Научная статья на тему 'Прототипы и стереотипы: данные студенческих опросов'

Прототипы и стереотипы: данные студенческих опросов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1212
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОТОТИПЫ / СТЕРЕОТИПЫ / ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гетьманенко Наталия Ивановна

В статье анализируются данные социологического исследования образа российских и североамериканских студентов, сложившегося в студенческой среде разных стран, делается попытка раскрыть механизм влияния стереотипов на формирование обобщенного культурного образа. В период 2002-2009 гг. были опрошены 1542 человека из разных стран, прежде всего, студенты из США, Украины и Молдовы с опытом проживания в странах СНГ и Балтии, российские студенты, представители студенческой молодежи ряда других стран. Делается вывод о разных культурных подходах к выявлению характерообразующих черт обобщенного образа, а также о том, что активное использование молодыми людьми таких источников информации как Интернет, кинопродукция, телевидение, нередко приводит к формированию ложных представлений о представителях иных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гетьманенко Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прототипы и стереотипы: данные студенческих опросов»

Таблица 17 Восприятие турецкими студентами современных российских студентов. Прототипы, в %

Так турецкие студенты представляют российских Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Симпатичные, привлекательные 79,2

Разговорчивые, общительные 54,2

Умные

Талантливые 50,0

Много пьют алкоголя

Много курят 45,8

Трудолюбивые 37,5

Добрые 33,3

Гостеприимные 29,1

Общительные

Спокойные 25,0

Правильные

Активные 20,8

Терпеливые

Веселые

Ленивые 16,7

Хитрые

Любопытные 12,5

Дружелюбные 8,35

В наш проект были приглашены студенты из Ирана, проходившие обучение в одном из южных университетов России (всего 32 человека). Их представления о культурном образе современного российского студента таковы (табл. 18).

Таблица 18 Российские студенты глазами иранских студентов. Прототипы, в %

Так иранские студенты представляют российских Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

студентов

Много читают 75,0

Женщины красивые, мужчины — нет 71,8

Много внимания обращают на внешность 68,7

Правдивые 65,6

Очень любят гулять 53,1

Веселые, радостные 37,5

Доброжелательные 31,2

Умные

Интересные 21,9

Спортивные

Бесстрашные 18,8

Пунктуальные

Старательные 15,6

Патриоты 12,5

Порядочные 9,4

По одному разу были упомянуты такие черты: бездушные, наглые, странные.

Наконец, в нашем проекте принимали участие студенты из Гвинеи, которые проходят обучение в южном регионе России (всего 14 человек). Их представления о российском студенте выглядят так (табл. 19).

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 378-051(470+571):316.647.8

Н.И. Гетьманенко ПРОТОТИПЫ И СТЕРЕОТИПЫ: ДАННЫЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОПРОСОВ

ГЕТЬМАНЕНКО Наталия Ивановна — кандидат педагогических наук, преподаватель МПГУ. E-таИ: academia@mail.cnt.ru.

В статье анализируются данные социологического исследования образа российских и североамериканских студентов, сложившегося в студенческой среде разных стран, делается попытка раскрыть механизм влияния стереотипов на формирование обобщенного культурного образа. В период 2002-2009 гг. были опрошены 1542 человека из разных стран, прежде всего, студенты из США, Украины и Молдовы с опытом проживания в странах СНГ и Балтии, российские студенты, представители студенческой молодежи ряда других стран. Делается вывод о разных культурных подходах к выявлению характерообразующих черт обобщенного образа, а также о том, что активное использование молодыми людьми таких источников информации как Интернет, кинопродукция, телевидение, нередко приводит к формированию ложных представлений о представителях иных культур.

Ключевые слова: студенты, прототипы, стереотипы, обобщенный образ,

самоидентификация, информационное пространство, источники информации,

Исследование, о котором пойдет далее речь, проводилось в течение 2002-2009 гг. Были опрошены более 2500 студентов и более 250 преподавателей 25 университетских кафедр из 15 стран мира. Главную идею исследования можно сформулировать так: тщательное и вдумчивое изучение иной культуры — ключ к примирению и пониманию. Для осуществления этой идеи был проведен социокультурный опрос студентов из разных стран, не бывавших в России (стереотипы) и побывавших (прототипы) с целью создания обобщенного культурного образа российского студента.

На первом этапе исследования (2000-2005) студентам из США, Украины и Молдовы предложили назвать основные, на их взгляд, культурообразующие черты современного российского и североамериканского студента. Мы не ограничивали участников опроса определенным списком черт характера нынешнего российского студента. Для полной свободы выражения опрос проводился анонимно. Студентам из США и Канады, которые хорошо понимали по-русски, разрешалось пользоваться двуязычными словарями. Следует отметить, что все эти студенты жили в странах СНГ и Балтии не менее шести месяцев. Кроме того, мы попросили студентов из США, России, Украины и Молдовы идентифицировать себя как представителей культурной общности.

© Гетьманенко Н.И.,2011

78

Теоретическим обоснованием выбора нами сравнительно-описательного метода (студенты давали характеристику другим студентам, объективно сравнивая их с собой) послужил известный в психологии тезис о том, что «сравнение двух вещей и установление различий и сходства между ними — наиболее простая форма отвлеченной операции» [1, с. 173].

Полученные результаты были сведены в таблицы. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о влиянии прототипов на формирование обобщенного культурного образа представителя русскоговорящей культуры. При этом студенты из США, Украины и Молдовы исходили из личного опыты общения. В таблице также приведены данные по самоидентификации россиян.

Сравнительный анализ приведенных в таблице данных позволяет судить о разных культурных подходах к выявлению характерообразующих черт молодого россиянина. Студенты из США назвали самой главной чертой характера серьезность (33% опрошенных), украинские студенты — веселость, жизнерадостность (52,0%), а молдавские — добродушие, добросердечность (56,9%). Сами же россияне считают, что их главное достоинство в гостеприимности (44,0%).

При личной беседе студенты из США объясняли, что россиян отличает серьезное выражение лица — так они прокомментировали значение слова серьезность, т.е. то, что мы вкладываем в понятие «верхушка айсберга» — доступное первое впечатление.

