ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 1
М.С. Макеев
СТИХОТВОРЕНИЕ Н.А. НЕКРАСОВА «ДЯДЮШКА ЯКОВ» В ИЗДАНИИ А.Ф. ПОГОССКОГО «ДОСУГ И ДЕЛО»1
До сих пор считалось, что стихотворение Н.А. Некрасова «Дядюшка Яков» впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» № 2 за 1868 г. Автором статьи была обнаружена неизвестная до сих пор первая публикация стихотворения в издании А.Ф. Погосского «Букварь для чтения и письма», вышедшем в апреле 1867 г. Такая находка позволяет уточнить датировку данного текста, а также сделать выводы о его «прагматике».
Ключевые слова: Н.А. Некрасов, А.Ф. Погосский, лирика, стихотворение «Дядюшка Яков», первая публикация, датировка, стихотворения для детей, журнал «Досуг и дело».
Until now Nekrasov scholars thought that his poem "Uncle Jacob" was first published in his magazine "Letters of the Motherland" in 1868, No 2. This article's author found that the first publication of the poem took place in Pogossky's monthly "An ABC for reading and writing" in April 1867. This find enables us to improve the dating of this text and also changes our views on its pragmatics.
Key words: N.A. Nekrasov, A.F. Pogossky, lyrics, the poem 'Uncle Jacob', the first publication, dating, poems for children, the magazine 'Dosug I Delo' (Work and Leisure).
Традиционно считается, что стихотворение «Дядюшка Яков» было впервые опубликовано Некрасовым в его журнале «Отечественные записки», во второй книжке за 1868 г. В частности, так указывается в комментариях к третьему тому академического Полного собрания сочинений Некрасова2. Однако при обследовании издания А.Ф. Погосского «Досуг и Дело» обнаружилось, что впервые «Дядюшка Яков» напечатан в книжке «Букварь для обучения чтению и письму» (издание «Досуг и Дело». Спб., 1867). Цензурное разрешение на издание, как указано под Оглавлением, на 2-й странице, было дано 7 апреля 1867 г. Поскольку № 2 «Отечественных записок» 1868 г.
1 Данная статья является продолжением заметки «Об источнике стихотворения Н.А.Некрасова "Пчелы"», опубликованной в: Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2011. № 5.
2 Некрасов Н.А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. Л., 1982. С. 437. В дальнейшем все цитаты из произведений Некрасова даются по этому изданию с указанием в скобках номера тома, книги и номера страницы.
159
БУНВАРЬ
По буквари! По буквари!.
САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Печатано въ типограош Департамента Уд-вловъ.
1867.
вышел в печать 14 (26) февраля 1868 г.3, получается, что публикация в «Букваре» состоялась почти на год (примерно на 10 месяцев) раньше. В своем же журнале Некрасов только перепечатал уже опубликованный текст.
3 Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. Т. 3. 1866-1877. Л., 2009. С. 48.
160
Текст, опубликованный Погосским, практически полностью совпадает с текстом «Отечественных записок» в том числе в отношении довольно сложной графики (сохранены отступы и пробелы между строками). Исключение составляет пунктуация (хотя она существенно более, чем в случае «Пчел», близка к той, что мы видим в «Отечественных записках»). Кроме того, по неясной причине в «Букваре» (мы полагаем, что, скорее всего, просто по ошибке) пропущены строки 92 и 93 («Умен с ним будешь / Денег добудешь...»), присутствующие во всех известных изданиях «Дядюшки Якова», а также в его беловом автографе4. Впоследствии «Букварь» трижды переиздавался при жизни Погосского уже под названием «Букварь солдатский». Второе издание вышло 5 января 1868 г. (т.е. также несколько раньше, чем вторая книжка «Отечественных записок»), третье — в октябре 1870, четвертое (в двух книжках) — в феврале 1873 г. Во всех изданиях (существенно менявшихся по составу входивших в него текстов) перепечатывался «Дядюшка Яков» в точно том же виде (с теми же «ошибками»), что и в первом.
Текст в Букварях Погосского сопровождался иллюстрацией, сделанной, судя по подписи, Николаем Семеновичем Негодаевым, художником-иллюстратором, к тому времени недавним выпускником Академии художеств (учился там с 1856 г. и по окончании в 1861 г. получил «звание свободного художника живописи портретной»), впоследствии сотрудничавшим в журнале «Всемирная иллюстрация». Гравюру с рисунка изготовил П. Утгоф (о нем известно только, что он постоянно сотрудничал с изданиями Погосского и был автором гравюр к «Слову о полку Игореве»). В «Букваре для чтения и письма» 1867 г. иллюстрация не только помещена непосредственно перед стихотворением, но и вынесена на обложку, где под ней сделана подпись «По буквари! По буквари!..» В последующих изданиях картинка присутствует только перед текстом. На титульном листе и обложке она заменена картинкой уже более «солдатского» характера.
