Научная статья на тему 'Современная молодежь на рынке труда: гендерные аспекты проблемы'

Современная молодежь на рынке труда: гендерные аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
495
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЛАНЫ НА БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ / МОТИВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАНЯТОСТИ / YOUTH PROFILE / EMPLOYMENT / LIFE PRIORITIES / CAREER PLANNING / JOB MOTIVATION / GENDER / EMPLOYMENT VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Явон Снежана Владимировна

Анализируются жизненные ориентации молодежи в трудовой сфере на основе социологических исследований «Молодежь в современном обществе» (2002 год; г.о. Тольятти) и «Место и роль молодежи в современном обществе» (2009 год; г.о. Ульяновск, г.о. Тольятти, населенные пункты сельского типа Приволжского федерального округа Ульяновской и Самарской области). Соотнесение планов на ближайшее будущее с поставленными целями и выбранными средствами достижения дает возможность оценить, какую жизненную стратегию выбирают молодые люди для решения возникающих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the employment expectations of young people based on the results from the sociological research: Youth in Modern Society (Tolyatti 2002) and Place and Role of Youth in Contemporary Society (Ulyanovsk, Tolyatti, the rural settlements of the Volga Federal District--the Ulyanovsk and Samara region 2009). The study of setting personal agenda, objectives, and funds available is a starting point for assessment of young people, their decision making process and life strategies.

Текст научной работы на тему «Современная молодежь на рынке труда: гендерные аспекты проблемы»

7. ОсиповГ.В. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма, 2002. 656 с.

8. Прозоров А. В поисках определения термина «информация». М., 2003. (http://vusnet.ru/biblio/archive/ prosorov_mformatюn)

9. Прокуденкова О.В. Социокультурная динамика // Теория культуры. СПб.: Питер, 2008. С. 219—237.

10. РуновА.В. Социальная информатика. М.: КНОрУС, 2009. 428 с.

11. Сорокин П.А. Моя философия — интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 134--139.

12. Струве П.Б. Избранные сочинения // Культурология: Классические труды. М.: Нексмедиа, 2007.

13. Тавокин Е.П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 3--10.

14. Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Философские очерки. Кишинев: Штиица, 1989. 296 с.

УДК 316.334.22

современная молодежь на рынке трудА: гендерные аспекты проблемы

Явон Снежана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, [email protected] ГОУВПО Поволжский государственный университет сервиса (г. Тольятти)

The author analyzes the employment expectations of young people based on the results from the sociological research: Youth in Modern Society (Tolyatti 2002) and Place and Role of Youth in Contemporary Society (Ulyanovsk, Tolyatti, the rural settlements of the Volga Federal District--the Ulyanovsk and Samara region 2009). The study of setting personal agenda, objectives, andfunds available is a starting point for assessment of young people, their decision making process and life strategies.

Анализируются жизненные ориентации молодежи в трудовой сфере на основе социологических исследований «Молодежь в современном обществе» (2002 год; г.о. Тольятти) и «Место и роль молодежи в современном обществе» (2009 год; г.о. Ульяновск, г.о. Тольятти, населенные пункты сельского типа Приволжского федерального округа — Ульяновской и Самарской области). Соотнесение планов на ближайшее будущее с поставленными целями и выбранными средствами достижения дает возможность оценить, какую жизненную стратегию выбирают молодые люди для решения возникающих проблем.

Key Words: youth profile, employment, life priorities, career planning, job motivation, gender, employment values

Ключевые слова: молодежные проблемы, жизненные ориентации, планы на ближайшее будущее, мотивы трудовой деятельности, гендерное измерение ценностей относительно занятости

Трудовая сфера в большинстве случаев является ведущей в процессе самореализации человека. Высокая степень интеграции профессионального самоопределения в социальный спектр отношений придает данному процессу особую значимость в контексте современных преобразований. Рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социальнодемографической группы, обладающей собственными потребностями и интересами и

занимающей специфическое место в системе воспроизводства и развития трудовых отношений [1, 2, 3, 4, 5].

