Научная статья на тему 'Жизненное самоопределение Российской молодежи'

Жизненное самоопределение Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
806
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТЕЗАУРУСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / YOUTH / SUBJECTNESS / LIFE SELF-DETERMINATION / THESAURUS CONCEPTION / THE NET SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Явон Снежана Владимировна

В статье анализируются теоретико-методологические основы исследования жизненного самоопределения молодежи в современном российском обществе и на основе эмпирических исследований выявляются особенности жизненного самоопределения молодежи в российском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Life Self-determination of Russian Youth

The article analyzes the theoretical and methodological foundations of an investigation into the life self-determination of youth in contemporary Russian society. Some features of youth’s life self-determination in a Russian region are revealed on the grounds of empirical studies.

Текст научной работы на тему «Жизненное самоопределение Российской молодежи»

Жизненное самоопределение российской молодежи

С. В. Явон (Московский гуманитарный университет)

В статье анализируются теоретико-методологические основы исследования жизненного самоопределения молодежи в современном российском обществе и на основе эмпирических исследований выявляются особенности жизненного самоопределения молодежи в российском регионе.

Ключевые слова: молодежь, субъектность, жизненное самоопределение, тезаурусная концепция, сетевое общество.

Трансформационные процессы обусловили глубинные изменения во всей системе общественных отношений, в положении молодежи, ее жизненном самоопределении.

Молодежь является продуктом исторического развития, представляет собой большую социально-демографическую группу от 13-14 до 29-30 лет, социальные границы которой объективно детерминированы ее социальной ролью в системе общественного воспро-

изводства, функционирования и развития общества, значимостью и смыслом молодости как особого жизненного периода, субъективным осознанием ею своей социальной роли в обществе. Стержнем субъектного основания выделения молодежи в относительно самостоятельное социальное образование является собственная оценка ею своего общественного положения, отношения к окружающей действительности, к себе как субъекту обще-

ственной жизни, активный выбор собственного социального положения. Субъектность имеет границы, которые закладываются обществом и условиями социализации.

Состояние переходности общества накладывается на состояние переходности молодости, которое включает в себя важнейшие «переходы» в процессе жизненного самоопределения — получение образования, начало трудовой деятельности, создание семьи, вступление в сексуальные отношения. Молодежь является дебютантом в данных сферах жизнедеятельности.

Для молодежи специфика социализации, по мнению А. И. Ковалевой, обусловлена этапом ее социализации, включающим завершение первичной и начало вторичной социализации (Ковалева, 2004: 142; 2008: 445). Период перехода от первичной к вторичной социализации (в современном обществе все расширяется) задает импульс самоопределению, и завершается он жизненным самоопределением молодежи /присвоением социальной субъект-ности. Понимание становится одним из важнейших содержательных компонентов самой ситуации взросления.

Противоречие современного процесса взросления проявляется, с одной стороны, в увеличении времени поиска, более позднем наступлении зрелости, с другой — в более активном поиске себя в самых различных коммуникативных, деятельностных сферах. Одновременность сжатия и растяжения взросления как явление современного общества (Веселкова, Прямикова, 2005) стимулирует самоопределение и развитие личности.

В условиях российского общества формируется сетевое общество, в котором ведущую роль начинает играть фактор понимания Происходящего (Ильинский, 2011). Между сферами знаний и умений расположен пояс рефлексии, где фокусом является субъективирование. На индивидуальном/частном уровне сплав трех модусов («знание — понимание — умение», см.: Ильинский, 2004) тезауруса как ориентационного комплекса (Луков, 2012: 54) проявляется, по нашему мнению, в феномене «жизненное самоопределение молодежи». Поведенческие практики (умение)

выстраиваются на основе Ценностей человека (понимание), истоками которых являются Системы социальных репрезентаций общества (знание).

Иерархия в повседневности все в большей мере уступает место сетям в Происходящем (термин И. М. Ильинского, см.: Ильинский, 2011). Меняющееся общество характеризуется многовекторностью взросления: сетью выборов и наличием барьеров. Расширение пространства выборов предполагает интенсификацию рисков при преодолении барьеров. Обстоятельства неизвестности провоцируют молодых мужчин и молодых женщин на мобильность по сетям выборов, что предполагает приоритетную значимость среди всех модусов времени настоящего. Молодежь потенциальна в освоении многовариативной реальности.

