Научная статья на тему 'Стереотипные представления массового сознания о "старых людях"'

Стереотипные представления массового сознания о "старых людях" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
665
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ / ВОЗРАСТНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЭЙДЖИСТСКИЕ УСТАНОВКИ / ВОСПРИЯТИЕ "СТАРЫХ ЛЮДЕЙ"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайцева Ю.Б.

В статье рассматриваются различия в определении возрастных границ между молодостью и зрелостью и между зрелостью и старостью, а также различия в восприятии образа старых людей представителями больших социально-демографических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стереотипные представления массового сознания о "старых людях"»

УДК 316.64

СТЕРЕОТИПНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ О «СТАРЫХ ЛЮДЯХ»

Ю.Б. ЗАЙЦЕВА Психологический институт РАО, Москва

В статье рассматриваются различия в определении возрастных границ между молодостью и зрелостью и между зрелостью и старостью, а также различия в восприятии образа «старых людей» представителями больших социально-демографических групп.

Ключевые слова: возрастные границы, возрастные стереотипы, эйджистские установки, восприятие «старых людей».

Введение

Изучение стереотипов - одно из наиболее разработанных в социальной психологии направлений.

Существуют наиболее распространенные темы в исследовании стереотипов. К ним относятся изучение расовых и национальных стереотипов и исследование ген-дерных стереотипов, а также расистских и сексистских установок. Эти темы подробно и детально изучаются во многих странах.

Наблюдается определенная разница в оценке расистских и сексистских стереотипов. Если исходить из эгалитарной установки, что люди любого цвета кожи не отличаются друг от друга ничем, кроме цвета кожи, то все расовые стереотипы становятся лишь когнитивными, ментальными образованиями. То есть, можно сказать, это предикат без субъекта, - человек как-то определяет различия, которых нет. Социальные психологи, стоящие на этой позиции, исследуют расовые стереотипы как некое психологическое образование, которое связано с культурой, воспитанием, с другими установками индивида, но не с антропологическими, медицинскими, биологическими различиями самих оцениваемых групп, а именно белых и чернокожих. Такой позицией диктуются не только пути исследования, но и способы социальной работы по уменьшению, редукции расовых стереотипов.

© Ю.Б. Зайцева, 2008

Е-шаД: sbvinogradov@yandex.ru

Несколько иная ситуация складывается с гендерными стереотипами и сексист-скими установками. Исследователь стереотипов может встать на позицию, что мужчина и женщина ничем не отличаются друг от друга. В отличие от белого и чернокожего, физиология которых идентична, между полами физиологическая разница четко наблюдается. Таким образом, невзирая на любой эгалитаризм, реальный «субстрат», некоторое наблюдаемое «обоснование» гендерных стереотипов и сексистских установок неизбежно присутствует. Любая социальная работа по уменьшению сексиз-ма всегда будет упираться в многотысячелетний опыт, сводящийся к тому, что мужчина и женщина биологически выполняют разные функции, а значит, и социально они будто бы должны выполнять разные функции.

Существует еще один класс стереотипов, который в литературе рассматривается как третий «изм», - это эйджизм [26]. Под эйджизмом понимают предубеждения по возрастному признаку. Выделяют также «ювенильный» эйджизм - это предубеждения по отношению к молодым. Как и все стереотипы, эйджистские стереотипы обладают всеми привычными характеристиками: упрощенность, схематизированность, эмоциональная окрашенность, устойчивость во времени. Вообще, стереотипы формируются и выражают отношение к представителям какой-либо группы: например, белых - к черным, немцев - к туркам, мужчин - к женщинам и т.п. Эти группы изначально отделены друг от друга, и белый никогда не станет черным, мужчина - жен-

щиной, француз - арабом. В отличие от обычных, возрастные группы, во-первых, не имеют таких четких границ, а во-вторых, изменчивы во времени. Они предполагают неизбежное перетекание одной группы в другую. Любой взрослый человек когда-то был молодым и неизбежно станет старым. При этом знание о предыдущем возрастном состоянии и предчувствие грядущего не избавляют его от обладания стереотипами, иногда еще более жесткими, чем другие межгрупповые паттерны восприятия.

Возникший не так давно интерес исследователей к эйджистским установкам объясняется новой ситуацией, сложившейся в мире. Эта ситуация в публицистике называется «человечество стареет». Например, во Франции на данный момент средняя продолжительность жизни достигла 85 лет. В соответствии с демографическими прогнозами [22] ожидается, что к 2030 г. количество людей старше 65 лет удвоится. Все это означает, что процент лиц пожилого возраста все больше и больше возрастает. Не учитывать потребности, интересы и особенности данной возрастной группы, а также отношение к ней других групп невозможно.

В настоящее время во многих странах общество и государство прилагают определенные усилия по социальной реабилитации пожилых людей. Существуют специальные службы, отвечающие за работу с пожилыми и старыми людьми. Нельзя сказать, что пожилые люди обойдены законодательством. Однако в научном обиходе эта тема не является преобладающей. Так, в учебниках и учебных пособиях по возрастной психологии и психологии развития «третьему» возрасту либо вообще не отводится ни одной страницы, либо авторы ограничиваются указанием возрастных границ указанного периода жизни, не рассматривая подробно психологические особенности данного возраста.

Авторы учебного пособия «Социальная геронтология» [25] предприняли попытку наиболее полно осветить состояние этой проблемы на сегодняшний момент. В учебном пособии старость определяется в основном через понятия упадка, угасания, регресса. Констатируется отношение к пожилым людям, как к зависимым, недееспособным, в то время как это отношение весьма и весьма варьирует в различных культурах. Выра-

зительным подтверждением собственной, возможно, неосознаваемой позиции авторов служит название главы «Использование остаточной трудоспособности пожилых людей». Если даже научные издания не свободны от эйджистских установок, то в обыденной жизни сам факт наличия и крайняя неиндивидуализированность и предвзятость восприятия даже не осознается.

В этой связи наиболее интересным представляется вопрос, из чего складываются эйджистские стереотипы.

С возрастом многие люди начинают чувствовать некоторые физиологические изменения. Более того, эти изменения часто бывают заметны внешне, т.е. можно констатировать, что аналогично ситуации с белым и черным, мужчиной и женщиной, молодой и пожилой человек зрительно отличаются. При этом стереотип относительно пожилых людей содержит в себе, скорее, не характеристики «седой», «морщинистый» и «сгорбленный», а ряд психологических, характерологических параметров: упрямый, со сниженной памятью, недалекий, консервативный, тугодум. Каким образом из столь внешних характеристик делаются такие глубокие психологические выводы, пока никому точно ответить не удалось.

Многие психологические и геронто-социологические исследования демонстрируют несостоятельность существующих стереотипов. Так, показано, что представления об усилении замкнутости, о снижении частоты и качества социальных контактов, о снижении когнитивных способностей, о низкой обучаемости являются лишь представлением, а не отражением реальности [16, 23]. Более того, реальные явления становятся следствием представлений, как, например, отказ в переобучении якобы не-обучаемых сотрудников предпенсионного возраста [5].

