Научная статья на тему 'Стиль жизни молодежи как отражение содержания субъективного жизненного пространства личности'

Стиль жизни молодежи как отражение содержания субъективного жизненного пространства личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2853
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / "ТЕМЫ" БЫТИЯ / СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗНАЧИМОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТЬ / SUBJECTIVE VITAL SPACE / "SUBJECTS" OF LIFE / SPHERE OF LIFE ACTIVITY OF PERSONALITY / LIFESTYLE / MODE OF LIFE / IMPORTANCE / SENSE / VALUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барышева Елена Ивановна

Статья посвящена изучению стиля жизни молодежи как показателя, отражающего субъективное жизненное пространство личности. Дано описание и анализ результатов эмпирического исследования стиля жизни молодежи довоенного Донбасса. Проанализированы следующие маркеры стиля жизни: жизненное кредо личности, понимание успеха в жизни, факторы, от которых зависит успех, социальные условия достижения успеха, способствующие и мешающие обстоятельства; результативность собственной жизни; место реализации собственных планов (в собственной стране или за рубежом); уровень благосостояния респондентов; удовлетворенность / неудовлетворенность социальными условиями в стране. Изучались особенности повседневной жизни респондентов: свободное время, любимые занятия, место в жизни молодежи здорового образа жизни, спорта, музыки, литературы, значимости влияния СМИ, телевидения, влияние социальных стереотипов на особенности повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The lifestyle of youth as reflection of subjective vital space of the personality

The article is devoted to the research of the lifestyle of young people as an indicator that reflects the subjec-tive living space of personality. Also, article contains a description and analysis of the results of empirical research of lifestyle of youth in the prewar Donbass. The following markers of lifestyle were analysed: credo, understanding of life successes, factors that affect the success, social conditions for achieving success, promoting and impeding circumstances; the resultativity of their own lives; the place of realisation of their plans (in their own country or abroad); the welfare of the respondents; satisfaction / dissatisfaction with the social conditions in the country. We studied the peculi-arities of everyday life of respondents: free time, hob-bies, place of a healthy lifestyle in the lives of young people, sports, music, literature, the importance of the media, television, the influence of social stereotypes on everyday life. We investigated the specifics and peculiarities of interpersonal skills of young people, especially the present situation, relating to the scope of the displacement of communication in virtual space.

Текст научной работы на тему «Стиль жизни молодежи как отражение содержания субъективного жизненного пространства личности»

ЮВЕНОЛОГИЯ

УДК 159.923:316.6

Барышева Елена Ивановна

кандидат психологических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

[email protected]

СТИЛЬ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена изучению стиля жизни молодежи как показателя, отражающего субъективное жизненное пространство личности. Дано описание и анализ результатов эмпирического исследования стиля жизни молодежи довоенного Донбасса. Проанализированы следующие маркеры стиля жизни: жизненное кредо личности, понимание успеха в жизни, факторы, от которых зависит успех, социальные условия достижения успеха, способствующие и мешающие обстоятельства; результативность собственной жизни; место реализации собственных планов (в собственной стране или за рубежом); уровень благосостояния респондентов; удовлетворенность / неудовлетворенность социальными условиями в стране. Изучались особенности повседневной жизни респондентов: свободное время, любимые занятия, место в жизни молодежи здорового образа жизни, спорта, музыки, литературы, значимости влияния СМИ, телевидения, влияние социальных стереотипов на особенности повседневной жизни.

Ключевые слова: субъективное жизненное пространство, «темы» бытия, сферы жизнедеятельности личности, стиль жизни, образ жизни, значимость, смысл, ценность.

С ложные и противоречивые процессы, происходящие в различных сферах общественной жизни, предъявляют особые требования к личности, ее социальному поведению, ее системе ценностей и направленности. Безусловно, важными становятся способность адаптироваться в изменяющемся мире, способность к саморефлексии и критическому мышлению, но особенно остро встает вопрос о способности современного человека изменять условия собственного существования, противостоять манипуляциям, сохраняя при этом собственное «Я» как целостное образование.

