Е. В. Чернец
СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
В статье приводятся результаты эксперимента, проведенного среди госслужащих и не-госслужащих Челябинской области, по выявлению стереотипного образа современного государственного служащего.
Ключевые слова: стереотип, госслужащий, гетеростереотипный образ, автостереотипный образ.
В последнее время понятие стереотипа рассматривается не только в работах психологов, социологов и когнитологов. Стереотип как феномен становится предметом исследования лингвистов, лингвокультурологов, специалистов в области этнопсихолингвистики.
Понятие стереотипа ввел в научный обиход У. Липпман, называющий стереотипы упорядоченными, схематическими, детерминированными культурой «картинками мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных объектов мира, а во-вторых, фиксируют и сохраняют существующие ценности, способствуя тем самым и поддержанию высокой самооценки человека [1].
Специалисты разных дисциплин стремятся выделить в стереотипе те свойства, которые важны для соответствующего направления научного поиска. Согласно Ю. Е. Прохорову, стереотип представляет собой «социокультурно маркированную единицу ментально-лингвального комплекса представителя определенной этнокультуры, реализуемую в речевом общении в виде нормативной локальной ассоциации к стандартной для данной культуры ситуации общения» [2]. Е. И. Рогов определяет стереотип как устойчивый (и в то же время упрощенный) образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Именно стереотипы позволяют человеку существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания [3].
Мы рассматриваем выявление стереотипов как способ классификации и систематизации материала, способ, дающий возможность сделать окружающий мир более доступным пониманию, так как стереотипы упрощают процесс познания и позволяют моделировать
представление о различных объектах и явлениях.
При описании стереотипного образа профессионала, закрепленного в культуре, по мнению Е. В. Харченко, можно пользоваться следующими методами: 1) опросами, в которых наряду с традиционным анкетированием можно выделить глубинное интервью, фокус-группу; выборочные опросы с целью сопоставления мнения групп, выделенных по определенным заранее социобиопсихо-логическим характеристикам; 2) проективными методиками, например, свободным ассоциативным экспериментом, в котором название профессии является стимулом; «написание сценария», в котором есть описание профессионалов и их действий; 3) направленным анализом современных текстов (публицистические и художественные произведения) и видеопродукции (реклама, телесериалы и фильмы), которые, с одной стороны, отражают в той или иной степени уже сложившийся образ представителя профессии, а с другой - влияют на него (например, реклама в последние годы все чаще рисует образ врача как заботливого и знающего, а учительницы как злой, несправедливой, глупой и нервной) [4].
В данной работе мы используем данные свободного ассоциативного эксперимента. Общепринятая методика ассоциативного эксперимента выглядит следующим образом: реципиентам (индивидуально или в группе) предъявляется некоторый набор слов-стимулов. Инструкция предлагает в качестве реакции написать первое же слово (или несколько слов), которые приходят в голову как ответ на предъявленный стимул. Экспериментатора интересует, какие слова появляются в качестве ответов-ассоциаций на данные слова-стимулы.
Таблица 1
Результаты анкетирования госслужащих
Ассоциации Количество повторений
Характеристики
Заинтересованный
в продвижении 8
государственных
интересов
Умный 7
Компетентный 26
Знающий свое дело 9
Авторитетный 3
Грамотный 5
Надежный 3
Трудолюбивый 21
Ответственный 8
Доброжелательный 4
Добросовестный 3
Значимый 6
Представительный 2
Работоспособный 10
Внешность
Галстук 13
Портфель 10
Папка 1
Костюм 17
Очки 6
Пиджак 12
Запонки 2
Белая рубашка 15
Место работы
Администрация 26
Кабинет 11
Аппарат 21
Правительство 24
Министерство 10
Управление 4
Государственное 13
учреждение
Синонимы
Представитель власти 21
Госслужащий 16
Аппаратный работник 12
Руководитель 9
Человек на
административной 10
должности
Административный работник 14
Выявление стереотипного образа государственного служащего в сознании представителей русской культуры будет строиться по двум направлениям. В первом случае выявляется гетеростереотипный образ госслужащего, т. е. то, как государственный служащий воспринимается представителями других профессий. Нами также будет определен ав-тостереотипный образ госслужащего, существующий в сознании самих государственных служащих.
Сравнение гетеростереотипного и автосте-реотипного образов госслужащего позволяет, на наш взгляд, установить истинное представление людей о современном государственном служащем.
Эксперимент проходил в начале 2010 года, в нем приняли участие госслужащие (115 анкет) и негосслужащие (165 анкет) Челябинской области. География эксперимента включает города Челябинск, Златоуст, Миасс и Копейск. Таким образом, общее количество респондентов составило 280 человек.
Анкеты были ориентированы в основном на респондентов в возрасте 18-60 лет, имеющих полное среднее, среднее специальное или высшее образование, поскольку мы считаем, что именно эти респонденты могут дать объективную картину того, что представляет собой современный государственный служащий.
Приведем полученные ассоциации от госслужащих на стимул ‘современный чиновник’:
Материал, систематизированный в табл. 1, отражает автостереотипный образ современного государственного служащего. От 115 респондентов мы получили только 35 ассоциаций на предложенный нами стимул. Все собранные ассоциации мы разделили на 4 группы: ‘характеристики’, ‘внешность’, ‘место работы’ и ‘синонимы’. Особенностью ответов госслужащих можно назвать то, что все их ассоциации не имеют отрицательной семантики. Итак, по мнению госслужащих Челябинской области, современный чиновник - это компетентный (26) и трудолюбивый представитель власти (21), носящий костюм (17) и белую рубашку (15), работающий в Администрации (26).
