УДК 316:351.74
ББК 60.561.4 М 38
И.В. Мащенко,
аспирант кафедры философии и социологии Адыгейского государственного
университета, г. Майкоп, тел.: +79183787230, e-mail: 3787230@ mail.ru
СТЕРЕОТИПЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
(Рецензирована )
Аннотация. Автором отмечается социальная значимость деятельности правоохранительных органов в условиях изменяющегося общества. Рассматривается место полиции в структуре правоохранительных органов. Отмечается специфика деятельности российского полицейского, необходимость корреляции его поведения и принимаемых им решений с социальными ожиданиями, существующими в обществе нормами. Анализируется необходимость стереотипного мышления сотрудника полиции в типовых, повторяющихся ситуациях. Осуществляется социологический анализ такого явления, как «социальный стереотип». Указываются его положительные и отрицательные воздействия на общественное мнение. Представляется структура стереотипа и прослеживается его взаимосвязь с традициями и ценностями, господствующими в обществе. Автор утверждает, что усвоение стереотипа происходит в ходе процесса социализации. В качестве характерной особенности стереотипа называется его соотнесение с реальностью: то, что человеку знакомо - хорошо, что незнакомо - плохо. В статье отмечается, что стереотип в профессиональной деятельности полицейского выступает не только его характеристикой, но и применяется при оценке его работы социальным окружением. Анализируя исследование, проведенное Фондом общественного мнения в марте 2020 г., автор приходит к выводу, что при общей положительной личностной оценке работы российской полиции стереотип о работе полиции в массовом сознании сложился отрицательный.
Ключевые слова: правоохранительные органы, полиция, стереотип, массовое сознание, образ полиции, оценка работы полиции.
I.V. Maschenko,
Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe
State University, Maikop,ph.: +79183787230, e-mail: [email protected]
STEREOTYPES IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF RUSSIAN POLICE OFFICERS: SOCIOLOGICAL ASPECT
Abstract. The author notes the social importance of the activities of law enforcement agencies in the context of a changing society. The publication considers the place of the police in the structure of law enforcement agencies. The study focuses on the specifics of the activity of the Russian police officer, the need to correlate his behavior and decisions with social expectations and existing norms in society. The need for stereotypical thinking by a police officer in typical, repetitious situations is analyzed. Sociological analysis of such phenomenon as "social stereotype" is carried out. Its positive and negative effects on public opinion are indicated. The
structure of the stereotype is presented and its relationship with the traditions and values prevailing in society is observed. The author claims that stereotyping takes place during the socialization process. A characteristic feature of the stereotype is its relation to reality - what is familiar to the person is good, what is unfamiliar is bad. The article notes that the stereotype in the professional activity of the police officer acts not only as his characteristic, but also can be applied in the assessment of his work by the social environment. Analyzing the study carried out by the Public Opinion Foundation in March 2020, the author concludes that with the general positive personal assessment of the work of the Russian police, the stereotype about the work of the police in mass consciousness is negative.
Keywords: law enforcement agencies, police, stereotype, mass consciousness, police image, assessment of work of the police.
В организации эффективного функционирования общества любого типа одна из ведущих ролей отводится правоохранительным структурам, что приобретает особую актуальность в периоды системных и затяжных во времени социальных преобразований. Эскалация различных конфликтов, повышение напряженности и агрессивности у членов общества, трансформация привычных форм организации жизни - все это предъявляет особые требования как к профессиональным, так и личностным характеристикам сотрудников правоохранительных органов. К правоохранительным органам Российской Федерации, помимо прочих военизированных органов, осуществляющих оперативную, следственную или прокурорскую деятельность на основании специальных законов, относится и полиция. Специфика профессиональной деятельности сотрудника полиции особенным образом воздействует на его личностные устои, предъявляя определенные требования и преобразуя его в соответствии с необходимым набором профессиональных качеств. «Многолетнее, ежедневное решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения, оказывает влияние на установки, мотивы, ценности. Профессии системы ОВД в той же степени накладывают специфический отпечаток на психический образ человека» [1;
41]. Жизнь и деятельность человека, служащего в полиции, определяется его профессиональной деятельностью, ведь сотрудник правоохранительных органов, надевая форму, обязан соответствовать нормам, господствующим в социуме, и общественным ожиданиям, что не может не оказывать воздействия на личностные характеристики полицейского. А социальные ожидания, направленные гражданами на полицейского в форме, известны - соучастие, поддержка, помощь, защита.