Одной из важных задач современной науки является соотнесение существующих понятий, определение их взаимосвязей в понимании и описании жизненного мира личности. В последнее время актуально востребованными в науке являются категории «жизненное пространство», «образ жизни», «стиль жизни», которые, на наш взгляд, тесно взаимосвязаны в решении задачи изучения и описания жизнедеятельности человека. Теоретической базой исследования жизненного пространства личности в разных ракурсах являются исследования В.С. Бахарева, С.Д. Дерябо, Е.Н. Жарова, Т.М. За-итовой, Н.А. Кондратовой, В.Е. Клочко, В.И. Панова, В.Д. Панковой, В.А. Скребца, Н. Шатохиной, О.М. Шамионова, Ф.И. Шаркова, Ю.М. Швал-ба, В.А. Ясвина и др. Психологический анализ стиля жизни личности представлен в исследованиях Б.А. Вяткина, Е.И. Головахи, О.А. Дончен-ко, В.О. Тихонович, В. Русалова, Ю.М. Швалба, М.Р. Щукина и др.

В нашей предыдущей статье, посвященной соотнесению понятий стиль жизни и субъективное жизненное пространство личности [3], мы рассматривали субъективное жизненное пространство через описание особенностей стиля жизни как

среза, фрагмента значимых «тем бытия» личности. Сравнение категорий субъективного жизненного пространства и стиль жизни дало нам возможность утверждать: субъективное жизненное пространство - это совокупность значимых «тем бытия» (Х. Томэ) [1] личности, то, что является для личности важным в отношениях с миром (объекты, ситуации и отношения могут быть как позитивно, так и негативно окрашены); стиль жизни - инструментальное отражение субъективного жизненного пространства в поведении и действиях личности, типичных для нее реакциях на события и обстоятельства, то есть на условия жизнедеятельности. В описании субъективного жизненного пространства определяющими являются категории «значимость», «смысл», «ценность». Стиль жизни отражает, каким образом элементы вышеуказанных категорий проявляются в деталях поведения в повседневной жизни.

Целью нашей настоящей статьи является определение содержания субъективного жизненного пространства личности через проявления стилевых особенностей; изложение материалов исследования особенностей стиля жизни молодежи (18-28 лет).

Диагностический инструментарий. Предложенное нами анкетирование для исследования характеристик стиля жизни основывалось на методике «Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни» А.С. Галицкого, Е.Ю. Березняка и анкетировании изучения жизненных ори-ентаций современной молодежи О.Г. Злобиной, В.О. Тихоновича. Вопросы анкеты адаптированы к целям нашего исследования и дополнены необходимыми вопросами для получения достоверных результатов в контексте нашей темы. Целью диагностической части исследования было выяснение: какие особенности стиля жизни характерны для

252

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Барышева Е.И., 2016

изучаемой нами выборки и какие характеристики стиля жизни отражают степень «значимости» субъективного жизненного пространства личности, изучение представлений об образе и стиле жизни, основных факторов, которые на них влияют - обстоятельства, значимые личности, родители, друзья, массовые коммуникации, социальные влияния.

Анкета содержит 30 вопросов: 7 - открытых, 23 - закрытых.

Для интерпретации результатов нами использован анализ процентных соотношений как наиболее показательный для описания анкетных данных, качественный анализ высказываний респондентов с использованием метода контент-анализа, метод сравнительного анализа и интерпретации данных.

Выборка исследования. Выборку исследования составили молодые люди от 18 до 28 лет 156 респондентов - 62% женщин, 38% мужчин. По роду занятий - 60,13% составили студенты, это молодые люди от 18 до 23 лет; респонденты от 24 до 28 лет - 33,8%, работающие; 6% выборки - не имеющие работы на момент участия в опросе. Все участники исследования - молодые люди, проживающие в Луганске (84%) и Донецке (16%), время проведения исследования - 2012-2013 годы (до начала военных действий на этих территориях).