Тенденции жизненных ориентаций молодежи в трудовой сфере можно проанализировать по результатам исследований, проведенных автором статьи: «Молодежь в современном обществе» — 2002 год; г.о. Тольятти; N = 1000 человек 14—30 лет; при отборе использовался метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории; «Место и роль молодежи в современном обществе» — 2009 год; г.о. Ульяновск, г.о. Тольятти, населен-

ные пункты сельского типа Приволжского федерального округа (Ульяновской области, Самарской области); N = 3000 человек 14—30 лет, сегментированных на подгруппы по критериям гендерной принадлежности (юноши/ мужчины, девушки/женщины), возраста (время надежд — 14—17 лет, этап формирования собственного пути — 18—24 года и пора получения первых устойчивых результатов — 25—30 лет), территории проживания (центр субъекта РФ — г.о. Ульяновск, крупный город в субъекте РФ — г.о. Тольятти и сельская местность — поселки городского типа, села Ульяновской и Самарской областей).

Соотнесение планов на ближайшее будущее с поставленными целями и выбранными средствами достижения дают возможность оценить, какую жизненную стратегию выбирают молодые люди для решения возникающих проблем.

Функционирование молодежи на рынке труда зависит от наличия/отсутствия проблем в молодежной среде. Большинство респондентов (согласно социологическому исследованию «Место и роль молодежи в современном обществе», 2009 год) отметили, что «нехватка денег» для них является главной жизненной проблемой (22,4% по всей выборке). Ранжирование также показало, что большинство респондентов (41,7%) поставило указанную проблему на первое место по значимости. Второй существенной проблемой была названа «жилищная проблема» — 15,4%, на третьем месте оказались «проблемы с работой» — 10% (табл. 1).

Незначительная разница в 0,6—1,5% между количеством респондентов, выбравших в качестве самой насущной «проблему с работой» и «материальную зависимость от родителей» дает возможность последнюю считать третьей по степени важности проблемой для молодежи, принявшей участие в исследовании.

Можно констатировать, что материальная сторона жизни, как и материальные ценности, на данном этапе оказываются самыми важными. Меньше всего респондентов волнуют «проблемы этического характера» — 1% по всей выборке.

Относительно гендерной специфики ответов можно сказать, что выборы мужской и женской части респондентов практически совпадают. Самой главной проблемой для обеих групп является «нехватка денег»: 22,7% мужчин и 22,1% женщин. Следующей по количеству ответов стоит «жилищная проблема»: 11,8% мужчин и 12,4% женщин. На третье место женская половина респондентов поставила «материальную зависимость от родителей» — 8,5% (для сравнения у мужчин — 7,6%). Мужчины на третье место поставили «проблемы с работой» — 7,9% (для сравнения у женщин — 7,0%). Разница небольшая и показывает две точки зрения на проблемную ситуацию низкого материального обеспечения молодых людей: первая — акцентирование материальной несвободы от родительского кошелька, вторая — проблематизация трудоустройства как способа решения денежного вопроса.

Для молодежи 14—17 лет по степени важности были выбраны следующие проблемы:

1) «нехватка денег» — 20,2%, 2) «материальная зависимость от родителей» — 11,3%, 3) «возможности для отдыха, проведения свободного времени» — 8,7%. Следовательно, у молодых людей младшей возрастной группы жилищная проблема и отсутствие работы теряют свою актуальность, уступая место материальной зависимости от родителей и отсутствию возможностей для качественного проведения досуга.

Респонденты 18—24 лет определили своими главными проблемами «нехватку денег» — 23,1%, «жилищную проблему» — 12,6%, «материальную зависимость от родителей» — 9,3%. К этому времени молодые люди стремятся

Таблица 1

Ранжирование жизненных проблем по степени значимости

Жизненные проблемы 1-е место по значимости 2-е место по значимости 3-е место по значимости По всей выборке

Нехватка денег 41,7 14,0 9,5 22,4

Жилищная проблема 12,1 15,4 8,5 12,1

Материальная зависимость от родителей 6,5 9,3 8,5 8,1

Проблемы с работой 4,0 8,7 10,0 7,5

создавать семьи, пытаются жить отдельно от родителей и быть независимыми от них.

Старшая возрастная группа от 25 до 30 лет также выделила для себя проблемы с «нехваткой денег» (23,0%), «жилищную проблему» (16,7%). Но в отличие от средней возрастной группы третьей выбрана «проблема с работой» (8,2%). После 25 лет молодежь, в основном, материально не зависит от родителей и имеет самостоятельный доход, поэтому поиск высокооплачиваемой и перспективной работы более актуален именно для этой возрастной группы.