Сотрудник полиции в процессе деятельности сталкивается со сложными задачами, от решения которых иногда зависит жизнь и здоровье граждан. Вместе с тем он и сам подвергается различным психологическим стрессам, многостороннему социальному контролю. Соответственно, те решения, которые он принимает, его действия не всегда однозначны и очевидны со стороны, у граждан могут возникать каузальные атрибуции, в том числе и ложные [2; 70]. При этом сотрудник полиции при принятии решений о проверке документов, о задержании и подозрении в нарушении порядка действует в соответствии со стереотипными схемами, которые не осознаются в данный момент. Ведь чаще обычного у полицейского при осуществлении его профессиональных функций по охране порядка просто нет времени на детальный анализ, рассуждения и принятие специфического решения. Поэтому в качестве инструментария принятия им
решения в типовой ситуации полицейский использует такие характеристики ситуации, как удобнее, проще, быстрее - то есть он пользуется стереотипом.
Отношение к стереотипам в современной социологической науке неоднозначно. С одной стороны, под стереотипом понимается упрощенное представление о предмете или процессе, которое укоренилось в массовом сознании. Данное представление не является результатом опыта отдельно взятого человека. Стереотип - это схема, шаблон, усвоение которых позволяет в упрощенной форме познать социальную реальность. Данное понимание стереотипа принадлежит Уолтеру Лип-пману [3], которого по праву считают основоположником научного исследования социальных стереотипов. Н.П. Суходольская в своей работе «Социальный стереотип в жизнедеятельности людей» [4] отмечает его категоричность: то, что знакомо человеку - это нечто хорошее, что не нужно даже подтверждать опытом, а то, что незнакомо, то характеризуется как нечто плохое.
С другой стороны, под стереотипом понимается динамичная схема взаимодействия человека с его социальным окружением [5]. Ведь такие характеристики стереотипа, как устойчивость, повторяемость, стандартность, упрощенность выражают типические характеристики социального взаимодействия, да и вообще взаимодействия всего живого. Сложившаяся в обществе программа мышления и поведения способствует совершению человеком тех действий, которые ожидаются обществом от конкретного носителя определенной социальной роли. Таким образом, социальный стереотип экономит человеку время и сокращает затраты энергии на поиск «правильных», одобряемых социумом, решений. Ведь ни один человек не может ежесекундно вырабатывать характерные лишь для него способы реагирования на внешние вызовы,
поэтому и существуют стереотипы. Стереотипы аккумулируют коллективный опыт, их усвоение позволяет человеку ориентироваться в различных типовых ситуациях.
Социальный стереотип был структурирован американским ученым Г. Олпортом [6], который выделил в стереотипе два среза: первый включает в себя получаемую индивидом информацию об объективных явлениях социальной реальности. Данная информация, характеризующаяся схематизированным и генерализированным содержанием, преобразуется в стереотип. Когнитивной основой стереотипа выступает неотъемлемое стремление человека ко всеобщему упрощению познания сложных процессов и систем. Поэтому в условиях большого информационного потока человек, сталкиваясь с типичной, не требующей детального анализа ситуацией, включает механизм стереотипиза-ции. Второй срез включает в себя аксиологический аспект, выражающийся в оценке объекта или процесса с позиций симпатии или антипатии, эмоциональной составляющей познавательного процесса. Это, вероятно, выступает основанием для противопоставления стереотипа (используемого человеком бессознательно) и рационального мышления.
Первоначально стереотипы возникают как форма существования традиций и ценностей социума. На уровне отдельной личности они усваиваются в ходе социализации, выступая одним из элементов становления человека своим в данной социальной группе. Каждый конкретный человек не изучает стереотипы в ходе когнитивных процессов, а усваивает и принимает их. В связи с этим в сфере социального взаимодействия социальные стереотипы призваны: объяснять и транслировать существующий социальный порядок, защищать ценностные ориентации конкретных социальных групп, обеспечивать безболезненную дифференциацию
социальных групп, передавать из поколения в поколение накопленный в ходе исторического развития социально-культурный опыт. Личный опыт отдельно взятого представителя социальной группы по необходимости дополняется оценками и мнениями, господствующими в данной социальной группе, в обществе в целом. Для того чтобы масштаб и эмоциональная окраска любого события была понятна всем членам данного социума, необходимо смоделировать такие образы, которые передавали бы его суть и которые были бы понятны и приняты широкими массами. При достаточной степени повторений данный образ станет стереотипным представлением. Качественной характеристикой стереотипа является не стремление к истине, а его эмоциональная оценочная составляющая.