Таблица 1 Восприятие представителей русскоязычной культуры представителями других наций и самоидентификация русскоязычных. Влияние прототипов. Опрос 2002-2005 гг., в %

Североамериканские студенты ДО = 230) Украинские студенты (билингвы)ДО = 92) Молдавские студенты (билингвы) ДО = 65) Русскоязычные студенты о себе ДО = 85)

Серьезные 33 Веселые, жизнерадостные, эмоциональные 52 Добрые, добродушные, душевные, добросердечные, чистосердечные, мягкосердечные, великодушные 56,9 Гостеприимные 44,0

Дружелюбные 23 Прагматичные 44 Патриотичные 46,2 Доброжелательные, дружелюбные, приветливые, жизнерадостные 40,0

Открытые 21 Патриотичные 33,2 Гостеприимные 43,0 Веселые 36,6

Реалистичные 16 Трудолюбивые 32,7 Склонность к алкоголизму, пьянству 38,4 Коммуникабельные, общительные 28,0

Эмоциональные 11 Склонность к алкоголизму, пьянству 30,0 Жизнерадостность 35,3 Эмоциональные, экспрессивные 24,0

Коммуникабельные 10 Ленивые 28,4 Трудолюбивые 33,8 Целеустремленные 20,0

Сдержанные, замкнутые 9 Щедрые 17,4 Щедрые 18,5 Ленивые 20,0

Веселые, любят юмор 9 Гостеприимные 10,6 С чувством юмора 18,5 Щедрые 20,0

Нас также интересовали механизмы действия стереотипов на формирование обобщенного культурного образа. Здесь объектом нашего исследования стали студенты из США.

79

Российские, украинские, молдавские студенты — участники опроса никогда не бывали в США и, описывая своих сверстников за океаном, они опирались на собственные стереотипные представления.

Говоря об источниках получения информации, студенты назвали СМИ (телевидение, радио, пресса), американское кино, рассказы и письма друзей, побывавших в США, встречи с бывшими соотечественниками, живущими ныне за океаном. Опрос проводился анонимно в 2000-2005 гг. в университетах Молдовы, Украины, России и США.

Даже при беглом сравнении результатов, приведенных в таблицах 1 и 2, наблюдается закономерное несовпадение взглядов. Любопытный факт — самоидентификация американских студентов отличается большей самокритичностью.

Таблица 2 Восприятие представителей североамериканской культуры представителями других наций и самоидентификация североамериканцев. Влияние стереотипов. Опрос 2002-2005 гг., в %

Североамериканские студенты ДО = 230) Украинские студенты (билингвы)ДО = 92) Молдавские студенты (билингвы) ДО = 65) Русскоязычные студенты о себе ДО = 85)

Эгоистичные 24, Скупые, жадные, расчетливые, практичные 33,9 Дружелюбные, приветливые, доброжелательные, открытые в общении 30,8 Гордые 31,3

Расчетливые 24,4 Без комплексов, раскованные 32,3 Эгоистичные 27,7 Толстые 29,2

Улыбчивые, веселые, приветливые 24,4 Равнодушные, безразличные 22,6 Патриотичные 26,2 Громкие (громко говорят) 27,1

Скупые, жадные 20,0 Самоуверенные, самовлюбленные 14,5 Скупые 23,1 Улыбчивые 22,9

Вежливые 20,0 Патриотичные 9,7 Расчетливые, корыстные, стремящиеся к личной выгоде, алчные 21,5 Ленивые 20,8

Лживые, фальшивые, неискренние 15,6 Эгоистичные 9,7 Высокомерные, себялюбивые 20,0 Богатые 18,8

Свободные, независимые 15,6 Со странным юмором 9,7 Со своеобразным юмором 17,0 Имеющие проблему ожирения 17,0 Жадные 16,7% Конкурентоспособные 16,7

Умные 15,6 Целеустремленные 15,4 Наглые 15,4 Счастливые 14,6 Дружелюбные 14,6

Мнения российских и украинских студентов почти совпали: россияне отметили эгоизм как основную черту американского студента (24,2%), а украинские студенты — скупость и жадность (33,9%). Молдавские студенты назвали главными чертами американских студентов дружелюбие и доброжелательность (30,8%). Сами же американцы считают главной чертой своего поколения гордость (31,3%).

Второй этап нашего исследования проходил в 2008-2009 гг. и состоял из двух шагов: 1) в опросе 2009 г. вновь приняли участие студенты из России, Украины, Молдовы, США. Нам было интересно сравнить результаты с данными, полученными в 2000-2005 гг.; 2) к исследованию 2009 г. были впервые привлечены студенты из Литвы, Белоруссии, Греции, Польши, Чехии, Казахстана, Таджикистана, Ирана, африканских стран. Расширение географии исследования и его поликультурный характер позволили обеспечить объективность полученных в ходе эксперимента данных.

80

В таблице 3 приведены результаты опроса «Каким я представляю российского и североамериканского студента-2009», проведенного на Украине и в Молдове.

Таблица 3 Российские и североамериканские студенты глазами современных украинских студентов. Стереотипы. 2009 г., в %

Российские студенты (опрос на русском языке) ДО = 26) Российские студенты (опрос на украинском языке) ДО = 11) Студенты США (опрос на русском и украинском языках) ДО = 37)

Эгоистичные 38,5 Самоуверенные, заносчивые 90,9 Доброжелательные, приветливые 35,1

Патриотичные 30,7 Веселые 54,5 Трудолюбивые 32,4

Целеустремленные, самоуверенные, заносчивые 26,9 Активные, умные 45,4 Активные 24,3

Алкоголики, веселые 23,0 Патриотичные 36,3 Независимые 18,9

Наглые, общительные, недоброжелательные, неприветливые, угрюмые, умные, компетентные, эрудированные 19,2 Напористые, принципиальные, самостоятельные 27,2 Патриотичные, умные, общительные, целеустремленные 13,5

Любят погулять 15,4 Гордые, нахальные, недружелюбные, целеустремленные, мобильные, жестокие, жесткие, решительные, щедрые, настойчивые, ленивые, трудолюбивые, духовные, любят выпить и развлечься, любознательные 18,1 Жадные, скупые, улыбчивые, современные, веселые, жизнерадостные 10,8

