Психология
УДК 372.88
Бондаренко Ирина Валериевна
Irina Bondarenko
ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ВНЕШНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР)
PERSONAL DETERMINATION IN IMAGE MAKING
(BY EXAMPLE OF YOUTH SUBCULTURES)
В статье представлены результаты эмпири- The article gives the results of the empirical re-
ческого исследования оформления внешности search of students' image-making. The students are студентов вузов - представителей молодежных the representatives of different subcultures. The link субкультур. Показана связь индивидуально - between individual and psychological peculiarities of a психологических особенностей личности, смы- person, system of velues and system of relations; and словых систем сознания и системы отношений, their influence upon students' image-making are de-их влияние на оформление своей внешности пред- scribed ставителями молодежных субкультур
Ключевые слова: личностная обусловленность, Key words: individual determination, image-making, youth
оформление внешности, молодежные субкультуры subculture
Самоидентификация и социализация современной молодежи проходит в новых социально -экономических условиях, когда разрушены прежние стереотипы поведения, происходит переоценка ценностей, идет процесс самоорганизации молодежи. С помощью молодежной субкультуры происходит адаптация молодых людей в обществе, передача современных ценностей, социализация, удовлетворение потребностей в гетеросексуальных контактах, преодоление чувства одиночества, самовыражение.
Стремление быть самим собой, само -идентификация себя - одна из психологических проблем современной молодежи. Вхождение молодого человека в субкультуру означает принятие ценностей группы и ее внешних атрибутов (одежда, украшения, прическа, та-
туировки и т.д.). Особое внимание придается созданию привлекательного внешнего вида.
Отечественные ученые рассматривали внешний облик человека как внешнюю форму существования и проявления внутреннего, субъективного мира человека.
Г.Г. Шпет писал: «Вся душа есть внешность . Человек живет, пока есть у него внешность . И личность есть внешность» [9; С. 99].
С.Л. Рубинштейн, подчеркивая единство и внутреннюю взаимосвязь физической и духовной сторон личности, отмечал, что человек связывает свою личность и с определенным внешним обликом, поскольку в нем заключены выразительные моменты и отражается склад его жизни и стиль деятельности [8; С. 503].
А.Р. Лурия считал одежду «внешним выражением психической жизни человека»,
«симптомом душевных переживаний» [6; С. 48].
Важность познания закономерностей создания персонального образа и особенностей его восприятия для развития навыков адекватного самовыражения, самореализации и повышения возможностей адаптации человека в окружающем мире неоднократно подчеркивалась современными исследователями (А.А. Бодалев, Е.А. Петрова, В.М. Шепель и др.).
Е.А. Петрова исследуя роль и функции визуальных знаков в общении, выделяла три визуально-коммуникативные системы: габитус, костюм, кинесику. В современной психологии костюм и его элементы рассматриваются как специфический язык (сигнально-знаковая система), который воспринимается вместе с другими сигналами общения (жестами, взглядами и пр.) и словами (Е.А. Петрова Р.А. Степучев, Е. Я. Басина).
М.И. Килошенко отмечает, что выбор одежды предполагает личную заинтересованность человека и показывает активность, самостоятельность и субъективность его «Я». По её мнению, выбор одежды в большей степени обусловливают внешние (влияния среды) и внутренние (субъективные переживания) факторы [3; С. 105]. Одежда помогает человеку почувствовать удовлетворение от своего внешнего вида, приблизиться к собственному идеалу.
Исследования большинства отечественных и зарубежных психологов и социологов, занимающихся феноменом молодежной культуры середины ХХ и начала ХХ1 вв., указывают на тот факт, что оформление внешности является основным стержнем, вокруг которого формируются субкультуры и происходит объединение молодежи, увлеченной тем или иным ее течением.
В связи с этим, актуальным является исследование оформления внешности представителей молодежных субкультур. Целью нашего исследования являлось изучение личностной обусловленности оформления внешности, которая включает в себя индивидуально -
психологические особенности личности, динамические смысловые системы сознания и психологическую систему отношений.