Территориальное разделение респондентов не выявило принципиальной разницы в ответах. В Тольятти и Ульяновске молодые люди одинаково в большинстве своем выделили три основные вышеуказанные проблемы. В сельской местности проблема с работой является для молодежи более актуальной, чем материальная зависимость от родителей.

Согласно проведенному исследованию (2009 год) среди ближайших планов респондентов лидирующие позиции заняли по общей выборке: «продолжить образование» — 18,5%, «основать свое дело» — 17,2%, «работать по специальности в государственных структурах» — 16,6%. У мужчин расстановка оказалась несколько иной: на первое место вышло «основать свое дело» — 21,4%. Для женщин важнее стало продолжение образования — 20,7%. Удовлетворенность молодежи профессиональным образованием проявляется в большей предпочтительности работать по специальности (более чем в три раза). Сле-

Планы на

довательно, получение образования может рассматриваться как своего рода инвестиции в будущую статусную позицию, более характерное для девушек (табл. 2).

Растущий спрос на высококвалифицированный труд, более высокая цена такого труда, развитие технологического прогресса диктуют необходимость вкладывать средства в образование детей для того, чтобы они могли включиться в общественное производство с наибольшей эффективностью. Отсутствие различий с точки зрения рациональности в затратах на образование юношей и девушек свидетельствует об отрицании априорной некачественности женской рабочей силы и необходимости выполнять одну роль на протяжении жизненного цикла (роль хозяйки дома). Снижение рождаемости, развитие контрацепции, вовлечение женщин в общественное производство, рост образовательного уровня населения, рост доли неполных семей, — все эти тенденции нарушают рациональность гендерной дифференциации вложений в человеческий капитал.

Девушки планируют реализовать полученные знания в трудовой сфере, посвятить себя дому, семье желает незначительная часть респондентов — 6,5% (юношей 3,0%). Домашняя жизнь как традиционная система ценностей в жизни женщины отходит на второй план, уступая место профессиональной сфере. Значительная часть девушек желает рационально направить усилия в более перспективную, с их точки зрения, область самореализации. Все, что связано с внутренним

Таблица 2

1йшее будущее

Ближайшие цели Пол Возраст Территория

муж- чины жен- щины 14- 17 18-24 25- 30 г.о. Улья- новск г.о. То- льятти села Улья- новской обл. села Са- мар- ской обл.

Продолжить образование 16,3 20,7 39,5 16,1 7,3 16,0 20,3 21,1 18,0

Основать свое дело 21,4 13,0 13,3 16,7 20,5 14,4 18,8 19,4 18,0

Работать по специальности в государственных структурах 15,8 17,4 13,6 16,1 19,2 17,9 13,4 14,2 20,8

Работать по специальности в коммерческих структурах 11,4 9,9 8,1 12,3 10,2 11,8 12,5 8,6 7,2

миром домашней жизни, лишено для них перспективы развития. Более того, препятствует их движению вперед и, в конечном счете, выживанию в жестких условиях сегодняшней российской реальности. Завоевывая профессиональную сферу, девушки/женщины нарушают стереотипные представления о том, что «женщины отстают от мужчин в уровне профессиональной подготовки и квалификации», «мужчины должны получать большее жалование, чем женщины (при аналогичных работах)», «основная роль женщины — быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины — это работа».

Сложившийся в России гендерный порядок определенным образом сказывается на принципах планирования своего будущего юношей в сторону активной позиции и принятия полной ответственности за решения возникающих проблем. Поэтому на передний план выходит организация собственного бизнеса как способа преодоления классической схемы карьерного роста и освоения новых возможностей жизненного успеха, основанного на другом типе культурного капитала (собственных силах, деньгах, власти). Стратегия достижения жизненного успеха женской части опрошенной молодежи базируется на классических, советских представлениях: получение высшего образования и работа в государственных учреждениях.

Совсем небольшая часть респондентов связывает свою трудовую деятельность с научноисследовательской сферой — 2,3% юношей и 2,0% девушек. Молодежь не стремится в науку, прежде всего, из-за низкого уровня зарплаты, не позволяющего достичь приоритетной цели жизни. И, как показывают данные, феминизация научной сферы будет продолжаться. Данной тенденции способствует изменение самого научного знания (мышления), соединяющего в себе традиционный (мужской) подход, связанный с познанием глубинной сущности явлений, абстрагированием от частностей с женским, характеризующимся широтой диапазона исследуемых явлений с учетом взаимосвязей, деталей и т.д.

