОЗОВОЙ СОНАТИНЫ» Г. МУШЕЛЯ

Илёсова Д.Д.

Ильясова Дилором Даниевна - старший преподаватель, кафедра межфакультетное фортепианное исполнительство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в современной культурной ситуации вопросы исполнительства и связанной с ними интерпретации произведений композиторов Узбекистана приобретают все большое значение. С этой точки зрения весьма актуальным представляется изучение особенностей, раскрытие закономерностей интерпретации фортепианных сочинений Г. Мушеля на примере его «Розовой сонатины». Сонатина в творчестве современных композиторов не уступает место более крупным жанрам яркостью индивидуальных решений. «Розовая сонатина» Г. Мушеля составляют важное звено в эволюции этого жанра.

Ключевые слова: исполнительский анализ, фортепианная интерпретация, музыкальное произведение.

STYLISTIC INTERPRETATION OF THE WORKS OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN ON THE EXAMPLE OF THE "PINK SONATINA" BY G. MUSHEL

Ilyasova D.D.

Ilyosova Dilorom Daniyevna - senior lecturer, DEPARTMENT OF INTERFACULTPIANO PERFORMANCE,

NSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B. ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the modern cultural situation, the issues of performance and related interpretation of the works of composers of Uzbekistan are becoming increasingly important. From this point of view, it is very relevant to study the features and reveal the patterns of interpretation of G. Mushel's piano compositions on the example of his "Pink Sonatina". Sonatina in the works of modern composers does not give way to larger genres by the brightness of individual solutions. The "Pink Sonatina" by G. Mushel is an important link in the evolution of this genre. Keywords: performance analysis, piano interpretation, musical composition.

УДК 781.68

Большое значение для развития студентов имеет работа над произведениями крупной формы, широко и разнообразно представленными в творчестве композиторов Узбекистана. Они характеризуются яркой национальной самобытностью, органическим претворением элементов узбекского фольклора, современными выразительными средствами.

«Розовая сонатина» - удивительное сочинение Г. Мушеля, которое является одним из наиболее светлых опусов композитора. В нем нет драматического пафоса и необузданных страстей. Поэтичность и яркие жанровые краски находятся в постоянном равновесии. Поэтому развитие музыки очень гармонично и просто. Сонатина демонстрирует сочетание типичных качеств жанра в импрессионистической манере, опорой на национальные истоки и индивидуальных черт стиля композитора.

Стройность и уравновешенность композиции, удивительная красота мелодий и тем, опора на бытовые жанры - все это типичные черты зрелого композиторского стиля. На основе узбекского мелоса Г. Мушель создал яркое по содержанию сочинение и пианистическое по удобству фактуры.

Г. Мушель сохраняет традиционную структуру сонатного цикла с характерными темповыми контрастами. Типичными считаются и формы каждой из частей. В решении цикла проявляются непрерывное интонационное развитие и удивительная проникновенность лирики. Пианисты по-прежнему открывают в этом светлом сочинении Г. Мушеля всё новые грани и возможности.

Первая часть - Allegretto характеризуется лаконичностью фактуры, что компенсируется богатством полифонии, изобретательностью фактурного письма. Тема главной партии словно представляет собой сцепление коротких мотивов и фраз, объединяющихся в протяжённые мелодические образования. Для исполнителя важно достичь цельности в звучании главной партии с рельефным выделением каждого голоса, обратить внимание на мелодико - гармоническую и ладовую структуру музыкальной речи, услышать переливчатость звуковых красок. Звучание главной партии очень красивое и выразительное. Исполняя её следует показать пластичность и гибкость мелодических линий, соблюдая точную фразировку. Вертикальные комплексы, сопровождающие мелодию и звучащие попеременно то в партии левой руки, то правой должны быть мягкими и глубокими, но при этом не перекрывать звучание мелодии.