Националисты, брутальные, грубые 11,5 Ответственные, обжоры, гостеприимные, честолюбивые, воспитанные, культурные, предусмотрительные 8,1

Красивые, приветливые, настойчивые, агрессивные, враждебные, честолюбивые, чувство собственного достоинства, самостоятельность, интересные 7,6 Эмоциональные, карьеристы, хитрые, гордые, правильные, пунктуальные, открытые, экономные, любят погулять 5,4

В 2009 г. мы намеренно пригласили к участию две группы студентов: русско- и украиноговорящую. Хотя в целом социальный портрет современного российского студента в обеих группах сходен, украиноговорящие студенты обозначили некоторые существенные, на наш взгляд, черты россиянина, которые студенты во второй группе далее не упомянули, например, духовность. В целом социальный портрет российского студента таков: веселый, жизнерадостный (52,0%), прагматичный (44,0%), трудолюбивый (32,7%) патриот (32,4%), склоненный к алкоголизму (30,0%) и лени (28,4%), щедрый (17,4%) и гостеприимный (10,6%). При этом он превратился в самоуверенного, заносчивого эгоиста (38,5%), стал недоброжелательным (19,2%), но остался по-прежнему веселым (54,5%) умным и эрудированным (45,4%). Кроме того, сегодня ему присущ патриотизм, граничащий с национализмом (27,2%).

Социальный портрет североамериканского студента, которого украинские студенты в 2002-2005 гг. характеризовали как скупого, жадного, расчетливого (33,9%), без комплексов (32,3%), безразлично относящего к другим (32,6%), самовлюбленного (14,5%) эгоиста (9,7%) со странным юмором (9,7%), выглядит в 2009 г. иначе: перед нами доброжелательный, приветливый (35,1%), трудолюбивый (32,4%), активный (24,3%) и

81

независимый (18,9%), патриот (13,5%), не лишенный недостатков, он жаден и скуп (10,8%), любит слишком много поесть (8,1%), но это не мешает ему оставаться целеустремленным и общительным (13,5%).

В данном случае подтверждается тот факт, как быстро меняющаяся социкультурная ситуация находит отражение в сознании молодых людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты, полученные в Молдове в 2009 г., представлены в таблице 4.

Таблица 4 Российский и североамериканский студент-2005 и студент-2009 глазами молдавских студентов. Стереотипы, в %

Студент США глазами студента Молдовы в 2005 г. ДО = 65) Студент США глазами студента Молдовы в 2008 г. ДО = 56) Студент россиянин глазами студента Молдовы в 2005 г. ДО = 65) Студент россиянин глазами студента Молдовы в 2008 г. ДО = 56)

Дружелюбные, приветливые, доброжелательные, открытые в общении 30,8 Общительные, коммуникабельные 42,9 Добрые, добродушные, душевные, добросердечные, чистосердечные, мягкосердечные, великодушные 56,9 Умные, смышленые общительные, коммуникабельные 32,1

Эгоистичные 27,7 Целеустремленные 37,5 Патриотичные 46,2 Веселые, жизнерадостные, задорные 28,6

Патриотичные 26,2 Доброжелательные, дружелюбные, приветливые, добродушные 25,0 Гостеприимные 43,0 Целеустремленные 26,8

Скупые 23,1 Веселые, жизнерадостные 21,4 Склонные к алкоголизму, пьянству 38,4 Добродушные, доброжелательные 16,1

Расчетливые, корыстные, стремящиеся к личной выгоде, алчные 21,5 Умные, смышленые 19,6 Жизнерадостные 35,3 Талантливые, одаренные 12,5

Высокомерные, себялюбивые 20,0 Трудолюбивые 14,2 Трудолюбивые 33,8 Трудолюбивые, энергичные, активные 10,1

Со своеобразным юмором, имеющие проблему ожирения 17,0 Раскрепощенные, без комплексов, ограниченные, знают только часть своей науки, ответственные 10,7 Щедрые 18,5 Дружные, «один за всех и все за одного», добрые, открытые 8,9

Целеустремленные наглые 15,4 Интересные, добрые, свободные, независимые, всегда улыбаются, беззаботные, простые люди, смелые 8,9 С чувством юмора 18,5 Гостеприимные, творческие, воспитанные, интересные, уверенные в себе 7,1

Можно сразу отметить любопытную тенденцию развития обобщенного образа российского студента: он активно приобретает черты прагматика, едва свойственные ему 57 лет назад.

В опросе 2008-2009 гг. на территории России приняли участие российские студенты, а также студенты-иностранцы, обучающиеся в Воронежском государственном педагогическом университете, Московском педагогическом государственном университете, Астраханском государственном университете.

Опрос проводился анонимно. В проекте были задействованы студенты гуманитарных и технических факультетов.

Среднестатистический студент США, по мнению воронежских студентов естественногеографического факультета (всего 74 человека), выглядит так (табл. 5).

82

Основные черты Количество студентов, чел Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Эгоистичные 25 33,8

Твердолобые, тупые, бестолковые 19 26,7

Скупые, жадные, корыстные, алчные 14 18,9

С высокой самооценкой, высокомерные, надменные, амбициозные, заносчивые 13 17,6

Злопамятные, злые 12 16,2

Ленивые 11 14,9

Скромные, застенчивые 8 10,8

Равнодушные, бездушные, безразличные, холодные, бесчувственные 7

Ответственные Коммуникабельные, общительные, 7

открытые 7 Все по 9,5

Необразованные, ограниченные Доброжелательные, дружелюбные, 7

добродушные, улыбчивые 7

Умные 6

Образованные, высокоразвитые Любопытные, любознательные, 6

информативные 6 Все по 8,1

Целеустремленные 6

Добрые, отзывчивые 5

Культурные (воспитанные) 5 Все по 6,8

Непорядочные, лживые 5

Недоброжелательные 4

Интеллигентные 4

Трусливые 4

Хитрые 4

Грубые, дерзкие 4

Русофобы 4 Все по 5,4

Несамостоятельные Подозрительные к другим людям, 4

недоверчивые 4

Обжоры, толстые, прожорливые 4

Наглые, нахальные 4

Единожды были указаны следующие черты: трудолюбивые, работящие; храбрые, смелые; рационалисты; самостоятельные; пассивные; толерантные; беспорядочные в действиях; имеющие хороший вкус, стильные; любители фаст фуда; бескультурные; свободные в своем выборе, склонные к свободомыслию, свободолюбию; отчужденные; развращенные, безнравственные, морально неустойчивые; невоспитанные; неуклюжие; гостеприимные; негостеприимные; трудолюбивые; стремительные, спонтанные; настойчивые, избалованные; неопределенные, снобы; порядочные; неуступчивые, респектабельные; выносливые; внимательные; традиционные; зануды; успешные, преуспевающие; карьеристы; собственники; предсказуемые; непонятные; честные; расисты; веселые, жизнерадостяые; великодушные; современные.

