КАТУНИНА Наталия Павловна,
Профессор кафедры физкультурно-спортивных и медико-биологических дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,
e-mail: npkatunina@mail.ru
АНДРИАНОВ Владимир Александрович,
Преподаватель кафедры физической подготовки Казанского юридического института МВД России,
e-mail: wladimiraw@mail.ru
АЛЕШИН Евгений Александрович,
Преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России,
e-mail: sir.evgen-2017@yandex.ru
КОНОВАЛОВ Алексей Иванович,
Преподаватель кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, e-mail: Lexa_begyn07@mail.ru
СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ БЕГУНОВ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассмотрены пути и формы адаптивного совершенствования бегунов к анаэробной нагрузке, на начальном этапе подготовленности.
Проведен анализ с предыдущими научными исследованиями в вопросах воздействия и применения различных методик, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата.
Определена роль относительного определения показателей частоты сердечных сокращений в момент тренировочного процесса.
Тщательно рассмотрен вопрос адаптивного применения тренировочного режима для групп с разной степенью подготовленности.
Особое внимание сосредоточено на восстановительном процессе на принципах оптимизации процессов пост нагрузочного восстановления и повышения физической работоспособности.
Ключевые слова: физическая культура, самоподготовка, аэробная нагрузка, метод, планирование, тренировка, адаптация, режим.
KATUNINA Natalia Pavlovna,
Professor of the Department of Physical Education, Sports and Biomedical Disciplines, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
ANDRIANOV Vladimir Alexandrovich,
Lecturer at the Department of Physical Training Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ALESHIN Evgeny Alexandrovich,
Lecturer at the Department of Physical Training and Sports Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-329-333 NIION: 2018-0076-7/23-546 MOSURED: 77/27-023-2023-7-546
KONOVALOV Alexey Ivanovich,
Lecturer at the Department of Physical Training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE DEGREE OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE ENDURANCE IN BEGINNER RUNNERS DURING SELF-TRAINING
Annotation. The article discusses the ways and forms of adaptive improvement of runners to anaerobic load, at the initial stage of preparedness.
An analysis was carried out with previous scientific research on the impact and application of various methods aimed at strengthening and developing the musculoskeletal system.
The role of the relative determination of heart rate indicators at the time of the training process is determined.
The issue of adaptive application of the training regimen for groups with different degrees of preparedness has been carefully considered.
Particular attention is focused on the recovery process on the principles of optimizing the processes of post-stress recovery and increasing physical performance.
Key words: physical culture, self-training, aerobic exercise, method, planning, training, adaptation, regimen.
Введение
Сейчас, наверное, нет человека, который не знал бы, что движение - это жизнь, что занятия физической культурой и спортом делают нас здоровыми, и наконец, красивыми. Но, увы, далеко не каждый бегает по утрам, ходит в спортивный зал или плавает в бассейне.
Многие с большим удовольствием хотят вести двигательно-активный и здоровый образ жизни. Но у большинства не выработаны необходимые навыки, им не хватает специальных знаний. К тому же проблемой нашей современности стала многоуровневая занятость, не каждый сегодня может позволить поход в спортивный зал, поэтому каждый ищет приемлемые пути решения, такие как утренний бег не требующий специального спортивного инвентаря, еще одним из популярных видов спортивного увлечения стала езда на велосипеде, сейчас во всех городах проектируются специально отведенные велодорожки они как артерии пронизывают наши города и поселки.
Касаясь вопроса образовательных организаций на сегодняшний день, всеобщее внимание уделяется самостоятельной физической активности, самостоятельные тренировки как способ все доступности и возможность решения педагогических задач.
Рассмотрим самоподготовку на примере массового бега на длинные дистанции.
Ежегодно издаются и переиздаются десятки книг, в содержании которых каждый может найти
комплексный подход по актуальным вопросам тренировки.
Бег, спортивная ходьба с каждым годом, становятся всеобще востребованными. Долгие годы ученные были заняты изучением проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных и элитных бегунов или с отбором и тренировкой юных спортсменов. А вот комплексных знаний для самостоятельной подготовки остро не хватало [1].
Сегодня же в сети интернет можно найти огромное количество информации по самостоятельной подготовке, и, причем сравнительный материал идет от известных спортсменов прошедших весь путь со своими выводами и методиками подготовки, при этом, не требуя для себя нечего в замен. Так же существует все доступность подбора подходящих тренировочных циклов, которыми активно пользуются во время самоподготовки учащиеся образовательных организаций.
Методы и организация исследования
Часто задаваемые вопросы как долго как часто и как быстро? Должны, проводится самостоятельные занятия в беге, конечно, целесообразно задавать вопрос в соответствии с преследующей целью. Каждый должен понимать что, в бессмысленной гонке за результатами, можно навредить самому себе.