Тезаурусная концепция жизненного самоопределения молодежи развивает тезау-русную концепцию молодежи (Луков, 2007: 94-96; 2012) и предполагает следующие положения:

— жизненное самоопределение молодежи — это процесс целенаправленной самоорганизации жизнедеятельности личности через осознанную систему жизненных смыслов, ценностей, целей и выработку жизненных стратегий и тактик. Элементами структуры жизненного самоопределения молодежи являются жизненные смыслы, ценностные ориентации, личностные планы, цели (ценностно-смысловые основания) и поведенческие практики;

— механизмами жизненного самоопределения юношей и девушек являются идентификации (идентификационные матрицы), социальное конструирование и проектирование реальности;

— принципом упорядочивания многообразия ценностно-смысловых оснований жизненного самоопределения молодежи и обеспечения ориентационными траекториями в жизнедеятельности является триада свое — чужое — чуждое, что соответствует выделению: ценность — не-ценность — антиценность, актуальные практики — неактуальные практики — неприемлемые практики, ближайшее социаль-

ное окружение — отдаленное социальное окружение — дальнее социальное окружение;

— наряду с основным иерархическим строем актуализируется сетевой строй ценностносмысловых оснований жизненного самоопределения и поведенческих практик молодежи, что соответствует типичному/традиционному и нестандартному/инновационному.

«В условиях трансформации и состояния неопределенности происходит смещение центра тяжести с преемственности на обновление, отторжение неэффективного социального опыта, нежели его усвоение» (Зубок, Яко-вук, 2008: 517). Роль молодежи в современном обществе заключается в реализации кроссге-неративного обновления общества посредством спецификации жизненного самоопределения применительно к состоянию и тенденциям эволюции форм социальности.

Социологические исследования «Молодежь в современном обществе» (2002 г.; г. о. Тольятти; N = 1000 человек 14-30 лет) и «Место и роль молодежи в современном обществе» (2009 г.; г. о. Ульяновск, г. о. Тольятти, сельские поселения Приволжского федерального округа (Ульяновской области, Самарской области); N = 3000 человек 14-30 лет), проведенные автором статьи, позволили проанализировать социальную дифференциацию жизненного самоопределения молодежи через призму возрастного ценза, гендерной принадлежности и поселенческого фактора.

Построенная система показателей жизненного самоопределения молодежи состоит из четырех блоков. Первый блок составляют показатели, характеризующие жизненные цели и социальное самочувствие молодежи. Второй блок — ценностные основания жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере. Третий блок — ценностные основания жизненного самоопределения молодежи в семейной сфере. Четвертый блок — ценностные основания жизненного самоопределения молодежи в сексуальной сфере.

Преимущественная ориентация молодежи регионального социума (Ульяновской области и Самарской области — Приволжский федеральный округ) на частную жизнь подтверждается ценностной структурой сознания мо-

лодежи. Доминантная ценность — материальный достаток, который сочетается с такими наиболее значимыми ценностями, как интересная работа (дело по душе), семья и дружба. Значительная часть молодежи определяет себя как «поколение надежд» и, как следствие, характеризуется «социально-комфортным» самочувствием. Большую адаптивность к изменениям, сопутствующим трансформации общества, проявляют юноши и девушки, опирающиеся на личные качества и способности. Молодежь посредством образования планирует завоевать определенный социально-экономический статус.

Ожидания, чувства, потребности и ценности разных возрастных групп зависят от тех ресурсов, которыми молодой человек может обладать в том или ином возрасте. Для младшей группы на передний план выходят проблемы образования, отношений с друзьями, секса. В трудовой деятельности представители этой группы ориентируются на коммерческие структуры и статусную мотивацию. Молодежный возраст 14-17 лет определяется как «время надежд», что подтверждается большим позитивным настроем молодежи регионального социума. Представления о будущем более размыты и неопределенны, поэтому выбор жизненной стратегии во многом зависит от материального благополучия родителей и их жизненного сценария.

Молодые люди старшей группы (25-30 лет), вступившие во взрослые социальные отношения, имеющие образование, опыт работы, в качестве главной ценности, кроме материального достатка, выделяют семейное благополучие. Кроме того, молодые люди именно этой возрастной категории в качестве альтернативы решения экономических проблем в первую очередь отмечают такие ценности, как открытие собственного бизнеса, трудоустройство по специальности в государственных структурах (материально-статусная мотивация). С возрастом растет толерантность к различным сексуальным практикам и снижаются положительные оценки семейных взаимоотношений. Старшая молодежь более склонна к «дискомфортно-агрессивному» социальному самочувствию.

Социально-конструктивистские взаимодействия молодежи объективируются через гендерные идентичности и репрезентации в процессе жизненного самоопределения. Делая основной акцент на собственном материальном благополучии, главной ценностью становится высокооплачиваемая, престижная, интересная работа. Для юношей/мужчин характерны мобильность, активная жизненная позиция, преобладающее значение высокой зарплаты и быстрого трудоустройства, поддержки друзей, традиционный культурный идеал гендерных отношений в семье, гедонистические и престижно-потребительские ориентации, ранние и не узаконенные сексуальные отношения. Жизненное самоопределение девушек/женщин базируется на традиционных представлениях достижения успеха через получение высшего образования, работу в государственных структурах по специальности, поддержании эгалитарного типа семьи и функции материнства, толерантном отношении к гомосексуальности. Девушки/женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем молодые люди/мужчины в область домашнего хозяйства. Социальное самочувствие женской части молодежи российского региона характеризуется динамикой оптимистической оценки.