Кроме «Дядюшки Якова» в Буквари включено еще несколько художественных текстов, принадлежащих первоклассным писателям (кроме нескольких коротких анонимных прозаических текстов, видимо, написанных самим Погосским). В «Букваре» 1867 г. это «Птичка» (известный фрагмент из «Цыган») А.С. Пушкина и басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», напечатанные без сохранения стихов и (оба текста в разделе XII «Стихотворение и басня, сплошными строками»), вместе с «Дядюшкой Яковом» в разделе XIII «Стихотворения и басни, с соблюдением стихов» напечатаны фрагмент из поэмы И.С. Аксакова «Бродяга» под названием «Всенощная в деревне», стихотворение А.К. Толстого «Спесь» и басня Крылова
4 РНБ. Ф. 514. № 3.
161
«Два мужика». В «Букваре солдатском» 1868 г. вместе с некрасовским текстом в разделе «Упражнение в чтении» напечатаны, кроме «Спеси» и «Лебедь, Щука и Рак», еще две басни Крылова: «Волк на псарне» и «Демьянова уха», исключен текст Аксакова и включены (видимо для большей «солдатскости») «Делибаш» Пушкина и «Бородино» М.Ю. Лермонтова. В издании 1870 г. «Дядюшка Яков» — единственный художественный текст. В «Букваре солдатском» 1873 г. (книжке второй) кроме «Дядюшки Якова» есть еще только песня под названием «Наступление» («Ребята, слава впереди, // В душе кипят восторги...»). Таким образом, «Дядюшка Яков» — единственный текст, который был впервые опубликован в Букваре. Все остальное — перепечатки уже хорошо известных произведений.
Что дает эта находка помимо простого обнаружения первой публикации известного текста? Прежде всего она позволяет уточнить датировку «Дядюшки Якова». Сам Некрасов в «Стихотворениях Н. Некрасова» (ч. 4, 1-е изд. СПб., 1869 г.) датировал его 1867 г., а имеющиеся три автографа не дают возможность уточнить время завершения работы над стихотворением. Теперь мы можем сузить датировку «Дядюшки Якова» как минимум до «не позднее конца марта 1867 г.». Однако косвенные факты, возможно, позволяют сделать ее еще более точной. В «Отечественных записках» стихотворение было напечатано в составе небольшого цикла «Стихотворения, посвященные русским детям». В этот цикл были включены три стихотворения (пронумерованные) в такой последовательности: I. «Дядюшка Яков»; II. «Пчелы»; III. «Генерал Топтыгин». Стихотворение «Пчелы» автором датировано в беловом автографе 15 марта 1867 г.5, в автографе «Генерала Топтыгина» поставлена дата «17 марта» (впоследствии, правда, зачеркнутая)6. Наша находка, переносящая первую публикацию «Дядюшки Якова» на начало апреля, легко позволяет предположить, что и основная работа над этим стихотворением велась тогда же (хотя первый набросок одной строфы находится в 4-й записной тетради, относящейся к 1861 г.7). Естественно также предположить, что стихотворения были написаны именно в том порядке, в каком они расположены в цикле. Тогда «Дядюшку Якова» можно было бы датировать первой половиной марта 1867 г.
Кроме того, тот факт, что Некрасов передал Погосскому для печати нигде не опубликованное только что завершенное замечательное стихотворение, подтверждает наличие тесной связи (уже отмеченный нами в заметке о «Пчелах») между ним и и Погосским в феврале — марте 1867 г. То, что эта связь проявляется в творческой истории и истории издания именно стихотворений, «посвященных
5 РНБ. Ф. 514. № 4.
6 РГБ. Ф. 195. Картон № 4. Ед. хр. 24.
7 Там же. Ед. хр. 1. Л. 36 об.