83

Источники: СМИ, собственное мнение, личный опыт, друзья и знакомые из США, Интернет.

Актуальный комментарий

«Для них характерны необдуманные действия»; «совершенно не знают собственной культуры и истории»; «вся их политика направлена только на свою страну»; «склонны слишком доверять СМИ»; «все интересуются политикой»; «в отличие от российских студентов, не знают своих прав»; «умеют критически мыслить»; «заблудятся в трех березах»; «плохо знают мировую историю, например, историю Второй мировой войны, но не все такие»; «умеют работать в команде»; «нежелание смотреть вокруг»; «сексуальная свобода» (стереотип по фильмам); «стремление достичь своих целей любым путем, даже аморальным»; «плохое отношение к женщинам»; «лично я не общался с американцами, но я думаю, что они такие же люди, как и мы, с такими же достоинствами и недостатками»; «как сказал Задорнов, тупость — главная черта американцев»; «эти люди грязные душой»; «для меня американцы непонятны и непредсказуемы».

Среднестатистический студент США, по мнению студентов исторического факультета Воронежского университета (всего 51 человек), выглядит так (табл. 6).

Таблица 6 Студенты США, по мнению студентов исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета

Основные черты Количество студентов, Процентное соотношение ко всем

чел. опрошенным в группе

Наглые, нахальные 15 29,4

С высокой самооценкой, высокомерные, 14 27,5

надменные, амбициозные, заносчивые

Толстые, прожорливые 10 19,6

Глупые Коммуникабельные, общительные 8 8 Все по 15,7

Развращенные, безнравственные, морально 7

неустойчивые Все по 13,7

Развязные, без комплексов 7

Твердолобые, тупые, бестолковые 6

Грубые, дерзкие 6 Все по 11,8

Патриотичные 5

Стремящиеся к первенству 5 Все по 9,8

Скупые, жадные 5

Диктаторы, властолюбивые 5

Необразованные, ограниченные 4

Равнодушные, бездушные, безразличные Педантичные, аккуратные, пунктуальные 4 4 Все по 7,8

Эгоистичные 4

Активные, деятельные, деловые,

предприимчивые, прагматичные 3 3 3 3 3

Целеустремленные

Трудолюбивые, работящие

Ответственные

Неискренние, двуличные Все по 5,9

Образованные, высокоразвитые 3

Свободные в своем выборе, склонные к 3 3 3

свободомыслию, свободолюбие

Воспитанные

Умные

Единожды были указаны следующие черты: оптимист, позитивно мыслит; злые; отзывчивые; карьеристы; пассивные; толерантные; вежливые, корректные; добрые; энергичные, спортивные; бескультурные; мнительные, подозрительные; ленивые; упорные, упрямые; законопослушные; искатели нового; смелые; пессимисты; неуклюжие; недальновидные; хитрые; гостеприимные; чистоплотные; неактивные, настойчивые, рискованные; определенные; избалованные; стремительные; наивные; неопределенные, непредсказуемые; любвеобильные; творческие, креативные; снобы.

Источники: СМИ, М. Задорнов, личное знакомство, кинофильмы, книги, Интернет.

Актуальный комментарий

«Игровая зависимость»; «стремление быть похожим на "американскую мечту"»; «отсутствует понятие взаимовыручки, как это принято у нас»; «ярко выраженное стремление властвовать»; «думает, что в России медведи гуляют по улицам»; «считает русских тупыми»; «не может жить без Интернета»; «думает, что от водки можно умереть»; «находятся в плену своих стереотипов», «не такие умные, какими хотят казаться».

Среднестатистический студент США, по мнению воронежских студентов факультета информатики (всего 36 человек), выглядит так (табл. 7).

Таблица 7 Студенты США, по мнению студентов факультета информатики Воронежского государственного педагогического университета

Основные черты Количество студентов, чел. Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

С высокой самооценкой,

высокомерные, надменные 11 Все по 30,6

Педантичные, аккуратные,

пунктуальные 11

Целеустремленные 9 25,0

Образованные, высокоразвитые 8 22,2

Патриотичные 6

Агрессивные 6 Все по 16,7

Активные, деятельные, деловые, 4

предприимчивые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Толстые, прожорливые 4

Скупые, жадные 4 Все по 11,1

Неискренние 4

Безжалостные, жестокие 4

Коммуникабельные, общительные 4

Ответственные 3

Замкнутые 3

С хорошим вкусом 3

Мечтательные 3 Все по 8,3

Добрые 3

Вежливые 3

Глупые 3

Энергичные, спортивные 3

Единожды были указаны следующие черты: позитивные; любопытные; стремящиеся к первенству; завышенная самокритика; подозрительность к другим людям; карьеристы; пассивные; толерантные; любознательные; скрытные; бескультурные; небезразличные; свободные в своем выборе; культурные; злопамятные; отчужденные; ленивые; мобильные;

85

гордые; богатые; упрямые; потенциальный противник в войне; интересные; темнокожие; неуравновешенные; прямые; законопослушные.

Среднестатистический студент США, по мнению воронежских студентов математического факультета (всего 15), выглядит так (табл. 8).

