Выходные сведения статьи:
Горлова А.Ю. Степень сформированности экологического сознания у студентов направления подготовки «Сестринское дело» // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 1(13). URL: https://regrazvitie.ru/stepen-sformirovannosti-ekologicheskogo-soznaniya-u-studentov-napravleniya-podgotovki-sestrinskoe-delo/_
УДК 33.033
Степень сформированности экологического сознания у студентов направления подготовки «Сестринское дело»
© 2016 Горлова Анастасия Юрьевна1
Самарский государственный национально-исследовательский университет имени Королева
E-mail: [email protected]
На основе результатов констатирующего эксперимента рассмотрено содержание компонентов экологического сознания будущих медицинских сестер; полученные эмпирические знания указывают на то, что студенты не имеют в своем активе научных фактов, знаний, которые позволили бы им раскрыть существенные характеристики экологической науки; установлено, что эмпирическое знание студентов находится на уровне обыденного; не имея достаточных научных знаний, студенты не способны провести анализ событий и найти наиболее оптимальное решение; нормативно-оценочный и практический компоненты экологического сознания у студентов не в должной мере наполнены гуманистическим содержанием; показано, что экологическое сознание студентов противоречиво, что формирование научного нормативно-оценочного и практического экологического сознания студентов будет иметь смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию эколого-медицинских проблем, к выражению личностного отношения к ним и к поиску бережного отношения к природе.
Ключевые слова: компоненты экологического сознания, профессиональные компетенции.
The degree of formation of ecological consciousness of students of the specialty "Nursing"
© 2016 Gorlova Anastasia
Undergraduate of department of biochemistry Samara State national research University named by Korolev
E-mail: [email protected]
Based on the results of the experiment examined the content of components of ecological consciousness of future nurses; empirical knowledge indicate that students do not have scientific facts, knowledge that would enable them to reveal the essential characteristics of ecological science; it is established that the experiential knowledge of students is common; without sufficient scientific knowledge, students will not be able to analyse events and find the most optimal solution; normative-evaluative and practical components of ecological consciousness of students is not sufficiently filled with humanistic content and shows that the environmental consciousness of students is contradictory, the formation of a scientific regulatory evaluation and practical environmental awareness
1 Горлова Анастасия Юрьевна - магистрант Самарского государственного национально-исследовательского университета имени Королева, преподаватель Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной (Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34).
Gorlova Anastasia Yur'evna - undergraduate of Samara State national research University named by Korolev, teacher of the Samara medical College by N. Lapinou (Russia, 443086, Samara, Moskovskoe shosse, 34)
students will make sense only after the development of pupils ' capacity for learning ecological and medical problems to express personal attitudes and to finding a caring attitude to nature.
Keywords: components, environmental awareness, professional competence.
В настоящее время решение экологических проблем различного характера и их проявления невозможно без экологического образования и воспитания всего населения. Это особенно важно в системе медицинского образования, так как медработник (сестра милосердия в частности) способен через систему гигиено-профилактического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения.
Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий в технологии взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе [9].
Иными словами, экологическое сознание - это знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познание самого себя как элемента экологической системы.
Д. Гырдев, выполнивший анализ сознания на основе синхронности выделил и раскрыл такие инвариантные компоненты сознания, как научное, нормативно-оценочное и практическое сознание [2].
Мы попытались на основе данных констатирующего эксперимента оценить (входной контроль) степень сформированности компонентов экологического сознания у студентов 1 курса направления подготовки 060109.51 «Сестринское дело» Самарского государственного медицинского колледжа имени Н. Ляпиной.
Для изучения экологического сознания мы использовали комплекс методов научно-педагогических исследований, посредством которых изучали научный, нормативно-оценочных и практический компоненты экологического сознания. Научный компонент экологического сознания изучается с помощью метода понятийного словаря [4,5,6].
В качестве основных критериев сформированности научного компонента экологического сознания мы, опираясь на работы Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, выделили полноту (объем) и осознанность (глубина) знаний об экологии, природе и т.д.
Полнота знаний характеризуется тем, что студент может:
а) перечислить и дать определение основных понятий, категорий экологии, экологической, природоохранительной деятельности и т.д.;
б) вычленить категории и понятия и дать им характеристику.
Осознанность характеризуется тем, что студент может:
а) понять сущность данных категорий (понятий),
б) понять природу данных категорий, понятий,
в) отразить взаимосвязь понятий и категорий,
г) сравнить, вычленить в понятиях и категориях существенный и несущественный компоненты [1,10].