Показано также влияние эйджистских установок на деятельность как «объекта стереотипа», так и «субъекта», т.е. носителя. Наличие эйджистских стереотипов у партнера по деятельности снижает уровень деятельности, продуктивность, а также удовлетворенность деятельностью и собой у «старого человека» [29]; при этом снижаются качество деятельности и продуктивность у самого носителя стереотипа [15].

В связи с тем, что одна из групп населения увеличивается, закономерным становится увеличение контактов между представителями разных групп. Если все эти контакты проходят на негативном эмоциональном фоне, то в большинстве случаев снижается качество самого контакта. Увеличение этой группы ведет к тому, что все большее количество лиц начинают чувствовать неудовлетворенность социальной жизнью.

Существуют две профессиональные группы, контакты которых с пожилыми людьми наиболее часты, - это медики и социальные работники. Наличие стереотипов у представителей этих групп снижает качество их деятельности, ухудшает результаты. Негативные стереотипы мешают профессионалам, т.к. контактирующая группа вызывает у них раздражение и утомление. Негативные стереотипы могут также формировать опекающее поведение, что, как было показано в приведенных выше исследованиях, негативно влияет на реципиента.

Эйджистские стереотипы имеют негативные последствия и в профессиональной жизни. Отказ человеку в рабочем месте только по причине его возраста (так же, как и по причине пола или национальности) лишает организацию высокопрофессиональных, инициативных работников.

Несомненно, большинство людей вовсе не благодаря профессии, а в силу личных, семейных, бытовых, других социальных обстоятельств ежедневно контактируют с пожилыми людьми. И в этом случае, чем жестче стереотипы, чем они негативнее, тем ниже качество контакта, тем меньше удовлетворенность от общения.

Эйджистские стереотипы предполагают снижение большинства высших психических функций у пожилых людей, следовательно, и снижение ответственности за свои поступки. (Аналогичная ситуация, кстати, наблюдается и с ювенильными стереотипами. Только в этом случае молодым приписывается недоразвитость психических функций, следовательно, ненаступление ответственности.) Если речь идет о самообеспечении или о самоконтроле, то это относится к личной ответственности человека. Но если речь идет об ответственности перед законодательством, то наличие эйджистских стереотипов у работников судебных учреж-

дений может влиять на решение суда о виновности/невиновности одного человека, а следовательно, на судьбы многих других людей.

Ключевой момент в понимании природы эйджистских стереотипов заключается в страхе перед старением самого носителя стереотипа. Человек боится стареть, он представляет себе старость негативно. Далее самозаводящаяся система - чем более негативно представляется предстоящий старческий период, тем страшнее стареть. И в этом случае проблема становится уже не социальной, а терапевтической. Только обнаружение у себя негативного эйджистского стереотипа может разорвать замкнутую цепь.

В условиях «старения населения» недостаток знания об этих стереотипах недопустим. Таким образом, одной из главных задач можно считать первичное описание возрастных стереотипов, т.е. обнаружение и фиксирование самого феномена, так сказать, инвентаризация. Также необходима работа по их уменьшению, особенно в тех профессиональных группах, работа которых непосредственно связана с пожилыми людьми, поскольку сохранение жестких эйджистких стереотипов аморально само по себе, как любая форма дискриминации, а также ведет к росту недовольства и неудовлетворенности большой группы населения.

Прежде чем определять, как относятся к «старым людям», какое мнение относительно «старых людей» бытует среди населения, необходимо было определить, а кого, собственно, считают уже «старыми людьми». То есть нужно выделить тот «объект», относительно которого формируются возрастные стереотипы и эйджистские установки. Таким образом, изначально задачей является определение границы между взрослостью и старостью (а заодно и между молодостью и взрослостью), как эти границы представлены в массовом сознании.

Проблема определения возрастных границ находится на пересечении таких областей знания, как медицина, геронтология, демография, социология, возрастная психология, онтопсихология и социальная психология. Поскольку каждая из указанных наук развивалась самостоятельно, не существует единой для всех системы структуризации возрастных периодов.

В демографии критерием для разбиения на группы выбрана трудоспособность, соответствующая установленным законом границам трудовой деятельности. Исходя из этого, женская и мужская совокупности описываются по-разному. Мужские возрастные группы: от 0 до 15 лет, от 16 до 59 лет, от 60 лет и старше; женские возрастные группы: от 0 до 15 лет, от 16 до 54 лет, от 55 лет и старше [11]. Как видно, в демографии нет установленных границ между молодостью и взрослостью, взрослостью и старостью, описаны лишь границы трудоспособности.

В социологии нет общепринятых принципов разбиения на возрастные группы. Часто установление возрастных границ исследуемой группы диктуется задачами исследования [8, 24]. Возрастная граница устанавливается самим исследователем и может определяться 30-летним рубежом, а может проходить по 29 или по 24, или по 35 годам [3, 9, 13, 14, 17, 28].

Выбор границы между зрелостью и старостью в социологии обычно не обосновывается, и следующая после этой границы группа описывается в различных исследованиях по-разному: 55 лет и старше [2], 56 лет и старше [18], 60 лет и старше [20], 61 год и старше [3].

Описанные выше подходы ни в коей мере не соответствуют онтопсихологической периодизации, в которой период поздней зрелости заканчивается уже в 46 лет [4].

В то же время Всемирная организация здравоохранения приписывает наступление пожилого возраста 60 годам, а старческого -75 годам [19].

Если столь выраженные несоответствия наблюдаются при реализации строго научного подхода, то в массовом сознании следует ожидать еще большего разнообразия мнений.

Предпосылки такого разнообразия могут складываться из нескольких составляющих. Во-первых, наличие сведений - на уровне общекультурных знаний - об установлении возрастных границ в предыдущие исторические эпохи. Прежде всего из литературы XIX в., когда 44-летнего человека могли назвать «старичком», «отжившим свой век». Во-вторых, достаточная пестрота исторических событий на протяжении XX в., когда в силу социальных условий функции,

обязанности и права зрелого возраста перераспределялись между безусловно молодыми и безусловно старыми людьми. В-третьих, особенности демографической обстановки рубежа XX-XXI вв. На этих особенностях следует остановиться подробнее.

