Региональное развитие • № 1(5) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 1(5), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/ekologiya-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-15103/
УДК 547 (076.2)
Динамика степени субъективных оценок экологического кризиса
в сознании студентов СГЭУ
© 2015 Симонов Юрий Владимирович
профессор, кандидат биологических наук Самарский государственный экономический университет E-mail: yuriisimonov@bk. ru
© 2015 Воронина Анна Николаевна
студентка 3 курса
Самарский государственный экономический университет
© 2015 Алексеева Елена Олеговна
студентка 3 курса
Самарский государственный экономический университет
Ключевые слова: экологическое сознание, ценностные ориентации, устойчивость субъективных оценок.
Аннотация: рассмотрена динамика степени субъективной предрасположенности студентов к решению проблем, поставленных Римским клубом.
Dynamics of the degree of subjective evaluations of the ecological crisis
in the minds of students SSEU
© 2015 Simonov Yuri Vladimirovich
Professor, candidate of biological Sciences Samara state University of Economics E-mail: [email protected]
© 2015 Voronina Anna Nikolaevna
3rd year student
Samara state University of Economics 1
1
15103
Экология и безопасность жизнедеятельности
© 2015 Alekseeva Elena Olegovna
3rd year student
Samara state University of Economics
Keywords: environmental awareness, value orientation, stability of subjective evaluations.
Abstract: the dynamics of the degree of subjective predisposition of students to solve problems posed by the club of Rome.
Выходные сведения статьи:
Симонов Ю.В., Воронина А.Н., Алексеева Е.О. Динамика степени субъективных оценок экологического кризиса в сознании студентов СГЭУ. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 1(5). URL: http://regrazvitie.ru/ekologiya-i-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-15103/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Проблема формирования экологического сознания студентов ВУЗа - социально-педагогическая проблема, решение которой позволит человеку всеобъемлющее восприятие экологических проблем. Такое восприятие должно стать неотъемлемой составной частью мышления и сознания гражданина, превратиться в необходимый компонент общечеловеческой культуры.
Одной из ведущих причин глобальных экологических проблем является сциентистко-технократическое мышление, проникшее во все сферы жизни общества, в том числе и в образование. Технократическое мышление, как подчеркивает В.П. Зинченко, не является «неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Существенной чертой такого мышления является примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями» [3, 4].
Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не то, что заключено в нем самом. Показательно, что в «Стратегии сохранения природы» Международного союза охраны природы (1980) такой пункт, как воспитание людей, находится на последнем месте. Однако, действенность любых мер, принимаемых по защите природы, определяется поведением людей, определяемым уровнем экологической культуры и воспитанности.
В современном общественном экологическом сознании утвердилась так называемая парадигма «человеческой исключительности», для которой характерны антропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм, что проявляется даже у людей, профессионально занимающихся охраной природы.
Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий в технологии взаимодействия с ней. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе [5].
2
15103
Региональное развитие • № 1(5) • 2015
http://regrazvitie.ru
Д. Гырдев, выполнивший анализ сознания на основе синхронности, т.е. вне связи с его развитием, выделил и раскрыл такие инвариантные компоненты сознания, как научное, нормативно-оценочное и практическое сознание [1].
Нами были проведены исследования нормативно-оценочного и практического компонентов экологического сознания студентов направлений подготовки 080100.62 двух профилей - «Экономика и управление инвестициями» (контрольная группа) и «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» (экспериментальная группа) с помощью методики «Ценностные ориентации» В.А. Ядова [6]. Мы взяли идею В.А. Ядова, реализация которой позволяет определить предрасположенность студентов к решению проблем, поставленных Римским клубом.
Оригинальность исследования заключается также в том, что студенты профиля «Экономика и управление инвестициями» обучались по программе согласно ФГОС, который нацелен на формирование таких общекультурных компетенций как ОК-1, ОК-5 и ОК-13. В то же время программа дисциплины «Экология» у студентов профиля «Мировая экономика и внешне-торговые отношения» была составлена с учетом не только компетенций ОК-1 и ОК-2, но и с учетом формирования практических компетенций - ПК-4, ПК-6 и ПК-10 дисциплин «Общая экология» и «Основы природопользования» направления 022000.62.