Таблица 8 Студенты США, по мнению студентов математического факультета Воронежского государственного педагогического университета

Основные черты Кол-во студентов, чел. Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Добрые, отзывчивые, проявляют 7 46,7

внимание к ближнему

Агрессивные, враждебные 5 33,3

Педантичные, аккуратные, 4 26,7

организованные пунктуальные,

скрупулезные

Патриотичные 3

Целеустремленные 3

Законопослушные, жизнь «по 3 Все по 20,0

правилам»

Неверные,ненадежные 3

Послушные 3

Религиозные 2

Усердные 2

Умные, интеллектуальные 2

Коммуникабельные, общительные,

открытые 2

Доброжелательные, дружелюбные, Все по 13,3

добродушные, радушные 2

Скупые, жадные, алчные, корыстные 2

Пассивные, безынициативные 2

Самостоятельные 2

Ответственные 2

Активные, деятельные, деловые,

предприимчивые, прагматичные 2

Единожды были указаны следующие черты: упитанность (повышенная); высокомерие; эгоизм; русофобы; любители фаст фуда; красивые; равнодушные; свободные в своем выборе; образованные; необщительные; гостеприимные; ограниченные; взаимопомощь; предсказуемые, экономные; политкорректные; постоянные; юмористы (комики).

Источники: СМИ, собственное мнение, личный опыт, друзья и знакомые из США, Интернет, «люди рассказывали».

Актуальный комментарий

«Изучают языки, искусство».

Среднестатистический студент США, по мнению воронежских студентов филологического факультета (всего 81 человек), выглядит так (табл. 9).

Основные черты Количество студентов, чел. Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Патриотичные 14 17,3

Коммуникабельные, общительные, открытые 13 16,0

Педантичные, аккуратные, организованные, 12

пунктуальные Скупые, жадные, алчные, корыстные 12 Все по 14,8

Эгоистичные, эгоцентричные 10 12,3

Целеустремленные 8 9,9

Активные, деятельные, деловые, предприимчивые, 7 7

прагматики Вежливые, деликатные, корректные,

дипломатичные, учтивые Добрые, отзывчивые, проявляют внимание к 7 Все по 8,6

ближнему

Неискренние, двуличные 7

Образованные, высокоразвитые, начитанные 6

Ленивые 6

Любопытные, любознательные, информативность 6 Все по 7,4

Агрессивные, враждебные 6

Трудолюбивые, работящие, отлично работают 6

С высокой самооценкой (самомнением), высокомерные, надменные, амбициозные, 5

заносчивые Сдержанные, замкнутые, скрытные 5 Все по 6,2

Веселые, жизнерадостные 4

Необразованные, ограниченные 4

Законопослушные, жизнь «по правилам» 4

Своеобразное чувство юмора 4 Все по 4,9%

Толстые, прожорливые, чревоугодники 4

Глупые 4

Наглые, нахальные 4

Независимые 3

Доброжелательные, дружелюбные, добродушные 3

Энергичные, спортивные 3

Развращенные, безнравственные, морально Все по 3,7%

неустойчивые 3

Уверенные в себе 3

Гордые, горделивые 3

Развязные, раскрепощенные, без комплексов 3

Непорядочные, лживые 3

Демократичные 2

Экономные 2

Склонны к депрессии 2

Семейные 2

Непонятные, таинственные 2

Порядочные 2

Избалованные 2 Все по 2,5

Умные, интеллектуалы 2

Настойчивые 2

Чистоплотные 2

Безжалостные, жестокие 2

Твердолобые, тупые, бестолковые 2

Серьезные, собранные 2

Пассивные, безынициативные 2

Единожды были указаны следующие черты: карьеристы; равнодушные, бездушные, безразличные, холодные, бесчувственные; культурные (воспитанные); ветреные, непостоянные; злопамятные, злые; упорные, упрямые; невоспитанные, бестактные; алкоголь, наркотики, сигареты; недальновидные; хитрые; гостеприимные; взаимопонимание, взаимопомощь; недоброжелательные; вспыльчивые; вычурные; поверхностные; предвзятые; несправедливые; щедрые; работа о своем здоровье; политкорректность; размеренные в своих действиях.

Источники: СМИ, собственное мнение, личный опыт, друзья и знакомые из США, Интернет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальный комментарий

«Отсутствие всякой индивидуальности в характере»; «непомерная кичливость»; «культ еды либо, наоборот, диеты»; «уверены в превосходстве своей науки»; «придерживаются жесткого политического курса в отношении России»; «в силу того что американцам свойственно жить «по списку», они очень подвержены депрессии»; «очень развит патриотизм»; «белье цвета флага страны»; «какой американский студент? Не знаю, не интересовалась...»; «стремление к славе»; «отсутствие целостного представления о мире»; «отсутствие цели в жизни»; «американских студентов отличает политическая подкованность»; «стереотипное мышление — предвзятость».

В обобщающей таблице современник за океаном выглядит так (табл. 10).

Таблица 10 Современный североамериканский студент-2009 глазами воронежских студентов (всего 257 человек)

Основные черты Количество студентов, чел. Процентное соотношение ко всем опрошенным в 5 группах

Высокая самооценка (самомнение), высокомерие, надменные 43 16,7

Эгоизм, эгоцентризм, непонимание других 41 15,9

Скупость, жадность, алчность, корысть, погоня за деньгами 37 14,4

Коммуникабельность, общительность, открытость 34 13,2

Педантичность, аккуратность, организованность, пунктуальность 32 12,5

Патриоты 31 12,0

Целеустремленные 29 11,3

Вывод очевиден: современный российский студент склонен рассматривать своего сверстника за рубежом как надменного (16,7%) эгоиста (15,9%), скупого (14,4%), но при этом коммуникабельного (13,2%). Россияне отмечают педантичность и организованность американских студентов, их патриотизм (12,0%) и целеустремленность (11,3%). Этот образ американца перекликается с нарисованным пять лет назад при опросе украинских и российских студентов. Однако если представление украинских студентов изменилось, то российские студенты показали приблизительно тот же результат.

88

Студенты Московского государственного педагогического университета (всего 28 человек) так отобразили современного сверстника за океаном (табл. 11).