Рост общего уровня жизни в цивилизованных странах, улучшение медицинского обслуживания, увеличение средней продолжительности жизни приводят к тому, что численно - и в абсолютных величинах, и в процентном отношении к другим группам населения - возрастает та часть населения, которую принято называть пожилыми людьми. Этому росту способствует также тот факт, что к шестидесятилетнему возрасту приближается самая массовая возрастная когорта, так называемые «беби-бумеры», -люди, родившиеся в период послевоенного взрыва рождаемости. Так, в России с 1959 по 2002 г. размер группы населения старше трудоспособного возраста (женщины - от 55 лет и старше, мужчины - от 60 лет и старше) возрос от 13,83 до 29,78 млн человек. То есть в 1959 г. доля старшей группы составляла 11,76 % , а в 2002 г. - уже 20,51 % российского населения [7]. В Северной Америке и Европе за тот же период возросла доля данной группы населения с 9,1 и 9,7 %, соответственно, до 12,1 и 14,3 % соответственно [22]. Разница в процентных показателях российских и зарубежных данных объясняется тем, что в западных исследованиях в старшую возрастную группу включаются люди старше 65 лет, а не 55 и 60 лет, как в отечественных исследованиях. Но при видимой разнице в процентах общая тенденция во всех развитых странах совпадает.

Очевидно, что данная возрастная группа является не только многочисленной, но продолжает оставаться высокоактивной в социальном и экономическом плане. Уровень активности и достаточно благополучные физиологические показатели не позволяют называть людей, принадлежащих к этой группе, пожилыми и тем более старыми. Кроме того, специфическое мировосприятие представителей такой большой возрастной страты, какой являются сейчас пожилые люди, не может не влиять на общественную психологию. Совокупность действия этих факторов, скорее всего, должна обусловливать сдвиг границы между взрослостью

и старостью в массовом сознании в сторону повышения.

При этом несомненно, что представители населения в своем определении возрастных границ не могут руководствоваться какими бы то ни было научными подходами, а исходят из индивидуального опыта, детерминированного различными социальными и психологическими причинами.

Методика

В исследовании 2005 г. приняли участие 1685 человек. Выборка была репрезентативна половозрастной и образовательной структуре населения, а также соотношению городского и сельского населения Удмуртской Республики.

Результаты проведенного опроса населения Удмуртии могут в известной степени, демонстрировать особенности обыденного сознания россиян в целом, поскольку, во-первых, население Удмуртской Республики по своим демографическим характеристикам в целом соответствует демографическим показателям регионов европейской части Российской Федерации, во-вторых, Удмуртия находится в едином информационном пространстве России, обеспечиваемом современными СМИ, и, в-третьих, тема опроса не затрагивает специфических региональных интересов, а соотносится с общечеловеческими представлениями о возрастах в современном мире.

Респондентам предъявлялись два вопроса:

В каком возрасте, на Ваш взгляд, проходит граница между молодостью и зрелостью?

1 в 20 лет

2 в 25 лет

3 в 30 лет

4 в 35 лет

5 в 40 лет

99 затрудняюсь ответить

В каком возрасте, на Ваш взгляд, проходит граница между зрелостью и старостью?

1 в 40 лет

2 в 45 лет

3 в 50 лет

4 в 55 лет

5 в 60 лет

6 в 65 лет

7 в 70 лет

8 в 75 лет

99 затрудняюсь ответить

В данном исследовании при анализе результатов целесообразно обращать внимание не только на процентные показатели, но также на среднее значение.

Большее число респондентов (29,9 %) отмечают 30 лет как границу между молодостью и взрослостью. Это большинство демонстрируют лишь то, что на 30 лет приходится максимальное количество выборов при ответах респондентов.

Аналогичная ситуация складывается и с выбором границы между взрослостью и старостью. Максимальное количество выборов (26,8 %) приходится на 60 лет.

Таким образом, процентное распределение ответов показывает лишь то, какой вариант ответа является наиболее часто встречаемым, но не обозначает ту отметку, относительно которой центрируется вся выборка. Иными словами, только среднее значение может показать тот возраст, к которому можно свести весь разброс мнений респондентов. Действительно (см. табл. 1), среднее границы между молодостью и зрелостью составляет 30,97 лет при дисперсии 6,05, а среднее границы между зрелостью и старостью составляет 58,77 лет при дисперсии 8,11.

Видно, что средние значения отличаются от моды и действительно не соответствуют ни одному из предложенных вариантов

Таблица 1

Определение границы между молодостью и зрелостью и между зрелостью и старостью

Вся выборка Граница между молодостью и зрелостью Граница между зрелостью и старостью

Мода 30 лет 60 лет

% 29,9 % 26,8 %

Среднее 30,97 лет 58,77 лет

Дисперсия 6,05 8,11

ответов. В то же время, если процентные показатели моды столь невысоки - они не достигают даже трети ответов, то именно среднее значение может продемонстрировать сдвиг «общего мнения» всей выборки относительно моды.

Таким образом, в исследовании были установлены границы между тремя возрастными периодами - молодостью, взрослостью и старостью - так, как они определены в массовом сознании. При определении границы между молодостью и взрослостью максимальное количество выборов указывает на возраст 30 лет, при этом среднее значение границы близко к 31 году (30,97). При определении границы между взрослостью и старостью максимальное количество выборов указывает на возраст 60 лет, а среднее значение границы - меньше 59 лет (58,77).

Было установлено [10], что с увеличением возраста респондентов определяемые ими возрастные границы сдвигаются в сторону повышения. То есть чем старше человек, тем позднее в его восприятии осуществляется переход из одной возрастной категории в другую. При этом изменения в восприятии происходят не скачкообразно, а постепенно, по мере прохождения человеком всех возрастных периодов.

С точки зрения гендерных различий в восприятии возрастных границ можно констатировать, что восприятие мужчинами возрастных границ связано с возрастом респондентов и со степенью общей удовлетворенности жизнью. У женщин восприятие возрастных границ связано с собственным возрастом, степенью общей удовлетворенности жизнью, а также с другими характеристиками, такими, как уровень образования и оценка материального положения.

Следующее исследование было посвящено обнаружению представлений о старшей возрастной группе и различий этих представлений у респондентов из больших социально-демографических групп.

Для проведения исследования необходимо было подготовить опросник, допустимый для применения в массовом опросе. Этап подготовки включал опрос случайных респондентов, заканчивающих высказывания: «Старый человек в отличие от молодого...» и «Молодой человек в отличие от старого.». Полученный список из 144 качеств

был подвергнут процедуре кластерного анализа по методу Ward Method.

В результате респондентам предъявлялся вопрос, содержащий 21 качество - личностную характеристику.

Как Вы полагаете, какие характеристики из нижеперечисленных в первую очередь характеризуют «старых людей»? (строго семь характеристик - не больше и не меньше).

1. Доверчивые.

2. Осторожные.

3. Спокойные.

4. Тревожные.

5. Выносливые.

6. Слабые.

7. Недоброжелательные.

8. Приветливые.

9. Отходчивые.

10. Злопамятные.

11. Мудрые.

12. Ограниченные.

13. Общительные.

14. Замкнутые.

15. Безвольные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Деятельные.

17. Бестактные.

18. Самостоятельные.

19. Эгоистичные.

20. Капризные.

21. Неунывающие.

88. Не хочу отвечать на этот вопрос.