Фиксированная в социальном опыте человека предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом - это, согласно В.А.Ядову, диспозиции человека. Опора на теорию диспозиционной регуляции деятельности позволяет нам делать вывод о том, каково состояние нормативно-оценочного и практического компонента экологического сознания студентов (см. табл.).
Таблица - Степень (ранг) устойчивости субъективных оценок
Показатели Направление подготовки
Экономика и управление инвестициями Мировая В экономика и !ТО
Входной срез Остаточный срез Входной срез Остаточный срез
Безработица 14 17 11 17-18
Бесконтрольное распространение человека 4 4 18 16
Бюрократизм 17 14 19 4
Военные конфликты 1-3 2 1 19
Голод и недоедание 7 5 16 15
Деградация природной среды 1-3 1 3 5
Инфляция 18 19 17 13-14
Коррупция 11 16 13 17-18
Наркомания 8 12 10 9
Неграмотность населения 12-13 11 7-9 1
Недопонимание опасности эко- 1-3 6 5 7
3
15103
Экология и безопасность жизнедеятельности
бедствий
Недостаток природных ресурсов 6 3 6 8
Неравенство в обществе 16 18 12 12
Преступность 5 13 14 11
Упадок моральных ценностей 15 9 7-9 2
Утрата веры в будущее 19 10 4 6
Устаревшая система образования 12-13 15 2 3
Энергетический кризис 9-10 8 7-9 10
Ядерное оружие 9-10 7 15 13-14
где: I - до экспериментальной работы; II - после экспериментальной работы
Исходя из анализа результатов исследования, следует, что студенты профиля «Экономика и управление инвестициями» не видят причин экологического кризиса ни в начале обучения, ни по его завершению, делая акцент на констатацию фактов. Так, основными причинами экологического кризиса они видят в военных конфликтах, деградации природы и недопонимании опасности экологических бедствий. В то же время вне поля зрения остаются такие важнейшие причины экологического кризиса как неграмотность населения, устаревшая система образования и упадок моральных ценностей.
У студентов профиля «Мировая экономика и внешне-торговые отношения», получавшие знания по «знаньевой» программе, при определенном сходстве в оценке некоторых причин экологического кризиса в начале обучения, при срезе остаточных знаний четко просматривается не только оценочный компонент экологического сознания (неграмотность населения, устаревшая система образования и упадок моральных ценностей), но и готовность к изменению существующего порядка в отношении человека и природы: преодоления бюрократизма в решении экологических проблем, решения проблем рационального природопользования и т.д. Совершенно очевидны несомненные успехи в становлении экологической культуры.
Экоцентрическое экологическое сознание - это система представлений о мире, для которой характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [2], что и продемонстрировали студенты экспериментальной группы.
Литература:
1. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. - М.: Прогресс, 1982. - 312 с.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. - 480 с. 4
4
15103
Региональное развитие • № 1(5) • 2015
http://regrazvitie.ru
3. Зинченко В.П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования // Современная высшая школа. - Варшава, 1990. №1(69). С. 85-91;
4. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. №2. С.15-36.
5. Симонов Ю.В. Экологическое мировоззрение и экологическое сознание. - Самара: филиал ГОУВПО «МГУС», Изд-во «ИНСОМА-ПРЕСС», 2006. -172 с.
6. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - Самара: Издательство СамГПУ, 1995. - 132 с.
References:
1. Gyrdev D. Actual problems of social consciousness. - M.: Progress, 1982. -312 p.
2. Durabo S. D., Jasvin V. A. Ecological pedagogy and psychology. - Rostov-on-don, 1996. - 480 p.
3. Zinchenko V. P. Education and spirituality: the consciousness as an object of interdisciplinary research // Modern high school. Warsaw, 1990. No. 1(69). Pp. 8591.
4. Zinchenko V. P. the Worlds of consciousness and the structure of consciousness // Questions of psychology. 1991. No. 2. Pp. 15-36.
5. Simonov Yu.V. Ecological worldview and environmental consciousness. -Samara: the branch of GOU VPO "MGUS", Publishing house "INCOME-PRESS", 2006. - 172 p.
6. Yadov V. A. Sociological research: Methodology, program, methods. - Samara: Publishing House Sangpo, 1995. - 132 p. 5
5
15103