Описание результатов исследования. Стиль жизни молодежи можно связать с функционированием в различных сферах жизнедеятельности, и всегда существует квинтэссенция направленности жизнедеятельности личности. Таким основополагающим принципом, которым человек руководствуется в жизни, можно назвать жизненное кредо. Очень показательным является то, как человек его формулирует, что свидетельствует и об уровне рефлексии, и о способности кратко и емко выразить нацеленность собственной жизни. Если разделить все многообразие ответов респондентов на кластеры согласно общей тематической направленности, можно выделить следующие группы. И в женской, и в мужской выборке наиболее распространенной формулировкой были постулаты, отражающие нацеленность на успех, на достижение целей, причем в женской выборке вариативность формулировок является более разнообразной. 65% всех утверждений касаются стремления к успеху, достижению целей. «Всегда только вперед!» - именно в такой формулировке определяют свое жизненное кредо большинство девушек. «Стремление к лучшему», «Достичь всего, чего хочешь», «Не останавливаться на достигнутом», «Будь сильной, несмотря ни на что», «Всегда идти к достижению цели» - таковы типичные определения своего жизненного кредо. Как видим, большинство утверждений описывают непременное достижение, подчеркивая значимость созданного в обществе образа уверенной в себе, целеустремленной, успешной в карьере женщины.

В мужской выборке ориентированы на успех 27% респондентов, которые выражают это так: «Только вперед!», «Никогда не останавливайся на достигнутом», «Никогда не сдавайся», «Не стой на месте!»

В женской выборке следующий кластер отражает оптимистическую установку: «Все, что ни делается - все к лучшему», «Все будет хорошо», «Верить в лучшее». В жизненном кредо отражены и понимание закономерностей жизнеустройства, часто предопределенности происходящих событий: «Случайности не случайны», «Ничего не бывает просто так!». Девушки в своих высказываниях подчеркивают ответственность личности за события, происходящие в ее жизни: «Все возвращается», «Хочешь - получишь», «Каждый сам кузнец своего счастья». Следующий кластер формулировок содержит определенные, достаточно конкретные принципы действий, которые отличаются скорее беспечностью, отражающие желание «ловить момент». Таких указаний 15,8%. Например, «Жизнь коротка, нарушай правила!», «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть еще больше», «Учиться на собственных ошибках, жить чувствами», «Искать лишь такие ситуации, в которых чувствуешь себя счастливым» и др. Подобные утверждения могут быть отражением часто тиражируемого в рекламе, в глянцевых журналах образа человека, в погоне за наслаждениями, что является практически главным делом в жизни. Нет ничего более важного, чем собственные удовольствия, что выглядит как исключительно потребительская позиция, ориентированная на гедонистические установки в жизни. Существенно, что респондентов с такими принципами немного.

Следующие утверждения содержат философски-нравственные постулаты: «Без прошлого нет будущего», «Оставаться человеком в любой ситуации» (ж., 19 л.), «Нет ничего, с чем нельзя было бы справиться». Высказываний такого содержания около 8%, что свидетельствует о зрелости нравственных убеждений респонденток.

В мужской выборке после лидирующей позиции, декларирующей достижение успеха (которые, впрочем, в 3 раза имеют меньшее значение, чем в женской выборке!), следующий тематический кластер как раз подчеркивает зависимость успеха от собственных усилий личности: «Все в моих силах! Необходимо лишь желание».

В формулировках мужской выборки четко прослеживаются указания на значимые сферы жизнедеятельности респондентов (то, что Х. Томе называет «темы бытия», которые как раз и отражают субъективное жизненное пространство, сферы значимости) Это такие утверждения, как «Развитие», «Семья - истинное богатство», «Семья, самореализация», или совсем философские: «Истина где-то рядом», ориентированные на познание

мира. Ценность семьи, присутствующая в мужской выборке (кстати, подобные упоминания отсутствуют в женской выборке), подчеркивает приверженность молодых людей фундаментальным общечеловеческим нравственным ценностям.

