Научная статья на тему 'СТИГМАТИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

СТИГМАТИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1438
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИГМА / СТИГМАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЯРЛЫК / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТИГМАТИЗАЦИЯ / СОМОСТИГМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананичева Софья Робертовна

В связи с высокой динамикой преобразований в ценностно-нормативной сфере особое значение для развития общества приобретают исследования реального состояния и динамики такого явления, как социальная стигматизация. В статье рассматривается феномен стигматизации сквозь призму социологического подхода. Подчеркивается социальная природа явления стигматизации. Анализируются проблемы, связанные с процессом стигматизации в современном обществе. Раскрываются проявления и последствия социальной стигматиции в обществе. Предлагается тезис о необходимости рассмотрения стигматизации как объекта социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIGMATIZATION AND ITS MANIFESTATIONS IN MODERN SOCIETY

Due to the significant dynamics of transformations in the value-normative sphere, studies of the real state and dynamics of such a phenomenon as social stigmatization are of particular importance for the development of society. The article examines the phenomenon of stigmatization through the prism of a sociological approach. The social nature of the phenomenon of stigmatization is emphasized. The problems associated with the process of stigmatization in modern society are analyzed. The manifestations and consequences of social stigmatization in society are revealed. The thesis on the need to consider stigmatization as an object of social management is proposed.

Текст научной работы на тему «СТИГМАТИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316

DOI 10.23672/a2017-4282-3217-a

Ананичева Софья Робертовна

кандидат социологических наук,

доцент,

Тихоокеанский

государственный университет, Институт социально-политических технологий и коммуникаций, Высшая школа международных исследований и дипломатии sofyakhv@yandex.ru

Sofya R. Ananicheva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Pacific State University, Institute of Social and Political Affairs Technologies and Communications, Graduate School of International Research and Diplomacy sofyakhv@yandex.ru

Стигматизация и ее проявления в современном обществе

Stigmatization

and its manifestations in modern society

Аннотация. В связи с высокой динамикой преобразований в ценностно-нормативной сфере особое значение для развития общества приобретают исследования реального состояния и динамики такого явления, как социальная стигматизация. В статье рассматривается феномен стигматизации сквозь призму социологического подхода. Подчеркивается социальная природа явления стигматизации. Анализируются проблемы, связанные с процессом стигматизации в современном обществе. Раскрываются проявления и последствия социальной стигматиции в обществе. Предлагается тезис о необходимости рассмотрения стигматизации как объекта социального управления.

Ключевые слова: стигма, стигматизация, социальный ярлык, социальная идентичность, культурная стигматизация, институциональная стигматизация, сомостигматизация.

Annotation. Due to the significant dynamics of transformations in the value-normative sphere, studies of the real state and dynamics of such a phenomenon as social stigmatization are of particular importance for the development of society. The article examines the phenomenon of stigmatization through the prism of a sociological approach. The social nature of the phenomenon of stigmatization is emphasized. The problems associated with the process of stigmatization in modern society are analyzed. The manifestations and consequences of social stigmatization in society are revealed. The thesis on the need to consider stigmatization as an object of social management is proposed.

Keywords: stigma, stigmatization, social label, social identity, cultural stigmatization, institutional stigmati-zation, somostigmatization.

Современное общество переживает сегодня совершенно особое состояние: кризис духовности, утрата, традиционных ценностей, межгосударственное и межкультурное противостояние и многое другое, что позволяет говорить о глубоком цивилизационном кризисе. По мнению российского ученого Ж.Т. Тощенко, «принципиально новое знание достигается не столько через исследование позитивных и нормальных состояний объекта исследования, сколько через то, что приводит к искажению реальности... Изучение деформированных и превращенных видов общественного сознания и социальной практики (парадоксальность, депривация, стигматизация, кен-тавризм, аномия, фрустрация и т.д.) может принести впечатляющие и далеко идущие результаты» [5, с. 4].