Нормативно-оценочный и практический компоненты экологического сознания изучали с помощью идеи, заложенной в методике «Ценностные ориентации» В.А.Ядова [12].
Теоретический анализ эмпирического знания, полученного в процессе изучения экологического сознания студентов, эмпирического знания дает нам представление о научном, нормативно-оценочном и практическом его компонентах.
Как видно из результатов анкетирования (табл.1), студенты лишь на половину вопросов дали положительные ответы (1,2,5,6,7,13,15). Вопросы 3 и 10 вызвали у них определенные сомнения, так как в сознании студентов преобладают понятия абиотических экологических факторов.
Таблица 1 - Состояние научного компонента экологического сознания студентов
№ Вопросы анкеты Результаты, %
да нет
1 Хронотерапия - это терапия хронических заболеваний? 28,6 71,4
2 Генная инженерия и биотехнология - это синонимы? 17,9 82,1
3 Продолжительность жизни влияет на здоровье? 53,6 46,4
4 Брак и семья - это экологические факторы? 17,9 82,1
5 Аллергия вызывается только антропогенными факторами. 0 100,0
6 Пища - внешний и внутренний экологический фактор одновременно. 89,3 11,7
7 Табакокурение опаснее для женщин. 89,3 11,7
8 Генномодифицированные продукты получают путем скрещивания. 67,9 22,1
9 Антиоксиданты положительно влияют на здоровье. 53,6 46,4
10 Стресс - это экологический фактор? 3,6 96,4
11 Авитаминоз опаснее гиповитаминоза. 46,4 53,6
12 Глобальные экологические проблемы вызваны изменением климата. 85,7 14,3
13 Основным природным фактором, влияющим на численность человеческих популяций, является географическое положение страны. 15,7 64,3
14 Рациональное природопользование подразумевает добычу и переработку полезных ископаемых. 67,9 22,1
15 Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь, парниковым эффектом. 25,0 75,0
Осмысление полученного нами эмпирического знания позволяет утверждать, что студенты не имеют в своем активе научных фактов, знаний, которые позволили бы им глубже раскрыть существенные характеристики экологической науки. Эмпирическое знание студентов находится на уровне обыденного.
Таким образом, констатируется достаточно низкий уровень научного компонента экологического сознания.
Следует предположить, что нормативно-оценочный компонент также не будет в достаточной степени сформирован, ибо он базируется на научном (знаньевом) компоненте (табл.2).
Студенты показали, что для них наиболее значимыми являются 2 и 3 позиции, тогда как первая позиция находится в их сознании на уровне 8 и 9 показателя, которые не являются основополагающими при данной оценке, но 1,2,3 позиции являются основополагающими [7,8,11].
Только 14,3% респондентов назвали все три первых позиции в сочетании с другими. Абсолютно верных ответов нет!
Таблица 2 - Состояние нормативно-оценочного компонента
№ Какие показатели Вы примите за основу оценки социально- Показатель,
исторического типа здоровья человеческой популяции %
1 способ выживания 42,9
2 средняя продолжительность жизни 82,1
3 младенческая смертность 71,4
4 тип заболеваний 39,3
5 несчастные случаи 21,4
6 отравления 10,7
7 травмы 10,7
8 половой состав популяции 42,9
9 возрастной состав популяции 57,1
10 миграционные процессы 32,1
Таким образом, не имея достаточных научных знаний, студенты не в состоянии и не способны провести анализ событий и найти наиболее оптимальное решение.
Не трудно догадаться, что и поступочный компонент также не может быть сформирован на должном уровне (табл. 3).
Анализ данных, представленных в таблице № 3, показывает, что студенты совсем не уверены в том, что они смогут преодолеть «брезгливость» по отношению зараженной паразитом рыбе, разумно вступить в диалог по объяснению сущности генномодифицированных продуктов и добровольно работать в инфекционном отделении с лицами без определенного места жительства. В то же время они в определенной мере уверены в том, что могут «поскандалить» и осудить нерадивых медработников.