99. Затрудняюсь ответить.

00. Нет ответа.

В нашем исследовании 2007 г. приняли участие 4003 человека (жители г. Оренбурга и окрестных сел). Выборка репрезентативна по половозрастной и образовательной структуре населения, а также соотношению числа городских и сельских жителей Оренбургской области.

В соответствии с результатами предыдущего исследования восприятия возрастных границ респонденты были разделены на три возрастные группы: от 18 до 30 лет, от 31 до 59 лет, от 60 лет и старше. Таким образом, результаты опроса респондентов от 18 до 59 лет можно назвать гетеростереотипом, поскольку респонденты описывают представление внешней группы, всего окружения, относительно определенной группы «старых людей». (В данном случае и далее формулировка «старые люди» используется постольку,

поскольку именно в таком виде был сформулирован вопрос для респондентов.) А результаты опроса респондентов от 60 лет и старше можно назвать автостереотипом лишь условно, поскольку говорить об автостереотипе определенно можно лишь в том случае, если у индивида отмечается идентификация со «своей» группой, самоопределение себя как группы и обособление от других групп [15]. То есть если бы каждый респондент старше 60 лет считал себя старым, относил себя к группе «старых людей», можно было бы говорить о строго описанном автостереотипе. В данном исследовании термин «автостереотип» используется нестрого, а именно под автостереотипом подразумевается представление респондентов от 60 лет и старше о «старых людях».

Первоначально необходимо сравнить два основных образа: автостереотип и гете-ростереотип (табл. 2), как они определены в данном исследовании. Автостереотип - это представление так называемых «старых людей» (от 60 лет и старше) о типичных «старых людях», а гетеростереотип - это представление всех «нестарых людей» (от 18 до 59 лет) о типичных «старых людях».

Обращает на себя внимание тот факт, что стереотип содержит ядерную часть - то, что отмечают более 50 % респондентов данной группы, а также некоторую периферию образа старого человека - те качества, которые выбирают незначительный процент респондентов. Чем больший процент респондентов избрал какое-либо качество, как характеризующее «старых людей», тем

Таблица 2

Сравнение представления о «старых людях» респондентов от 60 лет и старше и респондентов от 18 до 59 лет

% Автостереотип № % Гетеростереотип

71,8 8. Приветливые 1 64,2 11. Мудрые

68,4 1. Доверчивые 2 61,6 1. Доверчивые

59,4 5. Выносливые 3 58,2 8. Приветливые

57,2 11. Мудрые 4 55,9 13. Общительные

56,8 21. Неунывающие 5 50 5. Выносливые

54,2 13. Общительные 6 44,5 18. Самостоятельные

47,3 18. Самостоятельные 7 43,3 2. Осторожные

40,1 9. Отходчивые 8 43,2 21. Неунывающие

38,5 3. Спокойные 9 41,3 4. Тревожные

36,4 2. Осторожные 10 35,9 6. Слабые

31,9 4. Тревожные 11 34,2 20. Капризные

26,7 6. Слабые 12 32,4 9. Отходчивые

22,6 16. Деятельные 13 28,4 3. Спокойные

17,1 20. Капризные 14 24,9 16. Деятельные

7,8 14. Замкнутые 15 12 10. Злопамятные

7,4 10. Злопамятные 16 11,9 12. Ограниченные

7,4 12. Ограниченные 17 10,2 14. Замкнутые

6,7 7. Недоброжелательные 18 10 7. Недоброжелательные

3,8 15. Безвольные 19 7,5 19. Эгоистичные

2,8 17. Бестактные 20 6,4 17. Бестактные

2,5 19. Эгоистичные 21 5,9 15. Безвольные

Примечание. В табл. 2-7 слева от каждого качества указан процент респондентов, которые обозначили данное качество как характеризующее «старых людей».

больший вес это качество имеет в образе «старых людей».

Первоначальное (самое поверхностное) сравнение показывает, что два стереотипа достаточно похожи друг на друга. Ядерные части и авто- и гетеростереотипа в основном совпадают. На периферии также оказываются одни и те же качества.

Вполне возможно, что исследование позволило выявить некоторое общекультурное представление о старости, вообще существующее в данный момент. Видно, что представление это в большой степени позитивное - в ядре находятся только безусловно положительные качества, а все безусловно отрицательные отодвинуты на периферию.

Но нельзя не заметить отличий в «плотности» самого образа. В ответах респондентов старше 60 лет выборы сдвинуты к ядру: пять ядерных характеристик выбирают от 71,8 до 54,2 % респондентов. У внешней группы ядерную пятерку характеристик выбирают от 64,2 до 50 % респондентов.

В то же время периферия образа собственной группы совсем уж размыта - только от 6,7 до 2,5 % респондентов старше 60 лет вообще выбирают негативные характеристики. У внешней группы периферия более весома - от 10 до 5,9 %.

В средней части таблицы расположены характеристики более неопределенные, которые невозможно назвать положительными или отрицательными, но и нейтральными их тоже не назовешь, они имеют более или менее позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Видно, что в представлениях собственной и внешней группы они просто переставлены относительно друг друга. Позитивные (отходчивые, спокойные) имеют больший вес в автостереотипе, а негативные (тревожные, слабые, капризные) имеют больший вес в гетеростереотипе.

Сюда же следует добавить, что такая позитивная характеристика, как неунывающие, входит в ядро автостереотипа, а в гетеросте-реотипе она отодвинута в срединную часть представления - дальше, чем самостоятельные и осторожные.

Также три четко негативные характеристики - замкнутые, злопамятные, ограниченные - в автостереотипе близки к периферии (их выбирают 7,8, 7,4, 7,4 % соответственно).

Среди респондентов внешней группы их выбирают 12, 11,9, 10,2 % соответственно.

Особо следует отметить различие мест качества мудрые в авто- и гетеростереоипе. И по Словарю ассоциативных норм русского языка [21], и по Ассоциативному словарю подростка [6] понятия «мудрый», «мудрость» входят в ассоциативные ряды понятий «старый», «бабушка», «дедушка». Можно предположить, что внешняя группа, выделяя качество «мудрые», воспроизводит действительно стереотип старости, в то время как респонденты старше 60 лет используют это качество как оценочную характеристику, а не как стереотипную.

Таким образом, можно констатировать, что при видимом сходстве авто- и гетеросте-реотипа (они имеют общий позитивный характер - положительное ядро и отрицательную периферию) эмоционально нагружены они по-разному. Гетеростереотип имеет более негативный оттенок, а автостереотип -более позитивный.

Такой позитивно нагруженный автостереотип вполне соответствует определению внутригруппового фаворитизма [30]: в поисках позитивной социальной идентичности индивид «нагружает» образ своей группы «положительностью», отрицая, вытесняя негатив. В определенном смысле это может свидетельствовать о социальном здоровье группы - выделение таких социально ценных качеств, как приветливые, выносливые, мудрые, неунывающие, общительные, говорит о позитивной идентичности, об осознании значимости своей группы в обществе.