Следует отметить, что стереотипы имеют место не только у самих полицейских в ходе реализации их профессиональных функций, но они распространены и в самом обществе по отношению к полицейским. Стереотип в восприятии полицейского
выступает в качестве одной из форм существования образа полиции в целом. Опираясь на эмоциональное восприятие социального объекта, стереотип формирует положительный или отрицательный образ. Для формирования положительного стереотипа по отношению к сотрудникам полиции необходимо соблюдение трех неизменных составляющих деятельности полиции: информирование, убеждение, ожидаемое поведение.
Стереотип в восприятии полицейского формирует соответствующее общественное мнение и отношение к сотрудникам в форме, поэтому, опираясь на исследования, инициированные Фондом общественного мнения (ФОМ), проанализируем отношение россиян к полиции.
По результатам опроса 1500 респондентов [7], принявших участие в исследовании ФОМ в марте текущего года, 64% опрошенных, к полиции относятся положительно. Однако мнения по поводу преобладающего отношения к полиции среди населения разделились практически поровну (рис. 1) - положительно (41°%), отрицательно (41°%).
18%
□ 1 я2оЗ
1- положительно; 2 - отрицательно; 3 - затрудняюсь ответить
Рисунок 1. Преобладающее у населения отношение к работникам полиции,
по мнению респондентов
40
35
—
1 1 6
отлично удовлетворительно очень плохо
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, работает сегодня полиция, как она справляется со своими обязанностями - отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?» (в %)
В качестве промежуточного вывода можно сказать о том, что стереотип в восприятии современного полицейского у россиян неоднозначен. Хотя на уровне конкретной личности преобладающая часть опрошенных положительно относятся к полицейским. Скорее всего, такие результаты при характеристике отношения к полицейским мы получаем из-за достаточно низкой оценки работы полиции (рис. 2). Всего 27% опрошенных оценили работу полицейских на «отлично» и «хорошо», 55% дали низкие оценки («удовлетворительно», «плохо» и «очень плохо»).
При этом хочется отметить, что 44% опрошенных в последнее время не имели никаких дел с полицией. Из взаимодействующих в последнее время с полицией у 31% респондентов осталось положительное впечатление, а в целом оценки эффективности ее работы достаточно низкие (рис. 2). Какова же причина? На наш
взгляд, причина невысокой оценки эффективности работы полиции заключается в сформировавшемся в массовом сознании отрицательном стереотипе в восприятии полиции и ее деятельности. Как же иначе можно объяснить расхождение в оценке собственного отношения к полицейскому и отношения к нему же всего социума?
Подводя итог, хочется отметить, что стереотипы являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности полицейского. С одной стороны, полицейскому свойственно стереотипное мышление при принятии решений в типовых ситуациях, что несколько упрощает его работу и сокращает время при реализации его профессиональных контролирующих функций. А с другой стороны, социальный стереотип в восприятии полицейского больше отрицательный, чем положительный, хотя
преобладающая часть населения в личностном плане к полицейским относится положительно. Данные проанализированного исследования заставляют нас задуматься о
необходимости реализации российской полицией мероприятий по изменению социального стереотипа в восприятии сотрудника полиции и оценке его деятельности.
Примечания:
1. Шабанова К.Г. Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2. С. 41-45.
2. Трофимова Е.Л., Султанов Е.О. Стереотипы сотрудников силовых структур в условиях реформирования системы правоохранительных органов // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 68-74.
3. Липпман У. Общественное мнение. Москва: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
4. Суходольская Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. 2007. № 3 (47). С. 152-160.
5. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 290 с.
6. Allport G. The Nature of Prejudice. N. Y., 1958. 77 p.
7. Работа полиции. Отношение к полицейским / Фонд общественного мнения. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14363 (дата обращения: 20.03.2020).
References:
1. Shabanova K.G. The specifics of "emotional burnout" among employees of linear units // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2007. No. 2. P. 41-45.
2. Trofimova E.L., Sultanov E.O. Stereotypes of law enforcement officers under the reform of the law enforcement system // Psychology in Economics and Management. 2013. No. 2. P. 68-74.
3. Lippman W. Public opinion. Moscow: Institute of the Public Opinion Foundation, 2004. 384 pp.
4. Sukhodolskaya N.P. Social stereotype in the life of people // Philosophy and Society. 2007. No. 3 (47). P. 152-160.
5. Merenkov A.V. Sociology of stereotypes. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2001. 290 pp.
6. Allport G. The Nature of Prejudice. N.Y., 1958. 77 pp.
7. The work of the police. Attitude towards policemen / Public Opinion Foundation. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14363 (access date: 03.20.2020).