Социальная стигматизация стала непосредственным предметом исследовательского внимания относительно недавно, в середине ХХ века. Первопроходцами в изучении социальной стигматизации принято считать представителей

символического интеракционизма, американских социологов ХХ века Дж. Мида, Г. Блумера, Ч. Кули. Суть символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействия между людьми складываются на основе интерпретации намерений и действий окружающих, символического определения ситуаций и «вещей» [1, с. 6]. Именно представители этой социологической концепции разработали теорию стигматизации, «наклеивания ярлыков», «клеймения». Стигма представляет собой определенную характеристику индивида или группы, которая для большинства является пороком, негативным, социально неодобря-емым качеством. Теория стигмы развивается в неразрывной связи с теорией девиации. Согласно этой теории, отклоняющееся поведение есть результат не нарушения социальной нормы, а наклеивания ярлыка в ходе социальной реакции. Таким образом, девиация выступает необходимым фактором в процессе взаимодействия социальных групп, которые конкурируют между собой в выдвижении, обосновании и оправдании тех или иных социальных ценностей.

Конкурентность социальной среды является той основой, которая перманентно провоцирует феномен девиации. Девиация служит социальным конструктором, который обеспечивает единство и стабильность общества за счет осознанного или неосознанного клеймения всех социальных субъектов, не подпадающих под общепринятые стандарты. Помимо прочего, «клеймение» порождает и усиливает девиантность, что, в свою очередь, ведет к вторичному отклонению, в результате чего формируется девиантная идентичность. В отличие от слова «клеймение» термин «стигматизация» обозначает навешивание социальных ярлыков. Т.е., стигматизация - ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь может на практике отсутствовать или быть не доказанной.

С точки зрения психологии, социальная стигматизация - формирование стереотипов. Стигматизации повергаются люди с определенными физическими, психическими и социальными особенностями, которые отличают их от большинства. Во всем мире систему ценностей составляют доминирующие политические, социальные и культурные ценности, которые играют в стигматизации ключевую роль. Они проявляются в сложившихся стереотипах оценок («желательное-нежелательное», «опасное-неопасное», «свои-чужие») для индивидов и групп в обществе. В результате социального взаимодействия критикуется идентичность индивида. Стигма воспринимается как унизительная, что в результате способствует сознательному отвержению процесса стигматизации, бросая вызов навязанным стереотипам и может проявляться в девиантном поведении [2, с. 150]. Социологические исследования стигматизацион-ных процессов обращают внимание на свойство стигматизации выступать десоциализирующим фактором, мешающим нормальной социализации личности и нарушающим механизм ее социальной идентификации. Так, стигматизация может вести к дискриминации, т.е., к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Учитывая, что в цивилизационных странах явная стигматизация, и связанная с ней дискриминация, либо запрещена законом, либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в столицу из провинции, получают ярлыки «провинциалы» или «понаехавшие». Считается, что они менее культурны, чем местные жители, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации.

В настоящее время можно выделить несколько уровней исследования социальной стигматизации. Так, макроуровень представляет изучение специфики стигматизационных практик со стороны общества и государства. На этом уровне возможны весьма серьезные последствия стигматизации, поскольку она формирует стереотипы в отношении целых социальных групп, слоев. Ме-зоуровень предполагает стигматизацию в отношении индивида или определенной небольшой группы со стороны коллектива, администрации организации. Это ведет к возникновению внут-риорганизационных конфликтов, текучке кадров,

дисфункциях в работе подразделений и т.п. Микроуровень связан с межличностными взаимодействиями и самостигматизацией, которая, в свою очередь, обусловлена двумя вышеназванными уровнями. Совершенно верно отмечают исследователи социальной стигматизации, что стигматизация теряет свою актуальность по мере возрастания нравственного самосознания общности и личности, т.е., по мере перехода от внешней социально детерменированной регуляции к внутренней саморегуляции. Она утрачивает свое регулирующее значение и, как правило, широко не используется, если индивид или общность руководствуются соображениями долга, совести, чести, достоинства, сострадания и т.д. [3, с. 131]. Стигматизация выступает определенным индикатором низкого уровня нравственного самосознания, как социальной общности, так и отдельно взятого индивида. Изучение социальной стигматизации направлено на раскрытие механизмов преодоления формирующихся стереотипов, на адекватное понимание оснований успешной социальной адаптации и идентификации личности, отличной по своим внешним и иным признакам от большинства.

