Научная статья на тему 'СТИЛЬ КАК ИНДИКАТОР ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР'

СТИЛЬ КАК ИНДИКАТОР ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
456
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СТИЛЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / YOUTH SUBCULTURES / STYLE / IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ольховиков Константин Михайлович, Харисова А.А.

В статье описывается процесс выявления специфики формирования индивидуального стиля у молодежных субкультур. Приведены понятия стиля как идентификации субъекта культуры. Рассмотрены молодежные субкультуры с точки зрения постоянно появляющихся, обновляющихся, изменяющихся в соответствии со временем (появлением новых технологий), но при этом остающихся со своим единым неизменным стилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE AS AN INDICATOR OF IDENTITY OF YOUTH SUBCULTURES

The article describes the process of identifying the specifics of the formation of an individual style among youth subcultures. The concepts of style as identification of the subject of culture are given. Considered youth subcultures from the point of view of constantly emerging, updated, changing in accordance with the time (the emergence of new technologies), but at the same time remaining with their single unchanged style.

Текст научной работы на тему «СТИЛЬ КАК ИНДИКАТОР ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР»

К.М. Ольховиков, А.А. Харисова

СТИЛЬ КАК ИНДИКАТОР ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Ключевые слова: молодежные субкультуры, стиль, идентичность.

Аннотация: В статье описывается процесс выявления специфики формирования индивидуального стиля у молодежных субкультур. Приведены понятия стиля как идентификации субъекта культуры. Рассмотрены молодежные субкультуры с точки зрения постоянно появляющихся, обновляющихся, изменяющихся в соответствии со временем (появлением новых технологий), но при этом остающихся со своим единым неизменным стилем.

Молодости как социальному возрасту присущ дух экспериментаторства, сумасбродства и максимализма. Это период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, который надлежит творчески наполнять приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в увлечении экстремальными, авантюрными видами спорта; в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это формирует и питает среду молодежных субкультур.

Термин «субкультура» был пущен в оборот американским социологом Дэвидом Рисменом в 1950 году. В своих исследованиях он использовал понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Дальнейший анализ явления и понятия субкультуры провел британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» [1, 7]. По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Молодежная субкультура - это культурная вариация, обретшая социального носителя в виде групп молодежи. Это - молодежные общности и агрегации, имеющие собственные элементы культуры и жизненного мира группы, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика), стиль, традиции, нормы и ценности. Молодежные субкультуры имеют динамическую структуру. Изменения в жизни общества влияют на стилевые изменения молодежных субкультур. Все поколения так или иначе переживают определенные кризисные ситуации, связанные с изменениями культурных смыслов и социальной среды, которые особенно ярко влияют на ориентиры молодежи и ее стиль жизни.

Стиль является ключевым в определении молодежных субкультур. Но это понятие очень многозначно и противоречиво, к тому же, сфера его употребления очень широка. В одном из наиболее фундаментальных исследований стиля - работе А.Ф. Лосева «Проблема художественного стиля» приведен подробнейший исторический обзор имеющихся трактовок, данных в различных словарях и специальных сочинениях [2, 3]. Приведем лишь некоторые из них:

Стиль - «чистое» формотворчество, самоорганизация языка; стиль - выразитель духовных смыслов культуры [12, 6];

Стиль - способ рационального упорядочивания деятельности; стиль - имманентная, спонтанная интенция сознания;

Стиль - анонимная нормативная власть всеобщности формы; стиль -экзистенциальное самоосуществление индивидуальности;

Стиль - проявление уникальности, отклонения от стереотипа; стиль - многократное воспроизведение инвариантного принципа организации формы [12, 6];

Стиль - выражение, квинтэссенция творческой активности субъекта; стиль -тиражируемая модель, закон повторяемости [12, 6];

Стиль - игровой, чисто эстетический феномен; стиль - форма выражения функциональной ориентации деятельности;

Стиль - реальный феномен культуры; стиль - условный классификационный термин, процедурный инструмент познания [3, 4].

ПЫЯЮГИЧеСНИЙ ЖИРНЙА ВПШНОРТОСТЙНЙ Н 4(77), sota

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

Из всех многообразных определений стиля выберем самые значимые для молодежных субкультур. Итак, стиль - проявление уникальности, отклонения от стереотипа; стиль - многократное воспроизведение инвариантного принципа организации формы; стиль - имманентная, спонтанная интенция сознания.

Понятие «стиль» вошло в социологию в связи с поиском определения явных, выразительных показателей процесса социальной детерминации духовного развития общества. Стиль как одна из наиболее емких характеристик формы позволял увидеть результат действия сложных социальных взаимодействий в облике устойчивых формальных структур, охватывающих большой круг предметно и содержательно разнообразных явлений духовной жизни. Целью социологического рассмотрения культуры было, с одной стороны, показать, что формы культуры порождаются социальными и экономическими причинами, с другой стороны, обнаружить, каким образом социальное содержание трансформируется в духовное, как социум структурирует культуру.