Для этого нами использовались следующие психодиагностические методики: ММР1 (Миннесотский многошкальный личностный опросник, ГП «ИМАТОН»), который позволяет диагностировать индивидуально-психологические особенности личности и выявить стиль по -ведения и общения, скрытые психологические отклонения; методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева, разработанная автором для диагностики динамических смысловых систем сознания; метод незаконченных предложений Д. Сакса, позволяющий исследовать систему отношений личности. В исследуемую систему отношений входили такие категории, как мать, отец, семья, знакомые, прошлое, будущее, а также наличие страхов и чувства вины.
Кроме этого, использовался метод анке -тирования, в котором выявлялись биографические данные, семейное положение, принадлежность к молодежной субкультуре, определялись особенности оформления внешности.
Результаты и их обсуждение.
В исследовании приняли участие 420 чел. в возрасте 17...22 лет. Оно проводилось на разных факультетах (социальном, психологическом, художественного образования, техно -лого-экономическом, юридическом и др.) вузов г. Чита. Методом анкетирования мы выявили 39 чел., включенных в молодежные субкульту -ры. Среди представителей субкультур 56 % составляют девушки и 44 % юноши, входящие в такие молодежные субкультуры, как «рэпе-ры», «эмо», «готы».
В результате анкетирования выявлено, что испытуемые, представители молодежных субкультур, отмечают свою принадлежность к субкультурам: «рэперы» (40 %), «эмо» (31 %), «готы » (29 %).
Большинство опрошенных (87 %) счита -ют, что молодежная субкультура - вполне естественное явление, отражающее жизнь молодежи, и позитивно настроены по отношению к субкультурам «байкеров» (56 %) и «металли-
стов» (51 %). У 67 % опрошенных выражено негативное отношение к субкультуре «гопников», у 64 % - к «сатанистам», у 61 % - к «неофашистам», у 51 % - к «антифа».
Анкетный опрос представителей моло-дежных субкультур демонстрирует, что все респонденты считают наиболее привлекательным собственный внешний облик, 43 % испытуемых ответили, что подражают при оформлении внешности музыкантам рок-групп и рэп-команд. При этом 53 % испытуемых предпочитают носить яркую, многоцветную одежду с надписями, указывающую на их принадлежность к молодежной субкультуре, 69 % испытуемых носят украшения со специфической символикой, 31 % украшают свое тело пирсин-
гом и 41 % - татуировками. В оформлении внешности всех испытуемых характерно проявление андрогенных черт, т.к. все элементы оформления внешности (одежда обувь, прическа, украшения) относятся к стилю «унисекс» (выполнены без учета гендерных особенностей).
Личностный опросник ММР1 использовался нами для исследования индивидуально-психологических особенностей личности,
включенной в молодежную субкультуру.
Полученный в результате расчетов усредненный профиль для всей выборки исследования представлен в графической форме на рис. 1.
Рис. 1. Усредненный профиль ММРІ
По результатам исследования с помощью личностного опросника ММРІ (ГП «ИМАТОН») были получены следующие данные:
I - 45; Р- 72; К - 47; 1(Иб) - 60; 2(й) - 58; 3(Ну) - 55; 4(Рф - 67; 5(МР) - 56; 6(Ра) - 61; 7(Р0 - 63; 8(Бс) - 73; 9(Ма) - 68; 0(Б1) - 57.
Результаты исследования по личностно -му опроснику ММРІ демонстрируют пограничный профиль, в котором выражены повышенная эмоциональная напряженность, проявляющаяся в поведении, затруднения в адаптации, неудовлетворенность, высокая степень
стресса и необходимость в психологической поддержке.
Рельеф профиля ММР1 пикообразный, что указывает на наличие в выборке исследования следующих типов акцентуаций и психопатии: «Шизофрении», проявляющейся в уходе в себя и замене реального мира воображаемым, и «Психопатии» - игнорировании социальных норм, требований и правил поведения, снижении самоконтроля, импульсивности.
Профиль с положительным наклоном свидетельствует о повышенной вероятности
возникновения психотических расстройств, проявляющихся в интеллектуальной и поведенческой сфере. Лица с названными расстройствами способны причинять окружающим беспокойство своим поведением. Для испытуемых характерны недостаточная адекватность понимания себя и других людей, непредсказуемость поступков, склонность к конфликтам, нарушение общепринятых норм и правил поведения, возможны нарушения восприятия и мышления.
