Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/ekologiya-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-26105/
УДК 547 (076.2)
Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития
© 2015 Симонов Юрий Владимирович
профессор, кандидат биологических наук Самарский государственный экономический университет E-mail: yuriisimonov@bk. ru
© 2015 Воронина Анна Николаевна
студентка 3 курса
Самарский государственный экономический университет
© 2015 Алексеева Елена Олеговна
студентка 3 курса
Самарский государственный экономический университет
Ключевые слова: экологическое сознание, экологический кризис, индекс уверенности
Аннотация: рассмотрена динамика индекса уверенности студентов в
возможности преодоления причин и последствий экологического кризиса.
Dynamics of the index of confidence in the minds of students SGEU on
sustainable development
© 2015 Simonov Yuri Vladimirovich
Professor, candidate of biological Sciences Samara state University of Economics E-mail: [email protected]
© 2015 Voronina Anna Nikolaevna
3rd year student
Samara state University of Economics
© 2015 Alekseeva Elena Olegovna
3rd year student
Samara state University of Economics 1
1
26105
Экология и безопасность жизнедеятельности
Keywords: environmental consciousness, ecological crisis, the confidence index.
Abstract: dynamics of the index of confidence of students in the possibility of overcoming the causes and consequences of ecological crisis.
Выходные сведения статьи:
Симонов Ю.В., Воронина А.Н., Алексеева Е.О. Динамика индекса уверенности в сознании студентов СГЭУ по проблемам устойчивого развития. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL: http://regrazvitie.ru/ekologiya-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-26105/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Современную ситуацию в образовании в свете глобальных экологических проблем современности можно и надлежит привязывать к фактору формирования у студентов способности к поиску способов и средств компенсации природе последствий негативных результатов человеческой деятельности. Критерием освоения окружающей среды должна быть сама природа, ее состояние и будущее. Социально-педагогическая суть этого критерия видится в совместимости познавательного и ценностного в сознании студента, в соотносимости научного знания с конструктивной практикой преобразования природы.
Экологическое сознание человека как сложное целостное образование обладает собственной структурой: научное, оценочно-нормативное и практическое сознание. Экологические знания определяют содержание научного сознания ценности и нормы: содержания нормативно-оценочного сознания. Практическое сознание в форме социально-экологического опыта обслуживает практическую деятельность человека [1].
Основу экспериментальной работы, базировавшейся на реализации принципов интеграции различного типа научного знания с экологической составляющей, единства теории и практики, рефлексивной направленности учебного процесса, ориентации на ценность научного знания, реализации межпредметных связей, составляла идея о том, что формирование экологического сознания студентов имеет смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию экологических проблем, к выражению личностного отношения к ним, к диалогу с природой [3,5].
В этом контексте нами были проведены исследования формирования экологического сознания студентов направлений подготовки 080100.62 двух профилей - «Экономика и управление инвестициями» (контрольная группа) и «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» (экспериментальная группа) с помощью методики «Ценностные ориентации» В.А. Ядова [7] и методологии анализа данных в социологии Татаровой Г.Г. [6].
Студенты профиля «Экономика и управление инвестициями» обучались по программе согласно ФГОС, который нацелен на формирование таких общекультурных компетенций как ОК-1, ОК-5 и ОК-13. В то же время программа дисциплины «Экология» у студентов профиля «Мировая экономика
2
26105
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
и внешне-торговые отношения» была реализована с учетом не только общекультурных (ОК-1 и ОК-2), но и практических компетенций (ПК-4, ПК-6 и ПК-10), заимствованных из области общей экологии и основ природопользования профиля 022000.62 «Экология и природопользование».
Студентам было предложено ответить по определенной системе (a -уверен; b - скорее уверен, чем не уверен; c - не знаю, d - скорее не уверен, чем уверен; е - не уверен.) на вопросы, обозначенные в таблице.
Индекс уверенности мы высчитывали по формуле:
J = a (+1) + b (+0,5) + c (0) + d (-0,5) + e (-1)
----------N------------
Таблица - Динамика индекса уверенности...
Показатели Направление подготовки
Экономика и управление инвестициями Мировая экономика и ВТО
входной остаточный входной остаточный
Человечество способно разумно управлять природой 0,131 - 0,038 - 0,350 0,187
Возможно создать стабильную цивилизацию планетарного масштаба 0,184 0,384 - 0,375 0,270
Есть выход из экологического тупика 0,473 0,653 - 0,725 0,458
Можно обуздать пороки человечества, разрушающие природу 0,026 0,076 - 0,100 0,270
где: I - до экспериментальной работы; II - после экспериментальной работы.