Таблица 11 Студенты США, по мнению студентов филологического и факультета журналистики Московского государственного педагогического университета

Основные черты Количество студентов, чел. Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Общительные, коммуникабельные 9

Заносчивые, самовлюбленные, 9 Все по 32,1

самонадеянные, чувство

превосходства, зазнаики

Целеустремленные, 5

целенаправленные

Свободолюбивые, независимые 5 Все по 17,8

С хорошим чувством юмора 5

Амбициозные 4

Серьезные, серьезно относятся к 4

учебе, усидчивые

Организованные, ответственные, пунктуальные 4 Все по 14,3

Веселые, жизнерадостные, 4

раскрепощенные

Легкомысленные, бесшабашные, 4

беззаботные

Склонные к расизму 4

Любящие спорт 3

Жестокие 3 Все по 10,7

Уточнить стереотипный портрет может следующий комментарий:

«Мое представление — стереотипное. Американец — это лоснящиеся от геля волосы. Кроссовки. Отсутствие комплексов и предрассудков. Все мечтают о "крутой" девушке или парне. Все свободное время проводят на вечеринках. Не делают домашнее задание. Выбирают профессию не сами, а по тестам. Не знают историю своей страны. Не знают мировую историю и культуру. Не желают читать серьезную литературу. Тор-middle class. Уверенность в себе, в своих возможностях самореализоваться. Умение быстро принимать решения. Любители пожить за чужой счет. Наивные: верят в то, что в их силах что-то изменить. Они много улыбаются, действительно, много».

Сравнивая социокультурный портрет североамериканского молодого человека — студента-2009, который обрисовали российские студенты, с образом студента-2002-2005, можно прийти к следующему заключению: разомкнутость современного информационного пространства позволяет молодым людям формировать разные стереотипные модели представителей иной культуры, опираясь на сознательно или бессознательно выбранные ими источники информации (Интернет (определенные сайты, чаты, форумы), кинопродукция, предпочитаемые телепередачи). Эти источники информации и становятся вспомогательными инструментами формирования ложных представлений о представителях иных культур. По-видимому, аналогичный процесс происходит и за океаном — молодые люди склонны отбирать информацию соответственно их вкусовым (возрастным) предпочтениям, не особенно заботясь от объективности.

Нас интересовал социально-культурный портрет российского и американского студентов, зафиксированный третьей стороной. В качестве третьей стороны, помимо

89

украинских и молдавских студентов, были приглашены литовские студенты и школьники старших классов. Кроме того, любопытно было узнать, как литовские учащиеся идентифицируют себя. Поэтому мы попросили их описать также современного литовского студента. Подавляющее большинство (98,8%) отвечали на русском языке. Средний возраст респондентов — 20-25 лет.

Таблица 12 Обобщенные данные: стереотипы и самоидентификация. Литва.

Группа 1, 23 опрошенных

Так литовские

Так литовские студенты Количество студенты видят Количество Так литовские студенты Количество

видят российских студентов, американских студентов, видят себя студентов,

студентов чел студентов чел. чел.

Умные 7 Свободные 7 Умные 7

Веселые 6 Дружелюбные 6 Много работают 3

Любят водку 6

Дружные, помогают

друг другу 5 Богатые 5 Активные 5

Любят спорт 4 Умные 4 Красивые 4

Эгоистичные 4 Дружелюбные 4

Раскованно

мыслящие 4

Тупые 4

Грубые 3 Спортивные 3 Любят баскетбол 3

Националисты 3 Веселые 3 Ответственные 3

Открытые 3 Любят вечеринки 3 Вежливые 3

Интересные 3 Общительные 3 Неэмоциональные 3

Агрессивные 3 Много работают Отлично разбираются в 3 Общительные 3

Общительные 3 технике и науке Имеют цель в жизни 3 3

Деловые 2 Курят травку 2 Несамостоятельные 2

Целеустремленные 2 Много улыбаются Ходят в 2 Немногословные 2

Самостоятельные 2 «Макдоналдс» 2 Чувствительные 2

Учатся ради карьеры 2 Дружные Много друзей 2 Хотят много узнать 2

Любят читать книги 2 (ненастоящих) 2 Умеют постоять за себя 2

Красивые девушки 2 Ленивые 2 Ходят на глупые уроки 2

Смелые, храбрые - 2 Вежливые 2 Помогают друг другу 2

Эгоистичные 2 Исполнительные 2 Любят пиво 2

Бедные 2 Самостоятельные 2 Хотят сделать

Краснобаи 2 Смелые 2 хорошую карьеру 2

Печальные 2 Скучные, серые 2

Много работают 2 Толстые 2

Душевные 2 Националисты 2

Исследование проводилось в октябре 2009 г. в Каунасском технологическом университете на факультете управления и менеджмента.

Образ молодого россиянина можно дополнить характеристиками, которые литовские студенты указали по одному разу: любит хоккей, добрый, искренний, честный, семейный, независимый, но при этом несвободный, ленивый и медлительный, неактивен в политике, старомоден и говорит только по-русски.

90

К целостному образу американского студента можно добавить следующее: ездит на своем автомобиле; имеет точную цель в жизни; решителен; не придерживается строгих правил; самоуверен; много говорит о неважных делах; много времени проводит в Интернете; миролюбив и гиперактивен.

Образ литовского студента будет полным, если добавить следующие характеристики, названные по одному разу: он водит машину; имеет мобильный телефон; мало учится, но много знает; делающий все в последнюю ночь; учится не ради себя, а ради отметки дли преподавателя; умеет бороться за свои права; закрыт всему новому; любит природу и спорт;

о себе думает лучше, чем он есть на самом деле; материально зависим, но при этом свободен; ленив; медлителен; хитер и весел.

Для объективности результатов мы обратились к учащимся школ (18-19 лет) города Паневежиса с просьбой охарактеризовать сверстников из России и Северной Америки, а затем идентифицировать свое поколение. Многие ученики признали, что никогда не общались с американцами и русскими, поэтому им будет сложно выполнить задание.

Отвечали респонденты по-английски. Характеристика англоязычных представителей ребятам давалась легче — сказывалось владение английским языком. Что касается образа русскоговорящего современного школьника, то некоторые участники эксперимента просто ставили прочерк. Безо всяких затруднений и с удовольствием школьники описывали себя.

Результаты, полученные в общеобразовательной школе г. Паневежис (Литва) в 2009 г., сведены в таблице 13.

Для завершения стереотипного образа современного российского школьника стоит добавить, что, по мнению литовских школьников, он хороший спортсмен, забавный, прямого и откровенного характера, харизматичен, гостеприимен, добр, гордится своими писателями, общителен, в меру ленив, силен, отличается от поколения СССР, но при этом выглядит грустным, несчастным, часто грубит, много курит, не улыбается, всегда в плохом настроении.