Социокультурным фактором, опосредующим процесс жизненного самоопределения молодежи в трансформирующемся российском обществе, выступает вид поселения (город — село). Для молодежи сельских поселений более свойственно стремление к восходящей социальной мобильности. Они готовы поступиться семейными ценностями ради заработка «больших» денег и высокого профессионального статуса, престижного положения в обществе. В трудовой сфере сельская молодежь на фоне материально-статусной мотивации планирует трудоустройство по специальности в государственных структурах. В аспектах брачности и семейных отношений юноши и девушки сельских поселений более подвержены влиянию ближайшего окружения, стереотипам, материальной заинтересованности брачного партнера, стремлению иметь детей, либеральному восприятию разде-

ления труда в браке. Времяпрепровождение сельской молодежи опосредовано стереотипами приватной сферы и характеризуется распространенностью рекреационных форм проведения досуга.

Молодежь городских поселений характеризуется менее оптимистической оценкой происходящего. Привлекательными в процессе жизненного самоопределения для городской молодежи являются материально-содержательная мотивация при работе по специальности в государственных или коммерческих структурах, психологическое и душевное равновесие в семейных отношениях, развлекательные формы проведения досуга, сексуальная сторона взаимоотношений. Крупный город как центр административной территории оказывает наибольшее влияние на формирование рыночных качеств личности (креативность, мобильность, прагматизм), инновационной деятельности индивида (как социально-конструктивной, так и деструктивной), инвестиций в качество собственной рабочей силы, стремления к высоким жизненным стандартам, ориентации на индивидуализм и прагматизм.

Социологические данные о ценностных основаниях жизненного самоопределения молодежи российского региона констатируют постепенное распространение эгалитарных установок, которые проявляются через осознание возможностей равноправных отношений во всех сферах жизнедеятельности, через положительную оценку инноваций в гендерных отношениях и возникновение новых форм взаимодействий. Приверженность инновационному конструкту (в условиях российского региона — Приволжского федерального округа) демонстрирует преимущественно образованная часть городских молодых женщин.

Согласно эмпирическим данным позитивная (восходящая) направленность изменения социальных характеристик молодежи в ходе ее становления в качестве субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о развитии этой социальной группы. Сегодняшняя молодежь характеризуется размышлениями о значимости именно собственного выбора в ситуации неопределенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Веселкова, Н. В., Прямикова, Е. В. (2005) Социальная компетентность взросления. Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. ун-та.

Зубок, Ю. А., Яковук, Т. И. (2008) Трансгрес-сивность // Социология молодежи : энциклопед. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. С. 517-518.

Ильинский, И. М. (2004) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-7.

Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139-143.

Ковалева, А. И. (2008) Социализация // Социология молодежи : энциклопед. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. С. 442-445.

Луков, Вал. А. (2007) Теории молодежи: пути развития (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 87-98.

Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация».

THE LIFE SELF-DETERMINATION OF RUSSIAN YOUTH S. V. Iavon (Moscow University for the Humanities)

The article analyzes the theoretical and methodological foundations of an investigation into the life

self-determination of youth in contemporary Russian society. Some features of youth’s life self-determination in a Russian region are revealed on the grounds of empirical studies.

Keywords: youth, subjectness, life self-determination, thesaurus conception, the net society.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Veselkova, N. V., Priamikova, E. V. (2005) So-tsial’naia kompetentnost’ vzrosleniia. Ekaterinburg : Izd-vo Ural’skogo gos. un-ta.

Zubok, Iu. A., Iakovuk, T. I. (2008) Transgres-sivnost’ // Sotsiologiia molodezhi : entsikloped. slo-var’ / otv. red. Iu. A. Zubok, V. I. Chuprov. M. : Academia. S. 517-518.

Il’inskii, I. M. (2004) K chitateliam zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie» // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 5-7.

Il’inskii, I. M. (2011) Proshloe v Nastoiashchem : Izbrannoe. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Kovaleva, A. I. (2004) Sotsializatsiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 139-143.

Kovaleva, A. I. (2008) Sotsializatsiia // Sotsio-lo-giia molodezhi : entsikloped. slovar’ / otv. red. Iu. A. Zubok, V. I. Chuprov. M. : Academia. S. 442-445.

Lukov, Val. A. (2007) Teorii molodezhi: puti razvitiia (okonchanie) // Znanie. Ponimanie. Ume-nie. № 4. S. 87-98.

Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi : Mezh-distsiplinarnyi analiz. M. : «Kanon+» ROOI «Rea-bilitatsiia».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.