Рассмотрим полученные ассоциации от негосслужащих на стимул ‘современный чиновник’:
Таблица 2
Результаты анкетирования негосслужащих
Ассоциации Количество повторений
Характеристики
Любитель писать бумажки 2
Недоброжелательный 5
Непорядочный 24
Равнодушный 21
Заинтересованный в продвижении своих собственных интересов 4
Без мозгов 2
Раздражающийся 1
Принципиальный 4
Уверенный 2
Авторитетный 9
Несправедливый 6
Недобросовестный 4
Знающий законы 2
Бе зответственный 3
Некомпетентный 20
Вредный 3
Высокомерный 9
Серьезный 8
Неприятный 4
Ответственный 3
Значимый 5
Уважаемый 6
Представительный 2
Продажный 4
Недоверчивый 7
Скандальный 3
Внешность
Галстук 13
Лысина 4
Строгий костюм 15
Большой живот 3
Очки 9
Пиджак 6
Дипломат 4
Место работы
Правительство 16
Министерство 11
Аппарат 19
Администрация 22
Кабинет 7
Канцелярия 3
Материал, систематизированный в табл. 2, является отражением гетеростереотипного образа современного государственного служащего. Прежде всего, отношение к власти для рядовых граждан основано на двух параметрах: это личный опыт общения с чиновниками низшего уровня и наблюдение за деятельностью чиновников высшего уровня через призму СМИ, в том числе и телевидения. В своих ответах люди, не работающие в органах власти, старались активно выразить свои обиды на чиновников.
От 165 респондентов мы получили 77 ассоциаций на предложенный стимул, т. е. в два раза больше ассоциаций, чем от госслужащих. Ассоциации людей, не работающих в органах власти, мы разделили на 7 групп: ‘характеристики’, ‘внешность’, ‘место работы’, ‘синонимы’, ‘герои литературных произведений’, ‘различные предметы труда’ и ‘абстрактные понятия’. Многие ассоциации имеют отрицательную коннотацию: в группе ‘характеристики’ - недоброжелательный (5), непорядочный (24), равнодушный (21), заинтересованный в продвижении своих собственных интересов (4), раздражающийся (1), принципиальный (4), несправедливый (6), недобросовестный (4), безответственный (3), некомпетентный (20), вредный (3), высокомерный (9), неприятный (4) продажный (4), недоверчивый (7), скандальный (3); в группе ‘синонимы’ - волокитчик (10), чинуша (3), формалист (6), бумажная душа (2), бюрократ (35), аппаратчик (15), бумажный червь (5), взяточник (10), бумагомаратель (10), бездельник (7), жулик (15), писака (11), вор (6) и высокомерная личность (3; в группе ‘абстрактные понятия’ - несправедливость (13), надменность (16), ложь (10) и коррупция (21).
Русская классическая литература еще в школе закладывает у большинства людей негативное отношение к чиновникам, которое они не меняют всю свою жизнь. Во многих классических произведениях чиновник рисуется как мелкий, забитый и запуганный человек, не способный постоять за себя. Некоторые ассоциации респондентов были связаны именно с литературными произведениями (Бобчинский (9), Добчинский (7), Хлестаков (10), Башмач-кин (5) - герои таких произведений, как «Ревизор» и «Шинель» Н. В. Гоголя).
Негосслужащие Челябинской области считают, что современный чиновник -
Синонимы
Представитель власти 4
Госслужащий 15
Волокитчик 10
Чинуша 23
Формалист 6
Бумажная душа 2
Бюрократ 35
Аппаратчик 15
Управленец 1
Руководитель 4
Человек на административной должности 12
Бумажный червь 5
Взяточник 8
Административный работник 15
Бумагомаратель 10
Бездельник 7
Носитель чинов 5
Жулик 15
Писака 11
Вор 6
Начальник 4
Ревизор 2
Высокомерная личность 3
Герои литературных произведений
Бобчинский 9
Добчинский 7
Хлестаков 10
Башмачкин 5
Различные предметы труда
Законы 6
Бумажки 14
Справки 12
Книги 2
Абстрактные понятия
Власть 8
Несправедливость 13
Надменность 16
Ложь 10
Коррупция 21
Чин 2
это непорядочный (24), равнодушный (21) и некомпетентный (20) бюрократ (35) в строгом костюме (15), занимающийся различными бумажками (14), работающий в Администрации (22), подверженный коррупции (21).
Таким образом, мы выявили гетеростерео-типный и автостереотипный образы чиновника. Получается, что портрет современного государственного служащего в глазах людей, не работающих в органах власти, негативен. Люди открыто говорят о некомпетентности государственных служащих, о их высокомерном поведении, недобросовестности и т. д. Сами чиновники видит себя совершенно иначе. Они уверены, что главными их качествами являются компетентность, знание своего дела, трудолюбие и работоспособность.
Список литературы
1. Липпман, У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова ; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М. : Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004. 384 с.
2. Прохоров, Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2004. 224 с.
3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : Вла-дос, 2002. 534 с.
4. Харченко, Е. В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2003. 334 с.