В России, как и в зарубежных странах, проблемами стигматизации представители социально-гуманитарных наук стали интересоваться только в XXI в. Причем, на первых этапах работы по данной проблематике представляли собой, по сути, воспроизведение основных идей и теоретических положений зарубежных концепций стигматизации (Г. Блумер, Ч. Кули, Дж. Мид, И. Гофман). Результаты научных исследований американских, канадских и шведских психологов и социологов позволяют сделать вывод о том, что причиной стигматизации являются не только психологические, но и социально-культурные факторы, а сама стигматизация относится не только к психическим феноменам, сколько к социальным. По мнению ученых, поводом для стигмы может послужить любое природное или социальное качество, чаще, это негативно воспринимаемая черта характера, внешнего облика, статуса. Стигма определяется как социальный атрибут человека или группы, формируемый внешней социальной средой. Также, можно выделить классификацию стигмы, где выделяют три ее вида: позитивную, нейтральную и негативную. Под позитивной понимается такая стигма, которая утверждает достоинство человека. Нейтральная стигма не содержит оценок по определению, она лишь фиксирует наличие некоторого «своеобразия» индивида, но не вызывает его отторжения. Чаще же, стигма носит негативный характер и основывается на неприятии социальной общностью ярко выраженных индивидуальных особенностей (внешний облик человека, особенности его поведения, черты его характера и т.п.). Стигма оказывает большое и действенное влияние на самосознание и поведение человека, неоправданно возвеличивая или унижая его на основе лишь внешних признаков. Тем самым, она опасна и для отдельных людей, воздействуя на их социальную идентичность (самостоятельность) и вызывая девиантность, и для общества, поскольку стигматизация определенных групп наносит удар по общественной морали

и гуманным социальным установкам, что приводит к конфликтам внутри общества [4, с. 15]. Таким образом, из-за социального исключения стигматизируемый субъект лишается возможности быть полноправным участником исторического процесса, создателем общественных ценностей. Действие феномена стигматизации всегда ограничено процессом идеализированных, символических форм культуры. Он во многом определяется менталитетом и социально-культурной обусловленностью типа мышления социальной общности и группы, их идеологией в виде убеждений, устремлений, верований и ряде заблуждений. Т.к. идеология определяет наше понимание происходящего, можно сказать, что она также выступает определенным духовно-ценностным ориентиром будущего. И для человека, способного создавать себя в соответствии с внешними и внутренними духовными критериями, мнение социальной группы перестает иметь определяющее значение, действие стигматизации существенно ограничивается.

Таким образом, учитывая, что стигматизация во многом - стихийный процесс, его развитие осуществляется в рамках определенных закономерностей социокультурного характера. Знание этих закономерностей позволяет прогнозировать возможные последствия данного явления, предупреждать их наступление, нейтрализовать негативное воздействие феномена на членов социальных общностей.

Существуют противоречия, которые необходимо разрешить. Прежде всего, это противоречие между значимостью влияния стигматизации на формирование субъект-объектных отношений в социальных общностях и неиспользованием его возможностей в целях управления развитием личности и модернизацией социальных процессов. Другое противоречие связанно с широкой распространенностью процесса социальной стигматизации и крайне низкой степенью информированности и осведомленности руководителей разного уровня о сути данного явления, его положительных и отрицательных аспектах. Учитывая, что данное явление имеет широкое распространение в образовательной среде, оказывает существенное и длительное воздействие на развитие личности ребенка и общности, в целом, процесс стигматизации может быть использован для осознанного формирования положительного имиджа членов общества и их взаимоотношений,

Литература:

1. Комлев Ю.Ю. Теория стигматизации: генезис, объяснительный потенциал, значение / Ю.Ю. Ком-лев // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2(24). С. 6-14.