Впрочем, эти характеристики были названы по одному разу.

Картина среднестатистического американского школьника получится завершенной, если мы добавим характеристики, упомянутые единожды: он интересен; любит учиться; всегда в хорошем настроении; талантлив; добр; смел; деловит; космополит; у него нет проблем с деньгами; бывает медлителен; он гораздо глупее, чем европеец; недружелюбен; любит покупать то, что ему не нужно; не заботится о своем здоровье; вечно торопится и не трудится много.

Литовский школьник был идентифицирован участниками эксперимента с большой гордостью за свое поколение, нам остается добавить лишь некоторые штрихи, упомянутые по одному разу. Современный школьник Литвы надежен, любит учиться, независим и дорожит этой независимостью, сконцентрирован на достижении цели, талантлив. Иногда он бывает не очень счастлив, потому что ему нужно учить глупые уроки по истории вместо того, чтобы заниматься спортом, он зависим от ситуации.

Таблица 13 Обобщенные данные. Стереотипы и самоидентификация. Литва. Группа 2, 53 опрошенных

Так литовские школьники видят российских школьников Количество учащихся, чел. Так литовские школьники видят американских школьников Количество учащихся, чел. Так литовские школьники видят себя Количество учащихся, чел.

Трудолюбивые В Дружелюбные 1З Трудолюбивые, много работают З2

Невежливые 6 Вежливые 12 Вежливые 19

Дружелюбные б Ленивые В Доброжелательные 17

Сердечные б Изобретательные 6 Изобретательные 16

Вежливые 4 Самоуверенные б Любят играть в

Умные 4 Улыбчивые б баскетбол 12

Строгие 4 Забавные б Счастливые 10

Любят алкоголь 4 Едят много «junk food» 4 Смелые 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спокойные 4 Умные 4 Помогают друг другу б

Недружелюбные З Трудолюбивые З Ленивые 4

Может быть, за- З Не очень много Активные 4

стенчивые учатся З Общительные З

Самоуверенные З Активные З Добрые З

Консервативные З Общительные З Благородные З

Хорошие З Забавные З Улыбающиеся З

Неразговорчивые 2 Сумасшедшие 2 Не очень серьезные З

Менталитет литовцев Независимые 2 Уверенные в себе З

и русских схож 2 Разделены на Потрясающие 2

группы 2 Интересные Патриоты Всегда заняты Нетерпимые Толерантные Открыто мыслящие 2 2 2 2 2 2

Многие литовские школьники сетовали на то, что они вынуждены уезжать из страны в поисках работы, потому что нынешнее университетское образование не дает им возможности быть конкурентоспособными, поэтому, чтобы добиться признания своих способностей, им приходится работать гораздо больше, чем их сверстникам из других западных стран. К нашему исследованию в качестве третьей стороны добавились студенты из Греции (университет Демокрита, Салоники), опрошенные в 2009 г. (табл. 14).

Таблица 14 Стереотипные представления об американских и российских студентах, 10 опрошенных

Греческие студенты об американских студентах Греческие студенты о российских студентах

Поверхностные 40 Трудолюбивые Образованные 30

Умные 30 Умные Немного холодные в общении Красивые, симпатичные Любят выпить 20

Привыкшие жить в культурных группах Независимые Патриоты 20

По одному разу были названы такие характеристики американских студентов: закомплексованные; любят развлекаться; трудолюбивые; безразличные; целеустремленные; плохие студенты; самовлюбленные; ленивые; толстые.

92

Среди комментариев оригинальностью выделялось следующее:

«У американцев отличная система образования, которой студенты плохо пользуются»; «американские студенты постепенно превращаются в "растение" из-за отсутствия активного мыслительного процесса».

По одному разу при характеристике российских студентов были названы: пунктуальные, аналитики, культурные, амбициозные, любят трудности, общительные, ответственные, дружелюбные, веселые, богатые, чувство взаимопомощи, любят выпить, одинокие, слишком популярные, целеустремленные.

Среди комментариев можно отметить: «Российские студенты — люди, у которых есть разные интересы»; «Они отличные студенты, ходят на все занятия», «Они любят читать и учиться»; «Российские студенты любят поэзию».

В качестве источников информации в основном были названы СМИ. Очень редко наблюдения основывались на собственном культурном опыте (всего два человека из данной группы бывали в США кратковременно).

Обобщенный образ современных российских и североамериканских студентов, по мнению студентов Кишиневского государственного педагогического университета им. И. Крянгэ (опрошены 56 человек), выглядит так (табл. 15).

По одному разу были названы такие характеристики российских студентов: перспективные; безразличные; невежливые; тактичные; уравновешенные; развивающиеся; добросовестные; многогранные; не знают цели обучения; нелюбознательные; незаинтересованные; сильная воля; несобранные; упрямые; оптимисты; непостоянные; умеют произвести первое впечатление; плохо помнят свою историю и не огорчаются по этому поводу; опрятные; сильные; смелые; развитые; красивые; старательные; уважают слово преподавателя; горячие; беззаботные; застенчивые; интеллектуалы; сострадательные; доверчивые; влюбчивые; мыслящие; справедливые; упорные; стойкие; националисты; не очень серьезные.

Среди комментариев, дополнивших образ российского современника, можно выделить следующие:

«Я думаю, что большинство студентов из России учится только потому, что это нужно, а не по желанию»; «Я в своей жизни не очень часто встречалась со студентами из России, но я думаю, что они похожи на нас. Они развиты, особенно мне очень нравится, что они хорошо знают историю, всегда могут интересно рассказать о ней»; «Русский студент? Рассеянный, зазнавшийся, редко знающий цель обучения, присутствует поддержка извне»; «Дипломы многие студенты получают благодаря размеру кошелька своих родителей. Но среди студентов действительно можно найти гениев, тех, которые составляют 1/3 населения России»; «Веселая нация, которая умеет ценить жизнь»; «По моему мнению, русскоязычные студенты умнее и воспитаннее англоязычных, так как русскоязычные стараются учить все языки, в том числе и английский, а англоязычные студенты, я думаю, редко захотят учить другие языки, особенно русский»; «Я не вижу никаких различий между молдавским и русским студентом. Я с детства разговариваю на русском, в моей семье пересекаются русские и молдавские традиции. Я живу и обучаюсь в Молдове и не думаю, что сильно отличаюсь от студента из России».

