Научная статья на тему 'СТИГМАТИЗАЦИЯ И САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ: ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К СОВРЕМЕННЫМ КОНЦЕПЦИЯМ'

СТИГМАТИЗАЦИЯ И САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ: ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К СОВРЕМЕННЫМ КОНЦЕПЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
стигма / стигматизация / самостигматизация / психические расстройства / stigma / stigmatization / self-stigmatization / mental disorders

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Альтерготт А. А.

В статье рассматривается исторический аспект вопроса, а также освещаются современные подходы к исследованию стигматизации и самостигматизации в контексте психических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIGMATIZATION AND SELF-STIGMATIZATION IN CONTEXT OF MENTAL DISORDERS: FROM HISTORICAL BACKGROUND TO MODERN CONCEPTS

Article examines the historical aspect of the issue and highlights contemporary approaches to studying stigmatization and self-stigmatization in the context of mental disorders.

Текст научной работы на тему «СТИГМАТИЗАЦИЯ И САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ: ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К СОВРЕМЕННЫМ КОНЦЕПЦИЯМ»

УДК 159.9

Альтерготт А.А.

магистрант, кафедра педагогики, психологии и социальной работы Омская гуманитарная академия (г. Омск, Россия)

СТИГМАТИЗАЦИЯ И САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ: ОТ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К СОВРЕМЕННЫМ КОНЦЕПЦИЯМ

Аннотация: в статье рассматривается исторический аспект вопроса, а также освещаются современные подходы к исследованию стигматизации и самостигматизации в контексте психических расстройств.

Ключевые слова: стигма, стигматизация, самостигматизация, психические расстройства.

Введение.

Проблема стигматизации и самостигматизации является одной из ключевых в области психиатрии и психологии. Она оказывает значительное влияние на качество жизни людей с психическими расстройствами, их социальную адаптацию и самоотношение. Стигма, связанная с психическим здоровьем, имеет глубокие исторические корни и продолжает оставаться актуальной проблемой в современном обществе. Цель данной статьи -рассмотреть исторический аспект проблемы стигматизации лиц с психическими расстройствами, а также осветить современные подходы к исследованию стигмы и самостигмы в контексте психических расстройств.

Исторические аспекты стигматизации.

Стигматизация людей с психическими заболеваниями имеет долгую историю, которая уходит корнями в глубокое прошлое, и эта стигма является, как отмечает Иванюшкин А. Я. [2], онтологически и антропологически

укорененной. В древности такие состояния часто объяснялись сверхъестественными силами, связывались с мистикой, колдовством или наказанием богов. Это приводило к изоляции, дискриминации и даже насилию над людьми с психической патологией. В Средние века представления о психических заболеваниях оставались тесно связаны с религиозным мировоззрением. Так, считалось, что душевнобольные люди одержимы демонами или злыми духами, и по этой причине их подвергали жестоким методам лечения, включая экзорцизм и физические наказания. В эпоху Просвещения начала формироваться медицинская модель психического здоровья, однако общество все еще продолжало воспринимать психические заболевания как нечто постыдное и опасное.

Стигматизация психически больных в XIX и XX веках была обусловлена сочетанием социальных, культурных и медицинских факторов. XIX век ознаменовался развитием психиатрических учреждений, но они напоминали тюрьмы и зачастую становились местами заключения для пациентов. Условия содержания были далеки от гуманных, лечение часто сводилось к физическим методам воздействия, таким как смирительные рубашки, ледяные ванны, вращательные машины. Люди с ментальными расстройствами считались склонными к насилию и непредсказуемыми, и их изоляция способствовала формированию негативного образа психически больного как «чужого» и «опасного».

Начало XX века ознаменовалось развитием психиатрии как науки. Появились первые теории о природе психических расстройств, но вместе с тем усилилась и стигма. Многие идеи того времени основывались на псевдонаучных концепциях, таких как евгеника, и это привело к ряду трагических последствий, таких как использование эвтаназии для уничтожения пациентов психиатрических больниц в нацистской Германии. В США и некоторых европейских странах были приняты законы, направленные на предотвращение размножения «неполноценных» людей и разрешающие практику принудительной стерилизации, в результате чего тысячи людей были

подвергнуты этой процедуре без их согласия. Несмотря на прогресс в понимании природы психических болезней, многие пациенты продолжали страдать от жестоких методов лечения, таких как лоботомия, которая часто приводила к необратимым повреждениям мозга.

Во второй половине XX века движение за гуманизацию психиатрической помощи, инициированное такими врачами, как Франко Базалья в Италии, привело к закрытию многих крупных психиатрических больниц и переходу к амбулаторному лечению. Развитие фармакотерапии позволило многим пациентам жить вне стационара и вести относительно нормальную жизнь. Однако несмотря на эти изменения, стигматизация все еще оставалась значительной проблемой. Мифы о психически больных продолжали существовать, а общество оставалось настороженным по отношению к людям с ментальными расстройствами.