Проблемы, которые волнуют студентов, были осознаны ими в результате их практического взаимодействия с миром, с людьми. Эти проблемы, выражая потребности и интересы студентов, указывают на цели их деятельности. Практическое отношение студентов к проблемам составляет содержание их практического сознания, специфика которого заключается в том, что «практическое использование научных знаний требует, как известно, их трансформации в форму прикладных разработок, то есть превращения в практическое сознание» [2].
Исследованием установлено, что студенты профиля «Экономика и управление инвестициями», прошедшие обучение по программе ФГОС, в большей мере, чем ранее (до обучения), не уверены в том, что человечество сможет разумно управлять Природой, что возможность создания стабильной цивилизации планетарного масштаба достаточно проблематична, равно и как то, что есть выход из экологического тупика, и что есть возможность обуздать пороки человечества, разрушающе воздействующие на природу.
Налицо «социальная болезнь» в нашем обществе. «Диалог» между Человеком и Природой как таковой отсутствует. Между тем только диалог 3
3
26105
Экология и безопасность жизнедеятельности
Человека с Природой может стать способом и инструментом сопоставления ценностей природы и культуры, способом разрешения экологических проблем. Такой диалог должен вестись и на мировоззренческом уровне, и на практическом. Диалог станет возможным тогда, когда в основаниях взаимодействия человека с природой будет находиться принцип «Действуй логично, а мысли глобально» [4].
Несмотря на то, что средние индексы уверенности у студентов профиля «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» после завершения обучения по экспериментальной программе не столь велики (см. табл.), мы полагаем, что уверенность студентов в решении этих проблем базируется на экоцентрическом сознании. Главное заключается в том, что они «видят» социальные аспекты данных проблем, что свидетельствует также о становлении у них мировоззрения сотворчества. Резкое смена полярности (минус на плюс) в сознании после обучения указывает на то, что мировоззрение сотворчества ориентирует студентов на сообразование целей человека и тенденций развития мира, на разумное потребление и на диалог с природой.
Формирование экологического сознания студентов имеет смысл лишь через развитие у учащихся способности к познанию экологических проблем, к выражению личностного отношения к ним, к диалогу с природой [5]. Полученные нами данные показывают, что студенты профиля «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» способны «видеть» этический смысл экологических проблем, склонны к синтезу рационально-логического и ценностно-целевого как в своей природоохранительной деятельности, так и в процессе организации экологического образования учащихся. Экоцентрическое сознание адекватно мировоззренческой позиции сотворчества [5].
Овладение студентами опытом формирования экологического сознания осуществляется в русле установок экоцентрического сознания, снимающего противоречие между потребительски-гедонистическим подходом к природе и диалогом с природой, взаимопринятием человека и природы.
Литература:
1. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. - М.: Прогресс, 1982. - 312 с.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. - 480 с.
3. Симонов Ю.В. Теоретические и практические подходы к формированию экологического сознания будущих специалистов сферы сервиса. - Самара: Изд-во «Инсома Пресс», 2010. - 296 с.
4. Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание. - Самара: филиал ГОУВПО «МГУС», Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. - 172 с. 4
4
26105
Региональное развитие • № 2(6) • 2015
http://regrazvitie.ru
5. Симонов Ю.В., Симонова Т.И. Формирование экологического сознания у студентов педагогического университета. - Самара, изд-во СамГПУ, 2002, - 232 с.
6. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.:
NOTA BENE, 1999.-
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология,
программа, методы. - Самара: Издательство СамГПУ, 1995. - 132 с.
References:
1. Gyrdev D. Actual problems of social consciousness. - M.: Progress, 1982. - 312 р.
2. Durabo S. D., Jasvin V. A. Ecological pedagogy and psychology. -Rostov-on-don, 1996. - 480 p.
3. Simonov Y. V. Theoretical and practical approaches to the formation of ecological consciousness of the future specialists in the sphere of service. - Samara: Publishing house "Income Press, 2010. - 296 p.
4. Simonov Yu.V. Ecological worldview and environmental consciousness. - Samara: the branch of GOU VPO "MGUS", Publishing house "INCOME-PRESS", 2006. - 172 p.
5. Simonov Yu., Simonov, T. I., the Formation of ecological consciousness of students of the pedagogical University. - Samara, Univ Sangpo, 2002, 232 p
6. Tatarova G. Methodology of data analysis in sociology. - M.: NOTA BENE, 1999.-
7. Yadov V. A. Sociological research: Methodology, program, methods. -
Samara: Publishing House Sangpo, 1995. - 132 p. 5
5
26105