Таблица 3 - Степень сформированности поступочного компонента
№ Показатели Результаты в %
да нет не определился
1 готовы ли вы к объяснению сущности генномодифицированных продуктов в магазине сомневающемуся покупателю? 25,0 35,7 39,3
2 готовы ли вы поймать, разделать, приготовить и съесть так называемую «солитерную» рыбу в доказательство ее безвредности? 0 100,0 0
3 готовы ли вы добровольно работать в инфекционном отделении с лицами без определенного места жительства? 35,7 50,0 14,5
4 вы можете вступиться за человека, которому не оказана та или иная мед.помощь, не взирая на ситуацию? 92,9 7,1 0
5 вы сообщите в соответствующие органы на нарушения в аптеке, на нескорый приезд скорой помощи и т.д.? 75,0 21,4 3,6
Результаты опроса, показывающие отношение студентов к проблемным вопросам экологического содержания, подтверждают наши предположения о том, что нормативно-оценочный и практический компоненты экологического сознания не в должной мере наполнены гуманистическим содержанием.
Осмысление полученных данных позволяет утверждать, что экологическое сознание студентов противоречиво, что формирование научного нормативно-оценочного и практического экологического сознания студентов будет иметь смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию эколого-медицинских проблем, к выражению личностного отношения к ним и к поиску бережного отношения к природе.
Экоцентрическое экологическое сознание - это система представлений о мире, для которой характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [3], что и не продемонстрировали студенты экспериментальной группы.
Студенты 1 курса относятся типу людей, для которых характерны низкая степень озабоченности и не сформированности мнения о состоянии медико-экологических проблем.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982. 312
с.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.
4. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. 151 с.
5. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учеб. пособ. М.: Логос, 2001. 386 с.
6. Методические рекомендации к изучению подготовки молодого учителя к воспитательной работе. - Ч.1 / сост. С.Г. Вермловский. Л.: НИИООВ АПН СССР, 1978. 95 с.
7. Прохоров Б. Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. Ростов-на-Дону. 2005. 476 с.
8. Прохоров Б.Б., Горшкова И.Р., Тарасова Е.В. Условия жизни населения и общественное здоровье // Проблемы прогнозирования. 2003. №5. С.127-140.
9. Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание. Самара: филиал ГОУВПО «МГУС», Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. 172 с.
10. Социально-экологические системы как объект управления / Г.А.Бачинский, В.И.Мамонов, Ю.Г. Марков и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 238 с.
11. Флоренская Ю.Ф. Качество жизни и здоровье населения // Биология, 2004. №5. (главная страница).
12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Издательство СамГПУ, 1995. 132 с.
References
1. Babanskij, Ju.K. (1989). Izbrannye pedagogicheskie trudy, M.: Pedagogika, 560.
2. Gyrdev, D. (1982). Aktual'nye problemy obshhestvennogo soznanija, M.: Progress, 312.
3. Derjabo, S.D., Jasvin, V.A. (1996). Jekologicheskaja pedagogika i psihologija, Rostov-na-Donu, 480.
4. Mamedov, N.M. (1996). Kul'tura, jekologija, obrazovanie, M.: RJeFIA, 151.
5. Medvedev, V.I., Aldasheva, A.A. (2001). Jekologicheskoe soznanie: ucheb. Posob, M.: Logos, 386.
6. Metodicheskie rekomendacii k izucheniju podgotovki molodogo uchitelja k vospitatel'noj rabote. (1978). Ch.1 / sost. S.G. Vermlovskij. L.: NIIOOV APNSSSR, 95.
7. Prohorov, B.B. (2005). Jekologija cheloveka. Ponjatijno-terminologicheskij slovar', Ros-tov-na-Donu, 476.
8. Prohorov, B.B., Gorshkova, I.R., Tarasova, E.V. (2003). Uslovija zhizni naselenija i obshhestvennoe zdorov'e, Problemyprognozirovanija, № 5, 127-140.
9. Simonov, Ju.V. (2006). Jekologicheskoe mirovozzrenie i jekologicheskoe soznanie, Samara: filial GOUVPO «MGUS», Izd-vo «INSOMA-PRESS», 172.
10. Social'no-jekologicheskie sistemy kak ob#ekt upravlenija. (1990). G.A.Bachinskij, V.I.Mamonov, Ju.G. Markov i dr., Novosibirsk: Nauka, Sib. otd-nie, 238.
11. Florenskaja, Ju.F. (2004). Kachestvo zhizni i zdorov'e naselenija, Biologija, № 5.
12. Jadov, V.A. (1995). Sociologicheskoe issledovanie: metodologija, programma, metody. Samara: Izdatel'stvo SamGPU, 132.