162
русским детям», выглядит закономерно. Именно интерес к народной жизни, литературе для народа, просветительская деятельность были тем общим, что связывало двух издателей и литераторов (Несмотря на то что Погосский известен прежде всего как издатель литературы и периодики для солдат, на самом деле он всегда видел солдат как часть народа и ощущал себя как писатель и издатель литературы для народа. В частности, в письме М.П. Погодину 10 июня 1863 г. он так описывает свою миссию: «Долго вращаясь в среде простонародья — войска и крестьян, я ознакомился с ними, а зная дух образования и направление просвещенного общества, пришел к убеждению, что оно при самом чрезвычайном усердии не сможет дать свежей пищи жаждущему уму народа. — Не боясь работы, попробовал я взяться за дело — вышло полдела; письма ко мне простых людей, однако, уверили меня, что я работаю не совсем даром: впечатлительный и свежий ум и неизвращенное чувство простых людей принимают жадно искреннее слово, понимают правду <...> такое дело требует именно полного самопосвящения — иначе вести его было бы совсем нечестно. Именно теперь, кто может посвятить себя всецело народным журналам — тот сделает для народа и для себя все, что составляет венец доброго дела и полезной жизни»8).
Именно в сфере издания книг для народа отношения Некрасова и Погосского к тому времени носили не только дружеский, но и деловой характер. Некрасов напечатал в журналах Погосского «Народная беседа» (№ 1 за 1863 г.) и «Солдатская беседа» стихотворение «Кумушки», Погосский рассказом «Бобыль Наум-Сорокодум» принял участие во второй «Красной книжке», изданной Некрасовым в апреле 1863 г. (это единственный текст в ней, не принадлежащий самому поэту). Такая общность и уже существовавшее партнерство позволяют нам сделать осторожное предположение о том, что наша находка кое-что дополняет к известным представлениям о «Дядюшке Якове» и том цикле, в который это стихотворение входило.
«Дядюшка Яков» был передан Погосскому и напечатан в то время, когда Некрасов, лишившийся «Современника», еще скорее всего не предполагал, что снова будет издавать журнал (первые слухи о том, что Некрасов планирует новое издание журнала, появляются только летом 1867 г.9). При этом издательские проекты он не оставлял. Он заключил договор со Звонаревым о половинном участии в книжной лавке последнего, он принимает какое-то участие в издании стихотворений А.К. Толстого, позднее планирует издать литературный сборник. Можно предположить, что и общение с Погосским, только недавно вернувшимся из-за границы и сумевшим в этом году восстановить свою издательскую деятельность (его «Солдатская» и
8 Там же. Фонд 231/11. к. 26. ед. хр. 2. Л. 1 об. — 2.
9 Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. С. 17.
163
«Народная» «беседы» с середины 1863 г. перешли во владение его бывшего сотрудника В.В. Дерикера) изданием «Досуга и Дела», были в русле этих разнообразных планов. Какими были эти планы?
Хорошо известно, что три «стихотворения, посвященные русским детям» были снабжены в «Отечественных записках» примечанием: «Из приготовляемой к печати книги стихотворений для детского чтения». Тот факт, что одно (первое) стихотворение цикла было уже напечатано к тому в времени в «Букваре» Погосского, не просто утверждает нас во мнении, что замысел издать детскую книжку у Некрасова был абсолютно «серьезным», но и позволяет уточнить представление о том, когда возник этот замысел. Как кажется, не только работу над стихотворениями цикла, но и замысел издания книжки для детей можно отнести к марту-апрелю 1867 г. Это не значит, что такую книжку предполагалось издать при участии Погосского — у нас для такого предположения нет никаких данных. Однако «присутствие» Погосского в истории текстов цикла говорит о том, что его пример вполне мог быть для Некрасова источником издательского «вдохновения» (как, по нашим предположениям, высказанным в докладе на вторых Некрасовских чтениях в ИРЛИ, он сыграл существенную роль в решении Некрасова издавать ранее «Красные книжки»). Кроме того, факт напечатания «Дядюшки Якова» впервые в букваре говорит и о том, что этот цикл (хотя бы на заключительном этапе) предназначался для детской книжки с самого начала, а не «задним числом».
Почему работа над книжкой так затянулась и в конечном счете книжка не вышла? Очевидно, причина простая — у Некрасова просто не хватало детских стихотворений. До начала 1868 г. он написал только три текста, чего на целую книжку, конечно, было мало. Попытка привлечь позже Салтыкова-Щедрина к этому плану закончилась неудачей10.
Список литературы
Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. Т. 3. 1866-1877. Л., 2009. Макеев М.С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель. М., 2009. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. Л., 1982.
Сведения об авторе: Макеев Михаил Сергеевич, докт. филол. наук, доцент кафедры истории русской литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: makeev_ms@mail.ru
10 См.: Макеев М.С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель. Гл. 9. М., 2009.