Тема побочной партии исполняется на legato. Исполнение темы побочной партии требует напевности, выражения лирических чувств. Подголоски, дополняющие тему в среднем голосе, должны быть гибкими,

выразительными, но не заглушающими мелодическую линию верхнего голоса. В целях усиления плавности движения на каждую смену гармонической краски используется педаль. Полифоническое начало, которое ещё более усиливается, образует сочетание различных мелодически разветвлённых самостоятельных линий, образующих колористически насыщенное целое. Полифонизация фактурной ткани, с выделением всех пластов требует, чтобы исполнители внимательно слушали переплетение голосов в партиях обеих рук и пришли к единому движению. Выдержанные звуки должны хорошо прослушиваться. Подкрепляемые педалью, они образуют подголосочный пласт фактуры.

Одной из главных задач в данном разделе является создание целостности звучания всех мелодических линий, оригинально переплетающихся между собой. Как отмечает А.Малинковская: «Именно комплексность взаимодействия фортепианно-выразительных средств при их направленности на выявление интонационного содержания музыки, на процесс развития остаётся одним из главных эстетических принципов исполнительского искусства» [4, с. 151].

Фортепианная фактура в разработке насыщена арпеджированными пассажами и плотными, акцентированными, синкопированными аккордами. Первый раздел основан на развитии интонаций темы главной партии и вступает на fff яркими аккордами. Смена темпа и штрихового указания с legato на non legato создаёт эмоциональную напряженность. Композитор использует динамические контрасты: после fff - sub. mf фактурные контрасты. Применение форшлагов и ярко выраженной синкопированности создает определенную трудность при исполнении, поскольку необходимо показать напор звука на аккордах на сильную долю такта на фоне гармонических фигураций. Гаммообразные и арпеджированные пассажи в разных регистрах оживляют движение, а динамическое нарастание приводит к кульминации, в момент которой в нюансе fff звучит отрезок темы главной партии, где исполнитель должен показать ведение плавных мелодических линий.

В репризе каждая тема сохраняет свой характер. Следует лишь обратить внимание на новую тональную окраску побочной партии. По отношению к экспозиции она звучит в основном ладу, поэтому тембровые краски здесь несколько иные, соответственно, исполнитель должен добиваться иного качества звучания.

Лаконичное заключение на интонациях главной темы - Andante - создаёт чувство завершённости. В соответствии с авторским указанием ritenuto molto здесь требуется достаточно выраженное замедление темпа, оно должно быть очень естественным и органичным.

Вторая часть - Adajio (трехчастная форма с развивающей серединой). Работая над темой важно добиться звуковой ровности, слаженности в исполнении каждого голоса, выработать хорошее легато, плавность и гибкость ведения протяжённых мелодических линий, умения слышать мелодическую линию каждого голоса. Полифонический контрапункт несомненно поспособствует развитию слуха. Следует закругленно оформлять каждую фразу и вести музыкальное развитие сначала к местной кульминации темы в первой части, а затем -и к генеральной кульминационной зоне, которая должна быть хорошо подготовлена и прозвучать очень широко, распевно и пластично. Главная задача - показать две волны развития с яркими нарастаниями и спадами напряжения и создать единую линию устремлённости развития.

Особого внимания требуют штрихи, фразировочные лиги, нюансировка, направленная на создание колористической звучности. В кульминационном разделе следует добиваться легато в исполнении контрапунктических линий в правой и левой руке, что предполагает технической отработки, поскольку представляет определённую трудность.

Полифония в произведениях узбекского композитора - не сумма приемов, а органичное свойство художественного мышления, его природа. Отсюда естественность сложных контрапунктических сочетаний, легкость их восприятия. Фортепианному стилю композитора присуще сочетание крупного штриха с детализированным, прозрачным письмом, позволяющее сцепление отдельных элементов самых разных тем в одно единое целое.

Финал «Розовой сонатины» - Allegro требует от исполнителя тщательной работы. Данная часть трактуется Г. Мушелем в моторном плане и при общем токкатном движении довольно трудна в техническом отношении. Требующая ясного, чеканного звука, блеска и ритмической устойчивости, основная тема основана на повторении и развитии простой фигуры. Необходимо следить за точной координацией движений правой и левой руки, добиваться ровного звука в фигурационных пассажах и двойных нотах. При исполнении следует ощущать ритмическую пульсацию непрерывного течения музыки. Верно акцентировал А.Алексеев: «От характера исполнительского метроритма зависит, прежде всего, тонус интонирования, уровень напряжения ритмоинтонационной энергии - высокий, средний или низкий, присущий той или иной интерпретации» [1, с. 9].