Современные подходы к изучению стигмы.

Феномен стигматизации привлек внимание исследователей сравнительно поздно, лишь в середине XX века. Первопроходцами в изучении социальной стигматизации стали несколько ключевых ученых, чьи труды заложили основу для дальнейших исследований этой темы.

1. Ирвинг Гоффман - американский социолог, автор книги «Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью» (1963). В своей междисциплинарной работе, считающейся основополагающей в исследовании феномена стигмы, он рассматривает стигматизацию как процесс, по своей сути укорененный в социальных взаимодействиях, при котором человек получает негативную социальную метку, связанную с «постыдными» (термин И. Гоффмана) отклонениями от норм, что существенно влияет на восприятие его обществом и приводит к снижению его социального статуса. И. Гоффман выделяет три типа стигмы, связанные: 1) с тем или иным физическим дефектом, телесной деформацией или травмой, 2) дефектом индивидуального характера, моральным, волевым, характерологическим дефектом, о которых становится известно из факта душевного заболевания или наличия криминального

прошлого, алкогольной зависимости или наркотической аддикции, 3) с племенной (родовой) стигмой, включающей принадлежность к определенной этнической группе, расе, религии или культурной общности, которые рассматриваются обществом как низшие или нежелательные [6].

Понятие виртуальной идентичности, введенное Гоффманом, описывает представление человека в глазах окружающих до раскрытия его истинных качеств. Если то или иное лицо обладает признаками, потенциально ведущими к стигме, возникает диссонанс между его истинной социальной идентичностью и предполагаемыми характеристиками личности. Согласно И. Гоффману, стигмы бывают явными, заметными, известными другим людям, и скрытыми, о которых знает только сам стигматизированный индивид. Реакция стигматизированного на факт стигмы ассоциируется Гоффманом преимущественно с чувством стыда и попытками исправить свой недостаток. Также стигматизированный человек может быть склонным использовать свой недостаток для оправдания неудач, никак не связанных со стигмой (так называемая вторичная выгода) [6].

2. Эдвин Лемерт - американский социолог, заслужил широкую известность благодаря разработке 1951 году концепции первичного и вторичного отклонения. Эта концепция впоследствии стала важной частью понимания процессов стигматизации. В своей работе «Социальная патология», Э. Лемерт описал, как первоначальное отклонение (первичная девиация) может привести к тому, что общество начнет воспринимать человека определенным образом, что в дальнейшем вызывает вторичную девиацию, когда человек начинает идентифицировать себя с навязанным ему статусом (реакция на клеймение) (анализируется по [3]).

3. Говард Беккер - также американский социолог. Развивая идеи Э. Лемерта, Г. Беккер представил свою теорию стигматизации, известную как «теория навешивания ярлыков», в 1963 году. Эта теория была изложена в его книге «Аутсайдеры: Исследования по социологии девиантности». В рамках этой теории Беккер утверждает, что стигма возникает не столько из-за самих действий или характеристик человека, сколько из-за того, как общество реагирует на эти

действия и характеристики, присваивая им определенные ярлыки, т.е. общество само определяет, какие поступки считаются отклонениями, а значит, стигма является результатом социального взаимодействия [1].

4. Мишель Фуко. Хотя М. Фуко не является прямым основателем теории стигматизации, его работы, центральной темой которых являются психические заболевания, внесли важный вклад в понимание механизмов власти и контроля. В своем труде «История безумия в классическую эпоху» он исследует, как власть использует различные институты (психиатрические больницы, тюрьмы и др.) для контроля над теми, кто отклоняется от норм общества [4].

Более поздние модели стигмы зачастую представляют собой попытки модификации уже имеющихся. Так, модель угрозы идентичности Дженнифер Крокер и Бренды Мэйджор описывает процесс восприятия и реагирования людей на ситуации, когда их социальная группа подвергается негативной оценке со стороны других групп. Эта модель помогает лучше понять процессы, происходящие внутри социальных групп, а также то, как индивидуумы реагируют на социальные стереотипы и дискриминацию [5].

Модель стигмы, известная как модифицированная модель стигматизации, разработанная Брюсом Линком и Джо Фелан в конце 1990-х годов, представляет собой развитие идей Ирвинга Гоффмана о стигме. Основная идея модели заключается в том, что стигма возникает тогда, когда происходит сочетание четырех факторов: отличие, стереотипирование, отделение, дискриминация. Согласно Линку и Фелан, самостигматизация представляет собой деструктивный процесс внутреннего переживания стигмы и нового статуса, последствием чего является трансформация и социальной, и личностной идентичности человека в связи с принятием им роли больного [8].