В качестве эксперимента для определения эффективности воздействия, самостоятельных занятий аэробными тренировками, нами принято решение о внедрении в испытуемые группы, в состав которых вошли обучающееся высших
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
образовательных организаций, в качестве эксперимента разработанные нами программы адаптивного развития в беге на длинные дистанции. Участники эксперимента были разбиты в соответствии с их подготовленностью, по итогу у
15%
30%
70%
50%
нас сформировалось четыре группы с разной степенью развития [2].
Процентное соотношение подготовленности испытуемых групп на начало проведения эксперимента.
■ первая группа
■ вторая группа третья группа
■ четвертая группа
Для каждой из групп был составлен план тренировок, рассчитан он на три месяца.
Целью нашего эксперимента являлось выявление положительного воздействия от методического распределения аэробных нагрузок.
При отборе во время предварительного формирования участников по группам, у нас образовалось четыре группы, которые распределились по следующим признакам: высокий уровень подготовленности; средний уровень подготовленности; уровень ниже среднего, и низкий уровень подготовленности.
Перед началом эксперимента все организаторы с большим интересом высказывали свое мнение о ходе прохождения испытания. Предварительные предположения об итоговых результатах коснулись каждой из групп, единство мысли прозвучало в ожидании максимального прироста в группе, которая показала самый худший результат на начальном этапе, их динамический рост по нашим расчетам должен был выйти на одну ступень с лидерами по своим показателям [3;4].
Во время занятий у испытуемых мы развивали выносливость. Их ближайшей целью являлось достижение финишной черты без признаков переутомления. Показанный ими результат не брался в расчет, в ходе дальнейших тренировок планировалось увеличение объема бега.
Понятно, что более высокие нагрузки (если они, конечно, не превышают определенного оптимума) могут привести к лучшим результатам.
Опытным путем каждый должен определить степень распределения сил. И поэтому нельзя забывать без выполнения минимума трудно рассчитывать на максимум. Тот, кто освоил повышенный объем беговых нагрузок, сможет удержать более высокий темп.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
Отстающим по своим показателям мы обусловили для начала дистанцию в 3км, в сумме выходило не более 9км. в неделю. Постепенно, с ростом тренированности суммарная нагрузка увеличивалась на 10-15% от объема, до 15 км, в неделю. В полнее естественно повышенные нагрузки не должны быть постоянными.
Возможно, что бегуну не подходит рекомендация по постепенному увеличению бега на 5-10%, в таком случае необходимо прийти к темпу который позволит достигать намеченного расстояния. Для всех остальных групп мы подготовили каскадный подход тренировок, все наши испытуемые выполняли бег с высоким темпом, далее нагрузка шла на спад. Гибкий подход к нагрузкам позволяет сохранить работоспособность и методично двигаться вперед [5].
Всем бегунам было рекомендовано завести дневник, регулярные записи дисциплинируют бегуна, помогают учитывать выполненные нагрузки и анализировать их, определяя степень эффективности тренировочного процесса. С целью контроля за испытуемыми мы проводили измерение пульса, для нас было важно для каждого индивидуально определить тренировочный пульс
За основу были сняты показания пульса в покое, у профессионально подготовленных бегунов ЧСС в покое значительно ниже и составляет 40-50 уд/мин, далее мы учли показатели во время максимальной нагрузки, это когда сердце работает на пределе возможностей и не может обогащать мышцы кислородом. У квалифицированных бегунов максимальный показатель равен примерно 220 уд/м. Для расчета начинающих бегунов пульс не должен превышать показатель определяющийся по форме 220 минус возраст [6;7].
анализ первоочередных результатов, промежуточных и итоговых.
По прошествии трех месяцев нашего эксперимента мы провели разбор в каждой группе испытуемых, в группах присутствовали участники значительно быстрее адаптирующиеся к аэробной нагрузке и претендующие на переход в более подготовленную группу, но для чистоты эксперимента, нами принято решение не перемещать данных испытуемых.
Итак, по результатам нашего эксперимента практически все участники улучшили свою способность к длительным аэробным нагрузкам, как мы и предполагали исходя из анализа, выведенной гистограммы соразмерно значительный прирост, показала группа, имеющая наименьший показатель подготовленности на начальной стадии эксперимента.
Гистограмма показателей прироста испытуемых групп
первая группа вторая группа третья группа четвертая группа
■ начальный показатель
■ промежуточный контроль
■ итоговый контроль
При тренировочном пульсе беговые нагрузки аэробного характера обеспечивают необходимый эффект, пределы тренировочного пульса находятся на 80-95 процентах от максимальной величины. Такой подход позволяет эффективно тренироваться. Контроль за темпом бега можно вести с помощью дыхания, если оно ровное без срывов, то значит темп движения выбран правильно.