2. Королева И.А. Понятие «стигма» и «стигматизация» в социокультурном пространстве / И.А. Королева, Ю.А. Дегтярева // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Социологические науки. 2015. № IV (9). С. 148-150.

негативные последствия стигматизации могут быть устранены посредством управленческого воздействия.

Стигматизация как предмет социологии весьма запутана и парадоксальна, при этом является обыденным феноменом, с которым мы постоянно сталкиваемся и которому не придаем особого значения. Также, можно рассматривать стигматизацию в качестве основания процессов и результатов социального отчуждения, отторжения, изоляции осуждаемых в дискурсивных и повседневных представлениях социальных групп. В основе стигматизации лежит интолерантность, которая проявляется в отчуждении, в конечном итоге, - в презрении социальных групп, вызывающих в массовом сознании иррациональных страхи и непонимание. Стигматизация приобретает очертания дискриминации, производной которой выступает не только безнравственное по своей сути «клеймение», осуждение, социально-психологическое угнетение, но и ущемление социальных субъектов в их социально-правовых, социально-политических, социально-экономических возможностях, ограничение их в правах. В трансформирующихся обществах нередко социальная стигматизация различных групп сопровождается лицемерием на уровне правового и политического дискурсов, что проявляется, прежде всего, в разрыве между декларативным признанием прав человека и отсутствием законодательно закрепленных процедур их обеспечения. Интересным нам представляется разделение стигматизации на вертикальную, внешнюю социальную стигматизацию, осуществляемую со стороны государства, публичного дискурса по отношению к социально уязвимым группам; и горизонтальную, внутреннюю социальную стигматизацию, проявляемую на уровне социальных отношений и взаимодействий социально уязвимых и других отторгаемых групп друг с другом (например, неприятие наркозависимыми гомосексуалов).

Социальная стигматизация коренится в пренебрежении нравственными ценностями толерантности, уважения человеческого достоинства, свободы, равенства возможностей, справедливости. Преодоление социальной стигматизации связано с обеспечением равных социальных возможностей субъектов, предоставлением публичным управлением доступа к правам человека самым различным социальным группам.

Literature:

1. Komlev Yu. Yu. The theory of stigmatization: genesis, explanatory potential, meaning / Yu.Yu. Komlev // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internai Affairs of Russia. 2016. № 2(24). P. 6-14.

2. Koroleva I.A. The concept of «stigma» and «stigmatization» in the socio-cultural space / I.A. Koroleva, Yu.A. Degtyareva // National Association of Scientists (NAU). Social sciences. 2015. № IV (9). P. 148-150.

3. Мамедов А.К. Социальная стигматизация: генезис и детерминанты становления / А.К. Мамедов, Т.П. Липай // Социологический альманах. 2011. № 2. С. 128-138.

4. Мамедов А.К. Социальная стигматизация / А.К. Мамедов, Т.П. Липай. М. : ИД «АТИСО», 2008. 168 с.

5. Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике / Ж.Т. Тощенко // Социс. 2010. № 7. С. 3-6.

3. Mammadov A.K. Social stigmatization: genesis and determinants of formation / A.K. Mammadov, T.P. Lipai // Sociological Almanac. 2011. № 2. P. 128-138.

4. Mammadov A.K. Social stigmatization / A.K. Mammadov, T.P. Lipay. M. : ATISO Publishing House, 2008. 168 p.

5. Toshchenko Zh.T. Theoretical and applied problems of research of new phenomena in public consciousness and social practice / Zh.T. Toshchenko // Socis. 2010. № 7. P. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.