В отличие от женской выборки, где присутствовали утверждения беспечные, где-то даже ориентированные на рискованное поведение, следующие позиции в мужской выборке занимают утверждения, отражающие растерянность их респондентов или осторожность в построении жизненной стратегии: «Не знаю, что будет дальше», «Доверяй, но проверяй». Мы убедились в том, что ориентированность современного стиля жизни у молодежи очень существенно связана со значимостью успеха, достижения. Следующие вопросы анкеты касались понимания успеха, от чего он зависит, социальные условия достижения, что мешает и что способствует. (Некоторые вопросы предполагают несколько предлагаемых вариантов ответов, поэтому при обработке результатов процентный показатель демонстрирует вес фактора для данной выборки). Так, в понимании девушек успех - это высокий материальный достаток (65,8%), хорошее здоровье на протяжении жизни, любовь и семейное счастье (вес каждого из этих факторов - 50%), следующая по значимости позиция - успех как реализация самой заветной юношеской мечты (42%), полное воплощение в жизнь собственных способностей (39,5%). Для юношей успех - это хорошее здоровье на протяжении жизни (73,3% респондентов отметили эту позицию как самую значимую), полное воплощение в жизнь собственных способностей, семейное счастье (66,7%) и только после этого - «высокий материальный достаток» (60%). Как мы помним, у девушек этот фактор занимал первое место по степени значимости представлений об успехе. У юношей также отмечено «воспитание детей в соответствии с собственными идеалами» - 53,3% респондентов связывают успех в жизни с этим. Что характерно, в женской выборке указанная ценность получила 28,9% выборов и стоит после оказавшегося более значимым для женщин «достижения высокого служебного, делового, гражданского статуса» (31,6%). Эти данные

Факторы, влияющие

вполне подтвердили проанализированные ранее формулировки жизненного кредо. Девушки более ориентированы на социальный успех, достижение высокого статуса, материального в том числе, ориентированы на карьеру, традиционные ценности любовь и семья значимы, однако ценность семьи у мужчин имеет более существенное значение.

Наибольшее влияние на достижение успеха молодежью в жизни, по мнению наших респондентов, оказывают следующие факторы (см. табл. 1).

Как видим из данных в таблице 1 наиболее значимым фактором, влияющим на достижение успеха, является, по мнению девушек, вера в себя. Самым непопулярным методом в достижении успеха, как в женской, так и в мужской выборке названо «умение «играть без правил», «использовать все способы для достижения личного успеха».

В мужской выборке самым значимым фактором, влияющим на достижение успеха названа материальная обеспеченность и связи родителей. Это демонстрирует как собственную неуверенность в профессионализме, своих знаниях, деловых качествах, так и социальные устои, где успех в карьере и в жизни часто зависит от связей, возможности протекции, наличия знакомых в нужных сферах, а отнюдь не знания и качества претендента на должность. Наряду с такими факторами как влияние родителей, их материальная обеспеченность, статусность, юноши высоко мотивированы относительно собственного высокого уровня образованности, профессионализма. Безусловным существенным фактором является мотивация достижения.

Анализируя, полученные ответы на этот вопрос, мы видим, что девушки в большей степени мотивированы на достижение успеха, опираясь на свои личностные ресурсы, отмечая, при этом, и значение материального и социального статуса родителей. Для юношей более значимы, чем для девушек, уровень образования и ответственность как личностные ресурсы.

Как следует из приведенных выше данных, беспечность молодежи, растиражированная как социальный миф в СМИ, только кажущаяся. Безусловная мотивация на успех связывается в сознании молодежи с важностью собственных усилий, зна-

Таблица 1

на достижение успеха

Название фактора влияния Мужск. выборка Женск. выборка

% показ. Рейтинг. место % показ. Рейтинг. место

Материальная обеспеченность и связи родителей 66,7 1 60,5 2

Гибкость, умение приспосабливаться к переменам 60 2 52,6 3

Высокий уровень образования, профессионализм 46,6 3 50 4

Вера в себя, желание достичь как можно большего в жизни 43 4 68,4 1

Чувство ответственности, требовательности к себе 43 4 44,7 5

чимостью образования, достижения профессиональной компетентности.

Что мешает достижению успеха? Девушки считают, что это собственные недостатки человека (так ответило подавляющее большинство респондентов). В графе «свой вариант» они конкретизировали эту общую позицию, указав в качестве недостатков страх, неуверенность в себе и своих силах, нечеткую постановку целей, лень (таких, способных к рефлексивному анализу, оказалось 68%). Юноши считают, что достижению успеха мешает неразумное устройство общества и только затем собственные недостатки.

Локус определения зависимости успеха от собственных усилий или от внешних условий, делал закономерным вопрос о современных социальных условиях, способствующих или мешающих достижению успеха. Девушек, посчитавших современные условия вполне благоприятными, 5,25%; юношей, считающих аналогично, - 13,33%. Совсем неблагоприятными социальные условия считают 21% девушек и 26,66% юношей. Как видим, молодые люди довольно критично относятся к создавшимся в обществе условиям, при этом искать зависимость успеха от внешних обстоятельств, а не от собственных усилий больше склонны юноши. Такова картина отношения к социальным условиям у молодежи в 2012-2013 годах, накануне событий гражданской войны.