Стиль - не сами знаки, а их употребление, выражение и демонстрация отношения к ним через отклонение от существующих стандартов. Значит, стиль - интерпретация существующих отношений, знаковый инструмент коммуникации, в чем и состоит его особенная значимость [4, 89].

По мнению П. Вацлавика, единого источника формирования стиля нет ни извне, ни изнутри, так как стиль - самоорганизация процесса жизни, бесконечное взаимное движение интерпретаций [5, 680-681]. Стиль есть тот порядок, который укореняет нас в действительности, указывает место в ее структуре. Он есть динамическая характеристика процессуальности формирования определенного способа жизни, соразмерность и соотнесенность ее форм в контексте культурных смыслов [4, 67]. Таким образом, стиль предстает не как качество или свойство субъекта, а как форма соотнесенности, показывающая не «кто есть кто», но «кто есть кто для кого и в какой ситуации».

Значит, через стиль осуществляются такие функции субъекта, как самопрезентация и наблюдение. Отмечается, что он четко воспринимается только внешним наблюдателем. Стилевая идентификация некоего субъекта происходит как наблюдение его отклонения от других. Это отличие воспринимается как смысл, за которым стоит некий гештальт, то есть конструкция формы, объединяющая все детали жизненного поведения субъекта, в результате чего его стиль воспринимается как определенный тип, становящийся элементом структурирования социальной реальности. Стиль выполняет три функции: спонтанной самоорганизации субъектов жизнедеятельности и общества в целом; опознания смысложизненных позиций членов сообщества; самоидентификации. Многие современные исследователи считают идентификацию ключевым моментом субъективной реальности [6, 279], и это подчеркивает важную роль стиля в этом процессе.

С точки зрения теории и философии культуры существуют три главных направления обращения к понятию «стиль» при изучении культуры. Первое - в русле пересечения философии истории и философии культуры, где стиль трактуется как символическая форма, выражающая глубинное содержание исторического развития культуры как целого. Второе - в рамках системного анализа функционирования культуры как данности, рассмотрения диалектики уровней и форм ее организации. Третье направление можно считать современной редакцией культурантропологии. Усилия его представителей обращены к тому, чтобы преодолеть историческую абстрактность, приоритет духовно-идейного понимания культуры и взаимную изолированность ее конкретных языков. Здесь делается акцент на антропологической основе историко-культурного процесса, в соответствии с которой за языком культуры стоит человек, а сама культура предстает как способ его исторического духовно-практического самоосуществления. Такой подход ставит задачу обнаружения механизмов, способов, форм выражения человека как целостности.

В данном контексте возникает новый аспект значения проблемы стиля, а само понятие ставится в ряд с такими категориями, как «деятельность», «человек», «жизнь» («стиль культуры» оказывается производным от понятия «стиль жизни»). По мнению Е. Ротхакера, сами культуры являются стилями жизни, способами жизненного поведения человеческих общностей, в которых человеческая деятельность и бытие приходят к тождеству. Поэтому родовым для образования соответствующего стиля считается определенный исторический склад человека: например, «готический человек» - готический стиль [3, 43].

В статье используются идеи авторов концепций стиля жизни - М. Вебера, Г. Зиммеля, Т. Веблена, И. Гоффмана, Р. Будона, Ф. Буррико. Исследование также основывается на работах современных отечественных ученых по проблемам стиля жизни, образа жизни (Л. Ионин, Е. Омельченко, Г.С. Батыгин, А.П. Бутенко, И.В. Бестужев-Лада, 3. Янкова и т. д.) и проблемам студенческой молодежи (В.Т. Лисовский, С. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, В.И. Чупров).

В ходе исследования применялись методы теоретического и сравнительного анализа, методы синтеза и обобщения содержания отечественных и зарубежных источников, научных публикаций, описывающих стили и молодежные субкультуры на протяжении семидесяти лет.

Теоретический и сравнительный анализ документов показал, что стилистика молодежных субкультур не изучалась в качестве самостоятельного предмета. И.В. Бондаренко в диссертации: «Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности» (2013 год) рассмотрела внешние проявления стиля молодежных субкультур с точки зрения психологии. Молодежные субкультуры изучались с момента их появления, рассматривались различные аспекты и направленность. Ведущий признак субкультуры - наличие стиля, в структуре которого выделены образ (одежда, прическа, бижутерия); манера поведения (походка, мимика); слэнг (набор слов и характер их использования). Стиль создается на основе элементов данной культуры; новый контекст придает иное значение предметам, вещам и словам, заимствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственных признаков. Совокупность функций обеспечивает роль субкультуры в обществе и ее ценность для членов группы [7, 176]. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в субкультуре, предлагает индивиду варианты решения личностных проблем.