С другой стороны, как уже отмечено, гетеростереотип имеет более негативный оттенок. Следует сравнить полученный ге-теростереотип с исследованиями восприятия окружающей среды пожилыми людьми [12]. При ответе на вопрос «Какие в обществе существуют представления о старости» большинство (60 %) пожилых людей говорили о плохих представлениях: «старые маразматики», «глупые и никчемные» и т.п. Но полученный гетеростереотип подобных характеристик в себе не содержит. Скорее всего, в упомянутом исследовании речь может идти о метастереотипе - представлении человека о стереотипах другой группы относительно своей. Точность метастерео-типов достаточно низка - многие предста-

вители меньшинств обычно считают, что большинство их воспринимают значительно хуже, чем на самом деле их воспринимают [27]. При этом метастереотипы могут не оказывать влияния на оценку собственной группы, но они ощутимо влияют на удовлетворенность собой и общее эмоциональное состояние.

Следующим шагом может быть выяснение, как меняется представление о «старых людях» в зависимости от возраста респондентов (табл. 3). Юными в данном исследовании названы респонденты от 18 до 30 лет, зрелыми - респонденты от 31 года до 59 лет.

Как видно из табл. 3, большинство качеств меняет свое место или свой вес в зависимости от возраста респондентов.

С возрастом такие качества, как доверчивые, приветливые, выносливые, самостоятельные, неунывающие, отходчивые, спокойные, увеличивают свой вклад в представ-

ление о «старом человеке». Значение таких качеств, как мудрые, осторожные, тревожные, слабые, капризные, злопамятные, ограниченные, недоброжелательные, безвольные, бестактные, эгоистичные, с возрастом принижается.

Видно, что с возрастом значение позитивных качеств (за исключением качества мудрые) образа «старого человека» нарастает, а негативных, напротив, снижается. Поэтому автостереотип и получается более позитивно окрашенным.

Теперь сравним такие качества, как приветливые, выносливые, самостоятельные, неунывающие, спокойные - с одной стороны, и осторожные, тревожные, слабые, капризные, безвольные - с другой стороны. Первые пять оказываются не только более позитивно окрашенными, но в них есть сила и активность. Пять более негативных качеств одновременно лишены и силы, и активности.

Таблица 3

Сравнение представлений о «старых людях» трех возрастных групп респондентов: от 18 до 30 лет, от 31 до 59 лет, от 60 лет и старше

№ Гетеростереотип юных Гетеростереотип зрелых Автостереотип

1 65,7 11. Мудрые 63,5 11. Мудрые 71,8 8. Приветливые

2 60,7 1. Доверчивые 61,9 1. Доверчивые 68,4 1. Доверчивые

3 55,7 13. Общительные 60 8. Приветливые 59,4 5. Выносливые

4 54,1 8. Приветливые 56 13. Общительные 57,2 11. Мудрые

5 48,5 2. Осторожные 53,1 5. Выносливые 56,8 21. Неунывающие

6 46,4 4. Тревожные 45,9 21. Неунывающие 54,2 13. Общительные

7 43,3 5. Выносливые 45,7 18. Самостоятельные 47,3 18. Самостоятельные

8 42 18. Самостоятельные 41 2. Осторожные 40,1 9. Отходчивые

9 39,3 6. Слабые 39 4. Тревожные 38,5 3. Спокойные

10 38,1 20. Капризные 34,8 9. Отходчивые 36,4 2. Осторожные

11 37,3 21. Неунывающие 34,3 6. Слабые 31,9 4. Тревожные

12 27,3 9. Отходчивые 32,5 20. Капризные 26,7 6. Слабые

13 26,8 3. Спокойные 29,1 3. Спокойные 22,6 16. Деятельные

14 23,6 16. Деятельные 25,5 16. Деятельные 17,1 20. Капризные

15 15,2 10. Злопамятные 11 12. Ограниченные 7,8 14. Замкнутые

16 13,8 12. Ограниченные 10,8 14. Замкнутые 7,4 10. Злопамятные

17 12,4 7. Недоброжелательные 10,6 10. Злопамятные 7,4 12. Ограниченные

18 9,1 14. Замкнутые 8,9 7. Недоброжелательные 6,7 7. Недоброжелательные

19 8,7 19. Эгоистичные 7 19. Эгоистичные 3,8 15. Безвольные

20 7,6 15. Безвольные 6 17. Бестактные 2,8 17. Бестактные

21 7,2 17. Бестактные 5,1 15. Безвольные 2,5 19. Эгоистичные

Таким образом, юные респонденты более, чем все остальные, в нашем исследовании воспринимают образ «старого человека» максимально слабым и пассивным. С возрастом представление о «старых людях» становится не только более позитивно нагруженным, но и более сильным, и активным.

Сравнение мужского и женского представления о «старых людях» респондентов старше 60 лет представлено в табл. 4. В данном исследовании мужским автостереотипом названо представление мужчин в возрасте от 60 лет и старше о «старых людях»; женским автостереотипом - представление женщин в возрасте от 60 лет и старше о «старых людях».

Видно, что представления о «старых людях» у мужчин и женщин практически идентичны. При этом у женщин представление имеет более тяжелое позитивное ядро и фактически невесомую негативную периферию.

Стоит проанализировать, однако, две группы качеств - те, которые вносят больший вклад в представление женщин о «старых людях», и те, которые вносят больший вклад в мужское представление. Качества приветливые, доверчивые, мудрые, неунывающие, общительные, тревожные, слабые, деятельные, недоброжелательные вносят больший вклад в женский автостереотип. Качества выносливые, отходчивые, спокойные, осторожные, капризные, злопамятные, безвольные, бестактные, эгоистичные имеют больший вес в мужском автостереотипе. Заметно, что женщины скорее склонны выделять более «социальные», более коммуникативные качества, в то время как мужчины больше отмечают качества не настолько выраженные вовне. Если обобщить качества двух описанных групп, то получаются два различных персонажа-типажа: легкая в общении, при

Таблица 4

Сравнение представлений о «старых людях» у мужчин и женщин старше 60 лет

Автостереотип мужской № Автостереотип женский

65,9 1. Доверчивые 1 76 8. Приветливые

63,8 8. Приветливые 2 69,7 1. Доверчивые

60,1 5. Выносливые 3 59 5. Выносливые

54,2 11. Мудрые 4 58,7 11. Мудрые

54,1 21. Неунывающие 5 58,2 21. Неунывающие

51,6 13. Общительные 6 55,7 13. Общительные

47,2 18. Самостоятельные 7 47,3 18. Самостоятельные

41,6 9. Отходчивые 8 39,4 9. Отходчивые

39,7 3. Спокойные 9 37,9 3. Спокойные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37,4 2. Осторожные 10 35,8 2. Осторожные

30 4. Тревожные 11 32,9 4. Тревожные

25,8 6. Слабые 12 27,1 6. Слабые

21,9 16. Деятельные 13 23 16. Деятельные

17,5 20. Капризные 14 16,9 20. Капризные

10,6 10. Злопамятные 15 7,8 14. Замкнутые

7,8 14. Замкнутые 16 7,4 12. Ограниченные

7,5 12. Ограниченные 17 7,3 7. Недоброжелательные

5,5 7. Недоброжелательные 18 5,7 10. Злопамятные

4,2 15. Безвольные 19 3,7 15. Безвольные

4 17. Бестактные 20 2,2 17. Бестактные

3,2 19. Эгоистичные 21 2,2 19. Эгоистичные

этом мудрая, правда, немного тревожная и слабая старушка и чуть-чуть эгоистичный, бестактный, злопамятный и капризный, но зато уж выносливый старик.