Интересным (особенно с высоты происходящих на юго-востоке Украины в данный момент событий) оказался вопрос, касающийся места реализации своих жизненных планов молодежью. Так, наиболее удачно реализовать свои жизненные планы считали возможным на территории Украины 36,84% девушек и 33,3% юношей. С дальним зарубежьем связывали радужные перспективы 44,7% девушек и 60% (!) юношей. На наш взгляд, это довольно значительные показатели. Можно, конечно, связать это с распространенным суждением, что хорошо только там, где нас нет. Но в большой степени, на наш взгляд, здесь отразилась постоянная и навязчивая пропаганда западной модели жизни, живописание неотразимо прекрасных сторон западного рая, умалчивая об обратных сторонах жизни в странах неродственных культур. Опять-таки такая пропаганда никак не способствовала желанию сделать прекрасной и налаженной жизнь в собственной стране, не акцентировала ответственность за события, происходящие в своем государстве, и возможность на них повлиять.

Отметим, что доходы респондентов на момент опроса достаточно скромны: большинство из них студенты; есть те, кто и учится, и работает, но уровень доходов включенных в выборку в целом находится в пределах размеров стипендии или чуть больше. Как видим, это та молодежь, которая учится, работает и в достижениях уповает скорее на себя и собственные усилия (а не на Европу, которая

придет и наведет порядок), на собственное образование и профессиональные навыки и, естественно, хотела бы, чтобы социальные условия были благоприятны для самореализации. Отсюда и недовольство, отражающееся в полученных данных.

Обратимся к другим сторонам стиля жизни, особенностям повседневной жизни: свободное время, любимые занятия, место в жизни молодежи здорового образа жизни, спорта, музыки, значимости влияния телевидения, СМИ, социальных стереотипов.

Отметим, что в целом, общественная активность женской выборки выше. Традиционные для молодежи места досуга: дискотеки, ночные клубы - не пользуются особым спросом в обеих выборках, их посещает очень незначительная часть молодых людей. Самым востребованным местом культурного досуга является кинотеатр. Театр, безусловно, более изысканная сфера, большинство (и в основном девушки) посещают 1-2 раза в год, для юношей это не характерное место времяпрепровождения. Библиотека как жизненно важная сфера является не самым посещаемым местом, так как в современном обществе получение значимой информации большинство стали связывать с электронными носителями. Очень востребованным в жизни молодых людей является спорт. Девушек, посещающих спортивный, тренажерный зал, бассейн 1-2 раз/нед. - 44,7%; 1-2 раз/мес. - 21%. Среди юношей 20% респондентов посещают спортзал, бассейн ежедневно; 1-2 раз/нед. - 46,6%; 1-2 раз/ мес. - 6,6%. То есть занятия спортом, посещение бассейна, забота о своем здоровье, здоровый образ жизни весьма характерная особенность современной молодежи Донбасса.

Одной из форм досуга является общение с друзьями, но и эта сфера жизнедеятельности претерпела существенные изменения с распространением социальных сетей. Живое общение заменяется суррогатом, эмоции замещаются «смай-лами» и скобками.

О человеке, его особенностях многое может сказать то, как он проводит свободное время, что является его любимым занятием. У девушек это чтение книг (42,1% респонденток), просмотр фильмов и прогулки (23,68%). Также девушки любят в свободное время слушать музыку (21%). 34,2% девушек назвали значимым общение с друзьями, близкими людьми, при этом в такое общение отнесли не столько непосредственные контакты, сколько общение через Интернет, социальные сети. Надо сказать, что разнообразие любимых увлечений отразило широкий, творческий кругозор респонденток. Ими названы такие занятия: танцы (10,5%), спортзал (10,5%), рисование, фотографирование, игра на пианино, вышивание, занятия в театре, «придумывание» чего-то (стихов, истории, рекламы), кулинария.