Сравнение результатов исследования в г.о. Тольятти за 2002 г. ^ = 1000 человек 14—30 лет) и 2009 г. ^ = 1000 человек 14—30 лет) о планах на ближайшее будущее говорит о снижении числа респондентов планирующих продолжить образование и увеличении желающих

организовать собственное дело. Отмеченная тенденция является адекватной реакцией на экономический кризис в стране. Указанная причина способствовала тому, что для девушек большее значение стала приобретать работа не в коммерческих структурах, как семь лет назад, а в государственных, где кризис не так сильно отразился на заработной плате. Увеличилась значимость трудоустройства по специальности, особенно у мужчин.

Результаты по возрастным группам показывают, что для 14—17 лет на первом месте стоит продолжение образования (39,5%). Средняя возрастная группа находится на перепутье, о чем говорят цифры: 16,7% — стремятся основать свое дело, 16,1% — продолжить образование, 16,1% — работать по специальности в госструктурах. Для молодежи после 25 лет наибольшее значение приобретает трудоустройство: 20,5% — намереваются основать свое дело, 19,2% — выбирают работу по специальности в госструктурах (табл. 2).

Наибольший диссонанс как расхождение в предпочтениях юношей и девушек отмечается не в форме хозяйствования будущей/настоящей организации (фирмы), а в трудоустройстве по специальности/не по специальности, т.е. главным является применение полученных знаний в практической деятельности. Данная тенденция более свойственна для молодежи 25—30 лет и городской молодежи.

Корреляция постановки цели и задач (планов) на ближайшее будущее показала следующее. На первом месте респонденты поставили достижение материального благополучия. Реализация данной цели возможна через «работу по специальности в коммерческих структурах» (31,9%), «основание собственного бизнеса» (29%), «отъезд за границу работать или учиться» (28,4%). Найти интересную работу по душе можно либо в государственных структурах, трудоустраиваясь по специальности (35,9%), либо продолжив свое образование (30,1%), либо уехав за границу (28,4%). Добиться хороших отношений в семье, по мнению респондентов, выбравших указанную цель, можно лишь посвятив себя дому и семье (27,7%), работая в государственных структурах по специальности (17,5%)/не по специальности (20,5%).

Подавляющее большинство опрошенных молодых людей свое будущее связывают с трудовой деятельностью, основными мотивами

которой являются «хорошая оплата труда» — 28,5%, затем «возможность профессионального роста» — 17,2% и «самореализация, самоутверждение» — 8,7% от общей выборки. Роль публичности успеха для мужчин подтверждает тот факт, что на третьем месте по значимости стоит не самореализация как, например, у женщин (10,4%), а «престижность» — 8,7%. Таким образом, на фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии (статусная/инструментальная функция будущей/настоящей специальности). Престижная работа важна для младшей возрастной группы (9,4%) и для сельской молодежи (9,2%).

Динамика ожиданий юношей и девушек от будущей трудовой деятельности фиксирует уменьшение диссонанса между значимостью престижности работы и самореализации/самоутверждения (табл. 3). Интенсивнее увеличивается значимость престижности для девушек и самореализации для юношей (на фоне сохранения прежней гендерной специфики). Для трудовой мотивации молодежи менее значимыми становятся возможность общения и ощущение независимости, возрастает ориентация на самореализацию/самоутверждение, разрешение бытовых проблем и возможность профессионального роста. Обоснованием первой тенденции является вторжение информационных технологий (интернет) в молодежную среду, второй — доминирование материальной стороны в ценностях юношей и девушек в условиях рыночного механизма хозяйствования, а также активной позиции на рынке труда.

Некоторую неуверенность относительно решений проблем с помощью удачного трудоустройства показывает корреляция данных ожиданий от работы и чувств, которые вызывают сегодняшние проблемы. Высокие показатели тревожности, раздражения и растерянности в отношении трех лидирующих мотивов говорят о том, что несмотря на надежду на перемены к лучшему как преобладающее чувство, в целом у всех опрошенных конкретных ожиданий от будущей работы сомнений и тревог у молодых людей больше.