Таблица 15 Ответы студентов Кишиневского государственного педагогического университета им. И. Крянгэ, Молдова. Обобщенные результаты. Ноябрь 2008 г., в %

Основные характерные черты российского студента % к общему числу опрошенных Основные характерные черты североамериканского студента % к общему числу опрошенных

Умные, смышленые Общительные, коммуникабельные 32,1 Общительные, коммуникабельные 42,9

Веселые Жизнерадостные Задорные 28,6 Целеустремленные 37,5

Целеустремленные 26,8 Доброжелательные, дружелюбные, приветливые, добродушные 25,0

Добродушные, доброжелательные 16,1 Веселые, жизнерадостные 21,4

Талантливые, одаренные 12,5 Умные, смышленые 19,6

Трудолюбивые Энергичные, активные 10,1 Трудолюбивые 14,2

Дружные, «один за всех и все за одного» Добрые Открытые 8,9 Раскрепощенные, без комплексов Ограниченные, знают только часть своей науки Ответственные 10,7

Гостеприимные Творческие Воспитанные Интересные Уверенные в себе 7,1 Интересные Добрые Свободные, независимые Всегда улыбаются, беззаботные Простые люди Смелые 8,9

Высокомерные Решительные Выдающиеся способности в учебе Гордые Простые в общении Остроумные Ответственные Без комплексов 5,5 Наглые Глупые Эгоисты Высокомерные и самоуверенные 7,1

Единожды были названы следующие характеристики североамериканского студента: негостеприимные; уверенные; стремящиеся к знаниям; нетерпимые; необщительные; чрезмерно серьезные; гостеприимные; разносторонне развиты; аккуратные; старательные; всегда выражающие свою точку зрения; хитрые; дипломатичные; семейные; доверчивые; индивидуалисты; несмышленые; нет идеалов; летающие в облаках; развязные; незаинтересованные; гордые; неискренние; без чувства юмора или со специфичным юмором; дорожат знаниями; недружелюбные; с посредственными способностями; любознательные; несамостоятельные; безалаберные; толстые; решительные; доверчивые; дружные; застенчивые; интеллигентные; искренние; настойчивые.

Наиболее интересные комментарии: «Мне кажется, что американцы не относятся с должным уважением к родителям и пожилым людям. По-моему, они считают себя единственными в своем роде и не умеют ценить другие нации»; «Ведут себя неестественно, сжато, не доверяют никому. Все делают в своих интересах»; «Мне кажется, что в последнее

94

время англоязычные студенты по таким качествам, как целеустремленность, трудолюбие и стремление добиться чего-то в жизни, далеко ушли от нас. Они более самостоятельные, более напористые, наглые. К сожалению, они способны пойти по головам других, чтобы добиться своей цели. В то же время, они более активные, стараются всегда высказывать свое мнение. Я очень часто встречала таких студентов и могу сказать, что они где-то более скупые и даже жадные. А самое главное, это их девиз — "Каждый сам за себя"».

Частью нашего исследования стал анализ культурного опыта пребывания в России иностранных студентов из разных стран. Нам было интересно проследить, как формируется обобщенный культурный образ современного россиянина в сознании студентов-иностранцев, изучающих русский язык и культуру и погруженных в русскоговорящую среду.

Эту часть мы обозначили «От прототипа к обобщенному культурному образу».

Студенты из Таджикистана, проходящие обучение в России в течение 12 месяцев, так отзываются о российских студентах (опрошены 12 человек).

Таблица 16 Российские студенты глазами таджикского студента. Прототипы, в %

Так таджикские студенты представляют российских Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Много курят 58,3

Умные

Много говорят Все по 41,7

Много пьют алкоголя 33,3

Любят спорт

Пунктуальные Все по 25,0

Много учатся

Одеваются прилично

Открытые Все по 16,7

Сильные

Симпатичные

Общительные, коммуникабельные

По одному разу были упомянуты такие характеристики: аккуратные, активные, веселые, всегда заняты учебой, высокие, гордые, дружные, интересные, любят слушать преподавателя, много работают, приветливые, серьезные, сильное желание самовыразиться, спокойные, талантливые, трудолюбивые, хорошо учатся, цивилизованные, часто ходят на дискотеки, шумные.

Студентам из Турции, обучающимся в южном регионе России не менее 10 месяцев, было предложено поделиться своими наблюдениями о современных российских студентах (опрошены 24 человека). В данном случае уместно говорить о культурных прототипах, так как турецкие студенты опирались на собственный опыт общения с российскими студентами (табл. 17).

По одному разу были названы: бессовестные, видные, дисциплинированные, испуганные, необщительные, сдержанные, расположенные к другим студентам, скупые, старательные, хорошие, шутники.

Таблица 19 Российские студенты глазами африканских студентов. Прототипы, в %

Так гвинейские студенты представляют российских Процентное соотношение ко всем опрошенным в группе

Активные 66,7

Умные 50,0

Добрые 42,8

Любят дружить

Симпатичные 35,7

Интересные 28,6

Веселые

Вежливые 21,4

Любят иностранцев

Невежливые

Недружелюбные 14,3

Уважительные

Внимательные

По одному разу африканские студенты назвали: интеллигентные, некультурные, беспокойные.

Подведем итоги. Социологическое исследование 2007-2009 гг., в котором приняли участие 1542 студента из разных стран (США, Канада, страны Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африканского континента), объективно отражает сформировавшийся в последнее десятилетие образ молодого россиянина.

Рассматривая полученные результаты в динамике, мы вынуждены признать все более активную роль СМИ при формировании стереотипного контрпродуктивного мышления.

Сегодня все труднее сформировать единый культурный образ даже с привлечением большого количества респондентов. Мы предполагаем, что вседоступность и безграничность информационного пространства порождают серьезную проблему объективности выбранного студентами информационного источника.

Необходима разработка новых академических курсов, призванных прививать учащимся вкус критического мышления по отношению к информационным потокам, что способствует формированию зрелого гражданского общества.

Литература

1 Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов : эксперимент.-психолог. исследование. М. : Наука, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.