Свободное время юношей занимают: прослушивание музыки (33,3%), компьютерные игры (26,6%), занятия спортом (20%), а также прогулки с друзьями (46,6%), кулинария (13,3%), рыбная ловля. Отметим, что если у девушек упоминание компьютерных игр является единичным, то для юношей - это существенная часть их времяпрепровождения.

В различных исследованиях уделяется много внимания влиянию рекламной коммуникации на особенности стиля жизни молодежи, пропаганда определенного образа жизни людей. И часто это довольно чуждый образ жизни, внедрение в сознание враждебных, примитивных образцов, социальных мифов, способствующих пропаганде праздности, потребительского поведения, погони за удовольствиями, откровенной распущенности и вседозволенности. Высшие ценности подменяются стремлением к удовлетворению сиюминутных потребностей.

Посмотрим, как эта проблематика отразилась в нашем опросе. Как правило, в современном мире наиболее существенными каналами информации, а равно и средствами влияния на массовое сознание, называют Интернет и телевидение. Большинство молодых людей не смотрят ТВ: 42,1% девушек, и 23,3% юношей. Остальные отмечают, что по времени - это объем времени какой-либо одной передачи.

Зато совершенно другая ситуация с использованием компьютерной коммуникации. Именно этот канал информации является самым значимым для молодежной аудитории. Так, девушек, которые проводят перед компьютером от 1 до 3 час. - 36,8%, от 4 до 6 час. - 42,2 %. Есть те, которые проводят время перед компьютером от 6-8 до 10-16 часов: таких 15,8%, они сами констатируют, что это «много», но связывают это с необходимостью. В выборке юношей «пребывание в компьютере» по времени составляет ежедневно: до 1 час. - 13,3%, от 2 до 4 час. - 53,2%, от 5 до 8 час. - 33,2% респондентов. Здесь важно понимать, что «проводить время перед компьютером» подразумевает целый ряд различных видов деятельности: общение в социальных сетях, чтение информации на различных сайтах, «бродить по сайтам», не изучая что-то конкретно; работа, связанная с использованием компьютера или Интернет; отдых (просмотр фильмов, прослушивание музыки и пр.). Каждая из этих деятельностей предполагает своеобразие особенностей субъективного жизненного мира личности и тех значимостей, которые существуют в жизненном пространстве данной конкретной личности, но по факту статистика говорит о существенной степени перенесения реальной жизни в виртуальную сферу.

Изучение стиля жизни молодежи в контексте понимания субъективного жизненного пространства личности мы все же связывали с социальной

модой, существующей в общественном сознании, молодежной среде, которая формируется в большой степени под влиянием СМИ. Но влияние, оказываемое средствами массовой коммуникации, как правило, неочевидно, скрыто, часто с применением манипулятивных технологий. И хотя вопрос был сформулирован как обобщающий: «Как Вы считаете, на что у современной молодежи (среди ваших друзей) существует социальная мода?» (предлагалось назвать 5-7 самых востребованных позиций), в нем проявлялась определенная проекция собственных представлений и взглядов, кроме оценки общественных тенденций. Социальная мода - один из социальных регуляторов и факторов влияния. Часто социальная мода на определенный стиль жизни, его атрибуты, маркеры престижности и востребованности создаются рекламной коммуникацией (которая, в свою очередь, опосредуется финансовыми группами, экономическими интересами). Но реклама чего-либо (будь-то товар или манеры поведения) - это не только желание прибылей, это всегда попытка сделать мир другим. Реклама, пропагандирующая то, что успешный молодой человек может быть только вместе с пивом, и исключительно посещая ночные клубы, безусловно, делает социум другим. Это формирует определенные приоритеты и представления о престижном и востребованном.

Социальная мода всегда основана на определенной системе ценностей. Об этом, например, исследования В. Бородиной (2000), В. Музыканта (1996, 1998), А. Моля [6]. В социальную моду включаются: манера одеваться, говорить, специфический язык, особенности досуга и хобби, представления о престижном и статусном. В целом это особенности стиля жизни.

В нашем исследовании были выделены следующие явления (или маркеры) социальной моды (см. табл.2).