Интерпретируя сочетания пиков по клиническим шкалам, можно выявить код профиля Р;4;8;9, характеризующийся подъемами по шкалам «4 РЬ (психопатии)», «8 Бс (шизофрении)», «9 Ма (гипомании)», что свидетельствует о присущих выборке исследования следующих особенностях, проявляющихся в уходе в себя и замене реального мира воображае-мым, игнорировании социальных норм, требований и правил поведения, снижении самоконтроля, импульсивности, повышенном настроении, чрезмерной активности.
С помощью методики незаконченных предложений Д. Сакса исследовалась система отношений личности. Были получены следующие результаты: отношение к жизненным целям и будущему отрицательное у 90 % исследуемых. Отношение к прошлому у 54 % испытуемых отрицательное, у 18 % - положительное. Отношение к вышестоящим лицам у 77 % отрицательное, у 17 % испытуемых - нейтральное. Для 95 % испытуемых характерно негативное отношение к коллегам и для 82 % -к подчиненным. У 87 % сформировано отрицательное отношение к друзьям. Свое негативное отношение к матери выразили 95 % испытуемых, к отцу - 64 %. Отрицательное отно -шение к семье диагностировано у 87 % исследуемых. Негативное отношение к противоположному полу и сексуальным отношениям выявлено у 67 % испытуемых, только 23 % характеризуются положительным отношением по данному показателю. Отношение к себе у 95 % выборки - отрицательное. Склонность к само-
обвинению выявлена у 13 % исследуемых, у 46 % чувство вины не проявляется. Страхи и опасения не выявлены у 38 %, для 49 % выборки характерны опасения и разные страхи.
Таким образом, в данной группе испытуемых отчетливо проявляются негативные взаимоотношения в семье, отрицательное отношение к друзьям, коллегам, начальству. Выявлено негативное отношение к противоположному полу и сексуальным отношениям. Отношение к себе, собственному будущему, целям также является негативным, а склонность к самообвинению слабо выражена.
С помощью методики предельных смы-слов Д.А. Леонтьева мы диагностировали динамические смысловые системы сознания, зрелость мировозрения. В исследовании применяли структурный анализ, направленный на выявление индивидуальных особенностей структуры смыслового древа. Его структура была описана с помощью количественных индикаторов. В данной группе испытуемых получены следующие результаты: 4 узловых кате -гории выявлено у 67 % исследуемых, 5 - у 26 % и 6 - у 5 %. Индекс связности полученной структуры имеет значение «2» у 41 %, а «3» у 21 % испытуемых («4» - 18 %, «5» - 8 %, «3» -6 %. Средняя длина цепей достигла значений «16» и «9» у 3 %, «8» и «7» у 8 %, «6» и «3» у 23 %, «5» у 15 %, «4» у 17 % испытуемых. Продуктивность имеет следующие значения «11», «8» у 3 %, «3» у 33 %, «4» у 31 % испытуемых.
Анализируя полученные данные, можно диагностировать среднюю степень зрелости и развитости индивидуального мировоззрения у исследуемых, т.к. среди структурных показателей было выявлено четыре узловых категории, наибольшее значение индекса связности равно двум, средние длины цепей равны трем и шести, а наиболее высокие показатели продуктивности равны трем и четырем.
Для статистического анализа данных был использован кластерный анализ (рис. 2).