Восстановительный пульс предполагает спокойную умеренную нагрузку, он не должен переходить за 100 уд/мин.
Результаты исследования и их обсуждение
На этапе проведения эксперимента мы рассматривали показатели четырех групп, критерием для оценки результативности нашего подхода к самостоятельной подготовке стал сравнительный
Заключение
Основным элементом в самоподготовке должны быть аэробные упражнения. Доказано, что именно они играют огромную роль в укреплении здоровья.
Необходимо помнить, что тренировочные комплексы, обеспечивающие оптимальный двигательный режим, подбираются дифференцированно для различных групп. Используемые формы
тренировок и их дозировка зависят от возраста и подготовленности, поэтому очень важно обращать внимание на самостоятельную подготовку вносить в нее корректировки, основываясь на анализе полученных результатов.
Список литературы:
[1] Полунин А.И. Спортивно-оздоровительный бег. Рекомендации для тренирующихся самостоятельно. - М.: Советский спорт, 2004. - 112с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023
[2] Бальсевич В.К. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры: сб. научн. тр. - М.: СпортАкадем Пресс, 2001. - С. 9.
[3] Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии: Учебное пособие. / Ю.А. Гагин. - 2-е изд. - СПб.: СПбГУПМ, Балт. пед. академия, 2000. - 222 с.
[4] Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (116) ■ Часть 3 ■ Февраль 70 Образования / Б.Р. Голощапов - 10-е изд., стар. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
[5] Гайдаш А.И. Проявление интереса у обучающихся в образовательных организациях к физической культуре как к отдельной педагогической науке // В сборнике: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. Материалы двадцать восьмой Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2023. С. 80-83.
[6] Гайдаш, А.И. Современные теоретические подходы в изучении феномена «физическая культура» и их реализация в педагогическом процессе // НАУКА РОССИИ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Сборник научных трудов по материалам XXI международной научной конференции. Екатеринбург, 2020. С. 17-20.
[7] Гайдаш А.И. Современная проблематика сохранения здоровья и качества жизни студенческой молодежи // В сборнике: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. Казань, 2023. С. 359-361.
[8] Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб.пособ. / Э.Б. Кайнова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М., 2009. - 208 с.
Spisok literatury:
[1] Polunin A.I. Sportivno-ozdorovitel'nyj beg. Rekomendacii dlya treniruyushchihsya samostoya-tel'no. - M.: Sovetskij sport, 2004. - 112s.
[2] Bal'sevich V.K. Osnovnye parametry prog-noza kachestvennyh harakteristik specialista otrasli «Fizicheskaya kul'tura i sport» / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Dovuzovskaya podgotovka kak etap razvitiya kadrovoj infrastruktury: sb. nauchn. tr. - M.: SportAkadem Press, 2001. - S. 9.
[3] Gagin YU.A. Konceptual'nyj slovar'-sprav-ochnik po pedagogicheskoj akmeologii: Uchebnoe posobie. / YU.A. Gagin. - 2-e izd. - SPb.: SPbGUPM, Balt. ped. akademiya, 2000. - 222 s.
[4] Goloshchapov B.R. Istoriya fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. Mezhdunarodnyj nauchno-issledova-tel'skij zhurnal ■ № 2 (116) ■ CHast' 3 ■ Fevral' 70 Obrazovaniya / B.R. Goloshchapov - 10-e izd., star.
- M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 320 s.
[5] Gajdash A.I. Proyavlenie interesa u obu-chayushchihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah k fizicheskoj kul'ture kak k otdel'noj pedagogicheskoj nauke // V sbornike: Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy dvadcat' vos'moj Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Irkutsk, 2023. S. 80-83.
[6] Gajdash, A.I. Sovremennye teoreticheskie podhody v izuchenii fenomena «fizicheskaya kul'tura» i ih realizaciya v pedagogicheskom processe // NAUKA ROSSII: CELI I ZADACHI. Sbornik nauchnyh trudov po materialam XXI mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg, 2020. S. 17-20.
[7] Gajdash A.I. Sovremennaya problematika sohraneniya zdorov'ya i kachestva zhizni stu-dencheskoj molodezhi // V sbornike: Problemy i pers-pektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoj trenirovki i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Sbornik materialov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h tomah. Kazan', 2023. S. 359-361.
[8] Kajnova E.B. Obshchaya pedagogika fizicheskoj kul'tury i sporta: ucheb.posob. / E.B. Kajnova.
- M.: ID «FORUM»: INFRA - M., 2009. - 208 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023