Следует отметить, что разницы в определении социальных тенденций в обеих выборках практически нет. Но есть некоторые нюансы распределения. Однозначно лидирующие позиции в определении социальной моды занимает стильная одежда как атрибут общественной престижности. То есть встречают (и провожают?) все же «по одежке». 2-4 позиции тоже идентичны, с той лишь разницей, что для девушек особое значение имеют мобильные телефоны как атрибут престижности, демонстрации собственной деловой репутации или финансовой успешности (скорее, родителей). Модный аксессуар воспринимается как фетиш, как признак собственной статусности. Однозначно значение пользования Интернет и в качестве средства общения, и в качестве досуговой сферы, и средства трудовой деятельности - очевидным становится смещение реальной жизни в виртуальное пространство.

Таблица 2

Явления социальной моды

Мужская выборка Рейтинг Женская выборка Рейтинг

Стильная одежда 1 Стильная одежда 1

Посещение дискотек, ночных клубов 2 Мобильные телефоны 2

Пользование Интернет 3 Пользование Интернет 3

Мобильные телефоны 4 Посещение дискотек, ночных клубов 4

Спорт 5 Спорт 5

Употребление алкоголя 6 Получение образования 6

Получение образования 7 Сексуальный опыт 7

Активная жизненная позиция 8 Употребление алкоголя 8

Чтение книг 9 Чтение книг 9

Значимость занятий спортом в современной молодежной среде отмечают и юноши, и девушки, это вполне соотносится с другими вопросами, которые определили спорт как значимую сферу жизнедеятельности молодежи. Важной тенденцией жизни современной молодежи девушки считают получение образования. Востребованность, престижность образования, знаний, «модно быть умным», профессиональным - одна из отличительных позитивных тенденций в молодежной среде.

Далее девушки подчеркивают значимость для молодежи приобретения или наличия сексуального опыта. Безусловно, эта тема всячески педалируется в СМИ, телепродукции, рекламе. Сексуальность декларируется чуть ли не главной и единственной желательной чертой женщины. Модные тенденции в приобретении сексуального опыта продолжают идеи «свободного секса» и разграничения ценностей «любовь» и «секс», превращая секс в техническую разновидность досуга, не отягощенного отношениями. Примечательно, что в мужской выборке этот фактор не отмечен вообще.

Наличие «модности» такого явления в молодежной среде, как употребление алкоголя отмечают обе выборки, фактически подтверждают заси-лие пропаганды массовой алкоголизации в странах постсоветсткого пространства.

8-10 позиции занимают «чтение книг» и «активная жизненная позиция» как значимые тенденции в молодежной среде. В этом же опросе мы уже обнаруживали высокий уровень мотивации достижения и стремление к успеху у молодых людей, очевидно значимость активной жизненной позиции подтверждает и данный вопрос. Позитивным фактом является определение как модной тенденции в молодежной среде чтение книг. Это показывает, что в молодежной среде есть люди, ориентированные на познание, на поиск истины, что может формировать самостоятельность, рефлексивность и критичность мышления, способность размышлять и анализировать действительность, формировать думающую личность. Конечно, мы понимаем, что чтение может быть разным (выяснение того, что именно читают молодые люди, заслуживает

отдельного исследования), даже если это «легкое» чтение, все равно мотивация к чтению говорит о желании разобраться в важных для личности вопросах и ответы пытаются искать в достойных источниках.

Таким образом, обобщение результатов проведенного нами исследования некоторых особенностей стиля жизни молодых людей (18-28 лет) реализовано в контексте понимания субъективного жизненного пространства молодежи.

Перспективами дальнейших исследований может быть изучение стиля жизни различных социальных групп респондентов, определение через переменную стиля жизни содержания субъективного жизненного пространства личности.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. -№ 2. - С. 3-16.

2. Барышева Е.И. Соотношение понятий стиль жизни и субъективное жизненное пространство личности // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 73-78.

3. Веричева О.Н. Классификация технологий социальной работы с молодежью // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 5. - С. 165-166.

4. Екимчик О.А., Григорова Т.П., Смирнова Н.С. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 6. - С. 278-283.

5. Клочко В.Е. Коммуникативная сфера как фактор становления ментального пространства человека // Менталитет и коммуникативная сфера в транзитивном обществе / под ред. В.И. Кабри-на, О.И. Муравьевой. - Томск: Томский гос. ун-т, 2004. - С. 30-44.

6. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.