Стирание границ между мужскими и женскими типами поведения отражается также в ответах о способности женщин выполнять типично мужские роли. При этом молодые мужчины неохотно сдают свои позиции в традиционно мужской сфере деятельности — работа: 36,9% опрошенных мужчин считают, что женщины не способны работать столько же, сколько и мужчины, 46% девушек уверены в обратном. Мужские черты характера («напористость и настойчивость»), по мнению молодых женщин, могут входить в арсенал женского типа поведения: 63,5% против 42,9% мужчин. Женщины больше уверены в своей выносливости и возможности выполнять неприятную работу: 49,5% (так же могут) и 37,2% (почти так же могут), когда у мужчин лишь 29,6% (так же могут) и 36,5% (почти так же могут). Эмпирические данные свидетельствуют о проявлении конкурентоспособности девушек на рынке труда.

Можно предположить, что юноши/мужчины в потенциале несклонны «позволить» девушкам/женщинам войти в профессиональный мир, заниматься оплачиваемой работой,

Таблица 3

Динамика мотивов трудовой деятельности

Ожидания от будущей работы Исследование 2002 года Исследование 2009 года

В целом по выборке Мужчины Женщины В целом по выборке Мужчины Женщины

Хорошая оплата труда 28,5 28,6 28,3 28,7 28,6 28,7

Возможность профессионального роста 16,4 16,6 16,2 17,5 17,9 17,1

Самореализация, самоутверждение 8,3 5,6 11,1 9,9 8,0 11,8

Престижность 7,7 9,5 5,9 8,4 8,6 8,1

что подразумевает традиционную семейную экономику, основанную на жестких гендерных ролях. Девушки-респонденты имеют более либеральные гендерные убеждения, чем юноши, относительно их гендерного ролевого поведения.

С увеличением возрастного ценза респондентов возрастает уверенность в женской способности быть выносливой и выполнять неприятную работу, когда это необходимо, т.е. зрелая молодежь больше принимает гендерное равенство, ориентируется на партнерство в гендерном пространстве трудовой сферы. Данная тенденция более характерна и для сельской молодежи.

Анализ динамики убеждений молодежи относительно некоторых женских и мужских способностей (г.о. Тольятти; 2002, 2009 г.) показывает, что женщины все увереннее входят в трудовую сферу наравне с мужчинами (при этом больше доверяют мужчинам заботу о детях и надеются на их отзывчивость). И мужчины выражают согласие с этим, констатируя у женщин необходимые для этого качества.

Таким образом, готовность поменяться гендерными ролями у молодых людей и девушек высока. Изменения традиционного патриархального уклада в сознании молодежи в первую очередь влияет на размывание границ между женскими и мужскими ролями. Однако способность признать подобную готовность за противоположенным полом еще не созрела до конца, поэтому формально соблюдаются все традиционные практики патриархального гендерного порядка.

На основании полученной информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере можно сделать следующие выводы:

1) молодежь все больше ориентируется на прагматические ценности (более свойственно для юношей/мужчин, старшей молодежи); содержательная мотивация более характерна для девушек/женщин, молодежи 25—30 лет и городской молодежи, статусная мотивация — для юношей/мужчин, молодежи до 18 лет и сельской молодежи;

2) образование имеет ценность, потому что позволяет в перспективе улучшить «качество жизни», завоевать определенный социальноэкономический статус. Большинство молодежи планируют работать по специальности (данное стремление более характерно для девушек/женщин, молодежи 25—30 лет, городской молодежи). Ориентация на трудовую деятельность в государственных структурах проявляется больше у девушек/женщин, молодежи 25—30 лет, сельской молодежи; коммерческие структуры привлекают юношей/мужчин, молодежь 18—24 лет, городскую молодежь;

3) отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин относительно сферы занятости — все женское традиционно продолжает ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством. Девушки-респонденты имеют более либеральные гендерные убеждения, чем юноши, относительно их гендерного ролевого поведения. Ориентация на партнерство в трудовой сфере более характерна и для старшей молодежи, а также для юношей/мужчин и девушек/женщин сельской местности.

Литература

1. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебного заведения) / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 568 с.

2. Российское студенчество на рубеже веков. Материалы Всероссийского студенческого форума / Под ред. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприяновой, науч. ред. Т.Э. Петрова. М.: Логос, 2001. 200 с.

3. Константинов А.С. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ Архангельска (1985— 2005) // Социологические исследования. 2007. № 12. С. 121—124.

4. Волков Ю.Е. К выработке современного представления о сущности труда // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 27-35.

5. Дементьева В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2006. 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.