При том, что эта картинка утрирована, нельзя игнорировать, что внешнее сходство перечней качеств скрывает устойчивое неравновесие двух представлений: позитивность женского образа «старых людей» и большая негативность мужского. Возможно, объяснение этого факта кроется в феномене, который относительно подросткового и юношеского возраста принято называть социализацией. На проблемы в этой области для мужской части населения нашего общества указывалось давно [1]. Проблема состоит в отсутствии таких видов деятельности, в которых может реализовываться мужчина как в подростковом возрасте, так и в пенсионном. В исследованиях [12] показано, что для пожилых женщин привычны такие

виды деятельности, как уход за внуками, домашнее хозяйство, приготовление блюд, поход по магазинам, культурный отдых наряду с хобби, садом и огородом; у мужчин все эти виды деятельности представлены или в значительно меньшей степени, или полностью отсутствуют. Поскольку речь идет о мужчинах старше 60 лет, то большая невостребованность, большая ненужность, большая бесполезность может определять пониженную самооценку, которая переносится и на образ «старых людей» вообще.

Как изменяются у женщин с возрастом представления о «старых людях», можно увидеть в табл. 5. Представления женщин от 18 до 30 лет названы в таблице женским гетеро-стереотипом юных; представления женщин от 31 до 59 лет названы в таблице женским гетеростереотипом зрелых. Женским автостереотипом названы представления женщин от 60 лет и старше о «старых людях».

Таблица 5

Сравнение представлений о «старых людях» у женщин трех возрастных групп: от 18 до 30 лет, от 31 до 59 лет, от 60 лет и старше

№ Женский гетеростереотип юных Женский гетеростереотип зрелых Женский автостереотип

1 69,6 11. Мудрые 65,9 11. Мудрые 76 8. Приветливые

2 59,9 1. Доверчивые 61,5 1. Доверчивые 69,7 1. Доверчивые

3 54,1 13. Общительные 58,7 8. Приветливые 59 5. Выносливые

4 51 8. Приветливые 56,9 13. Общительные 58,7 11. Мудрые

5 49,2 4. Тревожные 56,3 5. Выносливые 58,2 21. Неунывающие

6 48,8 2. Осторожные 48,3 21. Неунывающие 55,7 13. Общительные

7 42 6. Слабые 44,9 18. Самостоятельные 47,3 18. Самостоятельные

8 41,6 5. Выносливые 40,3 4. Тревожные 39,4 9. Отходчивые

9 40,4 20. Капризные 39,8 2. Осторожные 37,9 3. Спокойные

10 39,2 18. Самостоятельные 34,9 6. Слабые 35,8 2. Осторожные

11 35,4 21. Неунывающие 34,1 20. Капризные 32,9 4. Тревожные

12 26,5 9. Отходчивые 32,2 9. Отходчивые 27,1 6. Слабые

13 23,7 16. Деятельные 27,1 16. Деятельные 23 16. Деятельные

14 20,4 3. Спокойные 25 3. Спокойные 16,9 20. Капризные

15 15,9 12. Ограниченные 10,9 12. Ограниченные 7,8 14. Замкнутые

16 15,7 7. Недоброжелательные 10,1 10. Злопамятные 7,4 12. Ограниченные

17 14,3 10. Злопамятные 9,8 14. Замкнутые 7,3 7. Недоброжелательные

18 10,8 19. Эгоистичные 9 7. Недоброжелательные 5,7 10. Злопамятные

19 10,2 14. Замкнутые 8 19. Эгоистичные 3,7 15. Безвольные

20 9,1 17. Бестактные 6,7 17. Бестактные 2,2 17. Бестактные

21 8,5 15. Безвольные 5,2 15. Безвольные 2,2 19. Эгоистичные

Как изменяются у мужчин с возрастом представления о «старых людях», можно увидеть в табл. 6. Представления мужчин от 18 до 30 лет названы в таблице мужским гетеростереотипом юных; представления мужчин от 31 до 59 лет названы в таблице мужским гетеростереотипом зрелых. Мужским автостереотипом названы представления мужчин от 60 лет и старше о «старых людях».

Как видно из табл. 4, 5 и 6 с возрастом в представлении о «старых людях» свои места и вес меняют практически все качества. При этом более позитивные качества (кроме качества мудрые) поднимаются по месту или увеличивают свой вес, а более негативные -снижают свой вклад в представление о «старых людях».

Есть лишь некоторые исключения. Мало или неравномерно изменяют свое по-

ложение и вес в образе «старого человека» у женщин такие качества, как общительные и деятельные, а у мужчин - такие качества, как замкнутые и деятельные. При этом у мужчин снижается и вес, и место качества общительные. Можно сказать, что у женщин с возрастом представление о «старых людях» в основном меняется, но неизменными в этом образе остаются их деловитость и общительность. У мужчин в образе «старого человека» неизменными остаются деловитость и замкнутость, а общительность снижается. В данном случае, может быть, не так важно, что качество деятельные во всех описаниях находится в срединной части представления, более важным может являться то, что мужчинами деятельность воспринимается как собственно деятельность, а женщины и общение тоже считают деятельностью.

