Научная статья на тему 'Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития'

Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое сознание / экологический кризис / индекс уверенности / environmental consciousness / ecological crisis / the confidence index

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонов Юрий Владимирович, Воронина Анна Николаевна, Алексеева Елена Олеговна

Рассмотрена динамика индекса уверенности студентов возможности преодоления причин и последствий экологического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонов Юрий Владимирович, Воронина Анна Николаевна, Алексеева Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the index of confidence in the minds of students SGEU on sustainable development

Dynamics of the index of confidence of students in the possibility of overcoming the causes and consequences of ecological crisis.

Текст научной работы на тему «Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития»

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/ekologiya-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-26105/

УДК 547 (076.2)

Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития

© 2015 Симонов Юрий Владимирович

профессор, кандидат биологических наук Самарский государственный экономический университет E-mail: yuriisimonov@bk. ru

© 2015 Воронина Анна Николаевна

студентка 3 курса

Самарский государственный экономический университет

© 2015 Алексеева Елена Олеговна

студентка 3 курса

Самарский государственный экономический университет

Ключевые слова: экологическое сознание, экологический кризис, индекс уверенности

Аннотация: рассмотрена динамика индекса уверенности студентов в

возможности преодоления причин и последствий экологического кризиса.

Dynamics of the index of confidence in the minds of students SGEU on

sustainable development

© 2015 Simonov Yuri Vladimirovich

Professor, candidate of biological Sciences Samara state University of Economics E-mail: [email protected]

© 2015 Voronina Anna Nikolaevna

3rd year student

Samara state University of Economics

© 2015 Alekseeva Elena Olegovna

3rd year student

Samara state University of Economics 1

1

26105

[email protected]

Экология и безопасность жизнедеятельности

Keywords: environmental consciousness, ecological crisis, the confidence index.

Abstract: dynamics of the index of confidence of students in the possibility of overcoming the causes and consequences of ecological crisis.

Выходные сведения статьи:

Симонов Ю.В., Воронина А.Н., Алексеева Е.О. Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL: http://regrazvitie.ru/ekologiya-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-26105/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Современную ситуацию в образовании в свете глобальных экологических проблем современности можно и надлежит привязывать к фактору формирования у студентов способности к поиску способов и средств компенсации природе последствий негативных результатов человеческой деятельности. Критерием освоения окружающей среды должна быть сама природа, ее состояние и будущее. Социально-педагогическая суть этого критерия видится в совместимости познавательного и ценностного в сознании студента, в соотносимости научного знания с конструктивной практикой преобразования природы.

Экологическое сознание человека как сложное целостное образование обладает собственной структурой: научное, оценочно-нормативное и практическое сознание. Экологические знания определяют содержание научного сознания ценности и нормы: содержания нормативно-оценочного сознания. Практическое сознание в форме социально-экологического опыта обслуживает практическую деятельность человека [1].

Основу экспериментальной работы, базировавшейся на реализации принципов интеграции различного типа научного знания с экологической составляющей, единства теории и практики, рефлексивной направленности учебного процесса, ориентации на ценность научного знания, реализации межпредметных связей, составляла идея о том, что формирование экологического сознания студентов имеет смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию экологических проблем, к выражению личностного отношения к ним, к диалогу с природой [3,5].

В этом контексте нами были проведены исследования формирования экологического сознания студентов направлений подготовки 080100.62 двух профилей - «Экономика и управление инвестициями» (контрольная группа) и «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» (экспериментальная группа) с помощью методики «Ценностные ориентации» В.А. Ядова [7] и методологии анализа данных в социологии Татаровой Г.Г. [6].

Студенты профиля «Экономика и управление инвестициями» обучались по программе согласно ФГОС, который нацелен на формирование таких общекультурных компетенций как ОК-1, ОК-5 и ОК-13. В то же время программа дисциплины «Экология» у студентов профиля «Мировая экономика

2

26105

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

и внешне-торговые отношения» была реализована с учетом не только общекультурных (ОК-1 и ОК-2), но и практических компетенций (ПК-4, ПК-6 и ПК-10), заимствованных из области общей экологии и основ природопользования профиля 022000.62 «Экология и природопользование».

Студентам было предложено ответить по определенной системе (a -уверен; b - скорее уверен, чем не уверен; c - не знаю, d - скорее не уверен, чем уверен; е - не уверен.) на вопросы, обозначенные в таблице.

Индекс уверенности мы высчитывали по формуле:

J = a (+1) + b (+0,5) + c (0) + d (-0,5) + e (-1)

----------N------------

Таблица - Динамика индекса уверенности...