В ходе исследования выявлено, что молодежные субкультуры существовали намного раньше, чем появилась соответствующая терминология. Рассматривая субкультуры с точки зрения неизменного стиля, который является индикатором идентичности молодежных субкультур, мы пришли к выводу, что в современном мире постоянно появляются новые субкультуры, они меняют средства общения, место общения (в основном это интернет-общение), но остаются приверженцами определенного стиля. Этот стиль является внешним проявлением, который могут определить и оценить окружающие [8, 212]. Систематизация и анализ научных представлений по проблеме возможных репрезентаций личности позволяют утверждать, что самореализация и самовыражение личности осуществляются в различных вариантах в разных сферах деятельности и поведении. Стиль как оформление внешности является одной из таких возможностей и может рассматриваться как значимое средство самореализации и самовыражения молодежи [13, 8-9].

В результате исследования специфики стиля у молодежи установлено, что самореализация посредством оформления внешности у представителей молодежных субкультур обусловлена ценностями движения к творчеству, а самореализация теми же средствами испытуемых с традиционным оформлением внешности детерминирована целями самовыражения [13, 11].

Восприятие молодежью личностных свойств людей в контексте их стиля осуществляется на основании интерпретации и идентификации невербальных стимулов. Молодежь приписывает представителям субкультур, наиболее ярко оформляющим внешность («панкам», «антифа»,

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). aoia sSSsass

«готам», «байкерам», «эмо»), такие личностные особенности, как экстраверсия («панки», «готы», «байкеры», «эмо»), ригидность («панки», «антифа») и самоконтроль («антифа», «ролевики») [9, 73; 11].

Представители молодежных субкультур, реализующие себя посредством определенного стиля, характеризуются рядом особенностей: негативное отношение к значимому окружению, экстернальность, индивидуалистичность, эгоизм и сензитивность.

В последнее время термин «молодежные субкультуры» применяется во всех гуманитарных дисциплинах [10, 15] При этом размываются понятия и определения субкультур. Мы рассматриваем субкультуры с точки зрения индивидуального стиля, для этого выявили, как отмечалось, определение стиля: как проявление уникальности, отклонения от стереотипа; как многократное воспроизведение инвариантного принципа организации формы; как имманентная, спонтанная интенция сознания. А молодежная субкультура - это культурная вариация, характерная для групп молодежи. Это молодежные общности и агрегации, имеющие собственные элементы культуры, а именно: язык (сленг), символику (внешняя атрибутика), стиль, традиции, нормы и ценности. Данное определение поможет социологам и культурологам сузить рамки и рассматривать молодежные субкультуры только с точки зрения молодежи и стиля.

Молодежные субкультуры изначально были замкнутыми сообществами, которые противопоставляли себя большинству, неохотно ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны. Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались «неформальные объединения молодежи», постепенно переставали быть чем-то инокультурным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, челки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. Ведь стиль в молодежных субкультурах служит средством (формой) самореализации личности.

1. Hebdige, D. Subculture the meaning of style, 1979.

2. Лосев, А.Ф. Теория художественного стиля [Текст]. Киев, 1994.

3. Устюгова, Е.Н. Стиль и культура: опыт построения общей теории стиля [Текст], 2006. - 260c.

4. Ziehe, T. Vom Lebensstandart zum Lebensstil// Aktualitat das Ästhetischen/ Hrsg. Von W.Welsch. Munch., 1993.

5. Wazlavik, P. Lebensstile und Wirklichkeit // Stil: Geschichte und Funktionen eines Kulturwissenschaftlichen Diskusselements/ Hrsg. Von H.Gumbrecht und K.L. Pfeiffer. Fr. A. M., 1987.

6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности [Текст]. Москва, 1995.

7. Абраменкова, В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации [Текст] // Мир психологии. 2008. № 1.С. 175-189.

8. Левикова, Е.А. Молодежная субкультура [Текст]. Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 600 с.

9. Бондаренко, И.В. Личностная обусловленность оформления внешности (на примере молодежных субкультур) [Текст] // Вестник Читинского государственного университета (Вестник ЧитГУ), 2009. № 4 (55). С. 73-78.

10. Алиева, Н.З. Зрительные иллюзии: не верь глазам своим: парадоксы восприятия, символика цвета, инерция зрения, мода и маскировка [Текст]. Ростов на Дону : Феникс, 2007. - 333 с.

11. Андреева, А.Ю., Богомолов, Г.И. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода: от Древ. Египта до модерна [Текст]. -Санкт-Петербург : Паритет, 2001. - 118 с.

12. Федотовских, О.Л. Понятие «стиль». Подходы к определению стиля [Электронный ресурс]. URL : http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/style_theorie/styl_predmet/fedotovskich_styl.html (дата обращения : 10.08.2018).

13. Бондаренко, И.В. Самореализация представителей молодежных субкультур посредством оформления внешности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Бондаренко Ирина Валериевна ; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.]. - Москва, 2013. - 211 с. : ил. РГБ ОД, 61 13-19/84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.