Таблица 6

Сравнение представлений о «старых людях» у мужчин трех возрастных групп: от 18 до 30 лет, от 31 до 59 лет, от 60 лет и старше

№ Мужской гетеростереотип юных Мужской гетеростереотип зрелых Мужской автостереотип

1 62,3 11. Мудрые 62,5 1. Доверчивые 65,9 1. Доверчивые

2 61,5 1. Доверчивые 61,5 8. Приветливые 63,8 8. Приветливые

3 57,2 13. Общительные 61 11. Мудрые 60,1 5. Выносливые

4 56,8 8. Приветливые 55 13. Общительные 54,2 11. Мудрые

5 48,3 2. Осторожные 49,7 5. Выносливые 54,1 21. Неунывающие

6 44,8 5. Выносливые 46,5 18. Самостоятельные 51,6 13. Общительные

7 44,4 18. Самостоятельные 43,2 21. Неунывающие 47,2 18. Самостоятельные

8 43,9 4. Тревожные 42,2 2. Осторожные 41,6 9. Отходчивые

9 39 21. Неунывающие 37,5 4. Тревожные 39,7 3. Спокойные

10 36,9 6. Слабые 37,5 9. Отходчивые 37,4 2. Осторожные

11 36 20. Капризные 33,6 3. Спокойные 30 4. Тревожные

12 32,5 3. Спокойные 33,6 6. Слабые 25,8 6. Слабые

13 28,1 9. Отходчивые 30,7 20. Капризные 21,9 16. Деятельные

14 23,6 16. Деятельные 23,7 16. Деятельные 17,5 20. Капризные

15 16 10. Злопамятные 11,7 14. Замкнутые 10,6 10. Злопамятные

16 12 12. Ограниченные 11,2 10. Злопамятные 7,8 14. Замкнутые

17 9,4 7. Недоброжелательные 11,1 12. Ограниченные 7,5 12. Ограниченные

18 8,2 14. Замкнутые 8,8 7. Недоброжелательные 5,5 7. Недоброжелательные

19 6,8 19. Эгоистичные 5,9 19. Эгоистичные 4,2 15. Безвольные

20 6,7 15. Безвольные 5,3 17. Бестактные 4 17. Бестактные

21 5,6 17. Бестактные 5 15. Безвольные 3,2 19. Эгоистичные

И у женщин, и у мужчин наблюдается одна и та же закономерность: чем моложе возраст, тем негативнее представление о «старых людях». С возрастом картина постепенно меняется - от возраста к возрасту образ «старого человека» становится все позитивнее - увеличивается вес позитивного ядра и все более размытой становится негативная периферия. Можно даже выстроить все шесть представлений по шкале «наихудшее - наилучшее» (имея в виду вес ядра и периферии): женский гетеростереотип юных - мужской гетеростереотип юных -мужской гетеростереотип зрелых - женский гетеростереотип зрелых - мужской автостереотип - женский автостереотип. Женщины от 18 до 30 лет имеют наихудшее из всех групп представление о «старых людях». Это легко можно было бы объяснить неприятием старости и страхом перед ней у молодых

женщин. Значительно труднее объяснить «скачок» в женском восприятии старости: в следующей возрастной категории женский гетеростереотип зрелых становится не только позитивнее мужского гетеростереотипа зрелых, но близок по весу ядра и периферии к мужскому автостереотипу. У мужчин представление о «старых людях» меняется с возрастом медленно и постепенно, а у женщин - большими скачками.

Сравнение представлений о «старых людях» у городских жителей и жителей села от 60 лет и старше представлено в табл. 7.

Как видно из табл. 7, автостереотипы жителей города и села, переваливших за 60-летний рубеж, в целом схожи. Нельзя не заметить, что у сельских респондентов позитивное ядро более нагружено, чем у горожан: все качества, относящиеся к ядру, имеют больший вес. При этом негативная

Таблица 7

Сравнение представлений о «старых людях» у городских жителей и жителей села

от 60 лет и старше

Автостереотип городских № Автостереотип сельских

68 1. Доверчивые 1 74,7 8. Приветливые

62 8. Приветливые 2 68,5 1. Доверчивые

56,7 21. Неунывающие 3 60,5 5. Выносливые

55,8 5. Выносливые 4 59,1 11. Мудрые

50,7 11. Мудрые 5 57,7 13. Общительные

42,4 13. Общительные 6 56,8 21. Неунывающие

42,4 18. Самостоятельные 7 48,7 18. Самостоятельные

41,4 9. Отходчивые 8 40,7 3. Спокойные

38,5 2. Осторожные 9 39,8 9. Отходчивые

38,3 4. Тревожные 10 35,8 2. Осторожные

32,5 16. Деятельные 11 30,1 4. Тревожные

30,9 3. Спокойные 12 25,5 6. Слабые

30,7 6. Слабые 13 19,7 16. Деятельные

17,1 20. Капризные 14 17,1 20. Капризные

10 12. Ограниченные 15 7,6 14. Замкнутые

8,5 14. Замкнутые 16 7,3 7. Недоброжелательные

7,7 10. Злопамятные 17 7,3 10. Злопамятные

6,7 15. Безвольные 18 6,7 12. Ограниченные

4,4 7. Недоброжелательные 19 3 15. Безвольные

3 17. Бестактные 20 2,8 17. Бестактные

2 19. Эгоистичные 21 2,7 19. Эгоистичные

периферия у сельских жителей имеет меньший вес.

Интересны особенности расположения качеств в срединной части образа. У сельских респондентов типичные старики выглядят более спокойными, чем осторожными и тревожными. У горожан они, скорее, наоборот, более осторожные и тревожные, чем спокойные. Поскольку речь идет об автостереотипе, то можно предположить, что на представление о «старых людях» оказывают влияние и собственные ощущения, т.е. в свои годы - после 60 лет - горожане чувствуют больше тревоги и меньше спокойствия, а сельские жители - напротив, больше спокойствия, чем тревоги.

Заметно также несоответствие положения и веса качества деятельные. У горожан это 11-е место и 32,5 % выборов, а у сельских жителей - 13-е место и 19,7 % выборов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможно, городская среда вынуждает людей старше 60 лет быть более деятельными, что могло бы улучшить самооценку. Но в условиях города деятельность или вызвана тревожностью, или сопровождается ею, поэтому не приносит спокойствия и умиротворения, не позволяет чувствовать себя комфортно.

Теперь рассмотрим положение качества недоброжелательные. У сельских жителей оно значительно выше и по месту, и по весу, чем у горожан. Но при этом у сельских жителей также значительно выше и положение качеств приветливые и общительные. Таким образом, получается несколько противоречивая ситуация. Сельские «старики» в первую очередь - приветливые, очень общительные и в какой-то мере недоброжелательные. Городские «старики» себя недоброжелательными не считают, но при этом они и не такие уж

Таблица 8

Сравнение представлений о «старых людях» городских и сельских жителей

от 18 до 59 лет

Гетеростереотип городских № Гетеростереотип сельских

62,9 11. Мудрые 1 64,7 11. Мудрые

61 1. Доверчивые 2 63,4 8. Приветливые

49 4. Тревожные 3 61,7 1. Доверчивые

48,3 13. Общительные 4 58,6 13. Общительные

47 2. Осторожные 5 51,1 5. Выносливые

46,9 5. Выносливые 6 46,4 18. Самостоятельные

43,1 8. Приветливые 7 44,1 21. Неунывающие

40,5 21. Неунывающие 8 42,1 2. Осторожные

39,8 6. Слабые 9 38,6 4. Тревожные

38,9 18. Самостоятельные 10 34,5 6. Слабые

37,4 20. Капризные 11 33,5 9. Отходчивые

29,4 9. Отходчивые 12 33,1 20. Капризные

29,1 16. Деятельные 13 30,8 3. Спокойные

21,4 3. Спокойные 14 23,4 16. Деятельные

17,3 12. Ограниченные 15 11,9 10. Злопамятные

13,1 14. Замкнутые 16 10 12. Ограниченные

12,5 10. Злопамятные 17 9,5 7. Недоброжелательные

11,6 7. Недоброжелательные 18 9,2 14. Замкнутые

9,3 19. Эгоистичные 19 6,9 19. Эгоистичные

8,6 17. Бестактные 20 5,6 17. Бестактные

7,5 15. Безвольные 21 5,3 15. Безвольные

приветливые и общительные. Это также можно объяснить различиями в условиях жизни: сельская жизнь предполагает актуализацию всех коммуникативных качеств - как позитивных, так и негативных, город меньше дает возможностей для общения и меньше позволяет проявить себя с этой стороны.