Показатели Направление подготовки

Экономика и управление инвестициями Мировая экономика и ВТО

входной остаточный входной остаточный

Человечество способно разумно управлять природой 0,131 - 0,038 - 0,350 0,187

Возможно создать стабильную цивилизацию планетарного масштаба 0,184 0,384 - 0,375 0,270

Есть выход из экологического тупика 0,473 0,653 - 0,725 0,458

Можно обуздать пороки человечества, разрушающие природу 0,026 0,076 - 0,100 0,270

где: I - до экспериментальной работы; II - после экспериментальной работы.

Проблемы, которые волнуют студентов, были осознаны ими в результате их практического взаимодействия с миром, с людьми. Эти проблемы, выражая потребности и интересы студентов, указывают на цели их деятельности. Практическое отношение студентов к проблемам составляет содержание их практического сознания, специфика которого заключается в том, что «практическое использование научных знаний требует, как известно, их трансформации в форму прикладных разработок, то есть превращения в практическое сознание» [2].

Исследованием установлено, что студенты профиля «Экономика и управление инвестициями», прошедшие обучение по программе ФГОС, в большей мере, чем ранее (до обучения), не уверены в том, что человечество сможет разумно управлять Природой, что возможность создания стабильной цивилизации планетарного масштаба достаточно проблематична, равно и как то, что есть выход из экологического тупика, и что есть возможность обуздать пороки человечества, разрушающе воздействующие на природу.

Налицо «социальная болезнь» в нашем обществе. «Диалог» между Человеком и Природой как таковой отсутствует. Между тем только диалог 3

3

26105

[email protected]

Экология и безопасность жизнедеятельности

Человека с Природой может стать способом и инструментом сопоставления ценностей природы и культуры, способом разрешения экологических проблем. Такой диалог должен вестись и на мировоззренческом уровне, и на практическом. Диалог станет возможным тогда, когда в основаниях взаимодействия человека с природой будет находиться принцип «Действуй логично, а мысли глобально» [4].

Несмотря на то, что средние индексы уверенности у студентов профиля «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» после завершения обучения по экспериментальной программе не столь велики (см. табл.), мы полагаем, что уверенность студентов в решении этих проблем базируется на экоцентрическом сознании. Главное заключается в том, что они «видят» социальные аспекты данных проблем, что свидетельствует также о становлении у них мировоззрения сотворчества. Резкое смена полярности (минус на плюс) в сознании после обучения указывает на то, что мировоззрение сотворчества ориентирует студентов на сообразование целей человека и тенденций развития мира, на разумное потребление и на диалог с природой.

Формирование экологического сознания студентов имеет смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию экологических проблем, к выражению личностного отношения к ним, к диалогу с природой [5]. Полученные нами данные показывают, что студенты профиля «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» способны «видеть» этический смысл экологических проблем, склонны к синтезу рационально-логического и ценностно-целевого как в своей природоохранительной деятельности, так и в процессе организации экологического образования учащихся. Экоцентрическое сознание адекватно мировоззренческой позиции сотворчества [5].

Овладение студентами опытом формирования экологического сознания осуществляется в русле установок экоцентрического сознания, снимающего противоречие между потребительски-гедонистическим подходом к природе и диалогом с природой, взаимопринятием человека и природы.

Литература:

1. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. - М.: Прогресс, 1982. - 312 с.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. - 480 с.

3. Симонов Ю.В. Теоретические и практические подходы к формированию экологического сознания будущих специалистов сферы сервиса. - Самара: Изд-во «Инсома Пресс», 2010. - 296 с.

4. Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание. - Самара: филиал ГОУВПО «МГУС», Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. - 172 с. 4

4

26105

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

5. Симонов Ю.В., Симонова Т.И. Формирование экологического сознания у студентов педагогического университета. - Самара, изд-во СамГПУ, 2002, - 232 с.

6. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.:

NOTA BENE, 1999.-

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология,

программа, методы. - Самара: Издательство СамГПУ, 1995. - 132 с.

References:

1. Gyrdev D. Actual problems of social consciousness. - M.: Progress, 1982. - 312 р.

2. Durabo S. D., Jasvin V. A. Ecological pedagogy and psychology. -Rostov-on-don, 1996. - 480 p.

3. Simonov Y. V. Theoretical and practical approaches to the formation of ecological consciousness of the future specialists in the sphere of service. - Samara: Publishing house "Income Press, 2010. - 296 p.

4. Simonov Yu.V. Ecological worldview and environmental consciousness. - Samara: the branch of GOU VPO "MGUS", Publishing house "INCOME-PRESS", 2006. - 172 p.

5. Simonov Yu., Simonov, T. I., the Formation of ecological consciousness of students of the pedagogical University. - Samara, Univ Sangpo, 2002, 232 p

6. Tatarova G. Methodology of data analysis in sociology. - M.: NOTA BENE, 1999.-

7. Yadov V. A. Sociological research: Methodology, program, methods. -

Samara: Publishing House Sangpo, 1995. - 132 p. 5

5

26105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.