200
150
100
50
0
Рис. 2. Кластерный анализ индивидуально-психологических особенностей личности, результаты диагностики динамических смысловых систем сознания и системы отношений:
(26 - 3 (Ну) Истерия; 31- 9 (Ма) Гипомания; 27 - 4 (Рф Психопатия; 29 - 6 (Ра) Паранойя; 28 - 5 (МО Мужественность-женственность; 32 - 0(Б1) Социальная интроверсия; 24 - 1 (Нэ) Ипохондрия; 25 - 2(й) Депрессия ; 23 - К Коррекция; 30 - 7 (Р^ Психастения; 21 - Р Валидность; 22 - 8 (Бе) Шизофрения; 20 - [_ Ложь; 17 - значение индекса связности; 19 - значение продуктивности; 18 - средние длины цепей; 16 -значение узловых категорий; 10 - отношение к противоположному полу; 8 - отношение к отцу; 14 - отношение чувство вины; 13 - отношение страхи и опасения; 12 - отношение к своему прошлому; 11 - отношение к сексуальным отношениям; 4 - отношение к коллегам; 2 - отношение к будущему; 6 - отношение к подчиненным; 9 - отношение к семье; 3 - отношение к вышестоящим лицам; 7 - отношение к матери; 15 -отношение к себе; 5 - отношение к друзьям; 1 - отношение к жизненным целям)
31 29 32 25 30 22 17 18 10 14 12 4 6 3 15 1
В ходе кластерного анализа были выявлены два главных кластера. Первый кластер включает в себя все шкалы опросника ММР1, в которых доминирующее место занимает «Шкала 3 (Ну) Истерия». Данная шкала демонстрирует изменчивость настроения, легкость возникновения и прекращения чувств, хаотичность поведения и зависимость поведения от настроения, демонстративность, стремление произвести впечатление и быть в центре внимания. Второй кластер демонстрирует систему отношений и смыслов (методика предельных
смыслов Д.А. Леонтьева и метод незаконченных предложений Д. Сакса). В данном класте -ре доминирующее место занимает «индекс связанности» смысловых структур сознания.
Оба кластера объединены между собой, что показывает связь степени зрелости и развитости индивидуального мировоззрения у ис -следуемых с демонстративностью, стремлением произвести впечатление и быть в центре внимания, изменчивостью настроения и его зависимости от поведения.
Обобщая изложенное, можно сделать
следующие выводы:
1) в результате исследования выявлены представители следующих субкультур: «рэпе-ры», «эмо», «готы». Личностная обусловленность оформления внешности представителями данных молодежных субкультур проявляется в уходе в себя и замене реального мира воображаемым, игнорировании социальных норм, требований и правил поведения, снижении самоконтроля, импульсивности, повышенного настроения, чрезмерной активности;
2) система отношений представителей молодежных субкультур характеризуется негативными взаимоотношениями в семье, отрицательным отношением к друзьям, коллегам, на-
1. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человеком человека [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1982. - 199 с.
2. Екинцев, В.И. Психология понимания человека человеком: взаимодействие и организация знаний [Текст] / В.И. Екинцев М.А. Соболева. -Чита: ЗабГГПУ, 2004. - 167 с.
3. Килошенко, М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты [Текст] /М.И. Килошенко. - СПб.: Речь, 2001. - 192 с.
4. Лабунская, ВА. Экспрессия человека и межличностное познание ¡Текст] / В .А. Лабунская.
- Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с.
5. Левикова, Е.А. Молодежная субкультура
Коротко об авторе_________________________________
Бондаренко И.В., ассистентка кафедры психологии образования, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ)
¡ппа V т @таП.ги
Научные интересы: психология, молодежные субкультуры
чальству, к противоположному полу и сексуальным отношениям. Отношение к себе, собственному будущему, целям также является негативным. Слабо выражена склонность к самообвинению;
3) для представителей молодежных суб-культур характерна средняя степень зрелости и развитости индивидуального мировоззрения;
4) изменчивость настроения и поведения представителей молодежных субкультур, стремление произвести впечатление на окружающих своим оформлением внешности, быть в центре внимания связаны со степенью зрелости индивидуального мировоззрения.
_________________________________Литература
[Текст] / Е.А. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
- 600 с.
6. Лурия, А.Р. Психологическое наследие: избранные труды по психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - М., 2003. - 406 с.
7. Петрова, Е.А. Визуальная психосемиотика общения : дис. ...д-ра психол. наук /Е.А. Петрова.
- М, 2000. - 402 с.
8. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии [Текст] / СЛ. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т 2. - 328 с.
9. Шпет, Г.Г. Сочинения [Текст]/Г.Г. Шпет.
- М.: Правда, 1989. - 608 с.
__________________________Briefly about author
I. Bondarenko, assistant, department of Educational Psychology, Transbaikal State Humanitarian Pedagogical University
Research interests: psychology, youth subcultures