Особую трудность в интерпретации главной темы представляет абсолютная ровность звучания восьмыми, с четким акцентированием опорной доли, воспроизведением эффекта металлической звучности, что достигается в процессе длительной работы. Главная тема должна исполняться энергично и темпераментно, выдерживая остроту ритмического движения.

Рефрен развивается в виде динамически нарастающих звуковых волн, подъемов и спадов напряжения, с более плотным звучанием созвучий в партии левой руки и легких пассажей в партии правой руки. Очень важно найти правильное ощущение ритмической пульсации, непрерывного движения мелодической энергии и добиваться ровности звучания нот, точности ритмического импульса, равномерного распределения силы звучности, между руками.

Остинатность движения требует соблюдения единого темпа на всем протяжении звучания, но при этом следует следить за тем, чтобы в исполнении не ощущалось некоторой механистичности и однообразия.

Верная трактовка темы будет способствовать более глубокому раскрытию художественного содержания, наполнит исполнение живой эмоциональностью и темпераментом.

Кода - Maestoso интересна игрой регистровых красок. Усиление динамики создает праздничную атмосферу. Насыщенная полифонизированная фактура фортепиано на ff- контрапункт сопрано и баса, заполненный фигурациями восьмыми, придают импульсное движение теме, вместе с тем, не утяжеляя её звучание. Следует обратить внимание на своеобразие фактуры последних тактов финала - хоральность, где каждый аккорд звучит подчеркнуто, полным звуком, торжественно завершая звучание всего цикла. При исполнении терпких диссонирующих аккордов желательно хорошо вслушиваться в тембровые краски фортепианного звучания, создавая яркую звуковую палитру в нарастании звука в заключительных тактах, полнозвучное туше, основательное погружение в клавиатуру и показ красочности гармонии, яркой и светлой их мажорной окраски. Как верно подчеркивал Г. Коган: «Нужно ещё научиться придавать аккордам различную звуковую окраску» [2, с. 196]. Акцентируем, что здесь возвращаются интонации темы главной партии из первой части, благодаря чему цикл в целом связывается интонационно.

Исполнение финала «Розовой сонатины» ставит перед исполнителем несколько интерпретационных задач. Первое - это умение средствами динамики придать ясность логике гармонического развития. Второе -обладание штриховым мастерством для артикулирования темы, ее выразительной сущности. Также заметим следующее. Для придания большей красочности и насыщенности звука необходимо использовать правую педаль, которую следует брать со сменой гармонии.

Художественное содержание цикла «Розовой сонатины» образуется благодаря сочетанию образных начал всех трех опорных точек - первой, второй частей и финала, их единства и взаимодействия, подчиненных раскрытию общей концепции. Цикл характеризуется яркой национальной спецификой, опорой на жанры народной музыки. Важную выразительную роль играют разнообразные приемы имитации игры на народных инструментах. Задача исполнителя - обратить внимание на особенности проявления национальной специфики разучиваемого произведения и добиться раскрытия художественного содержания произведения, его национальной образности. Вместе с тем, средствами фортепиано следует передать определенную звучность, соответствующую самой сути содержания произведения. Регистровая и фактурная динамика направлена на яркое расцвечивание красок музыкального образа и задача исполнителя, реализовать ее выразительные возможности, улавливая подробности голосоведения, контрапункта, динамики, артикуляции. Все это еще раз подчеркивает, что изучение сонатного цикла Г. Мушеля заслуживает пристального внимания.

Список литературы /References

1. Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 92 с.

2. Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1969. - 342 с.

3. Корыхалова Н. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

4. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI - XX веков: очерки. - М.: Музыка, 1990. - 192 с.

5. Мухамедова Ф. Своеобразие жанра фортепианной сонаты в творчестве композиторов Узбекистана // Наука и мир. 2018. №9 (61). Том 2. С. 56 - 59.

6. Пеккер Я. Георгий Мушель. - М.: Музыка, 1966. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.