Взаиморасположение качеств мудрые и ограниченные не противоречиво: высокие места и вес качества мудрые и низкие качества ограниченные у сельских жителей; пониженные места и вес качества мудрые и повышенные места и вес качества ограниченные у горожан.

Сравнение представлений о «старых людях» городских и сельских жителей от 18 до 59 лет рассматривается в табл. 8.

Очевидно, что у горожан представление о «стариках» имеет очень сжатое и ненагру-женное ядро. Конечно, горожане, как и все другие группы населения, считают «стариков» мудрыми. Но очень близко к ядру примыкают такие качества, как тревожные и осторожные, т.е. «старые люди» в городе кажутся более молодым окружающим очень тревожными, очень осторожными и уж совсем не спокойными.

Можно сказать, что сельские жители увеличивают, в сравнении с горожанами, значение всех позитивных качеств и приуменьшают значение всех негативных, за исключением качества деятельные.

Горожане более, чем сельские жители, считают «старых людей» деятельными, но при этом представляют своих «стариков» значительно более слабыми, чем деятельными. И это одновременно с тем (см. выше), что сами «городские старики» воспринимают себя в первую очередь деятельными, а уж потом слабыми. В этом смысле у сельского авто- и гетеростереотипа нет противоречия: «старики» и внутри группы, и со стороны воспринимаются скорее слабыми, чем деятельными.

Заключение

В ходе исследования были получены следующие результаты:

• Сравнение представлений о «старых людях» людей от 60 лет и старше, с одной стороны, и их окружения - людей, не достигших 60-летнего возраста, с другой, показывает, что в целом эти представления

схожи - имеют весомое позитивное ядро и ненагруженную негативную периферию. Но представление людей старше 60 лет о «старых людях» отличаются большей позитивностью - в нем не только более весомы позитивные характеристики, но и менее весомы негативные. С возрастом в представлении о «старых людях» все больше акцентируются характеристики, содержащие силу и активность. Таким образом, люди, переступившие 60-летний рубеж, воспринимают старого человека более позитивно, а также как более сильного и активного.

• У жителей города и села представления о «старых людях» различаются: у жителей села это представление более позитивно, чем у горожан, вне зависимости от возраста респондента.

• Женщины от 60 лет и старше имеют более позитивное представление о «старых людях», чем мужчины того же возраста. У мужчин с возрастом представление о «старых людях» меняется равномерно от менее позитивного к более позитивному. У женщин эти изменения более скачкообразны. Так, женщины в возрасте от 18 до 30 лет имеют наименее позитивное представление о «старых людях» среди всех сравниваемых групп.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-82.

2. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 56-64.

3. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр // Социологические исследования. -2004.- № 12. - С. 17-29.

4. Возрастные аспекты онтопсихологии: уч. пособие / под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. -СПб.: СПбГУ 1993.

5. Греллер М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Иностранная психология. - 1996. - № 7. - С. 55-63.

6. Гуц Е.Н. Ассоциативный словарь подростка. -Омск, 2004.

7. Демографический ежегодник России. - М.: Госкомстат России, 2005.

8. Дерман Н.А. Этносоциальные различия в установках матерей Таллинна на занятость // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 116-127.

9. Ешпанова Д.Д., Нысанбаев А.Н. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане // Социологические исследования. - 2004. -№ 12. - С. 86-90.

10. Зайцева Ю.Б. Особенности восприятия возрастных границ в различных социально-демографических группах // Психология зрелости и старения. - 2006. - № 4. - С. 7-24.

11. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 т. Том 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004.

12. Краснова О.В. Гендерные различия в восприятии окружающей среды пожилыми людьми // Психология зрелости и старения. - 2006. -№ 4. - С. 57-84.

13. Лысова А.В. Насилие в семье - объект социальной политики в США // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 108-112.

14. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования. - 2003. -№ 12. - С. 87-95.

15. Нельсон Т. Психология предубеждений. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак, 2003.

16. Освальд В. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте и при дементных процессах // Иностранная психология. - 1993. - № 2. - С. 69-77.

17. Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. - М., 1979.

18. Погосян Г.А. Социальные трансформации в Армении // Социологические исследования. -2005. - № 12. - С. 77-81.

19. Психология старости. - М., 2004.

20. Пучков П.В. Вы чье, старичье? Опыт анализа ге-ронтологического насилия // Социологические исследования. - 2005. - № 10. - С. 35-41.

21. Словарь ассоциативных норм русского языка. -М.: 1977.

22. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

23. Филд Д. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берклинского лонгитюдного исследований // Иностранная психология. -1997. - № 8. - С. 52-59.

24. Халкечев М.Н. Рождаемость и репродуктивные установки молодежи Карачаево-Черкесии // Социологические исследования. - 2005. - № 8. -С. 62-67.

25. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: уч. пособие для студентов вузов. -М.: Владос, 1999.

26. Butler R., Lewis M., Sunderland T. Aging and mental health: Positive psychosocial and bio-medical approaches. - New York: Macmillan. 1991.

27. Davis J., Smith T. General social surveys, 19721990. - Chicago, IL: National Opinion Research Center, 1990.

28. Gostkowski Z. Analyses of Educational Attainment and gts Distribution in Selected Countries. A Study in Methodology of Measurement. - Warszawa, 1978.

29. Schroeder D., Penner L., Dovidio J., Piliavin J. The psychology of helping and altruism: Problems and puzzles. - N. Y.: McGraw-Hill. 1995.

30. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of in-tergroup behavior // Psychology of intergroup relation. - Chicago: Nelson-Hall, 1986.

STEREOTYPIC IMAGES OF "OLDER PEOPLE" IN THE MASS CONSCIOUSNESS

Yu.B. ZAYTSEVA Psychological Institute of RAE, Moscow

The differences in setting the age boundaries between the youth and ripeness, and between the ripeness and old age are studied. The differences in perception of the image of "older persons" in big social-demographic groups are analyzed.

Keywords: age boundaries, age stereotypes, ageism, perception of an "old person".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.