Основываясь на типологии И. Гоффмана, Роберт Курцбан и Марк Лири в своей работе «Эволюционные истоки стигматизации: функции социального исключения» (2001) предложили эволюционно-психологический подход к стигматизации, отображающий три основных признака (типы угроз), по которым люди подвергаются социальной эксклюзии со стороны общества: физические

угрозы (например, болезни), ресурсные угрозы (члены группы, потребляющие больше ресурсов, чем они вносят), когнитивные угрозы (люди, чьи убеждения или поведение отличаются от общепринятых норм). Механизмами исключения могут служить различные формы стигмации, такие как дискриминация, избегание, изоляция или насилие, позволяющие поддерживать социальную структуру и порядок внутри группы. Хотя механизмы социального исключения имеют биологические корни, они также пластичны и подвержены влиянию культурных факторов. Стигматы являются универсальными явлениями (встречаются у различных культур и видов, что указывает на их глубокую биологическую основу и адаптивную функцию) с двойственной природой: с одной стороны, стигматы служат важным инструментом поддержания социального порядка и защиты группы, с другой стороны, они могут приводить к негативным последствиям для отдельных людей и групп [7].

Модель стигмы, предложенная Джоном Прайором и Гленном Ридером в 2011 году, объединяет различные аспекты предыдущих теорий и подходов к пониманию стигматизационного процесса. Исследователи описывают четыре уровня стигмы: общественную стигму (социальные и психологические реакции людей на кого-то с воспринимаемой стигмой), самостигму (социальное и психологическое обладание стигмой), стигму по ассоциации (социальные и психологические реакции на людей, которые каким-либо образом связаны со стигматизированным человеком, или то, как люди реагируют на связь со стигматизированным человеком) и структурную стигму (легитимация и сохранение стигматизированного статуса со стороны институтов общества и идеологических систем) [9].

Заключение.

Отношения к лицам с психическими расстройствами в разные исторические периоды варьировались от страха и неприязни до попыток понять природу их состояний и предложить помощь. Несмотря на широкую распространенность, феномен стигматизации привлек внимание исследователей лишь в середине XX века. Современные исследователи склонны рассматривать

стигму как многоуровневый феномен, включающий социальные, культурные и индивидуальные факторы, а также самостигматизацию, возникающую тогда, когда лицо, имеющее те или иные ментальные нарушения, интернализует общественные предрассудки и начинает считать себя неполноценным или недостойным из-за своего диагноза, что может привести к социальной изоляции и отказу от обращения за помощью. Работа И. Гоффмана «Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью» (1963) является основополагающей в изучении феномена стигмы, и в настоящее время продолжает оказывать существенное влияние на современные исследования в области стигматизации, в частности, в контексте психических заболеваний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беккер Г. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности / пер. с англ. Н. Г. Фархатдинова, под ред. А.М. Корбута. - Москва: Элементарные формы, 2018. - 272 с;

2. Иванюшкин А.Я. Стигма как «Вторая болезнь»: исторический контекст // Российский психиатрический журнал. 2010. №1. С. 36-41;

3. Комлев Ю.Ю. Теории девиантного поведения: учебное пособие. СПб.: Изд. дом АЛЕФ-ПРЕСС, 2014. - 222 с;

4. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. с фр. И.К. Стаф. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010;

5. Crocker J. Social stigma and selfesteem: The self-protective properties of stigma // Psychological Review. 1989. №96. Р.608-630;

6. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1963;

7. Kurzban, R., & Leary, M. R. (2001). Evolutionary origins of stigmatization: The functions of social exclusion. Psychological Bulletin, 127(2), 187-208;

8. Link, B.G. and Phelan, J.C. (2001) Conceptualizing Stigma. Annual Review of Sociology, 27, 363-385;

9. Pryor, J. B., & Reeder, G. D. (2011). HIV-related stigma. In B. Hall, J. Hall, & C. Cockerell (eds.) HIV/AIDS in the Post-HRT Era: Manifestations, Treatment and Epidemiology (pp. 790-806). Shelton, Connecticut: PMPH-USA, Ltd.

Altergott A.A.

Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia)

STIGMATIZATION AND SELF-STIGMATIZATION IN CONTEXT OF MENTAL DISORDERS: FROM HISTORICAL

BACKGROUND TO MODERN CONCEPTS

Abstract: article examines the historical aspect of the issue and highlights contemporary approaches to studying stigmatization and self-stigmatization in the context of mental disorders.

Keywords: stigma, stigmatization, self-stigmatization, mental disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.